УДК 349.6
Тугушев Ш.Р. студент СГТУ им. Гагарина Ю.А. Российская Федерация, Саратов
Калашян Т.А. студент СГТУ им. Гагарина Ю.А. Российская Федерация, Саратов Научный руководитель: Фролов В.В., д.б.н.
профессор
кафедра «Государственное правовое регулирование экономики и кадровой политики» СГТУ им. Гагарина Ю.А. Российская Федерация, Саратов
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Аннотация: В статье проводится анализ понятия «экологическая безопасность» в контексте интерпретации его правовой природы. На основе проведенного исследования предлагается систематизированный подход к понятию «экологическая безопасность. Особое внимание в статье уделяется системе экологической безопасности Российской Федерации, исходя из действующего законодательства.
Ключевые слова: экологическая безопасность; экологическое право; охрана окружающей среды; национальная безопасность; стратегия; безопасность; меры государственного регулирования.
Tugushev Sh.R. Student
SSTU them. Gagarina Yu.A. Russian Federation, Saratov Kalashyan T.A. student
SSTU them. Gagarina Yu.A. Russian Federation, Saratov Scientific adviser: Frolov V. V., doctor of biological sciences
professor
department "State legal regulation of the economy and personnel
policy"
SSTU them. Gagarina Yu.A. Russian Federation, Saratov
ENVIRONMENTAL SECURITY: PROBLEMS OF LEGAL
INTERPRETATION
Abstract: The article analyzes the concept of "environmental safety" in the context of the interpretation of its legal nature. On the basis of the research carried out, a systematic approach to the concept of "environmental safety" is proposed. Particular attention in the article is paid to the system of environmental safety of the Russian Federation, based on the current legislation.
Key words: environmental crisis, environmental safety, sustainable development, environmental culture, environmental education, national security.
Экологическую безопасность можно рассматривать не только в рамках понятийно-категориального аппарата соответствующей отрасли, но и в рамках других правовых дисциплин и других областей общественного знания. В частности, в аспекте естественных и социальных наук экологическая безопасность определяется как:
1) предотвращение экологически значимых катастроф и аварий из-за сочетания действий, состояний и процессов, которые прямо или косвенно не приводят к этим событиям;
2) степень соответствия существующих или мнимых (предполагаемых) условий окружающей среды, здоровье населения и обеспечение устойчивого и долгосрочного социально-экономического развития;
3) комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающих экологическое равновесие на Земле и в любом из ее регионов;
4) совокупность научных знаний и принципов, определяющих модели общественного сознания и поведения, способные нейтрализовать негативные антропогенные воздействия.
Рассматривая экологическую безопасность в контексте обеспечения и защиты экологических прав граждан, исследуемая категория может быть определена через:
- систему социальных установок как важнейшая ценность, которая гарантируется государством гражданам для их благоприятного существования [3];
- долгосрочную и важную цель деятельности по восстановлению и поддержанию нормального состояния окружающей среды;
- один из основных принципов природопользования и защиты окружающей среды, в соответствии с которым каждая экологически значимая деятельность и меры по охране окружающей среды, предусмотренные законом и осуществляемые на практике, должны оцениваться с точки зрения безопасности;
- состояние социальной и правовой защиты, обеспечиваемое созданием системы средств для обеспечения, регулирования публичных правоотношений, определения соответствующей правовой системы и юрисдикции.
Уровень и качество правового регулирования в части обеспечения экологической безопасности часто носит формальный характер. Законодатель в основном не делает различий между категориями «экологическая безопасность» и «охрана окружающей среды», заменяя одну временную меру другой и используя одну категорию как неотъемлемую часть другой.
Например, требования по охране окружающей среды общего характера, закрепленные в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и других природоохранных законах, применяются к мерам по обеспечению экологической безопасности. Не существует четкого определения понятия «экологическая безопасность». [1]
В понятие экологической безопасности следует включить систему регулирования и управления, позволяющую прогнозировать, предотвращать и, в случае возникновения, устранять развитие аварийных ситуаций. Существует и другой подход к определению экологической безопасности, заключающийся в понимании ее как определенной реальности, как системы мер, направленных на защиту жизненно важных интересов человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Исследуя правовое обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности, экологическую безопасность с правовой точки зрения следует понимать как:
1) защита жизни и здоровья человека от последствий деятельности человека и от негативных воздействий природного характера;
2) защита природных экосистем (состояние безопасности природной среды, включая трансформацию деятельности человека), вредных воздействий, которые могут прямо или косвенно привести к негативному влиянию на жизнь, здоровье и условия жизни людей;
3) обязательное научное прогнозирование влияния существующих технологий, а также разрабатываемых технологий, на темпы научно -технического прогресса, анализ его последствий для окружающей среды.
