Научная статья на тему 'Экологическая обстановка как регулирующий фактор использования колочных лесов Северного Казахстана'

Экологическая обстановка как регулирующий фактор использования колочных лесов Северного Казахстана Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
171
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая обстановка как регулирующий фактор использования колочных лесов Северного Казахстана»

эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям города.

Список литературы

1. Игнатенко М.М., Гаврилов Г.М., Карпов Л.Н. Лесопарки Ленинграда. - Л.: Строиздат. Ленигр. отд-ние, 1980. - 192 с.

2. Колесников А.И. Декоративная дендрология.-М.: Лесная пром., 1974.704 с.

3. Тукачев А.А., Тукачева Н.М. Нужна ли нам люстра Чижевского?// Петропавловск.-2000.-№5. -С 176-178.

М.С. Некрасов

Северо-Казахстанский государственный университет им.Манаша Козыбаева, кафедра общей биологии

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА КАК РЕГУЛИРУЮЩИЙ ФАКТОР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЛОЧНЫХ ЛЕСОВ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА

Экологическая обстановка складывается из естественных и антропогенных процессов. Леса Северо-Ка-захстанской области характеризуются в основном как типичные колочные березняки и осинники.

Колочные фитоценозы приурочены к западинам, реже встречаются на плоских хорошо дренированных участках и гривах, на почвах серых лесных и солодях. Лесо-образующими породами являются берёзы повислая и пушистая, осина. Доминирует берёза, на долю которой приходится 86% площади, остальная занята осиной, ивой и искусственными насаждениями.

Довольно крупными массивами берёзовые леса произрастают в плакорных экологических условиях только на северной оконечности области, севернее 55-й параллели (Кзылжарский, северная часть районов Мамлют-ского и им. М. Жумабаева). В большинстве своём лесные насаждения представлены колками площадью от 0,1 до 50 га с различной их разбросанностью среди безлесных участков.

Лесные насаждения области отнесены к I группе лесов. Леса зелёных зон вокруг городов, посёлков, сёл составляют 3,1% общего лесного фонда. Наиболее крупные зелёные зоны вокруг городов Петропавловска и Бу-лаево, представляющие собой пятнадцатикилометровые полосы.

Защитные природные леса, которые ограждают дороги от снежных заносов и создают нормальные условия для работы транспорта, составляют 0,4% лесного фонда области.

Остальные по существу полезащитные фитоценозы (96,5%) представляют собой леса комплексного значения: почвозащитного, водоохранного, лечебного, эстетического, санитарно-гигиенического и лесоэксплуатационного.

Наиболее распространенные свежезападинные колочные леса по характеру и интенсивности биологического круговорота относятся к среднепродуктивным, среднезольным (зольность в опаде 3,19%) с заторможенным разложением опада (отношение подстилки к опаду составляет 3:2).

Семенное лесовозобновление берёзы как под пологом, так и на вырубках происходит крайне неудовлетворительно. Одной из причины этого является сильное задернение почвы, особенно на непокрытых лесом площадях (в рединах, на прогалинах). Более успешным является порослевое возобновление на вырубках.

Антропогенный пресс на фитоценозы усиливается в

связи с рыночными явлениями, ежегодным возрастанием потребностей в продукции лесов, главным образом, в древесине и дровах. Хозяйственная деятельность в современных условиях приводит к снижению площадей естественных лесов, образованию большого количества возобновившихся вырубок и насаждений с невысокой полнотой, снижению лесокультурных работ в 3-4 раза по сравнению с предшествующими периодами. Практически не используются элементы кроны, другие остатки лесозаготовки, лесопиления, лесоразработки.

Проведённое исследование [2] количественной характеристики фракционного состава берёзы свидетельствует о том, что крона в спелых березняках (55-60 лет) составляет около 15%, в приспевающих (36 лет) - 12,4%, в молодняках -13,5%. Следовательно, имеется резерв увеличения продукции при заготовках на 10-12%, которая может быть дополнительным сырьём для изготовления древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит.

Древесная зелень (облиственные мелкие ветви берёзы толщиной до 1 см), злаки и другие травянистые растения могут использоваться на корм скоту и для приготовления витаминной муки. Запасы древесной зелени составляют 15-17 т/га в сыром виде или 7-8 т/га в абсолютно сухом состоянии. Кормовая ценность её довольно высокая: до 12% протеина и от 16,3 до 36,1% клетчатки в сухой массе.

