Научная статья на тему 'ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТАБУРЕТ ОБЫКНОВЕННЫЙ, ИЛИ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ ДЛЯ СИДЕНИЯ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ'

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТАБУРЕТ ОБЫКНОВЕННЫЙ, ИЛИ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ ДЛЯ СИДЕНИЯ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
435
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ / КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ТЕХНИКИ ТЕЛА / ТАБУРЕТ / СТУЛ / КРЕСЛО / ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ / HISTORY OF FURNITURE / CULTURE OF EVERYDAY LIFE / BODY TECHNIGUES / STOOL / CHAIR / ARMCHAIR / HISTORY OF THINGS / REGIONAL STUDIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кривенькая Марина

В своей рубрике, повествующей об истории вещей, автор продолжает рассказ о родословной привычной нам мебели. На этот раз речь пойдет о табурете, «мебельном прадедушке», только на первый взгляд непритязательном и демократичном предмете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIS MAJESTY THE STOOL ORDINARY OR A BRIEF HISTORY OF FURNITURE FOR SITTING IN EUROPEAN STYLE

In the column, which tells about the history of things, the author continues the story about the pedigree of the familiar furniture. This time we will talk of a stool, «furniture greatgrandfather» that is only at first glance appears to be an unassuming and democratic object.

Текст научной работы на тему «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТАБУРЕТ ОБЫКНОВЕННЫЙ, ИЛИ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ ДЛЯ СИДЕНИЯ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ»

В ПОРЯДКЕ ВЕЩЕЙ

Марина Кривенькая 001 10.37492/ЕТМ0.2020.61.3.015

Его Величество Табурет обыкновенный,

или Краткая история мебели для сидения по-европейски

В своей рубрике, повествующей об истории вещей, автор продолжает рассказ о родословной привычной нам мебели. На этот раз речь пойдет о табурете, «мебельном прадедушке», только на первый взгляд непритязательном и демократичном предмете.

Ключевые слова: история мебели, культура повседневности, техники тела, табурет, стул, кресло, история вещей

История мебели начинается с табурета - он по праву крепко стоит в основании фамильного дерева всей мебельной семьи. Мебельный прадедушка оказался поистине универсальным подспорьем для тех, чье желание посидеть никак не тянуло их принять позу лотоса или «сложиться втрое» на корточках. Табурет переходил с человечеством из века в век, менял свое назначение и облик, давал начало многим другим предметам мебели и умудрился не потеряться в истории. Будучи по сути воплощением простоты, он уже доказал свою гениальность и справедливо заслуживает уважительного к себе отношения.

Табурет появился не просто как отклик на родившееся у человека желание присесть. Не следует забывать, что это желание у народов разных цивилизаций ассоциируется с разным набо-

Кривенькая

Марина Александровна,

кандидат филологических наук, директор Центра регионоведе-ния и гуманитарно-образова-тельного сотрудничества, доцент кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, руководитель секции перевода научно-технической и деловой документации Союза переводчиков России (Москва), та. krivenkaya@mpgu.su

ром техник тела, которые, будучи закреплены в привычках, составляют неотъемлемую часть традиционного уклада повседневной жизни и нематериального наследия. Так, привычный набор телодвижений представителей многих азиатских стран предполагает посадку как можно ближе к земле или прямо на землю. Жизнь на уровне земли объясняет наличие в их жилищах низкой мебели, употребление циновок (например, японские татами), подушек и впоследствии ковров. В противоположность этому табурет и скамья как довольно высокие места для сидения появились у народов западной цивилизации, они являются верными спутниками высокого стола и соответствующего «высокого» представления о трапезе и внутреннем устройстве дома. Во многом то, насколько высоко людям удобнее сидеть, определяется климатом и способом обогрева жилища.

Табурет (то, что соответствует английскому stool) существует с незапамятных времен. Трехногие и Х-образные табуреты Древнего Египта, табуретки с матерчатым сиденьем, характерные для Древней Греции и Крита, складные и дорожные спутники народов Древнего Рима, - все они были сиденьями для одного человека. Будучи таковым, табурет провозгласил принцип мобильности мебели: с ним можно было перемещаться не только из дома в сад, но и переживать далекие путешествия. Совершенно другую нагрузку в прямом и переносном смысле несла скамья - сиденье коллективное, место общего пользования, стационарный предмет мебели.

