ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОТРАСЛИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ
УДК 502.36
A.П. Поздняков, д.т.н., проф. РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина (Москва, РФ), app0geoinform.su
B.А. Грачев, чл.-корр. РАН, д.т.н., проф., Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН (Москва, РФ), vagrachev0gmaii.com О.В. Плямина, Научно-исследовательский институт проблем экологии (ГК «Росатом») (Москва, РФ), delo.gva@gmail.com
В статье показана роль реализации экологической политики (ЭП) предприятия, организации и отрасли в реализации общегосударственной ЭП, которая является важнейшей составляющей устойчивого развития страны как в экологической, так и в социальной сферах. Установлено, что система реализации ЭП должна строиться на основе системного анализа и не должна иметь «разрывов» внутри отраслей и в системе менеджмента, т. е. управления ЭП предприятия, организации, отрасли и государства в целом. Системный подход к реализации ЭП позволяет достичь высоких результатов по всем экологическим показателям. На примере атомной отрасли России доказана правильность системного подхода. Рекомендуется применить этот опыт в других отраслях экономики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КОМПАНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ.
Экологическая политика является сложным понятием, охватывающим все сферы деятельности и решения на стыке экологии и политики, реализуемые на уровне государства, отрасли и каждого предприятия. Для конкретной отрасли она обусловлена особенностями техники и технологий в их полном жизненном цикле, взаимосвязью с местом размещения и условиями их применения, использованием новых наилучших существующих природоза-щитных, ресурсосберегающих технологий, т. е. технологий, трактуемых как наилучшие доступные в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
ЭП является также важнейшей составляющей социальной политики, поскольку значение социальной экологии, экологии жиз-
ни каждого человека возрастает год от года. ЭП является важной и универсальной социальной технологией, направленной на достижение целей общества и государства во имя обеспечения безопасности и развития в контексте отношений с окружающей средой.
Работа всех отраслей промышленности тесно связана с промышленной экологией и безусловным исполнением всех требований эко-
Государственная экологическая политика
-1-
логической безопасности. Развитие любой отрасли предусмотрено долгосрочной программой, являющейся составной частью стратегии развития страны.
Долгосрочная стратегия развития России базируется на принципах устойчивого развития, что неразрывно связано с решением проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Рис. 1. Взаимосвязь государственной экологической политики с ЭП отраслей экономики
^ГАЗПРОМ Ч СОХРАНЯЯ ПРИРОДУ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Причины разрыва
Бездействие ответственных лиц
X
Недостаточные меры по ООС и обеспечению ЭБ
Отсутствие действительного выстраивания системы экологического менеджмента
П_
Нарушения норм и правил природоохранного
законодательства
Устаревшие дряхлые основные фонды. Устаревшие технологии
Следствия разрыва
1£
Негативное воздействие
На население
На окружающую среду
ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Рис. 2. Реальный вариант реализации ЭП на многих предприятиях в Российской Федерации
Президент России 30 апреля 2012 г. утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» [1]. Затем вышло Распоряжение Правительства от 18 декабря 2012 г. [2], утвердившее План действий по реализации вышеуказанных Основ. Прошло почти 5 лет. Что изменилось в конкретных отраслях и на производственных предприятиях? Экологическая политика должна образовывать вертикаль (рис. 1) как в масштабах государства, так и в отдельной отрасли.
На сегодняшний день можно констатировать, что ЭП в корпорациях есть и успешно реализуется [3-6], причем, например, в атомной отрасли она была разработана и реализована до принятия «Основ государственной политики в области экологического развития России» [3] и учтена при разработке Государственной экологической политики, поскольку разработчики из корпорации «Росатом» принимали активное участие в создании государственного документа [1].
ЭП крупнейшей российской корпорации ПАО «Газпром» [4], дей-
ствующая с 2011 г., вполне соответствует вертикали, приведенной на рис. 1. Следует отметить, что ЭП приняты всеми дочерними обществами ПАО «Газпром» [6] и имеют совершенную систему реализации [5]. Аналогичные документы имеют и другие компании: ПАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «ЛУКОЙЛ» [7-9].
