Научная статья на тему 'ЭКОФИЛЬНОЕ НАЧАЛО ВЕГЕТАРИАНСТВА'

ЭКОФИЛЬНОЕ НАЧАЛО ВЕГЕТАРИАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
312
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕГЕТАРИАНСТВО / ЭКОФИЛЬНОСТЬ И РЕЛИГИЯ / ЭТИКА АХИМСЫ / САКРАЛИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ / БХАГАВАДГИТА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГЛУБИННАЯ ЭКОЛОГИЯ / VEGETARIANISM / ECOFEMINIST AND RELIGION / ETHICS / AHIMSA / THE SACRALIZATION OF FOOD / BHAGAVAD GITA / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / DEEP ECOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зубков С.А.

Объектом исследования выступают экофильные и экофобные тенденции в общественном сознании. Взаимосвязь антропологии, технологии и экологии - необходимая тенденция эпохи гибридных решений. Эффективность и прибавочная стоимость в XXI веке не рассматриваются как антиподы состраданию и заботы, а этические требования отношения к животным стали важной составляющей неклассического дискурса. Постулируется необходимость приближения к экофильному идеалу развития человека и цивилизации. Взаимодействие и взаимопроникновение научных, философских, религиозных и экологических взглядов позволяет расширить и обогатить опыт взаимодействия человека и природы и тем самым способствует формированию духовной культуры личности, экологии духа. Когда человек принимает на себя ответственность за природу, то он овладевает экологической культурой. Религиозная культура облагораживает науку нравственными ценностями, тем самым способствуя ее гармонизации и совершенствованию человека экофильного типа. Предмет исследования: вегетарианство как экофильная и экотеологическая концепция. Актуальность исследования заключается в том, что вегетарианство как теоретико-практический подход в поддержании жизни позволяет оценить и обозначить пути решения проблем экологии. Вегетарианское питание соотносится как с этической позицией, с системогенетикой права и морали, так и с религиозными установками. Связь вегетарианства и экологии выражается в экофильном подходе к окружающей среде. Автор опирается на общенаучные методы теоретического уровня: генетический, сравнительный, системный, факторный анализ. Сделан обзор литературы в области исследования, основные выводы. Вегетарианство можно считать индикатором, обозначающим экофильность общественного сознания. Философское осмысление проблемы вегетарианства является как проблемой биоэтики и экологической этики, так и проблемой экотеологии. Этический взгляд на вегетарианство состоит в понимании ценности жизни всего живого и биоцентрическом уважении по отношению к животным организмам. Экотеологический подход показан на примере теории и практики вегетарианства в ведической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOPHILIC BEGINNING OF VEGETARIANISM

The object of the research is ecophilia and ecophobia trends in the public consciousness. The relationship between anthropology, technology, and ecology is a necessary trend in the era of hybrid solutions. Efficiency and surplus value in the twenty-first century are not seen as antipodes to compassion and care, and the ethical requirements of treating animals have become an important component of non-classical discourse. Necessity of approaching acotylea the ideal of human development and civilization. The interaction and interpenetration of scientific, philosophical, religious and environmental views allows us to expand and enrich the experience of interaction between man and nature and thus contributes to the formation of a spiritual culture of the individual, the ecology of the spirit. When a person takes responsibility for nature, they master the ecological culture. Religious culture ennobles science with moral values, thereby contributing to its harmonization and improvement of the ecophilic type of person. Subject of research: vegetarianism as ecophilic and ecotheologian concept. The relevance of the research lies in the fact that vegetarianism as a theoretical and practical approach to maintaining life allows us to evaluate and identify ways to solve environmental problems. A vegetarian diet is correlated with both the ethical position, with an systemogenesis law and morality, and religious attitudes. The connection of vegetarianism and ecology is reflected in ekofilm approach to the environment. The author relies on general scientific methods at the theoretical level: genetic, comparative, system, and factor analysis. A review of the literature in the field of research, the main conclusions. Vegetarianism can be considered an indicator that denotes ecofeminist public consciousness. Philosophical understanding of the problem of vegetarianism is both a problem of bioethics and environmental ethics, and a problem of ecotheology. The ethical view of vegetarianism consists in an understanding of the value of life for all living things and a biocentric respect for animal organisms. The ecoteological approach is shown by the example of the theory and practice of vegetarianism in Vedic culture.

