Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
483
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТЫ ТЭК / ТРУБОПРОВОД / АВАРИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Исаева Людмила Карловна, Сулименко Владимир Анатольевич

В статье рассмотрены перспективы развития топливно-энергетического комплекса РФ с учётом изменений окружающей среды в штатных ситуациях и при авариях на нефте- и газопроводах и других объектах ТЭК. Предложены меры смягчения и предотвращения экологических угроз населению и окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL SAFETY OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX

The article deals with the development prospects of the fuel and energy complex of Russian Federation taking into account changes of environment in regular situations and at accidents on oil or gas pipelines and other objects of energy industry. Measures of mitigation and prevention of ecological threats to population and environment are offered.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА»

Исаева Л. К., Сулименко В. А.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассмотрены перспективы развития топливно-энергетического комплекса РФ с учётом изменений окружающей среды в штатных ситуациях и при авариях на нефте- и газопроводах и других объектах ТЭК. Предложены меры смягчения и предотвращения экологических угроз населению и окружающей среде.

Ключевые слова: экологическая безопасность, объекты ТЭК, трубопровод, утечка нефти, выброс газа, авария.

Isayeva L., Sulimenko V.

ENVIRONMENTAL SAFETY

OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX

The article deals with the development prospects of the fuel and energy complex of Russian Federation taking into account changes of environment in regular situations and at accidents on oil or gas pipelines and other objects of energy industry. Measures of mitigation and prevention of ecological threats to population and environment are offered.

Keywords: ecological safety, objects of energy industry, pipeline, leakage of oil, gas emission, accident.

Наличие топливно-энергетических ресурсов - это необходимое условие развития и функционирования экономики РФ и обеспечения экономической независимости государства. Россия располагает значительным запасом нефти, газа, угля, торфа, а объём добычи углеводородного топлива растёт (см. табл. 1) [1, 2].

Большая часть топливных ресурсов многие годы добывалась на азиатской территории - 70 % нефти, 93 % природного газа, более 92 % угля. В традиционных нефтегазодобывающих районах страны (Европейская часть РФ, Западная Сибирь - Медвежье, Уренгойское, Ям-бургское месторождения) в значительной

Таблица 1

Объём добычи горючих ископаемых в России

Вид ископаемого горючего

Год Нефть (включая газовый конденсат, млн т) Газ, млрд м3 Торф, млн т Уголь, млн т

1970 285 83,3 - 345

1980 574 354 - 391

1990 516 641 - 395

1998 303 591 - 232

2000 324 584 - 258

2008 380 595 - 256

2009 495 583 1,2 301

2010 505 651 1,3 322

2011 509 669 1,4 334

2012 517 653 - 354

степени уже выработаны запасы углеводородного сырья: нефти на 65 %, газа на 65-75 %. Освоение углеводородного потенциала Восточной Сибири, полуострова Ямал, шельфов арктических (Баренцева, Печорского, Карского) и дальневосточных морей России обусловлено необходимостью компенсации возможного спада уровня добычи нефти и газа в 2015-2030 годах на длительно эксплуатируемых месторождениях [3].

Из 6,2 млн км2 площади континентального шельфа, принадлежащего Российской Федерации, перспективными для разработки нефти и газа, по данным

геолого-разведочных работ, являются 4 млн км2. Более двух третей ресурсов приходится на шельфы Баренцева и Карского морей.

Согласно Энергетической стратегии России в период до 2030 года, запланировано доведение доли континентального шельфа в воспроизводстве запасов углеводородов до уровня не менее 10-15 % по нефти и не менее 20-25 % по газу [3].

Таким образом, Россия по-прежнему будет обладать одним из крупнейших в мире минерально-сырьевым потенциалом ископаемых горючих материалов, а топливно-энергетический комплекс (ТЭК) сохранит доминирующую роль в экономике страны.

Создание нефтегазовых комплексов в восточных и северных регионах страны - континентальный шельф острова Сахалин, Республика Саха (Талаканское, Верхнечонское месторождения), Магаданская, Иркутская области (Ковыктин-ское месторождение) и Красноярский край (Собинско-Пайгинское, Юрубчено-Тохомское, Ванкор-Сузунское месторождения) - предполагает развитие производственной и транспортной инфраструктуры.

За последние несколько лет построены Балтийская трубопроводная система (мощностью 65 млн т/год), газопровод Ямал - Европа (33 млрд м3 газа/год), газопровод «Северный поток» (55 млрд м3 газа в год), первая очередь нефтепродукто-провода «Север» (8,4 млн т нефтепродуктов в год), созданы портовые мощности по перевалке и морскому транспорту жидких углеводородов в г. Приморске и пос. Ва-рандей. В 2015 году планируется строительство газопровода «Южный поток» (30 млрд м3 газа в год) - многониточной газотранспортной системы с полуострова Ямал. В целом протяжённость магистраль-

ных газопроводов к 2030 году возрастёт на 20-35 тыс. км.

В ближайшее время планируется строительство нефтепровода «Восточная Сибирь -Тихий океан» (80 млн т в год), первой очереди, нефтепродуктопроводных систем «Север» и «Юг», а также развитие других инфраструктур для перевозки жидких углеводородов (нефть, конденсат, сжиженный природный газ, лёгкие углеводороды) [3].

