Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1076
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ECOLOGICAL CULTURE / YOUTH / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захарова Вера Александровна

В статье анализируется экологическая культура современной российской молодежи, описывается проблемное поле и перспективы исследования. Исследуется глобализация современной экологической культуры и цивилизации, роль экологической культуры в процессе социализации российской молодёжи. Делается вывод, что перспективы исследования современной российской молодёжи во многом определяются необходимостью исследования её экологических культурных ценностей, её отношения к ряду вопросов экологической безопасности страны с привлечением данных опыта различных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ecological culture of modern Russian youth: a problem field and research prospects

The article analyzes the ecological culture of modern Russian youth, describes the problem field and research prospects. The globalization of modern environmental culture and civilization, the role of environmental culture in the process of socialization of Russian youth are studied. It is concluded that the prospects for studying modern Russian youth are largely determined by the need to study its environmental cultural values, its attitude to a number of issues of environmental safety of the country using data from the experience of different regions.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин

В.А. Захарова*

кандидат философских наук, старший преподаватель,

Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Экологическая культура современной российской молодёжи: проблемное поле и перспективы исследования

Под экологической культурой следует понимать совокупность ценностных установок и представлений общественного сознания, а также набор социальных практик, реализующих взаимодействие человека с окружающей его природной средой. При этом необходимо учитывать в первую очередь техногенное воздействие человека и общества на природу, сопряженное с появлением разнообразных рисков экологического характера.

«Человек - единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить, и от которой он не может избавиться... Эволюция человека основывается на том, что он утратил свою первоначальную родину — природу.»1. Проблема человеческого бытия, таким образом, связана с тем, что человеческий (инструментальный) разум и воля к чрезмерному обогащению способны не только созидать окружающую действительность, но и активно разрушать экологические системы в ущерб собственной безопасности, а также здоровью и выживанию будущих поколений.

Очевидно, что современным людям необходимо внимательно относиться к природе, попытавшись вновь её обрести, компенсировав последствия технологического "отчуждения". В данной связи важно отметить, что основная нагрузка по преодолению экологических рисков ложится на плечи будущих поколений, то есть на молодёжь как самобытную социально-демографическую группу, ориентированную на инновационное конструирование реальности.

На фоне глобального экологического кризиса Россия вовсе не является исключением, более того, так называемая "мусорная проблема"

* Захарова Вера Александровна, e-mail: zakharova7vera@mail.ru

1 Фромм Э. Пути из больного общества / Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 445.

является мощным триггером социальных протестов, вспахивающих в

л

различных регионах нашей страны.1 Поэтому экологическая культура и связанный с ней высокий уровень экологического сознания может проявлять себя довольно неконформистским образом в отношении действующей власти, что таит в себе дополнительные риски социально-политической дестабилизации.

Оказывается, что в результате развития индустриального общества окружающей среде был нанесён заметный урон, который в свою очередь поставил под вопрос само выживание человека в качестве биологического вида. Поэтому именно загрязнение окружающей среды, возможное разрушение озонового слоя, уничтожение лесов ("лёгких планеты") и появление реальных угроз для жизни, вызванное длительным антропогенным воздействием, актуализировало вопрос о гармонизации отношений между человеком и природой.

Согласно основному тезису социологической теории риска У. Бека, «все, что угрожает жизни на этой земле, угрожает тем самым интересам собственности тех, кто живет торговлей и превращением в товар продуктов питания и самой жизни. Таким образом, возникает глубокое, систематически обостряющееся противоречие между желанием получать прибыль и интересами собственности, которые двигают процесс индустриализации, с одной стороны, и многообразными грозными последствиями этого процесса, наносящими ущерб прибыли и собственности (не говоря уже об ущербе самой жизни), с другой»2. Описанное выше противоречие, однако, в последние годы приводит к тому, что уже во многом постиндустриальные, развитые и богатые страны на практике решают экологические проблемы, тогда как многие так называемые развивающиеся государства, преимущественно с сырьевой экономикой, крайне далеки от реального решения данных проблем.

Экологическая культура, несмотря на свои локальные варианты, несомненно претендует на глобальный охват территории, обладая массовым характером, поскольку даже высокие доходы не всегда могут уберечь от окружающих экологических рисков.

