УДК 159.913
ББК Ю 93 ГСНТИ 15.41.21 Код ВАК 19.00.01, 19.00.05
Левит Леонид Зигфридович,
кандидат психологических наук, доцент, директор Центра психологического здоровья и образования; 220030, Беларусь, г. Минск, ул. К. Маркса, 8-114; e-mail: leolev44@tut.by
ЭГОИЗМ, ЛИЧНОСТНАЯ УНИКАЛЬНОСТЬ, НАРЦИССИЗМ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эгоизм; личностная уникальность; нарциссизм; счастье; гедонизм; самореализация; валидность; надежность.
АННОТАЦИЯ. Разработанная нами «Личностно ориентированная концепция счастья», описывающая взаимодействие систем «Эгоизм» и «Личностная Уникальность» в процессе самореализации индивида, потребовала провести сравнительный и дискриминативный анализ данных конструктов с понятием «нарциссизм», имеющим как схожие описания, так и различия в теоретических трактовках различных авторов. Как показали результаты опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность» в сравнении с опросником «Нарциссические черты личности» умеренные положительные корреляции между понятиями «эгоизм» и «нарциссизм» чаще встречаются на втором, более низком уровне «базового» эгоизма в личностно-ориентированной концепции счастья, а затем уменьшаются по направлению к четвертому, высшему уровню обеих систем. Достаточно высокая внутренняя надежность и внешняя валидность опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность» позволяют считать его подходящим инструментом для измерения основных компонентов личностноориентированной концепции счастья, особенностей самореализации индивида.
Levit Leonid Siegfriedovich,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Director of the Centre of Psychological Health and Education, Minsk, Belarus.
EGOISM, PERSONAL UNIQUENESS, NARCISSISM: COMMON AND DIFFERENT FEATURES
KEY WORDS: egoism; personal uniqueness; narcissism; happiness; hedonism; self-realization; validity; reriability.
ABSTRACT. «Person Oriented Concept of Happiness», developed by the author, which describes correlation of the systems «Egoism» and «Personal Uniqueness» in the process of self-realization of a person, necessitates to conduct comparative and descriptive analysis of these systems with the concept of «Narcissism», that has both common and different features in the works of different authors. The results of the questionnaire «Egoism, Personal Uniqueness» compared to the results of the questionnaire «Narcissism» show that moderate positive correlations between the notions of «egoism» and «narcissism» are more often found on the second level of «basic egoism» in person-oriented conception of happiness. Internal reliability and external validity of the questionnaire «Egoism, Personal Uniqueness» make it possible to consider it a suitable instrument for measuring basic components of person-oriented conception of happiness.
нографиях и журнальных публикациях (5; 7; 8; io; 25).
Постановка проблемы. Основная цель настоящей статьи заключается в теоретическом и экспериментальном разграничении базовых конструктов, относящихся к нашей концепции («эгоизм», «личностная уникальность», «самореализация») с широко распространенным в научной, клинической и популярной литературе термином «нарциссизм» и смежными ему, такими как «нарциссические черты личности», «нар-циссическое расстройство личности» и т. д. Для нас стало очевидным, что обе группы понятий вследствие чересчур широкой трактовки полностью или частично «наплывают» друг на друга, создавая известную путаницу - еще и потому, что термин «эгоизм» имеет неясные границы в современной русскоязычной психологии в связи с тем, что практически не используется.
© Левит Л. З., 2013
В 2006-2012 гг. мы разработали Личностно ориентированную концепцию счастья, в которой самореализация индивида описывается через взаимодействие двух систем - «Личностной Уникальности» и «Эгоизма» (рис. 1). Каждая система в свою очередь состоит из 4-х уровней, представляющих собой жизненные этапы субъекта. Постепенно выяснилось, что Личностно-ориентированная концепция счастья способна инкорпорировать ряд теорий личности начала-середины XX века (концепции З. Фрейда, Э. Берна, Р. Ассад-жиоли, К. Юнга, А. Маслоу и К. Роджерса), а также современные психологические концепции, описывающие достижение счастливой и полноценной жизни индивидом через реализацию своего личностного потенциала (теории Э. Деси и Р. Райяна, К. Рифф и Б. Сингера, М. Чиксентмихайи, А. Уотермана). Подробный анализ и сопоставление проведены в наших недавних мо-
Рисунок 1. Личностно ориентированная концепция счастья
Поскольку связь понятия «эгоизм» с достижением счастья не кажется очевидной для большинства читателей, мы решили уделить первоначальное внимание раскрытию данной темы - насколько позволяют объем и рамки статьи. Более подробный анализ взаимосвязи данных понятий проделан в другой нашей работе (9).
Счастье и эгоизм. Одним из первых крупных психологов, отметивших близость понятий «счастье» и «эгоизм», был Зигмунд Фрейд: «Иначе говоря, индивидуальное развитие предстает перед нами как продукт интерференции двух стремлений: стремления к счастью, которое обычно мы называем «эгоистическим», и стремление к объединению с другими в сообщество, называемое «альтруистическим» (15, с. 120). И если позитивные психологи, изучающие счастье, предпочитают не упоминать о человеческом эгоизме -«негативно нагруженном» понятии, то исследователи эгоизма, вполне открыто говорят о нем как о средстве достижения счастья. Вот характерный пример: «Если все действия человека мотивированы желанием счастья, тогда психологический эгоизм можно считать твердо установленным» (28). Отметим, что, с точки зрения данных авторов, все наши «конечные» желания и ценности (достигаемые ради себя самих, не являющиеся средством для чего-то дальнейшего) эгоистичны. А счастье как раз и относится к «конечной», не инструментальной ценности (ultimate value).
Прежде всего определим эгоизм как «теорию, согласно которой «Я» индивида является или должно являться основой мо-
тивации и целью его собственных действий» (26). В своем поведении подобный субъект может быть излишне склонен к поглощенности собственной выгодой и удовольствиями (21). Негативное отношение к данному понятию на уровне обыденного сознания связано, очевидно, с отождествлением эгоизма не только с «пользой для себя», но и с подразумеваемым «вредом для других».
Термин «эгоизм» происходит от «эго», латинского обозначения «Я». Интересно, что в английском языке синонимом слова «egoism» является «selfishness» - от слова «self», опять-таки обозначающего «Я». Так что «тень» эгоизма витает над всеми науками, изучающими внутренний мир человека и его поведение.
Амбивалентность, существующая в отношении понятия «эгоизм», и связанные с ней «фигуры умолчания» продемонстрированы в одной из работ Э. Фромма: «Современная культура вся пронизана табу на эгоизм. Нас научили тому, что быть эгоистичным грешно, а любить других добродетельно. Несомненно, это учение находится в вопиющем противоречии с практикой современного общества, признающего, что самое сильное и законное стремление человека -это эгоизм...» (16, с. 560). Оттого и пожелание человеку «не быть эгоистом» столь же двусмысленно, поскольку может означать директиву «не любить себя» и «не быть собой», подавляя тем самым спонтанное и свободное развитие личности (16, с. 564).
В другой современной работе признается, что, с одной стороны, для субъекта по-
лезно придерживаться эгоистической мотивации, заботиться только о себе, но, с другой - нельзя ни в коем случае открыто говорить об этом окружающим. Принятие подобной стратегии поведения, отмечает автор, ставит под сомнение моральную безупречность эгоизма (30).
Сравнение эгоизма со «змеиной кожей» в работе русского философа И. А. Ильина (3) демонстрирует то же двойственное отношение к данному понятию. С одной стороны, эгоизм служит защитной (здесь и далее курсив автора статьи), т. е. полезной для человека «оболочкой», а с другой - метафора змеи намекает на «низость» эгоизма.
