Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ СИНЕРГЕТИКИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ СИНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
88
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА / СИНЕРГЕТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акимова Ирина Александровна, Моторина Ирина Егоровна, Попова Анна Алексеевна

В статье рассматривается проблема исследования экологической культуры с использованием методов и понятий синергетической концепции. Актуализируются теории синергетики в соответствии с повесткой современного этапа развития социальной и технологической действительности. Определяется проблемное поле исследований экологической культуры и условия ее формирования с точки зрения теории систем. Авторами анализируются пути развития экокультуры в современном обществе и место экологической безопасности в социальной действительности нестабильности технологических систем и возможных социальных рисков, с ними связанных. Цель статьи - проанализировать соотношение понятия экологической культуры и синергетической парадигмы развития общества с целью обозначения перспективных направлений формирования экологической безопасности. Показаны механизмы формирования конструктивной экологической позиции общества в рамках экологизации и гуманизации в рамках дополнения концепции экологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CULTURE IN THE CONTEXT OF IDEAS OF SYNERGETICS

The article deals with the problem of ecological culture research using the methods and concepts of the synergetic concept. The theories of synergetics are updated in accordance with the agenda of the current stage of development of social and technological reality. The problem field of ecological culture research and the conditions of its formation from the point of view of systems theory are determined. The authors analyze the ways of ecoculture development in modern society and the place of environmental safety in the social reality of the instability of technological systems and possible social risks associated with them. The purpose of the article is to analyze the relationship between the concept of ecological culture and the synergetic paradigm of the development of society in order to identify promising areas for the formation of environmental safety. The mechanisms of formation of a constructive ecological position of society within the framework of greening and humanization within the framework of supplementing the concept of environmental safety are shown.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ СИНЕРГЕТИКИ»

Экологическая культура в контексте идей синергетики

Акимова Ирина Александровна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Социология и культурология» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (Национального исследовательского университета) E-mail: akimova@bmstu.ru

Моторина Ирина Егоровна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Социология и культурология» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (Национального исследовательского университета) E-mail: iemotorina@bmstu.ru

Попова Анна Алексеевна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Социология и культурология» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (Национального исследовательского университета) E-mail: popovaaa@bmstu.ru

В статье рассматривается проблема исследования экологической культуры с использованием методов и понятий синер-гетической концепции. Актуализируются теории синергетики в соответствии с повесткой современного этапа развития социальной и технологической действительности. Определяется проблемное поле исследований экологической культуры и условия ее формирования с точки зрения теории систем. Авторами анализируются пути развития экокультуры в современном обществе и место экологической безопасности в социальной действительности нестабильности технологических систем и возможных социальных рисков, с ними связанных. Цель статьи - проанализировать соотношение понятия экологической культуры и синергетической парадигмы развития общества с целью обозначения перспективных направлений формирования экологической безопасности. Показаны механизмы формирования конструктивной экологической позиции общества в рамках экологизации и гуманизации в рамках дополнения концепции экологической безопасности.

Ключевые слова: экология, экологическая безопасность общества, синергетика, экологическая культура, экополитика, социальная парадигма.

Введение

В последней трети ХХ века активно начинает развиваться междисциплинарная область исследований процессов самоорганизации и коэволюции сложных систем, получившая название «синергетика». Термин принадлежит немецкому физику Герману Хаке-ну, который в 1977 году публикует работу с одноименным названием, где дается определение данного экстремума, близкое современному пониманию[1]. Большое значение в становлении синергетической парадигмы принадлежит труду бельгийского химика Ильи Романовича Пригожина и бельгийского философа Изабель Стенгерс «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой» [5]. Отечественные синергетические исследования представлены в трудах В.С. Степина, Н.Н. Моисеева, Ю.А. Данилова, Ю.Л. Климонтовича, В.А. Шупера, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, В.А. Рабоша и др.

