УДК 159.9.923.2
Т. И. Пашукова
доктор психологических наук; профессор кафедры психологии и педагогической антропологии Института гуманитарных и прикладных наук ФГБОУ ВО МГЛУ; e-maiL: [email protected]
ЭГОЦЕНТРИЗМ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ВУЗЕ
В статье рассматриваются проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. Особое внимание обращается на социально-психологические проблемы адаптации. Доказывается, что сложность периода адаптации ведет к усилению эгоцентризма, который определяют как неспособность личности, сосредоточенной на себе, принимать в расчет мнения, намерения, планы других людей и координировать их со своими собственными. Он проявляется в сфокусированности личности на себе, в эготизме как форме речевого проявления эгоцентризма, в ретрофлексии и других феноменах. Эгоцентрические состояния и свойства могут быть результатом действия механизмов психологической защиты. Способствуя стабилизации эго-состояния, эгоцентризм ведет, с одной стороны, к проблемам общения и установления отношений с людьми, с другой - сам может быть вызван этими процессами. Результаты эмпирического исследования показывают, что не только сложности адаптации способствуют усилению эгоцентризма личности, но и изначально высокий уровень эгоцентризма студентов негативно отражается на адаптации. Он затрудняет формирование деловых и межличностных отношений и неблагоприятно сказывается на процессах групповой динамики. В период адаптации к обучению в вузе у первокурсников усиливается потребность в самоутверждении и самосохранении личности, в интеграции в учебной группе, в освоении статуса студента. Исследования показали, что у первокурсников, по сравнению со старшеклассниками и студентами других курсов, показатели эгоцентризма как свойства и состояния личности выше.
Ключевые слова: адаптация; социально-психологическая адаптация; эгоцентризм; сфокусированность личности на себе; групповая динамика.
T. I. Pashukova
Doctor of PsychoLogy (Dr. habiL); Professor of the PsychoLogy and PedagogicaL AnthropoLogy Department, Institute of Humanities and AppLied Sciences, MSLU; e-maiL: [email protected]
EGOCENTRISM IN STUDENTS DURING THE PERIOD OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION TO HIGHER EDUCATION INSTITUTION STUDIES
The articLe deaLs with the probLems of adaptation of first-year students to higher education institution studies. SpeciaL attention is paid to the socio-psychoLogicaL probLems of adaptation. It is proved that the compLexity of the adaptation period Leads
to the increase of egocentrism, which is defined as the inabiLity of a seLf-centered person to take into account the opinions, intentions, plans of other people and coordinate them with one's own opinions. It manifests itself in self-centeredness, in egotism as a form of speech manifestation of egocentrism, in retroftection and other phenomena. Egocentric states and traits may be the result of psychological defence mechanisms. Helping to stabilize the ego-state, egocentrism leads on the one hand to communication problems and establishing relationships with people; and on the other hand it can be caused by these processes. The results of the empirical research prove that not only the difficulties of adaptation contribute to enhancing the personality egocentrism, but also the initially high level of students' egocentrism has a negative effect on their adaptation. It complicates the formation of business and interpersonal relationships and adversely affects the processes of group dynamics. During the period of adaptation to higher education institution studies, the first-year students' need for self-assertiveness and self-preservation, for integration in the study group, and for mastering the student's status is increasing. The research shows that egocentrism as a personality trait and state is higher in first-year students as compared to high school pupils and students of other years.
Key words: adaptation; socio-psychological adaptation; egocentrism; self-centered-ness; group dynamics.
Введение
Выпускники школ, поступившие в высшее учебное заведение, испытывают в первый год обучения сложности адаптации к новым условиям и иным, нежели в школе, требованиям преподавателей, к новым формам взаимодействия с представителями структурных подразделений университетов. Они знакомятся с другими студентами, у них формируются деловые и межличностные отношения с товарищами по курсу и академической группе, с новыми знакомыми.
Иногородним студентам нужно привыкнуть к жизни вдали от родных и близких, к новой среде, освоить нормы и правила взаимодействия с незнакомыми ранее людьми.
Сложность адаптации зависит от особенностей и свойств характера личности, социально-психологической компетентности, коммуникативных способностей. При этом каждый из первокурсников в той или иной мере переживает состояние, называемое адаптационным синдромом. Адаптационный синдром проявляется в утомляемости, у некоторых из студентов в депрессивности, фрустрации или повышенной тревожности.
