--© Т.В. Галанина, C.B. Овсянникова,
2012
УДК 622.882(571.17)
Т.В. Галанина, C.B. Овсянникова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ КУЗБАССА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В условиях возрастающей антропогенной нагрузки рациональное использование земель становится все более актуальным. Для разрешения ситуации предложено разработать комплексную программу развития региона, которая четко определит порядок отработки месторождения и рекультивации нарушенных земель. Ключевыю слова: экологическая ситуация, загрязнение природной среды, угледобыча.
Кемеровская область — регион с высокой концентрацией сырьевых и перерабатывающих производств и по экономическому потенциалу является крупнейшим территориально- производственным комплексом Российской Федерации. Промышленность является ведущим сектором экономики. В 2008 году в Кемеровской области было добыто 55,8 % российского угля. Доля кемеровской области в общероссийском производстве чугуна составляет 13,6 %, стали — 11,9, труб стальных — 78,4 %, готового проката черного металла — 11,9 %.
Для Кемеровской области характерны все основные составляющие, которые определяют негативное влияние промышленности на окружающую среду: крупные масштабы промышленного производства, высокая степень концентрации промышленных объектов, сложная структура промышленности, включающая виды экологического воздействия высокого класса вредности: добыча полезных ископаемых, металлургическое и химическое производства, производство и распределение электроэнергии.
Одним из существенных факторов, влияющих на экологическую ситуа-
цию в области, являются последствия ликвидации шахт, которые связаны с возникновением серьезных экологических последствий: провалы земной поверхности, подъем грунтовых вод и подтопление местности, загрязнение подземных и поверхностных вод шахтными водами, обильное выделение из выработок токсичных и взрывоопасных газов.
Возрастающий уровень загрязнения природной среды за последние годы связан, прежде всего, с возобновлением деятельности многих предприятий, вводом в эксплуатацию новых и увеличением промышленного производства
Рост промышленного производства, в частности угледобычи, пока не сопровождается, к сожалению, пропорциональным ростом природоохранных мероприятий, в результате чего еще больше усугубляются неблагоприятные условия окружающей среды и обитания человека.
Экологическая ситуация в Кемеровской области в значительной степени зависит от состояния почв, нарушенных в результате добычи полезных ископаемых.
В недрах Кузбасса сосредоточена огромное количество разнообразных
сырьевых ресурсов, что составляет 36,4 % от объема полезных ископаемых, имеющихся на территории России. В Кемеровской области добывают каменный уголь, железо, золото, серебро, цинк, свинец, марганец; имеются богатые залежи фосфоритов и другого высокоценного сырья. В связи с разведкой и активным освоением месторождений уровень экологически допустимого воздействия на почву превышен и существует реальная угроза необратимого техногенного загрязнения биогеоценоза.
В результате освоения и разработки месторождений происходит полное изменение рельефа, нарушение водного, воздушного и пищевого режима почв, что ведет к нарушению биогеоценоза в целом.
В результате проведения горных работ в области нарушено и выведено из оборота более 60 тыс. гектаров плодородных земель и уничтожено около 300 малых речек.
В такой ситуации назрела острая необходимость разработки и проведения на территории нарушенных ранее земель и вскрываемого почвенного покрова для разработки новых месторождений на угледобывающих предприятиях экологического мониторинга. Это позволит иметь более реальное представление об экологической ситуации, даст основу для прогнозирования почвенно-
экологического состояния на перспективу и для разработки новых технологических приемов рекультивации.
Основным приемом восстановления природных систем является рекультивация нарушенных земель. Основным требованием биологической рекультивации должна быть ее высокая экологическая эффективность
Рекультивация нарушенных земель призвана создавать геохимические
барьеры, сокращающие миграцию инородных веществ в окружающую среду.
Когда какая-либо нарушенная территория признается нуждающейся в рекультивации, то главная задача состоит в подборе таких способов ее восстановления, которые должны обеспечить ее экономически выгодное последующее использование. Рекультивация нарушенной территории считается как экономически оправданная, если в результате ее проведения заброшенный участок оказывается пригодным для рентабельного использования.
