работающего двигателя. Наиболее информативными являются УУ в пределах от 30 град. до верхней мертвой точки (ВМТ), до 30 град. после ВМТ.
До ВМТ фиксируются максимальное замедление коленчатого вала (КВ), а также угол этого замедления. Увеличение абсолютного значения этого замедления, а также приближение его к ВМТ характеризуется увеличением жесткости работы двигателя, что происходит при увеличенных углах опережения впрыска топлива. Малые по абсолютному значению величины УУ говорят о нарушении герметичности рабочей полости камеры сгорания. Для полноты информации, в дополнение к датчику угловых ускорений, необходимо установить датчики давления во впускном трубопроводе и в системе вентиляции картера.
После ВМТ фиксируются максимальное значение УУ и его фазовое положение. Увеличение угла опережения зажигания приводит к увеличению УУ, а его уменьшение снижает значение УУ и смещает его фазовое положение в сторону после ВМТ.
Увеличение цикловой подачи топлива приводит к увеличению значений УУ в точке максимума, а также в фазе догорания топлива, что говорит о неполноте сгорания и переносе сгорания в выпускной коллектор. Что вызывает установить дополнительный датчик, температуры отработавших газов.
Увеличение теплового зазора впускного клапана незначительно снижает УУ, а вот выпускной клапан, практически не оказывает влияние на УУ, за исключением случая нарушения герметичности.
Величину УУ возможно фиксировать, используя датчик и блок управления от безинерционного зажигания Михайлова БЗМ-ПТ фирмы «Петербуржские технологии», и производить анализ с использованием компьютера.
Таким образом, данный способ возможно использовать при диагностировании дизеля. Способ диагностирования по УУ позволяет определить неисправный элемент без разборки двигателя.
Список литературы / References
1. Кюрегян С.К. Оценка износа двигателей внутреннего сгорания методом спектрального анализа. М., Машиностроение, 1996. 152 с.
2. Рабочие чертежи. Наб. Челны: УГК ОАО «КамАЗ», 1985.
3. Автомобили КамАЗ 6х4. Техническое обслуживание и ремонт. Руководство. М.: Воениздат, 1993. 656 с.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ ТРЕБОВАНИЯ Никоноров А.Н.1, Романов А.В.2 Email: [email protected]
'Никоноров Алексей Николаевич - кандидат технических наук, кафедра общенаучных и общетехнических дисциплин; 2Романов Алексей Викторович — курсант, командно-инженерный (автомобильно-дорожный) факультет, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье описаны проблемы экологической безопасности, а также пути их решения на примере автомобильной техники. Конкретно приведены примеры для снижения содержания отработанного топлива, а также его замены на альтернативные виды топлива; какие проводятся мероприятия для экологической безопасности, сравнение основных токсичных веществ, выделяемых в атмосферу бензиновыми двигателями и дизелями, таблица, в которой указано количество уменьшения вредных веществ при работе двигателей на сжиженном газе по сравнению с бензином. Ключевые слова: экология, безопасность окружающей среды, автомобильная техника.
ENVIRONMENTAL SAFETY OF AUTOMOTIVE EQUIPMENT AND IT IS
REQUIREMENTS Nikonorov A.N.1, Romanov A.V.2
'Nikonorov Alexey Nikolaevich — PhD in Technicals, DEPARTMENT OF GENERAL SCIENTIFIC AND GENERAL TECHNICAL DISCIPLINE; 2Romanov Alexey Viktorovich — Cadet, COMMAND-ENGINEERING FACULTY, MILITARY ACADEMY OF MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT BY GENERAL OF THE ARMY A.V. KHRULEV,
SAINT-PETERSBURG
Abstract: the article describes the problems of environmental safety. As well as the ways to solve them using the example of automotive equipment. Specifically examples for the reduction of spent fuel and its replacement with alternative types offuel; which hosts events for environmental safety, the toxic substances emitted into the atmosphere gasoline engines and diesel engines, table showing the amount of reduction of harmful substances during operation of the engine on liquefied petroleum gas compared to petrol. Keywords: ecology, safety of the environment, automotive equipment.
УДК 62-144
Экологическая безопасность - это результат совокупности мер, принимаемых для уменьшения выбросов вредных веществ, снижения шума и других вредных воздействий на окружающую среду, при эксплуатации автомобильной техники.
Транспортные средства являются основным источником загрязнения атмосферного воздуха. В отработавших газах двигателей автомобильных средств и машин содержится большое количество вредных веществ, которые отрицательно влияют на окружающую среду и здоровье населения, а также приводят к нарушению экологической безопасности [1].
Отработавшие газы дизельных двигателей в основном содержат оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, альдегиды, сажу, бенз(а)пирен и двуокись серы. [2].
