Научная статья на тему 'Экологическая культура инженера как необходимая составляющая гуманизации технического образования'

Экологическая культура инженера как необходимая составляющая гуманизации технического образования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
574
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЗАКОНЫ КОММОНЕРА / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Попова Т.В.

Экологическая культура инженера является неотъемлемой компетенцией профессии. Однако, формирование таких специалистов невозможно без знания экологической проблемы в целом, без понимания путей и перспектив эколого-социально-экономического развития общества. В статье, на примере законов Коммонера, рассматриваются элементы гуманитарного знания основ рационального природопользования, необходимого специалистам технического профиля в их повседневной и проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура инженера как необходимая составляющая гуманизации технического образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

УДК: 378.4

Т.В.Попова

К.ф.-м.н., доц., Московский государственный технический

университет им. Н.Э.Баумана

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИНЖЕНЕРА КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГУМАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Экологическая культура инженера является неотъемлемой компетенцией профессии. Однако, формирование таких специалистов невозможно без знания экологической проблемы в целом, без понимания путей и перспектив эколого-социально-экономического развития общества. В статье, на примере законов Коммонера, рассматриваются элементы гуманитарного знания основ рационального природопользования, необходимого специалистам технического профиля в их повседневной и проектной деятельности.

Ключевые слова

Экологическая культура, устойчивое развитие, просвещение, законы Коммонера, техническое образование.

Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования является в настоящее время одним из основных направлений модернизации высшего профессионального образования, что по сути означает формирование не только высококвалифицированного, творческого специалиста, но человека, обладающего культурой взаимоотношений с обществом и окружающей средой, то есть экологической культурой, являющейся одним из важнейших факторов на пути достижения устойчивого развития. Цепочка цикла любой продукции, выраженная в инициативе CDIO (задумай - спроектируй - реализуй - управляй) [1], пока еще, к сожалению, находится на первой стадии. Любой проект зарождается в задумке, поэтому изменение нашего отношения к природе, воспринимавшееся как источник неиссякаемого богатства, и есть формирование экологической культуры. Научные знания, экологически безопасные технологии могут помочь в рациональном управлении окружающей средой и развитием в целях каждодневного выживания и удовлетворения будущих потребностей человечества. Развитие высоких технологий, обеспечивающих защиту окружающей среды, уменьшающих энергетические и материальные затраты на производство, способно в значительной мере ослабить влияние неблагоприятных антропогенных факторов современного развития. Однако, решение глобальных экологических проблем невозможно без подготовки кадров, способных эффективно использовать современные научные знания, применять и совершенствовать новейшие технологии, а также иметь устойчивое позитивное отношение к окружающей среде. Просвещение может помочь людям в усвоении таких экологических и этических норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития. Для этого просвещение должно давать представление не только о физической и биологической окружающей среде, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития человека. Для совершенствования просвещения в целях устойчивого развития странам, как рекомендовано «Повесткой дня на ХХ1 век», следует решить следующие задачи [2]:

S Обеспечить просвещение по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов.

S Включить концепции развития и охраны окружающей среды во все учебные программы с анализом причин, вызывающих основные проблемы. Особое внимание следует обратить на подготовку будущих руководителей.

S Обеспечить вовлечение молодежи в местные и региональные исследования состояния окружающей среды, включая вопросы безопасной питьевой воды, санитарии, пищевых продуктов и экологических последствий использования природных ресурсов.

S Разработать учебные программы для выпускников школ и университетов, обеспечивающие решение задач экологического просвещения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

Концепция устойчивого развития рассматривает в единстве экологические, экономические, социальные и многие другие процессы в системе «человек-общество-природа». Все это отождествляется учеными с экологической революцией, которая встает в один ряд с аграрной и промышленной революциями, как одно из наиболее грандиозных социальных преобразований в истории человечества. Если аграрная революция началась 10 тысяч лет назад, а промышленная революция в разных формах продолжается уже более двух столетий, то экологическая революция должна идти более быстрыми темпами - ей отпущено всего несколько десятилетий.

Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры в области социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия с окружающей природной средой, способствует здоровому образу жизни, духовному росту общества и его социально-экономическому развитию, обеспечивает экологическую безопасность и выражается в способности людей осознанно пользоваться экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и разумная оценка своего положения на Земле и во всей вселенной.

Решение современных экологических проблем требует, прежде всего, перестройки мышления людей, их психологическую готовность внедрять экологически безопасные технологии, принимать личное участие в природоохранной деятельности, соблюдать определенные экологические ограничения. Экологический гуманизм, гуманизация всего общества как раз и предполагает смену системы ценностей, перестройку сознания людей в сторону экологической идеологии, на основе которой и создается экологическая культура. В Московской международной декларации об экологической культуре (Москва, 7 мая 1998 года) записано: «Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле». Экологическая культура человека предполагает его способность пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности, поэтому она включает в себя экологическое сознание, т.е. наличие экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты, и экологическое поведение, объединяющее конкретные действия, связанные с влиянием на окружающую среду и использованием природных ресурсов.