Добыча угля сопровождается разрушением почвенного покрова и естественных ландшафтов при проведении горнодобывающих работ как открытым, так и подземным способом. В первую очередь, за счет ведения горных работ, разрушается геологическая среда. Вынос на поверхность громадной массы глубинных горных пород (по Кузбассу это около 15 млрд м3) привел к процессам осадки поверхности, изменению рельефа местности, образованию депрессионных воронок, а также нарушает природное равновесие в миграции химических элементов, разрушает сложившиеся природные биоценозы.
При этом следует учесть, что отрицательное воздействие техногенных земель на окружающую среду проявляется не только сегодня, но неизбежно проявится, возможно, в больших масштабах, в будущем.
В области насчитывается около 528 предприятий, нарушающих почвенный покров. Среди наиболее крупных нарушителей почвенного покрова являются предприятия угольной промышленности.
Из общей площади нарушенных разрезами земель карьерные выемки составляют 33,9 %, внешние отвалы —
42,5 %, внутренние отвалы — 13,0 %, прочие нарушения — 10,6 %. Внешние отвалы породы занимают 50—70 % поверхности, что увеличивает землеемкостъ добычи и вызывает целый комплекс негативных экологических последствий, основные из которых это сокращение площади естественных ландшафтов, возникновение на их месте безжизненных пустырей, загрязнение прилегающих территорий продуктами водной и ветровой эрозии.
Разравнивание бестранспортных отвалов бульдозерами для целей рекультивации вызывает значительное уплотнение грунта, что приводит к снижению водопроницаемости, вла-гоемкости, аэрации. На уплотненных грунтах (свыше 15 кг/см2) показатели роста растений, особенно древесных, ниже на 30—40 %, чем на рыхлых грунтах.
Отработанные и осушенные гидроотвалы вскрышных пород представляют собой наиболее благоприятные для рекультивации объекты, поскольку они сложены из потенциально плодородных горных пород (в основном суглинков) и имеют ровную поверхность. Ровные поверхности отвалов преимущественно используются для сельскохозяйственной рекультивации после нанесения на них плодородного слоя почвы, а откосы отвалов под облесение.
Основные вскрышные горные породы (песчаники, алевролиты, аргиллиты) имеют прочную структуру и различный период разрушения от физического выветривания, зависящий от степени метаморфизма и свойств цементирующих их минералов. Локальное вымывание мелкоземных фракций вглубь способствует возникновению на поверхности вначале незначительных углублений, которые превращаются в последующем в бо-
лее глубокие ямы. Образуется своеобразный ямочно-бугристый микрорельеф с перепадом высот до 1 метра.
Затрудняет проведение биологической рекультивации каменистость вскрышных горных пород. Содержание скелетного материала (фракций крупнее 1 мм) в свежеотсыпанных отвалах достигает 98 %, а фракций крупнее 10 мм — 95 %. Разрушение каменистых фракций осадочных пород происходит довольно быстро, в течение 3—5 лет. В первые, 1—2 года сохраняется высокая каменистость, препятствующая росту растений, через 5—6 лет после отсыпки происходит естественное уплотнение грунта, а также заселение отвалов сорной растительностью, что также отрицательно сказывается на успехе рекультивации.
Вышеприведенные факторы усложняют проведение рекультивации, вместе с тем вещественный состав вскрышных пород вполне пригоден для роста многих видов растений, что облегчает работы по биологической рекультивации.
Биологический этап рекультивации включает мероприятия по восстановлению плодородия рекультивированных земель до комплексного природного потенциала. К ним относится посадка древесно-кустарниковых культур, посев многолетних трав, проведение агротехнических мероприятий, фитомелиоративные и другие работы, направленные на восстановление флоры и фауны.
Высокая продуктивность и в целом средообразующее значение рекультивации достигается при совместном выращивании лесных культур и многолетних бобовых трав.
