Научная статья на тему 'Экологическая культура и ее роль в устойчивом развитии системы природа – общество'

Экологическая культура и ее роль в устойчивом развитии системы природа – общество Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
509
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИРОДА / ОБЩЕСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / NATURE / SOCIETY / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Краснова Екатерина Викторовна, Эпова Татьяна Ивановна, Щукин Виктор Петрович

Рассмотрены пути устойчивого развития общества в условиях продолжающейся деградации окружающей природной среды и с позиций LTязыка с широким использованием экологического воспитания, образования и просвещения обосновывается вариант возможного направления развития цивилизации через космизм, теоретически обоснованный Побиском Кузнецовым. Дается динамическое определение экологической культуры, отличное от определения, данного в проекте аналогичного закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CULTURE AND ITS ROLE IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF NATURE – SOCIETY SYSTEM

The ways of a sustainable development of a society in the conditions of proceeding degradation of surrounding environment are considered and from a position of LT-language with wide use of ecological education the variant of a possible direction of development of a civilization through cosmism, theoretically proved Pobisky is proved by Kuznetsovym. The dynamic definition of ecological culture which are distinct from definition, given in the project of similarly law is made.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура и ее роль в устойчивом развитии системы природа – общество»

УДК 504.75.03

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ РОЛЬ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПРИРОДА - ОБЩЕСТВО

© 2012 Е.В. Краснова, Т.И. Эпова, В.П. Щукин

Тольяттинский государственный университет

Поступила в редакцию 29.09.2011

Рассмотрены пути устойчивого развития общества в условиях продолжающейся деградации окружающей природной среды и с позиций ЬТ- языка с широким использованием экологического воспитания, образования и просвещения обосновывается вариант возможного направления развития цивилизации через космизм, теоретически обоснованный Побиском Кузнецовым. Дается динамическое определение экологической культуры, отличное от определения, данного в проекте аналогичного закона. Ключевые слова: устойчивое развитие, природа, общество, экологическая культура

Общество живет в условиях постоянных осложнений, проявляющихся в виде террористических актов, военных конфликтов и различных цветных революций. Это ни в коей мере не способствует сохранению и, тем более, восстановлению деградированной природы, так как подоплекой вышеперечисленных осложнений является начавшаяся на планете Земля борьба за природные ресурсы и жизненное пространство. Устойчивое развитие общества, декларированное в 1992 году Международной конференцией ООН в Рио-де-Жанейро, превратилось в миф и, с позиций фундаментальных законов естествознания, нереализуемо, так как известно еще по задачам 3-го класса, что, если скорость наполнения сосуда меньше скорости его опорожнения, то рано, или поздно он будет пуст.

Главным фактором прекращения деградации окружающей природной среды и последующего ее восстановления является формирование экологической культуры народов, заселяющих Землю и, особенно, экологическое воспитание подрастающего поколения, и экологическое просвещение населения. Доступ к экологическим, жизненно важным знаниям должен быть широко открыт всем, и особенно молодому поколению, у которого формирование сознания в экологически осложняющемся мире должно идти вместе с формированием их личности. Слишком многое стало зависеть от деятельности отдельного человека на Земле, чтобы экономить на его экологическом образовании. Это особенно важ-Екатерина Викторовна Краснова, аспирант кафедры «Инженерная защита окружающей среды». E-mail: schukin_v@tltsu.ru

Татьяна Ивановна Эпова, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Инженерная защита окружающей среды». E-mail: schukin_v@tltsu.ru Виктор Петрович Щукин, доктор химических наук, профессор, профессор кафедры «Инженерная защита окружающей среды». E-mail: schukin_v@tltsu.ru

но в настоящее время, когда с конца 19-го века начался глобальный экологический кризис (ГЭК) , который по прогнозам ученых может к 2050-му году перерасти в тотальную экологическую катастрофу (ТЭК). Данные вопросы могут быть содержательно исследованы с помощью статистического анализа.

Прошел 20-й век, названный веком начала и развития различных вариантов экологических кризисов - локальных, региональных и глобальных. Начало ГЭК совпадает с периодом бурного развития антропогенного наступления человека на природу и является следствием утвердившейся в истории цивилизации практики природопо-корительного отношения общества к окружающей природной среде. Главная задача сохранения равновесия в системе природа - общество по признанию многих ученых заключается в том, чтобы гуманитарный интеллект каждого конкретного человека был приведен в соответствие с его техногенным интеллектом, чего можно добиться только через создание эффективной системы экологического воспитания, образования и просвещения человека.

