Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МОНИТОРИНГ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В АРКТИКЕ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МОНИТОРИНГ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
160
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОНИТОРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ТРАНСПОРТИРОВКА УГЛЕВОДОРОДОВ И МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ / МОРСКИЕ СУДА / МИНЕРАЛЬНОЕ СЫРЬЕ / НЕФТЬ / ГАЗ / РУДЫ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Скрипниченко В. А., Белов С. В.

Экологическая безопасность при транспортировке минерального сырья является условием устойчивого освоения Арктики. При разработке месторождений нефти и газа на море, месторождений руд и проведении морских транспортных операций необходимы наблюдения с целью предупреждения воздействия на окружающую среду. Предполагается активная добыча минеральных ресурсов, создание международных транспортных коридоров, развитие инфраструктуры Северного морского пути и акваторий морей Северного ледовитого океана. Морское судоходство для транспортировки минерального сырья требует внимания для уменьшения воздействия экологических рисков на арктическую природу. Транспортировка танкерами - нефти, газовозами - сжиженного газа, сухогрузами - руд полезных ископаемых повышают риски загрязнения морского пространства за счет сброса транспортируемых продуктов в результате аварий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL SAFETY AND MONITORING DURING THE TRANSPORTATION OF MINERAL RAW MATERIALS IN THE ARCTIC

Environmental safety during the transportation of mineral raw materials is a condition for the sustainable development of the Arctic. When developing oil and gas fields at sea, ore deposits and conducting marine transport operations, observations are necessary to prevent environmental impacts. It is planned to actively extract mineral resources, create international transport corridors, develop the infrastructure of the Northern Sea Route and the waters of the Arctic Ocean seas. Marine navigation for the transportation of mineral raw materials requires attention to reduce the impact of environmental risks on the environment of the Arctic. Transportation of oil by tankers, liquefied gas by gas carriers, and mineral ores by dry cargo ships increases the risks of marine pollution due to the discharge of transported products as a result of accidents.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МОНИТОРИНГ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В АРКТИКЕ»

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2021.9.111.066

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МОНИТОРИНГ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В АРКТИКЕ

Научная статья

Скрипниченко В.А.1, Белов С.В.2' *

1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия; 2 Федеральный исследовательский центр комплексного изучения арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского

отделения Российской Академии Наук, Архангельск, Россия

* Корреспондирующий автор (belov.sergeiy[at]gmail.com)

Аннотация

Экологическая безопасность при транспортировке минерального сырья является условием устойчивого освоения Арктики. При разработке месторождений нефти и газа на море, месторождений руд и проведении морских транспортных операций необходимы наблюдения с целью предупреждения воздействия на окружающую среду.

Предполагается активная добыча минеральных ресурсов, создание международных транспортных коридоров, развитие инфраструктуры Северного морского пути и акваторий морей Северного ледовитого океана.

Морское судоходство для транспортировки минерального сырья требует внимания для уменьшения воздействия экологических рисков на арктическую природу. Транспортировка танкерами - нефти, газовозами - сжиженного газа, сухогрузами - руд полезных ископаемых повышают риски загрязнения морского пространства за счет сброса транспортируемых продуктов в результате аварий.

Ключевые слова: экологическая безопасность, мониторинг экологической безопасности, транспортировка углеводородов и минерального сырья, морские суда, минеральное сырье, нефть, газ, руды, Арктическая зона Российской Федерации.

ENVIRONMENTAL SAFETY AND MONITORING DURING THE TRANSPORTATION OF MINERAL RAW MATERIALS IN THE ARCTIC

Research article

Skripnichenko V.A.1, Belov S.V.2' *

1 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk, Russia;

2 N. Laverov Federal Center for Integrated Arctic Research of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences,

Arkhangelsk, Russia

* Corresponding author (belov.sergeiy[at]gmail.com)

Abstract

Environmental safety during the transportation of mineral raw materials is a condition for the sustainable development of the Arctic. When developing oil and gas fields at sea, ore deposits and conducting marine transport operations, observations are necessary to prevent environmental impacts.

It is planned to actively extract mineral resources, create international transport corridors, develop the infrastructure of the Northern Sea Route and the waters of the Arctic Ocean seas.

Marine navigation for the transportation of mineral raw materials requires attention to reduce the impact of environmental risks on the environment of the Arctic. Transportation of oil by tankers, liquefied gas by gas carriers, and mineral ores by dry cargo ships increases the risks of marine pollution due to the discharge of transported products as a result of accidents.