Почвенный и растительный покров как основные элементы биосферы оказываются в сильной степени трансфор-
мированными в процессе проведения горнодобывающих работ. После прекращения последних, процессы деградации биосферы не прекращаются, более того, они в первые годы значительно усиливаются. Это является следствием продолжающихся геодинамических процессов, связанных с обрушением вмещающих пород в брошенные горные выработки, сдвиг земной поверхности и ее проседание с разрушением поверхности земли.
При заполнении выработок водой происходит вытеснение на поверхность рудничных газов, в основном метана. В зонах выделения метана на дневную поверхность почва теряет структуру, сильно уплотняется, приобретает серый цвет, а растительность на ней погибает. Это объясняется тем, что хотя метан и не является фитотоксичным, в почве он замещает кислород, создает анаэробную среду, чем подавляются микробиологические процессы и почвенная фауна, образуются непригодные для жизнедеятельности растений почвенные условия.
Состояние охраны окружающей среды на предприятиях угольной промышленности продолжает оставаться сложным. За последние 10 лет в сфере экологической безопасности сложился ряд негативных тенденций:
• невостребованность имеющихся научно-технических разработок, отсутствие стимулов и механизма внедрения их в производство;
• отсутствие экологического аудита;
• отсутствие четко действующей системы непрерывного экологического образования и переподготовки кадров;
• моральное старение и физический износ основного технологического оборудования на природоохранных объектах;
• низкий уровень инвестиций в строительство природоохранных объектов в общем объеме капиталовложений в угольной отрасли;
• низкая эффективность действующей системы платежей за загрязнение окружающей среды, не стимулирующая природоохранную деятельность, отсутствие экономических методов управления природоохранной деятельностью.
В практической рекультивации обычно стремятся к тому, чтобы в неполной степени, но восполнить хозяйственный и экологический ущерб, наносимый почвенному покрову. Современное почвоведение располагает набором технологических приемов, который позволяет сформировать почвоподобное тело (технозем) с уровнем стабильных и динамических функций.
Экспериментальные исследования, проводимые в Кузбассе на протяжении 40 лет, показывают, что восстановить утраченные функции почвы полностью невозможно. Максимальный результат, полученный на экспериментальных площадках (по данным Зав. лаборатории рекультивации почв д.б.н. В.М. Курачева ИПА СО РАН г. Новосибирск), составляет 90 %, а в производстве качество рекультивации оценивается гораздо ниже — всего 30 %.
Экологический ущерб окружающей среде, причиняемый нарушенными землями, слагается из загрязняющего воздействия на прилегающие территории — это природоохранный ущерб, который зависит только от этапа нарушений, и социально-экологического ущерба — потери обществом экологических полезностей природной среды, зависящей от типа ландшафта, бывшего до проведения горных работ.
Оценка природоохранного ущерба регламентируется рядом нормативных документов. Социально-экологический ущерб непосредственно не рассчитывается, определяется через поправочные коэффициенты к природоохранному ущербу.
Экономический ущерб нарушенных земель зависит непосредственно от качества и характера использования изымаемых площадей и учитывается при отводе как стоимость земельных угодий, выплачиваемая землевладельцу. При этом стоимость сельскохозяйственных угодий в несколько раз выше, чем стоимость лесных участков. Вместе с тем экологический ущерб от освоения лесов выше, чем от уничтожения сельхозугодий.
Стоимость рекультивации обусловлена множеством факторов, расходы на восстановительные работы и на уход за восстановленной территорией после окончания работ. В свою очередь эти факторы зависят от характера местоположения участка, который определяет его рыночную стоимость, его природные особенности и форму использования после завершения работ по рекультивации.
Для стабилизации состояния окружающей природной среды необходимо осуществить комплекс экологических, экономических и социально-гигиенических мер по восстановлению компонентов окружающей среды и здоровья населения. В частности, учитывая преобладание в регионе горнодобывающей промышленности, возникла острая необходимость в решении вопросов охраны и восстановления нарушенных земель. Рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот — одна из наиболее важных задач охраны земель. Выполнение этих задач в полном и достаточном объеме требует
также создания действенной правовой основы.
