Научная статья на тему 'Егэ-2014: основные результаты'

Егэ-2014: основные результаты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Unified state exam / monitoring and measuring materials / Rosobrnadzor (Federal Ser- vice for Supervision in the Sphere of Science and Education).

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Клячко

В 2014 г. были предприняты беспрецедентные меры контроля при сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Это сразу же принесло несколько как ожидаемых, так и неожиданных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Unified State Exam-2014: the Main Results

In 2014, unprecedented measures of control were taken in passing of the unified state exam (USE). That situation produced immediately both some expected and unexpected results.

Текст научной работы на тему «Егэ-2014: основные результаты»

Образование

ЕГЭ-2014: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Татьяна КЛЯЧКО, д-р экон. наук

В 2014 г. были предприняты беспрецедентные меры контроля при сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Это сразу же принесло несколько как ожидаемых, так и неожиданных результатов.

Впервые с 2009 г., когда ЕГЭ перешел в «штатный режим», сдача Единого экзамена обошлась без скандалов - не было ни утечек ответов в Интернет, ни массовых списываний, ни громких выступлений общественности по поводу нарушений при проведении ЕГЭ и требований его отмены в самое ближайшее время. Кроме того, в СМИ перестали муссироваться вопросы о вреде ЕГЭ для российского образования, качества контрольно-измерительных материалов (КИМов) и процедур расчета тестовых баллов.

Можно сказать, что отсутствие скандалов относительно проведения ЕГЭ примирило с ним одновременно и учителей, и родителей, и выпускников школ, и даже депутатов, которые во многом делали себе имя на противостоянии Единому экзамену.

В чем причина такого «егэшного умиротворения» и какова его цена?

О финансовых затратах судить легко, поскольку Минобрнауки России опубликовало данные о произведенных расходах: на оборудование пунктов сдачи ЕГЭ видеокамерами было потрачено 600 млн. руб. (всего было установлено 46 тыс. камер) и еще 63 млн. руб. израсходовано на контроль за доставкой экзаменационных материалов в ряд проблемных регионов.

Однако, как представляется, значительно больший эффект дали меры нематериального характера.

Во-первых, сразу после скандальной кампании 2013 г. были уволены несколько руководителей региональных органов управления образованием. Этим образовательному сообществу был послан недвусмысленный сигнал о том, что попустительство нарушениям при сдаче ЕГЭ будет жестко наказываться. Поэтому был пресечен такой способ «улучшения» результатов Единого экзамена, как переход учащихся городских школ в сельские за полгода или даже за несколько месяцев до окончания 11-го класса.

Во-вторых, разные часовые пояса стали получать разные КИМы, что сделало бессмысленным выкладывание их решений в Интернет.

В-третьих, министр образования и науки Д.В. Ливанов указал на недопустимость оценки региональных и муниципальных систем образования, а также школ по результатам ЕГЭ.

В-четвертых, все последнее время обсуждалось изменение формата ЕГЭ для гуманитарных предметов - в частности, возвращение сочинения в качестве экзаменационного испытания (или пропуска на ЕГЭ), а также введение третьего обязательного экзамена на ЕГЭ - иностранного языка.

Все эти меры, как видим, дали результат: ЕГЭ перестал быть мощным социальным раздражителем. Одновременно очевидными стали и такие моменты, как использование ЕГЭ в чисто политических целях, когда основной мишенью пропагандистской кампании становился отнюдь не Единый экзамен, а министр образования и науки (и А.А. Фурсенко, и Д.В. Ливанов), а ЕГЭ выступал только средством его дискредитации. Кроме того, стало совершенно ясно, что если хотеть навести поря-

ЕГЭ-2014: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

док, то это вполне можно сделать, и сделать быстро, причем с учетом того, сколько бюджетных средств за все эти годы было потрачено на проведение ЕГЭ, - и сумма в 663 млн. руб. отнюдь не представляется здесь запредельной.

Наведение элементарного порядка на Едином экзамене сразу выявило целый ряд проблем в российском школьном образовании.

Прежде всего, пришлось с 24 до 20 баллов снизить минимально допустимый для получения аттестата зрелости балл по математике, а по русскому языку - с 36 до 24 баллов. При этом число выпускников, не сдавших оба обязательных предмета (математику и русский язык), составило 5 тыс. человек против 6,5 тыс. человек годом ранее. Но если бы минимальные баллы по указанным предметам не были снижены, то вполне вероятно, что аттестат зрелости не получило бы значительно большее число выпускников, чем в 2013 г. Так, по словам Д.В. Ливанова, «если бы пороговый балл остался тем же, что и в 2013 г., то не сдавших ЕГЭ по русскому языку было бы 28 тыс., то есть примерно 4,2%. После того как пороговый балл был снижен, мы пришли почти к той же цифре, что и в прошлом году, -10,5 тыс. выпускников»1. Представляется, что и по математике картина была бы столь же нерадостной.