Психология как наука, изучающая внутренний мир, «Я» отдельного человека, по определению не смогла избежать встречи с понятием «эгоизм», которое в более или менее явном виде присутствует во многих общепризнанных теориях. Авторы одного из наиболее полных обзоров такого рода (33) последовательно демонстрируют преобладание идеологии эгоизма в концепциях З. Фрейда, неофрейдистов (Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм), гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс), теориях социального научения (А. Бандура), а также других современных направлениях общей психологии, социальной психологии и психотерапии. Авторы показывают практическую невозможность полного избегания эгоистической мотивации, поскольку для нас «быть мотивированными сделать что-либо без ожидания удовлетворения нашего собственного желания может на самом деле представлять собой противоречие в понятиях. Когда наши желания и потребности удовлетворяются, мы движемся к счастью» (33, с. 200).
Одной из форм эгоизма является гедонизм (31). Если эгоизм связан с интересом человека к себе и своим нуждам, то гедонизм отождествляет интерес к себе с получением удовольствия (для себя же). «Эгоизм, - пишет Р. Де Вриз, - заключается в избыточной поглощенности собственным удовольствием или выгодами» (20). Мы часто мотивируем других людей, обращаясь к их личным интересам, с позиций «кнута» и «пряника» - наказания и поощрения. Все «первичные подкрепители» (в основном, еда, питье, секс) связаны с получением базовых удовольствий. В экспериментах ученых все животные предстают типичными гедонистами. В связи с этим автор настоящей статьи полушутя предлагает усовершенствовать знаменитую формулу бихевиоризма следующим образом: стимул -гедонизм - реакция.
Гедонизм как одна из разновидностей эгоизма начинается с «конечного» желания
удовольствия и избегания боли (27). Таким образом, речь идет о «гедонистическом эгоизме» индивида. Действия человека под влиянием «принципа удовольствия» расцениваются как его эгоизм (32). Существует также отождествление гедонизма с краткосрочным эгоизмом, направленным на получение сиюминутных выгод или наслаждений (31).
В настоящее время гедонистический подход, отождествляющий счастье с индивидуальным балансом приятных и неприятных переживаний (точнее, существенным преобладанием первых над вторыми), является одним из основных направлений позитивной психологии (22).
Родство понятий «счастье», «гедонизм» и «эгоизм» проявляется в некоторых удивительных совпадениях. Так, в позитивной психологии существует гедонистический парадокс, согласно которому человек получает больше удовольствия, если концентрируется не на самом удовольствии. Однако науке известен и эгоистический парадокс: мы можем не извлечь пользы для себя, если будем фокусироваться только на собственном интересе (28). Отметим также, что все три понятия - счастье, эгоизм, гедонизм - претендуют на роль конечной ценности (ultimate value) в жизни человека.
К положительным сторонам эгоистических концепций мотивации и поведения человека относят их теоретическую «строгость» и «компактность» (28; 33). Искомое понятие дает простое понимание человеческой активности и единое объяснение всех действий человека. И хотя сами действия могут отличаться разным содержанием, их конечным источником является собственный интерес. Принцип бритвы Оккама, пишет Д. Мюллер, диктует чисто эгоистическое объяснение поведению индивида в том случае, если подобное объяснение является достаточным. Что, по мнению автора, и имеет место на самом деле. В результате эгоизм трактуется как единственно возможный предсказатель человеческого поведения (27). Как считает Г. Лэйси, эгоистический акт - это такой акт, который имеет подкрепление (обладает ценностью) для индивида. Таким образом, практически все действия индивида являются эгоистическими (23).
Как уже отмечалось, эгоизм обладает «защитными» и «мотивационными» свойствами, не только побуждая человека к деятельности, но и повышая его способность противостоять стрессам и давлению окружающей среды в процессе достижения цели (13). Неслучайно Н. Макиавелли называл «доблестью» способность личности к масштабной деятельности, основанной на эгои-
стическом интересе (12). Как отмечает Дж. Уолкер, эгоизм является ничем иным, как умением человека направлять самого себя, твердо стоять на собственных ногах (32).
Мы придерживаемся точки зрения, что индивиды не могут избежать собственного эгоизма, да им этого и не следует делать. Однако люди могут научиться делать выбор в пользу его более «высоких», качественно иных форм, связанных с индивидуальной самореализацией, самовыражением и саморазвитием. Варианты жизни, связанные с продуктивной реализацией личностного потенциала, гораздо менее «эгоистичны», нежели «погоня за счастьем», пропагандируемая позитивной психологией. В разработанной нами концепции данный вопрос успешно разрешен введением уровневой структуры эгоизма. Кроме того, эгоистическая «форма», в которую может быть «одета» эвдемония, как раз и обеспечивает индивиду успешную самоактуализацию, создавая необходимую защиту его «содержания» - Личностной Уникальности, «идеальной» части человеческого «Я» (9).
То, что одним из компонентов высшего, четвертого, уровня нашей модели остается именно эгоизм (хотя и в качественно другой форме - зрелого индивидуализма), подтверждается особенностями возникающей ситуации. Субъект, реализуя свой уникальный потенциал (Личностную Уникальность), отныне творит собственную жизнь, в которой он теперь по определению главный и единственный «герой». Новый, переориентированный эгоизм как раз и нужен для того, чтобы считать подобное существование высшим благом, встречать и храбро преодолевать все его вызовы. Девиз «То, что лишь я один могу сделать в этой жизни» прекрасно отражает единение Высшего Эгоизма и зрелой Личностной Уникальности в эвдемонической, по-настоящему полноценной жизни человека.
Нарциссизм, эгоизм, личностная уникальность. Как мог заметить читатель, нарциссизм и тем более нарциссические расстройства не относятся к сфере наших научных интересов. Однако в теоретическом плане данная группа терминов может иметь линии пересечения с основными понятиями нашей концепции, поскольку некоторые определения нарциссических черт имеют «позитивное» звучание и по смыслу напоминают личностный потенциал человека. Так, Н. Шварц-Салант в своем труде цитирует слова Ф. Бэкона о нереализованной одаренности нарциссов, о том, что самовлюбленные люди обычно имеют огромное усердие, с помощью которого и добиваются желаемого (19, с. 134). Другой цитируемый автор, Ж. Аббади, фактически объ-
единяет понятия «счастье», «эгоизм» и «нарциссизм», понимаемый как любовь к себе: «Любовь человека к самому себе идентична его стремлению к счастью. Интерес к себе - главная движущая сила всей человеческой деятельности» (19, с. 84). Близость нарциссизма к эгоизму (selfishness) также отмечает К. Лэш, когда анализирует работу Э. Фромма «Душа человека» (24, с. 32).
Е. Е. Вахромов, исследуя теорию А. Маслоу, описывает качества самоактуа-лизирующегося человека с помощью терминов «эгоцентризм», «индивидуализм», «нарциссизм», имеющих позитивный оттенок и следующих один за другим, как синонимы (1).
О. А. Шамшикова и Н. М. Клепикова в своей статье цитируют Х. Кохута, согласно которому нарциссические потребности служат «самосохранению» и «самоосущест-влению» индивида (18, с. 114). По мнению Х. Кохута, нарциссизм является частью нормального развития человека (18, с. 114), а зрелый нарциссизм переживается как чувство собственной ценности и уникальности (18, с. 115).
Отметим, что такая функция нарциссизма, как «самосохранение», выделяемая Х. Кохутом, принадлежит в нашей концепции «Базовому» Эгоизму второго уровня, в то время как «самоосуществление» относится к «Высшему» Эгоизму четвертого уровня (зрелому индивидуализму, отвечающему за реализацию Личностной Уникальности cубъекта).