Процесс у адаптации у первокурсников состоит из адаптации физиологической, сенсорной, психологической, социально-психоло-
гической и социальной и сказывается на общем состоянии личности, на характере общения и отношении к себе и другим.
Основная часть
Физиологическая адаптация у студентов связана с необходимостью привыкания к изменившемуся распорядку дня, к напряженному учебному процессу, к большей продолжительности лекций по сравнению с уроками. Молодые люди находят в одной позе по 6-8 учебных часов в аудитории и к ним добавляются часы подготовки в библиотеке или дома. Это определяет большие нагрузки на сенсорные системы, особенно - на органы зрения.
Студенты-первокурсники готовятся к занятиям долго и культуре своего здоровья уделяют меньше времени, чем школьники. Трудности сенсорной адаптации, связанной с работой за компьютером и чтением учебной литературы, способствуют утомлению, снижению внимательности и отвлекаемости, признаками чего может являться переключение внимания на разговоры с товарищами, манипуляции с мобильными устройствами и пересылки зшз, проверки сообщений в WhatsApp и др.
Сложность материала, который дается в вузе, часто превышает уровень ближайшего развития определенной части студентов. Организация своевременного контроля за усвоением основных понятий по преподаваемым учебным дисциплинам часто проблематична. До промежуточных форм аттестации у студентов возможно накопление недостаточно усвоенного материала, что они не всегда осознают, но имеют определенные негативные предчувствия перед сессией.
Наиболее сложной у первокурсников оказывается социально-психологическая адаптация, связанная с формированием общения, обращения и межличностных, ролевых и деловых отношений в университете, интеграцией в новых группах. У них повышается риск возникновения трудных психических состояний. Могут возникать состояния тревожности или, наоборот, состояния пониженной нервной и психической активности [Гримак 1991]. У некоторых студентов появляются признаки «ночной психики», так как многие юноши и девушки готовятся к занятиям в ночные часы. Особенно это касается старательных первокурсников, которые переживают из-за оценок и боятся первой сессии.
Социально-психологическая и социальна адаптация - это постоянные процессы активного приспособления личности к условиям социальной среды, а также и результат этого приспособления.
И. А. Милославова определяет социальную адаптацию, понимая ее как один из механизмов социализации, позволяющий личности или группе включаться в различные социальные структурные элементы среды благодаря стандартизации повторяющихся ситуаций. В ходе социально-психологической адаптации субъект усваивает ценности, нормы, установки группы, к которой он адаптируется [Милославова 1973].
В теориях гуманистической психологии успешная адаптация человека рассматривается обычно как результат взаимодействия личности и общества. Она связывается со способностью личности к взаимодействию с другими людьми и группами. К. Роджерс убедительно доказал, что существование в обществе и хорошая «психическая регуляция» личности имеют место тогда, когда концепция ее самости может ассимилировать весь сенсорный опыт и внутренние ощущения организма [Роджерс 1997]. К этому добавим, что умеющий взаимодействовать с другими человек более устойчив к стрессам и конфликтам [Жмыриков 1989].
Н. Н. Мельникова выделила цели социально-психологической адаптации: приспособление, понимаемое как уравновешение и координация; повышение уровня функционирования как самореализация. Помимо приспособления, сам человек может выработать свою адаптационную стратегию и активно влиять на социальную среду, на других людей, изменяя их нормы и ценности [Мельникова 2004, с. 36].
А. А. Налчаджян отмечал, что в ходе социально-психологической адаптации происходит активация ряда адаптивных механизмов. Многократное их использование в сходных социальных ситуациях приводит к их закреплению в структуре личности и включается в подструктуры характера [Налчаджян 1988, с. 18].
Внешним критерием адаптации является успешность жизнедеятельности в определенной среде, приспособленность к ней. Согласно концепции Ж. Пиаже, адаптацию можно рассматривать как ассимиляцию. Психологически критерием адаптации может считаться степень субъективной удовлетворенности, комфортности человека в новой среде [Пиаже 1969]. Проявление активной позиции личности по
отношению к среде в период социально-психологической адаптации считается показателем самовыражения и самореализации личности.
