Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ КАТЕГОРИЗАЦИИ ЦВЕТА'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ КАТЕГОРИЗАЦИИ ЦВЕТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЦВЕТА / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ТЕЛЕСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОСТЬ / ПРИРОДА / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ УНИВЕРСАЛИЯ / COLOR / COLOR CATEGORIZATION / CONCEPTUALIZATION / ECOLOGICAL MOTIVATION / ENVIRONMENT / CORPOREALITY / SOCIALITY / NATURE / CULTURE / CULTURAL UNIVERSAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нанкевич Алёна Анваровна

В статье в качестве предмета исследования рассматриваются концептуальные представления о категоризации цвета как культурной практике. Категоризация цвета представляет собой процесс разграничения цветового континуума на дискретные группы оттенков (категории цвета) и их закрепления в сознании субъекта посредством знаковой системы культуры. В современных исследованиях цвета данный процесс переосмысливается с точки зрения экоцентризма мировоззренческой позиции, которая определяет человека как часть природы и ставит его наряду с другими живыми организмами. В этой связи становится значимым поиск экологической мотивации не только в самом человеке, в устройстве его организма, но и в его деятельности, главным продуктом которой выступает культура. Следовательно, цель настоящего исследования состояла в анализе концептуальных представлений о категоризации цвета с позиции экоцентризма. Систематизация обозначенных концептуальных представлений позволила определить три ключевых направления, в которых просматривается влияние экологической мотивации: (1) натуроцентрическое, (2) телесно ориентированное и (3) социокультурное. Перечисленные направления базируются на таких понятиях, как «окружающая среда», «телесность» и «социальность» соответственно. Выступая основными факторами, которые предопределяют содержание и структуру категорий цвета, окружающая среда, тело человека и культура в различной степени формируют основной вектор категоризации цвета. Окружающая среда состоит из набора предметов, обладающих хроматическими характеристиками. Они представляют собой материал для категоризации цвета, а их конфигурация задает примеры цветовых сочетаний. Физиологические и биологические особенности тела человека детерминируют процесс восприятия цвета и его когнитивную обработку, в результате которой образуются категории цвета как классы оттенков. По мере включения категорий цвета в деятельность человека формируется их культурная семантика, реализуемая в виде культурных смыслов и коннотаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL MOTIVATION FOR CULTURAL AND PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF COLOR CATEGORIZATION

The article considers conceptual ideas of color categorization as a cultural practice. Color categorization is the process of dividing the color continuum into discrete color groups (color categories) and fixing them in the human mind through the cutural sign system. In modern color studies, this process is viewed from the ecocentric perspective. According to ecocentrism, humans and other living being are equal parts of nature, and they should coexist in harmony and peace. In this regard, it becomes important to search for ecological motivation not only in the human body, but also in human activity, especially in cultural practices. Therefore, the purpose of this study was to analyze conceptual ideas of color categorization from the ecocentric perspective. The systematization of the indicated conceptual ideas allowed us to identify three key directions based on ecological motivation: (1) nature-centered, (2) body-oriented and (3) socio-cultural. The mentioned directions are formed on the basis of such concepts as "environment", "corporeality" and "sociality", respectively. Acting as the main factors that determine the content and structure of color categories, environment, human body and culture form the main vector of color categorization. The environment comprises a set of objects with chromatic characteristics. They are the material for color categorization, and their configuration sets examples of color combinations. The physiological and biological features of the human body determine the process of color perception and its cognitive processing resulting into color categories. As the color categories become a part of human activity, their cultural semantics is created in the form of cultural meanings and connotations.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ КАТЕГОРИЗАЦИИ ЦВЕТА»

Философия и культура

Правильная ссылка на статью:

Нанкевич А.А. Экологическая мотивация культурфилософского осмысления категоризации цвета // Философия и культура. 2024. № 8. DOI: 10.7256/2454-0757.2024.8.71226 EDN: VLZLTD URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=71226

Экологическая мотивация культурфилософского осмысления категоризации цвета

Нанкевич Алёна Анваровна

ORCID: 0000-0002-4261-4460

ассистент; кафедра социологии и философии; Смоленский государственный университет 214000, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

