Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЧЕРНОЗЕМЬЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Самарина Вера Петровна, Ильичева Елена Вячеславовна

В статье проанализировано содержание стратегий социально-экономического развития регионов южной части Центральной России, входящих в Центрально-Черноземный экономический район, на предмет выявления особенностей механизмов реализации экологической политики. Центральное Черноземье выбрано в качестве объекта исследования из-за многолетнего комплексного антропогенного вмешательства в природные экосистемы, связанного с производственной необходимостью и обеспечением жизнедеятельности населения территории. Антропогенная нагрузка на природные компоненты регионов Центрального Черноземья отличается комплексностью, долговременностью и разнообразием. Институтами практической реализации национальной экологической политики часто являются региональные стратегии социально-экономического развития. Они стратегии разрабатываются с учетом региональных возможностей на основе национальных приоритетов в сфере экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования. Авторами определены экологические приоритеты регионального нормотворческого процесса. Проведенное сравнение экологических аспектов стратегий социально-экономического развития показывает, что основными общими приоритетами в Центральном Черноземье можно считать природоохранную деятельность, рациональное природопользование, в том числе - недропользование и использование земель в сельском хозяйстве, ликвидацию имеющегося и предотвращение нового загрязнения природных сред. Экологическая политика регионов Центрального Черноземья рассматривается через призму создания населению максимально комфортных условий проживания. При этом экологические стратегические цели неотторжимы от целей экономических - развития региональной и национальной экономики. Показано, что, развивая нормотворческие процессы, центральночерноземные регионы должны учесть, с одной стороны - накопленный опыт других субъектов Российской Федерации, с другой стороны - существующую федеральную нормативно-правовую базу, а с третьей стороны - собственную региональную специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL POLICY IN THE STRATEGIES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CENTRAL BLACK EARTH REGIONS

The paper analyzes the content of the strategies of the socio-economic development of the regions of the southern part of Central Russia, parts of the Central Black Earth Economic Region, in order to identify the features of the mechanisms for the environmental policy realization. The Central Black Earth Region was chosen as an object of the research because of long-term complex anthropogenic interference in natural ecosystems associated with production necessity and provision of vital activity for the population of the territory. The anthropogenic load on the natural components of the Central Black Earth regions is complex, durable and diverse. Institutions for the practical realization of the national environmental policy are often regional strategies for socio-economic development. Strategies are developed taking into account regional opportunities based on national priorities in the field of both environmental safety, environmental protection, and rational use of natural resources. The authors have identified environmental priorities of the regional rule-making process. A comparison of the environmental aspects of socio-economic development strategies shows that the main general priorities in the Central Black Earth regions can be considered environmental protection, rational nature management, including subsoil use and land use in agriculture, elimination of existing pollution and prevention of new environmental one. The ecological policy of the Central Black Earth regions is considered through the prism of creating the most comfortable living conditions for the population. At the same time, environmental strategic goals are inseparable from economic ones - the development of regional and national economies. It has been shown that, while developing rule-making processes, the Central Black Earth regions should take into account, on the one hand, the accumulated experience of other constituent entities of the Russian Federation, and on the other hand, the existing federal legal framework, and finally, their own regional specifics.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №4, Том 13 / 2021, No 4, Vol 13 https://esj.todav/issue-4-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/15ECVN421.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Самарина В.П., Ильичева Е.В. Экологическая политика в стратегиях социально-экономического развития регионов Центрального Черноземья // Вестник Евразийской науки, 2021 №4, https://esj.today/PDF/15ECVN421.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Samarina V.P., Ilyicheva E.V. (2021). Environmental policy in the strategies of socio-economic development of the Central Black Earth Regions. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(13). Available at: https://esj.today/PDF/15ECVN421 .pdf (in Russian)

УДК 332.021

Самарина Вера Петровна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова, Старый Оскол, Россия

Профессор

Доктор экономических наук, доцент E-mail: Samarina_vp@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8901-5844 РИНЦ: https://elibrary.ra/author_profile.asp?id=176481 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/M-7140-2019 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=6507930731

