Научная статья на тему 'Экологическая проблематика в фантастическом дискурсе'

Экологическая проблематика в фантастическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
620
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА / ECOLOGICAL SCIENCE FICTION / FANTASTIC DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Елена Валерьевна

Рассматривается возможность выделения экологической фантастики в особый подвид научной фантастики в рамках фантастического дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Science Fiction in Fantastic Discourse

The article considers the possibility of understanding ecological science fiction as a special part of science fiction within the fantastic discourse.

Текст научной работы на тему «Экологическая проблематика в фантастическом дискурсе»

этому оно никак не ассоциируется с пролитой кровью, и в этом значении оппозиция «золото - серебро» снимается на уровне контекста.

Список литературы

1. Дыбо, А. В. Основные цветообозначения в кельтских языках / А. В. Дыбо, Т. А. Михайлова, Ю. В. Норманская // Моск. лингв. журн. Т. 6, № 1. С. 4-30.

2. Новый большой англо-русский словарь: в 3 т. / под ред. Ю. Д. Апресяна. М., 1993. Т. 2. 829 с.

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1998. 940 с.

4. Oxford Concise Dictionary of English Etymology. Oxford, 2003. 552 p.

Список источников

1. Шекспир, В. Избр. соч. / пер. с англ. С. М. Соловьева; примеч. А. А. Смирнова. Т. 1. М. ; Л., 1938. С. 191-314.

2. Шекспир, В. Избранные произведения / пер. с англ. М. М. Лозинского; примеч. М. П. Алексеева и А. А. Смирнова. М. ; Л., 1950. С.502-647.

3. Шекспир, У. Макбет. Антоний и Клеопатра. Кориолан. / пер. с англ. Б. Л. Пастернака. М., 2001. С. 5-128.

4. Шекспир, У. Полн. собр. соч.: в 8 т. / пер. с англ. Ю. Корнеева; примеч. А. А. Смирнова и А. А. Аникста. М., 1960. Т. 7. 110 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328).

Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 145-147.

Е. В. Иванова

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ФАНТАСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», государственный контракт № 16.740.11.0761

Рассматривается возможность выделения экологической фантастики в особый подвид научной фантастики в рамках фантастического дискурса.

Ключевые слова: фантастический дискурс, экологическая фантастика.

С точки зрения когнитивной лингвистики дискурс представляет собой «речемыслительный процесс, объективированный во множестве текстов, связанных друг с другом общими стратегиями порождения и понимания, имеющими согласующуюся с этими стратегиями внутреннюю организацию и служащими для генерирования и передачи смысла, а также для декодирования других текстов» [4. С. 11]. Фантастический дискурс в рамках художественного дискурса есть совокупность множества фантастических произведений, находящихся в постоянном взаимодействии между собой и другими видами дискурса, основной задачей которых является создание

фантастической (альтернативной) реальности с целью художественного воздействия на читателя.

Фантастическая литература в наше время пользуется огромной популярностью среди читателей разного возраста, социального положения, пола. Наиболее удачно, на наш взгляд, объяснили «модность» фантастической литературы братья Стругацкие, дав следующее определение фантастики: «Фантастика есть отрасль литературы, подчиняющаяся всем общелитературным законам и требованиям, рассматривающая общие литературные проблемы (типа: человек и мир, человек и общество и т. д.), но характеризующаяся специфическим

литературным приемом - введением элемента необычайного» [5. С. 137].

Популярность фантастики объясняет наличие целого ряда видов, подвидов и течений фантастической литературы. Хотя некоторые ученые называют эти разновидности жанрами литературы, например, «жанр научной фантастики» [1], мы полагаем, что это неправомерно, жанром традиционно называется только определенный тип произведения - роман, рассказ, повесть.

Единой классификации видов фантастического дискурса на нынешний момент не существует, и это объясняется наличием множества критериев для классификации, а также многообразием форм фантастики и различными интерпретациями роли фантастического элемента в художественном тексте. Научно-технический прогресс также порождает новые литературные направления. Так, сегодня на передний план все чаще выходят биологическая и экологическая фантастика.

