19. Старцева, А.А., Фадькин Г.Н., Костин Я.В. Влияние биопрепаратов и минеральных удобрений на кислотность и фосфатный режим серой лесной тяжелосуглинистой почвы // Сб. : Ресурсосберегающие экологически безопасные технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции. - Рязань, 2014. - С. 288 - 292.
20. Титовская А.И. Изменение структурного состояния почвы в зависимости от систем обработки // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 7. С. 51-53.
УДК 504.4.054.(470.319)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТЕХНОГЕНЕЗА НА СОДЕРЖАНИЕ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В УРБАНИЗИРОВАННЫХ ЛАНДШАФТАХ
Михнюк К.А., студент 2 курса направления подготовки «Агрохимия и агропочвоведение» ФГБОУ ВО Орловский ГАУ
АННОТАЦИЯ
В статье представлен научно-экспериментальный материал, полученный на основе полевых и лабораторных исследований техногенно-измененных территорий по изучению влияния различных источников загрязнения почвенного покрова для оценки степени деградационных изменений антропогенно-трансформированных земель города Москвы и Орловской области по валовому содержанию тяжелых металлов и степени их подвижности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Техногенно-измененные территории, урбаноземы, тяжелые металлы, загрязнение. ABSTRACT
The article presents a scientific and experimental data obtained on the basis of field and laboratory studies of technologically-modified areas to study the effect of different sources of soil pollution to assess the degree of degradation changes of anthropogenically transformed lands in Moscow and the Orel region in terms of gross content of heavy metals and their degree of mobility .
KEY WORDS
Technogenic-modified areas, urbanozem, heavy metals, pollution.
Наличие большого количества промышленных предприятий, а также автомобильного транспорта не могло не сказаться на экологическом состоянии природных объектов. Накопление элементов-загрязнителей в городских почвах происходит в течение всего периода урбанизации территории. Промышленное загрязнение почв идет в основном через атмосферу путем осаждения паров аэрозолей, пыли и растворенных соединений токсикантов с дождем и снегом. При загрязнении окружающей природной среды ТМ, концентрации которых выше ПДК, именно почва становится одним из основных и постоянно действующих источников их поступления в растения, природные воды, далее по пищевой цепи, в корм животных и в пищу человека [12, 13, 17]. Учитывая специфические особенности источников загрязнения, возникает острая необходимость исследований и объективной оценки степени влияния техногенеза на компоненты биосферы.
В мегаполисах не решены экологические вопросы защиты почв от загрязнений тяжелыми металлами, расположенных вблизи примагистральных автодорог, а также
урбанизированных городских почв. Для решения этих вопросов необходим целенаправленный научно-экспериментальный материал, полученный на основе полевых и лабораторных исследований техногенно-измененных территорий, что и послужило основанием для комплексного изучения влияния различных источников загрязнения почвенного покрова, которая состояла в оценке степени деградационных изменений антропогенно-трансформированных земель города Москвы и Орловской области по валовому содержанию тяжелых металлов и степени их подвижности.
Цель исследований состояла в оценке степени накопления тяжелых металлов в техногенно - трансформированных ландшафтах города Москвы.
В задачи исследований входило:
3. Установить характер изменения геохимических показателей почв урбанизированных территорий и природно-парковой зоны;
4. Определить валовое содержание и степень подвижности тяжелых металлов в урбаноземах и антропогенно-преобразованных почвах.
Объекты исследования.
В качестве объектов исследования были выделены три блока почв: естественно ненарушенные; естественно нарушенные поверхностно преобразованные (урбанопочвы), естественные нарушенные глубокопреобразованные (урбаноземы). Отбор проб осуществлялся из поверхностного слоя урбаноземов и урбанопочв в районе автотрассы Каширского шоссе, где основным источником загрязнения тяжелыми металлами является автотранспорт, и естественной ненарушенной дерново-подзолистой почвы на территории парковой зоны Лосиный остров г. Москва.
Методика исследований.