Ильичева Елена Вячеславовна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова, Старый Оскол, Россия

Профессор

Доктор экономических наук, профессор E-mail: ev.ilicheva@yandex.ru

Экологическая политика в стратегиях социально-экономического развития регионов Центрального Черноземья

Аннотация. В статье проанализировано содержание стратегий социально-экономического развития регионов южной части Центральной России, входящих в Центрально-Черноземный экономический район, на предмет выявления особенностей механизмов реализации экологической политики. Центральное Черноземье выбрано в качестве объекта исследования из-за многолетнего комплексного антропогенного вмешательства в природные экосистемы, связанного с производственной необходимостью и обеспечением жизнедеятельности населения территории. Антропогенная нагрузка на природные компоненты регионов Центрального Черноземья отличается комплексностью, долговременностью и разнообразием. Институтами практической реализации национальной экологической политики часто являются региональные стратегии социально-экономического развития. Они стратегии разрабатываются с учетом региональных возможностей на основе национальных приоритетов в сфере экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования. Авторами определены экологические приоритеты регионального нормотворческого процесса. Проведенное сравнение экологических аспектов стратегий социально-экономического развития показывает, что основными общими приоритетами в Центральном Черноземье можно считать природоохранную деятельность, рациональное

природопользование, в том числе — недропользование и использование земель в сельском хозяйстве, ликвидацию имеющегося и предотвращение нового загрязнения природных сред. Экологическая политика регионов Центрального Черноземья рассматривается через призму создания населению максимально комфортных условий проживания. При этом экологические стратегические цели неотторжимы от целей экономических — развития региональной и национальной экономики. Показано, что, развивая нормотворческие процессы, центральночерноземные регионы должны учесть, с одной стороны — накопленный опыт других субъектов Российской Федерации, с другой стороны — существующую федеральную нормативно-правовую базу, а с третьей стороны — собственную региональную специфику.

Ключевые слова: региональная экологическая политика; региональная экологическая безопасность; региональная стратегия социально-экономического развития; Центральное Черноземье

Введение

Актуальность представленного исследования определяется следующим. Антропогенная деятельность в Центральном Черноземье приводит к постоянному и комплексному воздействию на природную среду. Экосистемы территории юга России устойчивы, как никакие другие. Природная среда довольно устойчива и способна к более активному самовосстановлению, чем в высоких широтах [1; 2]. Однако сильное и постоянное антропогенное воздействие способно нарушить даже сильную устойчивость.

Учитывая необходимость решения экологических проблем, а также приоритетные направления государственной политики, определенные в документах стратегического планирования федерального уровня, в Российской Федерации определена экологическая стратегия, представляющая собой совокупность конкретных целей и задач в природоохранной сфере. На основе стратегии строится экологическая политика, представляющая собой комплекс механизмов решения задач и достижения поставленной цели. Механизмы, цели и ожидаемые результаты практической реализации экологической политики отражаются в соответствующих политико-программных и нормативно-правовых документах, в том числе — в региональных стратегиях социально-экономического развития.

Цель исследования заключается в выявлении и анализе институтов реализации экологической политики регионов Центрального Черноземья, отраженных в их стратегиях социально-экономического развития.

В процессе достижения цели были решены следующие задачи:

• проанализировать содержание стратегий социально-экономического развития регионов Центрального Черноземья на предмет выявления региональных особенностей механизмов реализации экологической политики;

• определить экологические приоритеты нормотворческого процесса в регионах Центрального Черноземья.

Материал и методы исследования

Объектами нашего исследования являются регионы южной части Центральной России, входящие в Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧЭР) (рис. 1).

Рисунок 1. Регионы Центрального Черноземья (по материалам Воронежской региональной общественной организации1)

Как мы подчеркивали в более ранних своих работах, в современной России экономические районы не являются объектами государственного управления [3]. Однако их роль как объектов научных исследований остается. Это объясняется тем, что в экономические районы объединены субъекты Российской Федерации, имеющие не только сопредельные территории, но сходные природные, геополитические, социально-экономические условия развития.