Keywords: environmental safety, monitoring of environmental safety, transportation of hydrocarbons and mineral raw materials, sea vessels, mineral raw materials, oil, gas, ores, the Arctic zone of the Russian Federation.

Введение

Экологическая безопасность при транспортировке минерального сырья является неотъемлемым условием устойчивого освоения арктических территорий. При активной разработке месторождений нефти и газа на море, месторождений твердых полезных ископаемых и проведении морских транспортных операций необходимы постоянные наблюдения и контроль с целью предупреждения негативного воздействия на окружающую среду. На просторах Арктики предполагается активная добыча минеральных ресурсов, создание международных транспортных коридоров, развитие инфраструктуры Северного морского пути и акваторий морей Северного ледовитого океана [4].

Морское судоходство для целей транспортировки минерального сырья требует пристального внимания для уменьшения экологических рисков воздействия на ранимую арктическую природу. Транспортировка танкерами -нефти, газовозами - сжиженного газа, сухогрузами - руд твердых полезных ископаемых повышают риски загрязнения морского пространства, в первую очередь за счет сброса транспортируемых продуктов в результате аварий.

Безопасность разработки месторождений полезных ископаемых с использованием морской транспортной схемы

В Арктике запланировано освоение нефтегазовых месторождений и твердых полезных ископаемых, которые предстоит добывать и транспортировать к потребителям. Выделяются основные зоны месторождений нефти, газа, газового конденсата и зоны месторождений твердых полезных ископаемых, преимущественно цветных металлов, отличающиеся инфраструктурной обеспеченностью и наличием технологий проведения поисково-оценочных работ и

разработки месторождений. Морская транспортировка является основной при разработке месторождений, удаленных от трубопроводов и сухопутных дорог.

Вывоз нефти и газа морским путем производится с арктических месторождений, которые удалены от нефте- и газопроводов. Например, в Ненецком автономном округе на Варандее обеспечивается отгрузка нефти на танкеры как с Варандейского месторождения, так и с месторождений из центральной части округа по нефтепроводу Харьяга -Южное-Хыльчую.

Для морских поставок минеральных ресурсов большую роль играют портовые мощности Мурманска и Архангельска, способные обеспечить перевозку материалов, оборудования, конструкций, перевалку нефти и конденсата. Возможны челночные схемы транспортировки грузов, бункеровка судов.

В Печорском море успешно идет добыча нефти на платформе Приразломная, которая удалена от берега, полностью работает автономно, а нефть перекачивает в танкеры.

Перспективы развития транспортной системы в арктических морях

По оценкам экспертов в области прогнозирования нефтегазовых ресурсов примерно три четверти запасов нефти, газа и газового конденсата шельфа России находятся на территории Западной Арктики [4].

Мурманский морской торговый порт располагает незамерзающей акваторией, удобным расположением порта на относительно небольшом расстоянии от месторождений углеводородов на шельфе Западной Арктики, на прибрежной суше Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. Мурманск находится недалеко от месторождения Павловское на Новой Земле, где начинается разработка крупного свинцово-цинкового месторождения, а также Мурманский порт близок по отношению к западным странам импортерам минерального сырья из России. В Мурманский порт после проведенной реконструкции и дноуглубительных работ могут заходить суда водоизмещением более 350 тысяч тонн.

Порты Мурманской области являются местом базирования рыболовного, торгового, военно-морского и крупнейшего в мире ледокольного флота. Осуществление проектов по добыче нефти и газа на шельфе, цветных металлов на Новой Земле способно дать сильный импульс экономическому развитию приарктических регионов, таких как Мурманская и Архангельская области, а также Ненецкому автономному округу.

Северодвинск Архангельской области является крупнейшим судостроительным центром России, на котором была построена платформа Приразломная. Центр судостроения в Северодвинске имеет возможность проектирования и строительства судов и морской техники, необходимой для освоения континентального шельфа Арктики.

Транспортные системы Арктики, включая Северный морской путь и подводящие акватории Баренцева, Белого, Печорского и Карского морей, будут развиваться в соответствии с программой освоения Арктической зоны, утвержденной Правительством [4].

Оценка экологической безопасности и мониторинга при морской транспортировке минерального сырья

Обеспечение экологической безопасности - неотъемлемое условие устойчивого развития арктических территорий [4]. Арктические экосистемы крайне ранимые и чувствительные к негативным последствиям деятельности человека. Это требует постоянного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных аварийных ситуаций. Наблюдения должны быть связаны с добычей минеральных ресурсов и их транспортировкой, с целью прогноза негативных процессов, представляющих угрозу для природы Арктики. При транспортировке нефти, газа и твердых полезных ископаемых возможны загрязнения акваторий арктических морей с судов, содержащих: нефть и нефтепродукты, вредные вещества, перевозимые наливом, вредные вещества, перевозимые в упаковке, сточные воды с судов, мусор с судов, а также загрязнения воздушной среды акваторий арктических морей. Аварийные разливы нефти с судов возможны при погрузочно-разгрузочных операциях, при столкновениях и навалах, при посадке на мель. Дополнительный ущерб биоразнообразию моря может быть нанесен при сбросе балластных вод с чуждыми организмами.

