Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА В АСПЕКТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА В АСПЕКТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скоробогатова Татьяна Николаевна, Аборкина Екатерина Оскаровна

Одним из стремительно развивающихся направлений менеджмента на сегодняшний день является логистика. Ее развитие предполагает появление новых концептуальных положений и терминов. К логистическому направлению, определяющему появление новой терминологии, можно отнести экологическую логистику. Данной теме посвящена настоящая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL LOGISTICS IN THE ASPECT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

One of the rapidly developing areas of management today is logistics. Its development involves the emergence of new conceptual provisions and terms. The logistics direction, which determines the emergence of new terminology, can be attributed to environmental logistics. This article is devoted to this topic.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА В АСПЕКТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 001.895 ББК 65.291.59 JEL O31, O32, O44

Экологическая логистика в аспекте инновационного развития

Скоробогатова Татьяна Николаевна, доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента предпринимательской деятельности, факультет географии, геоэкологии и туризма, Таврическая академия, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Республика Крым, Россия E-mail: stn57@mail.ru

Аборкина Екатерина Окаровна, кандидат экономических наук, главный редактор журнала «В центре экономики», Москва, Россия E-mail: melcaseo@mail.ru

Аннотация. Одним из стремительно развивающихся направлений менеджмента на сегодняшний день является логистика. Ее развитие предполагает появление новых концептуальных положений и терминов. К логистическому направлению, определяющему появление новой терминологии, можно отнести экологическую логистику. Данной теме посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: менеджмент, экологическая логистика, окружающая среда, транспортная система, концепция устойчивого развития.

Ecological logistics in the aspect of innovative development

Tatiana N. Skorobogatova, Doctor of Economics, Professor,

Department of State and Municipal Administration, Institute of Economics and Management, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Republic of Crimea, Russia E-mail: stn57@mail.ru

Ekaterina O. Aborkina, Candidate of Economic Sciences, Editor-in-Chief of the journal «In the Center of Economics», Moscow, Russia E-mail: melcaseo@mail.ru

Annotation. One of the rapidly developing areas of management today is logistics. Its development involves the emergence of new conceptual provisions and terms. The logistics direction, which determines the emergence of new terminology, can be attributed to environmental logistics. This article is devoted to this topic.

Key words: management, ecological logistics, environment, transport system, sustainable development concept.

Введение

Сегодня экологические проблемы приобретают глобальный общемировой характер. Между тем на данный момент не все страны принимают решения в этом направлении. Некоторыми организациями «зеленые» стратегии расцениваются как ответные меры в части природоохранной политики.

Обсуждение

Классификационная система логистики постоянно расширяется, в частности, в современной науке дополняются и предлагаются отдельные классификации, что отражается в современных работах1. Касательно разделения логистики по функциональному признаку,

1 Скоробогатова Т.Н. Логистика туризма в фокусе новых логистических направлений / Т.Н. Скоробогатова // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т.10. - № 1 (62). - С. 124-135.

традиционно выделяются снабженческая (закупочная), внутрипроизводственная и распределительная (сбытовая) составляющие. Однако возможно выделение и таких составляющих, как складская, транспортная, информационная и экологическая. Рассмотрение последней из названных логистических ветвей становится все более актуальным.

В 1983 году ООН была создана международная Комиссия по окружающей среде и развитию, а уже в 1987 году Вгипё1:1апё комиссией было введено понятие "устойчивое развитие". Устойчивое развитие удовлетворяет современные потребности общества, однако не повлечет за собой снижение потребностей в природных ресурсах в будущих временных периодах.

Но на территории Российской Федерации это не привело к окончательному решению проблемы, поскольку принципам устойчивого развития следуют только иностранные организации, которые работают на территории Российской Федерации или предприятия, созданные нерезидентами, т.е. юридическими или физическими лицами, действующими в России, но постоянно зарегистрированными и проживающими в другой стране. «Участие же Российских компаний в политике устойчивого развития ограничивается частичным

использованием экологически безопасных материалов и экологически безопасной

2

транспортировкой продукции ».

В России решению данной проблемы уделяется слишком мало внимания, а именно: термин «зеленая логистика» в основном отождествляется только с отрицательным воздействием на экологию, без учета влияния других факторов, которые являются не менее важными. «В Европе понятие «зеленая логистика» подразумевает все аспекты концепции устойчивого развития, и в том числе минимизацию экологического воздействия на

3

окружающую среду, что используется для развития компании ».