Экологическая проблематика становится универсальной в науке и литературе, она проникает в нашу повседневную жизнь и «объединяет ученых: физиков, химиков, биологов и инженеров с представителями гуманитарного познания и всех видов искусств и культуры независимо от их расовой и национальной принадлежности. И если идет речь о единстве художественной мысли нашей эпохи, то нужно сказать, что оно реализуется и через экологическую тему. Искусство, посвященное экологии, использует язык, доступный всему человечеству, чьей целью должно быть объединение во имя сохранения природы»,

- пишет Э. Константинова в предисловии к сборнику «Холод и пламя» и продолжает: «Сегодняшняя художественная фантастика на экологические темы является оправданно антиутопической, иногда даже диаболической. В ней утверждаются не технические и научные, а нравственные ценности» [2. С. 5].

Выделение экологической фантастики в отдельный вид фантастического дискурса, как предлагают некоторые исследователи и читатели, кажется нам нецелесообразным, поскольку экологические мотивы обнаруживаются практически в любом произведении любого автора. Вопросы экологии как науки затрагиваются в таком случае только в единичных произведениях. При этом вполне обоснованным нам представляется назвать экологическую фантастику подвидом научной фантастики,

наряду с биологической, социальной, научно-технической и естественно-научной, и относить к экологической фантастике только те произведения, которые раскрывают проблемы взаимоотношений живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Среди наиболее распространенных образов будущего в произведениях экологической фантастики встречаются три основных экологических мотива: 1) ядерная катастрофа и ее радиоактивные последствия (образ мира после ядерной катастрофы, люди, которые живут глубоко под землей или становятся мутантами); 2) торжество компьютерного разума, окончательно истощившего природные ресурсы, умирающая планета; 3) постепенное и целенаправленное низведение к нулю всех экологических показателей самим человеком (погибающая планета. жители которой часто вынуждены покинуть ее в поисках другой, более подходящей для жизни, или заняты поисками чистых экологических источников в других временах и измерениях) [3. С. 42].

Типичным примером экологической фантастики, где экологическая тематика является сюжетообразующей, выступает роман «Der Schwarm» («Стая») немецкого писателя Франка Шетцинга. Достаточно нескольких строк аннотации, чтобы без сомнений отнести его к экологической фантастике:

«Ein peruanischer Fischer verschwindet auf offener See. Heerscharen hochgiftiger Quallen belagern die Kuste Australiens. Vor Kanada ble-iben die Wale aus. Erst mit wochenlanger Ver-spatung treffen sie ein, doch die Tiere verhalten sich ungewohnt aggressiv. Unterdessen findet ein Olbohrteam am Grund der norwegischen See selt-same Wurmer mit gewaltigen Zangenkiefern, die sich zu Millionen in den Meeresboden graben. Wie hingezaubert scheinen sie dem Biologen Sigur Jo-hanson, der die Tiere untersucht, um herauszufin-den, ob von ihnen eine Gefahr fur die Offshore-Industrie ausgeht. Johannson ahnt, dass hinter den Anomalien mehr steckt als eine Reihe kurioser Zufalle: Etwas wendet das Leben im Meer gegen den Menschen. Zu ahnlichen Schlussen gelangt auch der indianische Walforscher Leon Anawak, der sich uber Nacht mit dem Zusammenbruch des Waltourismus, fanatischen Umweltschutzern und dem amerikanischen Militar herumschlagen muss, das plotzlich einen Mantel des Schwei-gens uber die Vorfalle zieht. Offenbar wissen die Regierungen der USA und Kanadas mehr uber die Bedrphung aus den Ozeanen: Eine Katastrophe