Текст научной работы на тему «ЭКОФИЛЬНОЕ НАЧАЛО ВЕГЕТАРИАНСТВА»

УДК 316.6:613.261 DOI: 10.25730/VSU.7606.20.023

Экофильное начало вегетарианства С. А. Зубков

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения,

Владимирский государственный университет. Россия, г. Владимир. E-mail: sazubkov@bk.ru

Аннотация. Объектом исследования выступают экофильные и экофобные тенденции в общественном сознании. Взаимосвязь антропологии, технологии и экологии - необходимая тенденция эпохи гибридных решений. Эффективность и прибавочная стоимость в XXI веке не рассматриваются как антиподы состраданию и заботы, а этические требования отношения к животным стали важной составляющей неклассического дискурса. Постулируется необходимость приближения к экофильному идеалу развития человека и цивилизации. Взаимодействие и взаимопроникновение научных, философских, религиозных и экологических взглядов позволяет расширить и обогатить опыт взаимодействия человека и природы и тем самым способствует формированию духовной культуры личности, экологии духа. Когда человек принимает на себя ответственность за природу, то он овладевает экологической культурой. Религиозная культура облагораживает науку нравственными ценностями, тем самым способствуя ее гармонизации и совершенствованию человека экофильного типа. Предмет исследования: вегетарианство как экофильная и экотеологическая концепция. Актуальность исследования заключается в том, что вегетарианство как теоретико-практический подход в поддержании жизни позволяет оценить и обозначить пути решения проблем экологии. Вегетарианское питание соотносится как с этической позицией, с системогенетикой права и морали, так и с религиозными установками. Связь вегетарианства и экологии выражается в экофильном подходе к окружающей среде. Автор опирается на общенаучные методы теоретического уровня: генетический, сравнительный, системный, факторный анализ. Сделан обзор литературы в области исследования, основные выводы. Вегетарианство можно считать индикатором, обозначающим экофильность общественного сознания. Философское осмысление проблемы вегетарианства является как проблемой биоэтики и экологической этики, так и проблемой экотеологии. Этический взгляд на вегетарианство состоит в понимании ценности жизни всего живого и биоцентрическом уважении по отношению к животным организмам. Экотеологический подход показан на примере теории и практики вегетарианства в ведической культуре.

Ключевые слова: вегетарианство, экофильность и религия, этика ахимсы, сакрализация питания, Бхагавад-гита, устойчивое развитие, глубинная экология.

Юная прорицательница XXI века Грета Тунберг с недетской целеустремленностью призывала «не есть трупы», «остановить заводы» и «не летать самолетами». И сейчас, чтобы подготовиться к пандемии, диетологи рекомендуют отдавать предпочтение овощам, зелени и фруктам и отказаться от красного мяса. Воспринимая ранее Грету как медийный курьез, мы вынуждены сбавить в нынешних эпидемиологических условиях темпы производства и закрыть небо под влиянием неантропного принципа, вируса. Эффект не заставил себя ждать: в Китае воздух очистился, а в Венецию вернулись дельфины. Человечеству всерьез приходится пересмотреть программу антропоцентризма, признав, что Земля - это планета микроорганизмов, грибов, насекомых, животных, рыб, где человек занимает одну из ниш и не может превращать Гею в свою рабыню.

В. А. Лось и А. Д. Урсул, всесторонне раскрывая проблему устойчивого развития, увязывают понятие экофильности с религиозным мировоззрением. Данные авторы, выявляя основы экофильности, указывают на четкую связь религии и общества на всех стадиях их взаимодействия. Для архаических религий ценным является осознание единства природы и человека, мотивы равновесия и сохранения живой и неживой природы. Характерная абсолютизация священного статуса природных объектов позволила ранним верованиям заложить в свою основу экофильность религии [13, с. 35]. Самыми значительными экофильными религиями на сегодняшний день являются: индуизм, буддизм, джайнизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство. Эти религии придают равновесие и гармонию для всего многообразия взаимоотношений человека с природой [13, с. 5-8].

Одним из элементов структуры религиозной экофильности является этика ненасилия и ее существенная данность в трофическом смысле - вегетарианство. Этика ненасилия - ахимсы,

© Зубков С. А., 2020

представленная в таких религиях, как индуизм, буддизм, джайнизм и других, распространяет человеческое сострадание на все живые организмы. Ахимса противопоставлена жестокости по отношению к животным, отрицает массовые убийства животных на бойнях ради мяса. Ведическая культура, особенно защищает корову, придавая ей статус священного животного, и обосновывает это моральной ответственностью человека за свою кормилицу [1, с. 38].