В результате воздействия техногенных процессов, обновляющих свои технологии со скоростью десять-двадцать лет, нарушены естественные биогеохимические циклы самовосстановления биосферы, протекающие со значительно меньшей скоростью (десятки тысяч лет.) В итоге человечество вышло на уровень потребления к концу 20-го века 10% продукции биосферы, а на некоторых участках Европы до 30% , при допустимом изъятии, без нанесения необратимых последствий, 1%.

Приведенные цифры тревожны и требуют от общества дальнейшего совершенствования применяемых в промышленности технологий с доведением их по эффективности до уровня безотходных природных технологий.

В настоящее время многие признают, что никакого курса устойчивого развития, особенно в том примитивном смысле, в каком он трактуется в концепциях, конвенциях, и других официальных документах, быть не может. Стало общепризнано, что мир перешел как бы к новому этапу развития взаимоотношений в системе природа - общество - от экологизации сознания к новому экологическому мировоззрению. Его можно трактовать, как обозначение стратегии переходного периода, в результате которого может возникнуть режим совместного развития и эволюции системы природа - общество, названный Н.Н. Моисеевым коэволюцией. Отмечается необходимость:

- наметить контуры стратегии переходного периода и изучить возможную структуру коэволюции, как некоторое промежуточное равновесное состояние системы природа - общество;

- разработать возможные варианты научно-технического развития, включая космизм, и преобразования производительных сил и производственных отношений с выработкой рекомендаций мировому сообществу [1, 2];

- провести политологический анализ возможных противостояний и выявить наиболее опасные для цивилизации направления и рубежи развития с последующим обсуждением их на общепланетарном уровне [2];

- довести до мирового сообщества информацию о реальном состоянии природы, возможностях и пределах использования биосферы для устойчивого развития цивилизации в 21-м веке;

- принять меры к созданию и реализации экологического всеобуча во всех сферах жизнедеятельности человека - духовной, культурной, социальной и техногенной через широкое развитие его экологического воспитания, образования и просвещения.

Перечисленные положения имеют прямое отношение к выработке изменений парадигмы развития общества в 21-м веке, его культуры и мышления, что отражается в разрабатываемых сценариях. Так, например, сценарии развития цивилизации в виде «пределов роста», «назад к природе», «золотого миллиарда» определяют многое и, прежде всего, возможность возникновения геноцида «лишнего» населения планеты Земля. Уже в настоящее время это привело к возникновению глобального экологического кризиса, начало которого относится на 1895-1900 годы, который, при продолжении воздействия на природу, может привести к Тотальной экологической катастрофе, прогнозируемой учеными на 2050 год. Протекающие в настоящее время на разной почве, включая религиозную, конфликты, - это ни что иное, как уже начавшаяся война

за жизненное пространство на планете и борьба за владение истощающимися источниками природных ресурсов. Нищета, безработица и высокая смертность, таким может быть результат целенаправленной геноцидной политики «нулевого роста» или «золотого миллиарда». Уже сейчас свертывание экономики привело к тому, что к настоящему времени в мире насчитывается более 4 млрд. нищих и 1 млрд. безработных. Каков же выход у цивилизации из создавшейся ситуации, удовлетворяющий всех и не способный допустить реализацию геноцида населения?

Поиск пути выживания всего человечества наталкивает на мысль рассмотрения системы в целом как открытой с возможностью выхода человека, по К.Э. Циолковскому, в космос и последующего заселения всей Солнечной системы. В этом направлении необходимо разработать возможные варианты научно-технического развития, включая космизм с преобразованием производительных сил и производственных отношений в обществе с его обновленной культурой и измененным мышлением. Для решения этой проблемы надо располагать адекватным мировоззрением и научным инструментом[2]. Эти соображения можно представить в следующем виде:

- неподготовленность сознания людей, которое не может создать единую систему человек -природа—общество. Пока бытует мнение, - урвать и разбогатеть;

- несогласованность деятельности Человека с «законами природы» и неясность, по каким законам и как согласовывать эту деятельность с естественными законами;

