Научная статья на тему 'Его имя носит университет (о социально-педагогических взглядах Н. П. Огарева)'

Его имя носит университет (о социально-педагогических взглядах Н. П. Огарева) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Его имя носит университет (о социально-педагогических взглядах Н. П. Огарева)»

Знаю, что просьбы по сяти отрядов будут работать непосредственно в городах и селах нашей республики. Славные традиции бойцов студенческих отрядов продолжаются!

дов не отпала, привлечению студотрядов в текущем году поступали даже из Ульяновской, Рязанской, Нижегородской областей. Более де-

И. Л. НАУМЧЕНКО, директор РУО при МГУ им. Н. П. Огарева, член-корреспондент АПСН, профессор кафедры управления системой образования

ЕГО ИМЯ НОСИТ УНИВЕРСИТЕТ

(О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ Н. П. ОГАРЕВА)

Сейчас многих волнует проблема перестройки современной средней школы. Предлагаются различные варианты и типы учебных заведений, воскрешаются, хотя иногда и без учета современных условий, ее дореволюционные и зарубежные аналоги: гимназии, лицеи, колледжи. Немало во всем этом организационной, еще больше — методической путаницы. Одни готовы чуть ли не полностью изгнать политехнизм из школы, другие, наоборот, стремятся максимально усилить политехническую направленность обучения молодежи, третьи и вовсе ратуют за создание различных специализированных, элитарных школ с облегченной программой обучения, дабы „не перегружать“ своих питомцев.

В этой связи хотелось бы вспомнить о весьма оригинальном проекте интеграции образования на базе политехнической школы, разработанном еще в 40-х годах прошлого века Николаем Платоновичем Огаревым, имя которого носит наш университет.

В историю отечественной и зарубежной литературы Н. П. Огарев вошел преимущественно как дворянский революци-

онер, создавший вместе с А. И. Герценом теорию „русского крестьянского социа-лизма“ Известен он и как талантливый представитель гражданской революционной поэзии, а также как литературный

критик, музыкант и композитор, автор многих романсов, песен и фортепианных пьес. Нельзя исчерпывающе оценить многосторонность деятельности Огарева, если не раскрыть еще одну грань его личности — дар педагога-гуманиста, просветителя народа. К слову сказать, именно эта сторона его творческой биографии наименее освещена в литературе, хотя играет далеко не последнюю роль в раскрытии способностей этого интересного

человека.

Прекрасно понимая, что призывные набаты герценовского „Колокола" могут хорошо расслышать' и понять лишь люди образованные, освобожденные не только от юридического, но и духовного рабства, Николай Платонович одной из главных задач общественной деятельности ставил пропаганду знаний среди широких масс населения, которая, говоря словами А. И. Герцена, „позволила бы разбудить их дремлющее сознание"

Следует заметить, что Н. П. Огарев еще задолго до совместной с Герценом

© И. Л. Наумченко, 1997

деятельности проявлял живейший интерес к вопросам народного образования и просвещения. Уже во второй половине 30-х годов, находясь в родовом имении отца в Старом Акшине Пензенской губернии, он сообщает своим друзьям, что „с усердием пишет статью о воспитании" Последующие годы акшинского периода его жизни (1846 — 1851) были насыщены активнейшими усилиями по улучшению экономического, правового и культурного положения крестьян своего отца. Около двух тысяч из них он отпускает на волю с землей, пытается внедрить рациональные способы земледелия, создает показательные фермы, предполагает открыть на началах вольнонаемного труда местные фабрики, заводы и т. п.

Осуществляя эти гуманные акции преобразования, Н. П. Огарев, конечно, понимал, что впереди у него огромные трудности, обусловленные социально-бытовым положением трудящихся, их невежеством и забитостью, а главное — сплошной неграмотностью. Именно поэтому, чтобы перейти от теории к практике „русской крестьянской революции11, Н. П. Огарев включается в решительную борьбу за просвещение крестьян, стремится поднять их до уровня понимания грядущих задач, пробудить их общественную активность. В это время он и создает замечательное по тому времени социально-педагогическое сочинение „Политехническая народная школа"

В этом произведении, составленном в форме плана занятий молодежи в проектируемой школе, нашли воплощение основные взгляды Огарева на науку и школу будущего, определены их роль и место в социально-политической и экономической жизни общества. Какой же представлял Н. П. Огарев политехническую народную школу, которая, по его мнению, должна была стать основным центром формирования личности молодых преобразователей новой России?