Как ранее показано автором [3], экологическая культура преподавателя включает в себя следующие компоненты: экологическая образованность, информационно-экологическая компетентность, эколого-педагогическая компетентность, экологически направленное мировоззрение, которые предполагают, прежде всего, гуманитарного знания основ рационального природопользования, необходимого специалистам технического профиля в их повседневной и проектной деятельности.

Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.

В 70-х годах ХХ века американский эколог Барри Коммонер, родившийся в семье эмигрантов из России, сформулировал суть системы рационального природопользования, оформив их в виде четырех законов [4]:

«Все связано со всем»;

«Ничто не дается даром» или «За все надо платить»;

«Все должно куда-то деваться»:

«Природа «знает» лучше»;

Первый закон Коммонера «Все связано со всем» является основным положением об экосистемах и биосфере, обращает внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе и близок по смыслу к закону внутреннего динамического равновесия, который гласит, что в результате изменения одного или нескольких компонентов природного комплекса происходит изменение остальных компонентов, приводящее к формированию новых природных комплексов. В большинстве случаев, изменения имеют

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

характер цепной реакции и оказываются необратимыми.

Взаимосвязь экосистем очень наглядно демонстрируется на примере Крайнего Севера, а точнее на примере акватории Баренцева моря, где за счет специфики земного строения обнаруживаются практически все результаты человеческой деятельности, негативно влияющие на состояние окружающей среды в планетарном масштабе. Баренцево море среди морей нашего государства является одним из уникальных природных образований, крупнейшим шельфовым водоемом, по площади (1424 тыс.кв.км) и биопродуктивности превосходящим Балтийское, Белое, Черное, Азовское, Каспийское а Аральское моря вместе взятые (общая площадь около 1400 тыс.кв.км). С начала ХХ столетия это море вместе с зоной побережья является одним из главных регионов мировой охоты и рыболовства. Стремительный рост многих отраслей промышленности СССР, Норвегии и других приарктических стран за счет эксплуатации природных ресурсов полярных океанов породил лавину экологических проблем. В конце 70-х годов стала очевидной реальная опасность влияния различных видов загрязнений на жизнь северных морских водоемов. Главные факторы деструкции экосистемы Баренцева моря показаны на рис. 1.

Из рисунка видно, что на экологическую ситуацию этого региона оказывают влияние как местные факторы от прибрежных стран, так и факторы загрязнения материка и всей планеты в целом.

Рисунок 1 - Главные факторы антропогенной деструкции экосистемы Баренцева и прилегающих морей [4].

Другим ярким примером этого закона является ситуация в Приаралье, оказывающая негативное влияние не только на экологическую ситуацию в регионе, но и в масштабах всей планеты. Новая суша, возникшая в результате отступления Аральского моря, стала очагом ветрового выноса мелкозема и солей. Перенос пыли происходит на расстояние свыше 200 км. Высохшее дно Аральского моря ежегодно посылает в атмосферу от 15 до 75 миллионов тонн пыли, что увеличивает загрязнение атмосферы планеты более чем на 5%.

Второй закон касается тех проблем, которые обобщает закон внутреннего динамического равновесия и закон развития природной системы за счет окружающей ее среды. Коммонер так разъясняет свой закон «...глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платежа по этому векселю нельзя избежать: он может быть только отсрочен» [4].

На протяжении всей истории человечества природа эксплуатировалась людьми и отвечала людям за неправильное отношение к ней. Истощались запасы полезных ископаемых, сокращались леса, увеличивались пустыни, промышленность стала изменять то, что изменять никак нельзя - потоки энергии, круговорот веществ, химический состав биосферы. По сути этот закон является всеобщим законом рационального природопользования: платить нужно энергией за очистку отходов, удобрением - за повышение урожайности, лекарствами - за ухудшение здоровья и т.д.

По данным экспертов ООН 23 мая 2007 года в истории Земли произошел демографический переворот: городское население планеты превысило сельское и составило 51,3% совокупного население планеты. За улучшение качества жизни в городах человечество платит ухудшением своей среды обитания. Типичными для больших городов являются следующие проблемы:

Проблемы, связанные с чрезмерными нагрузками на литосферу (геологическую среду) города и ее поверхность - рельеф; проблемы, связанные с нагрузками на ландшафт; проблемы, связанные с водоснабжением; проблемы, связанные с загрязнением атмосферы, одним из результатов которого является изменение климата крупным мегаполисом [8], показанное на рис.2. Из рисунка видно, что от климата окружающей местности городской климат отличается: повышенными температурами и загрязненностью воздуха; ослаблением солнечной радиации; увеличением облачности и осадков летом, туманов - зимой. Все это, естественно, оказывает негативное влияние на здоровье городского населения.

Рисунок 2 - Изменение климата крупным мегаполисом.