Специфичными факторами почвообразования городских почв являются [2]: структура и характер хозяйственного землепользования в городе; особый городской микроклимат, эквивалентный широтному сдвигу на 200-300 км к югу; изменение естественного рельефа, связанное с хозяйственной и строительной деятельностью человека; насыпные природные субстраты и культурный слой и наличие в них строительно-бытовых включений; изменения растительности, связанные с особенностями городского микроклимата; аэрозольное и внутрипочвенное загрязнение.
Лабораторные исследования проводились на кафедре земледелия Орловского государственного аграрного университета. Отобранные образцы почв анализировали по общепринятым методикам: ГОСТ 17.4.1.02-83. Охрана, ГОСТ 17.4.4.02- 84, ИСО 8288
Результаты и их обсуждения.
В экологической устойчивости урбопочв и урбаноземов важную роль играют физико-химические свойства поверхностных горизонтов указанных почв. Результаты исследования физико-химических свойств урбопочв на разной удаленности от автомагистрали Каширское шоссе г. Москва и дерново-подзолистой почвы лесопарковой зоны Лосинный остров г. Москва, (таблица 1), убедительно доказывают изменения, происходящие в антропогенно поверхностно преобразованных почвах (урбопочвах). Почвенные пробы, отобранные в трех опытных точках на разном удалении от автомагистрали, резко отличаются от свойств почвенных образцов, отобранных в парковой зоне. Для урбопочв характерными являются нейтральная реакция среды, рНКс1 колеблется 6,37-7,10.
Величина гидролитической кислотности низкая и изменяется в пределах 0,351,28 мг/экв.на 100г почвы. Насыщенность основаниями почвенно-поглощающего комплекса высокая 91,2-96,5%. С экологической точки зрения величина емкости катионного обмена низкая, изменяется в пределах 9,4-14,61 мг/экв. на 100г почвы и характеризует низкую устойчивость почвы к антропогенным воздействиям. Гумусовое состояние урбопочв оценивается как повышенно - гумусированные с колебаниями в содержании гумуса в пределах 2,84-3,39%. Органическое вещество почвы оказывает разностороннее влияние на физические, физико-химические свойства, питательный режим, биологическую активность почвы, поглотительную способность и ее
буферность, способность связывать тяжелые металлы в органоминеральные комплексные соединения разной степени подвижности.
Обеспеченность подвижным фосфором и обменным калием оценивается как средняя, повышенная и высокая, что свидетельствует о высоких дозах применения как органических, так и минеральных удобрений в урбаноземах, используемых в качестве газонов и цветников вдоль автомагистрали Каширское шоссе.
Физико - химические свойства дерново-подзолистой почвы парковой зоны Лосиный остров (г. Москва) значительно отличаются от свойств и состава исследуемых урбаноземов (таблица 1).
Таблица 1- Агрохимическая характеристика урбаноземов и антропогенно _преобразованных почв, слой 0-20 см._
Удален ность рНкс1 Нг Босн. ЕКО Р2О5 К20 Сорг. % Гумус, % У,%
мг.-экв./100 г мг/100 г
Каширского шоссе, г. Москва
5 м 6,90 0,35 9,69 10,04 29,78 16,5 1,95 2,84 96,5
50 м. 6,37 1,28 13,33 14,61 18,05 26,52 1,16 3,37 91,2
300 м. 7,10 0,43 8,97 9,40 36,1 19,85 2,03 3,39 95,4
Лосиный остров, г. Москва
(фоновая почва) 4,75 8,83 3,15 11,98 4,14 9,89 0,74 1,27 26,3
Гумусовый, верхний горизонт на глубине 0-20 см имеет низкое содержание гумуса 1,27%, что характеризует оценку почвы как «малогумусированная». При этом содержание гумуса в урбаноземах было в 2,24-2,67 раза выше количества гумуса фоновой почвы. Обеспеченность подвижными формами фосфора низкая, обменным калием средняя. Состояние почвенно-поглощающего комплекса дерново-подзолистой почвы отличается от состава поглощенных катионов в ППК урбопочв, величина емкости катионного обмена составила 11,9 мг/экв.на 100г почвы, однако, в составе обменных катионов преобладают обменные катионы Н+ и Al3+, их количество достигало 8,83 мг/экв.на 100г или 73,7% от емкости катионного обмена, что обусловливает высокое значение обменной кислотности рНка 4,75 и гидролитической кислотности -8,83 мг/экв.на 100г.