Продуманное, научно обоснованное комплексное использование лесов должно включать сбор берёзового сока. Исследования [3] на продуктивность и качество сока, приведённые в спелых и перестойных насаждениях на модельных берёзах на 3-х пробных площадях в течение 2-х лет, показали, что подсочку целесообразно начинать во второй, а иногда и в третьей декаде апреля и заканчивать в первой половине мая. Сезонный выход сока с одного дерева в зависимости от погодных условий и диаметра дерева может составлять 100 л. Сахаристость сока колебалась от 0,6 до 2,4%. Содержание витамина С в соке утреннего сбора составляло 9,61 мг/л, через 3 часа -5,82 мг/л. В условиях области в подсочку может быть отобрано до 300 деревьев на гектаре отводимого в рубку леса и получено до 20 т сока. Неконтролируемая же добыча сока населением наносит ощутимый вред лесам, особенно находящимся вблизи населённых пунктов.

Положительный вектор антропогенного воздействия, направленный на повышение продуктивности и защитных свойств колочных березняков, должен включать: своевременное облесение вырубок и гарей; реконструкцию и обогащение видового состава естественных низкополнотных, малоценных и расстроенных насаждений, включая создание культур из сосны и лиственницы [1]; подбор древесных пород в соответствии с экологической обстановкой; рубки ухода, обеспечивающие получение дополнительного количества и улучшения качества выращиваемой древесины, сохранение молодняка; предотвращение и эффективную борьбу с лесными пожарами и повреждениями леса насекомыми и грибами.

Разработка рационального режима хозяйства в колочных березняках при определённой гармонии естественных и антропогенных процессов позволит создать условия быстрого восстановления продуктивных насаждений и усиления всех защитных функций лесных фито-ценозов.

Список литературы

1. Зверяченко В.М. Создание культур сосны и лиственницы в берёзовых

колках Пригородного лесхоза Северо-Казахстанской области /Сб.

"Актуальные вопросы лесного хозяйства Казахстана». -А-Ата, 1971.

2. Колодченко Н.А. Запасы фитомассы и энергии в березняках колочной

СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 1

33

лесостепи Северного Казахстана //Изв. АН КазССР.Сер. биоло-гич.- 1973.-№1.

3. Некрасов М.С. Влияние экологических факторов на качественный выход и качественные показатели берёзового сока//Вестник СКГУ.-2000.-№7.

А.И. Антонов, В.Н. Новокшонов, Н.П. Слинкин ФГУП «Госрыбцентр»; lotsman@sib tel.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ РЫБ В ЗАМОРНЫХ ОЗЕРАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И УРАЛА

In the south of Western Siberia and on Ural lakes zamornoj type which development restrains because of a problem of effective capturing the brought up fish prevail. As practice has shown is most effective haul based on management of behaviour of fishes. Results of researches on application on zamornoj lakes of the Tyumen regions of an artificial oxygenous field for management of behaviour of fishes are resulted.

Опыт организации и эксплуатации озерных товарных хозяйств в нашей стране показал, что озерное рыбоводство является рентабельной отраслью сельского хозяйства и основано на использовании самовозобновляемой кормовой базы озер. Высокие показатели рыбопродуктивности которые были достигнуты в 60-80-х годах прошлого столетия в озерных хозяйствах Тюменской области (Казанское ОТРХ и др.) (до 370 кг/га при естественной рыбопродуктивности составляющей 10-15 кг/га [12]), свидетельствуют о перспективности этого направления рыбного хозяйства. На юге Западной Сибири и на Урале преобладают озера заморного типа. Так, на территории Тюменской области в лесоболотной зоне заморные озера составляют 80% озерного фонда, а в лесостепной зоне их доля еще больше и достигает 95% [1]. Примерно такое же соотношение сохраняется и в других регионах Западной Сибири и Урала. Огромное количество озер и высокие их биопродукционные качества ставят перед нами проблему их комплексного освоения. Однако опыт озерного рыбоводства показал, что наиболее острыми проблемами освоения потенциала озер являются неблагоприятный кислородный режим зимой и сложности с полным отловом выращенной рыбы. Основными орудиями лова, применяемыми при облове заморных озер, в настоящее время являются ставные и закидные невода, но они имеют ряд существенных недостатков. Это в свою очередь не позволяет в полной мере обловить зарыбленные водоемы, что снижает рентабельность ведения рыбного хозяйства и часто приводит к гибели значительной части выращенной рыбы от зимних заморов [12]. Таким образом, важнейшими проблема современного озерного рыбоводства являются:

