Научная статья на тему 'Экои этнодизайн в современном мужском костюме'

Экои этнодизайн в современном мужском костюме Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
313
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экои этнодизайн в современном мужском костюме»

Яньшина М.М.

Оренбургский государственный университет

ЭКО- И ЭТНОДИЗАЙН В СОВРЕМЕННОМ МУЖСКОМ КОСТЮМЕ

В статье рассматриваются понятия эко- и этнодизайна, их составляющие: экологизация потребления, экологизация производства, экология культуры, их влияние на современный костюм вообще и мужской костюм в частности.

В 1970-х гг. возник «экологический подход» в дизайне как отклик на негативные последствия технологической революции. Экологическое направление в дизайне стало одним из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входят охрана и восстановление окружающей природной среды, т. е. максимальная экономия природных ресурсов и материалов, разработка новых технологий, не наносящих вред окружающей среде.

Экологические темы нашли отклик в творчестве дизайнеров одежды: в конце 1970-х - начале 1980-х гг. появился так называемый «экологический стиль». Характерными чертами этого стиля стало использование натуральных, преимущественно льняных и хлопчатобумажных тканей, естественных цветов, ручной работы в отделке. Еще один всплеск интереса к «экологическому стилю» пришелся на 19931994 гг. Сегодня мы переживаем новую волну популярности «экологического стиля» не только по отношению к одежде, но и по отношению к любой деятельности человека.

Переход к экологическому мышлению означает утверждение экологического гуманизма в качестве основополагающей установки в деятельности человека. Экологическая ориентация привела к становлению новой системы ценностей в дизайне. «Экологическое проектирование» не имеет четких границ - экологическим может быть названо любое направление в дизайне, утверждающее принципы экологической эстетики и ориентирующееся на гармонизацию отношений человека с окружающим миром. В связи с этим можно выделить экологизацию потребления, поиск новых «экологичных» материалов и технологий, экологизацию сознания, решение проблем, связанных с экологией человека и экологией культуры.

Неумеренное потребление человеком материальных благ стало одной из причин глобального экологического кризиса. Проблема

экологизации потребления на первый план вывела не совершенствование формы и функции, а сокращение избыточного количества продуктов в дизайне, что стало означать разумное сокращение потребления и возврат к вещам длительного пользования. «В области дизайна одежды эта тенденция приняла вид контрмоды, когда модные образцы лишаются основной закономерности моды - изменчивости - и превращаются в образцы классических стилей. Классика в одежде - «вечные» вещи, срок использования которых связан скорее с физическим, чем с моральным износом» [1].

Английский стиль и костюм джентельмена - яркий тому пример. Базовый силуэт классического мужского костюма в современном варианте сложился уже в начале XIX века в кругу английских денди и с тех пор менялся очень незначительно. Основные принципы эстетики мужского костюма - неброская элегантность, темные тона, улучшение любой фигуры, комфортность в носке и добротные шерстяные ткани - остаются в силе и поныне (рис. 1).

Многие фирмы, производящие одежду, сознательно ориентируются на выпуск своих старых знаменитых моделей. Так действует, например, марка Burberry, вот уже много лет воспроизводя без изменений свой классический плащ (рис. 2).

На рубеже веков в моду вошло направление vintage - использование старой одежды или переделка, перекраивание старой одежды, из которой создают новые вещи. Необработанные швы, эффекты поношенно-сти и состаренности, порезы и разрывы, размытые и вылинявшие оттенки - вот характерные черты одежды стиля «винтаж» (рис.3). Увлечение современной моды различными стилями в духе «ретро» и одеждой прошлого способствует продлению срока жизни устаревшей одежды, которая через некоторое время вновь входит в моду.

Рисунок 1

С экологическим направлением в дизайне неразрывно связано такое понятие, как экологизация потребления, включающее в себя экономию природных ресурсов, разработку безвредных и безотходных технологий, вторичное использование изделий. В дизайне одежды эти проблемы решаются следующим образом. Например, производители отказываются от использования синтетических материалов, заменяя их естественными материалами, традиционными для изготовления одежды: льном, хлопком, шелком, шерстью. В связи с этим стали цениться эффекты измятости в одежде: «сирсакер» - жатость в полосе, всевозможные сморщенные поверхности, свидетельствующие о подлинной натуральности льняной или хлопковой ткани.