Производственная деятельность на арктических территориях России, связанная с освоением минеральных ресурсов и развитием транспортных систем, должна осуществляться без ущерба для морских экологических систем с полным соблюдением федеральных законов о недрах [1], о внутренних морских водах [2], о континентальном шельфе [3].

Целю мониторинга экологической безопасности является прогноз и предупреждение возможных рисков и угроз, связанных с транспортировкой нефти, газа и руд цветных металлов с арктических территорий России [6].

Объектами мониторинга являются месторождения полезных ископаемых на шельфе и на суше:

- проекты проведения геологоразведочных работ на нефть и газ на континентальном шельфе;

- проекты разработки месторождений нефти и газа на шельфе и на арктическом побережье;

- проекты разведки и добычи месторождений твердых полезных ископаемых с использованием морских систем транспортировки, например, месторождение Павловское на Новой Земле;

- транспортные проекты, связанные с вывозом нефти, газа и концентратов руды, добываемых в Арктике;

- транспортные транзитные проекты, связанные с перевозками минерального сырья в акватории Северного морского пути, включая планы зарубежных государств по развитию деятельности в Российской Арктике [5], [8].

При проектировании работ по транспортировке минерального сырья на арктических территориях для характеристики каждого проекта используются следующие основные группы показателей [9]:

- название проекта и его номер;

- соответствие проекта по оценке ресурсной базы и строительству отгрузочного терминала;

- участники проекта с лицензиями на право пользования недрами (недропользователи, партнеры, операторы проекта);

- физико-географическая характеристика с глубинами моря и ледовым режимом, ресурсная характеристика участка работ;

- сопоставление обязательств с условиями пользования недрами, объемов и сроков выполнения поисковых, оценочных, разведочных и добычных работ;

- тип морского терминала, а также готовность морской транспортно -технологической схемы по перевозке минерального сырья;

- особенности навигации в арктических условиях (сезонная или возможная круглогодичная, требования к ледовым классам морских судов, сезонная необходимость ледокольной проводки);

- схема минерально -сырьевого центра (соотношение объектов разработки и межпромысловой инфраструктуры);

- объемы планируемой добычи минерального сырья и фактическая добыча нефти, газа, руды, качество минерального сырья;

- объемы транспортировки минерального сырья (прогноз объемов, соглашение с компанией-перевозчиком, фактические объемы);

- рынки сбыта и схемы морской транспортировки;

- риски реализации проекта транспортировки минерального сырья.

Функциональное назначение системы мониторинга экологической безопасности при транспортировке минерального сырья в Арктике состоит как в формировании информационных ресурсов общегосударственной системы мониторинга экологической безопасности и анализа состояния национальной безопасности и уровня социально-экономического развития Арктической зоны, так и в организации деятельности профильных министерств в части экологически безопасного ведения работ в Арктике и развития транспортной инфраструктуры [7].

Следует запланировать выполнение прогноза грузопотоков в Арктическом бассейне и оценку потребности в различных судах и морских технических средствах, необходимых для обеспечения деятельности по освоению месторождений полезных ископаемых в Арктике.

Необходимы предложения по организации системного мониторинга хозяйственной деятельности на арктическом шельфе Российской Федерации, связанной с освоением минеральных ресурсов и их транспортировкой, с целью прогноза процессов, представляющих угрозу для экологического равновесия.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Российская Федерация. Законы. О недрах: федер. закон: - СПС КонсультантПлюс.

2. Российская Федерация. Законы. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: федер. закон: - СПС КонсультантПлюс.

3. Российская Федерация. Законы. О континентальном шельфе Российской Федерации: федер. закон: - СПС КонсультантПлюс.

4. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года».

5. Алексеева М. Н. Экологические риски добычи нефти в Арктике / М. Н. Алексеева, И. Г. Ященко // «Neftegaz.RU», 2020, №8, Август, с. 3-7.

6. Григорьев М. Н. Арктике нужен мониторинг / М. Н. Григорьев, Ж. В. Светлова, Е. Д. Соколова // Нефть России. 2014. № 7-8. С. 32-36.

