Научная статья на тему 'Экологическая безопасность как основа устойчивого развития современной России'

Экологическая безопасность как основа устойчивого развития современной России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6561
741
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Башлакова О. И.

В статье определены место и роль экологической безопасности в системе национальной безопасности страны, обсуждены некоторые вопросы обеспечения экологической безопасности государства в условиях современного экологического кризиса, отражены вопросы экологической культуры населения и лиц, принимающих управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая безопасность как основа устойчивого развития современной России»

УДК 330.15

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Башлакова О.И.

ENVIRONMENTAL SECURITY IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY

Bashlakova O.I.

Bashlakova O.I. - Candidate of Philosophical Sciences, Docent, Odintsovo University for the Humanities, Russian Federation, Moscow region, Odintsovo, e-mail: bashlakova.o@mail.ru

The article defines the role and place of environmental security in the national security system of the country, some of the issues of environmental security of the state in the ecological crisis are discussed, and the issues of ecological culture of the population and people making management decisions are reflected.

Keywords: ecological crisis, ecological safety, ecological culture.

В последнее десятилетие ХХ века теме экологической безопасности были посвящены многие учебники, научные монографии и диссертации.

Изучив ряд исследований, мы пришли к выводу, что под экологической безопасностью понимают:

- состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий1;

система политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера2;

1 Федеральный закон от 10 января 2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

2 Российская энциклопедия по охране труда. -URL: http://slovari.yandex.ru/dict/

- состояние защищенности личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания3;

- сумма правил, направленных на охрану окружающей среды, рациональное природопользование, обеспечение прав человека на здоровую и благоприятную окружающую среду4;

- устойчивое состояние социо-тех-но-природной системы, достигаемое за счет оптимального вписывания деятельности человека в естественные процессы природной среды5;

- достижение условий и уровня сбалансированного сосуществования окружающей среды и деятельности человека, при которой уровень нагрузки на среду не превыша-

3 Современный экономический словарь. - URL: http://slovari.yandex.ru/dict/economic/,

4 Энциклопедический словарь «Конституция РФ». - URL: http://slovari.yandex.ru/dict/konst/

5 Мулин И.Б. Философско-методологические основы обеспечения экологической безопасности: Дис. канд. филос. наук: 09.00.08: - Москва, 2004. - С. 7/

ет способностей среды к самовосстановлению6.

- комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле и в любых ее регионах7;

- предотвращение существующей угрозы значительного ухудшения экологических параметров среды обитания людей и биосферы в целом8;

Представленный перечень определений «экологическая безопасность» не является полным, и мы разделяем точку зрения Ата-манова Г.А. и считаем, что экологическая безопасность - то состояние экосистемы, при которой она не причиняет социальной или антропогенной системе вреда, так как. не оказывает на нее воздействия, приводящего к ее деструкции и/или дисфункции.9

Исходя из этого определения, субъектом экологической безопасности должен являться человек. Жизнь которого, как и жизнь любого представителя экосистемы невозможна в неблагоприятной окружающей среде.

Как отмечал, В.И.Вернадский, как явление не может возникнуть и длительно существовать в неблагоприятных для функционирования условиях. Однажды возникнув, живая материя постоянно приспосабливается к условиям своего существования, стремясь выжить.

В отличие от всей остальной биоты человек не только приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды, но и в борьбе за выживание совершенствуется в этом процессе, подстраивая под свои потребности окружающую среду.

Как следствие, влияние природопреоб-разующей деятельности человека ежегодно увеличивается не только по масштабам, но и по силе воздействия на природную среду.

6 Егорова Е.Л. Экологическая безопасность страны - условие выживания нации. - URL: http://www. eco.nw.ru/lib/data/10/04/010410.htm,

7 Словарь по естественным наукам. Глоссарий. ру. - URL: http://slovari.yandex.ru/dict/gl_natural/

8 Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. - С.170.

9 Атаманов ГА. Экологическая безопасность и ее

место в структуре безопасности антропных си-

стем. - URL: http://rosichi.org/

Масштабы этого воздействия уже достигли уровня угрозы экологической катастрофы для всей Земли. Возникшая проблема была осознана мировым сообществом уже в конце 60-х годов ХХ столетия.