Синтетические материалы ценятся наравне с натуральными только тогда, когда обладают свойствами натуральных или превосходят их, например, высокотехнологичные многослойные ткани-бутерброды, которые используют для профессиональной одежды водо-, ветрозащитные, воздухопроницаемые

Рисунок 2

«дышащие» ткани с мембранным покрытием. Сюда же можно отнести ткани из волокон сои, получившие название «растительный или ботанический кашемир». Содержащиеся в волокне аминокислоты способны вырабатывать активные питательные вещества, необходимые коже. Это делает изделия из этого волокна особенно комфортными. Одежда, сделанная из нового волокна, практически не мнется, не требует сложного ухода, легко переносит машинную стирку. На производство волокон из соевого протеина идут отходы пищевой промышленности, и такое производство не наносит вреда окружающей среде.

Огромное влияние на развитие модных тенденций оказывает движение «зеленых». Протест против использования натуральных материалов животного происхождения (мех диких редких животных, перья экзотических птиц) побуждает многих дизайнеров заменять натуральные кожи и меха искусственными. Но отношение к этой проблеме неоднозначно, поскольку мех и кожа являются не просто предметами роскоши, а традиционными с древно-

сти материалами для изготовления одежды. Возникшую дилемму каждый решает по своему усмотрению: сегодня это вопрос свободного выбора и дизайнера, и потребителя. Еще одним из путей решения проблемы охраны окружающей среды стало использование растительных красителей в технологии окраски тканей. Этим обусловлен интерес к тканям, расписанным вручную в технике «батик».

В частности, цветовая гамма мужской одежды претерпела некоторые изменения. «Желание дизайнеров одежды сделать более радостной будничную «серую» жизнь современного «обитателя мегаполисов», помочь ему стать свободным и раскованным и в полной мере ощущать радость бытия» [1] дало толчок к использованию «радостных» цветов и оттенков, которые ранее не часто использовались в одежде. «Например, это цвета от оранжево-красного до оранжево-желтого, желтый, оранжевый, а также от зеленого до желто-зеленого, которые даже называли «мертвыми» секторами цветового круга» [1].

Одним из направлений экологически ориентированного дизайна можно считать дизайн света, запахов, климата, акустического и фактурного режимов среды, получивший название «неотехнологический дизайн». Появились проекты «звучащей» одежды, одежды со световыми эффектами, с запахами, материалы с жидкими кристаллами, реагирующие на изменения температуры или освещенности. Уже существует рубашка, созданная с использованием технологии, придающей сплавам металлов функцию памяти, и в частности, способность запоминать форму изделия. В состав таких сплавов входят никель и титан, по-разному реагирующие на тепло. Эти сплавы могут деформироваться при комнатной температуре, но вновь обретают свою первоначальную форму при небольшом нагревании, благодаря чему мятая рубашка возвращается к своему исходному размеру при незначительном нагревании, например, при помощи фена. Сейчас разработаны технологии, позволяющие встраивать в одежду телефон и другую технику, предназначенную прежде всего для развлечения. Но в будущем «общение» между одеждой и ее владельцем станет еще более многогранным. Благодаря своему гардеробу человек по-новому

сможет выражать эмоции и желания, идентифицировать себя с определенной социальной группой, подчеркнуть свою индивидуальность. Широкое применение найдут светодиоды, нанотехнологии, специальные пленки, покрытия и ламинаты со встроенными сенсорными системами. Специальная обработка тканей, препятствующая развитию микробов, вызывающих запах, позволяет сделать ее комфортной и прочной, а уход за ней более легким. Эта технология востребована при производстве носков, сорочек, подкладочной ткани для костюмов, нижнего белья.

Экология культуры - еще одно из важнейших направлений экологического движения. Это понятие ввел Д.С. Лихачев, один из первых обративший внимание общества на важность сохранения и поддержания культурной традиции для выживания человечества: «... экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни,

Рисунок 3

то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни» [2].

