Научная статья на тему 'Египет: плоды либерализации и мировой кризис'

Египет: плоды либерализации и мировой кризис Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Египет: плоды либерализации и мировой кризис»

B. Беляков,

доктор исторических наук ЕГИПЕТ: ПЛОДЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ И МИРОВОЙ КРИЗИС

Первые отголоски мирового финансово-экономического кризиса Египет почувствовал осенью прошлого года. С мая по октябрь 2008 г. индекс египетской биржи CASE 30 «похудел» почти на 60%. Замедлился и экономический рост. Как считают египетские эксперты, наряду с негативными последствиями имеются и положительные моменты, в частности снижение мировых цен на продукты питания и топливо. Макроэкономическим показателям Египта последних лет могут позавидовать многие государства. В 2006/2007 фин. г. рост ВВП составил 7,1%. При этом объем иностранных инвестиций вырос на 82% и достиг 11,1 млрд. долл., платежный баланс сведен с профицитом в 5,3 млрд. долл., а валютные запасы достигли рекордных 31 млрд. долл. Высокие темпы развития были отмечены и в 2007/2008 фин. г. По данным Центрального банка Египта, перечисленные выше показатели составили 7,2%, 13,2 млрд. долл., 5,4 млрд. и 35 млрд. долл.

Быстрое развитие Египта, в правительстве которого экономическим блоком ведают молодые либералы, заметно увеличило численность нового среднего класса. Одно из свидетельств тому -динамика продаж автомашин. Так, в 2004 г. были проданы всего 72 тыс. новых автомашин, а в 2007 г. - уже 228 тыс. В Каире, где проживает четверть 80-миллионного населения Египта, несмотря на кварталы бедноты и убогие окраины, растет новый средний класс. Об этом можно судить и по количеству и качеству автомашин, и по новым жилым районам, и по числу современных торговых центров, а также ресторанов и кафе. Обращает на себя внимание и количество издаваемых в Каире глянцевых журналов на английском языке, посвященных таким темам, как мода, спорт и фитнес, дизайн. Они явно рассчитаны не столько на иностранцев, сколько на состоятельных, европейски образованных местных граждан. Увеличение численности нового среднего класса привело к росту потребления, а это, в свою очередь, вызвало повышение цен и углубление разрыва между богатыми и бедными. Но беда, как известно, не приходит одна. Египет лишь примерно наполовину обеспечивает себя основными продуктами питания, в первую очередь - зерном, а хлебные лепешки - главная пища большинства

египтян. Между тем, мировые цены на зерно, растительное масло и ряд других продовольственных товаров в 2007 г. резко выросли. Подорожание продуктов больно ударило по основной массе египтян. Местные эксперты и печать приводили разные цифры роста стоимости базовой продовольственной корзины, но были согласны в том, что он составил в 2007 г. не менее 50%. Это вызвало многочисленные выступления протеста, почти исключительно в госсекторе. Так, по данным газеты «Аль-Масри аль-Яум», в 2006 г. зарегистрированы 222 трудовых конфликта, а в 2007 г. - уже 580.

Крупная забастовка вспыхнула в декабре 2006 г. в центре текстильной промышленности Египта г. Аль-Махалла аль-Кубра. В ней участвовали 27 тыс. рабочих. Поскольку администрация комбината выполнила не все требования текстильщиков, в сентябре 2007 г. забастовка вспыхнула вновь. В феврале 2007 г. бастовали 4200 рабочих текстильного комбината в Шибин аль-Ком. В сентябре 2007 г. объявили забастовку 55 тыс. сборщиков налога на недвижимость. В декабре 9 тыс. из них в течение 10 дней проводили сидячую забастовку у здания правительства в Каире. В 2007 г. бастовали также машинисты поездов на линии Каир-Александрия, рабочие мукомольной промышленности и даже профессора государственных университетов. На 6 апреля 2008 г. текстильщики г. Аль-Махалла аль-Кубра назначили новую забастовку, но за день до этого администрация комбината приняла условия рабочих, и забастовка была отменена. Тем не менее, в городе вспыхнули беспорядки. Власти пытались возложить ответственность за случившееся на полулегальную ассоциацию «Братья-мусульмане», однако расследование установило, что беспорядки вспыхнули спонтанно.