Под экологической логистикой следует понимать не только охрану и защиту окружающего мира, как это наиболее принято, но и комплексную систему любого взаимодействия с окружающей средой. «Экологическая логистика - это наука и комплекс мер, который обеспечивает движение материала при осуществлении любых производственных процессов вплоть до его превращения в товар и отходы производства; с последующим доведением отходов до утилизации или до безопасного хранения в окружающей среде, а также сбор и сортировку отходов, потребления, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде ».

В настоящее время есть разные подходы к изучению термина «экологическая логистика», который может исследоваться в виде:

- инновационного логистического метода;

- транспортной системы, приносящей минимальный вред окружающей среде;

- методов и приемов использования современных технологий.

«Зеленая» логистика - это многогранное понятие, которое охватывает все меры, принимаемые в целях оценки и уменьшения экологического следа логистических операций. Во-первых, это предполагает экологически безопасную перевозку и доставку грузов потребителям, что подразумевает использование транспортных средств, работающих на альтернативных видах топлива; инвестирование в создание транспортных средств, конструкция которых позволяет ослабить их воздействие на окружающую среду; планирование транспортных маршрутов соответствующим образом; а также группирование

Скоробогатова Т.Н. О расширении классификационной системы логистики / Т.Н. Скоробогатова // Друкеровский вестник. - 2020. - № 1. - С. 257-265.

2 Дубровина В.А., Темиргалиев Е.Р. Отличия концепции "зеленой" логистики в Европе и России: статья в сборнике трудов конференции, материалы научной конференции с международным участием // Конференция: Неделя науки СПБПУ, Санкт-Петербург, 14-19 ноября 2016. С. 234-236. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 27455888 51672189.pdf. С. 235.

3 Там же. С. 235.

4 Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г. Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - С. 320-325. - URL: http://www.sitebs.ru/blogs/24096.html.

нескольких клиентских заказов воедино вместо транспортировки в виде отдельных грузовых мест. Во-вторых, речь идет также о реверсивной логистике, которая включает в себя сбор использованных товаров и упаковочных материалов для переработки и повторного использования. Например, некоторые компании начали перерабатывать и затем повторно использовать бывшие в употреблении материалы, перед тем как произвести некоторые операции по восстановлению и реконструкции (начиная от простой очистки материалов и заканчивая проведением сложного процесса демонтажа). Тем самым они снижают долю отходов, которые подлежат захоронению на свалках или сжиганию5».

В мировом масштабе законодательные нормы и правила экологической логистики закреплены в Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года (РКИК ООН). Дополнительным документом, призванным решить глобальную проблему, связанную с экологической ситуацией в мире, служит Киотский протокол.

Киотский протокол — это международное соглашение, заключённое с целью дальнейшего предотвращения мирового глобального потепления. Он был принят в японском городе Киото 11 декабря 1997 года и вступил в силу 16 февраля 2005 года. Страны, подписавшие данный протокол, призваны стабилизировать выбросы парниковых газов путем их сокращения. Главная цель данного соглашения: стабилизировать уровень концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему планеты.

Экологическая логистика положительно влияет на экономическую деятельность. «Как показали недавно проведенные обследования, внедрение «зеленого» подхода в сфере управления производственно-сбытовыми цепочками помогает компаниям повысить свои финансовые показатели благодаря существенной экономии средств и стимулированию продаж6».

«Вместе с тем существует важный фактор, который может негативно влиять на реализацию экологических инициатив логистических компаний: их клиенты могут быть не готовы переплачивать за более устойчивые логистические услуги. Это является препятствием для долгосрочных экологических инициатив. Поэтому некоторые логистические компании принимают краткосрочные «зеленые» программы, которые оказывают лишь ограниченное воздействие на бизнес-процессы и расходы компании7».

При этом в 2015 году в докладе об экологически чистой логистике был поставлен «вопрос о том, каким образом экологически чистая («зеленая») логистика может способствовать экологической устойчивости8». Согласно докладу, посвященному этой теме, экологические нормы обуславливают необходимость решения экологических и социальных проблем логистической деятельности организаций.

В докладе9 приводится ряд категорий и операций, применяемых в «зеленой» логистике в качестве стратегии в области распределения и осуществления перевозок, в области складского хранения и экологического строительства, в процессе управления упаковочными процессами, а также внутреннего и внешнего управления.

В экологической логистике выделяется ряд разветвлений, в частности:

5 Европейская экономическая комиссия Комитет по внутреннему транспорту Рабочая группа по интермодальным перевозкам и логистике Пятьдесят девятая сессия Женева, 31 октября - 1 ноября 2016 года Пункт 8 с) предварительной повестки дня Ежегодные темы в области интермодальных перевозок и логистики: Тема 2015 года: Интермодальный подход приводит к устойчивости. - С. 2. - URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/doc/2016/wp24/ECE-TRANS-WP.24-2016-04r.pdf.