Усугубление экологического кризиса на Земле происходит в том числе из-за убийства животных ради их мяса, меха и кожи, а также для косметических нужд [12, с. 33]. Экофобная деятельность мясоперерабатывающих предприятий негативно влияет на биосферу в целом, тем самым больше вырубается лесов, увеличиваются площади пустынь, большие сбросы отходов затрагивают воздушную и водную среды. Интенсивный выпас сельскохозяйственных животных и выращивание кормовых культур для мясного скота вызывают эрозионные процессы и истощение почвенных ресурсов.

Другая острая проблема, возникающая вследствие того, что мясоедение стало нормой жизни, состоит в устоявшемся менталитете отношения ко многим животным как бесчувственным существам, строго предназначенным на убой. Парадигма этого взгляда на жизнь глубоко укоренилась в современном обществе. Пропаганда мясоедения и реклама мясной индустрии широко распространены [12, с. 104].

Плотояден ли человек? Таким вопросом задаются исследователи трофической стороны человеческой активности. Еще Карл Линней в рамках систематики отнес человека разумного к семейству узконосых обезьян, как и орангутана, гориллу и шимпанзе. Анатомия зубов человека существенно отличается от строения зубов плотоядных животных. Плотоядные имеют зубы, напоминающие заточенные гвозди. Резцы у хищников, которых шесть в каждой челюсти, в отличие от человеческих четырех, маленькие, очень острые и отделены друг от друга. Коронка больших коренных зубов сходна по форме с пилой. Дуги скул человека и обезьян тонкие, и окружающие их мускулы развиты слабо. Если у человека и обезьян кишечник длиннее тела в 7-10 раз, то у плотоядных - только в 3-6 раз. Печень хищников устроена гораздо сложнее, чем у человека. Все это есть доказательства того, что анатомически человек совсем не плотояден.

При этом наличие клыков и просто устроенный желудок человека может быть доводом к его первобытной плотоядности и дает основание сторонникам употребления мяса на данное «анатомическое дозволение» [11, с. 4-9].

Исследователь трофического аспекта жизни человека Н. В. Басов отмечает, что разумное голодание и вегетарианство могут выступать лишь только отдельными вариантами раздельного питания. Автор исследования утверждает, что при крайностях этих способов питания, они приносят очевидный вред здоровью человека.

Слабость вегетарианцев, по мнению Басова, в неумеренности питания, переедании, вызванном недостатком веществ, которые возможно было бы восполнить употреблением мясных продуктов. Еще один довод автора в сторону несовершенства данного питания заключается в том, что вегетарианская диета подходит только людям с полностью здоровой двенадцатиперстной кишкой, но в случае переваривания пищи преимущественно в желудке мясо становится незаменимым продуктом питания [5, с. 59-61]. И тем не менее в ряде медицинских исследований внимание обращено на проблему употребления мясных продуктов в пищу. Избыточное потребление мясных полуфабрикатов приводит к болезням сердечно-сосудистой системы, а также усиливает риск развития рака кишечника [14, с. 8-12].

Другой мировой проблемой стала продовольственная, особенно остро проявляющаяся в экономически отстающих странах Африки и Азии. В США национальной проблемой, связанной с питанием, является переедание и избыточный вес граждан. В европейских странах, в России питание и смертность тесно коррелируют с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, увеличением больных сахарным диабетом [6, с. 6].

Современная медицина и диетология раскрывают значение важности и ценности знания о рациональном питании. Система рационального питания включает в себя учет половых и возрастных характеристик, трудовой активности, природных особенностей рельефа и климата и этнических факторов [4, с. 10].

Один из разработчиков системы раздельного питания, ценитель древнеиндийской Аюрве-ды - Г. П. Малахов - выявил синтетический подход в питании. Он обнаружил необходимость объединения лучших сторон диет европейского, азиатского и индусского типов. Автор усматривает в данном синтезе достижений наибольшую индивидуализацию в питании [17, с. 26].