- неясность с позиций фундаментальных законов сохранения, трактовки устойчиво развиваться и одновременно устойчиво сохраняться, то есть не изменяться?;

- несовершенство законодательной базы, чтобы с учетом природы ответить на вопрос, куда движется мировое сообщество?: Скорее всего, как закрытая система, — к хаосу, а как открытая система — в ноосферу, к Разуму. Сегодня оно устойчиво движется в сторону своей неустойчивости;

- проблема нехватки средств для решения возникающих противоречий техногенным путем развития и их нестыковка с возможностями Природы;

- неясность функций и мнения мирового финансового рынка как силы, поддерживающей или препятствующей устойчивому развитию;

На приведенные положения трудно ответить однозначно. Законов природы, с которыми нужно согласовывать практическую деятельность человека, чтобы обеспечить устойчивое развитие общества, в современных учебниках просто нет. Известные законы сохранения справедливы для закрытых систем. Однако мир жи-

вой природы, включая Человека и Человечество в целом, это открытая система с ее неподчинением второму началу термодинамики.

Устойчивое историческое развитие возможно на основании закона природы, реализующегося в координатах пространство-время. В мировоззрении П.Кузнецова переход к устойчивому развитию общества это движение Человечества из «мира вещей» в «мир духовных ценностей». Из мира, где доминирует потребность и идея «взять», в мир, где доминирует идея и потребность «отдать» для блага людей и Человечества в целом. Основой его мировоззрения является творчество, как процесс превращения невозможного в возможное, в котором рождаются новые идеи, которые обеспечивают устойчивый рост свободной энергии и устойчивый рост свободного времени Человека.

По этой причине лучший способ сохранить Землю для будущих поколений - это формировать людей, способных творчески решать проблемы перехода к устойчивому развитию, то есть превращать невозможное в возможное. Для этого нужно в системе человек - природа - общество использовать взаимосвязь идеального и материального, логики пространства и логики движения, синтеза качества и количества, законы сохранения и изменения. Выделить эти сущности и устранить разрывы в связях между знаниями естественных, технических и гуманитарных наук в выдающихся открытиях возможно с помощью универсального ЬТ-языка (Пространства—Времени) [1, 2]. Данный язык в установлении взаимосвязи в перечисленном перечне наук является своеобразным аналогом периодической системы элементов Д.И. Менделеева, которая при введении единого измерителя в виде мощности (в химии-валентности), позволяет не «утонуть» в этом море нестабильности и несовместимости информации, получаемой разными науками.

Рассмотренный подход позволяет высказать обоснованную перспективу реального пути развития цивилизации через техногенный путь. Данный путь, опирается на творческий разум человека и способен не допустить геноцид населения прекрасной планеты космоса, какой видится из него Земля. Данный путь развития с технической точки зрения вполне реален, и задача цивилизации его реализовать при параллельном гуманитарно-экологическом развитии общества. По Зубакову это называется "Экологическим всеобучем", включающим в себя следующие основные положения:

- реставрация нарушенных компонентов экологических систем и возврат от антропогенно нарушенных и преобразованных территорий к

природным или таким, которые не отвергаются природной средой и могут быть включены в природные бессмертные экосистемы, способные бесконечно возобновлять достоинства биосферы и бесконечно обеспечивать бессмертное общество необходимыми ресурсами;

- экологизация всех направлений деятельности человека в духовной жизни, в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте, экономике и т.д.;

- экологизация потребностей человека, идущая через экологизацию мировоззрения, сознания, натуры, т.е. через экологическую культуру.

В наступившем 21-м веке экология будет определять характер взаимоотношений в системе природа - общество и диктовать правила поведения человека в природе. Наблюдаемый дуализм в жизни человека, содержащийся в понятиях дикого и цивилизованного, естественного и искусственного, природного и культурного далеко увел общество по пути вторых положений перечисленных пар и выход из создавшегося положения может произойти за счет осознания того, что культура является составной, притом, самой важной частью природы, вплетенной в нее и в определенной мере управляющей ею. В этом случае более правильно будет утверждать, что экологическая культура является более общим понятием культуры, ибо все остальные понятия культуры в той или иной степени порождены природными явлениями, или опосредованы природой.