Недовольство большинства египтян своим бедственным положением выразилось не только в резком увеличении числа трудовых конфликтов. Местные социологи отмечают рост агрессивности среди соотечественников, обычно отличавшихся сдержанностью. Наблюдается также и рост преступности, при этом не только со стороны низших слоев населения, но и со стороны представителей среднего класса. Апрельские события 2008 г. показали, что у большинства египтян пояса затянуты уже на последнюю дырочку, и правительство должно немедленно предпринять решительные шаги с тем, чтобы облегчить положение беднейших слоев населения. Кое-что в этом направлении уже сделано: в январе 2008 г. было принято решение разрешить обладателям продукто-

вых карточек, выданных еще в 1988 г., включить в них родившихся с тех пор детей. Это увеличило число держателей карточек с 40 до 55 млн. человек. Предъявитель продуктовой карточки может приобрести раз в месяц в кооперативном (а фактически - в государственном) магазине следующие продукты: 1 л растительного масла по цене 1 егип. ф. (без карточки - 7 егип. ф.); 1 кг сахара за 0,6 егип. ф. (вместо 3,5 егип. ф.); 1 кг риса за 1 егип. ф. (вместо 3,5 егип. ф.). Кроме того, по карточке можно купить еще 2 л масла по 3,5 егип. ф. за литр и 2 кг сахара по 1,5 егип. ф. за килограмм (1 долл. США равен 5,5 егип. ф.). Расширение числа обладателей продуктовых карточек несколько снизило давление на бюджет части семей, но проблемы не решило. Как не решила ее и отмена с апреля 2008 г. таможенных пошлин на продовольственные товары. Тогда правительство бросило наиболее нуждающимся спасательный круг: 1 мая в традиционной речи по случаю Дня труда президент X. Мубарак объявил, что зарплата бюджетникам и работникам госсектора будет повышена не на 15%, как планировалось, а на 30%, и не с июля, а с мая. Повышение зарплаты коснулось почти трети трудоспособного населения. Чтобы компенсировать незапланированные в бюджете расходы, правительство повысило цены на дизельное топливо, высшие сорта бензина, сигареты и одновременно отменило ряд дарованных ранее крупным частным компаниям привилегий. Повышение зарплат бюджетникам и работникам госсектора разрядило обстановку, число трудовых конфликтов заметно уменьшилось. А с конца лета стали снижаться мировые цены на продовольствие, и это позволило снизить в кооперативных магазинах цены на некоторые продукты.

Вопрос о том, как дать возможность рядовому египтянину почувствовать макроэкономические успехи страны, уже не раз обсуждался в правительственных кругах. Но идея, которую озвучили 10 ноября 2008 г. министр по делам инвестиций М. Мохиэддин и председатель политического комитета правящей Национально-демократической партии (НДП), сын президента Гамаль Мубарак, застала общественность врасплох. Речь идет по существу о планах ваучерной приватизации части компаний госсектора. Согласно изложенному плану, каждый гражданин Египта в возрасте от 21 года (более 40 млн. человек) будет иметь право на получение сертификата. Для этого он должен обратиться в специальный орган. Если в течение года с момента начала распределения сертификатов египтянин не сделает это, то потеряет право на его получение. Стои-

мость сертификата оценивается в размере от 300 до 500 егип. ф. Его можно будет обменять на акции 45 из 155 компаний госсектора. При этом государство сохранит за собой 30% акций этих компаний. И сертификаты, и акции можно будет свободно продавать. Все включенные в проект подобной приватизации компании прибыльные, но второстепенные по своему экономическому значению (переработка сельхозсырья, торговля и услуги). Объясняя смысл ваучерной приватизации, ее инициаторы ссылаются на опыт восточноевропейских стран и утверждают, что она позволит огромному числу египтян не только почувствовать себя совладельцами части национальных богатств, но и увеличить свои доходы. «Египтянам пора вернуть часть того, что им по праву принадлежит», - заявил один из авторов проекта, член политического комитета НДП профессор-экономист С. аль-Шабрави. Критики проекта, однако, быстро нащупали его слабые места. Прежде всего, считают они, вызывает удивление тот факт, что сертификаты получат лишь египтяне старше 21 года. Если госсектор является общенародной собственностью, то и владеть им имеют право все египтяне без исключения, вне зависимости от возраста. Скептики уверяют, что далеко не все, кто имеет право на получение сертификатов, сделают это. Более четверти взрослых египтян неграмотны, а регистрация и получение сертификатов и тем более - их обмен на акции требуют хотя бы элементарных знаний. Самое же уязвимое место проекта ваучеризации, по мнению его критиков, - это разрешение продавать сертификаты. Они убеждены, что подавляющее большинство египтян тут же избавятся от своих сертификатов, чтобы заткнуть дыры в семейном бюджете. Об этом свидетельствуют и экспресс-опросы, проведенные рядом египетских газет вскоре после обнародования проекта. Сертификаты скупят крупные бизнесмены, а возможно, и барыги с «черного рынка», и общенародная собственность окажется в руках немногих. По оценке ряда экспертов, осуществление проекта приведет к сокращению инвестиций в реальную экономику. Потенциальному инвестору, особенно иностранцу, будет намного проще получить доход, скупив у населения акции предприятий госсектора, чем вкладывать средства в создание новых экономических объектов.