Предметом исследования стала экологическая политика регионов Центрального Черноземья Российской Федерации, отраженная в их стратегиях социально-экономического развития.

Методы исследования прямо связаны с предметом, целью и задачами. Исследование базируется на общих и общенаучных методах, на которых мы останавливаться не будем в силу их предопределенности в любом научном исследовании. Среди междисциплинарных методов отметим холистический, который позволил нам рассмотреть процесс реализации экологической политики в качестве целостного регулятора социально-экономического развития регионов. В качестве специального мы использовали прогнозно-исторический метод, который позволил оценить предполагаемые результаты реализации экологической политики в логической последовательности исходя из сложившейся в каждом регионе ситуации.

1 В защиту Черноземья: Сайт Воронежской региональной общественной организации. URL: http://vzch.ru/aboutl/.

15ECVN421

Результаты исследования и их обсуждение

Антропогенная нагрузка на природные компоненты регионов Центрального Черноземья отличается комплексностью, долговременностью и разнообразием [4-6]. Территория имеет все предпосылки для активной антропогенной деятельности. Богатые черноземные почвы, равнинный ландшафт, умеренно континентальный климат с относительно мягкой снежной зимой и теплым влагообильным летом предопределили интенсивное развитие сельскохозяйственного производства. На основе местного и привозного сырья развивается пищевая промышленность. Залежи железной руды на территории Курской магнитной аномалии стали основной формирования мощного горно-металлургического кластера, объединяющего горнодобывающие и сталелитейные предприятия. В Черноземье развито машиностроение, самолетостроение, химическое производство, строительство и др. [7-9]. Развитие промышленности и сельского хозяйства привело к возникновению и росту городских и сельских поселений. Производственные и селитебные системы связаны инфраструктурными элементами: дорогами, мостами, водохозяйственными объектами, сооружениями связи и пр.

Институтами практической реализации национальной экологической политики часто являются региональные стратегии социально-экономического развития. Они разрабатываются с учетом региональных возможностей на основе национальных приоритетов в сфере экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Экологическая политика Липецкой области исходит из того, что в регионе сложилась высокая экологическая напряженность, вызванная существенной техногенной нагрузкой. Область лидирует среди регионов ЦЧЭР по загрязнению атмосферного воздуха и поверхностных водотоков. Многолетние экологические проблемы имеют устойчивую тенденцию к обострению. Признавая это, региональные власти намерены, по крайней мере, снизить остроту экологической напряженности. Намеченные результаты очень разнообразны: от конкретных и прикладных (например, ликвидация свалок, увеличение доли вторично используемых отходов, или реализация энергосберегающих мероприятий) до комплексных и системных (например, комплексный мониторинг загрязнений или повышение экологической культуры населения)2. В результате планируется, что к 2035 году в регионе произойдет существенное улучшение экологической обстановки. Сформировавшееся экологическое мышление общества позволит воспринимать окружающую среду как залог обеспечения индивидуального и общественного здоровья.

В Стратегии социально-экономического развития Белгородской области воссоздание окружающей среды, благоприятной для жизнедеятельности человека, является одной из основных задач социально-экономического развития 3 . Неблагополучная экологическая ситуация признана особым риском для развития региона. Экологическим рискам в последние годы уделяется особо пристальное внимание — их ослабление становится одной из основных задач государственного управления [10; 11]. Экологическую политику Белгородской области предполагается развивать в двух основных направлениях: во-первых, экологизация экономического развития, а во-вторых, экологизация среды проживания населения. Существенное антропогенное изменение природной среды требует от региональных властей

2 Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2024 года: Закон Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ (в ред. от 29 октября 2018 N 213-ОЗ). URL: https://docs.cntd.ru/document/872606764.

3 Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года: Постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп (в редакции от 25 марта 2019 № 128-пп). URL: https://docs.cntd.ru/document/428596289.