Деятельность по рекультивации земель, в том числе снятию и сохранению плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель имеет большое значение для осуществления охранных мероприятий. Рекультивация является составной частью мероприятий по охране природы в целом, и в частности по нейтрализации разрушительных воздействий промышленности на природный ландшафт.
Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в постановлении Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы". Действуют также основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67.
Вместе с тем данные нормативно-правовые акты являются актами общего правового регулирования, и не учитывают особенностей экологической обстановки в регионах, а также содержат некоторые пробелы правового регулирования.
Целями дальнейшего нормативного урегулирования восстановления нарушенных земель должны являться: обеспечение восстановления и возвращение в хозяйственный оборот нарушенных земель; предотвращение образования новых массивов нарушенных земель.
Решение этой задачи вряд ли может быть успешно осуществлено в традиционном природоохранном русле. Как показывает современная зарубежная правовая практика, сущест-
вующая не только в России, проблема создания правовых механизмов в целях восстановления земель, нарушенных в результате хозяйственной деятельности, и предотвращения их образования в дальнейшем рассматривается как один из компонентов более масштабной проблемы - проблемы управления природными ресурсами.
Возможность реализации указанных принципов и задач в максимально полной мере возможна при принятии пакета законов на федеральном и, как следствие, региональном уровнях, которые делали бы рекультивацию земель неизбежной.
Для этих целей необходимо принятие закона «О рекультивации земель», в котором должны быть определены объекты рекультивации, основание, условия и сроки проведения рекультивации, регламентирован порядок выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением земель, учет нарушенных земель, порядок приемки и передачи рекультивированных земель, установлен порядок контроля за рекультивацией земель, виды ответственности за нарушение установленных требований.
Закон должен определять экономический механизм обеспечения ре-культивационных мероприятий, предусматривающий внесение залоговых платежей в специальный Государственный залоговый фонд или страховой взнос, используемый в дальнейшем на проведение работ по рекультивации. Взносы или платежи должны производиться на стадии получения разрешения на проведение работ, связанных с нарушением земель.
Страховые платежи или взносы должны включать в себя все прямые затраты и косвенные расходы, связанные с проведением рекультивации:
разработку проектов рекультивации; корректировку проектов рекультивации; осуществление изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование; проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации; работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы; работы по селективной выемке и складированию потенциально плодородных пород; планировку (выравнивание) поверхности, планирование, преобразование и улучшение ландшафта; выполажива-ние, террасирование откосов отвалов (терриконов) и бортов карьеров, засыпку и планировку шахтных провалов и горных выработок при открытой разработке, если эти работы технологически невыполнимы в процессе разработки месторождений полезных ископаемых и не предусмотрены проектом горных работ; химическую мелиорацию и санацию токсичных пород; приобретение (при необходимости) плодородного слоя почвы; нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы; ликвидацию послеусадочных явлений; засыпку нагорных и водоотводных канав; ликвидацию промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых миновала; очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте; устройство в соответствии с проектом рекультивации дренажной и водоотводящей сети, необходимой для последующего использования рекультивированных земель; приобретение
и посадку саженцев; подготовку дна (ложа) и обустройство карьерных и других выемок при создании в них водоемов; восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование (стоимость семян, удобрений и мелиорантов, внесение удобрений и мелиорантов и др.); деятельность рабочих комиссий по приемке-передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплата работы экспертов, проведение полевых обследований, лабораторных анализов); другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.
Таким образом, концепция (проблема) рекультивации нарушенных земель должна формироваться на создание условий неотвратимости проведения работ по рекультивации нарушенных земель и востребованности рекультивированных земель. Неотвратимость проведения работ по рекультивации нарушенных земель должна создаваться высокой арендной платой за земельные участки, что вынуждало бы арендатора к скорейшему возврату арендодателю отработанных и рекультивированных участков. Востребованность рекультивированных земель должна обеспечиваться различными видами рекультивации - это создание пашни, сенокосов, пастбищ, лесов, озер, формирование ланшафтных парков и т.д., то есть получение в результате рекультивации такой среды и объектов, которые были бы востребованы в настоящее время.