- совершенствование конструкции двигателей внутреннего сгорания;
- создание устройств, которые приводят к снижению количества вредных веществ в отработавших газах двигателей;
- разработка нового диагностического и ремонтного оборудования, которое используется на автотранспортных и авторемонтных предприятиях;
- использование в качестве топлива сжиженного газа, водорода;
- повышение качества дизельного топлива.
Одним из важных направлений совершенствования конструкции двигателей внутреннего сгорания является применение непосредственного впрыска топлива в камеру сгорания двигателя внутреннего сгорания, совершенствование топливной аппаратуры дизелей, применение электронного управления системой впрыска топлива и турбонаддува. Все это обеспечивает снижение количества вредных веществ в отработавших газах, позволяет добиться более равномерного распределения рабочей смеси и обеспечивает ее оптимальный состав для работы двигателя на всех режимах.
Способствует уменьшению выброса вредных веществ в отработавших газах применение современных устройств рециркуляции отработавших газов, корректоров по изменению цикловой подачи топлива в зависимости от режима работы дизеля и подачи надувочного воздуха в цилиндры двигателя внутреннего сгорания.
Для уменьшения выброса вредных веществ в дизелях применяются окислительные нейтрализаторы, которые размещаются в выпускном тракте двигателей внутреннего сгорания.
Нейтрализаторы (каталитический, термический, механический, водяной) приводят к дожиганию ВВ путем химической реакции в присутствии катализаторов. Каждый из них выполняет свои функции в зависимости от принципа работы.
Дожигание вредных веществ проходит при участии катализаторов в специальных камерах-дожигателях.
Применение каталитических нейтрализаторов позволяет уменьшить количество содержания продуктов неполного сгорания за счет их доокисления благодаря присутствию в отработавших газах дизеля свободного кислорода.
Для снижения содержания в отработавших газах сажи применяют различные физические методы (поверхностные, барботажные, распыливающие, насадочные), а также электрофильтры.
Одним из важнейших факторов повышения экологической безопасности автомобильной техники является оптимизация парка и силовых установок с акцентом на дизелизацию.
В последнее время в связи с совершенствованием конструкции дизелей, более высокой экономичностью по сравнению с бензиновыми двигателей внутреннего сгорания, они широко применяются и на легковых автомобилях.
По сравнению с бензиновыми в дизельных двигателях внутреннего сгорания содержание оксида углерода и углеводородов значительно ниже, также, как и оксидов азота, но для них характерно повышенное количество сажи [2].
В настоящее время все исследования идут в направление применения перспективных двигателей, работающих на альтернативных видах топлива (природный газ, водород и др.), а также электромобилей, которые являются наиболее экологически чистым транспортным средством, количество которых в мире уже исчисляется несколькими десятками тысяч и будет постоянно увеличиваться.
Двигатели, применяющие в качестве топлива природный газ, широко используются на различных транспортных средствах. При использовании газового топлива, себестоимость горючего снижается на 15-20% на каждый тонно-километр по сравнению с бензином, а так как сгорание в цилиндрах двигателя происходит более полно, то количество вредных веществ в окружающую среду в 3-4 раза меньше по сравнению с работой на бензине, это, безусловно, является огромным преимуществом особенно для больших городов.
Сжиженные газы получают в результате переработки нефти (крекинг, пиролиз, риформинг) и нефтяного газа, и содержат: пропан С3Н8 ; бутан С4Н10 ; пропилен С3Н6; бутилен С4Н8; метан СН4; этан С2Н6; этилен С2Н4; пентан С5Н12; амилен С5Н10 [1]. Наибольшее распространение получил СПГ, в основном состоящий из метана.
При работе двигателя на сжиженном газе количество вредных веществ уменьшаются значительно по сравнению с бензиновым топливом [1, 2].
Применение сжиженного газового топлива на автомобильных двигателях является одним из перспективных направлений для уменьшения выделения вредных веществ в атмосферу и оздоровления окружающей среды.
Имеются большие перспективы применения водородного топлива в перспективных двигателях, что приведет к значительному уменьшению выделения вредных веществ в окружающую среду. При сгорании водорода отсутствуют в отработавших газах оксид углерода, углеводороды, оксиды свинца, остаются только оксиды азота в выхлопе, но значительно меньше, чем при работе на бензине.
При применении водорода в качестве добавки к бензину резко сокращается количество вредных веществ в отработавших газах двигателя, благодаря более полному сгоранию. Это открывает возможность принципиально нового подхода к организации рабочего процесса, при незначительной модификации двигателя, и особенно систем питания.
В результате значительно уменьшается расход топлива и снижается токсичность отработавших газов.
Повышение качества дизельного топлива и его состав значительно влияют на мощность дизеля, расход топлива, шумность работы и токсичность отработавших газов при эксплуатации автотранспортного средства.