И [email protected]

Статья из рубрики "Философия культуры"

DOI:

10.7256/2454-0757.2024.8.71226

EDN:

VLZLTD

Дата направления статьи в редакцию:

09-07-2024

Аннотация: В статье в качестве предмета исследования рассматриваются концептуальные представления о категоризации цвета как культурной практике. Категоризация цвета представляет собой процесс разграничения цветового континуума на дискретные группы оттенков (категории цвета) и их закрепления в сознании субъекта посредством знаковой системы культуры. В современных исследованиях цвета данный процесс переосмысливается с точки зрения экоцентризма - мировоззренческой позиции, которая определяет человека как часть природы и ставит его наряду с другими живыми организмами. В этой связи становится значимым поиск экологической мотивации не только в самом человеке, в устройстве его организма, но и в его деятельности, главным продуктом которой выступает культура. Следовательно, цель настоящего исследования состояла в анализе концептуальных представлений о категоризации цвета с позиции экоцентризма. Систематизация обозначенных концептуальных представлений позволила определить три ключевых направления, в которых просматривается влияние экологической мотивации: (1) натуроцентрическое, (2) телесно ориентированное и (3) социокультурное. Перечисленные направления

базируются на таких понятиях, как «окружающая среда», «телесность» и «социальность» соответственно. Выступая основными факторами, которые предопределяют содержание и структуру категорий цвета, окружающая среда, тело человека и культура в различной степени формируют основной вектор категоризации цвета. Окружающая среда состоит из набора предметов, обладающих хроматическими характеристиками. Они представляют собой материал для категоризации цвета, а их конфигурация задает примеры цветовых сочетаний. Физиологические и биологические особенности тела человека детерминируют процесс восприятия цвета и его когнитивную обработку, в результате которой образуются категории цвета как классы оттенков. По мере включения категорий цвета в деятельность человека формируется их культурная семантика, реализуемая в виде культурных смыслов и коннотаций.

Ключевые слова:

цвет, категоризация цвета, концептуализация, экологическая мотивация, окружающая среда, телесность, социальность, природа, культура, культурная универсалия

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00407, https://rscf.ru/project/22-18-00407/ в Смоленском государственном университете.

Введение

Современное место человека в мире переосмысливается с позиции экоцентризма, переход к которому произошел вместе со становлением постмодернизма. В рамках экоцентризма человек больше не является «сильным миром всего», а признается частью

природы наравне с другими живыми существами Целью существования становится забота об окружающей среде через преодоление глобальных экологических кризисов и инкорпорирование в экосистему, сложившуюся задолго до появления человека и

эволюционирующую вместе с ним -Ц0!. При этом культура отныне не противостоит природе, а выступает ее органическим продолжением. В этой связи по-другому

осмысливается практическая деятельность человека, например, градостроительная Экоориентированная стратегия развития современных городов направлена на минимальное вмешательство и преобразование природных объектов, их органичное

включение в общий дизайн городского пространства

В рамках данной работы проведен анализ концептуальных представлений о категоризации цвета как отдельной практике культуры с позиции экоцентризма. Категоризация цвета понимается как распределение оттенков по группам (категориям) цветов и их закрепление в сознании субъекта через различные культурные коды. Теоретическая рефлексия над данным явлением культуры носит междисциплинарный характер и находит обоснование в гипотезе лингвистической относительности (Э. Сепир, Б. Л. Уорф), концепции культурного универсализма (Б. Берлин, Л. Гейгер, В. Гладстон, П. Кей), концепции культурного релятивизма (Г. Аллен, Ф. Боас, Р. В. Браун, Е. Х. Леннеберг, М. Пастуро), теории языковых игр (Л. Витгенштейн), теории прототипов (Э. Рош), экологическом подходе к восприятию (Дж. Гибсон). Систематизация основных точек зрения и интерпретаций процесса категоризации цвета позволила обозначить три ключевых направления, в которых проявляется экологическая мотивация: (1) натуроцентрическое, (2) телесно ориентированное и (3) социокультурное. Экологическая мотивация в указанных направлениях реализуется через такие понятия, как

«окружающая среда», «телесность» и «социальность» соответственно. Не отдавая предпочтения какому-либо из перечисленных направлений, предполагается, что категоризация цвета представляет собой комплексный процесс, в котором в различной степени задействованы окружающая среда, тело человека и культура как основные факторы, определяющие содержание и структуру категорий цвета. В частности, окружающая среда предоставляет материал для категоризации цвета; телесность задает способы восприятия цветов и их когнитивной обработки; культура обеспечивает включение полученного знания в комплекс культурных практик, в контексте которых вырабатываются культурные смыслы и коннотации, приписываемые категориям цвета.