«Единое информационное пространство, интеграция мировой экономики несут в себе опасность нивелирования культурных особенностей. Цивилизация будущего, «экологическая цивилизация» - должна стать цивилизацией культуры, где созданы условия для

Рисунок 4

свободного диалога различных культур, ибо потребность человека в различающихся культурах является одной из важнейших жизненных потребностей. Проблемы, связанные с экологией культуры, в теории дизайна получили определение «проблемы культурной идентичности» [3]. «Культурная идентичность впитывает в себя язык и литературу,

Рисунок 5

Рисунок 6

искусство и архитектуру, обычаи и нравы, историю и религию, словом все, что обеспечивает память и побуждает к развитию и осознанию культурной общности» [2].

Экологически ориентированный дизайн обращается к традициям материальной и духовной культуры региона, воссоздавая образы человека, которые соответствуют данной этнокультурной традиции. Костюм - один из важнейших элементов «традиционного образа жизни, в котором отражено мировосприятие данного этноса, поэтому современные дизайнеры одежды стараются на новом уровне воссоздать национальные образы, соответствующие одновременно и традиции, и новому образу жизни современного человека» [1]. С этим связана тенденция возрождения традиционного ремесла. «При этом ремесленная ручная работа актуализируется не столько как самостоятельная форма производства, сколько как определенный символ, который должен ассоциироваться у потребителя с натуральным, природным материалом и традиционными методами обработки» [2].

К примеру, в Скандинавии успешно развивается направление, связанное с созданием новой одежды на основе многовековых традиций, известное как «неонордизм». Особым интересом дизайнеров пользуются кельтские вязаные джемперы с рисунками, мотивы которых имеют 300-летнюю историю, рыбацкие свитера, твиды деревенского ткачества.

В нашей стране традиции ремесла сохраняются в виде народных промыслов. «В современной жизни народное искусство функционирует как духовно-нравственная, эстетическая сила, порожденная эко-этнохудоже-ственным сознанием. Уникальность этого феномена есть народное духовное достояние как России, так и всего мира, подобно природе, ее полям, лесам и солнцу, с которыми связана жизнь человечества» [4].

Однако традиции материальной культуры других народов, особенно «экзотических» ре-

гионов, привлекают современных дизайнеров ничуть не меньше, чем собственные. Другие культуры являются практически неисчерпаемым источником появления нового в дизайне. Культура постиндустриальной цивилизации формируется на основе синтеза западной и восточной традиций. Это позволяет проектировать одежду с новыми качествами, позволяющую человеку более свободно проявлять свою индивидуальность. Такие примеры синтеза традиций убеждают, что «именно диалог культур способен придать формирующейся культуре новой цивилизации столь необходимые ей экологические качества». [1] (рис. 4)

С 70-х гг. XX века в коллекциях одежды «все более стало цениться проявление «национального духа», но не в этнографическом смысле, а в контексте «интернационального стиля». [1] Эта тенденция сохраняется и по сей день. «Коллекции японских дизайнеров одежды имеют такой успех потому, что в них органично сочетаются восточное отношение к одежде, форме, материалу и орнаменту и европейская традиция, европейские конструкции одежды, и на этой основе создана совершенно новая одежда... В коллекциях английских модельеров ценится проявление именно тех качеств, которые присущи английскому менталитету: эксцентричность и чувство юмора по отношению к традициям». [1] (рис.5) Русские национальные традиции проявляются в творчестве «таких разных по духу и отношению к моделированию одежды кутюрье, как В.Юдашкин и В.Зайцев. (рис.6) Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод: оставаясь основой современной культуры, многообразие эстетических идеалов подразумевает равноправие различных национальных понятий о красоте, зачастую отличных друг от друга. В современной моде, как мужской, так и женской, не существует, на сегодняшний день единого образца, будь то модная форма или модный образ. Ценятся неповторимость и индивидуальность каждого человека.

Список использованной литературы:

1. Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. Композиция костюма. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. К.А. Кондратьева. Дизайн и экология культуры. - М.: МГХПУ им. Строганова, 2000.

3. Д.Ю. Ермилова. История домов моды. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4. М.А. Некрасова. Народное искусство России в современной культуре ХХ-ХХ1 век. - М.: «Коллекция М», 2003.

5. О.Б. Ванштейн. Денди: мода, литература, стиль жизни. - М.: новое литературное обозрение, 2005.

6. Современная энциклопедия Аванта +. Мода и стиль. - М.: Аванта +, 2002.

7. International Textiles / Россия ЗАО «Эдипресс-конлига» №4 2003, №3 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.