Изначально идеи синергетики развивались в рамках математических и естественно-научных систем (биологических, физических, химических), однако, в дальнейшем ее влияние было распространено на социокультурную сферу. Фактически произошла очередная научная революция, благодаря которой сформировался новый подход к социокультурным изменениям и механизмам динамических процессов. То, что Рабош В.А. определил, как синергетическую теорию: «Под синергетической теорией в целом понимается, прежде всего, теория, имеющая своим предметом изучения системы, состоящие из множества подсистем различной природы, кооперативное взаимодействие которых приводит к возникновению упорядоченных структур» [6, с. 82-83]. Если в естествознании синергетика полностью обоснована и математически просчитана, то применительно к социуму, культуре следует отметить гипотетичность применения идей синергетики в полной мере. Однако в культуре все элементы и процессы находятся в неравновесном состоянии, и важным становится не только формирование новой структуры, но и выявление деструктивных аспектов, мешающих процессам самоорганизации.

Синергетическая парадигма: методы исследования и основные понятия

Для осуществления процессов самоорганизации необходимо выполнение трех условий: система в должна быть открытой, неравновесной и нелиней-

ной. Открытость системы применительно к культуре в целом или отдельным ее элементам означает об-~ мен веществом и энергией в каждой точке системы.

Если мы вводим понятие «культурная информация»,

о

то становится очевидным, что культуру вполне можно рассматривать как открытую систему, так как всегда существуют постоянно действующие источники новой информации, а какая-то часть рассеивается, исчезает, становится невостребованной.

В любой точке системы заложены многочисленные варианты ее динамического развития, но система выбирает только один аттрактор - вектор становления новой структуры. В таком контексте аттрактор определяется как «относительно устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе все множество «траекторий» системы, определяемых разными начальными условиями» [3, с. 89]. Необходимо наличие двух начал, тенденций: порядка (за счет работы источника) и хаоса (за счет работы стока). Без хаоса невозможны процессы самоорганизации, образования новой структуры. Если в системе разрушающее, хаотическое, диссипативное начало преобладает, эволюция системы невозможна. Но она невозможна и при отсутствии диссипации. Поэтому внутренний процесс механизма самоорганизации заключается в борьбе этих двух начал.

Так как самоорганизующаяся система реагирует на любые отклонения, флуктуации, хаос выступает как разрушающее начало. Но, с другой стороны, он способствует смене режимов развития, выведению на аттрактор, поэтому может рассматриваться как конструктивное и созидающее начало. Неравновесность системы определяется существованием не только порядка, но и хаоса.

Третья характеристика синергетической парадигмы заключается в нелинейности, множественности путей эволюции. Чем дальше система отходит от устойчивого состояния, тем ближе она становится к некоему пределу, порогу стабильности, приближаясь к определенной точке, которая называется точкой бифуркации (в ней заложены два возможных аттрактора становления новой структуры) или полифуркации (когда таких аттракторов больше двух), «точка бифуркации - это точка ветвления путей открытой нелинейной системы». Это своеобразный порог устойчивости. Начинает реализоваться тенденция самоорганизации.

Когда определенный аттрактор выбран системой, начинаются процессы ее перестройки к новому устойчивому состоянию. Начиная с точки бифуркации, ее самоорганизация будет реали-зовываться по выбранному вектору-аттрактору, по предначертанному пути. Получается, что будущее новое устойчивое состояние системы предопределяется уже в точке бифуркации (поли-фуркации). Аналогии подобных ситуаций можно найти в русском фольклоре, когда герой стоит на распутье, выбирая свою судьбу (налево, направо, прямо поедешь). Неустойчивое состояние при приближении к точке бифуркации зависит от этих флуктуаций[5]. Итак, ключевым моментом синер-гетической парадигмы выступает именно неустойчивость.

Аттрактор может повести систему как по пути прогресса, так и по пути регресса. Если внешнее

воздействие будет соответствовать внутренним тенденциям самоорганизации, процессы становятся сверхбыстрыми. Так произошло с китайской экономикой. Начиная с 80-х годов прошлого века ВВП страны вырос в 1000 раз и занял лидирующие позиции в мире. Этому способствовали дешевая рабочая сила, невысокие требования к экологии промышленности, свободный выход на мировые рынки.