Для ее решения более ста ученых различных стран мира и научных направлений подготовили экологическую организацию «Римский клуб», в рамках которой была издана серия научных трудов и дана характеристика нарастающего экологического кризиса10.

После опубликования работ ученых Римского клуба тема экологической безопасности человечества стала одной из самых актуальных на различных международных форумах. В частности. в 1970 году ЮНЕСКО внедрило международную программу «Человек и биосфера», а в 1972 году на международном уровне в Стокгольме проводилась Первая Всемирная встреча по проблемам окружающей среды. На этом мероприятии ученые 113 государств определили, что главной задачей жителей Земли становится «защита и улучшение окружающей среды для ныне живущих и будущих поколений»11. В том же году была принята международная Программа ЮНЕП Организации объединенных наций по проблемам окружающей среды.

В 1977 году в Тбилиси состоялась 1-я Всемирная межправительственная конференция по вопросам образования в области окружающей среды под патронажем ЮНЕСКО и ЮНЕП. Таким образом, СССР, и в последствие Россия продолжает участвовать в международном движении, направленном на формирование экологической культуры жителей планеты.

В 1992 году участники Конференции ООН по проблемам окружающей среды и ее развитию сформулировали основные принципы образования и просвещения в области окружающей среды.

В глобальных экологических процессах Россия занимает особое. Она является основной стабилизирующей силой в охране и восстановлении окружающей природной

10 Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции ООН в Рио-де-Жанейро. - Женева, 1993. - 30 с.

11 Там же.

среды на планете12. Большая часть ее территорий (60%), еще не тронутых хозяйственной деятельностью (Арктика, Восточная Сибирь, север Дальнего Востока и высокогорья страны), представляют чрезвычайную ценность не только для России, но и для всего человечества. Животный и растительный мир этих территорий является одним из особо значимых оставшихся на Земле природных ресурсов, поддерживающих существование развитых стран Европы, Азии и Америки. Неосвоенные территории России с ее природными богатствами - сдерживающий фактор глобального экологического кризиса. Сохранение этих регионов с точки зрения экологической стабильности и обеспечения благоприятными условиями жизнедеятельности современных и будущих поколений, стратегически важно. Потеря, истощение этих ресурсов означает для России неуклонное возрастание угрозы ее национальным интересам и безопасности граждан. Другие 40% территории России (центр и юг Европейской части Российской Федерации, средний и южный Урал, западная Сибирь, Поволжье), где проживает большая часть населения, фактически представляют собой картину экологического бедствия. Экологический кризис в России как оборотная сторона научно-технического прогресса является результатом более чем полувековой интенсивной хозяйственной деятельности и в настоящее время характеризуется ростом заболеваемости населения, снижением рождаемости и продолжительности жизни.

Причинами неблагоприятной экологической обстановки во многих регионах России можно считать:

- ежегодно увеличивающийся рост количества вредных промышленных и бытовых отходов;

- нерациональное ведение лесного хозяйства и землепользования;

- выброс в атмосферу и сброс в водоемы вредных веществ;

- радиационное и химическое загрязнение ряда территорий,

12 Barnett, J. (2001). The Meaning of Environmental Security: Ecological Politics and Policy in the New Security Era. London: Zed Books, pp.184.

- негативные последствия гонки вооружений (уничтожение химического оружия, проблемы с утилизацией оружейного плутония, радиоактивные отходы из отслуживших свой срок подводных лодок, и др.);

- остаточный принцип финансирования природоохранных мероприятий;

- несовершенство экологического законодательства;

- бездействие властных структур всех уровней в деле охраны окружающей среды;

- другие техногенные воздействия на природу.

