ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1981: 4614-4622
Египетская цапля Bubulcus ibis - новый гнездящийся вид Ставропольского края
М.П.Ильюх, А.С.Шевцов
Михаил Павлович Ильюх. Северо-Кавказский федеральный университет, ул. Пушкина, д. 1, Ставрополь, 355017, Россия. E-mail: [email protected] Александр Станиславович Шевцов. ООО «Ставролен», Будённовск, Ставропольский край, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 14 сентября 2020
Египетская цапля Bubulcus ibis — одна из самых многочисленных цапель мировой фауны. Однако в России она находится на северном пределе своего распространения и является редким видом, внесённым в Красную книгу Российской Федерации (Литвинова 2001). Эта цапля гнездится на юге европейской части страны в дельте Волги, низовьях Терека и Кубани в количестве нескольких десятков пар (Пекло 1982; Бондарев, Гаврилов 1991; Казаков и др. 2004; Мнацеканов и др. 2004, 2013; Мнацеканов, Короткий 2006; Гожко и др. 2008; Джамирзоев 2011; Мнацеканов, Найданов 2013; Динкевич 2017; Гожко, Лохман 2018; Белик, Гугуева 2020).
В Ставропольском крае египетская цапля стала отмечаться с 2004 года в восточных засушливых районах: у Чограйского водохранилища, на озере Лысый Лиман, в низовьях рек Калаус и Кума (Маловичко, Гаврилов 2012). Причём эти цапли нередко встречались в гнездовой период, что позволило предположить их гнездование здесь. Однако до настоящего времени гнездовые находки египетской цапли на Ставрополье не отмечались. В связи с этим появление здесь данного вида на гнездовании представляет определённый интерес.
Впервые гнездование египетской цапли на территории Ставропольского края нами отмечено весной 2020 года. Около 15 пар данного вида загнездились совместно с малой белой цаплей Egretta garzetta (около 15 пар) и кваквой Nycticorax nycticorax (около 20 пар) в крупном жилом грачевнике (3 тыс. пар грачей Corvus frugilegus), располагающемся в лоховнике из лоха узколистного Elaeagnus angustifolia в засушливой степной зоне восточной части Ставрополья (рис. 1, 2). Этот лоховник сформировался естественным путём в результате самосева и распространения семян по мелиоративным канавам. Данная гнездовая колония цапель располагается в 5 км юго-западнее села Велича-евское Левокумского района Ставропольского края, в 5.5 км от русла реки Кумы и всего в 300 м от довольно оживлённой асфальтированной трассы местного значения «Урожайное — Величаевское» (примерные координаты: 44°55.0' с.ш., 45°02.8' в.д.). Прилегающие участки полупу-
стынной злаково-полынной ксерофитной степи с редкими кустами тамарикса используются в основном как пастбища овец и коров (поблизости имеются несколько кошар). Недалеко от колонии находятся мелководные разливы реки Кумы, где египетские цапли часто кормятся среди зарослей тростника и тамарикса совместно с другими цаплями. В самой колонии под гнёздами нередко выпасается крупный и мелкий рогатый скот.
Рис. 1. Расположение гнездовой колонии египетской цапли Bubulcus ibis в Ставропольском крае.
Довольно плотная смешанная колония цапель трёх видов размещалась в центральной части грачевника на площади около 1 га на невысоких деревьях лоха узколистного (до 6-8 м высотой). В третьей декаде апреля цапли уже держались у своих гнёзд, в гнёздах кваквы были свежие кладки, а в гнёздах грача - полные кладки. 3 мая 2020 в некоторых гнёздах египетской цапли уже находились полные свежие кладки. При этом в соседних гнёздах грача находились насиженные кладки и недавно вылупившиеся птенцы.
Гнёзда египетской цапли размещались в основном в среднем ярусе крон ниже построек грача и кваквы. Высота расположения гнёзд египетской цапли колебалась в пределах 4-6 м над землёй (рис. 3). На одном дереве насчитывалось до 10-12 гнёзд цапель разных видов и грачей, однако при этом несколько жилых построек египетской цапли на
одном дереве встречались крайне редко. Ближайшие гнёзда данного вида находились в 1.5-5 м одно от другого. Чаще всего наиболее близко к гнёздам египетской цапли располагались постройки малой белой цапли (рис. 4).