Еще одной проблемой становится защита прав животных. Сегодня как никогда защищены права домашних любимцев, их делают наследниками, развивается ветеринария экзотических питомцев, разрабатывается система оценки благополучия одомашненных животных. Вместе с тем с одними питомцами спят и носят их на руках, а других выращивают в узких клетках на убой, что породило саркастичные демотиваторы диалога «хлевных» и «спальных»: «а еще за плохое обращение с нами человеку грозит тюрьма». Парадоксально, что в современном мире, прежде всего европейском и американском обществах, ряд домашних животных, таких как кошки и собаки, которых не употребляют в пищу, считаются чуть ли не обожествляемыми животными, у которых много прав, с ними зачастую обращаются как с полноценными членами семьи. Существует огромная «культовая» индустрия этих животных, на которых порой тратят даже больше материальных ресурсов, чем на некоторых людей. Весь мир облетела новость о том, как английская команда выкупила щенка из корейского ресторана. Тогда как копытные млекопитающие, куриные и другие животные, рассматриваются как утилитарный продукт убоя. Различные антигуманные способы их умерщвления применяют на бойнях, что противоречит экологической системогенетике права и морали [19; 20; 21].

Даже несмотря на экономически более затратное производство мяса по сравнению с растительными продуктами, эти предприятия развиваются в качестве существующего социального заказа. Статистика такова, что для того, чтобы прокормить одного человека мясом, задействуется такой же по площади участок земли, что и для пропитания двадцати вегетарианцев [12, с. 12-16]. Данный перекос в рациональном природопользовании вызывает не только дополнительные финансовые потери в экономике, но и бесхозяйственное и экофобное отношение к среде обитания и живым организмам.

Экологический дисбаланс использования большого объема зерновых в качестве питания животным, предназначенным на убой, не позволяет направлять эту растительную биомассу для питания людей и тем самым способствует распространению голода. В противоположность этому вегетарианство экофильно и позволяет найти баланс рационального природопользования и стабилизации экологической ситуации в мире.

Одним из отрицательных последствий загрязнения окружающей среды и нарушения природных процессов в биосфере является уменьшение содержания витамина С во фруктах и ягодах. Однако существенным вкладом в поддержание жизни людей являются достижения современной селекции, благодаря которым удалось добиться выведения высокоурожайных сортов растений и биологически ценных пород животных. Достижения сельского хозяйства и животноводства позволили в определенной степени решить проблему голода на Земле [18, с. 12].

Один из западных религиоведов, исследователей вегетарианства - Стивен Роузен -раскрывает подход, согласно которому вегетарианство являлось основой многих известных мировых и национальных религий. Автор, опираясь на все авторитетные религиозные тексты, выявляет свидетельства о том, что основатели самых распространенных и влиятельных религий в настоящее время - Иисус Христос и Мохамед - сами были склонны к вегетарианству и учили этому других [15].

Несмотря на имплицитные указания на вегетарианство в авраамических религиях, прямые и очевидные постулаты лактовегетарианства изложены именно в ведических писаниях. В «Махабхарате» и других ведийских текстах мясоедение рассматривается как викарми-ческая, то есть греховная деятельность, нарушающая космический порядок [2, с. 30]. Через соединение религии и вегетарианского питания «Бхагавад-гита» постулирует духовное вегетарианство. Благодаря принятию освященной вегетарианской пищи, происходит совершенствование человека в ведической культуре и обеспечивается защита от кармических последствий поедания каких-либо живых организмов, в том числе растений. Таким образом, этика «Бхагавад-гиты» позволяет снизить градус эксплуатации окружающей среды и повысить ответственность человека за сохранение природы и установление гармонии с ней.

Индуизм, как и другие экоцентрические и биоцентрические религиозно-нравственные традиции, постулирует и раскрывает значение вегетарианского питания, проистекающего из этики ахимсы. Экофильные взгляды, изложенные в ведической литературе, отмечают положение человека в природе не как господствующего над ней, а как ответственного за все происходящие изменения в среде жизни.

Исследователь проблем экологии А. А. Горелов в своем призыве к экологическому гуманизму подчеркивает значение смыслового содержания этого понятия и раскрывает его через этику ненасилия - ахимсы - и вегетарианское питание. Также автор придает большое значение заповеди защиты коровы в индуизме.

В Бхагавад-гите несколько текстов посвящены проблеме вегетарианства. Если обычно под вегетарианством понимают какую-то растительную диету, то Бхагавад-гита дает нам нечто большее. Исходя из анализа стихов санскрита, обозначается процесс сакрализации упомянутой проблемы. С учетом древности произведения - нескольких тысячелетий существования - можно указать на истоки духовного вегетарианства.