Натуроцентрическое направление

В рамках натуроцентрического направления окружающая среда представляется активной субстанцией, определяющей классы оттенков (категории цвета), которые человек включает в свою деятельность. В поддержку обозначенного тезиса выступает тот факт, что цвет имеет большое значение при описании и запоминании природных ландшафтов. Напротив, в антропогенных ландшафтах большее значение имеет геометрическая форма

объектов, которым присуще полихромное многообразие При этом выстраивая

антропогенную среду из артефактов, человек копирует природу и использует наиболее доступные природные материалы. Как следствие, природные цвета попадают в культуру и язык и становятся категориями цвета, посредством которых происходит описание окружающей среды, а также накопление и трансляция знания о хроматических характеристиках предметов. Категоризация цвета, понимаемая таким образом, отражена в первом определении, предложенным Г. К. Конклиным I!5!. Он понимает под категоризацией цвета культурную классификацию оттенков окружающей среды на основе прототипа (предмета реального мира). Такое понимание категоризации цвета складывается под влиянием неклассической теории категоризации, основные идеи которой представлены в работах Э. Рош и Л. Витгенштейна.

Согласно Л. Витгенштейну, элементы категории не образуют строго ограниченные классы и не равны между собой по набору характерных признаков. Они, скорее, группируются по принципу «семейного сходства» в процессе языковой игры. Как следствие, полученные таким образом категории состоят из произвольного набора элементов, которые в различной степени соответствуют своей категории, и ни имеют четких границ

Экспериментальное подтверждение идеи Л. Витгенштейна получили в исследованиях Э.

Рош автора теории прототипов. На основе анализа категоризации цвета среди аборигенов Новой Гвинеи и результатов изучения разных лингвокультур, полученных Б.

Берлином и П. Кеем Э. Рош пришла к выводу, что принадлежность к категории определяется по сходству с ее наилучшим представителем (прототипом). Он репрезентирует предмет в окружающей среде, напрямую связан с языковым знаком, и его образ первым возникает в сознании человека при произнесении слова. По мнению Э. Рош, прототип по-разному распространен на внутрикультурном и межкультурном уровнях коммуникации, чем обусловлена его контекстуальная вариативность.

Подобным образом экологическая мотивация культурной организации категорий цвета представлена также в концепции полезности цвета [!6]. Согласно ее авторам, центральные оттенки категорий цвета оптимально репрезентируют поведенчески значимые естественные классы предметов. При этом популярность сине-зеленой категории в разных культурах детермирована преобладанием в окружающей среде

«теплых» оттенков цвета, то есть практическая значимость разделения «холодных» синих и зеленых оттенков ниже по сравнению с «теплыми».

Окружающая среда как ведущий фактор категоризации цвета понимается таким образом не только в лингвистике, философии и психологии. Ее доминирующий характер подчеркивается культурологами, дизайнерами и архитекторами [см. напр.: 6, 8, 17] и находит отражение в различных вариантах «профессиональной» категоризации цвета.

Телесно ориентированное направление

Телесность и социальность человека как факторы категоризации цвета стали предметом

активного исследования после выхода в свет работы В. Гладстона [18——26], посвященной изучению гомеровского эпоса. Опираясь на основные положения теории Ламарка, исследователь заключил, что употребление цветообозначений полностью коррелирует с цветоразличительной способностью человека, поэтому Гомер и его современники хорошо различали черный и белый, но испытывали трудности восприятия смешанных и призматических цветов. Обозначенное несовершенство цветовосприятия элиминировалось по мере развития способов деятельности, связанной с цветом. Приобретенные навыки более детальной категоризации оттенков привели к современной системе цветообозначений и развитию более тонкого цветовосприятия.

