Научная статья на тему 'ЕГИТИМНОСТЬ И ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ В ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ'

ЕГИТИМНОСТЬ И ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ В ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / ИСЛАМ / ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фатхуллин Рамис Альбертович

Изучаются обстоятельства применения силы в христианстве и исламе и его границы. На примере Священных Писаний - Библии и Корана, Катехизиса, основных сборников преданий от Мухаммада, собранных аль-Бухари и Абу Даудом, социальной концепции Русской православной церкви, социальной доктрины мусульман, а также исторической практики демонстрируется близость обеих религий в узаконивании применения силы для сохранения жизни и религии, целостности государства, отстаивания справедливости, при этом постулируются общечеловеческие ценности: ценность человеческой души, любовь к недругам, праведность, милость, сохранение мира, запрет убийства, патриотизм и т. д. Рассматривается отношение христианства и ислама к войне, которая является исключением из общего правила о мирном сосуществовании, где применение силы есть необходимость. В выводах подчеркивается, что близость христианства и ислама в вопросах мира и войны проявилась и в исторических примерах демонстрации патриотизма при защите общей Родины, что не теряет актуальности и в наше время, когда представители православия призывают объединиться с мусульманами против идеологической экспансии Запада по разрушению традиционных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGALITY AND LIMITS OF THE USE OF FORCE IN CHRISTIANITY AND ISLAM

The relevance of the study is related to the study of the legitimacy and limits of the use of force in Christianity and Islam. On the example of the Holy Scriptures of the Bible and the Koran, the Catechism, the main collections of traditions from Muhammad, collected by al-Bukhari and Abu Dawood, the social concept of the Russian Orthodox Church, the social doctrine of Muslims, as well as historical practice, the closeness of both religions in the legitimacy of the use of force to save life is shown. and religion, the integrity of the state, upholding justice, while postulating universal values: the value of the human soul, love for enemies, righteousness, mercy, peace, the prohibition of murder, patriotism, etc. The position of Christianity and Islam towards war is considered, which is an exception to the general rule of peaceful coexistence, where the use of force is necessary. The conclusions emphasize that the closeness of Christianity and Islam in matters of peace and war was also manifested in historical examples of the manifestation of patriotism in the defense of the common Motherland, which does not lose its relevance in our time, when representatives of Orthodoxy call for uniting with Muslims against the ideological expansion of the West to destroy traditional values.

Текст научной работы на тему «ЕГИТИМНОСТЬ И ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ В ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ»

* НшЯ г

Серия «Политология. Религиоведение»

2023. Т. 44. С. 150-156

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

Научная статья

УДК 140.8

https://doi.org/10.26516/2073-3380.2023.44.150

Легитимность и границы применения силы в христианстве и исламе

Р. А. Фатхуллин*

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация Болгарская исламская академия, г. Болгар, Российская Федерация

Аннотация. Изучаются обстоятельства применения силы в христианстве и исламе и его границы. На примере Священных Писаний - Библии и Корана, Катехизиса, основных сборников преданий от Мухаммада, собранных аль-Бухари и Абу Даудом, социальной концепции Русской православной церкви, социальной доктрины мусульман, а также исторической практики демонстрируется близость обеих религий в узаконивании применения силы для сохранения жизни и религии, целостности государства, отстаивания справедливости, при этом постулируются общечеловеческие ценности: ценность человеческой души, любовь к недругам, праведность, милость, сохранение мира, запрет убийства, патриотизм и т. д. Рассматривается отношение христианства и ислама к войне, которая является исключением из общего правила о мирном сосуществовании, где применение силы есть необходимость. В выводах подчеркивается, что близость христианства и ислама в вопросах мира и войны проявилась и в исторических примерах демонстрации патриотизма при защите общей Родины, что не теряет актуальности и в наше время, когда представители православия призывают объединиться с мусульманами против идеологической экспансии Запада по разрушению традиционных ценностей. Ключевые слова: христианство, ислам, применение силы, справедливость, религия.