Третий закон Коммонера практически является положением о хозяйственной деятельности человека, отходы от которой неизбежны. Хотя естественные экосистемы и способны обеззараживать некоторое количество загрязнителей без нарушения экологического равновесия, надо помнить и о том, что многие вещества, получающиеся в результате человеческой деятельности, не имеют естественных редуцентов, поэтому нужно думать и об уменьшении количества отходов, и о последующем максимально безопасном их захоронении. В природу внедряется все больше и больше новых, чуждых ей веществ, так называемых ксенобиотиков, часто сильно токсичных для живых организмов. Накопление различных видов отходов обуславливает высокий уровень загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы, способствует повышению заболеваемости людей, снижению урожайности, ухудшению многих свойств экосистем, гибели уникальных природных комплексов, исчезновению отдельных видов растений и животных, то есть к снижению биоразнообразия. Сейчас в промышленной экологии разработано правило так называемого жизненного цикла вещей: давая согласие на выпуск какого-то продукта, общество должно ясно представлять, что будет с ним в дальнейшем, где закончится его существование и что придётся делать с его «останками». Ответ всегда один и тот же: надо наладить производство таким образом, чтобы отходы и «останки» одного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

промышленного производства стали сырьём для другого.

Четвертый закон говорит о том, что, пока нет абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, мы легко вредим природным системам, пытаясь их улучшить. Он призывает к предельной осторожности. В качестве иллюстрации этого закона Н.Ф.Реймерс [6] приводит такой пример: один лишь математический расчет параметров биосферы требует безмерно большего времени, чем весь период существования нашей планеты как твердого тела.

Очень долго человек только брал от природы, ничего не давая взамен, полагая, что ресурсы планеты неисчерпаемы. Нерациональное природопользование снижает прибыльность многих отраслей хозяйства и понижает качество среды обитания человека. Сейчас пришло время осознания, сейчас никто не может оставаться в стороне от экологических проблем, поскольку перед каждым из нас стоит вопрос о выживании всего человечества.

Загрязнение природы касается всего наследия человечества. Поэтому для устранения причин экологического кризиса недостаточно лишь усовершенствовать средства производства, техники и технологии.

Необходимо изменить отношение людей, общества к природе, и на основе познания и осознания ограниченности природных ресурсов ввести экологический критерий в оценку производства, стимулировать развитие технологий, щадящих природные ресурсы и не загрязняющих природу. Необходимо осознание того, что только экологичное может быть экономичным. По сути это и есть один из основополагающих принципов охраны природы и среды жизни. В работах экологов Ю. и Г.Одумов [7] было показано, что максимальный эколого-социально-экономический эффект достигается при определенном соотношении преобразованных и естественных экосистем (рис.3.)

W 100 75 50 25 0

20 40 60 S0 100 А

100 80 60 40 20 0 В

W - суммарный эколого-социально-экономический эффект;

А - % преобразованных экосистем;

В - % естественных экосистем.

Рисунок 3 - Закон суммарного эколого-социально-экономического эффекта (кривая Одумов)

Из этого рисунка видно, что целесообразное экологическое равновесие, т.е. максимальный эколого-социально-экономический эффект достигается при соотношении 40% преобразованных и 60% естественных экосистем. Это соотношение должно всегда приниматься во внимание при любых воздействиях на природу.

Именно поэтому образование должно способствовать как развитию экологического сознания, так и чувства ответственности за свободу, которую люди испытывают при использовании природных ресурсов благодаря развитию производительных сил, и в первую очередь развитию, связанному с научно-технической революцией. Это образование в своей основе должно быть гуманистическим.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

Только повышение экологической культуры специалистов и всего общества позволит реализовать Экологическую доктрину Российской Федерации, являющуюся основополагающим документом, который определяет государственную экологическую политику России. В Доктрине, в частности, говорится, что к числу основных факторов деградации природной среды России относится низкий уровень экологического сознания и экологической культуры жителей страны, поэтому «основной задачей является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии», для чего необходимо «включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса».

Профессиональное образование всегда было и продолжает оставаться направленным на всестороннее развитие личности с целью подготовки ее к активному и эффективному участию в общественном производстве с наибольшей пользой для себя и для общества в целом, поэтому преподавателю высшей технической школы необходимо умение видеть и формулировать педагогические задачи в области формирования экологической культуры личности в рамках узкопрофессионального предмета и находить оптимальные пути их решения.

Список использованной литературы.

1. Перспективы развития инженерного образования: инициатива CDIO: информ.-метод. изд. / Пер. с анг. и ред. В. М. Кутузова и С. О. Шапошникова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. 29 с.

2. Майкл Китинг. Программа действий: Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Центр «За наше общее будущее», Женева, 1993

3. Медведев В.Е., Попова Т.В. К вопросу о концепции дисциплины «Экологическая культура преподавателя». Гуманитарный вестник МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2015, вып.11

4. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа. Человек. Технология: пер.с англ. М., Гидрометеоиздат, 1974

5. Попова Т.В. Экологическая культура преподавателя высшей школы.-М: ИздМГТУ им.Н.Э.Баумана, 2013

6. Реймерс Н.Ф. Экология. М., 1994

7. Одум Ю. Основы экологии. М., 1975.

8. Ф.В. Котлов «Изменение геологической среды под влиянием деятельности человека». М., 1978.

© Попова Т.В., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.