По оценке ученых из Йельского и Колумбийского университетов США, Россия занимает 3-е место в мире по вредным выбросам (после США и Китая) и 74-е место - по экологической чистоте. Ранжирование в рейтинге стран-участниц происходило по оценке состояния окружающей среды, степени подверженности жителей страны экологической угрозе, способности правительства страны противостоять экологическим катастрофам и т.д. Первое место заняла Финляндия, второе Норвегия, Швеция, Канада, Швейцария, Уругвай и т.д.13.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Один из пунктов, стратегии национальной безопасности Российской Федерации в один из своих пунктов включает вопрос экологической безопасности, определяя его как гарантию стабильного развития общества и благоприятных условий жизни населения14.

Стратегическая цель обеспечения государственной политики в области экологического развития страны является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повыше-

13 Грешневиков А.Н. Проблемы экологической безопасности России / А.Н. Грешневиков, В.Ф. Протасов. - Право и безопасность. - М.: 2005. -URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_16_21.htm/.

14 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

ния качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Процесс формирования и реализации экологической политики необходимо внедрять на всех уровнях управления. В процессе принятия и реализации управленческих решений должны участвовать представители не только значимого и приоритетного федерального уровня, но и региональные власти.

Механизм обеспечения экологической безопасности, на наш взгляд, должен включать экономические, гуманитарные и правовые аспекты. Речь идет, в первую очередь, о гуманитарном аспекте обеспечения экологической безопасности страны, об утверждении новой мировоззренческой доминанты в обществе - о формировании экологической культуры. Экологическое мировоззрение - природный защитно-приспособительный механизм, как человека, так и социального организма в целом, который необходимо срочно корректировать в русле выживания нации перед лицом экологической опасности. В связи с этим, экологическое образование (включая воспитание) и просвещение, в особенности подрастающего поколения, имеют исключительно важное значение. Фактически, это - вопрос выживания или деградации нации, а потому и дело государственной важности.

Обеспечение экологической безопасности России в контексте устойчивого развития, как условия выживания граждан страны и государства, представляется возможным в результате смены существующих экономических приоритетов на экологические. Данная смена предполагает соответствующее изменение сознания людей, системы ценностей общества в целом, понимания сути экологических проблем и ответственного участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к среде обитания связано с ломкой слишком длительного природо-потребительского стереотипа поведения. Поэтому процесс развития экологического сознания должен быть последовательным и системным. Это может быть обеспечено путем повышения экологической культуры людей всех возрастов, социальных слоев

и профессиональных групп российского общества средствами непрерывного экологического образования и просвещения. Экологическая культура и экологическое образование позволит на любом уровне принимать и осуществлять экологически грамотные управленческие решения, основанные на достаточной осведомленности об экологических последствиях хозяйственной деятельности в конкретной местности, регионе, стране, мире. Дефицит экологических знаний во всех слоях общества лежит в основе большей части нарушений природоохранного законодательства и является причиной бездействия властей и неадекватной реакции населения.

Очевидно, что владение основами экологической культуры, поможет государственным и муниципальным служащим более грамотно реализовывать управленческие решения в порученной ему сфере.

В совокупности, экологически грамотное общество не допустит экологических катастроф любого масштаба ради выживания и процветания будущих поколений человечества.

В условиях все ухудшающейся экологической обстановки в стране назрела необходимость разработки механизма совершенствования правового регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности страны. Это конституционное право граждан в соответствии со ст.72 д. Конституции Российской Федерации. Российское законодательство предусматривает множество законов и административно-правовых актов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, однако несовершенство механизмов их реализации ставит задачу создания устойчивой, работоспособной модели их функционирования на различных уровнях управления на основе комплексного использования механизмов централизованного планирования, стимулирующего регулирования и рыночного саморегулирования.

В настоящее время на государственном уровне законодательная власть пытается разрешить проблему экологического образования, приняв в 2012 году документ «Основы государственной политики в области

экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Согласному этому документу основной стратегической целью государственной политики в области экологического развития является формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания15.

