УДК 502.1: 304.3
М.М. МИТЮГИНА
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ*
Ключевые слова: качество жизни, экологическая безопасность, устойчивое развитие, система обеспечения экологической безопасности.
Рассмотрено понятие «экологическая безопасность». Определена роль экологической безопасности в обеспечении качества жизни населения региона. Представлен порядок разработки системы обеспечения экологической безопасности.
М.М. MITYUGINA
ENVIRONMENTAL SECURITY AS A BASIS FOR ENSURING THE QUALITY OF LIFE
Keywords: quality of Hie, environment, sustainable development, environmental security system.
The concept of environmental security, defined the role of environmental security in ensuring the quality of life in the region. Shows how to develop a system to ensure environmental security.
Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. Решение вопросов обеспечения экологической безопасности всегда занимало важное место в политике любого государства. Особенно актуальны вопросы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации, поскольку Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на её обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем [3].
На сегодняшний день основная цель политики Российской Федерации в области охраны окружающей среды направлена на обеспечение устойчивого развития, благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях [2]. Право россиянина на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, где сказано, что: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1].
Экологическая безопасность в Российской Федерации рассматривается органами государственной власти как неотъемлемая составная часть национальной безопасности, как важнейший и определяющий фактор повышения качества жизни современного человека, выступает одним из основных компонентов, содействующих обеспечению общей безопасности государства, его устойчивому развитию. Стратегической целью государственной политики в области экологической безопасности являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны [3]. Мероприятия по обеспечению экологической безопасности направлены на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства в области охраны окружающей среды, на стабилизацию и развитие экономики без увеличения нагрузки на окружающую среду - на переход от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению.
Таким образом, состояние и проблемы обеспечения экологической безопасности должны рассматриваться в качестве приоритетного и неотъемлемо-
’ Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-12-21002 а/В).
го компонента качества жизни, как незаменимая основа, базис обеспечения качества жизни населения региона.
Для обеспечения экологической безопасности на территории Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р принята Экологическая доктрина, которая устанавливает цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области экологии, приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации, пути и средства реализации государственной политики в области экологии.
В соответствии с Экологической доктриной РФ к основным принципам, на которых должна базироваться государственная политика Российской Федерации в области экологии относятся следующие:
-устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
- приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию её ресурсов;
-справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
- предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учёт отдаленных экологических последствий;
-отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
- природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;
- открытость экологической информации;
-участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования [3].
При формировании и реализации единой государственной политики в области экологической безопасности необходимо учитывать тот факт, что переживаемая ныне экологическая ситуация резко отлична от всего, с чем когда-либо в своей истории сталкивалось человечество, природная среда существенно деградирована, опасные изменения окружающей среды приобрели сегодня глобальный характер, они распространились на все подсистемы и компоненты среды и на всю поверхность планеты вплоть до её полюсов. Помимо всего прочего, управление экологической безопасностью на территории Российской Федерации существенно затрудняют следующие обстоятельства:
- преобладание ресурсодобывающих и ресурсоёмких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов;
- низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;
- резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;
- высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;
- низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
- последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;
- низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны [3].
Таким образом, на сегодняшний день вопросы управления экологической безопасностью органам государственной и региональной власти приходиться решать в крайне тяжелых условиях. Необходимо создать такой инструментарий, который позволит существенно повысить результативность и эффективность мероприятий по обеспечению экологической безопасности [6]. В качестве такого инструментария можно рассматривать создание на уровне государства и региона системы обеспечения экологической безопасности, базирующейся на принципах всеобщего менеджмента качества (TQM) [4].
Для результативного функционирования системы обеспечения экологической безопасности в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 необходимо:
- выделить основные процессы, направленные на обеспечение экологической безопасности на территории всего региона;
- определить последовательность и взаимодействие этих процессов;
-определить критерии и методы оценки результативности функционирования и управления процессов системы менеджмента экологической безопасности;
-обеспечить наличие ресурсов и информации о состоянии экологических проблем в регионе, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
- регулярно осуществлять мониторинг и измерение уровня экологической безопасности региона;
-принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Определение процессов, необходимых для обеспечения экологической безопасности на территории всего региона, - это первая и самая трудная задача при формировании системы обеспечения экологической безопасности. При выявлении процессов обеспечения экологической безопасности необходимо, во-первых, учесть основные направления государственной политики в области экологии, во-вторых, учесть специфику эколого-ресурсных компонентов окружающей природной среды каждого субъекта Российской Федерации и направлений природоохранной деятельности.
В соответствии с Экологической доктриной основными направлениями государственной политики в области экологии являются [3]:
1. Обеспечение устойчивого природопользования: неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.
2. Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение: снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.
3. Сохранение и восстановление природной среды: сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.
В соответствии со спецификой эколого-ресурсных компонентов окружающей природной среды и направлений природоохранной деятельности процессы обеспечения экологической безопасности должны распространяться на следующие виды природных ресурсов: атмосфера; водные ресурсы; почвы и земельные ресурсы; биологические ресурсы (растительный и животный мир).
Таким образом, для обеспечения экологической безопасности региона необходимо создать такие условия, при которых большинство природных причин и последствий антропогенной деятельности (производственной, военной, коммуникационной, строительной, научной, информационной, развлекательной, медико-биологической и другой, включая действия по предупреждению последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций) исключают
или сводят к минимуму изменения, приводящие к деградации окружающей среды, и не влияют на гармоничное развитие экосистемы. Следовательно, в качестве процессов, необходимых для обеспечения экологической безопасности региона, можно выделить следующие: обеспечение качества атмосферного воздуха; обеспечение качества водного бассейна; обеспечение качества почвы; сохранение разнообразия растительного и животного мира.
