Научная статья на тему 'EHEALTH В НАШЕЙ ЖИЗНИ'

EHEALTH В НАШЕЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
E-HEALTH / ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИЦИНА / МЕДИЦИНСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ВРАЧИ / ПАЦИЕНТ / СЕРВИС / E-MEDICINE / MEDICAL APPLICATIONS / HEALTH / DOCTORS / PATIENT / SERVICE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Якушев Д.С., Пальмов С.В.

Работа посвящена системе eHealth. В статье рассматривается текущее состояние развития системы eHealth, необходимость использования системы, приводятся примеры популярных приложений и сервисов в России. Объясняется необходимость объединения всех медицинских знаний воедино. Формулируются выводы о том, что использование eHealth позволит обеспечить прогресс в улучшении жизни пациента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EHEALTH IN OUR LIFE

The work is devoted to the eHealth system. The paper discusses the current state of development of the eHealth system, justifies the need to use the system, and provides examples of popular eHealth applications and services in Russia. Authors explains the need to combine all medical knowledge together. Conclusions are formulated that the usage of eHealth will ensure progress in improving the patient's life.

Текст научной работы на тему «EHEALTH В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

УДК 004.9

Якушев Д.С. студент 3 курса

факультет «Информационные системы и технологии»

Пальмов С.В., к.т.н.

доцент

кафедра Информационных систем и технологий

ФГБОУ ВО ПГУТИ

кафедра Информационных развивающих и образовательных

систем и технологий Самарский государственный технический университет

Россия, г. Самара

EHEALTH В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Аннотация: Работа посвящена системе eHealth. В статье рассматривается текущее состояние развития системы eHealth, необходимость использования системы, приводятся примеры популярных приложений и сервисов в России. Объясняется необходимость объединения всех медицинских знаний воедино. Формулируются выводы о том, что использование eHealth позволит обеспечить прогресс в улучшении жизни пациента.

Ключевые слова: eHealth, электронная медицина, медицинские приложения, здоровье, врачи, пациент, сервис.

Yakushev D.S. 3rd year student

Faculty of "Information systems and technologies" Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics

Russia, Samara Palmov S. V.

Ph.D. of Engineering Sciences associate professor of the department "Information systems and technologies" Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics

associate professor of the department "Information developmental and educational systems and technologies"

Samara State Technical University

Russia, Samara

EHEALTH IN OUR LIFE

Abstract: The work is devoted to the eHealth system. The paper discusses the current state of development of the eHealth system, justifies the need to use the system, and provides examples of popular eHealth applications and services in Russia. Authors explains the need to combine all medical knowledge together. Conclusions are formulated that the usage of eHealth will ensure progress in improving the patient's life.

Keywords: eHealth, e-medicine, medical applications, health, doctors, patient, service.

Применение информационных технологий (ИТ) в сфере предоставления медицинских услуг в России имеет долгий и извилистый путь. После того, как начали автоматизировать ведение учета, больницы начали применять ИТ-функции к задачам составления счетов и составления финансовой отчетности. Но несмотря на внедрение ИТ в административных и бухгалтерских задачах, разработка системы для передачи медицинских документов пациентов через систему здравоохранения была трудноисполнимой задачей. Основные проблемы, мешающие внедрить данный подход, - это решение вопросов стандартизации, обеспечивающих конфиденциальность, и создание систем, которые являются полезными как для «производителей» данных, так и для пользователей. [4] Все перечисленное не являются недостатками самой технологии, а относится к взаимодействию между пользователями и системой.

Электронное здравоохранение eHealth включает в себя электронные медицинские карты, удаленные консультации и персональный мониторинг здоровья пациента посредством видео- и аудиоконтактов с врачами. eHealth можно использовать для реформы сферы здравоохранения, чтобы расширить возможности пациентов при обращении в систему оказания медицинских услуг. Для этого eHealth должна сочетать в себе такие аспекты, как инженерия человеческих факторов, взаимодействие человека и компьютера, психологию и удобный интерфейс, а также лучшие аспекты медицины для создания инноваций в сфере медицинской помощи. [2] Эти улучшения должны учитывать рекомендации медиков для создания системы здравоохранения. Система должна быть безопасной, современной, эффективной, основанной на фактических данных и ориентированной на пациента.