Табурет сразу стал олицетворением индивидуализма - каждый мог построить и украсить свой собственный табурет в соответствии с индивидуальным вкусом. Наконец, табурет в основном благодаря такой детали, как ножки, дал возможность плотникам на протяжении

многих веков проявлять в предметах данного мебельного семейства всю свою фантазию не только декоратора, но и конструктора. Особенно это удавалось им в появившихся гораздо позднее стульях.

Несмотря на повсеместное присутствие табурета в жизни античных людей, в Средние века ему заново пришлось самоутверждаться в роли индивидуального предмета мебели. Связано это было с традициями приема пищи и церемонией трапезы, где долгое время по-прежнему главенствовала скамья. Напомним, что центром жилища в средневековой Европе считался очаг. Стол представлял собой длинное вытянутое изделие, по сути дела, доску-столешницу на подпорах, и стоял обычно вдоль стены. Люди, соответственно, размещались на скамье лицом к столу и спиной к очагу. Рассаживание вдоль скамьи (от краев к центру) было сопряжено с определенными неудобствами, поэтому за столом царил порядок по принципу старшинства.

Круглый стол как символ равенства сидящих за ним оставался легендарным предметом мебели из сказаний о Короле Артуре и не входил в дома средневековых людей, возможно, не чувствуя их готовность к столь радикальным переменам в сторону внутридомовой демократии. Уже немолодым табуретам и еще совсем юным стульям приходилось терпеливо ждать воцарения посреди комнаты своего старшего товарища - круглого стола.

Круглый стол стал центрообразующим предметом внутрикомнатного пространства не ранее XVI века. Его главенство в этой роли в европейском доме было сопряжено с внутренним разделением жилья на специализированные отсеки (или камеры). Для круглого стола предполагалась отдельная комната, где он мог бы стоять стационарно, - комната, которая впоследствии стала столовой.

До этого времени даже в замках все ели за большим прямоугольным столом (все та же доска на подпорах, обычно, козлах) в большой зале. Стол по необходимости отодвигали или даже разбирали, чтобы освободить место для танцев. Позднее для трапезы стали проходить в специально отведенную для этого комнату, центром которой и стал неподвижный обеденный стол. В Англии такой стол некоторое время называли трапезным, что напоминало о монастырях, где монахи собирались на общую трапезу в отдельной комнате. Однако очень скоро церемония приема пищи, особенно в жилищах состоятельных людей, стала сопровождаться долгими беседами, поэтому обеденный стол уже с XVII века приобрел круглую или овальную форму. С этого момента его верным спутником на долгие годы стал стул - сиденье индивидуальное и устойчивое.

Стул на протяжении Средних веков довольно долго существовал параллельно с разными табуретами как изделие монументальное, в единичном экземпляре стоящее в зале и предназначенное для хозяина и его супруги. Он воспринимался не как предмет для сидения, но вос-седания, символизировал высокое и почетное положение своих хозяев. Начиная с XVI века стулья становятся более доступными для простых граждан. Стул как место сидения сначала за обеденным, а потом и за любым другим столом скорее не упрощение стула-трона, а усложнение табурета. Конструктивно первые обеденные стулья - это табуреты со спинкой, точнее с полуспинкой. В Англии такие стулья называли пуританскими. Стул, оторвавшись от табурета, стал развиваться самостоятельно и быстро - к XVIII веку уже прослеживается разнообразие его стилистических и конструктивных особенностей. Табурет же, дав начало стулу, вовсе не умер в своем детище, а продолжил жизнь в других ипостасях.

В домах простых граждан и деревенских жителей табуреты по-прежнему были традиционным местом для сидения. Они были трех- и четырехногие, дубовые, добротно сколоченные и довольно простые в оформлении. Пожалуй, только ножки предоставляли хозяину этого предмета мебели возможность выразить свои вкусовые пристрастия - они были в форме балясин разной толщины, с перекладинами или без. Табуреты были сборными, поскольку столяры при их сборке использовали метод соединения с помощью пазов и шипов. В XIX веке в Англии крепкие табуреты с перекладинами окрестили табуретами «под гроб», так как они были надежной подставкой для этого деревянного изделия печального назначения.