Студентам, когда они привыкают к учебе, к новому социальному окружению, к традициям и нормам коллектива, к особенностям тех или иных отношений, важно включение в коллектив как равноправных, принимаемых его членов, что рассматривается как интеграция особенно важная в юношеском возрасте.
В психологии выделяют стадии адаптационных процессов. Это уравновешивание как стадия взаимной терпимости индивида и среды; стадия псевдоадаптации, сочетающая в себе внешнюю приспособленность к обстановке с психологически отрицательным отношением к ее требованиям и нормам; аккомодация как признание основных ценностей новой группы и ситуации, связанная с взаимными уступками; уподобление как результат психологического переориентирования субъекта, выражающийся в изменении прежних взглядов, мнений, установок в соответствии с новой ситуацией.
По содержанию адаптации выделяют пять фаз в его процессе. Сначала наблюдается первичная реакция на изменения. Одновременно происходит ориентировка, начинается внутренняя переработка и осмысление воспринятого. Затем наблюдаются действия, направленные на изменение и продуктивное взаимодействие [Ротенберг, Ар-шавский 1984].
Интересен вопрос о способностях и ресурсах личности, обусловливающих возможности ее адаптации, которые получили название «адаптивный потенциал личности». А. Г. Маклаков полагает, что у каждого человека имеются психологические особенности, которые составляют его личностный адаптационный потенциал. Они включают нервно-психическую устойчивость, обеспечивающую толерантность к стрессу; адекватную самооценку, которая определяет правильность восприятия условий деятельности и собственных возможностей; ощущение социальной поддержки, дающей чувство собственной значимости для других людей; уровень конфликтности личности и опыт социального общения [Маклаков 2001].
Н. Н. Мельникова использует понятие «адаптивный блок» качеств. К ним она относит качества, которые связаны с выбором наиболее эффективных адаптивных стратегий поведения. В «адаптивный блок» входят социально-психологические характеристики личности,
относящиеся к общению и взаимодействию с другими людьми и группами [Мельникова 2004]. В ряде работ адаптивный потенциал личности определяется как сложное, многоуровневое образование. Он включает такой арсенал форм поведения, имеющихся в прошлом опыте, который позволяет осознать личностные ресурсы и создать линию поведения, соответствующую жизненному сценарию.
В ходе социально-психологической адаптации у личности включаются различные адаптационные механизмы, направленные на активное преобразование ситуации и на изменение поведения, ценностей, структур диспозиционной регуляции социального поведения, в том числе и на изменение его целей.
Признавая доказанным, что социально-психологическая адаптация - это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды, следует отметить, что его механизмы остаются еще недостаточно изученными. Одним их таких механизмов является эгоцентризм. Когда адаптационные процессы вызывают напряжение всей эго-системы, возможно усиление эгоцентризма как свойства и состояния личности.
Под эгоцентризмом личности или эгоцентрической направленностью следует понимать «зацикленность», или сфокусированность человека на своем мнении, точке зрения, состоянии, в целом на себе [Пашукова 2001].
Эгоцентризм личности связан с эгоцентризмом мышления, при котором концентрация на себе, на своем состоянии и т. п. мешает восприятию и пониманию смыслового содержания высказываний собеседников. Повышенный эгоцентризм ведет к ошибкам понимания, мешает деловому и межличностному общению, в том числе общению с друзьями и с родителями.
Среди разнообразных форм проявления эгоцентризма как состояния или свойства личности следует отметить: эготизм, проявляющийся в стремлении рассказывать о себе; феномен «воображаемая аудитория», состоящий в представлении студента о том, что он «на виду», что его постоянно оценивают, обсуждают; сфокусированность на себе и др.
В общении эгоцентризм наблюдается в процессе передачи и приема сообщения, что в ходе учебных занятий имеет следствием недоучет смыслового наполнения понятий и ошибки интерпретаций.
Коммуникативный эгоцентризм связан с недостаточностью децентра-ции, относящейся к механизмам учета точек зрения и позиции других людей, и с недостатком обратной связи, необходимой для рефлексии.
В период социально-психологической адаптации целевые функции эгоцентризма, вероятно, направлены на сохранение эго-системы или структуры личности. Усиление эгоцентризма в трудных жизненных ситуациях, в условиях повышенной напряженности, в экстренных и экстремальных условиях происходит неслучайно.