В монографии Ц. П. Короленко и
Н. В. Дмитриевой отмечаются выделенные Х. Кохутом «здоровые» черты нарциссизма: амбиции, вдохновение, идеалы, положительное отношение к себе (4, с. 144). Далее авторы монографии делают вывод о том, что многие лица с нарциссическим расстройством - это творческие личности (4, с. 170).
Для О. Кернберга, представителя другого подхода к проблеме, нормальный нарциссизм взрослого является адаптивным способом регуляции самооценки (18, с. 115).
Кристофер Лэш в своей программной работе по нарциссической культуре отмечает родство нарциссизма и гедонизма, являющегося, как теперь известно, разновидностью эгоизма. Согласно автору, «этика удовольствия» в современном обществе вытеснила «этику достижения» (24, с. 65, 69). Ту же закономерность отмечает в своей статье Е. Т. Соколова, когда пишет об изобилии «способов самоублажения» как одной из предпосылок нарциссизма (14, с. 68) и зависимости телесного «Я» нарциссической личности от «состояний удовлетворения / неудовольствия» (14, с. 71).
Изучение нами критериев DSM APA для нарциссического расстройства личности, приведенных в одной из статей (18, с. 117), показало возможность частичного сходства некоторых из них с признаками «базовых» компонентов Личностно ориентированной концепции счастья. К этим критериям (разумеется, с натяжкой) могут быть отнесены два из девяти перечисленных: «чувство самозначимости» (правда, отнюдь не «грандиозное», как в оригинале) и «вера в собственную уникальность».
Перечислим другие описания нарциссизма, указывающие на возможное сходство данного понятия с концептами «Эгоизма», «Личностной Уникальности» и самореализации (для краткости указываются номера страниц в обзорах, а не фамилии авторов приводимых определений). Нарциссизм имеет отношение к «личному исполнению» (personal performance), ощущению себя победителем (24, с. 6, 45), представлению субъекта о личной самоэффективности и оптимизме (24, с. 231); самодостаточности (11, с. 231; 4, с. 143); самоутверждению и чувству собственного достоинства (11, с. 231). Нар-циссическая личность самоуверенна (4, с. 139), с высокой (завышенной) самооценкой (4, с. 140), поглощена исключительно собой (11, с. 219); имеет ощущение особенности (4, с. 140), «инакости» и крайнего индивидуализма (14, с. 68), верит в свои способности (14, с. 70), гениальность (4, с. 151) и собственное великое будущее (17, с. 82), считает себя «избранной» (4, с. 160), осуществляет поведение, направленное на достижение поставленных целей (4, с. 161), ведущих к славе и успеху (4, с. 158), живет в «собственном мире» (4, с. 153), использует себя в качестве точки отсчета, вокруг которой организовывается опыт (4, с. 141) и так далее. Видимо, неслучайно определенные круги американского общества считают самореализацию синонимом нарциссизма, а личностный рост воспринимают как угрозу общественным институтам (29). Складывается впечатление, что при анализе современных теоретических представлений о нарциссизме отделить его «злокачественные» разновидности от всех остальных форм весьма затруднительно.
Впрочем, указывают авторы вышеприведенных работ, данные (внешние) проявления нарциссизма имеют защитный, компенсаторный, иллюзорный, преувеличенный или даже грандиозный характер, призванный всего лишь произвести впечатление на других и получить их восхищение, что абсолютно не характерно при эгоизме. Внутри себя нарцисс имеет «пустое Я» (24, с. 12), духовную пустыню (24, с. 19), склонен осуждать себя или других (11,
с. 225), имеет уязвимую самооценку и стрес-содоступность (14, с. 71), чувствует стыд и ненависть к себе (14, с. 72), проявляет ярость в ответ на критику (4, с. 157), не склонен к тяжелой работе (24, с. 61) и думает, что уже является тем, кем хотел бы быть (18, с. 116). Можно сделать предварительный вывод, что, не ощущая внутренних ценностей (способностей, личностной уникальности), нарцисс стремится создать впечатление их наличия.
Желания нарциссически организованной личности нереалистичны, а жизнь проходит в фантазиях о всемогуществе (17, с. 86, 88) и полностью зависит от внешних подкреплений (4, с. 140). Постепенно возникающая изоляция нарцисса от социума связана не с его внутренней «самодостаточностью», а со страхом быть «разоблаченным» (4, с. 150).
Свойственные нарциссически организованной личности чувства зависти, стыда, зависимости и беспомощности, болезненной реакции на критику и потребности в одобряющей аудитории не имеют ничего общего с продуктивной самореализацией, описываемой Личностно ориентированной концепцией счастья, так же как и другими моделями эвдемонической жизни (6; 8; 25). С точки зрения нашей концепции, обнаружение внутри себя и воплощение во внешнем мире собственной идеальной части («Личностной Уникальности», «дэймона») требует длительного и серьезного труда, что в корне противоречит «идеологии» нарциссизма. У человека же с нарциссиче-скими чертами, желающего «упиваться собой», существует разрыв между «внешним» и «внутренним», между грандиозными фантазиями и нежеланием прикладывать реальные усилия по их осуществлению.
Попутно хотелось бы отметить несколько смысловых противоречий, обнаруженных нами в современных трактовках понятия «нарциссизм».
1. Если нарцисс считает себя гением, не демонстрируя при этом никаких достижений, как ему удается это делать (обманывать себя и других) на протяжении длительного времени, а то и всей жизни?
2. Если нарциссы «глубоко индивидуалистичны по своей сути» (14), как получается, что они все время требуют внешних «подтверждений» от других людей (11)? И как их «индивидуализм» способен опираться на пресловутую внутреннюю пустоту?
3. Как соотносятся два очень разных «вида нарциссизма» - тот, что Э. Джонс называл «комплексом бога» и совсем другой, «неуверенный в себе» - уязвимо-истеро-идного типа, описанный в работе Н. Мак Вильямс?
Одно из наших рабочих предположений перед началом экспериментальной части исследования заключалось в том, что правосторонняя асимметрия, свойственная ряду методик, измеряющих самоактуализацию (опросники Р01, САТ, шкала К. Рифф, авторский опросник ЗУЛУРЭГ (Здоровье, Умеренность, Личностная Уникальность, Разумный Эгоизм) в своей первоначальной версии), в немалой степени связана с нар-циссическими тенденциями части испытуемых, желающих создать впечатление большого «личностного потенциала». Соответственно и популярная психология вносит свою лепту в культивирование нарциссизма: «Живите так, как будто вы уже достигли желаемый результат (заработали миллион...)» и т. д.
Эвдемоническая личность в противоположность нарциссической представляет собой цельность и аутентичность, выбирая в целях саморазвития все более сложные виды активности (5). В процессе достаточно трудной деятельности, отвечающей предназначению человека, эгоизм в его высших формах требуется для осуществления защитных функций в отношении Личностной Уникальности, реализующейся во внешнем мире - причем как раз потому, что деятельность является сложной (8). Эвдемониче-ское сочетание высших форм Эгоизма и Личностной уникальности демонстрирует, по выражению К. Лэша, «этику совершенствования», в то время как нарциссизм -«этику самосохранения» (24).
Зрелый индивидуализм (эгоизм высшего, четвертого уровня нашей модели) «охраняет» «внутреннее сокровище» - зрелую Личностную Уникальность, в то время как закоренелый нарциссизм охраняет внутреннюю пустоту, на которую невозможно опереться. Очень важно, что активность по достижению потока имеет аутоте-лический характер - выбирается субъектом ради нее самой, а не в целях получения внешних поощрений или чужого восхищения, более характерных для нарциссиче-ской личности.
