Памяти Владимира Михайловича Захарова
ЕГО МУЗОЙ БЫЛА РОССИЯ
Л. Н. Михеева
Когда человек уходит из жизни, окружающие его, близкие люди задаются вопросом: что было главным в судьбе такого человека, во имя чего он жил? Когда уходит от нас большой Артист, мы, ощутив внезапную пустоту и холод вокруг, пытаемся понять, что же питало его творчество, где надо искать истоки его яркого дарования.
В жарком, солнечном июле для тех, кто почитал многие таланты народного артиста России Владимира Захарова, солнце померкло. Невозможно представить Театр танца Гжель без его создателя и бессменного художественного руководителя, маэстро Захарова. Невозможно также представить и хореографическое училище, Институт танца ФГБОУ ВПО «ГАСК» без Владимира Михайловича. Он по натуре своей созидатель; в труднейшие 90-е, когда в стране всё рушилось, он создавал, строил. И прежде всего — Театр танца Гжель, которому 19 сентября этого года исполняется 25 лет. Наверное, весь жизненный путь Владимира Захарова вёл его именно к созданию главного в жизни и творчестве — театру танца.
Годы учёбы, знакомство и дружба с теми людьми, которые стали для Владимира Захарова учителями с большой буквы, а главное — неустанный, титанический труд, ежедневный, до самозабвения, до самосожжения, хождение по России, её шубинке — всё это вело его к театру танца. Подумать только: 38 фольклорных экспедиций, когда В. М. Захаров буквально замерзал в дороге, будучи на севере, и продолжал изучать, записывать, сохранять то великое наследие России, которое мы называем аутентичным фольклором. А потом всё увиденное и изученное становилось основой хореографических миниатюр, новелл, композиций, блистательных концертных программ, всего того, чему рукоплескал весь мир.
В. М. Захарова называли полпредом русского искусства в тех странах, которым посчастливилось познакомиться с театром маэстро. Великолепна сама идея, которая когда-то осенила Владимира Михайловича: рассказать языком танца о народных промыслах — Гжели, Хохломе, костромской скани, финифти, Жостове, Палехе, Вятке, вологодских кружевах, о тех мастерах, которые создавали всё это великолепие.
Народные песни, танцы, устный фольклор, прикладное искусство всегда воодушевляли Захарова. Тут, конечно, и генетические корни, связанные с его родителями из села Мурзицы, где и отец, и мать славились как музыканты, певцы и танцоры. Генетическая память очень важна, но её надо лелеять, беречь, сохранять, потому что только своими корнями силён человек. А Захаров не только сохранял, но и неустанно развивал, обогащал наследие народа, создавая прекрасные образы, оживавшие на сцене по мановению руки маэстро танца.
Захарову было подвластно буквально всё: народное творчество, мюзик-холл, танцы модерн и, конечно, великая русская хореографическая классика — забытые или полузабытые шедевры хореографии. Русское искусство всегда вдохновляло и питало творчество великого мастера.
В. М. Захаров удивительно сочетал в себе артиста и учёного, культуролога, искусствоведа, воспитавшего целую плеяду своих учеников и последователей. Он доктор культурологии, академик, профессор, автор многих теоретических трудов, среди них — пятитомник «Поэтика русского танца» — книга, носящая энциклопедический характер. В целом, это — книги о России, русском народном искусстве, о великой русской душе.
Искусство Владимира Захарова часто называли «русским чудом», Театр танца «Гжель» — носителем и хранителем прекрасного. В. М. Захаров создал уникальную систему непрерывного хореографического образования — образовательно-культурный комплекс «школа (хореографическое училище) — вуз (Институт танца ФГБОУ ВПО «ГАСК») — театр (Московский государственный академический театр танца «Гжель»)», за что В. М. Захаров и его единомышленники были удостоены Государственной премии Правительства РФ и Премии Правительства Москвы.
Наград у В. М. Захарова очень много: одна из главных — «За заслуги перед Отечеством», которую ему вручил Президент РФ В. В. Путин. Захаров был доверенным лицом Президента, наряду с другими деятелями искусства.
Ещё раз зададимся вопросом: что было главным для Владимира Захарова? Вопрос, скорее, риторический, ибо Родина, Россия всегда была для него, патриота, истинно народного артиста, животворным источником вдохновения, той великой силой, которая питала его, вела на творческий подвиг, его — великого подвижника, учёного и артиста, вдохновенного мастера танца, деяния которого освещены нетленным светом истинного искусства.