Представленные процессы обеспечения экологической безопасности находятся в непрерывной взаимосвязи и оказывают существенной воздействие друг на друга, поэтому органами государственной и региональной власти должно быть уделено пристальное внимание каждому представленному направлению обеспечения экологической безопасности. Стоит только не уделить должного внимания одному из направлений, как ухудшится экологическая ситуация во всем регионе.
Для обеспечения результативного функционирования выделенных процессов необходимо разработать критерии и методы оценки результативности мероприятий по обеспечению экологической безопасности региона, с помощью которых можно количественно оценить уровень экологической безопасности. Расчёт показателей экологической безопасности позволит:
-определять уровень экологического развития региона, выявлять субъекты, где наиболее высокий и наиболее низкий уровень экологической безопасности. На основе данной оценки органы государственной власти могут оценивать результативность деятельности региональной администрации, осуществлять финансовую поддержку регионов, в которых имеется наихудшая экологическая ситуация, за счёт финансирования определенных целевых экологических программ и природоохранных мероприятий, наиболее необходимых на данном этапе развития;
-оценивать динамику экологического развития региона, отслеживать влияние хозяйственной деятельности, происходящих экономических процессов на состояние окружающей природной среды, на экологическую ситуацию в регионе. Сопоставляя показатели экологической безопасности во временном разрезе, региональные власти смогут концентрировать своё внимание на наиболее актуальных проблемах, выявлять экологические приоритеты, оценивать влияние проводимых социально-экономических преобразований на экологическую ситуацию в регионе, создавать необходимые условия и возможности для эффективной реализации природоохранных мероприятий;
-устанавливать ориентиры экологической политики государства и региона на перспективу, выявлять условия, необходимые для гармоничного их осуществления.
В качестве инструментария для определения приоритетных направлений экологической политики нами предлагается использовать бенчмаркинг, поскольку в настоящее время он является одним из международно признанных инструментов и способов обеспечения непрерывного совершенствования. Применение бенчмаркинга в системе обеспечения экологической безопасности позволит существенно повысить её результативность и эффективность, поскольку способствует:
1) развитию критического отношения региональных властей к процессам обеспечения экологической безопасности;
2) активизации процессов обучения региональных властей;
3) поиску новых источников совершенствования и способов реализации поставленных задач;
4) выявлению новых эталонов для измерения показателей экологической безопасности [5].
Помимо указанных преимуществ определение уровня экологической безопасности региона позволит в целом оценить уровень качества жизни населения (как говорил древнеримский философ, писатель, драматург и политик Сенека Луций Анней (младший): «Жить счастливо и жить согласно с природой -
одно и то же»), а также даст возможность установить степень сознательности и ответственности человека по отношению к окружающей среде и определить уровень его культурного и духовно-нравственного воспитания (по словам известного русского литературоведа и критика К.Л. Зелинского: «Поведение человека в природе - это и зеркало его души»).
При разработке критериев оценки результативности функционирования процессов обеспечения экологической безопасности необходимо, прежде всего, перед каждым процессом поставить конкретные цели, к достижению которых он должен стремиться, а затем по каждой цели выбрать статистически регистрируемые показатели, которые будут отражать уровень её достижения.
Можно выделить следующие цели процессов обеспечения экологической безопасности (таблица).
Цели процессов обеспечения экологической безопасности
Процессы обеспечения экологической безопасности Цели процесса
1. Обеспечение качества атмосферного воздуха 1.1. Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
1.2. Повышение уровня обезвреживания загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников
2. Обеспечение качества водного бассейна 2.1. Снижение сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водоёмы и подземные горизонты
2.2. Снижение потерь воды, забранной из природных источников для использования в производственно-хозяйственной деятельности
2.3. Повышение уровня оборотного использования воды, забранной из природных источников
3. Обеспечение качества почвы 3.1. Снижение площадей земель под несанкционированными свалками
3.2. Снижение загрязненности земель химическими веществами
3.3. Уменьшение площадей деградированных земель
4. Сохранение разнообразия растительного и животного мира 4.1. Сохранение (увеличение) численности отдельных видов животных и растений, численность которых желательно поддерживать (увеличивать)
4.2. Поддержание и увеличение биоразнообразия
4.3. Создание и поддержание природных комплексов путем создания охраняемых и заповедных территорий, предупреждения пожаров и стихийных бедствий, запрещения несанкционированных сплошных рубок, застройки или разработки месторождений на этих территориях
4.4. Предупреждение любых видов браконьерства
4.5. Проведение биотехнических мероприятий, предотвращающих гибель животных или растений
Таким образом, достижение целей процессов обеспечения экологической безопасности, представленных в таблице, позволит существенно повысить уровень экологической безопасности региона и создать необходимые предпосылки для повышения качества жизни населения и обеспечения устойчивого развития региона.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2011. 64 с.
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. М.: КноРус, 2010. 62 с.
3. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р). Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/15/24.html.
4. Митюгина М.М. Методологические основы совершенствования системы управления качеством жизни // Вестник Чувашского университета. 2009. № 1.
5. Митюгина М.М. Бенчмаркинг как основа обеспечения результативности и эффективности системы управления качеством жизни // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3.
6. Семенов В.Л. Современные «инструменты» менеджмента // Качество и конкурентоспособность в XXI веке: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2010. С. 321-323.
МИТЮГИНА МАРИНА МИХАЙЛОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mityuginamm@gmail.com).
MITYUGINA MARINA MIKHAYLOVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Management Quality and Competitiveness Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.