Подобное понимание механизмов социокультурной динамики исключает силовые методы воздействия на культуру. Нельзя навязывать и проталкивать определенные решения. Проблема управления в культуре выглядит в свете синергетики иначе: необходимо искать или математически просчитывать такие пути развития, которые бы соответствовали внутренним тенденциям развития. Жизнедеятельность культурной системы зависит от многочисленных коммуникационных связей: экономических, политических, художественных, научных, религиозных и др. Поэтому применять безоговорочно синергетическую парадигму к культуре в целом довольно проблематично. А вот отдельные ее элементы довольно хорошо уживаются с синергетикой. Это относится, в частности, к синергетике образования, педагогического процесса, к синергетике устойчивого разви-тия[7].

Благодаря синергетике формируются принципиально новые методы управления сложными системами. При этом развитие экологической культуры должно осуществляться такими путями, которые бы способствовали консолидации всего человечества и не наносили бы вреда природе. С широким распространением информационных технологий специфика точных и социогуманитарных областей знания вытесняется междисциплинарным подходом. «Визуализация синергетических знаний на компьютерах может служить в качестве моста между гуманитарными и естественными науками, а равным образом - между традиционными образами культуры и новейшими достижениями науки, между красотой произведений искусства и строгостью научных результатов» [3, с. 187].

Экологическая культура

Антропологи начинают использовать термин «экологическая культура» с середины XX века, как детерминанту исследования роли культуры в качестве важного компонента влияния на экосистему. В России на институциональном уровне в 2002 году был принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в котором предусматривались такие механизмы формирования экологической культуры, как экологическое образование, подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, и экологическое просвещение. Так, экологический кодекс для государств участников содружества независимых государств определяет экологическую культуру, как «отечественный и ми-

сз о

о Л о

о сз о в

ровой опыт гармоничного взаимодействия человека и природы» [10]. Отечественные исследователи отмечают, что «отличительной чертой высокой экологической культуры современного общества является способность достигать наибольшего единства общества и природы, понимание того, что охрана окружающего мира является средством защиты человека как вида. Экокультура сама по себе невозможна без личного участия» [9]. С 2012 года Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского осуществляет Международный проект «Экологическая культура. Мир и согласие», основной задачей которого постулируется популяризация и поощрение проектов, которые могут быть применены на практике практическое для создания и распространения экологической культуры в целях устойчивого развития. Данное направление деятельности активизирует вовлеченность государственных структур, бизнеса, образовательных учреждений, общественных организаций и граждан в решение вопросов охраны окружающей среды и развития экологической культуры. Одно из последних проведенных мероприятий фонда - VII Всероссийская конференция с международным участием по экологическому образованию «Образова-ние-2030. Учиться. Пробовать. Действовать» [10], проведенная в октябре 2021 года. Развитие экологического сознания становится одним из важных трендов нового времени, например, ЮНЕСКО ставит перед мировым сообществом задачу к 2025 году включить в учебные программы курсы по экологическому образованию.

Все эти инициативы указывают на актуальность и востребованность экологического образования, которое, в свою очередь, формирует экологическую культуру. Урбанизация, высокие темпы научно-технического прогресса приводят к тому, что современный человек всё больше думает о своём воздействии на окружающую среду и способах минимизации экологических рисков. Как отмечают Цветкова И.В. и Мухаметшина Н.С., «Экологическая культура - это система рационального управления средой обитания человека и природными системами с целью обеспечения устойчивого развития современной цивилизации на основе ценностей экологического гуманизма» [8].