Ряд политических деятелей и журналистов, преимущественно левого толка, вообще заявили, что проект - не более чем популистская мера, призванная вызвать симпатии беднейших слоев населения к Г. Мубараку, который, по весьма распространенному

мнению, метит на место своего отца. Правда, очередной президентский срок Х. Мубарака истекает лишь в сентябре 2011 г., но 4 мая 2008 г. президенту исполнилось 80 лет. Очевидно, что Муба-рак не выставит свою кандидатуру на новый президентский срок, хотя Конституция Египта позволяет ему сделать это. Но если не Хосни Мубарак, тогда кто же? В окружении нынешнего президента не видно фигуры, которую он хотя бы полунамеком представил публике в качестве своего преемника. За долгие годы пребывания у власти Мубарак так и не заполнил вакантную должность вице-президента. Зато в последнее время на авансцену египетской политики выдвинулся его младший сын Гамаль, экономист-либерал. Он занимает ныне ключевой пост в НДП, председатель которой - сам президент. Министры экономического блока правительства, сформированного в июле 2004 г., - друзья и единомышленники 45-летнего Гамаля Мубарака. Все это и породило широко распространившиеся слухи, что X. Мубарак готовит Гамаля к президентскому креслу.

Позволю себе высказать некоторые соображения на этот счет. Прежде всего, следует отметить, что с момента июльской революции 1952 г. главной опорой египетского режима всегда была армия. Все четыре президента республиканского Египта - офицеры. Однако в последние годы в стране появились и новые «центры силы». Вспышка в начале 1990-х годов терроризма, организованного исламскими экстремистами, вынудила режим значительно укрепить спецслужбы. В условиях сохраняющегося с 1981 г., с момента убийства президента А. Садата, чрезвычайного положения их роль значительно возросла. Спецслужбы жестко реагируют на публичные проявления недовольства, нередко действуют вопреки судебным решениям. Хотя президент Х. Мубарак в своей предвыборной программе в 2005 г. обещал отменить чрезвычайное положение и заменить его законом о терроризме, в мае 2008 г. Народное собрание Египта продлило чрезвычайное положение еще на два года. Другой «центр силы» - крупный бизнес. Его роль в связи с быстрым экономическим развитием страны в последнее время резко возросла. Почти половина избранных в 2005 г. депутатов нынешнего Народного собрания - бизнесмены. Словом, кандидатура нового президента страны должна быть поддержана не только армией, но и спецслужбами и крупным бизнесом. Как представляется, условие это необходимое, но недостаточное. Главная задача страны - поддержать высокие темпы экономического развития и на его базе ре-

шать многочисленные социальные проблемы. Но задача эта - скорее для главы правительства, чем для главы государства. Вероятно поэтому президент Мубарак и выдвинул на передовые позиции своего сына Гамаля, получившего отличное экономическое образование в Американском университете Каира, работавшего в одном из английских банков в Лондоне и имеющего широкие связи в кругу финансистов и бизнесменов.

Но Египет сталкивается и с другими, не менее серьезными вызовами. Это периодические вспышки политической нестабильности, необходимость поддерживать на высоком уровне обороноспособность страны из-за продолжения арабо-израильского конфликта, сложная международная обстановка, требующая искусного дипломатического маневрирования. Чтобы справиться с этими вызовами, мало быть хорошим экономистом. Нужны еще воля, харизма национального лидера - т.е. те качества, которые демонстрировали три последних президента Египта - Г. Абдель Насер, А. Садат и Х. Мубарак. На мой взгляд, нынешний президент считает преждевременным раскрывать карты в отношении своего преемника, а возможно все еще и не сделал свой выбор.

Но вернемся к ваучерной приватизации. Столкнувшись с дружным хором критиков этого проекта, министр М. Мохиэддин заявил, что прежде, чем будет принято окончательное решение, проект должен, по крайней мере, в течение года обсуждаться общественностью и парламентом. Проект ваучерной приватизации был обнародован тогда, когда Египет уже начал чувствовать отголоски мирового экономического кризиса. Выступая 22 ноября 2008 г. на открытии зимней сессии Народного собрания, президент Мубарак заявил, что темпы роста ВВП в I квартале 2008/2009 фин. г. составили 5,8%, в то время как за тот же период предыдущего года они составляли 6,5%. Однако банковская система Египта демонстрирует стабильность. У нее нет проблем с ликвидностью. Египетские банки не зависят от поступления средств из третьих стран. Напротив, они размещают деньги за пределами Египта. Положительно сказываются на египетской банковской системе и солидные золотовалютные запасы.