При явной экономической целесообразности освоения минерально-сырьевой базы нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфовых районов российского сектора Арктики, а также полуострова Ямал, Обской и Та-зовской губ, севера Европейской части страны и Прикаспийского региона нельзя забывать об экологической безопасности этих территорий и их населения.

Нефтегазовые районы, за исключением Прикаспийского региона, характеризуются низкой способностью к самовосстановлению. Важно учитывать, что во вновь разведанных запасах топливно-энергетических ресурсов преобладают более токсичные и трудно извлекаемые углеводороды сложного состава (высоковязкая нефть, природные битумы, жирный и низконапорный газ) [3]. В аварийных случаях их поступление в окружающую среду будет сопровождаться более продолжительным и опасным загрязнением.

В связи с этим, политика обеспечения экологической безопасности должна опираться на следующие принципы:

- приближение к мировым экологическим стандартам в сфере добычи и обращения углеводородов;

- ограничение нагрузки ТЭК на окружающую среду с учётом чрезвычайной уязвимости экосистем и суровых

Разведанные ресурсы

континентальных

шельфов:

Охотское море:

газ - 14,4 %,

нефть - 17,9 %

Баренцево море:

газ - 15,5 %

Каспийское море:

газ - 15,7 %,

нефть - 15,9 %

природно-климатических условий большинства нефтегазовых месторождений;

- сохранение экологического равновесия морской и геологической сред в районах проведения добычи и на путях транспортировки нефтепродуктов.

Экологический мониторинг объектов ТЭК и прилегающих территорий позволит произвести оценку степени загрязнения окружающей среды в лесах, на особо охраняемых участках суши и акваториях, вблизи селитебных зон, на экологически уязвимых объектах Арктической зоны, а также будет способствовать восстановлению атмосферного воздуха, почв, подземных и морских вод, донных отложений.

Первоочередными задачами повышения уровня экологической безопасности топливно-энергетической отрасли должны стать:

- анализ частоты аварий на объектах ТЭК и их статистический учёт;

- обоснованность критериев классификации проливов и выбросов углеводородов и других жидкостей как аварий и чрезвычайных ситуаций.

Хорошо известно, что авариям наиболее подвержены трубопроводные системы ТЭК. На магистральных и промысловых трубопроводах ежегодно происходят десятки крупных аварий. Количество мелких аварий исчисляется несколькими десятками тысяч: в 1983-1987 гг. их было 0,25 на 1000 км, в 1990 г. - 0,27 на 1 000 км [4]. По официальным данным Госгортехнад-зора, в 1 994 году было зарегистрировано 20 тысяч порывов нефтепроводов и газопроводов, в 1995 г. - 24 тысячи [5]. В 2009 г. количество порывов трубопроводов составило примерно 26 тыс., в 2010 г. - 28 тыс., а в 2011 г. - примерно 24 тыс. [6]. Видно, что в разные годы количество аварий на трубопроводах страны примерно одинаково.

Для сравнения, в США за анализируемый период на магистральных про-дуктопроводах и нефтепроводах в год происходило 0,43-0,39 на 1 000 км ава-

рий. Таким образом, по относительным показателям (числу случаев в год на 1 000 км) аварийность трубопроводных систем в России меньше, чем в США. Этот факт объясняется разными правилами статистического учёта выбросов и проливов углеводородов по их массе или объёму, а также рядом других причин. Так, согласно «Критериям информации о чрезвычайных ситуациях, представляемой в МЧС России», аварии при обращении с углеводородами на буровых судах, плавучих буровых установках, морских стационарных и полупогруженных платформах по добыче и эксплуатации месторождений, а также внутрипромыс-ловых нефтепроводах и других объектах, попадают в статистическую отчётность, если масса выбросов или проливов составляет 20 т и более [7].

Для сравнения, в Европе и Канаде аварией считается утечка нефти, нефтепродуктов и других опасных жидкостей объемом 1-1,5 м3. В США аварией считается любой выброс газа независимо от объёма, выброс (утечка) опасных жидкостей объёмом 8 м3 и высокоопасных -объёмом 0,8 м3.

Следовательно, на основании действующих в нашей стране ведомственных норм и правил, «мелкие» аварии не попадали в государственную статистическую отчётность. Если по критериям, действующим в других странах, оценить число случаев утечек и проливов углеводородов в России, то окажется, что на объектах трубопроводного транспорта происходит не меньше аварий, чем за рубежом. Этот вывод согласуется с тем обстоятельством, что большая часть трубопроводов выработала нормативный 30-летний срок [8].

Выявление точного количества аварий крайне важно, так как позволяет оценить потери сырья, экологическую опасность и экономические затраты на восстановление загрязнённой среды. К сожалению, в федеральных законах РФ («О недрах», «О внутренних морских во-

дах, территориальном море и прилегающих зонах РФ», «О континентальном шельфе РФ» и других), которыми регулируются правовые отношения при освоении месторождений и эксплуатации нефтегазового комплекса, особенно объектов морских нефтегазовых месторождений, были недостаточно отражены требования экологической безопасности.