Таким образом проявляются функции культуры - смыслообразующая и нормативная: у молодого поколения формируются экологические ценности и эколого-ориентированные мировоззренческие установки, что становится фундаментом для развития экологической культуры во всём мире. Становится понятным взаимосвязь окружающей среды и человека, их взаимного влияния, причем не всегда положительного. Социокультурная динамика, изучая различные этапы развития феноменов культуры (от прогресса к стагнации е и регрессу), использует в качестве инструмента ц познания синергетическую модель культуры, в кой торой выражена и многолинейность процессов, ° и точки бифуркации, как точки «выбора» или из-ав менений, и прогностические варианты развития

будущего через анализ возможных вариантов. Данная модель применима и к исследованию экологической культуры - окружающая среда постоянно ставит человека в точку выбора - способы производства и социальные структуры, адаптация к изменениям окружающей среды (глобальное изменение климата, засуха). Применения синергети-ческого подхода для анализа экологической культуры и прогнозирование возможных аттракторов, кажется нам наиболее эффективным на данном этапе исследований данной проблематики. Многие современные авторы акцентируют внимание на синергетической парадигме исследований экологической культуры, например, работы С.Б. Игнатова и В.А. Игнатовой «Экологическая культура: системно-синергетический подход к описанию феномена», Н.П. Несговорова и В.Л. Савиных «Си-нергетический подход в определении содержания экологической культуры», так, Лещинская В.В., отмечает, что «в действительности экология сегодня представляет собой сложную междисциплинарную науку, являющую собой яркий пример си-нергетичности научной картины мира. В научном мире ведётся разговор об экологической интеграции современного научного знания: социально-гуманитарных, естественных и технических наук, делаются попытки по формированию системной экологии, основанной на био-социо-духовной сущности человека. Появились и развиваются такие смежные науки, как социальная экология, экологическая психология, экологическая экономика, экогеография, геоэкология и т.д. Переход же к экологической культуре - это пересмотр всех областей человеческого знания и всего поля духовной культуры. Настал момент, когда необходимость качественного переворота цивилизационно-го мировоззрения очевидна» [4].

Экологическая культура в рамках синергетической концепции

Человечество имеет достаточный интеллектуальный потенциал для того, чтобы спасти природу и пережить экологический кризис. Ещё на заре интереса к экологической культуре «Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию пришла к заключению, что непрерывный экономический рост, как необходимое условие для устранения массовой бедности, возможен лишь в рамках более справедливого международного экономического порядка. Комиссия призвала перейти к новой эре экономического роста - такого, который бы улучшал ресурсную базу, вместо того, чтобы разрушать ее. Теперь мы знаем, что рост и развитие необязательно должны сопровождаться ухудшением окружающей среды, что на самом деле, благодаря росту можно создать капитал, необходимый для решения экологических проблем» [2, с. 7-15]. Экспонентный рост развития и внедрения техники и технологий привет к тому, что проблема экологии и экологической культуры становится одной из самых важных и актуальных. Интересные научные решения поставленных

экологических задач можно получить в рамках синергетики. Как известно, синергетика рассматривает неравновесные открытые системы, исследует закономерности становления в них устойчивых структур. Все природные системы являются самоорганизующимися. Человек своей деятельностью нарушает процесс саморегулирования. Так с лица Земли исчезают многие природные структуры, что приводит к обеднению биологического генофонда. Поскольку синергетизм есть суммарный эффект воздействия нескольких факторов, человеческий фактор должен быть одним из неотъемлемых элементов всей системы синергетических воздействий. Он должен быть закономерным, планируемым, находиться в отношении определенной взаимосвязи с другими природными факторами. В этом случае это привело бы к становлению новой устойчивой структуры, необходимой для человека - ноосферы. Становление ноосферы возможно лишь в том случае, когда человеческие воздействия на природу будут синергетически приемлемыми.

Тезис об экологизации и гуманизации всей социальной деятельности дополняется концепцией экологической безопасности. Экологическая безопасность - новый этап развития отношений в дихотомии «человек - природа», призванный нивелировать экологические опасности и риски на организационном, институциональном и управленческих уровнях. Формирование информационного общества и внедрение новых технологий актуализирует риски, связанные с экологией и это, означает, что концепция прогресса в старом смысле слова уступает место концепции безопасности человечества.

