Выходные сведения статьи:
Мищаева В.П. Экологическая ответственность - залог обеспечения устойчивого развития туризма // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 3(21). URL: https://regrazvitie.ru/ekolo gicheskaya-otvetstvennost-zalo g-obespecheniya-ustoj chivo go -razviúya-turizma/_
УДК 338.467
Экологическая ответственность - залог обеспечения устойчивого развития туризма
© 2017 Минаева Валентина Петровна1
E-mail: [email protected]
Самарский государственный экономический университет
В статье рассмотрены основные преимущества туризма как важнейшей отрасли экономики любой страны. Показаны уникальные возможности его развития в России в силу имеющегося туристского потенциала, недоиспользованного в настоящее время. Выявлена необходимость учета экологического фактора, влияющего на эффективность туризма, его устойчивость, как положительный общий баланс экологических, социально-культурных и экономических воздействий туристической деятельности. Показано, что добровольная экологическая сертификация фирмами, оказывающими туристические услуги, является знаком экологической ответственности, обеспечивает положительные эффекты.
Ключевые слова: туризм, туристско-рекреационный потенциал, устойчивое развитие туризма, экологический фактор, экологическая ответственность, управление туристической деятельностью, экологическая сертификация
Environmental responsibility is the key to ensuring sustainable development of tourism
©2017 Valentina Petrovna Minaeva
E-mail: [email protected]
Samara State University of Economics
The article considers the main advantages of tourism as a major industry of economy of any country. The unique potential of its development in Russia based on existing tourist capacities which are underused at present is shown. The author indicates the necessity of considering environmental factors affecting the efficiency of tourism and its sustainability as a positive overall balance of environmental, social and cultural and economic impacts of tourism activities. It is also shown that voluntary environmental certification of companies providing travel services is a sign of ecological responsibility and provides positive effects.
Keywords: tourism, tourism and recreational potential, sustainable development of tourism, environmental factor, environmental responsibility, environmental certification.
В современных условиях развития, туризм становится одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей. По данным ЮНВТО, туризм занимает четвертое место в мировом экспорте товаров и услуг, а по доходности — третье место в мире после нефтедобывающей
1 Минаева Валентина Петровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141, email: [email protected]).
Minaeva Valentina Petrovna - candidate of economic sciences, Associate Professor, FSBEI HE «Samara State University of Economics» (Russia, 443090, Samara, street of the Soviet Army, 141, email: [email protected]).
промышленности и автомобилестроения [3]. Являясь одним из приоритетных отраслей развития экономики государства туризм, может стать высокорентабельной отраслью, при условии его конкурентоспособности и качественного обслуживания в соответствии с международными стандартами.
Согласно данным Всемирной Туристской Организации, на каждое рабочее место в сфере туризма, приходится от 5 до 9 рабочих мест, которые появляются в других отраслях, где туризм прямо и косвенно влияет на развитие экономики государства [3]. Следовательно, в туристическом бизнесе эффект мультипликатора более мощный, чем в других отраслях экономики. Туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения, является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. На развитие туризма влияют многие факторы, как например: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические и другие.
Проблема устойчивого и социального развития туризма была и остается актуальной на протяжении всего исторического развития нашей страны. В 1975 году Россия вступила во Всемирную Туристскую Организацию, осуществляет заключение международных соглашений о сотрудничестве в области туризма. В настоящее время проводится огромная работа по реформированию туризма и стратегии развития туристического бизнеса. Страна имеет богатый туристско-рекреационный потенциал, однако, он характеризуется недостаточным уровнем его использования и развития туризма. Доля туризма в мировой структуре ВВП составляет почти 10%, в то время как в России в 2016 году она составила 3,4%. [7]
Россия имеет объективные предпосылки, чтобы войти в число наиболее развитых туристических стран мира. Географическое положение страны уникально и характеризуется огромным туристским потенциалом. Этому благоприятствуют также богатство флоры и фауны, разветвленная сеть транспортных путей, уникальные культурно-исторические памятники и, особенно, система гостеприимства. Развитие туризма обеспечивается распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014г №941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г.» [1], реализацией Федеральной целевой программй «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [2]. С 2011 по 2015 год более 14 миллиардов рублей было выделено на создание туристических кластеров.
