Крылова Н.Н.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА + ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ = ШАГ В БУДУЩЕЕ
Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ «Формирование экологической компоненты профессионально-педагогического образования в вузе» № 08-06-28608 а/В
В статье рассматривается специфика нового методологического направления в педагогической науке -экологической педагогики, возникшей на стыке экологии, экологической психологии и педагогики. Показана возможность реализации комплекса педагогических условий при формировании субъектно-этического отношения будущего специалиста к природе в профессионально-педагогическом образовании.
Важную роль в развитии экологического образования сыграло появление в русле отечественной педагогики в середине 90-х гг. исследований по экологической педагогике. Ее данные позволили выяснить особенности развития экологической культуры, экологической ответственности и экологического сознания, различных видов экологического отношения личности (например, эмоционально-ценностного, субъектноэтического и др.) и механизмов их формирования, что открывало возможность установить четкое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования обозначенных личностных характеристик.
Все это привело к возникновению нового методологического направления в педагогической науке -экологической педагогики.
Экологическая педагогика - это методологическое направление в педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования. Экологическая педагогика возникла на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической педагогики и психологии.
Экология обусловливает общую проблематику, порождаемую ситуацией экологического кризиса, на основе которой экологическая педагогика вырабатывает конкретное содержание экологического образования: сумму знаний, умений и навыков, которую необходимо усвоить.
Экологическая психология дает представление о закономерностях и механизмах развития экологического сознания личности, на основе чего экологическая педагогика разрабатывает соответствующие специфические принципы и методы педагогического управления этим процессом.
Педагогика определяет общепедагогические принципы и методы, а также организационные формы, которые экологической педагогикой соответствующим образом используются конкретно для решения задач экологического образования.
Таким образом, именно в единстве трех своих основ: экологии, экологической педагогики и психологии, которые интегрируются в рамках экологической педагогики, может эффективно осуществляться в рамках экологического образования.
Одним из педагогических условий формирования исследуемых личностных образований рассматриваем выявление экологического потенциала основных и дополнительных учебных дисциплин. При отборе содержания учебного материала необходимо руководствоваться положением о том, что формирование личностного отношения к экологическому знанию и его последующему применению в будущей профессиональной деятельности раскрывается через содержательную сторону экологического образования.
Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050501.65 «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)» и рабочих программ позволил выявить следующее: экологические аспекты практически не включены в содержание дисциплин, фактически не проводится их обсуждение с позиции формирования экологической культуры будущего специалиста.
Покажем аспекты экологизации содержания дисциплин профессионально-педагогической подготовки: «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Возрастная физиология и психофизиология» (представленных в блоке общепрофессиональных дисциплин).
В дисциплине «Экология» рассматриваются вопросы взаимоотношений организма и окружающей среды, глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы, раскрываются вопросы экозащитной техники, технологий и основ экологического права. В данной дисциплине необходимо не только заложить определенный фундамент экологических знаний, но и сформировать духовно-нравственную компоненту профессионально-педагогического образования. Миссия педагога профессионального обучения состоит не только в трансляции комплекса учебной информации учащимся, но и в формировании ценностного отношения к понятию «Природа».
В дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» раскрываются вопросы нормативно-технической и организационной основы техники безопасности. В нашем случае считаем необходимым заложить у студентов представления о безопасном поведении, сущности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты населения от их последствий и сделать акцент на специальной теме, посвященной действиям педагога профессионального обучения при экологических катастрофах и стихийных бедствиях.
Программа следующего курса «Возрастная физиология и психофизиология» предполагает рассмотрение человека как части окружающей среды и влияния различных факторов на физическое и психическое здоровье индивида. В этом случае важно раскрыть некоторые аспекты экологической психофизиологии, которая занимается изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека. Также важно рассмотреть вопросы, посвященные методам диагностики нарушений психических функций и состояний, возникающих под влиянием различного рода экологических факторов, с использованием при этом объективной регистрации различных физиологических реакций организма. В этом курсе необходимо заострить внимание на вопросах профилактики и коррекции психофизиологических нарушений, вызванных экологическими факторами.