Пока не выработана целостная система направлений экоразвития. Однако некоторые пути уже намечены. На первом этапе необходимо решить те экологические проблемы, которые обусловлены бездумным отношением к природе и нарушением существующих экологических норм. Условно этот этап можно назвать экстенсивным.

На втором этапе управления экоразвитием необходимо максимально уменьшить загрязнение окружающей среды, соединив этот процесс с минимальным использованием любого ресурса биосферы. К концу второго этапа осуществить переход на интенсивно-коэволюционный путь развития.

Третий этап определяется интенсивным ростом экологической культуры и экологического образования и формирует блок новых экологических проблем.

Сейчас для человечества особое значение приобретает временной фактор. Нужно выиграть время для изменения сознания людей, переходить от отношений, построенных по принципу «субъект - объект», к отношениям, построенным по принципу «человек - мир». На этом пути возникают довольно сложные барьеры.

Первый из них - нравственно-психологический. Человечество ни психологически, ни морально не осознало еще возможность экологической катастрофы.

Второй барьер - социально-политический. Механизм экополитики сегодня существует на четырех уровнях: международно-глобальном, государственном, региональном и локальном. К сожалению, часто речь идет только о признании в декларациях ухудшения экологической ситуации. Принято решение «мыслить глобально, действовать локально», но далеко не все страны мира разделяют эти убеждения. Так как решение экологических проблем носит политический характер, необходимо формирование экологического сознания у политических лидеров, во властных структурах.

Третий барьер - организационно-экономический. Решение экологических проблем требует огромных средств уже сегодня. Ни введение экологических налогов, ни отказ от дорогостоящих программ, прежде всего военных, ситуацию не изменят. Некоторые ученые пришли к выводу, что экологические циклы не вписываются в рыночные отношения (эти идеи разделяли Э. Фромм и Б. Коммонер): первичными должны быть не рыночные, а экологические отношения; на этапе ноосферы возможно полное исчезновение рыночных отношений. Поэтому нужны серьезные исследования влияния рынка на экологию.

Тезис об увеличении независимости человека от природы явно неверен. Масштабы этой зависимости нарастают с эффектом бумеранга: если раньше человек зависел только от природы, теперь он попадает в зависимость от тех изменений, которые сам производит в природе. Люди делаются все более зависимыми друг от друга, становясь не только глобальной, геологической (по В.И. Вернадскому) силой, но и неразделимым единым целым, все более интегрируемым с природным окружением. Только в том случае, если человечество сделает экологическую парадигму приоритетной в своем сознании и деятельности, возможно становление новой планетарной культуры.

Заключение

Объективной предпосылкой становления новой экологической культуры, тесного сотрудничества в решении экологической проблемы является то обстоятельство, что сама биосфера едина в пределах Земли и космоса. Ресурсы мирового океана, атмосферный воздух, круговорот воды в природе, мигрирующие через государственные границы животные, передвижения рыбы в реках, морях и океанах - все это является естественной основой для сотрудничества государств, их жизненной необходимостью. Поэтому все мировое сообщество должно объединить свои усилия для предотвращения экологической катастрофы. В этой связи экологическое воспитание и образование становится одной из самых насущных задач современности. Во многом решение экологических проблем носит политический характер. От умения и воли политиков современного мира, от уровня их экологической культуры во многом будет зависеть будущее всего человечества.

сз о

о Л о

о

сз

о в

Литература

1. Camilla Maciel Rabelo Pereiraa, d, Danielle Kar-la Alves da Silvab, Bruno Tomio Gotoc, S0ren Rosendahld, Leonor Costa Maiaa. Management practices may lead to loss of arbuscular mycor-rhizal fungal diversity in protected areas of the Brazilian Atlantic Forest/ Fungal Ecology/ Volume 34, August 2018, p. 50-58.