Высокая кислотность и очень высокая ненасыщенность основаниями 26,3% и низкая гумусированность создают условия для изменения подвижности тяжелых металлов в почве и их миграцию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что под действием антропогенных преобразований происходят значительные изменения в составе и свойствах создаваемых урбаноземов, что предопределяет необходимость детального изучения этой группы почв, выполняющих важные экологические функции в окружающей среде.
Значительное количество тяжелых металлов (Cd, Си, Zn, Pb) поступают от автотранспорта. С дождевыми осадками поступают в основном водорастворимые формы тяжелых металлов, в твердых аэрозолях тяжелые металлы находятся в форме различных химических соединений - сульфаты Zn, РЬ, оксиды Zn, РЬ, Cd, сульфиды Си, Zn, РЬ, Ре. Поступление тяжелых металлов в почвы происходит в виде водных и воздушных мигрантов, а также с приносимым мусором.
Для оценки характера накопления тяжелых металлов в урбаноземах были заложены опытные площадки - точки на разной удаленности от источника загрязнения - выбросов автотранспорта на Каширском шоссе в г. Москве с отбором образцов почв в слое 0-20 см. в исследованных образцах определяли валовое содержание тяжелых металлов Cd, Си, Сг, Ы1, РЬ, Zn и количество их подвижных форм (таблица 2 ).
Таблица 2 - Содержание тяжелых металлов техногенно-измененных территорий
(0-20 см), мг/кг сух в-ва.
удален ность Zc валовы х форм металл ов Zc подвижн ых форм металлов % подвижности Общая численно сть 107К0Е/г Км
Cd Pb Zn №
Каширское шоссе
5м 7,85 4,52 56,5 9,09 20,58 5,26 5,2 7,47 3,58 1,38
50м 4,27 2,8 50,0 14,52 29,69 9,38 9,38 5,13 4,88 1,15
300м 6,98 5,06 60,0 10,19 23,87 9,02 9,02 9,43 5,72 1,02
Фонова я почва 1,0 1,0 50,0 8,21 21,74 11,2 16,8 13,2 2,06 1,17
Содержание тяжелых металлов в урбанизированных почвах, подверженных антропогенному воздействию, выше, чем в почвах фоновой территории. Валовое содержание кадмия вблизи автотрассы в 1,7 раза превышало валовое количество кадмия в фоновой почве. Содержание меди в 2,2 раза превышало количество меди в парковой зоне. Практически по всем исследуемым металлам установлено превышение валового количества тяжелых металлов в урбаноземах в сравнении с содержанием этих металлов в фоновой почве, так для хрома это превышение достигало 4,2 раза, для цинка в 2,2 раза, превышение в содержании никеля составило 1,64 раза, а количество свинца было равнозначным количеству валового свинца в фоновой почве. Поскольку коэффициент концентрации отражает интенсивность загрязнения, то для данных урбаноземов уровень загрязнения оценивается как слабый для кадмия, меди, цинка, а для хрома средний уровень загрязнения (таблица 2).
С увеличением удаленности от автодороги на 50 метров отмечается закономерное снижение валовых количеств всех исследуемых тяжелых металлов. Валовое содержание кадмия снизилось на 13,04 % в сравнении с содержанием кадмия в непосредственной близости к шоссе, но превышало концентрацию кадмия в фоновой почве в 1,43раза. Валовое содержание меди снижалось почти на 65, 5% в сравнении с количеством меди в урбаноземе вблизи автодороги и на 25% в сравнении с валовым содержанием меди в фоновой почве. Содержание хрома, никеля, свинца и цинка в сравнении с валовым количеством этих металлов в урбаноземе вблизи автотрассы снижалось соответственно на 54,07% 32,76%,68,69%, 66,45%. Если сравнить валовое количество хрома, никеля, свинца и цинка с валовым количеством в фоновой почве, то можно отметить, что в урбаноземе валовое содержание этих металлов превышает количество указанных тяжелых металлов в фоновой почве только в отношении хрома в 1,92 раза и никеля в 1,11 раза. Валовое содержание свинца и цинка было в 0,32 и 0,74 раза меньше, чем валовое количество этих металлов в фоновой почве.