7. Матишов Г. Г. Обеспечение экологической безопасности при освоении нефтегазовых ресурсов баренцевоморского шельфа / Г. Г. Матишов, Б. Ф. Прищепа, С. Дале, и др. // Материалы международной конференции «Нефть и газ арктического шельфа - 2006» - 2006 Том. Секция 5. - С. 17-29. [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/XVuVb (дата обращения 15.08.2021).

8. Статуто А. И. Обзор роли Арктического судоходства и обеспечение его экологической безопасности /

A. И. Статуто // Российская Арктика. - 2020. - №9. - С. 5-16.

9. Фадеев А. М. Стратегическое управление нефтегазовым комплексом при освоении углеводородного потенциала Арктики / А. М. Фадеев. Диссер. на соиск. учен. степ. докт. экон. наук. М. 2018. - 417 с.

10. Цветков В. А. Стратегическое развитие Арктического региона в условиях больших вызовов и угроз /

B. А. Цветков, М. Н. Дудин, А. А. Юрьева // Экономика региона, 2020, т. 16, вып. 3. С. 681-695.

Список используемой литературы на английском языке / References in English

1. Rossijskaja Federacija. Zakony. O nedrah [The Russian Federation. Laws. About the subsoil: feder. Law: - SPS ConsultantPlus] [in Russian].

2. Rossijskaja Federacija. Zakony. O vnutrennih morskih vodah, territorial'nom more i prilezhashhej zone Rossijskoj Federacii [The Russian Federation. Laws. On the internal sea waters, the territorial sea and the adjacent zone of the Russian Federation: feder. Law: - SPS ConsultantPlus] [in Russian].

3. Rossijskaja Federacija. Zakony. O kontinental'nom shel'fe Rossijskoj Federacii [The Russian Federation. Laws. About the continental shelf of the Russian Federation: feder. Law: - SPS ConsultantPlus] [in Russian].

4. Ukaz Prezidenta RF ot 5 marta 2020 g. N 164 «Ob Osnovah gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2035 goda» [On the Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2035] [in Russian]

5. Alekseeva M. N. Jekologicheskie riski dobychi nefti v Arktike [Environmental risks of oil drilling in the Arctic] / M. N. Alekseeva, I. G. Jashhenko // «Neftegaz.RU», 2020, №8, Avgust, p. 3-7 [in Russian]

6. Grigor'ev M. N. Arktike nuzhen monitoring [he Arctic needs monitoring] / M. N. Grigor'ev, Zh. V. Svetlova, E. D. Sokolova // Neft' Rossii [Oil of Russia]. 2014. № 7-8. p. 32-36. [in Russian]

7. Matishov G. G. Obespechenie jekologicheskoj bezopasnosti pri osvoenii neftegazovyh resursov barencevomorskogo shel'fa [Ensuring environmental safety in the development of oil and gas resources of the Barents Sea shelf] [Electronic resource] / G. G.Matishov, B. F. Prishhepa, S. Dale et al. // Materialy mezhdunarodnoj konferencii «Neft' i gaz arkticheskogo shel'fa - 2006» - 2006 Vol. Sekcija 5. - P. 17-29. URL: https://helion-ltd.ru/obespechenie-ekologicheskoy-bezopasnosti-pri-osvoenii-neftegazovyh-resursov-barencevomorskogo-shelfa/ (accessed 15.08.2021) [in Russian]

8. Statuto A. I. Obzor roli Arkticheskogo sudohodstva i obespechenie ego jekologicheskoj bezopasnosti [Review of the role of Arctic shipping and ensuring environmental security] / A. I. Statuto // Rossijskaja Arktika [Russian Arctic]. - 2020. -№9. - p. 5-16 [in Russian]

9. Fadeev A. M. Strategicheskoe upravlenie neftegazovym kompleksom pri osvoenii uglevodorodnogo potenciala Arktiki [Strategic management of the oil and gas complex in the development of the hydrocarbon potential of the Arctic] / A. M. Fadeev. dis.... candidate of Economic Sciences: 08.00.05: defended of the thesis 04.05.2018: Fadeev Aleksej Mihajlovich - Moskva, 2018. 417 p. [in Russian]

10. Cvetkov V. A. Strategicheskoe razvitie Arkticheskogo regiona v uslovijah bol'shih vyzovov i ugroz. [Strategic development of the Arctic region in the conditions of great challenges and threats] / V. A. Cvetkov, M. N. Dudin, A. A. Jur'eva // Jekonomika regiona [Economy of the region], 2020, Vol. 16, Issue. 3. p. 681-695 [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.