Логично предположить, что отрасль ТЭК тоже должна иметь аналогичную ЭП. Отраслевую систему «Нефтеконтроль» запустили, но должна быть хотя бы отраслевая концепция Информационной системы экологического мониторинга (ИСЭМ). Однако в Положении о Министерстве энергетики такая функция, как контроль охраны окружающей среды, экологической безопасности, реализации ЭП, к сожалению, не предусмотрена [7]. Нет этой функции и у Минпрома. Теория ЭП и мировой опыт подразумевают иную практику [3, 10-14].
В США есть разработанная и всесторонне развитая ЭП [13-16]. Контроль за реализацией ЭП не только прописан в функциях Министерства энергетики США [15],
реализация ЭП курируется высокопоставленными чиновниками в ранге министров.
Так, в США есть Государственный секретарь по энергетике. Министр энергетики является заместителем Госсекретаря по энергетике. Есть еще помощник Госсекретаря по вопросам управления окружающей средой - заместитель министра. И при этом есть еще Агентство по охране окружающей среды США. То есть аналог Министерства природных ресурсов тоже есть, но ЭП в энергетической отрасли контролируется на государственном уровне отдельными структурами, а в России - нет.
Одним из основных моментов ЭП во всех корпорациях является экологический менеджмент.
Управление охраной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности должны строиться на основе системного анализа.
Первоочередная задача экологического управления - выявление проблем, обусловленных загрязнением окружающей среды. Для этого осуществляются
Компании имеют Экологическую политику и «Целевые экологические программы», направленные на улучшение экологической обстановки в местах хозяйственной деятельности корпораций. Данное предложение должно вписаться в существующие программы и обеспечить снижение промышленных рисков при эксплуатации нефтегазового месторождения, впоследствии став типовым решением для всей корпорации.
Структура целей проекта
Определяются стратегией компании
Определяются экономической политикой компании
Организация аварийных и предупредительных мероприятий по охране ОС
Контроль и учет выполнения рекультивационных мероприятий
Контроль нормативов и стандартов в части экологической безопасности
Оценка воздействия
на окружающую среду при освоении и эксплуатации месторождений
Рис. 3. Предпосылки создания ОИСЭМ
контроль состояния окружающей среды и оценка риска, которому подвергаются в результате загрязнения здоровье человека, растительный и животный мир, а также материальные ценности. Риск-ориентированный подход получает в России все большее развитие. Формируется законодательная база, регламентирующая условия природопользования и ответственность за их нарушения. На основании законодательной базы, действующей на определенной законом территории, разрабатываются краткосрочные и долгосрочные планы улучшения состояния окружающей среды и природоохранные мероприятия. Вызывает уважение тот факт, что в ведущих нефтяных компаниях России [7-9] приняты и реализуются ЭП высокого качества.
ПАО «НК «Роснефть» реализует ряд специализированных экологических программ по строительству объектов инфраструктуры природоохранного назначения, внедрению наилучших природоохранных технологий, а в рамках Программы по ликвидации накопленного экологического ущерба проводятся мероприятия по переработке нефтешламов, буровых отходов, рекультивации нефтезагрязнен-
ных земель «исторического наследия», возникших в результате деятельности недропользователей прошлых лет. С 2010 г. в ходе программы рекультивировано примерно 1,5 тыс. га загрязненных и нарушенных земель, переработано более 2 млн м3 буровых и нефтешламовых отходов [7].
В компании создана интегрированная система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды. Весной прошлого года сертифицирующая организация Bureau Veritas Certification по итогам проведенного надзорного аудита признала соответствие этой интегрированной системы международным стандартам ISO 14001 и OHSAS 18001. Получены свидетельства, подтверждающие, что система соответствует требованиям международных стандартов и непрерывно совершенствуется.
