Научная статья на тему 'Эффекты витамина d на репродуктивную функцию человека'

Эффекты витамина d на репродуктивную функцию человека Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
448
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Ковалева И.В., Беспалова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффекты витамина d на репродуктивную функцию человека»

сировано у пациенток с ПРПО (1А подгруппа). К тому же именно в этой подгруппе был более высокий индекс воспаления (Ме = 99,5 %, p < 0,01). Достоверных различий в состоянии локального иммунного статуса между группами истинных преждевременных и своевременных родов не обнаружено. Анализ содержания неоптерина среди исследуемых показал достоверное его увеличение в основной группе (ПР) по сравнению с контролем ^ = 0,0064). При сравнении уровня неоптерина между различными вариантами ПР выяснилось, что более высоким показателем обладали женщины с истинными ПР ^ < 0,025). Анализ уровня кортизола в исследуемых группах показал, что нет достоверной разницы по его содержанию в основной (группа ПР) и контрольной группах ^ > 0,05). При этом максимальное значение кортизола выявлено в подгруппе 1В (истинные ПР) — 759 ± 58,1 нмоль/л, что достоверно выше аналогичного показателя и в подгруппе 1В (с ПРПО) и группе контроля ^ < 0,01). Минимальное содержание кортизола определено в подгруппе с ПРПО (1А), p < 0,01.

Выводы

Выявленные нами отличия в состоянии локального иммунного статуса при различных вариантах преждевременных родов свидетельствуют о разных механизмах инициации преждевременных родов. Оказывается, что соотношение TLR4/GATA3 и ИВ определяют начало ПР. Если процесс воспаления преобладает над противовоспалительными субстанциями, развивается каскад реакций, приводящий к ССВО и, как следствие, к ПРПО. Уровень неоптерина можно использовать в качестве маркера развития ПР. Максимальный уровень неоптерина у пациенток с истинными ПР свидетельствует о полной готовности организма матери и плода к родам. Уровень кортизола определяет роль плодового фактора в развитии родовой деятельности. Максимальный уровень данного показателя отмечен в подгруппе истинных ПР, а минимальное значение в подгруппе с ПРПО, что указывает на отличия в инициации различных вариантов ПР.

эффекты витамина d на репродуктивную функцию человека

© И.В. Ковалева1, О.Н. Беспалова2

1 ООО «Ава-Петер», Санкт-Петербург, Россия;

2 ФГБНУ «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта», Санкт-Петербург

По данным ВОЗ (2014) более 2 миллиардов человек испытывают дефицит микроэлементов, или «скрытый голод», вследствие нехватки в организме витаминов или минералов. В настоящее время эксперты оценивают дефицит витамина Б как новую пандемию XXI века. Согласно результатам 290 проспективных когортных рандомизированных исследований, уровень витамина Б оказывает влияние на 172 основных физиологических показателя здоровья человека, связанных с риском различных заболеваний.

Доказано, что для хорошего качества жизни оптимальный уровень 25(ОН)Б в сыворотке крови должен быть 40-60 нг/мл, при этом дефицит витамина Б (< 30 нг/мл) наблюдается у каждого четвертого человека на земном шаре.

Описаны «классические» эффекты витамина Б — это влияние на кальциево-фос-

форный обмен и минеральную плотность костной ткани. И «неклассические» эффекты, основанные на его действии как стероидного гормона: иммуномодулирющий, противовоспалительный, антибактериальный (стимуляция продукции кателицидинов — противоми-кробных пептидов), антипролиферативный апоптоз-регулирующий, регуляция ангионе-огенеза, анаболический, липолитический, гипотензивный (ингибирование продукции ренина), антидепрессивный, анальгетический, нормогликемический (стимуляция продукции инсулина).

Известно, что недостаток витамина Б приводит к дефициту половых гормонов и способствует нарушению соотношения жиро-запасающих (пролактин, инсулин, кортизол) и жиросжигающих (гормон роста, катехола-мины, половые гормоны, тиреоидные гормоны) факторов. При этом витамин Б может

действовать как напрямую — через связь с рецепторами, так и опосредованно — через стимуляцию синтеза стероидных гормонов (эстрогенов, прогестерона, тестостерона).

Специфические рецепторы (УБИ.) к активной форме витамина 1,25(ОЫ)2Б были выявлены у женщин в овариальной ткани, эндометрии, фаллопиевых трубах, а также в децидуальной оболочке и плаценте, а у мужчин УБЯ экспрессируются в гладких мышцах придатка яичка, сперматогониях, клетках Сертоли, семенных канальцах, предстательной железе и семенных пузырьках. Вместе с тем сигнализация с помощью УБЯ также связана с экспрессией гена СУР19 (аро-матазы), функционально объединяющего витамин Б с семьей репродуктивных стероидных гормонов.

В настоящее время известно, что витамин Б может выступать в качестве иммунного регулятора во время имплантации. В ранние сроки беременности трофобласт одновременно производит и отвечает на воздействие витамина Б, который оказывает местную противовоспалительную реакцию и параллельно индуцирует рост дециду-альной ткани для успешной беременности. Активированные Т- и В-лимфоциты также имеют УБЯ, а потому 1,25(ОЫ)2Б является эффективным модулятором иммунной системы: он способен ингибировать пролиферацию Т-хелперов 1-го типа и ограничивать продукцию цитокинов: интерферона гамма (1БЫ-у), интерлейкина-2 (1Ь-2) и фактора некроза опухоли-альфа (ТЫБ-а), а с другой стороны, витамин Б индуцирует цитокины Т-хелперов 2-го типа, оказывающих протек-тивное действие на беременность.