Более веселую жизнь вели табуреты и табуреточки в домах знати. Уже к середине XVII века табуреты приобрели совершенно новый благородный вид - их сиденье стало мягким. Мягкое сиденье - революция в истории табурета. Из изделия, достойно выполнявшего на протяжении столетий совершенно утилитарную функцию, табурет превратился в аксессуар, который придавал всей меблировке помещения особый шик. 1о-беленовые, шерстяные и шелковые обивочные ткани позволяли безгранично играть со стилями и внутри них. Табурет стал красивым, подчас затейливым изделием и уже не вспоминал о своей первоначальной функции, передав ее широко распространенным к этому времени стульям и креслам. Вместе с ними табуреты стали составлять гарнитуры мягкой мебели. Позднее к ним прибавились диваны, разного рода кушетки (в том числе canapé и chaise long) и софы. В соответствии с требованием моды их украшали вышивкой, бисером, инкрустацией и т. д.

Еще одну метаморфозу табурет претерпел, когда из высокого сиденья стал аккуратной подставкой

под ноги. На протяжении XVII - начала XVIII вв. необходимость в табуретах и табуреточках разной высоты резко возросла, поскольку во всех европейских державах происходил процесс выработки этикета поведения при дворе. В конечном счете сформировались довольно строгие правила не только поведения и обращения, но и расположения в пространстве в зависимости от степени приближения к царственным особам.

На помощь пришли стульчики и табуреты разной высоты, на которых строго в соответствии с титулом разрешалось садиться или, точнее, присаживаться на приемах, балах и выездах двора. Законодательницей здесь стала Франция, именно оттуда в языки многих европейских стран пришло слово tabouret. Это название закрепилось за низким мягким стульчиком, на котором в присутствии короля разрешалось, как при дворе Людовика XIV в Версале, сидеть знатным дамам. Табуреты расставляли вдоль стен, в проемах окон, особая роль отводилась угловым сиденьям.

На протяжении XIX в. появляются самые разные табуреты, свидетельствующие о техническом прогрессе, неумолимо распространявшемся и на мебельное дело. Применение различных механизмов позволяет делать табуреты крутящимися, выдвигать их на нужную высоту, прятать внутрь (обычно в одной центральной ноге) различные, порой неожиданные предметы. Широко входят в моду музыкальные табуреты с регулируемым сиденьем. Появляются складные табуреты разной конструкции. Европа становится все более мобильной, растет необходимость в простых и легких переносных сиденьях. Две изогнутые перекладины-ножки и натянутый на них кусок парусины - классическая конструкция табурета, без которого не обходится ни один художник, выходящий на пленэр. Широкая табуретка, или банкетка, становится неотъемлемой деталью театрального

закулисья, необходимой в первую очередь балеринам, чтобы завязывать на ней пуанты. Высокий стул-табурет сопровождает барную стойку, становится любимцем всех, кто не может отказать себе в удовольствии скоротать время в пабе. Список видоизменений табурета на протяжении последних двух веков может быть бесконечен.

Богатое прошлое табурета упрочило его положение в современности. Простота формы дает огромные возможности приспособления к меняющимся требованиям времени и пространства, открывает простор для фантазий дизайнеров и столяров. Создать из табурета вычурный аксессуар или оставить его символом практичности и простоты - выбор за вами. В том или ином случае репутация табурета уже настолько прочна, что ее вряд ли может что-нибудь подкосить. Вековые эксперименты с количеством и формой его ножек подтвердили: табурет стоит. Вы, конечно, можете перевернуть его вверх ногами... - от этого он станет только более устойчив.

Marina Krivenkaya,

Ph.D. in Philology, Associate professor at the Department of cultural studies, Director, Center for Regional Studies and Humanitarian-Educational Cooperation, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University; Head of the Translation Section of Scientific, Technical and Business Documentation, Russian Translators Union (Moscow), ma.krivenkaya@mpgu.su

His Majesty the Stool Ordinary or a brief history of furniture for sitting in European style

In the column, which tells about the history of things, the author continues the story about the pedigree of the familiar furniture. This time we will talk of a stool, «furniture greatgrandfather» that is only at first glance appears to be an unassuming and democratic object.

Keywords: history of furniture, culture of everyday life, body techniques, stool, chair, armchair, history of things, Regional Studies

о к m с;

i- a

c; VO ai ai m 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.