Скажем сразу, что проект этот, несмотря на свою утопичность, весьма любопытный и в немалой степени созвучный современным направлениям перестройки школы, интеграции различных форм образования педагогический документ. В чем его особенность? Ответ на этот вопрос заложен уже в самом принципе построения школы Огарева, из которого следует, что образование — это

нечто противоположное невежеству. Народ, по утверждению автора проекта, не владеет научным объяснением естественных явлений и способами приложения науки к производству. Косность, забитость, невежество, рутина убивают чувство собственного достоинства, парализуют способность к самодеятельности. Следовательно, надо прежде всего развеять предрассудки, помочь людям преодолеть страх и фатализм „божьего произвола", дать научное объяснение явлений природы, воспитать у них практическое отношение ко всему, чего они боялись веками, выработать самостоятельность суждений и действий.

Исходя из этого основной целью и задачей своей школы Огарев ставил подготовку из учеников „мужиков-пропаган-дистов“, носителей просвещения. А чтобы образованием можно было охватить наибольшее количество крестьянских детей, он требовал от своих учеников в воскресные дни учить других тому, чему они сами научились в школе. Он даже создал для этих целей специальные „воскресные классы". Здесь решались сразу две задачи: его ученики получали „педагогическую практику" и одновременно с этим ускорялся процесс обучения грамоте широких масс крестьянских детей. Отметим также то, что Н. П. Огарев с высоким доверием относился к творческим возможностям „мужицких" детей. Подтверждением этому служит и содержание учебного плана задуманной им школы, в который наряду с такими традиционными предметами, как чтение, письмо, арифметика, включались геометрия, астрономия, физика, химия, геология, естествознание с зоологией, физиология, а также география, сельская и техническая архитектура, лесоводство, технология и сельское хозяйство. Нетрудно заметить, что учебный план и особенно объем знаний, получаемых учениками такой школы, могут поспорить с учебным планом любой современной средней политехнической школы.

Но и это еще не все. Приведенный перечень предметов позволял решить лишь одну часть задачи — вооружение учащихся общими и политехническими знаниями с целью подготовки культурного земледельца — мужика, хорошо знающего науки. Что же касается второй задачи — подготовки из среды сельских

тружеников пропагандистов „как ферментов44 преобразования русской деревни, — то в названный проект школы включался комплекс общественных дисциплин, в том числе политическая экономия, сведения из истории, понятия права, нравственности, „прямое нападение на предрассудки" и, наконец, „критический обзор наших постановлений44, что не решалось ввести ни одно министерство дореволюционной, да и современной поры. Согласимся, что здесь представлен весьма обстоятельный научно-практический учебный курс.

Объясняя содержание этой довольно насыщенной школьной программы и отводя возможные упреки, Огарев писал в пояснении к программе: „Мне скажут, что это почти университетский курс... Если бы так, что за беда? Но размер науки и практическая цель покажут, что это не университетский курс, а именно тот, который должен образовать селянина14 (Огарев Н. П. Народная политехническая школа // Избр. соц.-полит. и филос. произведения. М., 1956. Т. 2. С. 7 — 15).

Заметим также, что Н. П. Огарев, не в пример современным радетелям веры Христовой, совершенно изгнал из своего учебного курса всевозможные антинаучные дисциплины, в том числе и Закон Божий. Больше того, он ввел специальный курс нравственности. В помощь обучаемым Огарев составил специальные пособия: „Народная учебная книга" и „Курс популярной энциклопедии44. Цель всех этих преобразований Николай Платонович выразил в стихотворной форме: „Хотел я человека воспитать для всех успехов века44 И человека этого он представлял, выражаясь современным языком, гармонически развитой личностью.