В настоящее время целесообразно внести коррективы в эти законы, а также в нормативно-правовые документы ведомственного характера [7], касающиеся этой проблемы, в частности, уточнить критерии опасности аварий. Например, целесообразно считать аварией утечки и разливы углеводородов в количествах менее 5 т как на магистральных, так и на промысловых трубопроводах. В последних присутствуют коррозионно-активные компоненты и экологически опасные поверхностно-активные вещества.

Отметим, что согласно приказу МПР России № 156 в морях Северного Ледовитого океана разлив нефти или нефтепродукта в количестве 0,5 т и более отнесён к категории ЧС (табл. 2) [9]. Авторы считают целесообразным использовать это значение и в документах МЧС России.

Таблица 3

Масса разлитой нефти и нефтепродуктов на водных объектах суши при отнесении аварии к ЧС

Категория водных объектов Нижний уровень разлива, т

Лёгкие нефтепродукты Нефть и тяжёлые нефтепродукты

Рыбохозяйствен-ные водоёмы 0,5 1

Водоёмы хозяйственно-питьевого водопользования 0,5 1

Водоёмы культурно-бытового водопользования 1 1,5

При больших концентрациях в почвах нефтяные углеводороды, вследствие своей токсичности, способны вызывать необратимые нарушения функций живых организмов и их гибель. Следует учитывать, что степень поглощения нефти и нефтепродуктов почвами во многом зависит от их смачивающей способности и глубины проникновения. У песка и песчаных почв коэффициент фильтрации выше, чем у глины и глинистых почв, а коэффициент смачиваемости, наоборот, больше на глинистых почвах. По этой и другим причинам для нефти и нефтепродуктов в почвах установлены только ориентировочно допустимые концентрации [10], но и их значения превышают предел допустимой концентрации углеводородов в воде.

По-видимому, для отнесения аварий на суше к категории ЧС целесообразно уменьшить в 10 раз нормируемые количества разлитой нефти или нефтепродуктов, предложенные в Приказе МПР РФ № 156 с учётом экологических и природно-климатических особенностей и характера использования

Таблица 2

Масса разлива нефти и нефтепродуктов при отнесении аварий к ЧС на внутренних морских водах РФ

Водный ресурс Минимальный уровень разлива, т

Чёрное море 1

Моря Тихого океана 1

Моря Северного Ледовитого океана 0,5

Каспийское море 0,5

Балтийское море 0,3

Устье Северной Двины 0,3

Таблица 4

Масса разлитой нефти и нефтепродуктов при отнесении аварии к ЧС на суше, в том числе на поверхности торфяных болот

я Нижний уровень разлива, т

ин Е £ ¡г X о Э тя Вид загрязнения Промышленные площадки Территории населённых пунктов Водоохранные Прочие территории

ср ^ го со С твёрдым покрытием Без покрытия С твёрдым покрытием Без покрытия зоны водных объектов

X е оы вел с Нефть* 40 20 30 15 3 7

ас ^ тж и

Нефте-и продуктопроводы* Нефть* 40 20 30 15 Любой 7

Легкие нефтепродукты 30 15 20 5 факт разлива 3

1 железно- ожные терны Нефть и тяжёлые нефтепродукты 10 5 5 3 Любой факт разлива 3

Авто-дор ци< Легкие нефтепродукты 5 3 3 1 1

22 ы не ыа тон Нефть 30 15 20 7 3 7

Тяжёлые нефтепродукты 40 20 30 15 5 15

£ ° Легкие нефтепродукты 20 7 10 5 1 5

3 £ Б 5 Б « ^ ннок аи Нефть 10 5 6 2 2

чр езто X жы не тонн- Тяжёлые нефтепродукты 20 7 10 5 Любой факт разлива 5

О^ге Б Й40^ к оои ^ га ее 2 ^ Легкие нефтепродукты 10 5 6 0,5 0,5

* Учитывается масса нефти с пластовыми и подтоварными водами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

территорий и акваторий в большинстве регионов России (табл. 3, 4) [9].

Внесение изменений в нормативные документы МЧС России с исполь-

зованием организационно-правовых механизмов МПР РФ позволит повысить уровень экологической безопасности страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский статистический ежегодник. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2003.

2. Россия в цифрах. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2012.

3. Энергетическая стратегия России в период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ № 1715-р от 13.11.2009 г.

4. Мазур И. И. Экология строительства объектов нефтяной и газовой промышленности. - М., 1991.

5. Яншин А. Л., Гридин О. М. О решении проблемы нефтяных загрязнений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com

6. Блоков И. П. Краткий обзор о порывах нефтепроводов и объёмах разливов нефти в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.greenpeace.org

7. Приказ МЧС РФ от 08.07.2004 г. № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».

8. Исаева Л. К. Основы экологической безопасности при техногенных катастрофах. Учебное пособие. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2003.

9. Приказ МПР РФ от 03.03.2003 г. № 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».

10. Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования РФ. Федеральные санитарные правила и гигиенические нормативы. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Ориентировочные допустимые концентрации (ОДК) нефти и нефтепродуктов в почвах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.