Сегодня в рамках существующего законодательства необходимо в Кемеровской области разработать комплексную программу экологического развития:
• с обязательным проведением экологического мониторинга и экологического аудита предприятий — загрязнителей окружающей среды;
• провести общественную экологическую экспертизу разработанной программы и принять ее на сессии Совета народных депутатов Кемеровской области;
• разработать и ввести в действие механизм залоговых (страховых) платежей при отводе земельного участка под работы, связанные с нарушением земель;
• разработать и принять региональную целевую научно обоснованную программу восстановления нарушенных земель. Предусмотреть в программе финансирование различными источниками: горнодобывающих предприятий, Государственного фонда рекультивации, залогового или страхового фонда, а также федерального и областного бюджетов с целью ликвидации ранее созданных отвалов уже несуществующих предприятий;
• разработать и внедрить в производство передовые технологии добычи угля, обеспечивающие снижение землеемкости горных работ.
Выполнение этих мероприятий, а также принятие федеральных и, следовательно, региональных законов: "О рекультивации земель"; "Об охране почв"; "О плате за негативное воздействие на окружающую среду"; "Об экологической экспертизе"; "Об экологическом аудите"; "Об экологическом страховании" и региональной целевой программы восстановления нарушенных земель создаст правовые основы государственного регулирования деятельности в области охраны земель как компонента природной среды, обеспечит гармонизацию земельного законодательства и законодательст-
ва в области охраны окружающей среды, будет способствовать совершенствованию правового механизма защиты законных прав собственников земли с одновременным повышением их ответственности за нарушение требований по охране земель.
Данные законодательные акты в комплексе с мерами организационного и экономического характера позволят предотвратить дальнейшее развитие процессов деградации и загрязнения почв и обеспечат реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Галанина Т.В. — кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Овсянникова С.В. — кандидат биологических наук, доцент,
Кузбасский государственный технический университет, Кемеровское отделение Российской экологической академии, eakem@mail.ru
д
--РУКОПИСИ,
ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «ГОРНАЯ КНИГА»
ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ПРОМЫШЛЕННОГО КОММЕРЧЕСКОГО
УЗЛА УЧЕТА В СИСТЕМЕ НАРУЖНОГО ГАЗОСНАБЖЕНИЯ
(№869/03-12 от 22.12.11, 7 с.)
Волошиновский Кирилл Иванович, соискатель ученой степени кандидат атехнических наук, ассистент кафедры AT, e-mail: volkir@nm.ru
Приведен образец состава проекта узла коммерческого промышленного или технического учета газа, устанавливаемого на наружном участке газопровода. Рассмотрены два варианта проектирования: реконструкция узла учета газа и проектирование нового измерительного участка трубопровода. Уточнен более подробный состав проекта, его оптимальный минимальный объем. Приведен перечень дополнительных листов и перечень обязательных и дополнительных приложений. Листы и проект прокомментированы. Приведена изометрия типового узла учета на измерительном наружном участке трубопровода на базе турбинного счетчика.
UNIT DRAFT PROJECT FOR INDUSTRIAL COMMERCIAL
GAS ACCOUNTING IN EXTERNAL GAS SUPPLY
Voloshinovskey K.I.
In the article is made a quotation of the sample projected commercial industrial or technical gas accounting system. Considered two variants of making a project: reconstruction of an object and projecting a new measurement gas tubing district, with the close-fitting piping system. In the article exacted detailed unit project structure with it draft list, the minimal and optimum list volume. To the more here included the list of additional and extra drafts, documents and information documents. Drafts and project are described in a short, as the priority requirements to unit typical gas accounting system can be observated in text and graphical mode in appliance to external gas supply unit standard designed projects.