• проблема отлова выращиваемой рыбы (карпа, сиговых и растительноядных), а также мелиоративного изъятия ихтиомассы местных тугорослых рыб (карася, окуня, щуки, ерша и др.);

• проблема внедрения экономически оправданного двухлетнего нагула рыбы в условиях заморных и периодически заморных озер с целью достижения ею более высоких показателей массы и качества;

• проблема эффективного и гарантированного спасения выращенной рыбы от зимних и летних заморов.

От решения данных проблем в значительной степени зависит дальнейшее развитие рыбоводства в естественных водоемах.

Для управления поведением рыб в условиях заморных озер необходимо учесть поведенческие особенности объектов лова, влияние факторов внешней среды и взаимосвязь между ними. Как показывает анализ, поведение рыбы в общем случае формируется под влиянием внутренних потребностей и внешних стимулов. Среда обитания в условиях заморных озер вызывает у рыб осенью и зимой в предзаморный период целый ряд поведенческих реакций. Так, у речных рыб - на течение, у теплолюбивых рыб - на стремительное понижение температуры воды и у всех без исключения рыб - на приближающийся замор. Таким образом, к наиболее важным факторам внешней среды в естественных условиях заморных озер, от которых сильно зависит поведение и распределение карповых, сиговых и местных видов рыб осенью и зимой, относятся температура воды, течение и кислородный режим. При этом наиболее сильным раздражителем, действующим на всех без исключения рыб, является содержание растворенного в воде кислорода. Поэтому реакцию рыб на понижение содержания кислорода в озере возможно и необходимо широко использовать для интенсификации лова, как местных так и разводимых рыб.

К сожалению, изучению поведения рыб в кислородном градиенте, их способности обнаруживать и избегать, пониженные концентрации кислорода не уделялось должного внимания [4], поэтому исследования в данном направлении необходимо продолжать. Интересно, что рыбы и беспозвоночные по-разному реагируют на недостаток кислорода (гипоксию): беспозвоночные впадают в состояние оцепенения, рыбы же начинаю гибнуть от асфиксии, если концентрация кислорода близка к пороговой. А до этого рыбы активно перемещаются по акватории водоема в поиске места для зимовки. Явление снижения кислорода в воде наблюдается как в летний, так и в зимний период. Сопровождается оно, как правило, массовой гибелью рыб. Недостаток кислорода может вызвать либо гибель рыб, если его содержание ниже порогового, либо реакцию избегания бескислородной зоны. Эта реакция имеет оборонительный характер обеспечивает сохранение и увеличение вида. Появление реакции рыб на изменение кислородного режима в водоеме выработалось в процессе их эволюции и является одной из форм приспособления их к окружающей среде. Обитающие в заморных или периодически заморных озерных и речных водоемах рыбы адаптировались к за-морным явлениям и своевременно покидают заморные районы. Благодаря чему эта реакция вошла в наследственность в виде безусловного рефлекса. Способность рыб обнаруживать и избегать воду с пониженным содержанием кислорода экспериментально впервые была доказана еще в 1913 году Шелфордом и Алле [13]. Растворенный в воде кислород, как известно, необходим рыбам для дыхания. При недостатке кислорода у рыб наступает угнетение дыхания, они практически перестают питаться и расти. Потребность организма в кислороде заставляет рыб уходить на участки водоема с более высоким содержанием в пределах данного водоема или в другие водоемы. При этом потребность в кислороде у различных видов рыб различна. Кроме видовой принадлежности объекта лова на величину пороговой концентрации кислорода (кислородного порога) существенное влияние оказывают следующие факторы: возраст рыбы, её масса, физиологическое состояние, температура воды, течение и некоторые другие. Для каждого вида рыб, как сказано выше, существует нижняя граница содержания кислорода, так называемый кислородный порог, ниже которого рыба гибнет от удушья. Так, летальные концентрации, по Т. И. Привольневу [5], в естественных условиях в

34

ВЕСТНИК КГУ, 2006. №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.