В определенном смысле, индивид с Эгоизмом и Личностной уникальностью, принадлежащими высшему, четвертому уровню Личностно ориентированной концепции счастья, является «антинарциссом». И в самом деле, если нарциссически организованная личность умудряется сочетать «внутреннюю пустоту» с внешним позитивным имиджем, то «зрелый индивидуалист» в меньшей степени обращает внимание на внешние оценки окружающих, поскольку знает свои истинные цели и стремится реализовать внутренне ощущаемое уникальное предназначение.
Если максимально заострить проблему отличий эгоизма от нарциссизма, остается снова вспомнить работу Ван Ингена (30), в которой субъекту настоятельно не рекомендуется говорить окружающим о своем эгоизме и держать его «внутри». В то время как нарцисс непрерывно желает внешних подкреплений (восхищения со стороны окружающих), демонстрирует свои «таланты» всем и каждому.
Разумеется, далеко не всегда у субъекта есть возможность доказать наличие собственных (внутренних) возможностей. И далеко не всегда окружающие люди могут доказать ему их отсутствие. Наиболее верным критерием, с нашей точки зрения, выступает практика - желание индивида много работать в определенной, самостоятельно избранной сфере, а также качество создаваемых им продуктов. Для нарциссической же личности, играющей внешними образами себя, какое-либо систематическое трудовое усилие чуждо, поэтому нарцисс будет стремиться, насколько возможно, оттягивать начало деятельности, дабы никто не обнаружил «наготу короля».
Тем не менее, наличие некоторого сходства в описаниях внешних проявлений того и другого феномена требует их дополнительного экспериментального изучения и сопоставления. При этом будем помнить, что внешние проявления эвдемонической личности являются естественным следствием ее внутреннего содержания, в то время как у нарцисса имеем противоречие между «грандиозной» внешней оболочкой и «негативным» внутренним наполнением. В последнем случае внешний образ не только не является отражением психического состояния, а скорее противоречит ему.
Авторский опросник «Эгоизм, Личностная Уникальность». В 2011 году, вслед за появлением в академической печати теоретической модели Личностно ориентированной концепции счастья нами был представлен опросник «ЗУЛУРЭГ» (Здоровье, Умеренность, Личностная Уникальность, Разумный Эгоизм), позволяющий диагностировать выраженность ее основных компонентов (6). Дальнейшее развитие концепции привело к необходимости ее теоретической доработки, результаты которой были опубликованы в недавней статье (8). Соответственно, автором был разработан и новый опросник «Эгоизм, Личностная Уникальность».
Опросник состоит из 6 основных шкал и одной дополнительной, «нулевой» -шкалы достоверности («лжи»), отражающей тенденцию испытуемого «приукрасить» свой имидж в чужих глазах. Шкалы 1,
2, 3, 4 измеряют четыре соответствующих
им уровня системы «Эгоизм» (его «биологическую», «базовую», «социальную» и «высшую» формы). Шкала 5 измеряет высший, четвертый уровень системы «Личностная Уникальность», а шкала 6 («Сверхреализация») - результат взаимодействия систем «Личностная уникальнсоть» и «Эгоизм» на высшем, четвертом уровне. Опросник содержит 142 утверждения (ответы «верно» и «неверно»). Текст опросника приведен в приложении к статье.
В проверке надежности и внутренней согласованности опросника приняли участие 111 студентов 3 курса дневного отделения факультета психологии Белорусского государственного педагогического университета. Исследование, одной из целей которого яв-
лялось экспериментальное разграничение основных понятий Личностно ориентированной концепции счастья и нарциссизма, проводилось в сентябре-октябре 2012 г.
Результаты и обсуждение.
Описательная статистика по всем шкалам опросника представлена в табл. 1. Проверка первичных шкал на нормальность распределения (критерий Колмогорова-Смирнова) показала, что только распределение баллов по вспомогательной шкале достоверности отличается от нормального. Оно имеет левостороннюю асимметрию, что и должно наблюдаться. По всем шкалам медианы и средние значения различаются незначительно, значения асимметрии и эксцесса не превышают единицы.
Таблица 1.
Описательная статистика по шкалам опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность»
Шкала «Эго- изм, Лично- стная Уникаль ность» М Ме в Асимметрия Эксцесс Критерий Колмогорова-Смирнова
Значение Стандартная ошибка ш я я ф оз Я со Стандартная ошибка Эмпири- ческое значение d Уровень статистиче- ской значимости р
Шо 3,34 3,00 1,99 0,76 0,23 0,22 0,46 0,17 0,01
Ш1 10,32 11,00 3,17 -0,51 0,23 -0,44 0,46 0,11 0,15
Ш2 7,86 7,00 3,49 0,25 0,23 -0,54 0,46 0,11 0,15
Ш3 16,22 16,00 3,04 -0,60 0,23 0,44 0,46 0,09 0,20
Ш4 25,33 26,00 5,31 -0,39 0,23 -0,20 0,46 0,08 0,20
Ш5 13,03 13,00 3,48 -0,45 0,23 0,18 0,46 0,08 0,20
Ш6 8,66 9,00 2,82 -0,48 0,23 0,05 0,46 0,13 0,10
Примечание: М - среднее, Ме - медиана, s - стандартное отклонение
Для проверки внутренней согласованности и надежности были подсчитаны корреляции каждого пункта теста с итоговым баллом шкалы, альфа Кронбаха и альфа Гуттмана при расщеплении на две части
для каждой шкалы в отдельности. Результаты, приведенные в табл. 2, говорят о том, что все шкалы опросника обладают достаточно высокой надежностью.
Таблица 2.
Показатели надежности шкал опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность»
Шкала «Эгоизм, Личностная Уникальность» Альфа Крон-баха Альфа Гуттмана (при расщеплении шкалы на две части) Средняя корреляция пункта шкалы с итоговым баллом шкалы
Ш0 0,52 0,57 0,35
Ш1 0,76 0,74 0,47
Ш2 0,75 0,79 0,45
Шз 0,67 0,72 0,36
Ш4 0,74 0,69 0,30
Ш5 0,70 0,72 0,38
Ш6 0,66 0,67 0,43
Полученные результаты свидетельствуют о том, что опросник «Эгоизм, Лично-
стная Уникальность» может использоваться в качестве диагностического инструмента-
рия, так как отвечает необходимым требованиям надежности и внутренней согласованности.
Для проверки внешней валидности опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность» подсчитывались корреляции шкал опросника со следующими методиками: шкала диспозиционного эгоизма К. Муз-дыбаева (13), шкала психологического благополучия К. Рифф (2), опросник «Нарцис-сические черты личности» (18).
Выбор данных методик определялся следующими причинами. Ни методика К. Рифф, ни опросник «Нарциссические черты личности» не использовались нами ранее при оценке валидности опросника «Здоровье, Умеренность, Личностная Уникальность, Разумный Эгоизм», предшественника опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность» (6). Шкала К. Муздыбаева была использована повторно потому, что в русскоязычной литературе нами не было обнаружено других методик, измеряющих эгоизм даже в его усеченном варианте. Шкала К. Рифф позволяет измерять основ-
ные компоненты психологического благополучия и эвдемонической активности индивида, что является основной целью нашей научной работы.
Разумеется, главной задачей настоящей статьи является анализ корреляций между шкалами тестов «Эгоизм, Личностная Уникальность» и «Нарциссические черты личности», на котором мы и сосредоточимся.
Тестирование по данным методикам проводилась на двух потоках факультета психологии з курса Белорусского государственного педагогического университета (всего 118 человек). Перерыв между тестированиями составлял одну-две недели. Тестирование было анонимным. Результаты проверки внешней валидности шкал опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность» относительно опросника «Нарциссические черты личности» приведены в табл. 3. Число испытуемых для подсчета отдельных коэффициентов корреляции колеблется от 70 до 95 человек.