ЭП ОАО «Сургутнефтегаз» [8] опирается на Экологическую доктрину России. Внедрение системы экологического менеджмента в компании позволяет снижать экологические риски и сокращать издержки в условиях ужесточения государственного и международного регулирования в области охраны окружающей
среды. В связи с этим экологич-ность производства становится серьезным фактором конкурентоспособности компании. Интересен в ЭП ОАО «Сургутнефтегаз» инженерно-экологический подход [8] к решению производственных задач, так как он способствует появлению новейших научно-технических разработок, особенно в нефтегазодобывающей отрасли, которая в современных условиях является заказчиком, «локомотивом» разработки новых технологических решений, направленных на снижение уровня природо-, ресурсопользования и энергопотребления.
Крупнейшие нефтяные компании России, в число которых входит ПАО «ЛУКОЙЛ», вносят немалый вклад в подъем отечественной экономики, улучшение социальной сферы и укрепление государства [8]. В области охраны окружающей среды основной целью компании является минимизация негативного воздействия производственных объектов на окружающую среду. ПАО «ЛУКОЙЛ» стремится к тому, чтобы уровень этого воздействия был ниже нормативного [8].
К сожалению, во всех ЭП нефтяных компаний мало внимания
т
СЭГАЗОРОМ
СОХРАНЯЯ ПРИРОДУ
Информационная система экологического мониторинга
Нормирование и планирование
Сбор и обработка данных
Экологический контроль
Аналитические и инженерные задачи
Регламентная отчетность
Оперативный анализ
Расчет ИИЗ Интеграция с ПСА Моделирование НЗ
Г Администрирование и управление справочной информацией ^
Ведение справочников Управление информационными потоками г Ч Управление пользователями Администрирование картографического материала 1
Рис. 4. Функциональная архитектура
Рис. 5. Системный подход к реализации ЭП госкорпорации
уделяется экологической безопасности.
По мнению авторов, следует:
• принять закон «Об экологической безопасности»;
• расширить применение риск-ориентированного подхода;
• первейшей задачей всех ЭП считать экологическую безопасность.
Нефть является главной статьей российского экспорта, составляя, по данным 2009 г., 33 % экспорта в денежном выражении
(вместе с нефтепродуктами -49 %). Кроме того, от уровня цен на нефть и нефтепродукты существенно зависят цены на третий основной компонент экспорта -природный газ.
Добыча нефти в России с начала 2000-х гг. стабильно растет, хотя в последнее время темпы роста замедлились, а в 2008 г. было даже небольшое снижение. Начиная с 2010 г. объемы добычи нефти в России преодолели планку в 500 млн т/год, и этот
показатель неуклонно растет с каждым годом.
Никого не надо убеждать в том, что нефть и газ - это основа экономики России. Но жизнь и здоровье людей, согласно законодательству РФ, в первую очередь - Конституции Российской Федерации, являются приоритетом. Поэтому экологическая безопасность должна занять достойное место в ЭП нефтедобывающих компаний.
Наряду с крупными вертикально-интегрированными нефтяными
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ОЦЕНКА
TUV Сертификат
тг
ОТЧЕТЫ по реализации экологической политики
(10 АЭС, ОАО «Концерн Росэнергоатом»)
ПЛАНЫ по реализации экологической политики
(10 АЭС, ОАО «Концерн Росэнергоатом»)
1>
Организационные и производственно-технические мероприятия
Мероприятия по охране окружающей среды
Контроль
СЭМ
Действительная реализация экологической политики
Реализация экологической политики
Система менеджмента на всех этапах реализации экологической политики
Строгий контроль
Безусловное и полное соблюдение ядерной и радиационной безопасности
Безопасное оборудование
и системы его контроля и эксплуатации
Полное соблюдение всех норм и правил в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности законодательства
Технические системы контроля и мониторинга (АСКРО, ОСМЯРОГ, ОМСН и др.)