Исследование eHealth - как и исследование в других жизненно важных областях компьютерных технологий - проводится для достижения нового этапа развития. Современные вычислительные и телекоммуникационные технологии должны использоваться совместно с существующими методами медицинской помощи чтобы обеспечить продолжительность и качество жизни людей.

Для медицинских специалистов создание электронного здравоохранения открыло возможность передавать достижения в области медицинской информационной технологии пользователям. Еще в 1999 году опросы показали, что одни из самых часто задаваемых вопросов в интернете - это вопросы о здоровье и поиск медицинской информации. Пользователи испытывают дискомфорт от узкоспециализированных терминов и неструктурированных данных. В то же время, большинство людей больше доверяют своим врачам, чем Интернету. Более современные данные показывают, что доверие к eHealth высоко именно потому, что за программной оболочкой стоят настоящие эксперты и квалифицированные

врачи.

Актуальность использования eHealth также заключается в том, что врач может воспользоваться советами системы по определению диагноза, выписке рецепта или рекомендациям пациенту. [7] Ведь по некоторым оценкам, терапевт должен был бы читать 20 статей в день в течение 365 дней в году только для того, чтобы сохранить актуальность своих медицинских знаний. [1]

Система eHealth содержит в себе не только базу пациентов. Она также должна сохранять текущие показателе здоровья, истории болезни, результаты лабораторных исследований, отчеты специалистов, фармацевтические отчеты, неблагоприятные реакции и психосоциальные показатели. Сочетать лучшие современные медицинские знания с историческими данными пациента без электронной инфраструктуры, гарантирующей сохранность и резервное копирование данных пациентов, невозможно. [5]

Исследования в области электронного здравоохранения должны стать частью системы реформ, которая свяжет научно обоснованные медицинские практики с понятиями безопасности и удобства использования. Система должна работать в тандеме с врачами, медсестринским персоналом и другими звеньями в цепочке здравоохранения, чтобы обеспечить безопасность пациентов.

Основной принцип системы заключается в том, что удобство использования должно стать неотъемлемым атрибутом. Система должна следить за завершением заданий и событий, и отправлять напоминания об их статусе, если это необходимо, лицам, принимающим решения, до тех пор, пока они не будут выполнены или отменены. Идея заключается в том, чтобы сделать систему здравоохранения безупречной, разработав такой интерфейс между компонентами, чтобы он был последовательным, понятным и контролируемым всеми его пользователями. [3] Скоординированная система должна позволять медперсоналу работать взаимозависимо, способствовать безопасным практикам и поощрять непрерывное улучшение качества. [8]

Привлечение науки и медицинских инноваций для правильной постановки диагноза и своевременного оказания медицинской помощи является еще одним приоритетным направлением в системе eHealth. На сегодняшний момент врачу приходится часто доказывать свою правоту. Особенность системы заключается в том, чтобы врач мог эффективно использовать имеющиеся данные и минимизировать вероятность ошибок.

Преимуществами для руководства клиник является то, что на основе фактических данных система позволяет значительно улучшить результаты лечения пациентов и снизить издержки. [6] Другой областью продуктивных исследований является вывод большого количества текста и таблиц на дисплеи, что позволяет быстро усваивать данные. Так же для пациента важно получать ориентированную на него информацию. Приложения eHealth помогут в предоставлении своевременного индивидуального оповещения.

Другим приоритетным направлением для пациентов является

предоставление возможности равного использования медицинской информации. Это означает, что, начиная с инструкций и рецептов к препаратам до веб-портала с доступом к личной информации о здоровье - всё должно быть одинаково равнодоступно для всех пользователей.

eHealth в России

1) Яндекс. Здоровье - приложение и сайт для онлайн-консультаций. Позволяет общаться в чате с врачами без предварительной записи. Консультация также доступна посредством видеозвонка. Диалог можно вести приватно, врач знает о пациенте лишь то, что он ему рассказывает. После каждой консультации врач присылает отчет с рекомендациями. Также есть услуга ветврачей для домашних питомцев. [9]

2) Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) - связывает информационные системы всех медучреждений и соответствующих ведомств, позволяет вести унифицированные электронные медицинские карты и регистры лиц с определенными заболеваниями. В рамках данной программы работает кабинет «Мое здоровье» на портале государственных услуг. Система предназначена для удаленной записи к врачам в любой удобной для пациента клинике. Все данные и отчеты о здоровье пациента содержатся в базе здравоохранения ЕГИСЗ.