Продолженный Л. Гейгером[18——43] анализ древних текстов вскрыл в них «гомеровские недостатки», что побудило немецкого филолога создать первую периодизацию появления категорий цвета. Л. Гейгер считал, что, независимо от культурных различий, категории цвета развивались согласно «радужной» схеме: от красного к фиолетовому.

Последующие исследования примитивных культур и когнитивных способностей их представителей опровергли предположение В. Гладстона о цветовой слепоте древних греков и доказали стабильность цветоразличительной функции зрительной системы человека в предыдущие тысячелетия. Вместе с тем попытка периодизации категорий

цвета получила свою новую реализацию в исследованиях П. Кея и Б. Берлина [1].

Согласно антропологам, категории цвета - культурные универсалии, процесс возникновения которых ограничивается психофизической «выпуклостью» некоторых оттенков. В этой связи те категории цвета, которые лучше всего способен различить человеческий глаз, более подробно представлены в естественном языке - например, категория фиолетового. Антропологи также установили, что, несмотря на языковое разнообразие и самобытность цветового словаря отдельной культуры, фокальная область категории цвета имеет относительно общий характер среди разных культур.

Вместе с тем важными для категоризации цвета являются смена времен года и условия освещения в первые годы жизни после появления человека на свет. Например, установлено, что летом увеличивается доля зеленого цвета в окружающей среде, что приводит к сезонному снижению чувствительности зрительной системы человека к

желтому цвету [19, 22].

Указанная выше взаимосвязь категоризации цвета и изменений в окружающей среде находит теоретическое обоснование в концепции экологического восприятия Дж.

Гибсона По его мнению, человек «встроен» в окружающую среду и активно взаимодействует с ней, поэтому восприятие цвета и, как следствие, категоризация цвета относительны по своей природе. Содержание категории цвета выстраивается исходя из

различных параметров, фиксируемых телом человека, например, таких как расположение предметов, интенсивность света, температура воздуха. По этой причине принято выделять категории теплых и холодных оттенков.

Социокультурное направление

Категоризация цвета как детерминированный социальностью человека процесс становится предметом исследования в контексте критики работ В. Гладстона. Его современник Г. Аллен считает, что эволюция цветообозначений не связана с телесностью человека, но отражает степень общественной апроприации цвета, например, распространения практики применения красителей в декоративном искусстве. По мнению исследователя, такие цветообозначения как «сольферино» или «экрю» стали известны только с момента акцентирования социумом их значения в одежде. Г. Аллен также подчеркивает, что цветовой словарь у специалистов, задействованных в производстве цветных вещей, содержит больше лексических единиц

Обозначенную идею развивают в своих исследованиях Ф. Боас, Э. Сепир, Б. Уорф. Функциональная важность цвета, согласно Ф. Боасу, выступает конституирующим

основанием категорий цвета При этом их репрезентация в языке, по мнению Э. Сепира, во многом зависит от потребностей общества и его интереса к конкретному

предмету окружающей среды Абсолютизируя роль языковой символизации

окружающего мира, Б. Уорф заключает, что язык детерминирует мышление и мировосприятие, что находит отражение в традициях и нормах отдельной культуры, поэтому при одних и тех же географических условиях в системе языка фиксируются различные способы категоризации цвета ¿А^!.

Идея ведущей роли социальности в категоризации цвета просматривается также в работах Р. В. Брауна и Е. Х. Леннеберга. Исследователи предполагают, что существуют общие законы когнитивной обработки цвета, обеспечивающие универсальность категоризации цвета. При этом вариативность языковой репрезентации категорий цвета, по их мнению, определяется выбором значений, формируемых культурой в определенных областях опыта. Соответственно, в разделении и восприятии цветов Р. В. Браун и Е. Х. Леннеберг подчеркивают ведущую роль ранее усвоенной культурной модели категоризации цвета, закрепленной в сознании реципиента посредством языка, а увеличение количества категорий цвета означает, в целом, большую «доступность» этой категории для конкретной культуры I14!.