Диетология Бхагавад-гиты раскрывается через систему освящения пищи, через предложение мурти вегетарианских блюд. В главе карма йога Гиты мы обнаруживаем процесс ягьи - принесения пищи в качестве дара Божеству. Именно через этот процесс происходит духовное очищение человека и освобождение его от последствий кармической деятельности.

Человеческим существам, которых в Бхагавата Пуране насчитывается 400 тысяч подвидов с различным уровнем сознания, рекомендуется для очищения своего существования «йаджна-шишта» - пища, претерпевшая сакральные метаморфозы духовного освящения. Человек, следующий этому процессу, - это «санта», достигший высшего совершенства человеческой жизни [7, с. 198].

Для достижения результатов самоосознания и сосредоточенности на духовных ценностях необходимы важные качества, в том числе умеренность в питании. На это есть указание главы дхьяна-йога, в которой говорится о медитативных практиках. Йога постулирует диалектическую меру в питании. Прежде всего, это касается крайностей в принятии пищи, то есть переедания или недоедания. Чтобы избежать страданий и фобий жизни, йога предлагает упорядоченность и сбалансированность процессов питания, сна и отдыха, а также трудовой деятельности [7, с. 346].

Однако центральное звено в ряду текстов Бхагавад-гиты, посвященных вегетарианству, принадлежит «самому сокровенному знанию». Кришна так его и называет - «раджа-видья раджа гухйам», царь всего знания, самая сокровенная из тайн. Суть этого подхода коренится в бхакти - любви и преданности, в подношении частей растений: листка, цветка и плода, а также химической основы жизни - воды.

Здесь перечислены следующие компоненты традиционного вегетарианства: «патрам» -лист, «пушпам» - цветок, «пхалам» - плод, «тойам» - вода. Духовное вегетарианство Гиты предполагает наличие дополнительной части - освящение вегетарианских продуктов, перечисленных здесь, которое в свою очередь невозможно без любви и преданности Всевышнему [7, с. 506].

Важнейшие законы питания, сформулированные Кришной в этих стихах, - это программа устойчивого развития всего человечества. Существует большое число диетологических, экономических и экологических преимуществ духовного вегетарианства. Ненасилие -это секрет процветания и гармонии в обществе, как учили Махатма Ганди, Л. Н. Толстой, Альберт Швейцер, Мартин Лютер Кинг.

В заключительных главах Гиты дается ведическая классификация пищи и выявляется принадлежность разных видов пищи к модусам бытия (гуна). Перечисляются три качественные разновидности пищи.

Первой перечисляется еда наилучших свойств, она называется благостной. Благодаря употреблению такой пищи человек приобретает жизненную энергию и удовлетворение, здоровье и долголетие. Второй по качеству следует страстная пища, способная вызывать недомогания, расстройства и тревоги. И самая низкая по качеству - это пища в невежестве (тамас). Несвежая и безвкусная, она не сулит благо человеку [7, с. 790-794].

Тем самым в Гите разграничивается «ахара» - пища по трем свойствам: благости, страсти и невежеству. Мясоедение относится исключительно к страстной и невежественной пище. Благостная пища - это вегетарианская пища, с учетом отмеченных дополнений ее приготовления. Лишь пища в благости может быть принесена в качестве дара Всевышнему, то есть быть включена в систему сакрализации вегетарианства, называется «прасад» [7, с. 236].

Таким образом, анализируя Бхагавад-гиту на предмет междисциплинарной связи теологии и диетологии, мы приходим к выводу о том, что этот текст содержит одно из самых древних экофильных посланий для человечества. Вегетарианство служит одним из важных биоэтических принципов человеческой жизни, базирующихся в том числе на религиозных нормах сострадания к живому. Наиболее зрелая база практики духовного вегетарианства, как было отмечено выше, имеет место в индуизме. Другие древние экофильные религии, появившиеся на территории Индостана, - буддизм и джайнизм - на основе ахимсы постулируют вегетарианские принципы питания. Одна из древнейших религий мира - иудаизм также име-

ет традицию вегетарианства. Суфизм как направление ислама отмечается практикой растительной диеты. Среди современных конфессий, осуществляющих пропаганду вегетарианства, являются адвентизм, учения мормонов и квакеров.

