Научная статья на тему 'Экипаж воздушного судна как социальная группа'

Экипаж воздушного судна как социальная группа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1859
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКИПАЖ ВОЗДУШНОГО СУДНА / AIRCRAFT CREW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шурдукова Татьяна Игоревна

Рассматриваются понятия «экипаж» и «группа», сходства и отличия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIRCRAFT CREW AS A SOCIAL GROUP

Some aspects of concepts "crew" and "group", similarities and differences are dealt with in the article.

Текст научной работы на тему «Экипаж воздушного судна как социальная группа»

УДК 351.263

ЭКИПАЖ ВОЗДУШНОГО СУДНА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Т.И. ШУРДУКОВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

Рассматриваются понятия «экипаж» и «группа», сходства и отличия.

Ключевые слова: экипаж воздушного судна.

Воздействие коллектива на личность осуществляется через приобщение личности к конкретной профессионально-трудовой деятельности, моральным и эстетическим ценностям посредством системы воспитательных мер по месту работы и жительства членов коллектива. Социально зрелый человек во многом сам себя создает, однако на его ценностные ориентации, мотивы и поведение воздействует коллектив общественным мнением, разъяснениями, критикой, одобрением и другими способами, мерами и средствами. При этом влияние коллектива на личность зависит от уровня развития коллектива, его сплоченности. Здесь можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты влияния социальной группы на личность (рис. 1).

Рис. 1. Анализ влияния социальной группы на личность

Несмотря на возросшую степень автоматизации авиационно-транспортной системы, решающая роль в обеспечении безопасности полетов в гражданской авиации по-прежнему принадлежит экипажу.

Экипаж имеет сложную структуру, во многом зависящую и от объективных факторов, например, рода авиации и соответственно от вида полетных заданий, а также от ряда субъективных или внутренних факторов (таких, например, как духовные запросы личности, профессио-

нальный уровень членов экипажа, мотивы деятельности, особенности поведения в стрессовой обстановке и т.д.). В то же время экипаж является той жизненной средой, в которой происходит формирование личности каждого его члена, ее развитие.

Именно здесь происходит непосредственное взаимное влияние группы на личность, решаются прямые вопросы взаимопомощи и коллективных взаимоотношений. В то же время экипажи испытывают на себе влияние членов других экипажей, их мнения, традиций и т. д. Поэтому правильная организация взаимодействия среди членов одного экипажа положительно сказывается на деятельности не только в ходе полетного задания, но и в повседневной жизни, оказывает положительное воздействие на окружающих.

Понятие «экипаж» во многом созвучно понятию «группа», представляющему собой объединение двух или более людей ради совершения какого-либо действия или взаимодействие двух или более человек, и вошло в наш официальный язык примерно в конце 70-х годов.

Г руппы как объекты изучения включают в себя любые типы объединения двух и более лиц для достижения конкретных целей. Они характеризуются тем, что взаимодействующие в них лица одновременно оказывают влияние на других, и испытывают на себе их влияние (рис. 2).

Рис. 2. Статическая структура взаимодействия субъектов

Группа - это определенная, реально существующая общность людей, объединенных каким-либо одним или несколькими признаками, разновидностью совместной деятельности или по-

мещенных в идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознающих свою принадлежность к этой общности.

Г руппы в организации необходимы для выполнения определенных функций и решения определенных задач. Если группа не обладает необходимыми свойствами, она не может эффективно выполнять поставленные перед ней задачи. Если группа не соответствует заданным параметрам, то следует либо изменить ее характеристики (качественные или структурные), либо расформировать данную группу и создать новую в соответствии с выбранными параметрами. Практика показывает, что не всегда есть возможность замены существующей группы на новую, поэтому возникает необходимость изменять группу и соответственно заменять ее членов.

Например, кто-то склонен к конкретному восприятию информации, кто-то к абстрактному, кто-то к эмоциональному. Если в группе, принимающей решение, представлены все способы восприятия информации, то вероятность отражения всех сторон проблемы в выбранном варианте решения увеличивается. В противном случае решение будет либо слишком абстрактным, либо слишком конкретным, либо слишком эмоциональным.