В настоящее время, как отмечают исследователи, складываются довольно «серьезные предпосылки к формированию на базе цивилизованного подхода новой глобальной культуры в ее общечеловеческом содержании. Это означает, что глобальная культура несет в себе лучшие качества интеграционных, общечеловеческих, духовно-нравственных идеалов с сохранением тех достижений национального развития, которые приобрели исторически цивилизованный характер. Глобальная культура - это общече-

1

Шефель С.В. Экофильные традиции как ресурс межэтнической интеграции в современной России // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3. С. 82-92.

2 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерную / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. М.: Прогресс-традиция. [Электронный ресурс]. URL: http:// biblioclub. ru/index. php?page= book view red&book id=444458

ловеческая культура и реализуется она сегодня в наибольшей мере в экологической культуре»1. Сложившаяся ситуация, однако, не исключает необходимость развития региональных аспектов экологической культуры, способной адекватно отвечать на вызовы локальных вызовов. Также необходимо обеспечить экономическое реформирование страны и отдельных регионов с учётом инновационных технологий, ориентированных на социальные запросы и требования экологической прагматики.

В последние годы возрастает междисциплинарный характер экологических исследований, которые в большей степени стали интересоваться социальными аспектами экологических рисков и их преломления в общественном сознании. «Концепции развития в условиях риска в последние полвека получили значительный прогресс благодаря в том числе ряду теорий, относящихся к сложным открытым системам: теории катастроф, теории бифуркаций, теории ансамблей, теории хаоса и т. п. Эти теории относятся прежде всего к физическим, химическим, биологическим и экологическим системам. Однако все больше осознается их применимость к потребностям развития социоприродных, техносоциальных и социально-экономических систем»2. Социологические исследования различных общественных групп, включая прежде всего молодёжь, должны учитывать экологический фактор, влияющий на разнообразные социальные практики и стратегии, в большей или меньшей степени связывающие экологические проблемы с экономикой, инновационным развитием страны и политикой.

Общая картина экологического равновесия в современную эпоху существенно изменилась. Так, например, если в прошлые исторические эпохи и особенно в период становления европейского Модерна и рождения современной науки в культуре акцентировались аспекты господства человека над природой и эксплуатации её ресурсов, то в последнее время на первый план выдвинулись культурные тенденции по сохранению, сбережению природных богатств планеты.

Экологическая культура, таким образом, в большей степени направлена на охрану природы и поддержание равновесия между мощью антропогенных технологий и окружающей средой. В настоящее время мы существуем «в глобализированном мире, где результаты в области человеческого развития определяются не только действиями на национальном уровне, но также структурами, событиями и работой на глобальном уров-

о

не»3. Поэтому надо быть готовым, что техногенные катастрофы, происходящие за рубежом, могут оказать непосредственное влияние на разви-

1 Маршак А.Л. Глобальная экологическая культура общества как фактор формирования социальной толерантности // Общество и право. 2003. № 1. С. 39.

2 Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике. М.: Деловой экспресс, 2004. С. 7-8.

3 Доклад о человеческом развитии 2016. Человеческое развитие для всех и каждого // Программа развития Организации Объединенных Наций / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2017. С. 17. [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/HDR2016_RU_Overview_Web.pdf

тие локальных событий, тогда как внутренние экологические проблемы подвергаются пристальному мониторингу со стороны мирового сообщества.

Современное российское общество уже с трудом может позволить себе игнорировать экологические проблемы глобального масштаба, особенно в свете реализации крупных национальных проектов и цифровизации экономики. В настоящее время респектабельность и международный престиж любого государства в том числе оценивается по его результатам в сфере решения экологических проблем. «До недавнего времени (а иногда и сейчас) многие экологические мероприятия акцентировали внимание на деятельности в локальных экосистемах, скажем, на очистке тех или иных водоемов, ликвидации последствий экологических катастроф и чрезвычайных ситуаций и т. д. При этом не принималось во внимание, что в результате локальных экологических мероприятий, приносивших ожидаемый от них позитивный результат, глобальная экологическая ситуация продолжала ухудшаться...»1. Вместе с тем необходимо, чтобы экологическая культура современной российской молодежи, несмотря на свой глобальный характер, не была направлена против интересов российского государства в сфере обеспечения национального суверенитета.