Среди знаменитых персоналий вегетарианства выделяются ученые, философы, современные политики и звезды. Среди самых известных мыслителей прошлого вегетарианцами были: Пифагор Самосский, Диоген, Сенека, Иоанн Златоуст, Леонардо да Винчи, Мишель Мон-тень, Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Артур Шопенгауэр, Лев Толстой, Мохандас Ганди и другие. Среди современных вегетарианцев-знаменитостей, открыто пропагандирующих вегетарианский образ жизни, выделяются: российский ученый-зоолог и телеведущий Николай Дроздов, британский музыкант, один из основателей группы The Beatles Пол Маккартни, итальянский эстрадный певец, киноактер, католик Адриано Челентано, американский актер и политик Арнольд Шварценеггер и другие.

В заключение следует отметить, что практика лактовегетарианства - это практика здорового питания, в которой есть все необходимые питательные вещества и компоненты для полноценного развития организма человека. Поэтому вегетарианское питание - это питание здравого смысла, с очевидностью необходимое современному человеку для поддержания хорошего здоровья и долголетия [23, с. 214].

Христианский теолог Е. Уайт - одна из сторонниц соблюдения баланса в питании растительной пищей и молочными продуктами. Она полагает, что особенно это может отражаться на здоровье детей, если лишать их возможности употребления разнообразных продуктов из молока [22, с. 4].

Рассмотренные выше признаки экофильности вегетарианства и экофобности мясоеде-ния заставляют задуматься над решением проблем экологии. Философское осмысление проблемы вегетарианства является как проблемой экотеологии, так и проблемой экологической этики. Этическое наполнение вегетарианства состоит в понимании ценности жизни всего живого и биоцентрическом уважении по отношению к животным организмам. Значительный вклад в теорию и практику вегетарианства внесла ведическая культура, из которой можно почерпнуть глубокий сакральный смысл вегетарианского питания.

Кроме того, ввиду современной ситуации распространенности разнообразного питания в мире необходимо признать заслуги достижений селекции, агрономии, животноводства. Без сомнения, результаты этих наук и производств - это все способы решения, прежде всего, продовольственной и демографической проблем на Земле.

Список литературы

1. Адамчик М. В. Восточная философия. Мн. : Харвест, 2006. 320 с.

2. Адираджа дас. Ведическое кулинарное искусство. М. : ББТ, 1993. 336 с.

3. Альбедиль М. Ф. Индуизм: Творящие ритмы. СПб. : Азбука-классика, 2004. 251 с.

4. Барышева Е. С. Основы физиологии питания (краткий курс). Оренбург : ГОУ ОГУ, 2007. 274 с.

5. Басов Н. В. Ключ к раздельному питанию. М. : Литрес, 1998. 160 с.

6. Беспалова О. В. Диетическое (лечебное и профилактическое) питание и алиментарно-зависимые факторы здоровья. М. : РУСАЙНС, 2018. 76 с.

7. Бхактиведанта Свами Бхагавад-гита как она есть. М. : Можайск-Терра, 2001. 1049 с.

8. Дюпре Б. Философия. 50 идей, о которых нужно знать. М. : Фантом-Пресс, 2014. 208 с.

9. Демин И. В. Русский космизм в перспективе трансгуманизма : монография. Самара : Глагол, 2014. 208 с.

10. Зубков С. А. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Религия и экология» для студентов направления «Религиоведение». Владимир : ВлГУ, 2017. URL: http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/ 6309/1/00694.doc (дата обращения: 24.03.2020).

11. Кингсфорт А. Научные основания вегетарианства или безубойного питания. М. : И. Д. Сытин и К, 1893. 57 с.

12. Кремо М., Мукунда Госвами. Божественная природа. М. : ББТ, 2004. 121 с.

13. Лось В. А., Урсул А. Д. Устойчивое развитие. М. : Агар, 2000. 254 с.

14. Оганян М. В., Оганян В. С. Экологическая медицина. Путь будущей цивилизации. М. : Концепту-ал, 2012. 544 с.

15. Роузен С. Вегетарианство в мировых религиях: Трансцендентная диета. М. : Философская книга, 2013. 176 с.

16. Роузен С. Неизвестное сокровище Индии. М. : ББТ, 2014. 192 с.

17. Смирнова Л. Раздельное питание. Минск : Харвест, 2007. 64 с.

18. Ткаченко Е. И., Успенский Ю. П. Питание, микробиоценоз и интеллект человека. СПб. : СпецЛит, 2006. 590 с.