Таблица 3.
Коэффициенты корреляции Пирсона шкал опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность» со шкалами методики «Эгоизм, Личностная Уникальность»
Опросник «Нарциссические черты личности» Шкалы опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность»
Шкала 1 Шкала 2 Шкала з Шкала 4 Шкала 5 Шкала 6
Грандиозное чувство самозначимости 0,25 0,48 0,32 0,34 0,22 0,02
Поглощенность фантазиями 0,25 0,37 0,16 0,31 0,16 0,03
Вера в собственную уникальность 0,07 0,20 0,18 0,35 0,32 0,10
Потребность в постоянном внимании и восхищении -0,11 0,15 -0,10 0,01 -0,04 -0,10
Ожидание особого отношения -0,02 0,38 0,22 0,01 0,02 -0,13
Манипуляции в межличностных отношениях 0,06 0,54 0,33 0,23 0,17 0,08
Отсутствие эмпатии -0,02 0,21 0,07 0,13 0,12 0,09
Сверхзанятость чувством зависти 0,02 0,27 -0,01 -0,14 -0,06 0,09
Дерзкое, заносчивое поведение 0,13 0,39 0,23 -0,13 -0,15 -0,10
Примечание: жирным шрифтом выделены значимые умеренные связи
Как видно из таблицы, наибольшее количество положительных умеренных корреляций со шкалами «Нарциссические черты личности» (№№ 1, 2, 5, 6, 9) имеет вторая шкала «Эгоизм, Личностная Уникальность» («Базовый» Эгоизм), напоминающая по идейному содержанию и характеру корреляций Шкалу диспозиционного эгоизма К. Муздыбаева. По мере возрастания уровня системы «Эгоизм» имеет место уменьшение количества значимых корре-
ляций со шкалами «Нарциссические черты личности». Шкала 4 («Высший» Эгоизм) опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность» имеет умеренные корреляции лишь с теми шкалами «Нарциссические черты личности», которые касаются исключительно внутренних ощущений индивидом своей значимости и уникальности, но никак не связаны с внешними негативными нар-циссическими проявлениями, создающими «нагрузку» на других людей (ожиданием
особого отношения со стороны окружающих, потребностью в постоянном внимании и восхищении, завистью, отсутствием эмпатии, межличностными манипуляциями, дерзким заносчивым поведением и т. д.). По контрасту шкалы 2 и 3 опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность» (измеряющие соответственно второй и третий уровни системы «Эгоизм») имеют большее количество значимых корреляций с «внешнеориентированными» шкалами опросника «Нарциссические черты личности», причем обе - со шкалой «Манипуляции в межличностных отношениях».
Шкала 5 опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность», которая олицетворяет зрелую «Личностную Уникальность» четвертого уровня, положительно коррелирует только с «Верой в собственную уникальность» в опроснике «Нарциссические черты личности». Интересно, что с этой же шкалой положительно коррелирует и обсуждавшаяся выше шкала 4 опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность», представляющая собой «вершинный» уровень системы «Эгоизм». Лишь эти две шкалы (4 и 5) положительно коррелируют с третьей шкалой опросника «Нарциссические черты личности» «Вера в собственную уникальность», что позволяет предполагать как определенное сходство выделенных конструктов, так и «идейную неоднородность» шкал опросника «Нарциссические черты личности», обусловленную обсуждавшимися выше теоретическими трудностями разработки понятия «Нарциссизм».
Наконец, шкала 6 опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность» («Сверхреализация»), олицетворяющая вершинный синтез систем «Эгоизм» и «Личностная Уникальность», не имеет значимых корреляций ни с одной из шкал методики «Нарциссические черты личности», что позволяет считать «свободными» от нарциссизма высшие проявления индивидуальности и косвенно свидетельствует о точности в разработке самой шкалы.
Убывание количества значимых корреляций (от пяти до нуля) между шкалами опросников «Нарциссические черты личности» и «Эгоизм, Личностная Уникальность» по мере возрастания уровней последнего заметно невооруженным глазом. Это позволяет предполагать определенную близость между понятием «нарциссизм» и низшими, базовыми формами эгоизма. По мере же качественных трансформаций, происходящих в системах «Эгоизм» и «Личностная Уникальность» при движении вверх по уровням Личностно ориентированной концепции счастья, связь с нарцис-
сическими проявлениями ослабевает, а затем исчезает полностью.
Один из вызовов, стоявший перед автором статьи при разработке опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность», заключался в создании такой диагностической методики, которая позволила бы избавиться от правосторонней асимметрии -проблемы, свойственной тестам гуманистической направленности, которой не избежала, в частности, шкала К. Рифф (2) и наш первый опросник «Здоровье, Умеренность, Личностная Уникальность, Разумный Эгоизм» (6). В несколько упрощенном виде задачу можно было сформулировать следующим образом: как сохранить необходимое «эвдемоническое» содержание утверждений по шкалам 4, 5 и 6, однако сделать его менее привлекательным для лиц (в том числе, с нарциссическими наклонностями), не обладающих особенностями, отраженными в этих шкалах?
Размышления над данной проблемой заставили нас заново рассмотреть содержание современных эвдемонических концепций, причем под абсолютно новым, «негативным» углом. Если говорить кратко, мы искали условные, однако неотъемлемые минусы эвдемонической жизни, которые могли бы отпугнуть (и, вероятнее всего, реально это делают на уровне повседневного существования) поверхностных, но амбициозных индивидов - тех, которые не обладают реально ощущаемым потенциалом, однако изо всех сил стремятся создать его видимость для других людей и самих себя (что, как мы помним, является важной особенностью нарциссизма).
В итоге был специально выделен ряд «негативных» аспектов, связанных с реализацией субъектом своего личностного потенциала, которые были «добавлены» и «смешаны» с изначально имевшимися положительными признаками эвдемонии и включены в утверждения 4-й, 5-й и 6-й шкалы опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность». В самых общих чертах эти «негативные» (для «посторонних») признаки выглядят следующим образом:
- близкая к предельной трудность выполняемой активности, необходимость тяжелого труда и предельной самоотдачи в целях самосовершенствования; максимальные усилия, прикладываемые индивидом, ведут к его скорейшему прогрессу;
- саму деятельность сложно освоить, однако субъекта это не пугает, его не огорчает внешняя критика, если он уверен в правильности того, что делает;
- поскольку активность имеет чрезвычайно индивидуализированный характер, актору приходится рассчитывать исключи-
тельно на собственные силы, а не ждать помощи со стороны;
- индивида мало волнуют материальные факторы, поскольку для него важнее смысл того, что он делает, данный смысл подходит только самому индивиду;
- ради того, чтобы посвятить время саморазвитию, индивид постепенно отдаляется от обычных, общепринятых удовольствий, ади занятий делом по призванию он легко готов терпеть жизненные (бытовые) неудобства;
- самые сильные переживания и душевный подъем индивида связаны с его основным занятием;
- индивид постоянно повышает сложность того, что он делает, и таким путем совершенствует себя, в этом и заключается его счастье;
- субъект не обменял бы свою жизнь ни на какую другую, поскольку ему известно собственное предназначение;
- индивид знает о своей непохожести, отличиях от других людей, и его это не смущает;
- с годами данные отличия нарастают, субъект готов их отстаивать при необходимости;
- (свои) внутренние факторы индивид ценит выше, чем внешние;
- правильный выбор обычно бывает нелегким;
- индивиду сложно однозначно квалифицировать свою основную деятельность, например, в качестве работы или игры, в качестве эгоистической или альтруистической и т. д.