Признаками эгоцентризма становятся: сфокусированность личности на себе, которая отражает вектор направленности внимания; рефлексия своих свойств и поступков, своей «Я-концепции», а также ретрофлексия, выражающаяся в слишком частой аргументации правильности собственных мыслей, мнений, поступков, поведения и др. К показателям эгоцентризма относится и повышенный эготизм, проявляющийся в стремлении рассказывать о себе, что типично для студентов первого курса.
Построение деловых и межличностных отношений включено в процессы групповой динамики академических групп и курса, к которым принадлежат студенты. Большую роль в адаптации играют особенности организации совместного досуга, разные виды и формы совместной деятельности и принятий групповых решений.
В период социально-психологической адаптации студенты различаются по типу их поведенческой активности. Юноши и девушки, которые характеризуются активным типом социально-психологической адаптации, проявляют свои коммуникативные и организаторские способности, предлагают те или иные мероприятия в вузе или вне его, стремятся влиять на других. Студенты, относящиеся к пассивному типу, первыми активность не проявляют, для них характерно конформное принятие целей и ценностей других людей или группы в целом.
Тип социально-психологической адаптации формируется в процессе становления личности. Он зависит от потребностей, мотивов, социально-психологической компетентности, развития социально-психологических способностей, владения способами интеграции в группе, от доминирующих копинг-стратегий [Совладающее поведение ... 2008; Carver, Scheier 1994].
При любом типе адаптации эгоцентрические состояния способствуют появлению эгоцентрических интерпретаций смыслов
сообщений. Человек полагает, что понимает и воспринимает объекты такими, какие они есть, но не учитывает позицию, задающую точку зрения их рассмотрения. Погруженный в себя индивид полагает, что другие имеют те же мысли и оценки происходящего, что и он сам.
Анализируя смысловую сферу человека, в качестве эмпирических референтов эгоцентризма можно выделить ее семантические показатели. Эгоцентризм семантической сферы сознания проявляется в общении в чрезмерном использовании местоимений первого лица единственного числа (я, мне, мое и т. п.) [Пашукова 2001]. При этом, если у человека эгоцентризм экстравертированного типа, он характеризуется коммуникативным поведением, при котором перебивает собеседника, не дожидается окончания высказывания его мысли, стремится командовать, отстаивает свое мнение и настаивает на своей оценке и интерпретациях и т. п. Если же эгоцентризм интровертированно-го типа, то мы имеем дело с человеком «себе на уме», который держит «про себя» аргументацию, факты, логику, доказательства, в ряде случаев проявляет обидчивость, неадекватную реакцию на реплики и оценки других людей [там же].
Эгоцентрические реакции любого типа отражаются на общении первокурсников друг с другом и с преподавателями и в условиях учебного процесса и вне его.
Для доказательства предположения об усилении эгоцентризма у первокурсников в период социально-психологической адаптации мы провели специальное исследование. Выборку составили студены младших и старших курсов педагогического и лингвистического университетов и старшеклассники общеобразовательных школ (Кировоград и Москва).
В исследовании использовалось наблюдение, тестирование, экспертные оценки и др. Тест эгоцентрических ассоциаций и наблюдение по методике исследования эгоцентризма в общении и взаимодействии дали возможность получить и подтвердить количественные показатели такой формы эгоцентризма как сфокусированность или направленность личности на себя [Пашукова 2001].
Применение методов математической статистики позволило получить для каждой выборки среднеарифметические величины эгоцентризма по тесту и показатели стандартного отклонения (сп) (см. табл. 1).
Таблица 1
Эгоцентризм у учеников старших классов и студентов первых и третьих курсов
Испытуемые Количество испытуемых Среднее арифметическое Стандартное отклонение
N Х
Ученики выпускных классов 228 14,1 6,8
Студенты первого курса 328 14,9 7,39
Студенты третьего курса 105 14,3 6,69
Результаты, представленные в таблице, показывают, что у старшеклассников величины эгоцентризма ниже, чем у студентов-первокурсников. При этом стандартное отклонение показателей эгоцентризма у первокурсников больше, чем у старшеклассников и студентов старших курсов [там же].
Отметим, что возрастная динамика эгоцентризма, полученная в данном исследовании методом срезов, неслучайно противоречит возрастной тенденции снижения величины и уровня эгоцентризма после завершения подросткового возраста [Пашукова 2001]. Происходит это потому, что личность как интегральное образование, формируется в пространстве общественных, социально-психологических и интимно-личностных отношений. Это пространство для первокурсников новое и причинами усиления эгоцентризма у них можно считать потребность в самоутверждении и интеграции в нем.
