УДК 316.334.5
В.Г. Кезин
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МЕСТО ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЕЕ СОСТАВЕ
Представлено авторское видение экологической культуры человека как актуальной проблемы современной педагогической теории и практики. Опираясь на авторитетные источники, автор рассматривает два направления в исследовании экологической культуры, сформировавшиеся в последние годы в педагогической науке: экологическое образование и экологическое воспитание. Показаны их общие и специфические черты. Раскрывается компонентный состав экологической культуры, в который автор включает экологическое сознание, эмоционально-чувственную сферу, экологическую деятельность и экологические отношения. Дан анализ экологических отношений. Изложен авторский взгляд на значение экологических отношений как универсальной составляющей экологической культуры. Выявлены показатели экологической культуры в составе сознательно-научного, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения к экологическим проблемам. По каждому показателю определены параметры, представляющие конкретные личностные качества.
Ключевые слова: экологическая культура; экологическое образование; экологическое воспитание; экологическое сознание; эмоционально-чувственная сфера; экологическая деятельность и поведение; экологические отношения.
Достижение дальнейших перспектив развития современного общества связывается с формированием экологической культуры граждан. Актуальность этого вопроса подтверждается, с одной стороны, конституционным правом человека на благоприятную среду обитания, с другой стороны, дальнейшим снижением жизнепригодности окружающей среды. Экологическая культура становится востребованной во всех сферах жизни человека - социальной, экономической, политической, духовной [2]. Экологическая культура формирует новую подсистему - экологическую сферу жизни общества.
В педагогической науке понятие «экологическая культура» используется как личностная характеристика, выражающая сформированность у человека социально-экологического опыта в виде знаний, умений и навыков, а также определенный уровень воспитанности. К настоящему времени в педагогических исследованиях сформировались два основных направления в исследовании экологической культуры.
© Кезин В.Г., 2014
Кезин Василий Георгиевич - канд. пед. наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Лысьвенского филиала ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: Vkezin9@gmail.com.
Первое связано с формированием экологической культуры человека как проблемы образования. Под экологическим образованием авторы понимают процесс обучения знаниям, умениям и навыкам в области охраны среды обитания человека. Наряду со знаниевым аспектом в содержание экологического образования входит ценностный, представленный нравственным и эстетическим отношением к природной среде; нормативный, ориентирующий на овладение обучающимися системой норм и правил экологического характера и деятельностный, включающий в себя виды и способы человеческой деятельности, направленные на формирование умений экологического характера [4, с. 39-40].
Немалая часть исследователей, изучавших проблемы экологического образования, в его состав включает экологическое воспитание. Экологическое образование стало рассматриваться как более общее понятие по отношению к экологическому воспитанию. Основанием такого подхода может быть определение образования в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) как общественно и личностно значимого процесса воспитания и обучения.
Приоритетом второго направления исследований стало изучение экологической культуры как проблемы воспитания.
Несмотря на многозначность понятия воспитания в педагогической науке, в основном оно определяется как процесс включения детей и молодежи в жизнь общества, становления их личностями и индивидуальностями. Появление экологического воспитания как самостоятельного направления воспитания в педагогической науке и практике объясняется невозможностью усвоения личностью экологической культуры в рамках какого-либо одного из традиционных направлений воспитания по причине ее сложности и многоас-пектности. Являясь актуальной общественной проблемой, экологическая проблема обусловила появление и становление нового направления воспитания - экологического. Отсюда, традиционная цель воспитания - формирование всесторонне развитой личности в современных условиях общественной жизни - обогатилась новым элементом - экологическим воспитанием. Экологическое воспитание стало определяться как образовательно-воспитательная система, обеспечивающая освоение учащимися экологических знаний, умений, навыков, формирование экологического сознания и мышления, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде [1, с. 15].
Таким образом, экологическое образование и экологическое воспитание представляют собой синтез двух относительно независимых, взаимопроникающих и взаимодействующих процессов, имеющих целевую направленность - формирование экологической культуры. Их отличие состоит в следующем. Важнейшей задачей экологического образования является передача подрастающему поколению культуры предыдущих поколений с целью ее ис-
пользования, развития на этой основе системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности. Особенностью экологического воспитания является направленность на развитие личностных качеств, позволяющих организовать жизнедеятельность на основе гармонии интересов природы, общества и человека. Указанные приоритеты экологического воспитания отражаются в его цели и задачах.
Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры человека и общества [3, с. 249]. Задачи формулируются в границах трех сфер: образовательной - усвоение и накопление системы экологических знаний, умений экологической деятельности и поведения; воспитательной - формирование эмоционального отношения к природе как универсальной ценности; развивающей, приоритетом которой является становление экологически значимых личностных качеств.
Данные цель и задачи позволили включить в состав экологической культуры следующие компоненты: экологическое сознание, эмоционально-чувственную сферу, экологическую деятельность и поведение, экологические отношения (рисунок).
В структуру экологического сознания входят экологические знания - научно-теоретические, утилитарно-практические, а также экологическое мышление - способность с помощью мыслительных операций овладевать знаниями о связях человека и окружающей среды, обобщать и совершенствовать накопленный людьми опыт решения экологических проблем. Знания являются важнейшим условием сознательного отношения человека к природной среде. Без них нельзя успешно формировать ни умения и навыки, ни эмоционально-ценностные отношения. Содержание экологических знаний формируется вокруг основных идей общей и социальной экологии, вопросов управления качеством окружающей среды [6]. Эти идеи и темы пронизывают содержание экологического образования на всех ступенях общего и профессионального образования.
Развитие экологически воспитанной личности происходит не только через усвоение научных знаний о природе и взаимоотношениях с ней человека. Важнейшим условием становления экологической культуры является формирование этических норм и эстетических идеалов, воспитание доброты и любви к природе, развитие умения чувствовать эстетические свойства природных явлений, давать нравственно-эстетическую оценку взаимоотношениям человека и природы. Это требует включения в состав экологической культуры эмоциональной сферы, представленной эстетическими чувствами, возникающими в процессе общения с природой, нравственными чувствами любви к природе и ответственности за ее состояние.
Рис. Состав экологической культуры как воспитательно-образовательного
явления
Экологическая культура отражается и развивается в реальной деятельности и поведении. Поэтому наряду с передачей знаний и развитием эмоциональной сферы важной задачей процесса становления экологической культуры является вовлечение молодежи в экологически целесообразную деятельность, приобретение учащимися и студентами умений и навыков взаимодействия с природой. Необходимо, чтобы усилия воспитателей были направлены прежде всего на формирование у молодых людей стремления к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Это значит побуждать их к эстетическому освоению природы, познавательной деятельности в ней, воспитывать потребность в общении с миром природы, формировать мотивы охраны природы ради нее самой.
Надо также учитывать и то, насколько имеющиеся знания о нормах и правилах поведения в природе становятся личностно значимыми, интерио-ризованными, т. е. становятся ли они мотивами поведения, переходят ли в экологически обоснованные действия. Все это служит основанием для включения в состав экологической культуры материальной экологической деятельности, приводящей к определенным экологическим последствиям и результатам, а также деятельности теоретической, связанной с познанием, освоением, преобразованием и сохранением природной среды.
Указанные компоненты экологической культуры достаточно разнородны, но при этом тесно связаны между собой. Их взаимодействие обеспечивают экологические отношения, выполняющие познавательную, регулирующую и природоохранную функции и направленные на познание, преобразование и сохранение естественно-природных условий жизни человека. Это -еще одна составная часть экологической культуры.
Значимость экологических отношений в составе экологической культуры особая. Согласно концепции А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева система отношений к внешнему миру и к самому себе определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия, т.е. является психологическим ядром личности. Отношения человека, писал В.Н. Мясищев, представляют собой «интегральную систему избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, вытекающую из всей истории его развития и внутренне определяющую его действия и переживания» [5, с. 148]. Поэтому, рассматривая экологические отношения в составе экологической культуры в иерархическом ряду после экологического сознания, эмоционально-чувственной сферы и экологической деятельности, подчеркнем наиболее важное значение данного элемента в структуре экологической культуры. В экологических отношениях отражаются все остальные компоненты экологической культуры, следовательно, экологические отношения способны в интегративной форме характеризовать тот или иной уровень экологической воспитанности личности.
Так, уровень экологического сознания личности выражается в степени сформированности сознательно-научного отношения к экологическим проблемам, развитость эмоционально-чувственной сферы личности проявляется в нравственно-эстетическом отношении к экологическим проблемам, в основе экологической деятельности лежит деятельностно-практическое отношение к экологическим проблемам.
Таким образом, экологические отношения являются универсальной составляющей экологической культуры. Их разносторонний характер отражается в следующем.