Как уже отмечалось, распределения баллов по тестовым шкалам стали соответствовать нормальному закону распределения, что позволяет говорить о решении проблемы правосторонней асимметрии в опроснике гуманистической направленности.
Подводя итог всему сказанному отметим, что понятие «нарциссизм имеет ряд схожих и отличающихся описаний в теоретических трактовках различных авторов, что потребовало от нас работы по выявлению отличий данного термина от конструктов «Эгоизм» и «Личностная Уникальность», используемых в Личностно ориентированной концепции счастья. Как показал сконструированный нами опросник «Эгоизм, Личностная Уникальность», умеренные положительные корреляции между
понятиями «эгоизм» и «нарциссизм» максимальны на втором уровне «Базового» Эгоизма, а затем уменьшаются по направлению к четвертому, высшему уровню, на котором определенный удельный вес сохраняет лишь третья шкала «Вера в собственную уникальность».
Можно обозначить следующую последовательность убывания выраженности нарциссических компонентов по мере подъема к высшему, четвертому уровню систем «Эгоизм» и «Личностная Уникальность»: внешние и внутренние проявления нарциссизма - «вера в личностную уникальность» как единственное внутреннее проявление нарциссизма - отсутствие всяких проявлений нарциссизма в концепте «Сверхреализация» как синтезе Эгоизма - 4 и Личностной Уникальности - 4.
Шкала 6 опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность» («Сверхреализация»), диагностирующая «вершинный синтез» систем «Эгоизм» и «Личностная Уникальность» в Личностно ориентированной концепции счастья, не имеет значимых корреляций со шкалами опросника «Нарциссич-секие черты личности», что позволяет провести необходимую дискриминацию между объектами исследования. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что зрелая самореализация никак с нарциссизмом не связана (хотя связана с индивидуализмом).
Достаточно высокая внутренняя надежность и внешняя валидность опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность» позволяют считать его подходящим инструментом для измерения основных компонентов Личностно ориентированной концепции счастья, особенностей самореализации индивида.
Достигнутое решение проблемы правосторонней асимметрии, свойственной тестам гуманистической направленности, доставляет нам особое удовлетворение еще и потому, что новый опросник (как и вся Личностно ориентированная концепция счастья) демонстрируют уход от некоторой однобокости современной позитивной психологии, сосредоточенной в основном на положительных аспектах существования, вследствие чего может быть утрачена реальная жизненная диалектика, заключающаяся в многообразном взаимодействии добра и зла, негатива и позитива.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вахромов Е. Е. Понятие «Самоактуализация» в психологии. Реферат. М. : Мос. пед. ун-т, 2000.
2. Жуковская Л. В., Трощихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2.
3. Ильин И. А. Большевизм как соблазн и гибель // Собр. Соч. в 10 Т. Т. 2. Кн. 1. М. : Русская книга, 1993.
4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Личностные расстройства. СПб. : Питер, 2010.
5. Левит Л. З. Личностно-ориентированная концепция счастья: жизнь во имя себя. Минск : А. Н. Вараксин, 2011.
6. Левит Л. З. Личностно-ориентированная концепция счастья и «опросник ЗУЛУРЭГ» // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2012. Вып. 2 (4).
7. Левит Л. З. ЛОКС: между Фрейдом, Юнгом и Маслоу. Минск : А. Н. Вараксин, 2012.
8. Левит Л. З. Личностно-ориентированная концепция счастья: краткая история // Психология и психотехника. 2012. №8.
9. Левит Л. З. Счастье, эгоизм, альтруизм: парадоксы взаимодействия // Психология. Социология. Педагогика. 2012. №7.
10. Левит Л. З., Радчикова Н. П. Личностно-ориентированная концепция счастья: теория и практика // Национальный Психологический Журнал. 2012. №2 (8).
11. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М. : Класс, 2004.
12. Макиавелли Н. Государь. М. : АСТ, 2004.
13. Муздыбаев К. Эгоизм личности. // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №2.
14. Соколова Е. Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен // Вопросы психологии. 2009. № 1.
15. Фрейд З. Неудобства культуры. СПб. : Азбука-классика, 2010.
16. Фромм Э. Человек для самого себя. М. : АСТ, 2008.
17. Холмогорова А. Б. Личностные расстройства и магическое мышление // Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 4.
18. Шамшикова О. А., Клепикова Н. М. Опросник «Нарциссические черты личности» // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2.
19. Шварц-Салант Н. Нарциссизм и трансформация личности. М. : Класс, 2007.
20. De Vries R., De Vries A., De Hoogh A., Feij J. More than the Big Five: Egoism and the HEXACO model of personality // European Journal of Personality. 2009. V.23. Published online 15 September 2009.
21. Egoism // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: Режим доступа: http://plato.stanford.edu/
22. Haybron D. M. Happiness // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: http://plato.stanford.edu/
23. Lacey H. Teleological behaviorism and altruism // Behavioral and Brain Sciences. 2002. V.25.
24. Lasch C. The Culture of Narcissism. New York : Norton, 1979.
25. Levit L. Z. Happiness: Person-Oriented Conception // International Journal of Advances in Psychology. Vol. 1. Iss. 3. November, 2012.
26. Mosley A. Egoism // Ethics, Mind and Cognitive Science. August 7, 2005.
27. Mueller D. C. Rational egoism versus adaptive egoism as fundamental postulate for a descriptive theory of human behavior // Public Choice. 1986. V.51.
28. Psychological Egoism // Internet Encyclopedia of Philosophy URL: http://www.iep.utm.edu/
29. Ryff C. D., Singer B. H. Know thyself and become what you are: A eudaimonic approach to psychological well being // Journal of Happiness Studies. 2006. V. 9..
30. Van Ingen J. Why Be Moral? New York : Peter Lang Publishing, 1994.
31. Veenhoven R. Hedonism and happiness // Journal of Happiness Studies. 2003. V. 4.
32. Walker J.I. The Philosophy of Egoism // The Anarchist Library. URL:
http://dwardmac.pitzer.edu/anarchist_archives/coldoffthepresses/walker/egoism.html
33. Wallach M. A., Wallach L. Psychology’s Sanction for Selfishness: The Error of Egoism in Theory and Therapy. San Francisco : Freeman, 1983.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Г. А. Балл.
Приложение 1.
Текст опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность»
Рекомендации по прохождению тестирования
Данная брошюра содержит утверждения, касающиеся вашего характера и ваших интересов. К брошюре прилагается бланк с вариантами ответов (В - верно, Н - неверно). Пожалуйста, напишите свою фамилию и другие сведения о себе в верхней части бланка.
Читайте каждое утверждение и решайте, верно ли оно по отношению к вам. Если вы СОГЛАСНЫ с прочитанным утверждением (неважно, подано ли оно в утвердительной или отрицательной форме), значит, оно ВЕРНО по отношению к вам. Несогласие с утверждением означает, что оно по отношению к вам НЕВЕРНО.
Если вы выбрали ответ ВЕРНО (буква В), то обведите её кружком на бланке ответов рядом с соответствующим номером. Если утверждение по отношению к вам НЕВЕРНО - обведите кружком букву Н.
Внимательно прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения, ни одного не пропускайте. Если какие-либо утверждения вам будет трудно отнести к себе, постарайтесь сделать наилучший предположительный выбор.
Если какое-либо утверждение по отношению к вам может быть и верно, и неверно, выбирайте тот вариант, который бывает чаще либо более актуален в настоящий период жизни.
Помните, что любое утверждение, которое вы не можете считать верным по отношению к себе, следует расценить как неверное.