Удаленность от источника загрязнения неоднозначно проявляется в изменении валового содержания исследуемых тяжелых металлов. Установлено по всем изучаемым тяжелым металлам превышение количества металлов в сравнении с фоновой почвой для кадмия почти 1,79 раза, для меди в 2,59 раза, хрома - 2,66 раза, никеля - 1,5 раза, цинка в 2,38 раза и только валовое количество свинца превышало содержание этого элемента в фоновой почве в 1,1 раза. Однако, сравнивая валовое содержание тяжелых металлов урбаноземах вблизи автодороги и урбаноземе, удаленном от шоссе на 300м, можно установить неоднозначность в изменении валового количества этих металлов. Так, в урбаноземе, удаленном на большем расстоянии от автодороги, отмечается увеличение валовых количеств кадмия на 8,7%, меди на 19,74%, свинца на 1,01%, цинка на 7,6%. Содержание никеля, хрома в урбаноземе на большем удалении от автотрассы снижалось в сравнении с валовым содержанием этих металлов в урбаноземе вблизи источника загрязнения на 8,62%и 36,4% соответственно.
Полученные результаты подтверждаются значениями коэффициента суммарного загрязнения, его величина снижалась до 4,27ед. в урбаноземе, удаленном
на 50м от автодороги, и возрастала до 6,98ед. в урбаноземе в наибольшей удаленности от автодороги.
Изменение валового содержания тяжелых металлов в урбаноземах на различной удаленности от источника загрязнения - автодороги обусловлено особенностями аэрального поступления загрязняющих веществ и выбросов автотранспорта, состоянием почвенно-поглощающего комплекса, содержанием органических веществ, изменением величины рН почвы и ее гранулометрического состава, прежде всего содержанием частиц физической глины.
Влияние тяжелых металлов определяется не только их валовым содержанием, но в первую очередь, содержанием водорастворимых и подвижных форм тяжелых металлов.
Исследованиями показано, что при загрязнении почв тяжелыми металлами увеличивается содержание их валовых форм в урбаноземах и почвах (таблица 2).
Представленные результаты наглядно показывают, что степень подвижности того или иного металла зависит не только от исходного валового количества, но и индивидуальных особенностей металла и влияния свойств почвенной среды.
В урбаноземах, расположенных в непосредственной близости к автодороге, самое максимальное количество подвижных форм тяжелых металлов установлено для кадмия - 56,5% от валового содержания, цинка - 20,58% и свинца 9,1%. В сравнении с фоновой почвой количество подвижных форм этих тяжелых металлов увеличивалось в 1,86 раза для кадмия, 2,09 раза для цинка и в 1,13 раза для свинца.
Доля подвижных форм таких металлов, как хром, медь и никель составляла 5,26%,6,23% и 7,47% от валового содержания указанных соответственно тяжелых металлов. Количество подвижных форм хрома, меди, и никеля в сравнении с их содержанием в фоновой почве возрастало в 1,31, 13,23 и 0,93 раза соответственно.
При большей удаленности от источника загрязнения (50м) количество подвижных форм тяжелых металлов резко снижается в сравнении с содержанием подвижных тяжелых металлов в урбаноземе в непосредственной близости к автодороге.
Так, содержание подвижного кадмия снижалось на 23,08%, меди на 75%, цинка на 51,6%, никеля на 53,85%, свинца на 50%, хрома на 18,2% в сравнении с количеством подвижных форм указанных металлов в урбаноземе вблизи автодороги.
В сравнении с фоновой почвой количество подвижных металлов возрастало для кадмия в 1,43 раза, для хрома в 1,07 раза и для цинка в 1,01 раза. Содержание подвижных форм меди, никеля и свинца снижалось в сравнении с количеством подвижных форм тяжелых металлов в фоновой почве в 0,3 и 0,56 раза соответственно.
Интерес представляют данные о степени подвижности исследуемых металлов от их исходного валового содержания в урбаноземе с удалением от автодороги на 50м. Наибольшую подвижность обеспечивали почвенные условия этого объекта исследования для кадмия - 50,0%, цинка 29,69%,и свинца - 14,52% от валового их содержания, при этом степень подвижности цинка, свинца и хрома была выше степени подвижности этих металлов в условиях урбанозема в непосредственной близости к источнику загрязнения, для меди и никеля подвижность металлов в урбаноземе снижалась.