Механизм правового регулирования будет направлен на защиту интересов граждан в их праве на экологически безопасную среду проживания путем экономической заинтересованности предприятий и организаций всех форм собственности в экологически более совершенных технологиях и, соответственно, в оздоровлении окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды в стране, несмотря на большой промышленный спад, продолжается, а расходы на предотвращение и ликвидацию последствий экологических нарушений уменьшаются, как шагреневая кожа. Еще хуже дело обстоит с аварийными выбросами и сбросами вредных веществ. Практически прекратились компенсации пострадавшим от аварийного загрязнения среды. Система платежей за загрязнение, насчитывающая уже почти десять лет, не решает этой проблемы. По разным оценкам, экономический ущерб от аварийного загрязнения окружающей среды в России составил в 1995 году более 1,5 трлн. руб., в 1996 г - около 2 трлн. рублей, к 2015 году может превысить 4 трлн. рублей. Компенсация убытков не достигает и 7-10%.16 Средств на предотвращение аварий, ликвидацию их негативных последствий и компенсацию убытков пострадавшим нет ни у государства, ни у предприятий - источников экологических аварий.

Чрезвычайно напряженная и неуклонно ухудшающаяся экологическая обстановка в Российской Федерации крайне отрицательно сказывается на экологической безопас-

15 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года// http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.129117

16 Егорова Е.Л. Экологическая безопасность страны - условие выживания нации. - URL: http:// www.eco.nw.ru/lib/data/10/04/010410.htm, свободный

ности населения и требует все более значительного увеличения затрат общества на предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды. К тому же, в условиях постоянного дефицита федерального бюджета переход экономики страны к рыночным отношениям сопровождается резким сокращением бюджетных средств, выделяемых на охрану окружающей среды. Так, в 2009 и 2010 году на обеспечение экологических задач природно-ресурсно-го блока было выделено всего лишь 0,13% расходной части бюджета, в 2011 году эта доля равнялась 0,16%, в 2012 году - 0,15%, а в 2013 - 0,14% от общего объема расходов страны. Это на порядок ниже уровня должного обеспечения экологической безопасности, составной части национальной безопасности России. В США, например, этот показатель равен 5%17.

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по разделу «Охрана окружающей среды» показывает, что расходы в целом по разделу в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличились на 25,6 %, но несмотря на эти цифры доля расходов в процентах от ВВП составляет всего 0,03%18.

В современных условиях развития рыночных отношений в России для обеспечения экологической безопасности регионов предлагаются следующие направления деятельности:

- экологически обоснованное размещение производительных сил;

- экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

- рациональное использование природных ресурсов;

- предупреждение возникающих противоречий между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации;

17 Заключение Счетной палаты на проект бюджета 2011-2013 гг. Федеральный портал PROTOWN. RU. - URL: http://protown.ru>information/hide/6375. html/

18 Там же.

- обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

- предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

- совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.19

По статистике, 15% мировой управленческой элиты принимает решения, от которых зависит судьба 85% ресурсов планеты, 2/3 которых сосредоточены в Российской Федерации. С учетом этой определяющей роли России в глобальных экологических процессах ее устойчивое развитие практически нереально без решения экологических проблем, обеспечения экологической безопасности страны. Поэтому жизненно важно признание экологической безопасности страны приоритетной ценностной категорией.

Таким образом, обеспечение экологической безопасности является одним из важнейших условий устойчивого развития любого государства, и, прежде всего, выживание нации. Пожалуй, важным условием формирования экологической безопасности является осознание человечеством сущности экологических проблем, что является неотъемлемой частью экологической культуры людей. Лица, принимающие решения должны понимать, что при реализации какой-либо деятельности приоритетной целью для нас должно стать не просто достижение своих целей, а достижение их с минимальной степенью вреда для окружающей природной среды. Человек является неотъемлемой частью природной среды, и все негативные воздействия на среду в конечном итоге отразятся на нем самом.

Формирование экологической культуры невозможно без изменения сознания людей, но возможно при правильном походе к организации экологического образования. Несомненно, только изменения сознания

19 Ферару ГС. Методические подходы к формированию и реализации региональной экологической политики / ГС. Ферару, А.Ф. Растворцев, А.М. Благадырёва - Вопросы государственного и муниципального управления. - 2011. - № 1. -С. 28-29.

людей недостаточно, необходимо, чтобы вся государственная политика была направлена на обеспечение экологической безопасности страны. Таким образом, обеспечение экологической безопасности является важнейшей составляющей государственной национальной безопасности, которая могла бы стать национальной идеей, объединяющей народы России.