Содержание серы в дизельном топливе влияет на срок службы двигателя, высокая вязкость ведет к ухудшению распыления топлива, а нагар приводит к отложению на выпускных клапанах, закоксовыванию распылителей форсунок.
Все это влияет на качество распыления топлива и в целом на рабочий процесс дизеля.
В дизельном топливе должно отсутствовать золообразующие вещества, которые приводят к повышенному износу дизеля.
Для повышения качества дизельного топлива в его состав добавляют активные вещества, антидетонаторы, антиоксиданты, присадки для улучшения свойств топлива при низких температурах окружающего воздуха.
Таким образом, благодаря улучшению качества дизельного топлива выбросы вредных веществ уменьшаются, обеспечивая высокую мощность и экономичность [1].
Из этого вытекают следующие основные требования к экологической безопасности автомобильной техники:
- снижение вредных веществ в отработавших газов двигателей автотранспортных средств;
- запрет производства образцов автотранспортных средств, которые не удовлетворяют определенным уровням экологической безопасности;
- снижение шума при эксплуатации;
- снижение количества катастроф и обеспечение жизнедеятельности людей [1, 2].
Для соблюдения этих требований, установлены международные и национальные законодательства [3, 4, 5], которые необходимо соблюдать и проводить по снижению выбросов вредных веществ в отработавших газах двигателей автотранспортных средств.
Список литературы / References
1. Беднарский В.В. Экологическая безопасность при эксплуатации и ремонте автомобилей. Ростов-на-
Дону. «Феникс», 2003. 267 с.
2. Денисов В.Н., Рогалев В.А. Проблемы экологизации автомобильного транспорта. СПб.: Экология,
2005. 115 с.
3. Федеральный закон об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта, 2013.
4. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609 «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Москва, 15 октября 2005 г. № 2003.
5. Национальный стандарт Российской Федерации двигатель внутреннего сгорания поршневые, выбросы вредных веществ с отработавшими газами, часть «2» измерение в условиях эксплуатации ОКС 27.020 ОКП 312000, 2007.
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СХЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ В ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Муратов Г.Г.1, Жураев А.Ш.2, Махамаджанов Р.К.3, Маткасимова Ш.Ш.4, Абдуназарова Д.Ю.5 Email: [email protected]
'Муратов Гуламжан Гафурович - старший преподаватель, кафедра электротехники и электромеханики, Алмалыкский филиал,
Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. ААлмалык; 2Жураев Акбар Шавкатович - ассистент, кафедра горной электромеханики, Навоийский государственный горный институт, г. Навои; 3Махамаджанов Равшан Камилджанович - ассистент, кафедра электротехники и электромеханики, ААлмалыкский филиал,
Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. ААлмалык; 4Маткасимова Шахноза Шухрат кизи - магистрант, кафедра горной электромеханики, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент; 5Абдуназарова Дилбар Юсуфовна - студент, кафедра автоматизации и управления технологическими процессами и производствами, Навоийский государственный горный институт, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: авторы рассматривают важность и необходимость эффективных схем автоматизации ленточных конвейеров в горных предприятиях. Схема должна обеспечивать возможность простого перевода управления любым конвейером с автоматического на местное с оставлением автоматического управления остальными конвейерами; местной деблокировки, предотвращающей пуск данного конвейера с пульта управления; блокировки работы конвейерной линии с работой погрузочного пункта; передачи сигнала о работе конвейерной линии в систему диспетчерского контроля горного предприятия. Итогом работы является ряд существенных требованиий к усовершенствованию схем автоматизации ленточных конвейеров. Ключевые слова: конвейер, автоматизация, управления, горное предприятие.
IMPROVEMENT OF AUTOMATION SYSTEMS OF BELT CONVEYORS IN
MINING ENTERPRISES Muratov G.G.1, Zhuraev A.Sh.2, Makhamadzhanov R.K.3, Matkasimova Sh.Sh.4, Abdunazarova D.Yu.5
'Muratov Gulamzhan Gafurovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ELECTRICAL ENGINEERING AND ELECTROMECHANICS, ALMALYK BRANCH
TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER ISLAM KARIMOV, ALMALYK; 2Zhuraev Akbar Shavkatovich - Assistant, DEPARTMENT OF MINING ELECTROMECHANICS,
NAVOI STATE MINING INSTITUTE, NAVOI; 3Makhamadzhanov Ravshan Kamiljanovich - Assistant, DEPARTMENT OF ELECTRICAL ENGINEERING AND ELECTROMECHANICS, ALMALYK BRANCH TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER ISLAM KARIMOV, ALMALYK; 4Matkasimova Shakhnoza Shukhrat kizi - Magistrant, DEPARTMENT OF MINING ELECTROMECHANICS,