Помните, что ни одно утверждение не является единственно «верным» или «неверным», «плохим» или «хорошим» - возможны любые варианты, поэтому не бойтесь ошибиться в выборе. Не тратьте время на лишние размышления. Наиболее естественен тот вариант ответа, который первым приходит в голову. Постарайтесь потратить на заполнение теста не более тридцати минут.
По окончании заполнения бланка ещё раз проверьте, нет ли пропущенных утверждений, а затем произведите подсчёт баллов для каждой шкалы по ключу в конце брошюры. Если указанный в ключе ва-
риант совпадает с вашим, добавьте в результат по этой шкале один балл (+1). При несовпадении ничего не добавляйте (о). Количество баллов по каждой шкале равно количеству совпадений ключа с вашими ответами. Итоговые показатели по шкалам запишите в соответствующие строки внизу бланка для ответов. По окончании тестирования сдайте брошюру и бланк опросника вашему преподавателю.
Результаты тестирования сохраняются в тайне. При желании вы можете получить консультацию по ним у вашего преподавателя (у психолога).
Желаем успеха!
Тест
1. Неприличные анекдоты бывают довольно смешными, и иногда вы их с удовольствием слушаете.
2. У вас редко бывают неприятные, болезненные ощущения в теле (или вообще практически ничего не болит).
3. Ваши желания и потребности являются для вас законом.
4. Вы умеете проявлять гибкость в отношениях с людьми, чтобы получить то, что вам надо.
5. Вы гордитесь своими интересами, которые отличают вас от остальных людей.
6. Вы чувствуете и реализуете ваше жизненное предназначение.
7. Благодаря использованию своего внутреннего потенциала вы способны получать много радости от жизни.
8. Иногда вы переходите улицу в неположенном месте.
9. У вас хороший аппетит.
10. Иногда бывает сложно определить, занимаетесь вы работой или игрой.
11. Вы стараетесь получать от жизни наилучшее.
12. Бывает полезно соблюдать общественные и этические нормы ради достижения своих собственных целей.
13. Вы готовы отстаивать свою непохожесть на других людей.
14. По большей части вы ощущаете свою внутреннюю пустоту.
15. Вы получаете истинные наслаждения благодаря своему «высшему Я».
16. Вы строите свою жизнь, основываясь на ощущении индивидуальной «внутренней правоты».
17. Теперь вас меньше влекут обычные удовольствия, поскольку вам стали доступны ценности самосовершенствования .
18. Вы всегда говорите правду.
19. Ваше самочувствие хорошее, и вы редко жалуетесь на какие-либо заболевания.
20. То, что вы делаете, может быть расценено в равной мере и как эгоизм, и как альтруизм по отношению к другим людям.
21. Вы способны получить выгоду за счёт другого человека.
22. Как правило, не стоит подробно рассказывать окружающим о своём личном интересе или желании.
23. Вы способны успешно действовать в одиночестве, если уверены в своей правоте.
24. Саморазвитие и самореализация не относятся к числу ваших главных жизненных целей.
25. У вас есть небольшой круг близких друзей, единомышленников, с которыми вы ощущаете поддержку и взаимосвязь.
26. Время от времени ваши отношения с друзьями ненадолго ухудшаются.
27. Вы более склонны к болезням, чем другие.
28. Чувственные удовольствия (например, связанные с сексом или едой) играют немалую роль в вашей жизни.
29. Получая то, что вам надо от других, вы стараетесь сделать что-то полезное и для них.
30. Вы занимаетесь своим делом не для того, чтобы прославиться или достичь материального успеха: для вас существуют другие внутренние ориентиры.
31. У вас есть способности (таланты), свойственные только вам.
32. Вы хорошо понимаете свои истинные цели в жизни, которую ведёте.
33. Вы способны стремиться к достижению цели, которую считаете верной для себя, даже если окружающие этого не одобряют.
34. Главным фактором вашего развития является ваша собственная активность, а не помощь со стороны.
35. Если бы другие люди узнали некоторые ваши мысли, они были бы шокированы.
36. Вы думаете, что ваше здоровье скоро ухудшится.
37. Окружающий мир сулит вам много наслаждений.
38. Иногда вы оказываете людям безвозмездную помощь.
39. От своих занятий вы получаете много радости и при этом не мешаете другим людям.
40. Жизненные наслаждения постепенно утрачивают для вас своё значение и привлекательность.
41. Ваш «внутренний голос» помогает вам делать правильный для себя, хотя и нелёгкий выбор.
42. Некоторые виды деятельности, которые вас интересуют, весьма сложно освоить, но вас это не пугает.
43. Ваши внутренние возможности - главное, что у вас есть.
44. Знание и реализация своих сильных сторон позволяет вам получать радость и удовольствие от жизни.
45. Бывает, что вы немного сплетничаете с друзьями о ваших общих знакомых.
46. Ваше здоровье не хуже или даже лучше, чем у большинства ваших знакомых.
47. Любовь к себе у вас всегда на первом месте.
48. Благодаря общению и контактам с другими людьми вы получаете от жизни больше удовольствий.
49. Вы ведёте глубоко осмысленную жизнь, поскольку реализуете свой уникальный потенциал.
50. То, чему вы посвящаете себя, позволяет перерасти повседневные житейские заботы.
51. Вас не останавливает трудность задания или дела, которое вы сами выбрали.
52. Вас огорчает, что большинство людей не стремятся к саморазвитию и ведут из-за этого скучную жизнь.
53. В своей жизни вы подчиняетесь внешним силам (людям, обстоятельствам), которые вами управляют.
54. Большинство ваших жизненных выборов (по крайней мере, с 15-16 лет) делали вы сами.
55. Все ваши знакомые наилучшего мнения о вас.
56. Во время отпуска вы предпочитаете пассивный отдых активному времяпрепровождению.
57. Человек, который заработал много денег, должен побыстрее получить максимум удовольствия.
58. Взаимозависимость между людьми позволяет каждому получать от другого то, что ему нужно.
59. Некоторые выбранные вами занятия требуют предельной концентрации внимания и полной самоотдачи.
60. Нередко вы полностью забываете себя, «растворяетесь» в деле, которым занимаетесь.
61. Вы чувствуете, что в жизни соответствует вашим склонностям, а что - нет.
62. Вы никогда не обманываете других людей.
63. На работе (в учебе) вы способны выдерживать большие нагрузки благодаря крепкому организму.
64. Интересы и ценности других людей не имеют для вас особого значения.
65. В целом Вы удовлетворены своей жизнью и отношениями с другими.
66. Вы считаете свою личностную неповторимость тем сокровищем, которое выведет вас на дорогу к истинному счастью.
67. Трудность того, что вы любите делать, увеличивает ваши силы в процессе деятельности.
68. Некоторые люди считают вас самонадеянным и оторвавшимся от жизни человеком.
69. Когда вам удается по-настоящему проявить себя в трудной деятельности, вы испытываете большую радость.
70. Ради своего занятия по призванию вы можете легко терпеть жизненные неприятности и неудобства.
71. Смысл, который есть в вашей жизни, подходит лишь вам одному.
72. Занятия своим делом, в котором вы компетентны, - главный источник вашего счастья.
73. Когда вы неважно себя чувствуете, вы иногда раздражаетесь из-за пустяков.
74. Чтобы не болеть, вы ведете здоровый образ жизни.
75. Из жизни нужно выжать все удовольствия, которые она может дать.
76. В коллективе или группе людей вы не умеете отстаивать свои интересы.
77. Вы сами контролируете вашу жизнь и судьбу.
78. Когда вы принимаете решение, то больше думаете о внешнем успехе, а не о внутренней правоте.
79. Вы постоянно повышаете сложность того, что делаете, и таким путем совершенствуете себя.