Для цитирования: Фатхуллин Р. А. Легитимность и границы применения силы в христианстве и исламе // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2023. Т. 44. С. 150-156. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2023.44.150_

Legality and Limits of the Use of Force in Christianity and Islam

R. A. Fatkhullin*

Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation Bolgar Islamic Academy, Bolgar, Russian Federation

Abstract. The relevance of the study is related to the study of the legitimacy and limits of the use of force in Christianity and Islam. On the example of the Holy Scriptures of the Bible and the Koran, the Catechism, the main collections of traditions from Muhammad, collected by al-Bukhari and Abu Dawood, the social concept of the Russian Orthodox Church, the social doctrine of Muslims, as well as historical practice, the closeness of both religions in the legitimacy of the use of force to save life is shown. and religion, the integrity of the state, upholding justice, while postulating universal values: the value of the human soul, love for enemies, righteousness, mercy, peace, the prohibition of murder,

Original article

© Фатхуллин Р. А., 2023

*Полные сведения об авторе см. на последней странице статьи. For complete information about the author, see the last page of the article.

patriotism, etc. The position of Christianity and Islam towards war is considered, which is an exception to the general rule of peaceful coexistence, where the use of force is necessary. The conclusions emphasize that the closeness of Christianity and Islam in matters of peace and war was also manifested in historical examples of the manifestation of patriotism in the defense of the common Motherland, which does not lose its relevance in our time, when representatives of Orthodoxy call for uniting with Muslims against the ideological expansion of the West to destroy traditional values. Keywords: Christianity, Islam, use of force, justice, religion.

For citation: Fatkhullin R.A. Legality and Limits of the Use of Force in Christianity and Islam. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2023, vol. 44, pp. 150-156. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2023.44.150 (in Russian)

Введение

Авраамические религии, несмотря на разность в вероучительном аспекте, едины в утверждении любви к ближнему своему, стремлении к справедливости, милосердию и другим нравственным ценностям. При этом каждая из религий определяет границы применения силы для сохранения веры и жизни верующих.

История России полна примеров, как последователи христианства и ислама не раз бок о бок вставали на защиту общей Родины.

Качества истинного верующего

Истинно верующий с точки зрения христианства и ислама обладает определенными нравственными качествами.

Каждая душа представляет ценность. Это проявляется в том, что шанс на спасение дается всем независимо от тяжести их преступления (1 Тим. 1:15, Лк. 23:40-43) [9, с. 131], Коран (4:48)1.

Любовь к недругам. Правило христианского отношения к людям, основанное на благом расположении и любви к своим оппонентам (Мф. 5:44)2 [Там же, с. 145]. В Коране (31:34) говорится, что при благом отношении недруг станет словно любящий родственник.

Принцип, присущий всем религиям и пророкам «Относись к окружающим так, как хотел, чтобы они относились к тебе», озвучили и Иисус (Мф. 7:12), и Мухаммад3.

Милосердие. Христианство призывает быть милосердными по примеру Бога не только в душе, но и в благих делах, помогать обездоленным и голодным [8, с. 139], быть прощающими (Мф. 6:14-15). В Коране часто упоминается о том, что Создатель является Милостивым и Милосердным, на это указывал и Мухаммад, призывая своих единоверцев проявлять милосердие ко всем [2, с. 798].

Праведность. Христос побуждает всегда придерживаться праведности, в Ветхом Завете сказано, что Бог праведный [9, с. 138]. Мухаммад сказал о том, что правдивость ведет к Раю, а ложь в огонь [4, с. 772].

1 Здесь и далее используется «Коран онлайн». URL: https://quran-online.ru/ (дата обращения: 28.01.2023).

2 Здесь и далее используется «Библия онлайн». URL: https://bible.by (дата обращения: 01.02.2023).

3 10 признаков, которые Пророк Мухаммад (мир ему) назвал проявлением любви к людям. URL: https://islam-today.ru/veroucenie/10-priznakov-kotorye-prorok-muhammad-mir-emu-nazval-proavleniem-lubvi-k-ludam/ (дата обращения: 09.01.2023).

Сохранение мира. Христианство призывает своих последователей быть миротворцами и способствовать сохранению и распространению мира (Мф. 5:9, Рим. 12:18) [9, с. 173]. Миссией Православной церкви является примирение конфликтующих сторон4. В Коране содержится близкая концепция о необходимости противодействия злу добром (31:34).

Запрет убийства. Шестая заповедь христианства гласит: «Не убивай» (Исх. 20:13). Убийство является одним из смертных грехов, к ним же относят и самоубийство [9, с. 134-135]. В Коране (5:32) говорится, что убивший невинную душу как будто убил всех на земле. Запрет самоубийства в Коране закреплен аятом 2:195.

В проповедях Мухаммада неоднократно упоминалось, что убийство является одним из смертных грехов [4, с. 455].

Патриотизм. Патриотизм в христианстве проявляется в выполнении заповеди о любви к ближнему, что должно распространяться и на отношения со своими согражданами5 (Коран 5:48). Аллах повелел при необходимости предоставлять убежище и безопасность немусульманам, а также напомнил, что есть не только граждане-немусульмане, но временно проживающие из числа немусульман.