19. Тимощук А. С. Экологическая системогенетика этики и права // Владимир Иванович Вернадский и Лев Николаевич Гумилев: Великий Синтез творческих наследий : коллект. науч. монография : Международная научная конференция (27-28 сентября 2012 г.). СПб. : Астерион. С. 485-488.

20. Тимощук А. С. Экологическая системогенетика права // Философско-антропологические исследования : науч.-теоретический гуманитарный журнал. Вып. 1-2. Курск : КГУ, 2008. С. 11-15.

21. Тимощук А. С. Экология в ведической культуре // Законы экологической сферы общества : Материалы VIII-ой Международной ярмарки идей, 33 Академ. симпозиума. Н. Новгород : Гладкова О. В., 2005. С. 223-224.

22. Уайт Е. Основы здорового питания. М. : Источник жизни, 1997. 608 с.

23. Фейворс Д. Лидер новой эпохи. Метафизический взгляд на проблемы руководства / пер. с англ. В. Филипенко. 2-е изд, испр. М. : Философская книга, 2002. Т. 1. 368 с.

24. Хакимов А. Г. Карма. Размышления. Омск : Омскбланкиздат, 2013. 112 с.

Ecophilic beginning of vegetarianism S. A. Zubkov

PhD of Philosophical Sciences, associate professor of the Department of philosophy and religious studies, Vladimir State University. Russia, Vladimir. E-mail: sazubkov@bk.ru

Abstract. The object of the research is ecophilia and ecophobia trends in the public consciousness. The relationship between anthropology, technology, and ecology is a necessary trend in the era of hybrid solutions. Efficiency and surplus value in the twenty-first century are not seen as antipodes to compassion and care, and the ethical requirements of treating animals have become an important component of non-classical discourse. Necessity of approaching acotylea the ideal of human development and civilization. The interaction and interpenetration of scientific, philosophical, religious and environmental views allows us to expand and enrich the experience of interaction between man and nature and thus contributes to the formation of a spiritual culture of the individual, the ecology of the spirit. When a person takes responsibility for nature, they master the ecological culture. Religious culture ennobles science with moral values, thereby contributing to its harmonization and improvement of the ecophilic type of person. Subject of research: vegetarianism as ecophilic and ecotheologian concept. The relevance of the research lies in the fact that vegetarianism as a theoretical and practical approach to maintaining life allows us to evaluate and identify ways to solve environmental problems. A vegetarian diet is correlated with both the ethical position, with an systemogenesis law and morality, and religious attitudes. The connection of vegetarianism and ecology is reflected in ekofilm approach to the environment. The author relies on general scientific methods at the theoretical level: genetic, comparative, system, and factor analysis. A review of the literature in the field of research, the main conclusions. Vegetarianism can be considered an indicator that denotes ecofeminist public consciousness. Philosophical understanding of the problem of vegetarianism is both a problem of bioethics and environmental ethics, and a problem of ecotheology. The ethical view of vegetarianism consists in an understanding of the value of life for all living things and a biocentric respect for animal organisms. The ecoteological approach is shown by the example of the theory and practice of vegetarianism in Vedic culture.

Keywords: vegetarianism, ecofeminist and religion, ethics, Ahimsa, the sacralization of food, the Bhaga-vad Gita, sustainable development, deep ecology.

References

1. Adamchik M. V. Vostochnaya filosofiya [Eastern philosophy]. Minsk. Harvest. 2006. 320 p.

2. Adiraja das. Vedicheskoe kulinarnoe iskusstvo [Vedic culinary art]. M. BBT. 1993. 336 p.

3. AlbedilM. F. Induizm: Tvoryashchie ritmy [Hinduism: Creative rhythms]. SPb. Azbuka-klassika. 2004. 251 p.

4. Barysheva E. S. Osnovy fiziologii pitaniya (kratkij kurs) [Fundamentals of nutrition physiology (short course)]. Orenburg. GOU OSU. 2007. 274 p.

5. Basov N. V. Klyuch k razdel'nomu pitaniyu [The key to the separate power supply]. M. Litres. 1998. 160 p.

6. Bespalova O. V. Dieticheskoe (lechebnoe i profilakticheskoe) pitanie i alimentarno-zavisimye faktory zdo-rov'ya. [Dietary (therapeutic and preventive) nutrition and alimentary-dependent health factors]. M. RUSAINS. 2018. 76 p.