Большие потенциальные возможности, на наш взгляд, заложены и в других курсах.
Так, в курсе «Культурология», кроме рассмотрения тем «Культура и природа», «Культура и глобальные проблемы современности», возможно показать характер взглядов на систему «Человек-Природа» в восточном и западном типах культур. В курсе «Правоведение» сделать акцент на формировании системы знаний у будущих педагогов профессионального обучения в области экологического права. В дисциплине «Социология» раскрыть проблему взаимоотношений природы, общества и человека, а также понятие «личность» как деятельного субъекта, способного воспринимать природный объект в качестве субъекта общения и совместной деятельности. Курс «Философия» носит интеграционный характер и обеспечивает расширение общекультурного и педагогического кругозора будущих педагогов профессионального обучения. Однако в программе курса целесообразно внести дополнения. Например, раскрыть особенности становления общественного экологического сознания в процессе социогенеза, выявить культурно-исторические истоки его современного типа, охарактеризовать социально-психологический контекст, показать особенности нового экологического типа сознания (экоцентрического). Особо акцентировать внимание на идеи единства, взаимосвязи человека и природы в русской религиозной философии (Н.А. Бердяев, И.В. Киреевский, В.С.
Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский и др.), в учении о ноосфере (В.И. Вернадский), в биоцентризме (О. Леопольд, Г. Торо и т.д.).
Потенциалы представляет блок общих математических и естественнонаучных дисциплин. В курс «Химия» можно включить вопросы, касающиеся влияния вредных веществ, например солей тяжелых металлов, содержащихся в выхлопных газах автомобилей и других видов транспорта; синтетических материалов, например пластиковой пищевой посуды, целлофановых пакетов, некоторых смол, применяемых в пропитке при производстве мебели, на здоровье человека и т.д. Например, в курсе «Физика» можно рассмотреть вопросы влияния электромагнитных излучений и шумовых воздействий на здоровье человека.
В курсе дисциплин отраслевой подготовки федерального компонента находят отражение проблемы экологических показателей автомобильных двигателей, использования экологически чистого топлива и создания экологически безопасных видов транспорта.
В блоке общепрофессиональных дисциплин особо актуальны вопросы, посвященные становлению субъективного отношения личности к природе в курсе «Общая психология». В данном блоке дисциплин необходимо раскрыть вопросы, касающиеся экологического образования, его содержания, форм и методов. Это могут быть такие дисциплины, как «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Психология профессионального образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Педагогические технологии», «Методика воспитательной работы», «Методика профессионального обучения».
Однако, несмотря на потенциальные возможности указанных учебных дисциплин, возникает необходимость во введении основного интегрирующего звена, поскольку сложность и специфичность исследуемой проблемы требует, как показывает опыт, более глубокого и всестороннего ее изучения. В этой связи нами был разработан и реализован с момента открытия специальности (050501.65 «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)») спецкурс по выбору студентов под названием «Педагогические основы экологического образования». Спецкурс рассчитан на 51 академический час (периодичность занятий 1 лекционное и 1 практическое занятие в неделю).
Интегральный по своей сущности спецкурс имеет мировоззренческое значение для подготовки педагогов профессионального обучения. Особое внимание акцентируется в нем на возрастающей роли нравственнопрофессиональной подготовки специалистов в условиях высшей школы.
Методологическими ориентирами программы курса являются:
* принцип конкретно-исторического подхода, фиксирующий особенности становления экологического сознания в филогенезе;
* принцип развития, акцентирующий внимание на генезисе индивидуального экологического сознания и его особенностей в юношеский период;
* принцип преемственности, который заключается в использовании, углублении знаний студентов, полученных ранее в курсе дисциплин общегуманитарного цикла;
* аксиологический принцип, предполагающий осознание нравственной стороны в деле решения экологической ситуации;
* принцип опоры на специфику будущей профессиональной деятельности педагога профессионального обучения.