Не раскрывая причины универсальности категорий цвета, М. Пастуро также соглашается с периодизацией появления категорий цвета, предложенной Б. Берлином и П. Кеем, указывая на первичность категорий красного, белого и черного. По мнению М. Пастуро, важность и распространенность обозначенной триады в культуре не указывает на то, что человек не замечает других цветов, в изобилии представленных в окружающей среде. Согласно М. Пастуро, категории цвета как культурные универсалии формируются только посредством включения определенных цветов в культурные практики, в процессе которых эти цвета наделяются аутентичными культурными смыслами и значениями

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что осмысление категоризации цвета происходит в контексте обсуждения проблемы разграничения природного (физического, материального) и культурного (идеального) начал, которые составляют биосоциальную сущность человека. Экоцентрическая трактовка человека как части экосистемы всей

планеты акцентирует роль природы в его экзистенции. Применительно к категоризации цвета обозначенный тезис раскрывается через экологическую мотивацию, которая проявляется в трех направлениях: натуроцентрическом, телесно ориентированном и социокультурном.

Натуроцентрическое направление базируется на определении окружающей среды как доминантной силы, направляющей процесс категоризации цвета через естественную организацию оттенков в группы природных цветов. Эти естественные категории человек пассивно воспринимает и далее наделяет культурными смыслами.

В телесно ориентированном направлении акцентируется адаптационное свойство человеческого тела к изменениям окружающей среды, поэтому вариативность категорий цвета определяется, с одной стороны, взаимодействием сознания и тела человека как неразрывно связанных сущностей, с другой - изменениями физической среды, которые становятся причиной обозначенного взаимодействия.

Социокультурное направление рассматривает человека как активного субъекта категоризации. Посредством включения цвета в различные социальные практики происходит его отчуждение от мира природы и приобщение к пространству культуры, где общество подчеркивает функциональную важность цвета и наделяет его некоторыми новыми смыслами.

Библиография

1. Берлин Б., Кей П. Основные цвета: Их универсальность и видоизменения / Пер. с анг. М.: Наука, 1969.

2. Боас Ф. Ум первобытного человека / Пер с англ. М.: Альма-Матер, 2023.

3. Витгенштейн Л. Философские исследования / Пер. с нем. М.: АСТ, 2022.

4. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Под общ. ред. А. Д. Логвиненко. Пер. с англ. М.: RUGRAM, 2024.

5. Грибер Ю. А. Влияние цвета на успешность запоминания культурных ландшафтов // Российский психологический журнал. 2023. Т. 20. №. 3. С. 157-172.

6. Грибер Ю. А. Экологическая мотивация цвета в городской колористике // Проект Байкал. 2023. № 20 (78). С. 60-65.

7. Етеревская И. Н. Социально-экологические аспекты трансформации открытых общественных пространств современного города // Социология города. 2023. №. 1. С. 46-61.

8. Ланкло Ж. - Ф. География цвета (перевод с французского А. Нанкевич) // Материалы международной конференции Российского общества цвета / под ред. Ю.А. Грибер, В.М. Шиндлер. - Смоленск: Идательство СмолГУ, 2020. С. 68-83.

9. Медникова А. А. Общий мир Земного в контексте экологического поворота // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. №. 73. С. 121-130.

10. Медникова А. А. Экологическая субъективность в философии постгуманизма // Человек. 2024. Т. 35, №. 1. С. 56-64.

11. Пастуро М. Желтый. История цвета. Пер. с фр. М.: Новое литературное обозрение, 2023.

12. Уорф Б. Л. Грамматические категории // Принципы типологического анализа языков различного строя: сб. ст. М.: Наука, 1972. С. 44-60.

13. Allen G. The colour-sense: its origin and development. London: Tubner, 1879.

14. Brown R. W., Lenneberg E. H. A study in language and cognition // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1954. Vol. 49. No. 3. P. 454-462.

15. Conklin H. C. Color categorization // American Anthropologist. 1973. Vol. 75. P. 931942.

16. Conway B. R., Malik-Moraleda S., Gibson E. Color appearance and the end of Hering's Opponent-Colors Theory // Trends in Cognitive Sciences. 2023. Vol. 27, No. 9. P. 791-804.