Устойчивое развитие туризма в России зависит от решения ряда не только экономических и социальных проблем, но учета экологического фактора при реализации стратегии экономического развития территорий. Устойчивость в туризме подразумевает положительный общий баланс экологических, социально-культурных и экономических воздействий туризма, а также положительное воздействие посетителей друг на друга. Таким образом, те виды туристической деятельности, которые имеют наиболее высокий суммарный положительный эффект с точки зрения экологии, экономики и социального развития, являются более устойчивыми.
Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма и путешествий. Развитие экологического туризма (экотуризма), использование потенциала особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является приоритетным направлением в туристической отрасли России.
Термин «экотуризм» был введён в обиход в начале 80-х годов ХХ в. Единое определение экотуризма отсутствует. Существует множество определений, схожих
по смыслу, но различающихся по формулировке. Приведём определения международных организаций: [3, 4]
- Международный Союз охраны природы (МСОП): «экологический туризм или экотуризм — путешествие с ответственностью перед окружающей средой по отношению к ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности».
- Всемирный Фонд дикой природы (ВОО): «экотуризм — туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создаёт такие экономические условия, при которых охрана природы.
В задачи управления туристической деятельностью входит не только получение дохода от такой деятельности, но и предотвращение негативных воздействий еще до того, как они произойдут. Система постоянного мониторинга и контроля экологического и социального воздействия туристической деятельности, а также управления ими является одним из основных компонентов в стратегии развития экотуризма и, особенно, на ООПТ.
Управление туристической деятельностью включает следующие этапы:
1. Состояние и выявление основных проблем территории
2. Определение и описание задач управления, в том числе: повышение дохода от туризма, снижение экологического ущерба.
3. Установление индикаторов состояния социальных условий и ресурсов, например, степень удовлетворенности посетителей своим туром, качество компонентов природной среды.
4 Оценка текущего состояния социальных условий и ресурсов на основе базы данных о посетителях ООПТ и имеющихся результатов специальных исследований.
5. Разработка мероприятий, способствующих решению поставленных задач, например, регулирование платежей (взносов) за посещение территории в целях сокращения потока посетителей; концентрация потока посетителей или рассредоточение его на менее чувствительных участках территории.
6. Оценка каждого из этих мероприятий и окончательный выбор.
7. Реализация мероприятий, оценка их эффекта.
Природоохранное управление должно учитывать различные целевые группы и компоненты туристической деятельности. Пути улучшения ситуации туристической деятельностью на ООПТ можно обеспечить следующими мерами:
• усиления охраны природных ресурсов;
• управление потоком посетителей, регулирования количества туристов, их информирование и экологическое образование;
• изменения места и времени пребывания туристов;
• улучшения предлагаемых услуг и условий;
• расширения преимуществ, получаемых от взаимодействия туристической деятельности на ООПТ и местным населением.
Чтобы избежать заметного ущерба экосистемам, в управлении туристической деятельностью особое значение имеет обеспечение зонирования охраняемых территорий, определяющих различные типы рекреации. Разные их части обычно имеют различное природоохранное значение и/или могут выдержать различную степень использования. Для каждой зоны необходимо тщательно определить допустимые нагрузки. На ООПТ недопустимо крупномасштабное развитие инфраструктуры. Также условиями развития эффективного и без ущерба для окружающей среды туризма являются наличие у администрации ООПТ: достаточной базы данных о природных ресурсах ООПТ и видах их использования в туризме; персонала, финансов.
Совершенствование технологий управления туристической деятельностью предполагает взаимное сотрудничество со стороны турбизнеса и посетителей, согласие туристов следовать установленным правилам и не нарушать их. Успешная туристическая деятельность на охраняемой территории возможна, если стремиться интегрировать ее задачи с задачами развития региона, в котором она находится.
Особо необходимо упомянуть такой важный аспект в развитии экотуризма на ООПТ, как взаимодействие с туроператорами. При выборе (оценке) туроператоров следует обратить внимание на следующие основные факторы:
• демонстрирует ли туроператор бережное отношение к природе и ресурсам, понимание природного и культурного наследия данной территории;
• обеспечивается ли достаточное экологическое обучение персонала, участвующего в проведении туров;
• обеспечиваются ли в процессе туров возможности для экологического образования посетителей;
• применяются ли экологически безопасные технологии, сбор и утилизация мусора, экономное использование воды и др.
Необходимо определить, каким туроператорам будет разрешено работать на охраняемой территории, и какие виды услуг им разрешается предоставлять. Руководству ООПТ следует содействовать обучению туроператоров адекватным правилам поведения на природе. При этом, желательно создать для них специальное руководство по экологичности действий.