Старшеклассники, несмотря на сложности выбора профессии, проблемы поиска мест дальнейшей учебы или работы, определения своего призвания и напряжения, связанного с дальнейшим самоопределением, остаются в пространстве отношений, к которым они адаптированы за годы учебы в школе. Они в них в той или иной степени интегрированы в отношениях с товарищами по классу, с учителями и в своей семье.
В отличие от школьников, студенты первого курса находятся в новой для них среде. В какой степени они смогут интегрироваться в группах и коллективах, зависит от многих условий, в том числе от особенностей коммуникативного ядра их личности, от готовности
общаться и взаимодействовать с другими, от коммуникативных и организаторских склонностей и способностей.
Пока не завершится период адаптации и интеграции в систему отношений с товарищами, студенты переживают за свой статус в новых группах и усиление центрации, сфокусированность на себе, повышенный уровень эгоцентризма выполняют защитную и стабилизирующую функцию для их эго-системы.
При повторении нами сравнительных исследований на факультете немецкого языка Московского государственного лингвистического университета разница в величинах эгоцентризма у студентов младших и старших курсов была более выраженной. Например, при исследовании групп, состоящих из 11 человек I курса, уровни эгоцентризма были высокими или очень высокий. Среднее значение величины эгоцентризма по группе оказалась равной 27,4 при оп 1=2,63. В то же время в группе, состоящей из того же количества студентов IV курса средняя величина была равна 15,0 при оп 1=3,65. Показатель стандартного отклонения меньше у первокурсников, что подтверждает сходную реакцию на обстоятельства адаптации к обучению в вузе, а не индивидуальные его причины.
Однако не только процесс адаптации сказывается на усилении эгоцентризма в форме сфокусированности личности на себе, но и сам эгоцентризм мешает установлению новых адекватных стабильных отношений и взаимопониманию. Доказательством тому являются наши ранее проведенные исследования в двух группах статистически значимо отличавшихся групповыми среднеарифметическими показателями эгоцентризма по тесту эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ) и подтвержденные оценками экспертов, которыми являлись преподаватели и кураторы этих групп. Они проводились нами на историческом факультете Кировоградского государственного педагогического университета. Испытуемыми были 50 студентов, юношей и девушек, которые учились по направлению подготовки «История и иностранный язык» [Пашукова 2001].
Для изучения особенностей динамических процессов в группах мы выбрали метод открытого невключенного наблюдения; метод экспертной оценки, которую давали преподаватели, ведущие занятия в данных группах; метод анализа продуктов деятельности и социометрию.
Результаты эмпирического исследования оказались следующими. В группе 1, состоящей из 28 студентов, среднее значение эгоцентризма оказалось равным 10,79 при оп1 = 5,7. Размах величин эгоцентризма варьировал от 2 до 22. Лиц с высоким уровнем эгоцентризма было 10,71 %.
В группе 2, которая состояла из 22 студентов, среднеарифметическая величина эгоцентризма для группы равнялась 16,7 при оп 1=8,5. Размах величин эгоцентризма у студентов группы варьировал от 2 до 31. Количество студентов с высоким уровнем эгоцентризма составило 35 %.
Показатель социометрических выборов по аффективному критерию в группе 1 был равен 8,25 при оп 1=4,9, а в группе 2 только 6,1 при о ,=5,0.
п-1 3
Согласно оценке экспертов доброжелательность отношений была больше в первой группе по сравнению со второй. Этот факт подтверждают и показатели социометрической сплоченности, которые в социометрии основываются на учете взаимных выборов. В группе 1 показатель равен 0,14, а в группе 2 в два раза меньше, т. е. 0,07.
Все преподаватели сходились в едином мнении о том, что хотя студенты группы 2 в целом лучше подготовлены и имеют лучшую учебную успеваемость, но они менее дружные, нежели студенты группы 1. То же отмечали и сами студенты во время дискуссии на тему «Коллектив ли наша группа?». Студенты из группы 2, характеризуя свою группу, не были уверены в том, что их группа развивается как коллектив.