жестких мер экологической политики. Особо отмечено, что реализация таких мер может открыть новые «окна возможности» для предприятий, внедряющих природоохранные технологии и перерабатывающих отходы. При этом следует учесть, что экономическое благополучие региона базируется на добыче и переработке железной руды, что неизбежно негативно сказывается на природной среде. Важным фактором является то, что природопользование осуществляют крупные горнодобывающие и металлургические компании, которые строго придерживаются корпоративной экологической политики, разработанной на основе международных соглашений и требований [11]. В результате на промышленных предприятиях региона активно внедряются ресурсосберегающие и природоохранные программы.

Курскую область, при всей очевидности многолетней антропогенной нагрузки, присущей всем черноземным регионам, отличает существенный экологический потенциал. Стратегия социально-экономического развития региона отличается явной экологической направленностью. Среди ключевых приоритетов особо много связано с экологичностью региональной промышленности: развитие экологически чистого агропромышленного комплекса, экологизация добычи и переработки железной руды, внедрение новых экологичных технологий в атомной энергетике, повсеместное внедрение зеленых технологий. Предполагается использовать лучший опыт зарубежных промышленно развитых регионов, перешедших на модель устойчивого развития. Реализация экологической политики, по мнению ее разработчиков, позволит построить инновационную экологоориентированную и человекоориентированную экономическую модель долгосрочного устойчивого развития4.

Для Воронежской области улучшение экологических условий жизнедеятельности населения путем повышения уровня экологической безопасности и сохранения природной среды является одной из ключевых задач. Экологическая составляющая, так или иначе, присутствует во всех мероприятиях, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития области: повышение энергоэффективности и экологичности промышленной и социальной инфраструктуры и промышленности; развитие производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции; развитие экологического туризма; экологизация городского хозяйства и транспорта и др.5.

Несомненным преимуществом Тамбовской области перед другими регионами ЦЧЭР является то, что в регион признан лучшим в Российской Федерации по экологическому благополучию. Экологическая политика, обозначенная в региональной стратегии социально-экономического развития, направлена на сохранение и упрочнение этих лидерских позиций. Стратегия предусматривает, во-первых, комплекс мероприятий, направленных на сохранение благоприятной окружающей природной среды и создание условий для восстановления экосистем, пострадавших в результате производственной и иной антропогенной деятельности; во-вторых, создание условий для формирования «зеленой» экономики, в основе которой лежит применение наиболее доступных ресурсосберегающих и экологоориентированных технологий. Среди ключевых экологических задач: экологически безопасное и комфортное проживание населения; развитие отрасли экологического здорового питания; восстановление территорий, утративших способность к самоочистке. Экономическая политика направлена на

4 О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года: Закон Курской области от 14 декабря 2020 года N 100-ЗК0. URL: https://docs.cntd.ru/document/571044826.

5 О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года: Закон Воронежской области от 20 декабря 2018 года № 168-ОЗ (в редакции закона Воронежской области от 23 декабря 2019 г. № 165-ОЗ). URL: https://docs.cntd.ru/document/550300779.

Страница 5 из 9

15ECVN421

формирование общества, обладающего экологической культурой, навыками здорового образа жизни и экологическими знаниями6.

Таким образом, сравнительное исследование показало, что проблемами реализации экологической политики озабочены все регионы Центрального Черноземья. Проведенное сравнение экологических аспектов стратегий социально-экономического развития показывает, что основными общими приоритетами регионов общими приоритетами в Центральном Черноземье можно считать природоохранную деятельность, рациональное природопользование, в том числе — недропользование и использование земель в сельском хозяйстве, ликвидацию имеющегося и предотвращение нового загрязнения природных сред. Экологическая политика всех регионов ЦЧЭР рассматривается через призму создания населению максимально комфортных условий проживания. При этом экологические стратегические цели неотторжимы от целей экономических — развития региональной и национальной экономики. Не вызывает сомнения, что экологическая политика, несмотря на обозначенную в региональных стратегиях социально-экономического развития ее важность и значимость, останется вторичной по сравнению с экономической политикой.