Совершенно удивительной, однако, была аргументация по данному вопросу главы Рособрнадзора С.А. Кравцова: «Такое решение [понизить пороговый балл - Т.К.] связано с тем, что многие ребята не преодолевают минимальный порог по этому предмету, а если они не получат аттестат, то они не смогут пойти в вузы»2. Таким образом, главным для образовательных властей была все же не оценка реального положения дел в общем образовании, выявление с помощью ЕГЭ проблем в преподавании, по крайней мере обязательных пред-

метов - математики и русского языка, а сохранение «общественного спокойствия».

Действительно, в условиях, когда получение высшего образования стало в России социальной нормой, невыдача даже 4-5% выпускников школ аттестатов зрелости получила бы весьма негативную реакцию со стороны родителей и учителей. Из этого следует, что в значительной мере «егэшное умиротворение» было обеспечено за счет очередного резкого снижения требований к выпускникам школ по обязательным предметам. Напомним, что основное снижение требований произошло здесь в 2009 г., когда переход ЕГЭ в «штатный режим» обеспечивался, в том числе, за счет сокращения доли двоек, например, по математике с 23 до 3,0%. (См. табл. 1.)

Следует отметить, что с 2010 по 2013 гг. пороговые (минимально допустимые) значения баллов по всем предметам Рособрнадзор устанавливал в сентябре предшествовавшего сдаче ЕГЭ года и не менял их в процессе сдачи соответствующих экзаменов. Таким образом, в 2014 г. был создан определенный прецедент, и результаты Единого экзамена теперь могут «подгоняться» под создавшиеся при его сдаче условия.

Вместе с тем ужесточение контроля привело к тому, что средний балл ЕГЭ существенно снизился по всем предметам. (См. табл. 2.)

Таблица 1

Доля выпускников школ, получивших по обязательным предметам ЕГЭ 2 балла по пятибалльной шкале в 2006-2010 гг., в %3

Предмет 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Русский 7,91 8,81 11,21 2,76 2,1

язык

Математика 19,99 21,14 23,48 3,04 3,5

Источник: Рособрнадзор.

1 http://www.gazeta.ru/social/2014/07/02/6095421.shtml

2 http://itar-tass.com/obschestvo/1266577

3 С 2011 г. Рособрнадзор перестал предоставлять информацию о пересчете баллов ЕГЭ в традиционную пятибалльную шкалу.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 21 • № 8 • AUGUST-SEPTEMBER 2014 63

ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица 2

Средние баллы по предметам на ЕГЭ-2014 и ЕГЭ-2013

Предмет Средний балл в 2014 г. Средний балл в 2013 г.

Математика 40 50

Физика 46 55

Химия 56 69

Биология 54 59

География 53 58

Информатика 57 63

Английский язык 61 73

История 46 56

Обществознание 53 60

Литература 54 60

Русский язык* 63 64

* - Крайне незначительное снижение среднего балла по русскому языку выглядит, на наш взгляд, странным, поскольку Рособрнадзор был вынужден снизить минимально допустимый балл по русскому языку с 36 до 24 баллов для того, чтобы не допустить массовой несдачи Единого экзамена по данному обязательному предмету. Источник: Рособрнадзор.

Ужесточение контроля на ЕГЭ привело также к уменьшению числа «высокобалльников» (получивших от 80 до 100 баллов) со 180 до 115 тыс. человек (на 36%), а «стобалльников» - с 9 до 3,5 тыс. (снижение в 2,6 раза). В итоге должна усилиться конкуренция ведущих рос-

сийских вузов за тех выпускников, которые блестяще сдали Единый экзамен. Можно предположить, что результаты приемной кампании 2014 г. в вузы существенно отразятся на их рейтинге по баллам ЕГЭ, который уже несколько лет проводит НИУ ВШЭ совместно с РИА «Новости».

Получение более объективной картины сдачи ЕГЭ должно также позволить органам управления образованием субъектов Российской Федерации разработать программы поддержки (а точнее - санации) школ, которые показали слабые результаты на Едином экзамене. О необходимости проведения такой работы уже заявил министр Д.В. Ливанов (хотя он же призывал не оценивать школы по результатам сдачи ЕГЭ).

В целом кампания 2014 г. по сдаче Единого государственного экзамена показала, что качество школьного образования в России остается низким (о его произошедшем снижении говорить не приходится, поскольку стало ясно, что в предыдущие несколько лет результаты ЕГЭ были достаточно сильно сдвинуты в сторону более высоких значений). То есть градусник наконец показал реальную температуру больного - можно надеяться, что теперь начнется поиск лекарств, способных хотя бы облегчить его тяжелое положение. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.