80. Ваши занятия вовлекают вас в другой мир, в котором вы в полной мере реализуете свою продуктивность и своё предназначение.
81. Есть области знания, в которых ваше понимание превосходит понимание любого другого человека.
82. Вы больше следите за своим поведением в гостях, чем в домашней обстановке.
83. Здоровье необходимо человеку для успешной самореализации.
84. Вы испытываете чувство определённого превосходства по отношению к большинству других людей.
85. Вы стараетесь избегать открытого общения с другими людьми, поскольку считаете себя ниже их.
86. Вы стремитесь ничем не отличаться от других людей, чтобы иметь с ними гладкие отношения.
87. Вы получаете настоящее удовольствие, когда, приложив усилия, достигаете важной для себя цели.
88. Вы не всегда выполняете задание так, как требуется.
89. Ваше здоровье вызывает у вас серьёзные опасения.
90. Дело, которым вы занимаетесь, не имеет границ и требует полной самоотдачи.
91. Самые сильные наслаждения в жизни вы способны получить от вкусной еды и/или хорошего секса.
92. Когда вы делитесь своей радостью с другими, она становится ещё больше.
93. То, что вы делаете, соответствует тому, кем вы являетесь.
94. Счастье для вас - возможность полностью посвятить себя делу, для которого вы предназначены.
95. В психологии вас в первую очередь интересуют собственные отличия и склонности.
96. Лишь когда вы глубоко поглощены своим любимым занятием, то ведёте настоящую, насыщенную жизнь.
97. Ваша самореализация никак напрямую не вредит окружающим и даже может сделать их более счастливыми (теперь или в будущем).
98. Временами вы слышите как бы внутренний зов, направляющий вас к реализации своего потенциала.
99. Вам бывает неприятно проигрывать в игре.
100. Предельные усилия, которые вы вкладываете в своё занятие, ведут к вашему быстрому совершенствованию.
101. Проблемы со здоровьем не позволяют вам добиться большего в жизни.
102. Если того требуют ваши интересы, вы можете вести себя довольно бесцеремонно.
103. Вы умеете договариваться с людьми, чтобы достичь нужных для вас целей.
104. С каждым прожитым годом вы всё больше отличаетесь от других людей.
105. Ваши самые сильные переживания возникают в трудной, хотя и свободно выбранной вами деятельности.
106. Вас не слишком интересуют материальные заботы, которыми живут другие люди, поскольку саморазвитие и смысл собственной жизни для вас важнее.
107. Вы нередко бываете глубоко захвачены видом деятельности, который вы считаете своим, даже если он очень сложен.
108. Что бы ни случилось, ваша личностная уникальность всегда останется при вас.
109. Вы не обменяли бы свою жизнь ни на какую другую, если бы вам предоставили такую возможность.
110. Чем больше времени и усилий вы вкладываете в занятие по призванию, тем большее удовольствие получаете.
111. Вы считаете, что общность людей важнее, чем различия между ними.
112. В отличие от многих других людей, вы выбираете трудное, но свое.
113. Вы не ставите себя в один общий ряд, поскольку осознаёте свой собственный потенциал.
114. Вы готовы практически бесконечно заниматься сложным делом, к которому испытываете склонность, - просто ради него самого.
115. Вы настолько положительный во всех отношениях человек, что вам не о чем беспокоиться.
116. Как правило, вы полны сил и энергии.
117. Нужды окружающих интересуют вас лишь после того, как вы удовлетворите свои потребности.
118. Вы человек с развитым интеллектом, поэтому знаете, как можно получить удовольствие от жизни.
119. Человеческая жизнь настолько нелегка в материальном смысле, что надо просто жить и помогать друг другу.
120. В своём деле вы нередко достигаете такого душевного подъёма, который едва ли можно встретить в повседневной жизни.
121. Общение и коллективные развлечения в компании - хороший способ повысить себе настроение.
122. Ключи к счастью находятся в общественной активности, а не во внутреннем своеобразии человека.
123. Вы живете в своем собственном измерении, поэтому легко преодолеваете обычные житейские проблемы.
124. Вы человек по-хорошему хитрый, поскольку умеете добиться того, чего вам надо, не нарушая права других людей.
125. Вы всегда выполняете все свои обещания.
126. Благодаря своему здоровью вы собираетесь прожить долгую и счастливую жизнь.
127. Любые поступки человека в конечном итоге связаны только с его личной выгодой.
128. Как правило, вы умеете решать проблемы так, чтобы было хорошо и вам, и окружающим.
129. Люди, близкие вам по духу, понимают и одобряют вашу творческую активность.
130. Часто вы утрачиваете ощущение времени во время своих занятий.
131. Вы хорошо умеете использовать социальные институты и учреждения в собственных интересах.
132. В конечном итоге миром правит человеческий эгоизм.
133. Вы неплохо управляете своей повседневной жизнью, поскольку знаете основные «правила игры».
134. Вы активно ищете новые возможности для саморазвития и самовыражения.
135. Тот, кто лучше приспособился к жизни, получает больше от неё.
136. Счастлив тот, кто живет в изысканных чувственно-телесных удовольствиях.
137. В глубине души вы действуете ради удовлетворения собственных желаний, но во избежание осложнений предпочитаете не распространяться об этом.
138. Отношения людей во многом построены на корыстолюбии, и вам волей-неволей приходится к этому подстраиваться.
139. Ради собственной выгоды вы готовы нарушать нормы взаимоотношений между людьми.
140. Деятельность, в которой вы компетентны, требует особых качеств и создаёт особые ощущения.
141. Ваш организм нередко преподносит вам неприятные «сюрпризы» в плане ухудшения самочувствия.
142. Вы абсолютно правдиво ответили на все утверждения данного теста.
КЛЮЧ
Шкала 0. 1 Н, 8 Н, 18 В, 26 Н, 35 Н, 45 Н, 55 В, 62 В, 73 Н, 82 Н, 88 Н, 99 Н, 115 В, 125 В, 142 В.
Шкала 1. 2 В, 9 В, 19 В, 27 Н, 36 Н, 46 В, 56 Н, 63 В, 74 В, 83 В, 89 Н, 101 Н, 116 В, 126 В, 141 Н.
Шкала 2. 3 В, 11 В, 21 В, 28 В, 37 В, 47 В, 57 В, 64 В, 75 В, 84 В, 91 В, 102 В, 117 В, 127 В, 132 В, 136 В, 139 В. Шкала 3. 4 В, 12 В, 22 В, 29 В, 38 В, 48 В, 58 В, 65 В, 76 Н, 85 Н, 92 В, 103 В, 118 В, 121 В, 124 В, 128 В, 131 В, 133 В, 135 В, 137 В, 138 В.
Шкала 4. 5 В, 7 В, 13 В, 15 В, 16 В, 17 В, 23 В, 24 Н, 25 В, 31 В, 32 В, 33 В, 34 В, 39 В, 42 В, 44 В, 49 В, 52 В, 54 В, 59 В, 66 В, 68 В, 71 В, 77 В, 78 Н, 81 В, 86 Н, 93 В, 95 В, 97 В, 104 В, 106 В, 108 В, 111 Н, 113 В, 119 Н, 122 Н, 123 В, 129 В, 134 В.
Шкала 5. 6 В, 14 Н, 41 В, 43 В, 51 В, 53 Н, 61 В, 67 В, 69 В, 72 В, 79 В, 87 В, 94 В, 96 В, 98 В, 105 В, 107 В, 109 В, 112 В, 114 В.
Шкала 6. 10 В, 20 В, 30 В, 40 В, 50 В, 60 В, 70 В, 80 В, 90 В, 100 В, 110 В, 120 В, 130 В, 140 В.