Отношение христианства и ислама к войне

Основой существования является мир

Христианство и ислам относятся к войне как к неизбежным проявлениям мироустройства (Мк. 13:7 и Коран 2:251), когда, как правило, одна сторона олицетворяет правду, а другая несправедливость (Откр. 16:16, Коран 49:9).

Обе религии предостерегают от убийства (Мф. 5:21-22), устанавливая принцип талиона (Чис. 35:33 и Коран 5:32), причем в аяте указывается, что этот принцип был закреплен изначально в иудаизме.

Христианство дозволяет применение силы при необходимости, когда речь идет о защите близких и восстановлении справедливости, многие воины были причислены к лику святых на основании высказывания Христа о том, что одним из наивысших проявлений любви есть самопожертвование во имя своих близких (Ин. 15:13). Мухаммад также призвал избегать столкновений, если это представляется возможным6. Применение силы тем более санкционировано, когда речь заходит о самообороне: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26:52, Коран 22:39, 40).

Война должна вестись на основе праведных чувств, а не по причине алчности, злобы, похоти (1 Ин. 2:16). Усман Ахмад Абдуррахим считает, что сражение (джихад) - есть поклонение, но только в том случае, если совершается искренне ради Аллаха и в соответствии с установлениями шариата [1, с. 14].

4 Основы социальной концепции Русской православной церкви. II. 4. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 05.01.2023).

5 Там же. II. 3.

6 Хадис: «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха об избавлении» URL: https://hadeethenc.com/ru/browse/hadith/2953 (дата обращения: 15.01.2023).

В исламе термин «джихад» означает приложение усилий, что может трактоваться не только в узком смысле как сражение, но и в широком - как борьба с пороками, совершение благих дел [10, с. 162].

В Библии закреплен запрет на причинение вреда мирному населения во время проведения боевых действий7, этот же принцип провозгласил и Мухам-мад в одной из своих проповедей [4, с. 486].

Принцип гуманного отношения к пленным и раненым (Рим. 12:20-21; Коран 23:96, 76:8-9) является логичным продолжением принципа противопоставления злу добра8.

Христианство порицает радость от смерти врага, поскольку все люди смертны (Сир. 8:8). Согласно исламскому вероучению целью сражения (джихада) является не смерть, а продолжение жизни с целью мирного призыва к исламу: убитые не могут ни призывать, ни услышать призыв [1, с. 17].

В обеих религиях подчеркивается, что для справедливого применения силы сначала необходимо победить зло своей души9. В исламе борьба с противником названа «малым джихадом», а борьба с собственной душой - «большим, великим джихадом» [3, с. 197-198].

Мир является даром Божьим, о котором молятся все верующие10. В обеих религиях упоминается период, связанный с Мессией, когда на земле воцарится мир (Ис. 2:4), что подтверждают и предания от Мухаммада11.

Применение силы есть необходимость

В отношении совершающих преступления против веры и нарушающих религиозные установления дозволялось применение карательных мер (Быт. 17:14, Коран 5:32) [9, с. 130-131].

Доводы в пользу правомочности применения силы

Ни одна авраамическая религия не отрицает, что война - неотъемлемая часть мироустройства: в Библии (книга Екклесиаста 3:8, 31:3) сказано, что Моисей побуждал сражаться с мадианитянами. Моисей выговаривал воинам за то, что они не истребили всех мадианитян вместе с женщинами и детьми, как полагалось поступать в священных войнах (31:13-17). Моисей приказал убить всех: в мальчиках виделись будущие противники, в женщинах - соблазнительниц мужчин Израиля, в девочках-девственницах - служанки или будущие жены израильтян в случае их соответствующего воспитания (Второз. 21:10-13). То есть уничтожение мадианитян был совершено, чтобы Израиль под их наущением не впал в грех.

В Библии приведен пример отношения израильтян к другим народам, которое проявляется в тотальном уничтожении противника, - это приказ Иисуса Навина во время священной борьбы изгнать хананеев (Навин 10:34-39). Правда, бытует мнение, что этот приказ не был выполнен.

7 Основы социальной концепции Русской православной церкви. VIII. 3. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 05.01.2023).

8 Там же.

9 Там же. VIII. 4.

10 Там же. VIII. 5.

11 Ислам о втором пришествии пророка Исы (Иисуса Христа, мир ему). URL: http://rdum.info/religious-rites/religious-rites_73.html (дата обращения: 08.01.2023).

История развития христианства изобилует примерами столкновений на основе религиозных убеждений. С установлением христианства - основной религии в Римской империи - начались притеснения иудеев, насильственное крещение, вводился запрет на браки с ними, однако экономические способности иудеев были полезны государству, что давало им определенную защиту.