Объединения людей характеризуются количеством участников, местом действия, видом действия, целью, временными рамками (табл. 1). Каждый из перечисленных факторов может меняться и по-разному оказывать влияние на жизнедеятельность группы и отдельных ее членов.

По составу коллективы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и др.

Таблица 1

Виды групп и их основные характеристики

Отличительный признак Виды групп

Количество участников (размер групп) Малые группы или микрогруппы имеют в своем составе от 2-х до 10 участников. Особенность контактность. Возможность общения всех со всеми и влияния всех на всех максимальная Макрогруппы имеют размеры от нескольких десятков человек до сотен тысяч. Возможность контактов между ее членами практически отсутствует. Взаимовлияние друг на друга проблематично

Время жизни (существование) Ограничено временем действия или временем достижения цели Не задано, не ограничено параметрами

Тип объединения Формальные - организационно оформленные. Основой к существованию являются документы типа У става, Положения, инструкции Неформальные - организационно не оформленные. Основой существования являются договоренности, личные взаимоотношения

Эмоциональная близость, задушевность Первичные группы. Высокая эмоциональная вовлеченность в дела группы, отождествление себя с группой, большая психологическая совместимость Вторичные группы опираются на систему отношений, регулируемых правилами

Гетерогенные коллективы более эффективны при решении сложных проблем; они эффективны также при интенсивной творческой работе (мозговая атака). В то же время гомогенные лучше решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое оказывают друг на друга, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция и поэтому гомогенные коллективы более конфликтны, особенно чисто женские (поэтому желательно, чтобы соотношение представителей

разного пола было примерно одинаковым). Но в целом эффективный коллектив должен состоять все же из непохожих личностей.

Исходя из сроков существования, коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения разовой задачи, и постоянные. В соответствии с их функциями выделяют коллективы, ориентированные на достижение определенной цели как официальной, так и не официальной, на реализацию совместных интересов и общение. В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по всем видам деятельности.

Разграничивают внешнюю форму группы и внутреннюю связь (рис. 3).

Внешняя фория: Внешняя фория:

организационное организационное

понятие группы понятие группы

Аморфная группа

(случайные группировки, масса, толпа) Ответственная группа -Общность-Основа: смелость» уважение, ответственность

Естественная группа (семья» род» народность» возраст, пол)

Эмоциональная группа -Масса-Основа: страх, ненависть, стремление к власти» безответственность

Искусственная группа (отдел» команда) Организм (живои) Институ т (застывший)

Рис. 3. Виды групп по Г. Аммельбургу

По внешней форме различают, во-первых, аморфные, или бесформенные, группы, которые могут возникать при случайных встречах на улице, в поезде или в перерывах каких-либо мероприятий, во-вторых, природные, или естественные, группы, связь в которых определяется возрастом, полом, семьей, родом, национальностью или расой, и, в-третьих, искусственные группы, которые создаются в профессиональных, политических, спортивных, религиозных или иных целях.

По внутренней связи, то есть с психологической точки зрения, различают два вида групп. Первая из них - ответственная группа, в которой коллективное сознание образуется на основе взаимного уважения, общих интересов и целей, готовности прийти друг другу на помощь, дисциплины (исходя из осознания ее необходимости), а также общей осознанной ответственности, которая также влияет на прочность группы.

В противоположность этому эмоциональная группа является объединением, которое основывается на таких мотивах, как страх, ненависть, упоение властью или воодушевление, то есть обусловлена эмоционально.

Существует также классификация по формальному и неформальному признаку. Формальные группы - это те, которые предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач. Организация любого размера состоит также из формальных и неформальных групп, которые создаются администрацией. Они подчиняются формальному управлению, имеют структуру, иерархию полномочий и ответственности и определенный набор должностей. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирующие на относительно постоянной основе, например, менеджер и те, кто ему непосредственно подчиняется, и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных задач. Примером временной группы может служить группа студентов, объединившихся для совместной работы на время подготовки коллективного доклада и его презентации.