Приоритетными задачами курса «Педагогические основы экологического образования» являются:
* ознакомить студентов с основными понятиями «экологическое образование», «экологическое сознание», «субъектно-этическое отношение личности к природе» и рассмотреть соотношение данных понятий;
* изучить особенности учебно-профессиональной деятельности студентов в экологическом образовании;
* сформировать представление об эколого-гуманистической картине мира в экологическом образовании и эколого-психологических особенностях личности педагога профессионального обучения;
* подготовить студентов к осуществлению психолого-педагогической диагностики в области экологического образования.
В содержании курса рассматриваются следующие темы:
1. Введение в педагогические основы экологического образования.
2. Возрастные особенности становления экологического сознания и его особенности в юношеский период.
3.Учебно-профессиональная деятельность в формировании субъектно-этического отношения студентов к природе.
4.Модели экологического образования: традиционная и гуманистическая.
5.Субъектно-этическое отношение педагога профессионального обучения к природе (психологопедагогический аспект).
Логика курса выстраивалась в соответствии с общеметодическими требованиями к организации учебного материала. Последовательность тем определялась движением от абстрактного к конкретному, от общего к частному. Категориальный аппарат курса формируется на основе тех же методических требований.
Например, анализ специфики экологического образования, его целей, функций и места в структуре педагогического знания предваряется общими замечаниями о формировании воспитательного значения мира природы на личность обучаемого. Опыт России является базой для раскрытия исторического генезиса экологического образования. При раскрытии тем спецкурса особое внимание уделяется позиции экологического образования в профессионально-педагогической подготовке и отмечается значимость реализации принципа гуманизации в экологическом образовании в условиях высшей школы.
С целью формирования субъектно-этического отношения будущих педагогов профессионального обучения к природе неслучайно обращение к искусству. Благодаря своей интегральной сущности искусство представляет собой образное воплощение многогранной действительности, осмысленной с позиций человека той или иной эпохи, и выражает отношение к природе. Искусство несет огромный нравственно-эстетический потенциал, воплощая в себе общечеловеческие ценности и идеалы. Художественные произведения дают представления, исторически обусловленные модели отношения человека к природе.
На каждом занятии необходимо использовать информационно-культурологические комплексы, включающие подобранные согласно тематике занятия цитаты художественных произведений, стихотворения, репродукции картин. Например: картины Ф.А. Васильева «Перед дождем», «После грозы» и стихотворение А.Н. Апухтина «Облака»; картины А.М. Васнецова «Северный край», «Зимний сон» и стихотворения С.А. Есенина и А.С. Пушкина; картины Е.Е. Волкова «В конце зимы», «Пейзаж с прудом», «В лесу. По весне» и стихотворения Ф.И. Тютчева и т.п.
Рассмотрение каждой темы начинается декламацией стихотворений и чтением выдержек из художественных произведений, сопровождающихся показом репродукций русских художников, воспевающих красоту природы.
Конкретизация спецкурса «Педагогические основы экологического образования» связана с раскрытием сущности, структуры и специфики деятельности педагога профессионального обучения. Сущность этой деятельности заключается в подготовке специалиста начального и среднего профессионального уровня. Педа-
гоги профессионального обучения не просто обучают и воспитывают подрастающее поколение, а в первую очередь, формируют будущих специалистов.
Таким образом, сверхзадача педагога профессионального обучения заключается в осознании целей, задач, принципов и умелом использовании форм, методов гуманистического экологического образования.