Взаимодействие с обществом. Публичные отчеты об экологической безопасности каждой АЭС_
Население
Воздействия к пределах норматива
Окружающая среда
Рис. 6. Система реализации ЭП в АО «Концерн Росэнергоатом»
компаниями (ВИНК) в нефтяном секторе России действуют малые и средние независимые нефтяные компании (ННК). Этот тип предприятий привлекает существенно меньше внимания, чем нефтяные гиганты. Однако именно ННК в своей деятельности особенно активно используют новые технологии. Эти компании видят основу конкурентного преимущества в получении сертификата ISO 14000. Кстати, получить его не трудно, в Интернете много предложений. Беда в том, что это не спасает от многочисленных нарушений в сфере охраны окружающей среды и, главное, в обеспечении экологической безопасности. Эта ситуация не может не вызывать тревоги, так как экологическая безопасность -это сбережение не только окружающей среды, но и жизни и здоровья людей. На рис. 2 показан
механизм «разрыва» в системе реализации ЭП. Несовершенство системы оценки экологического менеджмента состоит в том, что наличие сертификата соответствия не гарантирует реальную реализацию ЭП.
Предлагается для решения этой проблемы создать отраслевую информационную систему экологического мониторинга (ОИСЭМ) и использовать в ней существующие корпоративные данные [10]. Целевое назначение ОИСЭМ - предоставление комплексной многоуровневой информационной поддержки бизнес-процессов обеспечения экологической безопасности освоения и эксплуатации месторождений углеводородов [11, 12].
В целях обеспечения высокого качества данных и прозрачности информационной среды система формирует единое информа-
ционное пространство для всех уровней управления (рис. 3, 4):
1)отраслевое, корпоративное управление:
• управление требованиями к организации сбора показателей в производственных организациях группы, к форме и срокам передачи показателей в отраслевой центр, к перечню и структуре показателей;
• планирование,организация и анализ результатов отраслевого надзора;
• оперативное реагирование на события, связанные со сверхнормативным воздействием на окружающую среду;
• консолидация и анализ данных государственной и корпоративной отчетности;
2) управление производственной деятельностью:
• актуализация контрольных значений, определенных управляющими и нормативными документами: границы особо охраняемых зон, предельно допустимых концентраций и т. п.;
• планирование, контроль и анализ в части получения разрешительной документации, платежей за негативное воздействие на окружающую среду, производственного мониторинга, мероприятий по соблюдению стандартов и нормативов в области ООС и рационального природопользования;
• интерактивное моделирование развития событий при возникновении аварийных ситуаций в целях организации оперативных мероприятий по ликвидации последствий;
• подготовка материалов расследований причин выбросов вредных веществ в окружающую среду;
• контроль соблюдения действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды;
• сбор показателей и формирование государственной и корпоративной отчетности.
Системный подход, в отличие от часто употребляемого «лег-
Г?
СЭГАЗОРОМ
СОХРАНЯЯ ПРИРОДУ
Корпорация
Российская Федерация 31 073,5 (100 %)
Рис. 7. Доля выбросов ГК «Росатом» в общем объеме выбросов ЗВ РФ, тыс. т
112,8 (0,8 %)
-■ Корпорация
•L
14 768 (100 %;
Рис. 8. Сбросы загрязненных сточных вод ГК «Росатом»в общем объеме сбросов загрязненных сточных вод РФ в 2015 г., млн м3
Рис. 9. Доля образования отходов ГК «Росатом» в общем объеме образованных отходов РФ в 2015 г., млн т
кого пути», предполагает определенное содержание работ по реализации ЭП на каждом этапе и обеспечивает реальные возможности осуществления обратной связи, что гарантирует проведение всех намеченных мероприятий (рис. 5).
В атомной отрасли система обеспечения экологической безопасности выстроена не так, как показано на рис. 2. Например, в АО «Концерн Росэнергоатом» (рис. 6) разрыва нет, и строгое соблюдение всех принципов и обязательств, заложенных в ЭП, обеспечивается как техническими, так и организационными мерами. Это не мешает законному
получению сертификатов и соответствующих ISO 14000.