При увеличении удаленности от источника загрязнения, как было установлено, возрастает не только валовое содержание тяжелых металлов, но и количество подвижных их форм и степень подвижности тяжелых металлов. Так, количество подвижного кадмия составило 60% от валового содержания этого элемента в урбаноземе на расстоянии 300 м от дороги и превышало на 15,39% количество подвижного кадмия в урбаноземе вблизи источника загрязнения и на 50% количество кадмия в урбаноземе с удаленностью в 50м от автодороги.
Количество подвижного цинка составило 23,87% от валового содержания в этом типе урбанозема, а степень подвижности возрастала в сравнении с количеством цинка в урбаноземе в непосредственной близости к дороге на 24, 84%. Можно сделать вывод
о том, что почвенные условия урбанозема с большей удаленностью от автодороги способствовали большему накоплению абсолютных количеств подвижных форм кадмия, меди, хрома, никеля, свинца и цинка и увеличению степени их подвижности. В сравнении с фоновой почвой количество подвижного кадмия возрастало в 2,14 раза, меди в 1,5 раза, хрома в 1,43 раза, никеля 1,1 раза, свинца в 1,31 раза и цинка в 2,61 раза.
Доля металлов, извлекаемых из пробы аммонийно-ацетатным буфером с рН=4,8 убывает для урбанозема вблизи автодороги 7п>РЬ>Сй=№> Си>Сг; для урбанозема в удаленности 50м это 7п> Cd > Сг= РЬ >Ы1> Си, а для урбанозема в наибольшем удалении от автодороги доля металлов убывает в ряду Zn>Pb>Cd= Си =Ы1> Сг.
Коэффициент суммарного накопления подвижных форм тяжелых металлов в урбаноземах составил 4,55 ед. в непосредственной близости к автодороге, 2,8 ед. при удаленности на 50 м от автодороги и 5,06 ед в урбаноземе с наибольшей удаленностью от автодороги.
Таким образом, при загрязнении почв тяжелыми металлами их подвижность может повышаться и понижаться. При увеличении концентрации тяжелого металла до уровня выпадения осадка, или образования устойчивых комплексов, подвижность тяжелых металлов снижается. Но может складываться ситуация увеличения концентрации тяжелых металлов в растворе, когда создаются условия для повышения растворимости образуемых осадков, и степень подвижности тяжелых металлов увеличивается.
Выводы:
1. Содержание тяжелых металлов в урбанизированных почвах, подверженных антропогенному воздействию выше, чем в почвах фоновой территории. Валовое содержание кадмия вблизи автотрассы в 1,7 раза превышало валовое количество кадмия в фоновой почве. Содержание меди в 2,2 раза превышало количество меди в парковой зоне. Практически по всем исследуемым металлам установлено превышение валового количества тяжелых металлов в урбаноземах в сравнении с содержанием этих металлов в фоновой почве, так для хрома это превышение достигало 4,2 раза, для цинка и меди в 2,2 раза, кадмия - 1,7 раза, превышение в содержании никеля составило 1,64 раза, а количество свинца. Уровень валового загрязнения оценивается как слабый для кадмия, меди, цинка, а для хрома средний уровень загрязнения.
2. Удаленность от источника загрязнения неоднозначно проявляется в изменении валового содержания исследуемых тяжелых металлов. Установлено по всем изучаемым тяжелым металлам превышение количества металлов в сравнении с фоновой почвой для кадмия почти 1,79 раза, для меди в 2,59 раза, хрома - 2,66 раза, никеля - 1,5 раза, цинка в 2,38 раза и только валовое количество свинца превышало фоновую почву в 1,1 раза.