Библиография/References

Атаманов Г.А. Экологическая безопасность и ее место в структуре безопасности антропных систем. - URL: http://rosichi.org/ (Дата обращения: 12.03.2014)

Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / ав-тор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. - С.170.

Егорова Е.Л. Экологическая безопасность страны - условие выживания нации. - URL: http://www.eco.nw.ru/lib/ data/10/04/010410.htm (Дата обращения: 10.03.2014)

Кулькова В.Ю. Налоговое регулирование асимметрии регионального развития на основе совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации//Финан-сы и кредит. - 2005. - № 28 (196). - С. 12-22.

Луман Н. Теория систем: аутопойесис продолжается. - URL: www.sociologica.ru (Дата обращения: 10.03.2014)

Никаноров А.М., Хоружая ТА. Экология: для студ. вузов и специалистов-экологов. -М.: Приор, 1999

Русин С.Н. Концептуальные проблемы экологической безопасности и государственная экологическая политика (правовой аспект) // Экологическое право. - М.: Юрист,

2010. - № 5. - С. 12-18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Грешневиков А.Н. Проблемы экологической безопасности России / А.Н. Греш-невиков, В.Ф. Протасов. - Право и безопасность. - М., 2005. - URL: http://dpr.ru/ pravo/pravo_16_21 .htm/. (Дата обращения: 11.03.2014)

Ферару Г.С., Растворцев А.Ф., Благады-рёва А.М., Методические подходы к формированию и реализации региональной экологической политики / Вопросы государственного и муниципального управления. -

2011. - №1. - С.28-29.

Barnett, J. (2001 )The Meaning of Environmental Security: Ecological Politics and Policy in the New Security Era. London: Zed Books. -. pp.184.

Barry, J. and Eckersley, R. (eds). (2005) The State and the Global Ecological Crisis. Cambridge: MA: MIT Press. pp. 230

Brenton, T (1994)The Greening of Machiavelli: The Evolution of International Environmental Politics. London: Earthscan. pp. 450.

O'Neill, K. (2009)The Environmental and International Relations. Cambridge: Cambridge University Press. pp. 245.

Atamanov, G.A. Jekologicheskaja bezopas-nost' i ee mesto v strukture bezopasnosti an-tropnyh sistem. -URL: http://rosichi.org (Data obrashhenija: 12.03.2014)

Bezopasnost': teorija, paradigma, koncep-cija, kul'tura. Slovar'-spravochnik / avtor-sost. professor V. F. Pilipenko. Izd. 2-e, dop. i pererab. - M.: PER SJe-Press, 2005. - 170p. (In Russ.)

Egorova, E. Jekologicheskaja bezopasnost' strany - uslovie vyzhivanija nacii. URL: http://

www.eco.nw.ru/lib/data/10/04/010410.htm (Data obrashhenija:10.03.2014) (In Russ.)

Kul'kova, V. (2005) Nalogovoe regulirovanie asimmetrii regional'nogo razvitija na osnove sovershenstvovanija mezhbjudzhetnyh otnos-henij v Rossijskoj Federacii//Finansy i kredit. -. - № 28 (196). pp. 12-22.

Luman, N. Teorija sistem: autopojesis pro-dolzhaetsja. URL: www.sociologica.ru (Data obrashhenija: 10.03.2014) (In Russ.)

Nikanorov, A.M., Horuzhaja T.A. (1999) Jekologija: dlja stud. vuzov i specialistov-je-kologov. - M.: Prior (In Russ.)

Rusin, S.N. (2010)Konceptual'nye prob-lemy jekologicheskoj bezopasnosti i gosudar stvennaja jekologicheskaja politika (pravovoj aspekt) // Jekologicheskoe pravo. - M.: Jurist, № 5. - p. 12-18(In Russ.)

Greshnevikov, A.N. (2005) Problemy jeko-logicheskoj bezopasnosti Rossii / A.N. Greshnevikov, V.F. Protasov. Pravo i bezopasnost'. M.-URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_16_21 .htm/. (Data obrashhenija: 11.03.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.