В целом, процессы формирования группы шли быстрее у студентов с меньшими показателями эгоцентризма в группе 1, по сравнению с группой 2. Студенты группы 1 помогали друг другу, старались, чтобы все успешно сдали сессию. Студенты из группы 2 проявляли заботу только о своих друзьях и при этом из-за недостаточной координации своих планов они неудачно провели ряд групповых мероприятий.
Заключение
Таким образом, в период социально-психологической адаптации к обучению в вузе показатели эгоцентризма как свойства и состояния личности у студентов увеличиваются. Исходные высокие показатели
эгоцентризма не способствуют у студентов успешности адаптации. Они снижают темпы группообразования, хотя эгоцентризм как свойство и состояние личности выполняет целевые функции стабилизации эго-системы в новых или ставших неблагоприятными для человека условиях.
Целенаправленное снижение эгоцентризма могло бы оптимизировать социально-психологическую адаптацию студентов первого курса и облегчить процесс организации их социального взаимодействия. С другой стороны, создание условий, облегчающих социально-психологическую адаптацию, может ускорить снижение уровня эгоцентризма.
Преподавателям, которые ведут занятия у студентов первого курса, важно учитывать трудности адаптационных процессов у первокурсников, принимать во внимание влияние эгоцентризма, сфокусированность их на себе.
Полезными для реализации цели снижения уровня эгоцентризма и помощи студентам в адаптации являются интерактивные формы проведения занятий и специальные тренинги общения, позволяющие развить коммуникативные навыки и социально-психологическую компетентно сть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гримак Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности. М. : Политиздат, 1991. 320 с.
Жмыриков А. Н. Диагностика социально-психологической адаптирован-ности личности в новых условиях деятельности и общения : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1989. 24 с. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлёва, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН, 2008. 474 с. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24. Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учебное пособие. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2004. 57 с. Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. Ленинград, 1973. Вып. 2. С. 111-120. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ер. : Изд-во АН Арм. ССР, 1988. 264 с.
Пашукова Т. И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции. Кировоград : Центрально-украинское издательство, 2001. 338 с.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Просвещение, 1969. 659 с.
Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. 320 с.
Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М. : Наука, 1984. 192 с.
Carver C. S., Scheier M. F. Situational coping and coping dispositions in a stressful transaction // J. of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 66. P. 184-199.
REFERENCES
Grimak L. P. Obshhenie s soboj: Nachala psihologii aktivnosti. M. : Politizdat, 1991. 320 s.
Zhmyrikov A. N. Diagnostika social'no-psihologicheskoj adaptirovannosti lichnosti v novyh uslovijah dejatel'nosti i obshhenija : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. M., 1989. 24 s.
Sovladajushhee povedenie: sovremennoe sostojanie i perspektivy / pod red. A. L. Zhuravljova, T. L. Krjukovoj, E. A. Sergienko. M. : Institut psihologii RAN, 2008. 474 s.
Maklakov A. G. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial: ego mobilizacija i progno-zirovanie v jekstremal'nyh uslovijah // Psihologicheskij zhurnal. 2001. T. 22. № 1. S. 16-24.
Mel'nikova N. N. Diagnostika social'no-psihologicheskoj adaptacii lichnosti: uchebnoe posobie. Cheljabinsk : Izd-vo JuUrGU, 2004. 57 s.
Miloslavova I. A. Adaptacija kak social'no-psihologicheskoe javlenie // Social'naja psihologija i filosofija. Leningrad, 1973. Vyp. 2. S. 111-120.
Nalchadzhjan A. A. Social'no-psihologicheskaja adaptacija lichnosti (formy, mehanizmy i strategii). Er. : Izd-vo AN Arm. SSR, 1988. 264 s.
Pashukova T. I. Jegocentrizm: fenomenologija, zakonomernosti formirovanija i korrekcii. Kirovograd : Central'no-ukrainskoe izdatel'stvo, 2001. 338 s.
Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy. M. : Prosveshhenie, 1969. 659 s.
Rodzhers K. Klientocentrirovannaja terapija. M. : Refl-buk ; Kiev : Vakler, 1997. 320 s.
Rotenberg V. S., Arshavskij V. V. Poiskovaja aktivnost' i adaptacija. M. : Nauka, 1984. 192 s.
Carver C. S., Scheier M. F. Situational coping and coping dispositions in a stressful transaction // J. of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 66. P. 184-199.