Попытка создания особой атмосферы на учебных занятиях способствует формированию экологической культуры, а также личностной самореализации через творчество будущего специалиста. Если учебную деятельность пронизывает творческий настрой, то студент пытается проявить себя как творческая личность через собственную творческую деятельность. Поэтому, кроме отбора и структурирования учебного материала, особое значение, на наш взгляд, имеет создание образовательной среды, ориентирующей на личностную самореализацию в будущей профессиональной деятельности. Реализация данного условия в учебном процессе предполагает включение в деловые игры, в дискуссии, выполнение творческих заданий и организацию самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов, рассматриваемых как элементы образовательной среды в экологическом образовании.
Таким образом, актуальна постановка задачи, заключающейся в необходимости научить студента проявлять себя как творческая личность.
В основу одного из практических занятий, предложенного для студентов педагогической специальности, положена дидактическая игра, проводимая в форме пресс-конференции на тему «Модели экологического образования»
Цель данного занятия - побудить студентов к овладению знаниями, необходимыми для грамотной организации будущей профессионально-педагогической деятельности.
В соответствии с поставленной целью нами решались следующие дидактические задачи:
* раскрыть перед студентами сущность каждой из представленных моделей экологического образования как средств подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности;
* сформировать у будущих педагогов профессионального обучения личную позицию и познавательное отношение к экологическому образованию;
* разъяснить социальную значимость педагогической деятельности по формированию экологической культуры у учащихся начального и среднего профессионального образования.
В ходе изложения материала необходимо рассмотреть вопросы: экологическое образование будущего
специалиста как одна из сложных и актуальных социально-образовательных проблем; роль высшего учебного заведения в решении данной проблемы; цели, педагогические условия, характер взаимоотношений в системе «преподаватель-студент», формы, методы в традиционной и гуманистической моделях экологического образования.
Непосредственно на занятии студенты делятся на две микрогруппы: «эксперты» (докладчики) и «участники». Задача «экспертов» заключается в прояснении важных моментов темы. «Участники» занимают позицию слушателей, задающих вопросы «экспертам» на конференции. В конце занятия каждому «участнику» предоставляется возможность показать свою личную позицию в отношении рассматриваемых вопросов на конференции.
Роль преподавателя - «участник» конференции. Его задачи - задавать вопросы как «участник» конференции, выражать свою личную позицию, а также направлять время от времени ход обсуждения и регулировать атмосферу на конференции. При этом он внимательно выслушивает точку зрения каждого студента, не отвергает ни одну из них и не пытается обязательно свести их к известным в педагогической литературе сведениям.
Во-первых, данная тема в раскрытии позволяет опереться на личный опыт, т.е. опыт школьного экологического образования.
Во-вторых, можно легко смоделировать ситуацию в перспективе, рассмотреть личную позицию как будущего педагога профессионального обучения, т.е. сформировать сознательное отношение к проблеме экологического образования в вузе, в начальном и среднем профессиональных звеньях.
Задачи занятия: показать различие предлагаемых моделей современного экологического образования;
сформировать определенную позицию по теме; рассмотреть особенности подготовки будущих специалистов; обсудить возможность применения при изучении той или иной дисциплины.
В ходе обсуждения студенты показывают основные отличительные черты моделей экологического образования и эффективность в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста.
Положительные отзывы студентов свидетельствуют о необходимости применения подобных занятий. На наш взгляд, этому способствуют проблемные вопросы, целенаправленно подобранные факты, возможность высказать и отстаивать личную позицию в отношении рассматриваемого вопроса, а также возможность проявить инициативу при самостоятельной разработке занятия.
Сформированная самообразовательная деятельность является одним из критериев профессиональной компетентности специалиста, особенно педагога начального и среднего профессионального звена. Она способствует самостоятельному приобретению и обновлению знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокие адаптационные возможности, профессиональный рост будущих специалистов.
Самостоятельная внеаудиторная деятельность является своего рода базисом, на основе которого студент не только расширяет свои знания по дисциплине, но и развивает информационные, организаторские и другие умения.
При планировании самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов необходимо учитывать следующие особенности:
* выполнение работы студентов без непосредственного участия преподавателя;
* необходимость учета специфики учебного курса.