6 Там же. С. 4.

7 Европейская экономическая комиссия Комитет по внутреннему транспорту Рабочая группа по интермодальным перевозкам и логистике Пятьдесят девятая сессия Женева, 31 октября - 1 ноября 2016 года Пункт 8 с) предварительной повестки дня Ежегодные темы в области интермодальных перевозок и логистики: Тема 2015 года: Интермодальный подход приводит к устойчивости. - С. 2. - URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/doc/2016/wp24/ECE-TRANS-WP.24-2016-04r.pdf.

8 Там же. С. 2.

9 Там же. С. 5-7.

- государственное регулирование, предусматривающее разработку и принятие нормативно-правовых документов по охране окружающей среды;

- научно-методическое обеспечение как база практических рекомендаций;

- информационное обеспечение (работа средств массовой информации), направленное на оповещение и экологическое воспитание населения.

Как и любое логистическое направление, экологическая логистика может рассматриваться на разных уровнях. Экологическую логистику можно рассматривать на уровне предприятия, региона, страны и даже мирового сообщества.

На уровне предприятия наблюдается противоречие между экологической и другими подсистемами, а именно: производственной-финансовой, нацеленной на применение более дешевых технологий, вырабатывающих вредные выбросы, и транспортно-складской, стремящейся накапливать отходы до определенных транспортных партий.

На уровне региона всегда возникают вопросы о вложении средств в природоохранные мероприятия, предусматривающие как строительство соответствующих объектов, так и разнообразные текущие затраты. При этом ряд вопросов рождается на пересечении предприятия и региона и носит межуровневый характер.

Напомним, что любое предприятие представляет собой открытую систему, имеющую довольно большое число внутренних и внешних связей. В данном контексте используется понятие «стейхолдеры». Заметим, что на сегодняшний день существует немало определений данного термина. Но, по общему мнению, это - лица, заинтересованные в деятельности предприятия, реально влияющие на предприятие или имеющие такую возможность. К стейхолдерам относятся лица, связанные с предприятием в финансовом отношении как внешне, например, инвесторы, кредиторы, акционеры, поставщики товаров, покупатели и др., так и внутренне - учредители и непосредственно работники предприятия. Кроме того, в качестве стейхолдеров выступают различные государственные и общественные организации, контролирующие ситуацию в регионе. В контексте рассматриваемой темы - это экологический мониторинг.

В свете экологической логистики на первый план выходит термин «экологический поток». В настоящее время данный термин четко не определен. Например, в общедоступной многоязычной универсальной интернет-энциклопедии он фактически отождествляется с водным потоком10. Конечно, экологический поток включает в себя водный, но им совсем не ограничивается. Нельзя согласиться и с тем, что «экологический поток - это не просто совокупность материальных веществ и технической инфраструктуры, но и набор ячеек, узлов, сетей, сопровождающих циркуляцию материального» (источник косвенный11). Во-первых, материальный поток шире экологического, во-вторых, понятие «поток» имманентно предполагает движение, а структурные объекты (ячейки и др.) выступают в виде стационарных или виртуальных ограничений и не могут входить сюда по определению.

По нашему мнению, экологический поток - понятие комплексное, охватывающее движение природных ресурсов и различных видов отходов (и производственных, и бытовых). При этом отходы могут как подлежать уничтожению, так и носить возвратный характер. В состав экологического потока также входит тара, в большинстве случаев - возвратная (вопрос о потоках тары подробно рассмотрен в соответствующей работе12).

Выводы

10 Экологический поток - Environmental flow) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.qwe.wiki/wiki/Environmental_flow (Дата обращения 10.12.2019).

11 Пермякова Л.В. Влияние тектологии и энвироники на развитие логистики / Л.В. Пермякова, Е.П. Жаворонков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.logistika-prim.ru/unpublish/vliyanie-tektologii-i-environiki-na-razvitie-logistiki (Дата обращения 10.12.2019).

12 Лазарев В. Классификация потоков упаковки и тары в логистической системе предприятия / В. Лазарев, О. Зуева, В. Набоков // Логистика. - 2019. - № 12. - С. 30-33.

Таким образом, актуальным среди логистических направлений выступает экологическая логистика. Она имеет ряд разветвлений и может выступать на различных уровнях. Стержневым термином экологической логистики является экологический поток. Это комплексное понятие, охватывающее движение природных ресурсов и различных видов отходов.