В том же русле развивалась и разработанная Огаревым методика обучения, базирующаяся на таких дидактических принципах, как научность знаний и популярность их изложения, последовательность и взаимосвязь обучения, преемственность и доступность в изложении сложного материала. Здесь использовались наглядность обучения, подкрепление теории практическим опытом. Огарев ввел в свою систему такой важный интеграционный компонент, как приложение знаний к конкретным видам прак-

тики. Осуществлялось такое „приложение44 весьма оригинальным научно-мето-дическим способом: например, знания учеников по физике, химии на первом году обучения „прилагались44 к изучению почвы и растительности; на третьем году та же химия, не прекращая „приложения44 к земледелию и физиологии растений, переходила в физиологию животных и „прилагалась44 к скотоводству. Аналогично осуществлялось изучение и других предметов. География, например, на четвертом году обучения „прилагалась44 к производству и торговле. Оригинальный выход на рыночную экономику!

Идея единства теории и практики, интеграции знаний и опыта проходит у Н. П. Огарева красной нитью через весь план его политехнической школы. Тем же целям служит и учебный физический труд. В специальном разделе плана „Телесная работа44 автор предусматривает для мальчиков 12 — 14 лет работу в мастерских, где они постигают столярное, кузнечное, слесарное и „медное44 ремесла. Начиная со второго года обучения учащиеся получают умения изготовления моделей простых машин, мельниц, разных сельскохозяйственных орудий и т. п. В конце четвертого года учебы они уже сами строят какой-либо завод, и сами же пускают его в работу на пятом году обучения.

Вместе с тем Огарев отдавал себе отчет в том, что для реализации этих задач нужны новые люди, обладающие научными знаниями и практическими умениями, позволяющими им преодолеть косность не только в способах ведения сельского хозяйства, но и в своем сознании и миропонимании, в отношении к действительности. И поэтому он особое внимание акцентирует на вопросах воспитания нового человека. Основным способом и методом воспитания, по его мнению, должно быть воспитание разума и здравого смысла. А такая точка зрения не могла ужиться с широко распространенным в то время религиозным воспитанием. Именно поэтому Огарев не признавал ни религиозных вероучений, ни церковной печати. Он требовал учить учеников читать по гражданским букварям. Светскость воспитания выражалась также в отмене посещений учениками церкви, в уничтожении целого ряда обычаев (соблюдение постов, выполнение церковных

обрядов и т. п.), в „ежеминутном противодействии предрассудкам".

Важное значение придавал Н. П. Огарев воспитанию у детей чувства собственного достоинства, самостоятельности и технического творчества. Учащиеся, как отмечено выше, должны были сами изготовлять несложные машины, строить заводы, пускать их в ход и работать на них. Целям развития самостоятельности суждений и воспитания критического подхода к действительности служил и специальный предмет „Критика наших постановлений"

Среди других факторов воспитательного воздействия, сформулированных в разделе плана школы „Образ жизни учеников", акцентировалось внимание на уважительном отношении учителей к ученикам, воспитании у детей чувства личного достоинства (отмена в школе телесных наказаний, запрещение ставить на колени и т. п.). Воспитывались навыки культурного поведения, личной гигиены и гигиены быта (платье — чистое, смена белья на кроватях школьников два раза в неделю и т. п.).

Целям воспитания и всестороннего развития личности учащихся служил и четко разработанный Н. П. Огаревым режим учебы, труда и отдыха в школе, что достигалось прежде всего за счет сочетания уроков и телесной работы, занятий гимнастикой и т. п.

Иначе говоря, основным содержанием воспитания в школе Огарева, формирующей человека новой формации, являлось общее и политехническое образование, воспитание „разума и здравого смысла" (нравственное воспитание), включающее в себя воспитание этической культуры, свободомыслия и навыков гигиены.

Н. П. Огарев, как он отмечал в письме А. И. Герцену 7 января 1847 года, серьезно задумывался над тем, „...как дать ребенку такой ход развития, чтобы он вышел гуманен и мягок, объемлющ и не игнорант (малосведущий. — И. #.), чтобы специальность не сделала его узким... Чтобы общее занятие не сделало его ничего не знающим..." (Огарев Н. П. Литературное наследство. М., 1953.

Т. 61. С. 752).

Идея политехнической школы настолько заинтересовала семью А. И. Герцена, что его жена Наталья Александ-

ровна, выражая полную поддержку идее Огарева, писала ему: „А что, школа будет у тебя в деревне? Тогда мы привезем наших детей туда учиться, и учителей, и я сама буду учить, чему умею... Заводи же поскорее школу" (Гершензон М. О. История молодой России. М., 1923.

С. 283 — 293).