Следующим этапом притеснения иудеев стал первый крестовый поход, который провозглашал освобождение Святой Земли от всех, кроме христиан. Под этими лозунгами начались грабежи иудейского населения Европы. В XIV в. Европу охватила эпидемия чумы, от которой иудеи страдали меньше остальных, что вызвало недовольство простых людей и привело к новому всплеску антисемитизма. В эпоху Просвещения ситуация значительно улучшилась, но даже такие мыслители, как Вольтер и Дидро, негативно высказывались в адрес иудеев [11, с. 333-334].

Ислам часто упрекают в том, что он был распространен «мечом», и не только потому, что в Коране понятие «джихад» приводится около 30 раз. Понятие джихада многозначно и не всегда подразумевает сражение, однако в силу того, что такие аяты, как 9:5, где говорится о приказе убивать многобож-ников, брать их в плен и оказывать другие притеснения; 9:29, в котором приказывается сражаться с иудеями и христианами, пока не станут выплачивать подушную подать, толкуются буквально и без учета исторического контекста, некоторые оценивают эти призывы как явное проявление агрессии ислама по отношению к представителям других религий. Современный исследователь Т. Ибрагим говорит о необходимости придерживаться оборонительного характера военных действий мусульман, приводя в довод аят 60:8, где прямо сказано, что с теми, кто не сражается против мусульман, мусульмане должны быть добрыми и справедливыми [6, с. 240-242].

К тому же практически вся история проповедования Мухаммадом ислама наполнена противостоянием с арабскими политеистами, которое от идеологических споров постепенно перешло в военное противостояние, завершившееся полным поражением арабских многобожников и последующим выходом ислама на международную арену.

Мухаммад, перечисляя свои имена, сказал, что он пророк милости и покаяния, но при этом и пророк сражения (сражений) [5, с. 182], эту же концепцию представляет Спаситель в христианстве12.

Примерами использования представителями христианства и ислама вооруженного метода борьбы со своими противниками являются крестовые походы.

Вывод

Согласно христианской и исламской традиции мир - основа существования, а человеческая жизнь неприкосновенна. Война - это зло, убийство считается грехом и преступлением, при этом обе религии призывают к гуманистическим методам ведения войны. Что же касается сражения и убийства врагов для сохранения религии и жизни, то они оправдываются необходимостью,

12 Иоанн Златоуст. Толкования на Мф. 10:34. URL: http://bible.optina.ru/new:mf:10:34 (дата обращения: 02.12.2022).

даже восхваляются, так что многие христианские воины причислены к лику святых.

Принцип непротивления злу силой не следует воспринимать как проявление пассивности перед злом. Наоборот, верующий человек должен приложить все усилия для противодействия злу, т. е. защитить и себя, и Родину. Примерами совместной борьбы православных и мусульман России против внешних врагов служат Ливонская война (1558-1583), народное ополчение Минина и Пожарского, Отечественная война 1812 г., Первая мировая и особенно Великая Отечественная война: в первые дни войны религиозные лидеры православия и ислама объявили, что данная война является «священной»13.

Список литературы

1. Абдуррахим У. А. Научное понимание джихада / пер. Т. Даудова. М. : АльВасатыйя -умеренность, 2012. 73 с.

2. Абу Дауд. Сунан. Сборник хадисов / пер. с араб. Д. Шаймурзин, И. Попов. Казань : Иман, 2009. 888 с.

3. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М. : Ансар, 2007. 396 с.

4. Аль-Бухари. Сахих аль-Бухари / пер. А. Нирша. М. : Умма, 2011. 960 с.

5. Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Сира: Жизнеописание пророка Мухаммада (углубленное изучение истории и культуры ислама). Т. 1. Казань : Магариф, 2008. 319 с.

6. Ибрагим Т. К. Коранический гуманизм. Толерантно-плюралистические установки. М. : Медина, 2015. 576 с.

7. Кринко Е. Ф. Религиозная жизнь в тылу и на фронте в годы Великой Отечественной войны // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (13). С. 98-112.

8. Малахов В., Летняков Д. Ислам в восприятии российского общества: сравнительно-политический аспект // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 2(36). С. 248-271. http://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-2-248-271

9. Митрополит Иларион (Алфеев). Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере. Изд. 4-е. М. : Познание, 2018. 280 с.