Результаты реализации ЭП ГК «Росатом» говорят сами за себя. Все показатели уровня выбросов, отходов и т. д. неуклонно снижаются. Доля их в общем негативном воздействии на окружающую среду уменьшается (рис. 7-9).
Экологические показатели атомной энергетики [17-19] выше, чем любой другой энергетической отрасли.
ВЫВОДЫ
1. ЭП является важным элементом государственной политики. Она должна строиться на основе системного анализа и не иметь ра-
зомкнутых звеньев. Основы государственной ЭП должны ложиться в основу ЭП отрасли, а та, в свою очередь, - в основу ЭП корпораций, предприятий или организаций, входящих в отрасль.
2. В ЭП отраслей экономики зачастую отсутствуют вопросы экологической безопасности, основанной на риск-ориентированном подходе.
3. В корпорациях, выстроивших систему реализации ЭП на основе системного анализа, достигнуты высокие показатели по снижению выбросов, сбросов и размещению отходов и обеспечен высокий уровень экологической безопасности. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Указом Президента РФ от 30 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения: 27.04.2017).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 2423-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902388109 (дата обращения: 27.04.2017).
3. Экологическая политика Госкорпорации «Росатом» / Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Грачева. М.: Центр содействия социально-экологическим инициативам, 2011. 350 с.
4. Экологическая политика ОАО «Газпром» от 24 октября 2011 г. № 1891 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e.120-bal.ru/ geografiya/24495/index.html (дата обращения: 27.04.2017).
5. Система экологического менеджмента ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/nature/ems/ (дата обращения: 27.04.2017).
6. Экологическая политика ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/f/posts/73/278066/ environmental_policy.pdf (дата обращения: 24.07.2017).
7. «Роснефть» занимается экологией системно и последовательно // Известия. 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia. ru/news/572889 (дата обращения: 27.04.2017).
8. Экологическая политика ОАО «Сургутнефтегаз» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.surgutneftegas.ru/ecology/politic/ (дата обращения: 27.04.2017).
9. Политика ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://caspianmonitoring.ru/mono/mono1/gl3.pdf (дата обращения: 27.04.2017).
10. Поздняков А.П., Ракунов С.В. Современный подход к проектированию единого геоинформационного пространства предприятия ТЭК // Нефтяное хозяйство. 2012. № 5. С. 104-106.
11. Поздняков А.П., Ракунов С.В. Особенности проектирования геоинформационных сервисов экологического мониторинга добычи нефти на шельфе // Нефть. Газ. Новации. 2013. № 9 (176). С. 66-70.
12. Поздняков А.П., Мещеряков А.В. и др. Информационные системы экологического мониторинга на базе ГИС в деле освоения шельфовых месторождений // Нефть, газ и бизнес. 2015. № 11. С. 19-22.
13. Кричевский С.В. Основы экологической политики: Учеб. пособие. М.: РАГС, 2009. 172 с.
14. Dye Thomas. Understanding Public Policy. Boston, Longman, 2011, 227 p.
15. The United States Environmental Policy [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ IDAN/2015/536323/IP0L_IDA(2015)536323_EN.pdf (дата обращения: 27.04.2017).
16. U.S. Department of Energy (DOE) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.grants.gov/web/grants/learn-grants/grant-making-agencies/department-of-energy.html (дата обращения: 27.04.2017).
17. Промышленная экология: Учеб. для вузов / Под ред. В.В. Гутенева. М.: Принт Терра, 2009. 347 с.
18. Grachev V.V., Plyamina O.V. Environmental performance of various methods of electric power generation. Ecology, Environment and Conservation, 2016, No. 9, Р. 76-83.
19. Крышев И.И., Рязанцев Е.П. Экологическая безопасность ядерно-энергетического комплекса России. М.: ИздАТ, 2010. 87 с.