Выживание человека и дальнейшее существование цивилизации напрямую связаны с гармонизацией природы и техники, совершаемой, однако, не в результате радикального отказа от индустриализации, но её переосмысления средствами современной науки. «Необходимость искать - как справедливо отмечал Э. Фромм, - новые решения противоречий его существования, все более высокие формы единения с природой, окружающими людьми и самим собой выступает источником всех психических сил, которые побуждают человека к деятельности, а также источником всех его страстей, аффектов и страхов»2. Таким образом, внедрение более экологичных технологий, способных облегчить жизнь человека и предотвратить загрязнение окружающей среды, требует не радикального отказа от научно-технического прогресса, а ещё большей рационализации управления его дальнейшего развития с учётом возрастающих техногенных рисков.

Вместе с тем, деятельность, направленная на формирование позитивной экологической культуры, которую вслед за Э. Фроммом можно назвать "биофильной", определяется как "экологическое просвещение", обладающее непосредственным воспитательным воздействием. Однобоким будет мнение, что молодёжь является только лишь пассивным объектом экологического просвещения и воспитания, напротив, надо полагать, что молодые люди, реализующие инновационную функцию социального развития, способны продуцировать экологические ценности и формировать новые установки по отношению к природной среде обитания. В данной связи ещё К.

1 Урсул А.Д. Глобальные процессы, безопасность и устойчивое развитие // Век глобализации. 2008. № 1. С. 21-22.

2 Фромм Э. Пути из больного общества / Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 446.

Манхейм отмечал, что молодёжь - это «оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам»1.

Однако действия субъектной молодёжи как носителя революционных изменений, пускай и под экологическими лозунгами, должны быть скорректированы разумной государственной политикой и мерами экологического просвещения и воспитания. Это уже в ближайшее время потребует от власти реальной институционализации экологической проблематики при непосредственном расширении полномочий гражданского общества в решении актуальных проблем.

Таким образом, оказывается, что экологическая культура, направленная на гармонизацию человека с его средой обитания, способствующая снижению и предотвращению экологических рисков, должна быть позитивно воспринята, а её ценности интериоризированы прежде всего молодыми людьми, сознание которых обладает высокой степенью "открытости" ко всему новому, неизвестному и не вполне освоенному, "лабильности". При этом социально-профессиональные установки и жизненные стратегии ещё находятся в стадии своего формирования.

Многие молодые люди склонны к романтизации и одновременной радикализации всего спектра экологических проблем. «Молодёжное сознание потому и лабильно, что процесс формирования собственных императивов относительно устойчивых нравственных убеждений, которые могли бы составить стержень сознания, ещё не завершен. Поэтому лабильность как свойство молодёжного сознания сродни пластилину, из которого может получиться любой образ»2. Молодежь, таким образом, легче поддаётся обучению, поскольку собственный социальный габитус ещё полностью не сформирован и не подкреплён со стороны воспринятого профессионального этоса.

В итоге оказывается, что экологическая культура является довольно сложным, амбивалентным образованием, даже способным привести к про-тестной активности, что может неблагоприятно отразиться на безопасности страны. В данной связи необходимо помнить, что инновационность молодёжи в сфере социальных практик далеко не всегда приводит к стабилизации общества и нуждается в поддержке со стороны институтов социализации, включая государство. «Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство

1

Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С. 443.

2 Зубок Ю.А., Яковук Т.И. Духовная жизнь молодёжи в трансформирующемся обществе. Брест: Альтернатива, 2008. С. 40.

природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий»1. Однако при этом необходимо помнить, что в западном обществе молодёжные экологические движения долгое время придерживались довольно радикальных социальных практик, направленных на единение с природой, но при этом противостоящих государственной политике. Поэтому важно формировать и поддерживать экологическую культуру современной российской молодёжи таким образом, чтобы по возможности избегать крайностей контркультурного и политического радикализма.2

Вместе с тем, находясь в состоянии социальной транзитивности на фоне экономического выживания, многие молодые люди могут оказаться невосприимчивыми к проблемам широкого спектра экологических проблем. Поэтому экологическая культура современной российской молодёжи должна содержать в себе этические детерминанты, соответствующие культурному коду страны и имеющие "доморощенную" природу. Хотя при этом нельзя полностью прекратить импорт природосберегающих технологий из-за рубежа, тем самым не исключая из собственного рассмотрения реального опыта и достижений иностранных государств. «Глобальная экологическая культура и национальная экология суть две стороны одного процесса. Их соединение позволяет выстроить модель экологической культуры, кото-

о

рая носит многополярный характер»3. Следовательно, важно не только импортировать природосберегающие технологии и ценности, но и предлагать собственные решения экологических проблем, которые могут быть экспортированы в рамках инновационной экономики.

Во многом именно от гибкой государственной политики в вопросах противодействия экологическим вызовам зависит распространение в молодёжной среде "постматериалистических" ценностей, которые непосредственно коррелируют с развитием технологий и инновационной ("зелёной") экономики. В связи с глобальным технологическим развитием и экспансией информационной культуры современные исследователи отмечают, что «молодежь - это не только социально-демографическая, но, в первую очередь, социокультурная общность, оказывающая влияние на инновационные преобразования общества и сохранение его преемственности, отличающаяся специфическими потребностями и интересами, особенностями социокультурного освоения мира»4. Обладая собственной субкультурой, молодые люди оказываются наиболее отзывчивыми в отношении глобальных (модных) тенденций защиты окружающей среды. Однако при этом не нужно

1 Об охране окружающей среды. Федеральный закон ст.1 от 10.01.02 №7- ФЗ. [Электронный ресурс]. иРЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

2 Шефель С.В., Захарова В.А. Роль экоправового воспитания как условия гармонизации межэтнических отношений крымчан в контексте становления их общероссийской идентичности // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 2. С. 56-65.

3 Маршак А.Л. Глобальная экологическая культура общества как фактор формирования социальной толерантности // Общество и право. 2003. № 1. С.49.

4 Журавлева Л.А., Завьялова Н.В. Молодёжь как инновационная социальная общность // Образование и наука. 2013. № 4. С. 81.

и переоценивать влияние экологической культуры на современную российскую молодёжь, учитывая проблемы слабой социальной обеспеченности значительной её части. К тому же в молодёжной среде наметились устойчивые тенденции по переезду в крупные города в поисках работы и строительства собственной карьеры, которые особенно распространены в неблагополучных с точки зрения экологии регионах страны.

Таким образом, проблемное поле изучения распространения экологической культуры в среде современной российской молодёжи находится в плоскости воспитания подрастающего поколения в условиях глобализации экологических рисков, носящих многовекторный и многополярный характер, причём в значительной степени связанных с созданием перспективной инновационной экономики, в значительной степени диверсифицированной и "освобожденной" от однобокого экспорта энергоресурсов. Перспективы исследования современной российской молодёжи определяются необходимостью тестирования её экологических культурных ценностей теоретического, и практического отношения к ряду вопросов экологической безопасности страны с привлечением данных опыта различных регионов страны.

Захарова В.А. Экологическая культура современной российской молодёжи: проблемное поле и перспективы исследования. В статье анализируется экологическая культура современной российской молодежи, описывается проблемное поле и перспективы исследования. Исследуется глобализация современной экологической культуры и цивилизации, роль экологической культуры в процессе социализации российской молодёжи. Делается вывод, что перспективы исследования современной российской молодёжи во многом определяются необходимостью исследования её экологических культурных ценностей, её отношения к ряду вопросов экологической безопасности страны с привлечением данных опыта различных регионов.

Ключевые слова: экологическая культура, молодежь, социализация

Zakharova V.A. The ecological culture of modern Russian youth: a problem field and research prospects. The article analyzes the ecological culture of modern Russian youth, describes the problem field and research prospects. The globalization of modern environmental culture and civilization, the role of environmental culture in the process of socialization of Russian youth are studied. It is concluded that the prospects for studying modern Russian youth are largely determined by the need to study its environmental cultural values, its attitude to a number of issues of environmental safety of the country using data from the experience of different regions.

Keywords: ecological culture, youth, socialization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.