3. В валовом содержании тяжелых металлов урбаноземах вблизи автодороги и урбаноземе, удаленном от шоссе на 300м, установлена неоднозначность в изменении валового количества металлов. Так, в урбаноземе, удаленном на большем расстоянии от автодороги, отмечается увеличение валовых количеств кадмия на 8,7%, меди на 19,74%, свинца на 1,01%, цинка на 7,6%. Содержание никеля, хрома в урбаноземе на большем удалении от автотрассы снижалось в сравнении с валовым содержанием этих металлов в урбаноземе вблизи источника загрязнения на 8,62%и 36,4% соответственно.
4. При увеличении удаленности от источника загрязнения, как было установлено, возрастает не только валовое содержание тяжелых металлов, но и количество подвижных их форм и степень подвижности тяжелых металлов. Так, количество подвижного кадмия составило 60% от валового содержания этого элемента в урбаноземе на расстоянии 300 м от дороги и превышало на 15,39% количество подвижного кадмия в урбаноземе вблизи источника загрязнения и на 50% количество кадмия в урбаноземе с удаленностью в 50м от автодороги.
5. Доля металлов, извлекаемых из пробы аммонийно-ацетатным буфером с рН=4,8, убывает для урбанозема вблизи автодороги Zn>Pb>Cd=Ni> Cu>Cr; для урбанозема в удаленности 50м это Zn> Cd > Cr= Pb >Ni> Cu, для урбанозема в наибольшем удалении от автодороги в ряду Zn>Pb>Cd= Cu =Ni> Cr, а в фоновой дерново - подзолистой почве в ряду Zn> Pb> Ni> Cu > Cr > Cd.
Библиография
1. Stepanova L.P., Yakovleva E.V., Korenkova E.A. The role of soil certificate in the agro-ecological assessment of natural and anthropogenic gray forest soils evolution on the example of jsc "sugar mill «Otradinsky» of mtsensk district of orel region Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2015. Т. 55. № 4. С. 70-78.
2. Коренькова Е.А., Степанова Л.П., Степанова Е.И. Природно-антропогенная роль паспорта чернозема выщелоченного в оценке деградационных изменений почвенного покрова Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 4 (20). С. 165-169.
3. Коренькова Е.А., Степанова Л.П., Таракин А.В Паспорт чернозема типичного и его роль в оценке агроэкологической устойчивости и антропогенной преобразованности почвенного ареала. Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 4 (20). С. 170-174.
4. Степанова Л.П. Оценка влияния радионуклида цезий-137 на экологическое состояние почв и растений //Степанова Л.П., Коренькова Е.А., Мышкин А.И., Степанова Е.И., Кружков Н.К., Яковлева Е.В., Таракин А.В. - Агроэкоинфо. 2013. №2. С. 4.
5. Степанова Л.П. Оценка факторов загрязнения воздушной среды урбанизированных территорий Орловской области //Степанова Л.П., Коренькова Е.А., Мышкин А.И., Степанова Е.И., Яковлева Е.В., Таракин А.В. - АгроЭкоИнфо. 2013. № 2. С. 6.
6. Степанова Л.П. Физико-химическая оценка восстановления плодородия нарушенных серых лесных почв при их рекультивации //Степанова Л.П., Яковлева Е.В., Писарева А.В.- Безопасность в техносфере. 2015. Т. 4. № 2. С. 27-32.
7. Степанова Л.П., Коренькова Е.А., Мышкин А.И., Степанова Е.И., Таракин А.В., Яковлева Е.В. Оценка действия зон экологического неблагополучия на состояние здоровья населения (на примере Орловской области) АгроЭкоИнфо. 2013. № 2. С. 5.
8. Степанова Л.П., Коренькова Е.А., Яковлева Е.В., Степанова Е.И Влияние удобрительных форм на основе отходов производства и природных минералов на экологическую устойчивость агрофизических и физико-химических свойств чернозема оподзоленного. Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2015. №3. С. 19-25.
9. Степанова Л.П., Таракин А.В Эколого-биологические аспекты использования вторичных ресурсов в биологизированном земледелии. Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 6. № 6-1. С. 35-37.