Эксперты считают, что мировой кризис может существенно отразиться лишь на экспорте египетских товаров и услуг. Особые опасения вызывают туризм и Суэцкий канал. В 2007/2008 фин. г. туризм принес Египту доход в размере 10,83 млрд. долл., а Суэцкий канал - 5,16 млрд. В конце 2008 г. появились первые признаки

того, что и поток туристов, и количество судов, проходящих через Суэцкий канал, в 2009 г. сократятся. Некоторые экономисты, однако, полагают, что те, кто раньше ездил отдыхать в роскошный Дубай, ныне смогут провести свой отпуск в более скромном Египте. Опасение вызывает и возможное сокращение объема прямых иностранных инвестиций. Хотя и в этой сфере, как считает ряд экспертов, мировой кризис может не только не навредить, но, напротив, помочь Египту. Часть инвесторов, особенно из богатых государств Персидского залива - экспортеров нефти, могут перевести свои инвестиции из США и других государств Запада, где они уже значительно обесценились, в Египет, в котором уровень цен значительно ниже, что делает его более конкурентоспособным.

На руку египетской экономике снижение мировых цен не только на продукты питания, но и на нефть и строительные материалы. В последние годы Египту уже не хватает собственной нефти, и он вынужден покрывать образовавшийся дефицит за счет импорта. Между тем, государство субсидирует цены на нефтепродукты, так что снижение стоимости импорта сократит расходы на субсидии. Что же касается относительно дешевых строительных материалов, то их производство стимулирует строительство - одну из ведущих отраслей экономики Египта, особенно важную для него потому, что она способна аккумулировать большое число неквалифицированной рабочей силы и тем самым играет важную социальную роль. Характеризуя мировой экономический кризис, Х. Сувейлам, главный редактор журнала «Бизнес мансли» - органа Американской торговой палаты в Египте, отмечает «глобальный консенсус теоретиков и финансовых аналитиков в том, что саморегулирующийся капитализм рухнул». Это означает, что государство должно играть активную роль в регулировании экономики, что, собственно, и происходит в Египте. В начале декабря 2008 г. министр финансов Ю.Б. Гали объявил, что в текущем финансовом году государство ассигнует дополнительно 15 млрд. егип. ф. на развитие инфраструктуры и индустриальные проекты. Этот шаг должен стимулировать рост инвестиций и создание новых рабочих мест. В свою очередь, министр промышленности и торговли Р.М. Рашид заявил, что правительство выделило 4,3 млрд. егип. ф. на меры по поддержке египетского экспорта. Панических настроений из-за мирового экономического кризиса в Египте не чувствуется. Однако, по прогнозам экспертов, в нынешнем финансовом году

рост ВВП все же снизится до 5-6%. Что ж, это тоже неплохой показатель.

«Азия и Африка сегодня», М., 2009 г., № 3, с. 10-12.

Александр Воеводский,

публицист

ИСЛАМ В ЖИЗНИ ЮАР (1994-2007)

При оценке роли ислама в современной Южной Африке необходимо учитывать несколько обстоятельств, которые определяют положение мусульман в ЮАР. Это, прежде всего, история распространения ислама и образования мусульманской общины на Юге Африки, наследие эпохи апартеида, социально-экономические условия в современной ЮАР и влияние процессов глобализации. В последнем случае особое значение имеет глобализация культурного и информационного пространства, что в большой мере относится и к миру ислама. Исторически на Юге Африки сложилось два независимых центра распространения ислама - Западный Кап, где среди мусульман доминируют представители общины так называемых «капских малайцев», и Натал, ставший зоной расселения выходцев из Южной Азии. Особенностью положения мусульман является то, что они не представляют большинства ни в одной из расовых и этнических групп. Приверженцы ислама составляют 8% от общей численности «цветных» и не более 25% выходцев из Южной Азии. История возникновения общин мусульман предопределила высокую степень урбанизации и концентрации населения, что повышает их уровень сплоченности и общественной активности. Поэтому, несмотря на то, что мусульмане в общей сложности не превышают и 2% от всего населения ЮАР, их вес в политике гораздо значительнее. В правительстве Табо Мбеки четверо мусульман стоят во главе министерств, а на посту премьер-министра провинции Западный Кап находится Эбрахим Расул, практикующий мусульманин. Мусульмане также представлены в парламенте ЮАР и в ведущих политических партиях - АНК и Демократический альянс (ДА).

Пристальное внимание к мусульманской общине в самой Южной Африке, а также со стороны мировых средств массовой информации, было привлечено в конце XX в. в связи с деятельностью возникшей в 1996 г. в «цветных» районах Кейптауна органи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.