Целями самостоятельной внеаудиторной работы студентов являются:
* систематизация и закрепление полученных знаний и практических умений студентов;
* углубление и расширение теоретических знаний;
* формирование умения использовать различные информационные источники;
* развитие познавательной способности и активности студентов;
* формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
* развитие исследовательских умений.
В соответствии с обозначенными выше целями самостоятельной внеаудиторной деятельности студенты были включены в разработку игровых проектов.
Метод проекта привлекателен:
во-первых, междисциплинарным характером (какие знания из других дисциплин привлекают студентов для решения поставленных в проекте задач);
во-вторых, развитием собственных представлений о принципах сотрудничества и научной организации труда;
в-третьих, использованием полученных знаний в будущей педагогической деятельности;
в-четвертых, саморазвитием студентов.
При защите проектов микрогруппа представляла свое «ноу-хау» в области экологического образования.
Основная идея проекта под названием «Город Будущего» заключается в необходимости, как считают студенты, «осознания ответственности за будущее своего города, своей страны, нашей планеты».
Принципы, на которых базируется главная идея игрового проекта: взаимовыгодное сосуществование
природы и человека; сохранение природы ради нее самой; взаимодействие человека с природой как фактор развития экологичной личности.
Цель занятия заключается в создании условий для реализации внутреннего творческого потенциала в процессе субъект-субъектного общения посредством творческого взаимодействия.
Задачи игрового проекта:
* создание соответствующей атмосферы на занятиях, благоприятствующей самореализации личности через организацию субъект-субъектного общения;
* организация творческой деятельности, способствующей реализации личностного потенциала студентов.
В начале занятия студентам предлагается разделиться на группы по 5-6 человек. В каждой микрогруппе назначается мэр города. В условиях субъект-субъектного взаимодействия в микрогруппах проводится работа по следующим направлениям, соответствующим городским сферам (административная, промышленная, образовательная сфера, сфера обслуживания и досуга).
Наиболее подробно студенты продумывают функционирование образовательной сферы, где нужно показать: виды высших учебных заведений, готовящих специалистов по экологическим специальностям; возможность их трудоустройства на предприятиях города; особенности непрерывного экологического образования; организацию дополнительного экологического образования; участие молодежных экологических организаций в экологическом информировании жителей города.
Учитывая специфику специальности 050501.65 - «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)», в промышленной сфере также важно продумать следующее: особенности функционирования
автомобильного хозяйства; виды экологических профилактических мероприятий, проводимых на предприятиях «Города»; рассмотреть объемы финансирования на покупку и ремонт очистных сооружений для предприятий; инженерно-конструкторские разработки экологически безопасных видов транспорта.
Вся группа выполняет следующее задание - продумать название города, работу сфер города, путей экологического информирования (особенно организацию экологического образования) в виртуальном городе. После совместного обсуждения предложить плакат проекта «Город Будущего». В конце занятия все участники представляют проект.
В целом отмечается позитивное восприятие студентами данного проекта, который привлек внимание своей нетрадиционностью, возможностью проявления своего «Я» при выполнении заданий.
В рамках созданной образовательной среды в апреле каждого учебного года проводятся студенческие научно-практические конференции, посвященные рассмотрению глобальности экологической проблемы. В работе секции представляются доклады по следующим темам: «Экологическое воспитание молодежи как
условие решения экологической проблемы»; «Гуманистические ориентиры в содержании экологического образования»; «Концептуальные принципы региональной системы непрерывного экологического образования» и т.д.
Значительное место в научно-исследовательской работе занимает курсовое проектирование по общепрофессиональным дисциплинам. Примеры предлагаемых тем курсовых работ: «Проблема творческой самореализации студентов в экологическом образовании»; «Творчество и экологическое образование»; «Экологизация педагогического процесса вуза»; «Гуманизация и экологизация: соотношение понятий в современном образовательном процессе вуза»; «Формирование экологической культуры будущего специалиста»; «Экологический компонент профессиональной культуры специалиста» и т.д.