Заключение

По нашему мнению, для успешной реализации экологической политики Центрального Черноземья в первую очередь необходимо расширять региональное правовое поле. В последнее время принят целый комплекс программных документов, определяющих направления развития Российской Федерации, в том числе, в области экологической безопасности, охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования. Однако процесс создания механизмов реализации экологической политики нельзя считать законченным. И особая роль здесь отводится регионам, поскольку именно на региональном уровне формируется более четкое представление о возможностях и ограничениях реализации экологической политики.

Среди экологических приоритетов регионального нормотворческого процесса должны

быть:

• определение стандартов, нормативов и экологических требований к осуществлению хозяйственно-экономической деятельности в регионе;

• закрепление жесткого государственного контроля на региональном уровне за соблюдением экологического законодательства;

• обязательное экологическое страхование для всех хозяйствующих субъектов в пользу регионального бюджета;

• утверждение процедуры внешнего экологического аудита и обязательного экологического мониторинга, подтвержденного сертификатами международного уровня.

В качестве поощрительных мер для хозяйствующих субъектов, успешно реализующих природоохранные технологии, необходимо разработать и законодательно закрепить процедуры налогового послабления, инвестиционной поддержки, ускоренной амортизации очистного оборудования и др. Необходимо разрабатывать и шире внедрять в региональное законодательство поощрительные экономические меры для предприятий, занятых сбором,

6 О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 года: Закон Тамбовской области от 04 июня 2018 года N 246-З. URL: https://docs.cntd.ru/document/550113760.

переработкой, вывозом и утилизацией отходов. В этом может быть полезен опыт зарубежных стран [12; 13].

Особое внимание при разработке механизмов рационального природопользования и охраны окружающей среды необходимо уделять нормативно-правовой поддержке экологической инфраструктуры. Экологическая инфраструктура рассматривается как комплекс природных и антропогенных, но наиболее приближенных к природным, систем, находящихся под особым контролем [14; 15]. Примером экологической инфраструктуры являются особо охраняемые природные территории. Любая хозяйственная деятельность на этих территориях регулируется особыми международными соглашениями и национальными законами.

Необходимо создавать особые институциональные условия, способствующие возведению в ЦЧЭР энергосберегающих «умных» зданий и сооружений, более динамичному внедрению природосберегающих малоотходных технологий в производстве, системах энергетики, транспорта, водоснабжения.

Развивая нормотворческие процессы, регионы должны учесть, с одной стороны — накопленный опыт других субъектов Российской Федерации, с другой стороны — существующую федеральную нормативно-правовую базу, а с третьей стороны — собственную региональную специфику. Только создавая институциональные условия функционирования, в том числе, в области экологии, регионы смогут успешно осваивать и устойчиво развивать во многом уникальную территорию Центрального Черноземья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социально-экономическое развитие северо-арктических территорий России [Текст]: монография / под науч. ред. Т.П. Скуфьиной, Е.Е. Емельяновой. — Апатиты: ФИЦ КНЦ РАН, 2019. — 119 с.

2. Экономика современной Арктики: в основе успешности эффективное взаимодействие и управление интегральными рисками [Текст]: монография / под науч. ред. В.А. Крюкова, Т.П. Скуфьиной, Е.А. Корчак. — Апатиты: ФИЦ КНЦ РАН, 2020. — 245 с.

3. Самарина, В.П. Совершенствование методологии управления социально-экономическим развитием проблемных регионов России [Текст] автореф. дисс. ... доктора экон. наук / В.П. Самарина. — М.: Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, 2010. — 32 с.

4. Субботина Е.В., Самарина В.П. Формирование нового взгляда на проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды [Текст] / Е.В. Субботина, В.П. Самарина // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 1-1. — С. 238-241.

5. Самарина В.П. Влияние инженерно-хозяйственной деятельности в регионе КМА на экологическое состояние речных вод [Текст] / В.П. Самарина // Геохимия. — 2008. — № 9. — С. 998-1005.