7. Bhaktivedanta Svami Bhagavad-gita kak ona est' - Bhaktivedanta Swami Bhagavad-Gita as it is. M. Mozhaisk-Terra. 2001. 1049 p.

8. Dupre B. Filosofiya. 50 idej, o kotoryh nuzhno znat' [Philosophy. 50 ideas you need to know about]. M. Phantom-Press. 2014. 208 p.

9. Demin I. V. Russkij kosmizm v perspektive transgumanizma : monografiya. [Russian cosmism in the perspective of transhumanism : monograph]. Samara. Glagol. 2014. 208 p.

10. ZubkovS. A. Uchebno-metodicheskoe posobie po discipline "Religiya i ekologiya" dlya studentov naprav-leniya "Religiovedenie" [Educational and methodical manual on the discipline "Religion and ecology" for stu-

dents of the direction "Religious Studies"]. Vladimir. VlSU. 2017. Available at: http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/ 123456789/6309/1/00694.doc (date accessed: 24.03.2020).

11. Kingsfort A. Nauchnye osnovaniya vegetarianstva ili bezubojnogo pitaniya [Scientific bases of vegetarianism or slaughter-free nutrition]. Sytin and K. 1893. 57 p.

12. Cremo M., Mukunda Goswami. Bozhestvennaya priroda [Divine nature]. M. BBT. 2004. 121 p.

13. Los' V. A., UrsulA. D. Ustojchivoe razvitie [Sustainable development]. M. Agar. 2000. 254 p.

14. Ohanyan M. V., Ohanyan V. S. Ekologicheskaya medicina. Put' budushchej civilizacii [Environmental medicine. The path of future civilization]. M. Conceptual. 2012. 544 p.

15. Rouzen S. Vegetarianstvo v mirovyh religiyah: Transcendentnaya dieta [Vegetarianism in world religions: Transcendent diet]. M. Philosophical book. 2013. 176 p.

16. Rouzen S. Neizvestnoe sokrovishche Indii [Unknown treasure of India]. M. BBT. 2014. 192 p.

17. Smirnova L. Razdel'noe pitanie [Separate nutrition]. Minsk. Harvest. 2007. 64 p.

18. Tkachenko E. I., Uspenskij Yu. P. Pitanie, mikrobiocenoz i intellekt cheloveka. [Nutrition, microbioceno-sis, and human intelligence]. SPb. Spetslit. 2006. 590 p.

19. Timoshchuk A. S. Ekologicheskaya sistemogenetika etiki i prava [Systemogenesis environmental ethics and law] // Vladimir Ivanovich Vernadskij i Lev Nikolaevich Gumilev: Velikij Sintez tvorcheskih nasledij : kollekt. nauch. monografiya : Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya (27-28 sentyabrya 2012 g.) - Vladimir Ivanovich Vernadsky and Lev Nikolayevich Gumilev: the Great Synthesis of creative legacies : collected scientific monograph : international scientific conference (September 27-28, 2012)]. Spb. Asterion. Pp. 485-488.

20. Timoshchuk A. S. Ekologicheskaya sistemogenetika prava [Environmental law systemogenesis] // Filosofsko-antropologicheskie issledovaniya : nauch.-teoreticheskij gumanitarnyj zhurnal - Philosophical and anthropological studies : scient.-theoretical journal of the Humanities. Is. 1-2. Kursk. KSU. 2008. Pp. 11-15.

21. Timoshchuk A. S. Ekologiya v vedicheskoj kul'ture [Ecology in Vedic culture] // Zakony ekologicheskoj sfery obshchestva : Materialy VIII-oj Mezhdunarodnojyarmarki idej, 33 Akadem. simpoziuma - Laws of the ecological sphere of society : Materials of the Vlll-th International fair of ideas, 33 Akadem. symposium. N. Novgorod. Gladkova O. V. 2005. Pp. 223-224.

22. White E. Osnovy zdorovogo pitaniya [Fundamentals of healthy nutrition]. M. Source of life. 1997. 608 p.

23. Favors D. Lider novoj epohi. Metafizicheskij vzglyad na problemy rukovodstva [Leader of the new era. A metaphysical view of the problems of leadership]. 2nd ed., corr. M. Philosophical book. 2002. Vol. 1. 368 p.

24. HakimovA. G. Karma. Razmyshleniya [Karma. Musings]. Omsk. Omskblankizdat. 2013. 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.