dammert herauf, die den Fortbestand der men-schlichen Rasse in Frage stellen konnte. Doch wer oder was lost sie aus? Die Wissenschaftler mus-sen erkennen, dass der Mensch uber den Planeten, den er vermeintlich beherrscht, weniger weifi als uber den Weltraum» [7] (ср. аннотация для русского варианта романа: «Перуанский рыбак исчезает в открытом море. Полчища ядовитых медуз осаждают берега Австралии. В Канаде мирные киты превратились в агрессоров. На дне Норвежского моря появились миллионы червей с мощными челюстями - и они мешают нефтедобыче. Различные ученые предполагают, что за этими аномалиями кроется нечто большее, - что-то натравливает обитателей морей на человека. Под вопросом оказывается дальнейшее существование рода человеческого. Но кто или что развязывает катастрофу, исходящую из океана? В поисках виновника ученые и военные сталкиваются с худшими из своих кошмаров и сознают: о подводном мире своей планеты мы знаем еще меньше, чем о космосе...» [6]).

Экологическая проблематика в фантастическом дискурсе имеет склонность к превращению в постапокалиптику. Постапокалиптика

- вид научной фантастики, в котором действие развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу. Основным признаком постапока-липтики является развитие сюжета в мире, в прошлом которого цивилизация достигла высокого уровня социального и технического развития, но затем пережила некую глобальную катастрофу, в результате цивилизация и большинство созданных ею богатств были уничтожены. В качестве катастрофы, уничтожившей мир, чаще всего используются третья мировая война с применением оружия массового поражения, вторжение инопланетного разума, восстание машин под предводительством искусственного интеллекта, пандемия, падение астероида, появление доисторических чудовищ, климатическая или иные катастрофы.

Типичный постапокалиптический сюжет начинает развиваться, как правило, спустя значительное время после катастрофы, когда ее «поражающие факторы» сами по себе уже перестали действовать. В том или ином виде до читателя (зрителя) обычно доводится в сжатом виде история общества с момента катастрофы: непосредственно за ней следует период дикости, затем выжившие концентрируются вокруг сохранившихся источников жизнеобеспече-

ния, стихийно образуются те или иные социальные структуры. К моменту начала сюжета этот процесс уже обычно завершен, на пригодной для жизни территории создался определенный конгломерат сообществ, сложилось более или менее устойчивое равновесие сил. Пример современного постапокалиптическо-го произведения - культовый роман «Метро 2033» Дмитрия Глуховского и его продолжение «Метро 2034», описывающие жизнь людей на станциях и переходах Московского метрополитена после ядерной войны, произошедшей в 2013 году.

Таким образом, экологическая фантастика оформляется в относительно самостоятельный подвид научно-фантастической литературы, имеет множество точек соприкосновения с другими течениями и направлениями фантастического дискурса, однако характеризуется наличием собственного предмета художественного осмысления - проблемы взаимоотношений живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Интерес для дальнейшего исследования представляют экологические архетипические мотивы и образы, лежащие в основе создаваемых писателя-ми-фантастами альтернативных реальностей.

Список литературы

1. Ибрагимова, Р. М. Пути формирования и развития узбекской научной фантастики : дис. ... канд. филол. наук. Ташкент, 1980. 153 с.

2. Константинова, Э. Холод и пламя : Рассказы. София, 1990. С. 5-10.

3. Косарева, А. Фантастика в аспекте экологических проблем // Бренное и вечное: Экология человека в современном мире : тез. докл. Всерос. науч. конф. Вып. 4. Великий Новгород, 2001. С. 42-44.

4. Олизько, Н. С. Семиотико-синергетическая интерпретация особенностей реализации категорий интертекстуальности и интерди-скурсивности в постмодернистском художественном дискурсе : автореф. дис. . д-ра фи-лол. наук. Челябинск, 2009. 44 с.

5. Стругацкий, А. Фантастика - литература / А. Стругацкий, Б. Стругацкий // О литературе для детей. Вып. 10. Л., 1965. С. 131-141.

6. Шетцинг, Ф. Стая / пер. с нем. Т. Набат-никовой. 2-е изд., испр. М., 2005. 861 с.

7. Schatzing, Frank. Der Schwarm. Fischer Taschenbuch Verlag. 24. Auflage. 2012. 989 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.