Различные виды самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов способствуют организации пространства для совместной деятельности и общения педагогов и студентов, через соучастие в котором происходит профессиональное становление будущего специалиста. Для этого необходимо акцентировать внимание на реализации следующего условия, заключающегося в выборе оптимального стиля деятельности и общения преподавателя и студентов. В этом случае предусматривается создание благоприятной для личностного развития студента психоэмоциональной атмосферы на учебных занятиях, что подразумевает субъ-ект-субъектные взаимоотношения в системе «преподаватель-студент», эмоциональную атмосферу на учебных занятиях и диалог.
Важнейшими функциями преподавателя являются: организация процесса обучения; побуждение студентов
к учебной деятельности в экологическом образовании; направление студентов к достижению целей, поставленных в учебной деятельности.
В соответствии со своим представлением преподаватель перерабатывает содержание экологического образования. Студент включает в свою деятельность необходимый учебный материал и преобразует его по своим возможностям.
Интерес студентов поддерживается специальными мотивационными методами, «встроенными» в образовательный процесс и включающими небольшие педагогические игры в начале занятия. Студенты заранее информируются о том, что им предстоит самостоятельно разработать и представить информационнокультурологический комплекс или «фрагмент» лекционного занятия.
В конце занятия заслушивается мнение остальных студентов по поводу представленного «фрагмента» лекции или показанного информационно-культурологического комплекса. В процессе анализа достоинств и недостатков показанных «фрагмента» или комплекса функция преподавателя заключалается в необходимости поддержать доверительную дружескую атмосферу в группе. Поэтому в ходе обсуждения нужно не оставить без внимания намечающиеся конфликты, отследить их и проработать.
Особый эмоциональный настрой сопровождает дискуссии. В установлении атмосферы, психологического климата работы группы преподавателю важно учесть то, что он:
1) становится соучастником процесса обсуждения, который строится по принципу диалога, не допускающего внеличностные цели, установки на убеждение или переубеждение. Каждый участник обсуждения свободно и открыто излагает свою точку зрения;
2) берет на себя инициативу и делится с группой своими мыслями и взглядами на определенные проблемы, но при этом он никому не навязывает свою позицию;
3) в процессе работы наблюдает за эмоциональным климатом в группе, не оставляет без внимания проявления чувств со стороны членов группы и сам искренне и открыто выражает свои чувства в той или иной ситуации.
С одной стороны, важно скорректировать намечающиеся конфликты, уводящие от темы обсуждения и переходящие на личностный уровень. С другой стороны, слишком «доброжелательная поддержка» друг друга приводит к безразличному восприятию темы дискуссии. Поэтому преподавателю важно подчеркнуть в ходе обсуждения неожиданные, независимые точки зрения.
Определенный стиль общения и деятельности в системе «преподаватель-студент» дает право на существование личной позиции студента в деле охраны окружающей среды.
Атмосфера дискуссии предполагает установление интеллектуального сотрудничества, выработку определенной личной позиции, эмоциональных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Только в этом случае возможно полноценное взаимодействие личности преподавателя и личности студента, т.е. взаимодействие на субъект-субъектном уровне. Работа в такой обстановке повышает личную значимость студента, дает ему дополнительный стимул к личностному развитию, формирует его позицию в деле защиты окружающей среды.
Студенты проявляют заинтересованность в необходимости развития внеаудиторной совместной деятельности студентов и преподавателей в вузе (создание студенческой экологической организации, проведение экологических митингов, осуществление студентами экологической пропаганды, участие в экологическом информировании с привлечением местного телевидения и газет, в проведении субботников, посадки деревьев и т.д.).
Накопленный небольшой опыт не может служить основанием для каких-то значительных выводов, но в целом отметим, что этот опыт нужен и полезен. У студентов возрастает интерес к экологической проблеме и желание более глубокого осмысления специфики будущей профессионально-педагогической деятельности.