Экологическая культура включает в себя определенный образ мыслей (экологическое сознание) и совокупность действий, порождаемых экологическим сознанием (экологическое поведение). В свою очередь экологическое сознание,-это понятие, включающее в себя знания о природе, ее ценностях, идеалах и нормах, регулирующих отношения человека с окружающей природной средой ( на уровне мыслей). Экологическое поведение - это образ жизни человека и образ его поведения во взаимодействии с природой (на уровне действий), которые могут быть природосохраняющими или природоразрушаю-щими. На основании этого можно полагать, что экологическое сознание первично, т.к. определяет последующее поведение человека. При таком подходе определение понятию экологическая культура может быть следующее:

Экологическая культура - это динамичный комплекс знаний, умений и навыков, накопленных человечеством и направленных на создание гармоничных условий жизни человека в своем сознании и поведении с природой и обществом, дающий ему возможность комфортно организовать и провести свою жизнь

не в ущерб природе и будущим поколениям.

Данное определение отражает динамику и отличается от статической формулировки, приведенной в проекте закона «Об экологической культуре», представленном в Интернете. Экологическая культура предполагает отказ от прежнего потребительского отношения к природе. Свои деяния и мастерство человек должен «завоевывать не в борьбе с окружающей средой, а, скорее, в содружестве с ней». С развитием его преобразующей деятельности увеличились, по В.И. Вернадскому, масштабы вмешательства в естественные связи биосферы и настало время строго контролировать пределы допустимости этих процессов.

Наступил 2012 год, время проведения очередной международной экологической конференции, под эгидой ООН (аналога РИО-92) и, видимо, в очередной раз будет констатировано, что состояние окружающей природной среды продолжает ухудшаться. А это вполне вероятно, так как, наряду с обычными текущими проблемами, мир переживает глобальный экономический кризис. Одной из причин его появления является порождение международного автомобильного монстра, подчинившего себе все остальные отрасли промышленности, помогающие ему безжалостно уничтожать природу. Монстр испытывает стадию перепроизводства, когда предложения превысили спрос и без значительных потерь из этого не выйти. Нужно искать новую парадигму перемещения человека по

планете, так как обеспечение каждого человека Земли автомобилем невозможно и это уже порождает конфликт на переполненной планете.

Приняв как свершившийся факт исчерпанности «Декларации прав человека», на основе позитивного опыта предыдущих поколений цивилизация будущего, должна выработать основные положения «Декларации обязанностей человека», обязанностей перед природой, обществом и такими же равноправными членами человеческого сообщества, как и он сам. В нее должны войти многие положения восточных истин, библии, и универсальной экологической этики, у истоков которой стояли Л.Н. Толстой, А. Швейцер, М. Ганди, Г. Торо и другие ученые. Внедрение в жизнь этих положений и должна предусматривать парадигма развития общества 21-го века, которое через це ленаправленное применение творческого интеллекта вполне может предотвратить возможный геноцид «лишних» людей планеты и начать массовое освоение космического пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е.. Система природа-общество-человек. Устойчивое развитие. Изд-во Международного университета природы-общества-человека. Дубна, 2000.

2. Большаков Б.Е., Кузнецов О.Л. // Труды международного симпозиума «Пространство и время в эволюции глобальной системы природа - общество-человек. Дубна,2002.

ECOLOGICAL CULTURE AND ITS ROLE IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF NATURE - SOCIETY SYSTEM

© 2012 E.V. Krasnova, T.I. Epova, V.P. Schukin

Togliatti State University

The ways of a sustainable development of a society in the conditions of proceeding degradation of surrounding environment are considered and from a position of LT-language with wide use of ecological education the variant of a possible direction of development of a civilization through cosmism, theoretically proved Pobisky is proved by Kuznetsovym. The dynamic definition of ecological culture which are distinct from definition, given in the project of similarly law is made. Key words: sustainable development, nature, society, ecological culture

Ekaterina Krasnova, Graduate Student at the Environmental Protection Engineering Department. E-mail: schukin_v@tltsu.ru

Tatyana Epova, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor at the Environmental Protection Engineering Department. E-mail: schukin_v@tltsu.ru Viktor Schukin, Doctor of Chemical Sciences, Professor at the Environmental Protection Engineering Department. E-mail: schukin v@tltsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.