Неформальные группы - это спонтанно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения общих целей. Такие группы более динамичны, чем формальные. Эти группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей, например, группа сотрудников, окончивших одно и то же учебное заведение, группа

коллег, объединившихся для совместного проведения отпуска, для участия в спортивных соревнованиях и т.п. Такого рода группы нельзя недооценивать, так как они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре. Кроме того, неформальные группы имеют тенденцию объединения в сеть и являются важнейшими каналами передачи информации в организации.

В летном подразделении авиапредприятия рекомендуется использовать как формальный, так и неформальный принцип комплектования экипажей. Процесс комплектования характеризуется подбором членов экипажа воздушного судна по должности в соответствии с разработанными требованиями, а также положениями руководящих документов, действующих в гражданской авиации. Формирование экипажа является дальнейшим процессом совершенствования его как единого, слетанного и надежного в полетах коллектива.

На стадии формирования экипажа воздушного судна важно изучить личностные характеристики и уровень профессиональной подготовленности каждого работника - члена будущего коллектива, учесть наличие опыта, а также пожелания будущих коллег - сотрудников.

Формирование нового первичного коллектива, доукомплектование действующего и связанное с этим изучение психологических, социальных и профессиональных качеств специалистов -это забота и обязанность руководителя данного коллектива и заинтересованных вышестоящих руководителей. Кроме того, в изучении личных качеств специалистов как прибывающих, так и уже работающих, должны принимать участие психологи и социологи, рекомендации которых особенно нужны при комплектовании экипажей современных воздушных судов, подразделений для выполнения специальных работ в отрыве от базы, других первичных коллективов, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов. Именно в этих коллективах гражданской авиации «зарождаются», а затем и совершаются летные происшествия.

На следующих стадиях развития коллектива люди сближаются, изучая друг друга, могут появиться микрогруппы, которые объединяются на основе общностей интересов. Руководитель заинтересован, чтобы на этом этапе образовался актив из добросовестных и дисциплинированных исполнителей, которые раньше других усваивают требования и поддерживают порядок, участвуют в выполнении общественных поручений. С началом деятельности актива руководитель может и должен передать ему некоторые свои функции (например, контроля) и выдвигать требования не только от своего имени, но и от имени актива или с его непосредственным участием на собрании всего коллектива или на конференции представителей, на служебном разборе итогов рабочего дня, недели или другого периода производственной деятельности. Так постепенно формируется общественное мнение вокруг недисциплинированных сотрудников, вырабатывается отрицательное (осуждающее) отношение коллектива к различным отклонениям от норм жизни и труда, предписанных в соответствии с законодательными актами и утвердившихся в коллективе.

На стадии развития коллектива утверждаются отношения сотрудничества и взаимопомощи, когда коллектив понимает руководителя и принимает его требования. В свою очередь, коллектив оказывает свое воздействие на руководителя, предъявляя к нему свои требования и активизируя его рост и развитие как личности авиаработника - коллеги по совместной работе и как организатора.

Таким образом, экипаж представляет собой малую группу, обладающую высоким уровнем сплоченности, имеющую общую цель, которую разделяет каждый из ее членов, групповые нормы и традиции.

Специфика правового положения авиационного персонала, входящего в состав экипажа воздушного судна, предопределяет наличие норм, регулирующих деятельность экипажа и составляющих один из важнейших институтов воздушного права, который требует отдельного рассмотрения.

Экипаж гражданского воздушного судна - лица, которым в установленном порядке

поручено выполнять определенные обязанности по управлению и обслуживанию воздушного судна в полете.

Экипаж воздушного судна состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала.

Деление экипажа на летный и обслуживающий персонал имеет принципиальное значение. Летный состав выполняет обязанности, связанные с управлением воздушным судном в полете. К летному составу экипажа относятся лица, имеющие специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации воздушных судов и их оборудования: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы.