Однако в таком определении необходимо добавить, что экологическую безопасность следует рассматривать как состояние. Понятие «защита» характеризует процесс осуществления мер, действий по охране и обеспечению сохранности «объекта защиты».[2] Поэтому в данном контексте, рассматривая категорию «экологическая безопасность» целесообразно говорить не о защите, а о состоянии защищенности указанных объектов, как результат, осуществления мер для защиты жизни и здоровья человека и природных экосистем.
На самом высоком уровне обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды признаны одной из стратегических целей развития России.
Анализ документов, регламентирующих экологические вопросы, позволяет выделить меры по обеспечению экологической безопасности и классифицировать их следующим образом:
- Одной из стратегически важных целей развития России является обеспечение безопасности и защиты окружающей среды.
Анализ документов, регулирующих экологические вопросы, позволяет выделить меры по обеспечению экологической безопасности и классифицировать их следующим образом:
- экономические меры: поощрение и внедрение инновационных технологий и развитие экологически чистых производств; развитие направления по переработке и переработке отходов производства и потребления; строительство полигонов для размещения, использования и обращения с твердыми отходами производства и потребления в соответствии с современными экологическими стандартами; строительство и модернизация очистных сооружений, а также внедрение технологий по снижению объемов выбросов вредных веществ; повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предупреждению и ликвидации негативных экологических последствий техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- меры организационно-правового характера: развитие системы государственного экологического контроля и надзора, государственного мониторинга окружающей среды, животного и растительного мира, земельных ресурсов; повышение требований экологических стандартов и создание системы экологических фондов; развитие системы особо охраняемых природных территорий; развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; совершенствование нормативно-правового поля.
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года к основным механизмам реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности относит [4 ]:
а) меры по государственному регулированию выбросов вредных веществ, а также разработка долгосрочных стратегий социально -экономического развития, обеспечивающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;
б) создание и внедрение системы технического регулирования, отражающей и гарантирующей требования экологической и промышленной безопасности;
в) проведение стратегической экологической экспертизы проектов и программ развития на всех уровнях, а также экологической экспертизы и
экспертизы проектной документации, экспертизы промышленной безопасности;
г) лицензирование деятельности, потенциально опасной для окружающей среды, жизни и здоровья людей;
д) регулирование и внедрение лицензионных практик в области охраны окружающей среды;
е) разработка и внедрение системы управления особо охраняемыми природными территориями;
ж) повышение эффективности государственной экологической инспекции, производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического мониторинга. и) повышение эффективности надзора за осуществлением полномочий государственных органов в области охраны и использования объектов животного мира;
к) государственный санитарно-эпидемиологический мониторинг, а также социально-гигиенический надзор;
л) Создание системы экологического аудита.
Учитывая проведенное исследование, можно сделать вывод, что экологическую безопасность в качестве правовой категории следует рассматривать как состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества, государства и окружающей среды. Несмотря на значительные законодательных инициатив, во многих правовых документах термин «экологическая безопасность» даже не упоминается, несмотря на то, что содержательно эти нормативно-правовые акты направлены на предотвращение и поддержание состояния защищенности населения и имущества в условиях неблагоприятной окружающей среды, а объектом регулирования выступают источники потенциально-негативного воздействия и экологически опасные виды деятельности. Другими словами, признание системы норм, регулирующих отношения экологической безопасности, в качестве института экологического права позволит избежать неопределенности и подмены понятий «экологическая безопасность» и «охрана окружающей среды». Определение четкого круга субъектов экологически опасной деятельности, из прав и обязанностей, требований по регулированию их деятельности.
Использованные источники:
1. Русин, С. Н. Правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в экологической сфере / С. Н. Русин. - Текст: непосредственный // Право. Законодательство. Личность. - 2016. -№ 1 (22). - С. 98.
2. Тюльпанов, Ф. М. Предмет экологического права. Проблемы теории экологического права / Ф. М. Тюльпанов. - Текст: непосредственный // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2018. -№3 (44). - С. 70.
3. Харьков, В. Н. Обеспечение экологической безопасности и устойчивое развитие как конституционные принципы экологической политики Российской Федерации / В. Н. Харьков. - Текст: непосредственный // Экологическое право. - 2019. - № 4. - С. 10.
4. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176. // КонсультантПлюс: [сайт]. -2020. - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/ (дата обращения 14.12.2021). - Текст: электронный.