Поскольку успех работы школы зависит от учителя, то для воспитания будущего поколения, по убеждению Огарева, надо иметь людей исключительных, страстно отдающих себя этому делу. Первым и основным требованием, которое выдвигалось при этом, было то, что учитель должен быть выходцем из крестьян, имеющим достаточное математическое и естественное образование, обладающим научно-практической подготовкой, глубокими знаниями своего предмета и широкой общей эрудицией. От учителя требовалось быть образцом нравственного поведения, человеком, любящим как умственный, так й физический труд, так как только в этом случае он способен воспитать трудолюбие и творческую увлеченность у своих питомцев.

Стимулирующим началом в практической деятельности учеников школы Н. П. Огарева было предложение об освобождении их от крепостного состояния после ее окончания при обязательном условии, что сам учитель в течение четырех лет остается в данной местности» продолжая обучение крестьянских детей, и проводит соответствующую просветительскую работу среди населения.

В последующем, развивая свою идею политехнической школы, Н. П. Огарев создает в начале 60-х годов оригинальный проект „Народные земледельческие училища". Земледельческое образование, приобретение агрономических знаний в условиях аграрной России Огарев считал первоочередными задачами. Но и этот его план был подчинен требованиям научности и политехнизма.

Училище было рассчитано на трехгодичный срок обучения. Однако уже с первого класса, являющегося классом грамотности, наряду с преподаванием таких предметов, как чтение, письмо, арифметика, Огарев планировал ввести черчение и графическое преподавание арифметики как наиболее живое и легкое, близкое к земледельческой цели. Во втором классе учащиеся должны были знакомиться с

начальными основами физики, неорганической химии и ботаники, а их знания „прилагались" к хлебным растениям, лесоводству, травосеянию и т. п. Сельскохозяйственную направленность предлагалось выдержать и в соответствии с включенным в учебники материалом.

Для ^усиления научной направленности обучения в старших классах вводились такие предметы, как физика, теория земледелия, земледельческая химия, технология и др. Как и в политехнической школе, в плане училища предусматривались изучение ремесел и трудовые занятия в „рабочих классах" А чтобы приохотить учащихся к подобным работам, предлагалось продукцию их труда реализовывать, а доходы от продажи делить между ними.

Важным шагом вперед, особенно в вопросах всеобщности обучения в училище, является то, что в нем вместе с мальчиками предусматривалось обучение и девочек. Николай Платонович считал, что участие в сельскохозяйственном труде женщин наравне с мужчинами требует вооружения их знаниями земледелия. Здесь же акцентируется внимание на активном включении девочек в учительскую работу.

Таким образом, прочно встав на позиции „крестьянского социализма", Н. П. Огарев, как и А. И. Герцен, видел реализацию своих взглядов в подготовке активных, свободных и грамотных строителей новой жизни, получивших глубокое и всестороннее „общечеловеческое" образование.

__________________1 первый проректор МГУ им. Н. П. Огарева, академик АПСН, профессор

О. Б. ТОМИЛИН, зав. кафедрой физической ХИМИИ

МГУ им. Н. П. Огарева, со-росовский доцент

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТЕ

Сорок лет для отдельной личности — это практически жизнь. Сорок лет для человечества — это мгновение. А сорок лет для университета? Позволим себе высказать суждение, что это уже история, в которой спрессованы талант, труд и судьбы людей. Заявив о своем рождении в 1957 году, Мордовский государственный университет возложил на себя нелегкое бремя стать основным центром высшего образования республики. Опираясь на знания и опыт профессорско-преподавательского коллектива, педагогический институт сделал шаг на качественно новую ступень высшего образования.

Каковы отличительные признаки университетского образования? Многолетняя

история развития высшей школы в России и зарубежных странах дает различные определения этого социального феномена. Отбрасывая временные и национальные особенности, можно вычленить основные черты, характеризующие университетское образование. Во-первых, это образ мышления, для которого важнейшим является многомерное восприятие событий, фактов, процессов во всех их взаимосвязях с окружающим миром. Во-вторых, это высокая образованность, основанная на глубоком освоении фундаментальных знаний. В-треть-их, это открытость для постоянного поиска нового и саморазвития. Именно этот идеал университетского образования был и остается путеводной звездой работы

© В. А. Балашов, О. Б. Томилин, 1997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.