6. Самарина, В.П. "Зеленая экономика" горнодобывающих регионов России: факты и тенденции [Текст] / В.П. Самарина, Т.П. Скуфьина // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). — 2015. — № 7. — С.267-272.

7. Позднякова, Т.М. Регионы России: специфика социально-экономического развития [Текст] / Т.М. Позднякова // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 1. — С. 33.

8. Баранов, С.В. Технологии оценки неоднородности социально-экономического развития регионов Российской Федерации: проблемы и решения [Текст] / С.В. Баранов // Экономическая наука современной России. 2009. № 3(46). С. 4855.

9. Скуфьина, Т.П. Социально-экономическая дифференциация пространства: противоречия теории и практики регулирования [Текст] / Т.П. Скуфьина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — № 6(30). — С. 60-68.

10. Стратегические приоритеты экономики региона [Текст]: монография / под науч. ред. А.И. Татаркина. — Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН. — 956 с.

11. Коневский, К.П. Особенности применения методов идентификации рисков в системе государственного управления [Текст] / К.П. Коневский, И.И. Какадий // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 2. — С. 3.

12. Suopajarvi, L. Social impacts of the "glocal" mining business: case studies from northern Europe [Текст] / L. Suopajarvi, T. Ejdemo, E. Klyuchnikova, E. Korchak, V. Nygaard, G.A. Poelzer // Mineral Economics. — 2017. — Т. 30. — № 1. — С. 3139.

13. Савон, Д.Ю. Методологические подходы к решению проблем устойчивого развития региона [Текст] / Савон Д.Ю. // Экологический вестник России. — 2014. — № 1. — С. 36-40.

14. Tetior, A. New conception of creation of "Zero" ecobuildings and ecocities on base of ecological infrastructure [Текст] / A. Tetior // European Journal of Natural History. 2017. vol. 5. P. 22-26.

15. Новикова, О.А. К вопросу об инновационном развитии региона [Текст] / О.А. Новикова, А.А. Сафонова // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2015. — С. 149-152.

Samarina Vera Petrovna

National Research Technological University «MISIS» Staryy Oskol Technological Institute, Staryy Oskol, Russia

E-mail: Samarina_vp@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8901-5844 RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=176481 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/M-7140-2019 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=6507930731

Ilyicheva Elena Vyacheslavovna

National Research Technological University «MISIS» Staryy Oskol Technological Institute, Staryy Oskol, Russia

E-mail: ev.ilicheva@yandex.ru

Environmental policy in the strategies of socio-economic development of the Central Black Earth Regions

Abstract. The paper analyzes the content of the strategies of the socio-economic development of the regions of the southern part of Central Russia, parts of the Central Black Earth Economic Region, in order to identify the features of the mechanisms for the environmental policy realization. The Central Black Earth Region was chosen as an object of the research because of long-term complex anthropogenic interference in natural ecosystems associated with production necessity and provision of vital activity for the population of the territory. The anthropogenic load on the natural components of the Central Black Earth regions is complex, durable and diverse. Institutions for the practical realization of the national environmental policy are often regional strategies for socio-economic development. Strategies are developed taking into account regional opportunities based on national priorities in the field of both environmental safety, environmental protection, and rational use of natural resources. The authors have identified environmental priorities of the regional rule-making process. A comparison of the environmental aspects of socio-economic development strategies shows that the main general priorities in the Central Black Earth regions can be considered environmental protection, rational nature management, including subsoil use and land use in agriculture, elimination of existing pollution and prevention of new environmental one. The ecological policy of the Central Black Earth regions is considered through the prism of creating the most comfortable living conditions for the population. At the same time, environmental strategic goals are inseparable from economic ones — the development of regional and national economies. It has been shown that, while developing rule-making processes, the Central Black Earth regions should take into account, on the one hand, the accumulated experience of other constituent entities of the Russian Federation, and on the other hand, the existing federal legal framework, and finally, their own regional specifics.

Keywords: regional environmental policy; regional environmental safety; regional strategy of socio-economic development; Central Black Earth regions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.