Обслуживающий персонал не выполняет функций, связанных с управлением воздушным судном в полете. Он комплектуется в зависимости от назначения воздушного судна и условий полета. К обслуживающему персоналу экипажа относятся бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых устанавливается МГА. Так, при испытательных полетах и полетах для научно-исследовательских целей в состав экипажа могут включаться инженеры и другие специалисты.

Экипаж воздушного судна представляет собой мобильный и работоспособный коллектив, обладающий профессиональными знаниями, практическими навыками, а также необходимыми психофизиологическими и моральными качествами.

В процессе формирования экипажа добиваются единого понимания общих целей и задач, стоящих перед экипажем; четкого исполнения всеми его членами конкретных обязанностей, предписаний, поручений и распоряжений командира воздушного судна и старшего по служебной соподчиненности; развития чувства ответственности за порученное дело.

В процессе формирования экипажа у его членов развивается стремление к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства и к тренировке по развитию психофизиологических качеств, необходимых для успешной и надежной летной деятельности.

При комплектовании экипажей необходимо учитывать соответствие членов экипажа требованиям, предъявляемым к летному составу, и стремление к наиболее целесообразному сочетанию индивидуальных свойств членов экипажа на основе их социально-психологической совместимости, степени их подготовки и практического опыта работы.

При комплектовании экипажа вновь вводимому командиру необходимо подобрать специалистов, имеющих опыт работы на данном типе воздушного судна, способных оказать практическую помощь в принятии грамотного и правильного решения в создавшейся ситуации.

При комплектовании экипажа воздушного судна в его состав включается только один член экипажа (кроме бортрадиста), имеющий налет менее 200 ч на данном типе воздушного судна (в исключительных случаях в первый год освоения новых типов воздушных судов комплектование экипажей допускается с отступлением от указанного требования по налету часов).

Допуск к полетам вновь скомплектованных экипажей или при замене двух членов экипажа осуществляется после проведения командно-инструкторским составом наземной подготовки и проверки знаний Инструкции по взаимодействию и Технологии работы экипажа.

Управление экипажем в зависимости от конкретных условий его деятельности основывается на принципе единоначалия и демократии.

При комплектовании экипажа командиру корабля в возрасте старше 50 лет рекомендуется подбирать молодого второго пилота с отличной техникой пилотирования на данном типе воздушного судна.

Комплектование и дальнейшее развитие экипажа основывается на принципе максимального сохранения его постоянного (стабильного) состава. При комплектовании экипажей важно наличие возможности взаимопомощи и заменяемости в пределах соответствующих профессиональных знаний и умений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонов Б.В., Никифорова Л.Х. Кадровая политика на воздушном транспорте. - Н. Новгород: ТАЛАМ,

2003.

2. Яницкий О.Н. Социология риска. - М.: Изд-во LVS, 2003.

3. Аммельбург Г. Предприятие будущего. Структура, методы и стиль руководства / пер. с нем. В.А. Чекмарева. - М.: Междунар. отношения, 1997.

4. Лейченко Д., Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф. Пат. 2182815 Рос. Федерация, МТЖ7 А 61 В 5/16. Способ оценки подготовки экипажа воздушного судна в области человеческого фактора. - № 2001124897/14; заявл. 31.08.2001; опубл. 27.05.2002, Бюл. - № 15.

5. Букалов А.В. Применение новых технологий эффективного менеджмента на крупных промышленных предприятиях // Соционика, ментология и психология личности. -2003. - № 1(46). - С. 5-7.

6. http://www.aviatehnic.ru/index.php?link=bezopasnost

AIRCRAFT CREW AS A SOCIAL GROUP

Shurdukova T.I.

Some aspects of concepts "crew" and "group", similarities and differences are dealt with in the article.

Key words: aircraft crew.

Сведения об авторе

Шурдукова Татьяна Игоревна, окончила МГТУ ГА (2009), соискатель ученой степени кандидата социологических наук МГТУ ГА, автор l научной работы, область научных интересов - социология управления, связи с общественностью, менеджмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.