Для более эффективной оценки поставщиков туристических услуг и содействия компаниям, деятельность которых экологически дружественна, популярен метод использования экологических торговых знаков и марок. Для индустрии устойчивого туризма новым «зеленым» маркетинговым инструментом для продвижения туристического продукта, знаком экологической ответственности является добровольная экологическая сертификация и получение экологического сертификата фирмами, оказывающими туристические услуги. Экологический сертификат GREEN TOURISM, учрежден некоммерческим фондом защиты природы и окружающей среды «Всемирная Флора Фауна». При этом, системы присвоения
экологических знаков и сертификации должны основываться как на экологических, так и на социальных аспектах развития экотуризма и управления.
В России знак экологической ответственности GREEN TOURISM создан в рамках Года охраны окружающей среды в РФ (2013), странах СНГ и при поддержке Всемирного партнера - Конвенции о биологическом разнообразии ООН «Десятилетие Биоразнообразия 20112020» [5]. Знак посвящен созданию и налаживанию эффективного партнерства в индустрии устойчивого туризма в России и странах СНГ.
Экологический сертификат GREEN TOURISM создан под эгидой Федерального мультимедийного туристского экопроекта «Зеленая Россия», который официально поддержан Российским отделением ЮНЕСКО, МинПриродой РФ и РосТуризмом [6]. Знак выдается на год с последующей пролонгацией.
Предприятия в индустрии ответственного туризма, заинтересованные стать обладателями знака экологической ответственности GREEN TOURISM, должны иметь качественный конечный турпродукт (туруслугу), при этом, оказывать минимально негативное воздействие на окружающую среду на всех этапах его предоставления, стремиться к рециклингу или безвредной утилизации отходов и упаковки. Они должны заявляться в следующих «зеленых» категориях: организация и проведение экологических туров, экскурсий; активный туризм (велотуризм, воздухоплавательный туризм, конный туризм, экспедиционный туризм) и др.
Обладатели добровольного экологического сертификата - знака экологической ответственности GREEN TOURISM получают следующие преимущества:
1. разрешение на право применения знака экологической ответственности GREEN TOURISM на фирменных бланках предприятия, договорах, печатных и рекламных изданиях;
2. лояльность со стороны турбизнес сообщества, госструктур, национальных и зарубежных партнеров;
3. повышение потребительского спроса на туристическую продукцию, услуги;
4. репутацию туристских организаций, выступающих в защиту природы и окружающей среды;
5. размещение и публикация информации во всех информационных и рекламно-полиграфических проектах
Обеспечение соблюдения в туристической деятельности природоохранных стандартов будет оказывать положительное воздействие как на местные социально-экономические, так и на экологические условия.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014г №941- р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/10108778/
2. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [Электронный ресурс]http://www.russiatourism.ru/content/2/section/24/detail/3557
3. ЮНВТО Федеральное агентство по туризму Министерства культуры РФ Электронный ресурс] http://www.mssiatourism.m/content/2/section/24/detail/3557
4. Международный Союз охраны природы (МСОП) [Электронный ресурс] http://www.wildnet.ru
5. Конвенция о биологическом разнообразии ООН. ЮНЕП «Десятилетие Биоразнообразия Организации Объединенных Наций 2011-2020» [Электронный ресурс] UNEP/CBD/WG-RI/4/3/Add .2 ЮНЕП
6. Некоммерческий неправительственный федеральный экопроект «Зеленая Россия» www.greenrussia.trevel.
7. Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru
References
1. RF Government Order dated 31 May 2014 №941- r "On Approval of Tourism Development Strategy of the Russian Federation for the period till 2020" [Electronic resource]: http://base.garant.ru/10108778/
2. The federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011 - 2018 years)" [Electronic resource]: http://www.russiatourism.ru/content/2/section/24/detail/3557
3. UNWTO Federal Agency for Tourism of the Culture Ministry [Electronic resource]: http://www.russiatourism.ru/content/2/section/24/detail/3557
4. The International Union for Conservation of Nature (IUCN) [Electronic resource]: http://www.wildnet.ru
5. The UN Convention on Biological Diversity. UNEP "United Nations Decade on Biodiversity 2011-2020" [Electronic resource]: UNEP/CBD/WG-RI/4/3/Add.2 ЮНЕП
6.The non-profit non-governmental federal ecological project "Green Russia "[Electronic resource]: www.greenrussia.trevel.
7. Federal State Statistics Service website. [Electronic resource]: http://www.gks.ru