Прежде всего, отношение к природе - это отношение сознательно-научное. Его основой является знание основных закономерностей и взаимосвязей в природе, осознание ответственности, понимание значения и места в природе человека.
Во-вторых, отношение к природе - это отношение нравственное. В его основе лежит представление о добре в отношении к природе как сохранении и приумножении ее богатства, а также представление о зле как нанесении природе ущерба, ее загрязнении и расхищении.
В-третьих, отношение к природе - это отношение эстетическое. Оно предусматривает развитую способность личности видеть эстетические свойства окружающей природы, ее красоту и совершенство.
При определении показателей экологической культуры личности следует учитывать универсальный характер экологических отношений, а именно их обусловленность развитостью остальных компонентов экологической культуры - экологического сознания, эмоционально-чувственной сферы, экологической деятельности. Это делает возможным выделить показатели экологической культуры личности через отражение их в экологически значимых отношениях: сознательно-научном, нравственно-эстетическом и деятельно-стно-практическом.
Кроме выделения показателей, для более полной характеристики экологической культуры личности необходимо определить параметры показателей, т.е. выделить конкретные личностные качества, характеризующие тот или иной показатель. Так, границы рассмотрения показателя «Сознательно-научное отношение к экологическим проблемам» определяется параметром «Знание и понимание современных экологических проблем». Показатель «Нравственно-эстетическое отношение к экологическим проблемам» рассматривается по двум параметрам: «Сформированность нравственной, эмоционально-ценностной направленности личности» и «Развитость эколого-эстетических эмоций и чувств». Для показателя «Деятельностно-практи-ческое отношение к экологическим проблемам» определен параметр «Готовность и стремление к непрагматическому взаимодействию с природными объектами на основе единства рационального и эмоционального отношения».
Выделенные три показателя в структуре экологической культуры личности существуют не как изолированные друг от друга качества. Они тесно взаимодействуют, дополняют друг друга, переходят один в другой, определяя тем самым целостность экологической культуры.
Таким образом, экологическая культура человека есть обобщенная характеристика, сочетающая знания различных аспектов экологически обоснованного взаимодействия общества и природы, эмоциональные переживания своего отношения и отношений других людей к миру природы, отраженные в практической деятельности по охране, сохранению, рациональному исполь-
зованию и приумножению природных ресурсов. Экологические отношения в составе экологической культуры являются скрепляющим и систематизирующим компонентом.
Список литературы
1. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования): сб. науч. статей / под ред. Б.Т. Лихачева и Н.С. Дежниковой; Ин-т развития личности. - М., 1997. - 64 с.
2. Глазачев С.Н. РИО+20: на пути к экологической культуре [Электронный ресурс] // Вестник Моск. гос. гум. ун-та им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. - 2012. - Т. 1, № 1. - URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/rio-20-na-puti-k-ekologicheskoy-kulture (дата обращения: 24.01.2014).
3. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Прометей, 1995. - 282 с.
4. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование / Рос. экол. федер. информ. агентство. - М., 1996. - 151 с.
5. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Хрестоматия по психологии: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1987. -С. 146-162.
6. Экология: учеб. пособие для бакалавров техн. вузов / под ред. В.В. Денисова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 414 с.
Получено 30.04.2014
V.G. Kezin
ECOLOGICAL CULTURE AND PLACE OF ECOLOGICAL RELATIONS IN ITS STRUCTURE
The proposed article reflects the author's vision of ecological culture of man as a pressing problem of modern pedagogical theory and practice. In the article, the author, based on authoritative sources, considers two avenues in the study of ecological culture that have emerged in recent years in pedagogical science, namely environmental education and environmental attitude development. Their common and specific features are shown. Structural blocks of ecological culture among which the author names environmental awareness, emotional-sensual sphere, environmental activities and environmental relations are described. Ecological relations are analyzed. The author's view on the value of ecological relations as a universal component of ecological culture is justified. Indicators of ecological culture of deliberately-scientific, moral-aesthetic and action-
practical attitude to environmental issues are identified. For each indicator parameters are suggested that represent specific personal characteristics.
Keywords: environmental culture, ecological education, ecological attitude development, environmental consciousness, emotional and sensual sphere, environmental activities and behavior, environmental attitudes.
Kezin Vasily Georgievich - Ph.D. in Pedagogical Sciences, Professor, Dept. of Humanities and Social-Economic Sciences, Lysva Branch of Perm National Research Polytechnic University, e-mail: Vkezin9@gmail.com.