10. Степанова Л.П., Черный Е.С., Писарева А.В. Химический состав состояния поверхностных вод бассейна реки Ока на территории Орловской области. Вестник РУДН серия экология и безопасность жизнедеятельности, 2015
11. Степанова Л.П., Яковлева Е.В., Коренькова Е.А. Роль паспорта почвы в агроэкологической оценке природно- антропогенной эволюции серых лесных почв на примере ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» Мценского района Орловской Области Вестник ОрелГАУ. 2015 - №4 с.70-79
12. Степанова Л.П., Яковлева Е.В., Коренькова Е.А., Писарева А.В. Состояние плодородия антропогенно-измененных серых лесных почв и его эколого-экономическая оценка Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2015. № 3. С. 105-114
13. Степанова Л.П., Яковлева Е.В., Черный Е.С., Коренькова Е.А., Мышкин А.И Экологическая оценка влияния техногенеза на состояние поверхностных и подземных вод. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. 2014. № 3. С. 180-184.
14. Степанова Л.П., Яковлева Е.В., Черный Е.С., Коренькова Е.А., Писарева А.В., Мышкин А.И. Состояние водных объектов в местах водопользования населения орловской области и мероприятия по улучшению качества питьевой воды Экология и промышленность России. 2014. № 2. С. 40-45.
15. Яковлева Е.В. Агроэкономическая оценка восстановления плодородия антропогенно нарушенных и рекультивируемых серых лесных почв // Степанова Л.П., Коренькова Е.А., Писарева А.В. Ученые записки Орловского государственного университета, №3, 2015 с. 256-261
16. Яковлева Е.В. Состояние плодородия антропогенно - измененных серых лесных почв и его эколого-экономическая оценка // Степанова Л.П., Коренькова Е.А., Писарева А.В. Вестник РУДН серия экология и безопасность жизнедеятельности, 2015, №3 Стр. 105-114
17. Яковлева Е.В. Экологическая оценка факторов деградации серых лесных почв и пути их оптимизации / Автореф. дисс. на соиск. уч.степ. к.с-х н., Орел 2006, 23с.
18. Яковлева Е.В., Степанова Л.П., Таракин А.В., Тихойкина И.М., Черный Е.С., Писарева А.В. Экологическая оценка влияния навозных стоков на химические и санитарно-гигиенические показатели поверхностных и подземных вод орловской области Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 4. С. 45.
19. Левин В.И., Кодиров А.А. Экологическая оценка состояния почв разных типов по показателям биологической активности, фитотоксичности и подвижности ТМ // Сб. : Современные энерго- и ресурсосберегающие экологически устойчивые технологии и системы сельскохозяйственного производства, 2016. - С. 360 - 362.
20. Нефедова С.А. Эколого-физиологические механизмы адаптации животных к антропогенным воздействиям (на примере Рязанской области): автореф. дис....д-ра биол. наук: 03.02.08, 03.03.01 / Нефедова Светлана Александровна. - Петрозаводск, 2011.- 52 с.
21. Турьянский А.В., Олива Л.В. Механизмы восстановления потенциала сельскохозяйственных земель в Белгородской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 2. С. 46-47.
22. Пигорев И.Я. Экология техногенных ландшафтов КМА и их биологическое освоение: Монография. Курск: Изд-во КГСХА, 2006. 366 с.
УДК: 631:811
СТИМУЛЯТОРЫ КОРНЕОБРАЗОВАНИЯ И РЕГУЛЯТОРЫ РОСТА РАСТЕНИЙ
Мосякина О. И., Лексикова В. В., студентки 4 курса направления подготовки:
«Агрохимия и агропочвоведение» Научный руководитель: Игнатова Г. А., к. с-х. н., доцент ФГБОУ ВО Орловский ГАУ
АННОТАЦИЯ
Стимуляторы роста в последнее время приобретают все большую популярность в растениеводстве. Они увеличивают урожайность сельхозкультур, сокращают сроки созревания, повышают питательную ценность, улучшают устойчивость к болезням, заморозкам, засухе и другим неблагоприятным факторам, ускоряют прорастание и укоренение, уменьшают опадение завязей и предуборочное опадение плодов, задерживают цветение до окончания поздних заморозков и выполняют многие другие функции. Используя тот или иной стимулятор, можно получить абсолютно разные результаты, ведь синтезированные фитогормоны отражаются на разных этапах развития и системах жизнедеятельности растений. Необходимо корректное, пофазовое и чисто "рецептурное" использование, чтобы получить весомый результат.