Важным документом, закрепляющим урегулирование проблемы на международном уровне, стало принятие Концепции устойчивого развития. В Концепции обосновывается необходимость решения современных вопросов таким образом, чтобы в будущем были удовлетворены потребности в природных ресурсах, а их использование не приносило ущерба.

Литература

1. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Принят 11 декабря 1997 года. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml.

2. Европейская экономическая комиссия. Комитет по внутреннему транспорту. Рабочая группа по интермодальным перевозкам и логистике. Пятьдесят девятая сессия. Женева, 31 октября - 1 ноября 2016 года. Пункт 8 предварительной повестки дня. Ежегодные темы в области интермодальных перевозок и логистики. Тема 2015 года: Интермодальный подход приводит к устойчивости. - 17 с. - URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/doc/2016/wp24/ECE-TRANS-WP.24-2016-04r.pdf.

3. Дубровина В.А., Темиргалиев Е.Р. Отличия концепции «зеленой» логистики в Европе и России: статья в сборнике трудов конференции, материалы научной конференции с международным участием // Конференция: Неделя науки СПБПУ. - Санкт-Петербург, 14-19 ноября 2016. - С. 234-236. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27455888_51672189.pdf.

4. Лазарев В., Зуева О., Набоков В. Классификация потоков упаковки и тары в логистической системе предприятия // Логистика. - 2019. - № 12. - С. 30-33. ISSN: 2219-7222.

5. Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (1416 мая 2015 г., г. Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т. - Красноярск, 2015. - 582 с. - С. 320-325. - URL: http://www.sitebs.ru/blogs/24096.html.

6. Пермякова Л.В., Жаворонков Е.П. Влияние тектологии и энвироники на развитие логистики. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.logistika-prim.ru/unpublish/vliyanie-tektologii-i-environiki-na-razvitie-logistiki (Дата обращения 10.12.2019).

7. Скоробогатова Т.Н. Логистика туризма в фокусе новых логистических направлений // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т.10. - № 1 (62). - С. 124-135. - DOI 10.12737/19175. elSSN: 1995-042X.

8. Скоробогатова Т. Н. О расширении классификационной системы логистики // Друкеровский вестник. - 2020. - № 1. - С. 257-265. - DOI 10.17213/2312-6469-2020-1-257. ISSN: 2312-6469.

9. Экологический поток - Environmental flow). [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.qwe.wiki/wiki/Environmental_flow. (Дата обращения 10.12.2019).

Reference

1. Kyoto Protocol to the United Nations Framework Convention on Climate Change. Adopted December 11, 1997. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml.

2. Economic Commission for Europe. Inland Transport Committee. Working Party on Intermodal Transport and Logistics. Fifty-ninth session. Geneva, 31 October-1 November. 2016 Provisional agenda item 8(c) Annual themes in intermodal transport and logistics: Theme 2015: Intermodal approach leads to sustainability. 17 р. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/doc/2016/wp24/ECE-TRANS-WP.24-2016-04r.pdf.

3. Dubrovina V.A., Temirgaliev E.R. Differences in the concept of «green» logistics in Europe and Russia: an article in the conference proceedings, materials of a scientific conference with

international participation. Conference: Science Week SPBPU. St. Petersburg. November 14-19, 2016. P. 234-236. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27455888_51672189.pdf.

4. Lazarev V., Zueva O., Nabokov V. Classification of packaging and container flows in the logistics system of an enterprise. Logistics. 2019;12:30-33. ISSN: 2219-7222.

5. Logistics - the Eurasian bridge: materials of the 10th Intern. scientific-practical conf. (May 14-16, 2015, Krasnoyarsk); Krasnoyar. state agricultural un-t. Krasnoyarsk, 2015. 582 p. P. 320-325. URL: http://www.sitebs.ru/blogs/24096.html.

6. Permyakova L.V., Zhavoronkov E.P. Influence of tectology and environmental science on the development of logistics. [Electronic resource]. URL: http://www.logistika-prim.ru/unpublish/vliyanie-tektologii-i-environiki-na-razvitie-logistiki. (Accessed 10.12.2019).

10. 7. Skorobogatova T.N. Tourism logistics in the focus of new logistics areas / T.N. Skorobogatova. Service in Russia and abroad. 2016:T.10.;1(62):124-135. DOI 10.12737/19175. elSSN: 1995-042X.

8. Skorobogatova T.N. On the expansion of the classification system of logistics / T.N. Skorobogatov. Drucker Bulletin. 2020;1:257-265. DOI 10.17213/2312-6469-2020-1-257. ISSN: 2312-6469.

9. Ecological flow - Environmental flow). [Electronic resource]. URL: https://ru.qwe.wiki/wiki/Environmental_flow (Accessed 10.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.