17. Decock L. Conceptual change and conceptual engineering: the case of colour concepts // Inquiry. 2021. Vol. 64. No. 1-2. P. 168-185.

18. Deutscher G. Through the language glass: why the world looks differ-ent in other languages? New York: Metropolitan Books, 2010.

19. Maule J., Skelton A. E., Franklin A. The development of color perception and cognition // Annual Review of Psychology. 2023. Vol. 74, No. 1. P. 87-111.

20. Rosch E. Natural categories // Cognitive Psychology. Elsevier, 1973. Vol. 7. P. 328-350.

21. Sapir E. Language and environment // American anthropologist. 1912. Vol. 14, No. 2. P. 226-242.

22. Welbourne L. E., Morland A. B., Wade A. R. Human colour perception changes between seasons // Current Biology. 2015. Vol. 25, No. 15. P. 646-647.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной для публикации в журнале «Философия и культура» статье, судя по заголовку («Экологическая мотивация культурфилософского осмысления категоризации цвета»), является мотивация определенного рода рефлексии окружающей действительности, которую автор назвал экологической мотивацией культурфилософского осмысления категоризации цвета. Соответственно, если мотивацию этой рефлексии считать предметом исследования (что подтверждает автор в целеполагании статьи: «В рамках данной работы предпринят анализ экологической мотивации в исследованиях цвета с целью систематизации концептуальных представлений о категоризации цвета как отдельной практики культуры»), то сама рефлексия цвета является достойным внимания объектом.

В статье представлен добротный обзор основных подходов к категоризации цвета. Автор вполне аргументировано выделяет три подхода («Систематизация основных точек зрения и интерпретаций процесса категоризации цвета позволила обозначить три ключевых направления: (1) натуроцентрическое, (2) телесно ориентированное и (3) социокультурное»). Объект исследования раскрыт для читателя весьма основательно. Но почему автор считает синтез трех выделенных подходов экологической мотивацией культурфилософского осмысления категоризации цвета не совсем ясно. Автор коснулся лишь во введении в общих чертах тенденции снижения антропоцентризма в теоретической рефлексии в пользу «экоцентризма» («Целью существования становится забота об окружающей среде через преодоление глобальных экологических кризисов и инкорпорирование в экосистему < вероятно «инкорпорирование» человека в экосистему >, сложившуюся задолго до появления человека и эволюционирующую вместе с ним»), коснувшись, опять же в общих чертах, «экоориентированной» стратегии развития современных городов, которая по его мнению направлена на минимальное вмешательство и преобразование природных объектов, их органичное включение в общий дизайн городского пространства. Рецензент отмечает, что, возможно, для самого автора все рассмотренные три подхода к объяснению оснований категоризации цвета, непосредственно связаны с экологической мотивацией, но из представленного текста эта взаимосвязь не очевидна. Лишь в заключении автор начинает рассуждать об

экологической мотивации («Экоцентрическая трактовка человека как части экосистемы всей планеты акцентирует роль природы в его экзистенции. Применительно к категоризации цвета обозначенный тезис раскрывается через экологическую мотивацию, которая проявляется в трех направлениях: натуроцентрическом, телесно ориентированном и социокультурном»). Однако весомых аргументов считать именно так, как считает автор, в тексте нет. Скорее автор предлагает читателю включить проанализированную им теоретическую рефлексию категоризации цвета в экоцентричную повестку. Заявленная цель работы («анализ экологической мотивации») в результате не достигнута, не смотря на качественный обзор основных направлений категоризации цвета. Рецензент обращает внимание, что доработка статьи может быть осуществлена в двух направлениях: 1) либо в направлении раскрытия и анализа экологической мотивации (что требует привлечения дополнительной литературы); 2) либо в направлении корректировки целеполагания и пояснения в водной части статьи истинное предмета исследования, которым по существу является категоризация цвета в теоретическом дискурсе.