10. Набиев Р. А., Фатхуллин Р. А. Социально-историческая и теологическая составляющие в понимании сущности «большого» и «малого» джихада // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 162, кн. 1. С. 80-92. http://doi.Org/10.26907/2541-7738.2020.1.80-92

11. Хдери К. Ю. Евреи в Германии: зарождение и развитие идей антисемитизма // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2017. Т. 9, № 4. С. 331-340. http://doi.org/10.22363/2312-8127-2017-9-4-331-340

References

1. Abdurrahim U.A. Nauchnoeponimanie dzhikhada [Scientific Understanding of Jihad]. Moscow, Al'Vasatiya - Umerennost Publ., 2012, 73 p. (in Russian)

2. Abu Daud. Sunan. Sbornik hadisov [Sunan. Collection of hadith]. Kazan, Iman Publ., 2009, 888 p. (in Russian)

3. Alizade A. Islamskii entciklopedicheskii slovar [Islamic Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Ansar Publ., 2007, 396 p. (in Russian)

4. Al-Bukhari. Sakhikh al-Bukhari [Sahih al-Bukhari]. Moscow, Umma Publ., 2011, 960 p. (in Russian)

13 Социальная доктрина российских мусульман. URL: https://bolgar.academy/uploads/files/2020/01/28/ socialnaya-doktrina-rossiyskih-musulman_1580209181.pdf (дата обращения: 05.01.2023).

5. Ibrahim T.K., Efremova N.V. Sira: Zhizneopisanie proroka Mukhammada (uglublennoe izuchenie istorii i kultury islama) [Seerah: Biography of the Prophet Muhammad (in-depth study of the history and culture of Islam)]. Vol. 1. Kazan, Magarif Publ., 2008, 319 p. (in Russian)

6. Ibrahim T.K. Koranicheskii gumanizm. Tolerantno-plyuralisticheskie ustanovki [Quranic Humanism.Tolerant Pluralistic Attitudes]. Moscow, Medina Publ., 2015, 576 p. (In Russian)

7. Krinko E.F. Religioznaya zhizn v tylu i na fronte v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Religious life in the rear and at the front during the Great Patriotic War]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University], 2015, no. 1 (13), pp. 98-112. (in Russian)

8. Malakhov V., Letnyakov D. Islam v vospriiatii rossiiskogo obshchestva: sravnitelno-politicheskii aspekt [Islam in the perception of Russian society: a comparative political aspect]. Gosu-darstvo, religiia, tcerkov v Rossii i za rubezhom [State, religion, church in Russia and abroad], 2018, no. 2(36). pp. 248-271. http://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-2-248-271 (in Russian)

9. Mitropolit Ilarion (Alfeev). Katekhizis. Kratkiiputevoditelpopravoslavnoi vere [Catechism. A Brief Guide to the Orthodox Faith]. Moscow, Poznanie Publ., 2018, 280 p. (in Russian)

10. Nabiev R.A., Fatkhullin R.A. [Sociohistorical and theological components in understanding the essence of the "greater" and "lesser" jihad]. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki [Scientific notes of Kazan University. Series Humanities], 2020, vol. 162, no. 1, pp. 80-92. http://doi.org/10.26907/2541-7738.2020.L80-92 (in Russian)

11. Khderi K.Yu. Evrei v Germanii: zarozhdenie i razvitie idej antisemitizma [Jews in Germany: the origin and development of the ideas of anti-Semitism]. VestnikRUDN. Seriya Vseobshchaya istoriya [Bulletin of the Peoples Friendship University of Russia. Series: general history], 2017, vol. 9, no. 4, pp. 331-340. http://doi.org/10.22363/2312-8127-2017-9-4-331-340 (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе

Фатхуллин Рамис Альбертович

аспирант, кафедра религиоведения Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанский (Приволжский) федеральный университет

Российская Федерация, 420097, г. Казань, ул. Кремлевская, 35 научный сотрудник, Центр межрелигиозного диалога Болгарская исламская академия Российская Федерация, 422840, г. Болгар, ул. Кул Гали, 1а e-mail: ramismuslim@mail.ru ORCID: 0000-0002-3141-3233

Information about the author

Fatkhullin Ramis Albertovich

Postgraduate, Department of Religious Studies Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications Kazan (Volga Region) Federal University 35, Kremlyovskaya st., Kazan, 420097, Russian Federation

Researcher, Interfaith Dialogue Center

Bolgar Islamic Academy

1a, Kul Gali st., Bolgar, 422840, Russian

Federation

е-mail: ramismuslim@mail.ru ORCID: 0000-0002-3141-3233

Статья поступила в редакцию 02.02.2023; одобрена после рецензирования 27.02.2023; принята к публикации 02.05.2023 The article was submitted February, 02, 2023; approved after reviewing February, 27, 2023; accepted for publication May, 02, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.