3) «Педиатр 24/7» - консультации по вопросам здоровья детей. Дает возможность не только проконсультироваться через интернет, а и гарантированно быстро обеспечивает ответ врача. Также реализована функция записи на онлайн-прием к узкопрофильным высококлассным специалистам. Большое внимание уделяется контролю качества консультаций.

4) «Онлайн Доктор» - онлайн-клиника с возможностью дистанционных консультаций для взрослых и детей. В проекте задействованы врачи разных профилей из лучших лечебных учреждений Москвы и Санкт-Петербурга.

5) Ondoc - программа для клиник и врачей, а также единый личный кабинет пациента. После внесения расписания приёма врачей, пациентам клиники станет доступна онлайн-запись на прием. Пациенты попадут к врачу, даже если не смогут дозвониться в клинику. Рекомендации врача могут передаваться в электронную медкарту пациента. Подключение сервиса доступно для медицинских центров и стоматологических клиник, которые уже ведут амбулаторную карту пациента в медицинской информационной системе. Врач сам выбирает, какую часть данных передавать в личный кабинет пациента. Это

может быть список назначенных лекарств, диагноз или рекомендации. [10]

6) Welltory - приложение на смартфон для управления стрессом. С помощью Welltory любой человек получает знания о том, как работает его мозг и организм, возможность измерять уровень стресса, усталости, анализировать влияние привычек на самочувствие и продуктивность, проверять на себе эффективность различных советов и способов оптимизации образа жизни с целью достижения максимальной продуктивности.

Заключение

Мы находимся на переломном этапе исследований в области электронного здравоохранения. eHealth станет частью системы, предотвращающей медицинские ошибки и улучшающей качество жизни населения.

Смысл eHealth заключается в объединении науки о доказательной медицине с практикой исследований, ориентированных на пациента. Это союз, который объединяет базы знаний о медицине с растущей доказательной базой в вычислительных науках. Объединение всех медицинских знаний воедино необходимо сейчас как никогда. Разрабатывая эти технологии, исследователи электронного здравоохранения могут обеспечить цикл обратной связи в медицинских структурах. Что еще более важно, исследователи электронного здравоохранения могут помочь ускорить прогресс в улучшении жизни пациента - это наиболее важно с точки зрения пользователя.

Использованные источники:

1. Столяр В. Л. Дистанционное интерактивное обучение врачей: преимущества видеоконференцсвязи // Здравоохранение. 2016. № 10. С. 8085.

2. Владзимирский А. В., Коваленко А. С., Лобас В. М. История телемедицины, люди, факты, технологии. Донецк: ООО «Цифровая типография». 2008. 82 с.

3. Столяр В. Л. Как организовать дистанционный видеоконсилиум. Пошаговый алгоритм // Здравоохранение. 2017. № 3. с. 102-107.

4. Иржанов Ж. А. Обоснование эффективности внедрения информационных технологий в условиях многопрофильной поликлиники дисс., канд. мед. наук // Медицинские диссертации. 2012. с.153.

5. Бальзамова, Л. А. Эффективность использования ресурсов здравоохранения в амбулаторно-поликлинических учреждениях: дисс., канд. мед. наук. М., 2004. с.164.

6. «Practice Incentives Program (PIP) eHealth Incentive» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.digitalhealth.gov.au/get-started-with-digital-health/pip-ehealth-incentive (дата обращения: 20.11.2018).

7. «The use of e-health and m-health tools in health promotion and primary prevention among older adults: a systematic literature review» [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5016733/ (дата обращения: 20.11.2018).

8. «eHealth на практике: IT-решения для медицины» [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.apteka.ua/article/445369 (дата обращения: 21.11.2018).

9. «Совет за 99 рублей. Насколько полезно «Яндекс.Здоровье» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.bfm.ru/news/355838 (дата обращения: 21.11.2018).

10. ИТ как база для фармакологических исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gmpnews.ru/2016/09/it-kak-baza-dlya-farmakologicheskix-issledovanij (дата обращения: 21.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.