Рис. 2. Общий вид гнездовой колонии египетской цапли Bubulcus ibis, малой белой цапли Egrettagar%etta и кваквы Nycticorax nycticorax в грачевнике у села Величаевское. Левокумский район, Ставропольский край. 23 апреля 2020. Фото с квадрокоптера.
Рис. 3. Гнездовая колония египетской цапли Bubulcus ibis, малой белой цапли Egrettagar%etta и кваквы Nycticorax nycticorax в грачевнике у села Величаевское. Левокумский район, Ставропольский край. 3 мая 2020. Фото М.П.Ильюха.
Рис. 4. Гнёзда египетской цапли Bubulcus ibis (отмечены красным), малой белой цапли Egrettagar%etta и кваквы Nycticorax nycticorax в грачевнике у села Величаевское. Левокумский район, Ставропольский край. 3 мая 2020. Фото с квадрокоптера.
Гнездовые постройки египетской цапли, подобно гнёздам кваквы и малой белой цапли, размещаются в развилке трёх и более ветвей, преимущественно боковых, на удалении от главного ствола. Они имеют характерную для цапель форму перевёрнутого конуса с радиально рас-
ходящимися от вершины веточками. Само гнездо при этом весьма рыхлое и кладка часто бывает заметна сбоку и снизу.
Откладка яиц у египетской цапли весьма растянута: яйца отмечались в гнёздах с конца апреля до конца второй декады июня (рис. 5). В полной кладке (п = 8) 3-5 яиц, в среднем 3.62+0.26 яйца на гнездо.
Рис. 5. Гнёзда с кладками египетской цапли Bubulcus ibis в грачевнике у села Величаевское. Снимок сверху — 22 мая 2020, рядом с гнездом малой белой цапли Egretta gar%etta; нижние снимки — 16 июня 2020. Фото с квадрокоптера.
Сроки гнездования египетской цапли в данной колонии совпадают с таковыми малой белой цапли и на 1-2 недели отстают от кваквы. Характеристика размеров и формы яиц египетской цапли из данной колонии представлена в таблице. Наиболее вариабельным параметром
является объём яиц, а наименее изменчивым — их ширина. В целом эти яйца по размерам оказались несколько меньше яиц из других сопредельных популяций египетской цапли (Джамирзоев 2011).
Характеристика яиц египетской цапли Bubulcus ibis в Ставропольском крае
Показатели
n
Lim
Среднее + S.E.
S.D.
CV, %
Длина, мм Ширина, мм Объём,см3 Индекс формы, %
23 41.3-48.1
23 32.4-34.8
23 23.1-29.2
23 70.4-81.7
44.82+0.36 33.41+0.14 25.54+0.32 74.65+0.65
1.74 3.89 0.67 1.99 1.54 6.02 3.14 4.20
Рис. 6. Яйца египетской цапли Bubulcus ibis (верхний ряд) в сравнении с яйцами малой белой цапли Egrettagar%etta (средний ряд) и кваквы Nycticorax nycticorax (нижний ряд). Левокумский район, Ставропольский край. 3 мая 2020. Фото М.П.Ильюха.
Яйца египетской цапли, в сравнении с яйцами малой белой цапли, оказались примерно одинаковыми по длине, несколько больше по ширине и, соответственно, чуть более округлыми. Кроме того, яйца египетской цапли отличаются от яиц малой белой цапли и, тем более,
и / и \ "1 и
кваквы хорошо выраженной каплевидной (яйцевидной) формой с заметно различающимися острым и тупым полюсами и более насыщенной голубой окраской скорлупы (рис. 6).
В середине июня в некоторых гнёздах египетской цапли уже находились крупные 2-3-недельные птенцы (рис. 7), хотя в других гнёздах в это время ещё продолжается насиживание яиц.