Методология исследования базируется на типологии теоретических подходов к категоризации цвета. Автор, к сожалению, не уделил внимания программе анализа экологической мотивации, и не представил аргументов для того, чтобы считать проанализированные подходы к категоризации цвета достаточными для мотивации культурных практик в определенном направлении (в сторону экологии). Эта методическая ошибка, как отметил рецензент выше, может быть решена в двух направлениях доработки статьи. Автор вполне аргументировано выделил три подхода категоризации цвета, но не увязал их с экологической мотивацией.

Актуальность выбранной темы автор поясняет тем, что в настоящее время место человека в мире переосмысливается с позиции экоцентризма, переход к которому произошел вместе со становлением постмодернизма. В целом с предложенным тезисом можно согласиться, хотя он и не занимает в представленном исследовании центральное место.

Научная новизна, выраженная в типологии научных подходов к категоризации цвета, заслуживает теоретического внимания.

Стиль текста автором выдержан научный. Структура статьи соответствует логике изложения результатов научного исследования.

Библиография раскрывает проблемное поле исследования, оформлена без видимых

нарушений требований редакции и ГОСТа.

Апелляция к оппонентам вполне корректна и достаточна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья может представлять теоретический интерес для читательской аудитории журнала «Философия и культура», но требует доработки с учетом замечаний рецензента.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования статьи «Экологическая мотивация культурфилософского осмысления категоризации цвета» выступает категоризация цвета как отдельная культурная практика.

Актуальность исследования механизмов языкового закрепления названия цветов, служащего показателем различения цветов и их оттенков, автор статьи связывает с переосмыслением места человека в современном мире, при котором он перестает рассматриваться как центр вселенной. С позиции экоцентризма человек признается

частью природы наравне с другими живыми существами. При этом культура мыслится как органическое продолжение природы, дилемма натура-культура снимается, в связи с чем возникает необходимость переосмысления практической деятельности человека. В том числе деятельности, связанной с работой с цветом: градостроительства, производства одежды, искусства.

Методология исследования включает изучение и классификацию подходов к осмыслению механизмов категоризации цвета. Автор считает, что изучение этого предмета носит междисциплинарный характер и находит обоснование в гипотезе лингвистической относительности (Э. Сепир, Б. Л. Уорф), концепции культурного универсализма (Б. Берлин, Л. Гейгер, В. Гладстон, П. Кей), концепции культурного релятивизма (Г. Аллен, Ф. Боас, Р. В. Браун, Е. Х. Леннеберг, М. Пастуро), теории языковых игр (Л. Витгенштейн), теории прототипов (Э. Рош), экологическом подходе к восприятию (Дж. Гибсон).

Научная новизна исследования заключается в выделении и характеристике трех основных подходов интерпретации цветовой категоризации: натуроцентрического, телесно ориентированного и социокультурного.

Автор, апеллируя к оппонентам (Э. Рош, Л. Витгенштейна, Г. К. Конклиным) заключает, что натуроцентрическое направление базируется на определении окружающей среды как доминантной силы, направляющей процесс категоризации цвета через естественную организацию оттенков в группы природных цветов.

Опираясь на работы В. Гладстона, Л. Гейгера, Дж. Гибсона, автор делает вывод, что в телесно ориентированном направлении акцентируется адаптационное свойство человеческого тела к изменениям окружающей среды, поэтому вариативность категорий цвета определяется, связанностью сознания и тела человека, а также изменениями физической среды, которые становятся причиной этого взаимодействия. Социокультурное направление рассматривает человека как активного субъекта категоризации. Изучая работы Г. Аллена, Р. В. Брауна, Е. Х. Леннеберга, М. Пастуро, автор делает заключение, что включение цвета в различные социальные практики отчуждает его от мира природы и приобщение к пространству культуры, где общество подчеркивает функциональную важность цвета и наделяет его некоторыми новыми смыслами.

Стиль работы характерен для научных публикаций в области гуманитарных наук, хотя объем текста говорит в пользу его идентификации как тезисов, нежели как полноценной статьи. В тоже время структура и содержание полностью соответствуют заявленной проблеме, которая хотя и кратко, но вполне раскрыла в представленной работе. Библиография статьи включает 22 наименования работ как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященных рассматриваемой проблеме.

Статья будет интересна и полезна для авторов, работающих в области визуальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.