2. Брундтланд Г.Х. Необходимы конструктивные решения // В мире науки. 1989, Вып.11, С. 138139.

3. Князева Е. Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2005. 240 с. С. 89.

4. Лещинская В.В. Об экологической культуре: хорошо ли видна нам цель? // На русских просторах: историко-литературный журнал. 2017. Вып. 3 (30). С. 151-161.

5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

6. Рабош В.А. Синергетика образования человека // Успехи современного естествознания. 2004. № 3. С. 82-83.

7. Рабош В.А. Философско-синергетические основания концепции устойчивого развития. Автореф. дисс. на соискание степени доктора философских наук. СПб., 2008. https:// cheloveknauka.com/v/299716/a?#?page=1 (дата обращения: 07.02.2022)

8. Цветкова И.В., Мухаметшина Н.С. Онтологические аспекты экологической культуры // Вестник БГУ. 2020. № 1.

9. Чомаева М.Н. Аспекты формирования экологической культуры // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 11-1.

10. Экологический кодекс для государств - участников содружества независимых государств. https://docs.cntd.ru/document/902050869

ECOLOGICAL CULTURE IN THE CONTEXT OF IDEAS OF SYNERGETICS

Akimova I.A., Motorina I.E., Popova A.A.

Bauman Moscow State Technical University (National Research University)

The article deals with the problem of ecological culture research using the methods and concepts of the synergetic concept. The theories of synergetics are updated in accordance with the agenda of the current stage of development of social and technological reality. The problem field of ecological culture research and the conditions of its formation from the point of view of systems theory are determined. The authors analyze the ways of ecoculture development in modern society and the place of environmental safety in the social reality of the instability of technological systems and possible social risks associated with them. The purpose of the article is to analyze the relationship between the concept of ecological culture and the synergetic paradigm of the development of society in order to identify promising areas for the formation of environmental safety. The mechanisms of formation of a constructive ecological position of society within the framework of greening and humanization within the framework of supplementing the concept of environmental safety are shown.

Keywords: ecology, ecological safety of society, synergetics, ecological culture, ecopolitics, social paradigm.

References

1. Camilla Maciel Rabelo Pereiraa, d, Danielle Karla Alves da Silvab, Bruno Tomio Gotoc, Soren Rosendahld, Leonor Costa Maiaa. Management practices may lead to loss of arbuscular mycorrhizal fungal diversity in protected areas of the Brazilian Atlantic Forest/ Fungal Ecology/ Volume 34, August 2018, p. 50-58.

2. Brundtland G. Kh. Constructive solutions are needed// In the world of science. 1989, N11, pp. 138-139.

3. Knyazeva E. N., Kurdyumov S.P. Fundamentals of synergetics. Synergistic vision. M.: KomKniga, 2005. 240 p. S. 89

4. Leshchinskaya V.V. On ecological culture: is the goal clearly visible to us?// In Russian open spaces: a historical and literary journal. 2017. Issue. 3 (30). pp. 151-161.

5. Prigozhin I., Stengers I. Order out of chaos. A new dialogue between man and nature. - M.: Progress, 1986. - 432 p.

6. Rabosh V.A. Synergetics of human education // Successes of modern natural science. 2004. No. 3. S. 82-83.

7. Rabosh V.A. Philosophical and synergetic foundations of the concept of sustainable development. Abstract diss. for the degree of Doctor of Philosophy. SPb., 2008. https://cheloveknau-ka.com/v/299716/a?#?page=1 (date of access: 02/07/2022)

8. Tsvetkova I.V., Mukhametshina N.S. Ontological aspects of ecological culture // Bulletin of BSU. 2020. № 1.

9. Chomaeva M.N. Aspects of the formation of ecological culture // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 11-1.

10. Environmental Code for the States Members of the Commonwealth of Independent States (General Part) (Decree N 27-8 of November 16, 2006) https://docs.cntd.ru/document/902050869

e

cj

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.