Рис. 7. Птенцы в гнезде египетской цапли Bubulcus ibis. Окрестности села Величаевское. Левокумский район, Ставропольский край. 16 июня 2020. Фото с квадрокоптера.
Как показали наши наблюдения, при использовании квадрокопте-ра грачи у гнёзд вели себя более беспокойно и покидали свои гнёзда при приближении беспилотника на 15-20 м, а цапли оставляли гнёзда только когда дрон приближался к ним всего на 2-3 м. При этом цапли далеко не улетали, а присаживались на соседние ветви. Отмечено, что некоторые малые белые цапли при приближении квадрокоптера даже демонстрировали угрожающие позы на гнезде, принимая, видимо, летящий аппарат за птицу. За несколько минут полёта беспилотника над колонией птиц нам удавалось сделать весьма информативные фотографии колонии и гнёзд с содержимым, по которым в дальнейшем можно было объективно анализировать ситуацию.
Скорее всего, данная смешанная гнездовая колония цапель появилась не в 2020 году, а существовала и в предыдущие годы. Лишь фотографии с квадрокоптера в 2020 году позволили случайно обнаружить в ней египетскую цаплю, которая издалека по размерам и окраске очень похожа на малую белую цаплю. Отметим, что лимитирующие факторы, в том числе и антропогенные, негативно воздействующие на гнездовую колонию цапель, здесь практически отсутствуют. Несмотря на близкое расположение колонии к населённому пункту, кошаре и автомобиль-
ной дороге, цапли и грачи здесь весьма успешно выводили и выкармливали своих птенцов.
Таким образом, в настоящее время египетская цапля расширяет область гнездования на Северном Кавказе, постепенно заселяя подходящие засушливые территории Ставропольского края, куда проникает, очевидно, из соседнего Дагестана (Джамирзоев и др. 2000). Распространение этой южной цапли на юге России, вероятно, ограничивается климатическими условиями и отсутствием достаточного количества легкодоступной пищи (прямокрылых, личинок водных насекомых и лягушек) в период кормления птенцов в мае-июне (Джамирзоев 2011). Однако происходящие современные глобальные изменения климата в сторону потепления, очевидно, оказались благоприятными для египетской цапли и позволили ей постепенно расширять ареал. С учётом того обстоятельства, что данная колония обнаружена практически случайно, нельзя однозначно утверждать, что она единственная, и на данный момент в Ставропольском крае вполне вероятно гнездование до 100 пар египетской цапли с дальнейшим ростом популяции. В перспективе этот вид вполне может загнездиться в известных крупных многолетних смешанных колониях мелких цапель на деревьях близ водоёмов в сухих степях с развитым пастбищным скотоводством, например, в Ир-гаклинской лесной даче в Степновском районе Ставропольского края (Хохлов и др. 1997).
Литератур а
Белик В.П., Гугуева Е.В. 2020. Миграции египетской цапли Bubulcus ibis вдоль Черноморского побережья Кавказа // Рус. орнитол. журн. 29 (1971): 4132-4137. Бондарев Д.Г., Гаврилов Н.Н. (1991) 2008. Гнездование египетской цапли Bubulcus
ibis в дельте Волги // Рус. орнитол. журн. 17 (401): 266-267. Гожко А.А., Бакута Д.Н., Хохлов А.Н. 2008. Ноябрьская встреча египетской цапли на Кубани // Проблемы развития биологии и экологии на Северном Кавказе. Ставрополь: 47.
Гожко А.А., Лохман Ю.В. 2018. Египетская цапля Bubulcus ibis в Краснодарском крае //
Рус. орнитол. журн. 27 (1688): 5375-5377. Джамирзоев Г.С. 2011. Египетская цапля Bubulcus ibis (Linnaeus, 1758) // Птицы России и сопредельных регионов: Пеликанообразные, Аистообразные, Фламингообразные. М.: 265-276.
Джамирзоев Г.С., Хохлов А.Н., Ильюх М.П. 2000. Редкие и исчезающие птицы Дагестана и их охрана. Ставрополь: 1-146. Динкевич М.А. 2017. Египетская цапля Bubulcus ibis - новый вид Ростовской области //
Рус. орнитол. журн. 26 (1446): 2027-2028. Казаков Б.А., Ломадзе Н.Х., Белик В.П., Хохлов А.Н., Тильба П.А., Пишванов Ю.В., Прилуцкая Л.И., Комаров Ю.Е., Поливанов В.М., Емтыль М.Х., Бичерев А.П., Олейников Н.С., Заболотный Н.Л., Кукиш А.И., Мягкова Ю.Я., Точиев Т.Ю., Гизатулин И.И., Витович О.А., Динкевич М.А. 2004. Птицы Северного Кавказа 1: Гагарообразные, Поганкообразные, Трубконосые, Веслоногие, Аистообразные, Фламингообразные, Гусеобразные. Ростов-на-Дону: 1-398. Литвинова H.A. 2001. Египетская цапля Bubulcus ibis (Linnaeus, 1758) // Красная книга Российской Федерации. Животные. М.: 373-375.
Маловичко Л.В., Гаврилов А.И. (2012) 2017. Египетская цапля Bubulcus ibis - новый
вид орнитофауны Ставропольского края ll Рус. орнитол. журн. 26 (1543): 5420-5422. Мнацеканов Р.А., Динкевич М.А., Тильба П.А., Короткий Т.В. 2004. Швые сведения о регистрации египетской цапли в Краснодарском крае ll Стрепет 2, 1: 134-137. Мнацеканов Р.А., Короткий Т.В. 2006. Египетская цапля - новый гнездящийся вид
Западного Предкавказья ll Орнитология 33: 186-187. Мнацеканов Р.А., Hайданов И.С. 2013. Современное состояние египетской цапли Bubulcus ibis в Краснодарском крае ll Рус. орнитол. журн. 22 (952): 3467-3471. Мнацеканов P.A., Hайданов И.С., Динкевич М.А., Короткий Т.В. 2013. Распространение египетской цапли в Краснодарском крае ll Стрепет 11, 2: 112-115. Пекло А.М. (1982) 2017. Египетская цапля Bubulcus ibis в Восточном Приазовье ll Рус.
орнитол. журн. 26 (1513): 4380-4381. Хохлов АЛ., Ильюх М.П., Климашкин О.В., Емельянов С.А., Маловичко Л.В., Акопова Г.В., Дашевский Е., Хохлов H. 1997. К орнитофауне Иргаклинской лесной дачи и её окрестностей ll Кавказ. орнитол. вестн. 9: 156-166.
ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск Ï9SÏ: 4622-4624
Новые встречи пёстрого дрозда Zoothera varia в Костанайской и Северо-Казахстанской областях в 2020 году
А.Ю.Тимошенко, И.А.Зубань
Алексей Юрьевич Тимошенко. Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия (АСБК), ул. Бейбитшилик, д. 18, H^-Султан, 010000 Казахстан, E-mail: [email protected] Иван Александрович Зубань, Кафедра биологии, Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева, ул. Пушкина, д. 87, Петропавловск, 150000, Казахстан. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 18 сентября 2020
В Казахстане пёстрый, или земляной дрозд Zoothera varia гнездится в горных лесах Северного Тянь-Шаня и, возможно, Джунгарского Алатау, на пролёте встречался в центральных частях страны (Гаврилов 1999). В 2020 году впервые отмечен на гнездовье на Западном Алтае (Болботов 2020).
Для территории Костанайской области известен один случай, когда 3 сентября 1938 в Hаурзумском заповеднике был добыт пёстрый дрозд (Рябов 1950; Брагин, Брагина 2002). В списке видов птиц, составленном В.Ф.Рябовым, этот вид значится как редкий пролётный, однако вплоть до 2020 года (более чем 80 лет) пёстрый дрозд не регистрировался. Вторая встреча состоялась на 300 км южнее первой локации, 3 июля 2020 одиночный пёстрый дрозд отмечен на обрывистом берегу реки Улы-Жыланшык (юг Костанайской области). При приближении