Доказано, что витамин Б оказывает влияние на репродуктивную функцию: на сте-роидогенез у здоровых женщин, развитие синдрома поликистозных яичников (СПКЯ), миомы матки, эндометриоза, результаты ЭКО, а также на возникновения акушерской патологии (преэклампсии, невынашивания, преждевременных родов, гипотрофии плода и гестационного сахарного диабета).

Так, в ряде работ дефицит витамина Б рассматривают как независимый предиктор формирования и прогрессирования ожирения, ведущего к инсулинорезистентности и СПКЯ. А эти две патологии играют роль

в снижении репродуктивного потенциала. В 2014 году были опубликованы данные о положительном влиянии приема витамина Б в комплексе с кальцием перед протоколом ЭКО у женщин с СПКЯ. Среди 60 женщин со СПКЯ, которые перед протоколом ЭКО кроме обычной терапии метформином получали в течение трех месяцев препараты кальций с витамином Б, ответ яичников на стимуляцию был лучше, чем на одном метформине.

По данным Р. Anagnostis е! а1. (2013), у пациенток с бесплодием, проходящих процедуру ЭКО, и высоким уровнем 1,25(ОЫ)2Б в сыворотке крови и фолликулярной жидкости наступление клинической беременности было более вероятно, а высокий уровень витамина Б улучшал результаты контролируемой гиперстимуляции яичников.

В другом исследовании было показано, что уровень 25(ОЫ)Б > 30 нг/мл являлся благоприятным для возникновения беременности как у женщин — доноров яйцеклеток, так у женщин-реципиентов. Что позволило сделать вывод: витамин Б реализует свой потенциальный эффект, действуя на фертильность посредством влияния как на эндометрий (его структуру и рециптивность) у бесплодных, так и на биологический материал (яйцеклетки) фертильных женщин-доноров, принимавших участие в программах ВРТ.

В 2015 году Ь. Pag1iardini е! а1. в свою работу включили 1072 пациентки с бесплодием, которым на протяжении одного года в разные сезоны исследовали уровень 25(ОЫ)Б. У 89 % женщин на протяжении 12 месяцев сохранялся дефицит витамина Б (менее 30 нг/мл). У 6,5 % пациенток уровень 25(ОЫ)Б был < 10 нг/мл, у 40,1 % <20 нг/мл. Было показано, что солнечное излучение слабо коррелирует с уровнем 25(ОЫ)Б, а при многофакторном анализе уровень 25(ОН)Б был обратно связан с индексом массы тела; наоборот, был положительно связан со стажем и степенью тяжести наружного генитального эндометриоза.

В последних исследованиях было доказано, что 1,25(ОЫ)2Б регулирует выделение и секрецию хорионического гонадотропина человека в синтициотрофобласте и увеличивает плацентарное производство половых стероидов. Оказалось, что кальцитриол способствует транспорту кальция в плаценту, стимулирует

выделение плацентарного лактогена, а также регулирует экспрессию HOXA10 в стромаль-ных клетках эндометрия человека. А гены обширного семейства HOX кодируют факторы транскрипции, которые, помимо участия в регуляции имплантации в репродуктивном возрасте, на стадии эмбриогенеза необходи-

мы для регуляции нормального роста, развития и дифференцировки органов и тканей репродуктивного тракта — матки (в том числе эндометрия) и фаллопиевых труб.

Таким образом, витамин Б в роли стероидного гормона имеет колоссальное значение в репродуктивном здоровье женщины.

исходы родов у пациенток при дискоординированной родовой деятельности в зависимости от метода ее коррекции

© Г.Р. Козонов

ФГБНУ «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта», Санкт-Петербург

Актуальность работы

В настоящее время не вызывает сомнения, что клиническое течение родов и их исходы для матери и плода во многом определяются состоянием сократительной деятельности матки (СДМ). Известно, что во время схватки кровоток в матке уменьшается, а во время гипертонуса он уменьшается в большей степени, при этом минимальный кровоток приходится на диастолу. Повышение маточной активности, увеличение коэффициента асимметрии на фоне повышенного базального тонуса при дискоординированной родовой деятельности приводит к нарушению маточного кровотока и гипоксии плода. Стойкое увеличение частоты дискоординированной родовой деятельности (ДРД) ставит перед врачами задачу своевременной диагностики и коррекции данной патологии. ДРД, как осложнение родового акта, является одной из причин экстренного оперативного родоразрешения, провоцирует неблагоприятный исход родов для матери и плода, может быть причиной различных осложнений раннего послеродового периода.

Цель исследования

Сопоставить эффективность различных методов коррекции сократительной деятельности матки у рожениц при дискоординиро-ванной родовой деятельности.

Материал и методы исследования

Для оценки клинического течения родов и их исходов было обследовано 75 рожениц, имевших ДРД. В зависимости от метода коррекции СДМ пациентки были разделены на 3 группы:

• I группа (п = 30), роженицы которой с целью коррекции ДРД получали токолитическую терапию в-адреномиметиками в сочетании с блокаторами кальциевых каналов, затем регионарную анестезию (ДЭА). Токолитическую терапию проводили в течение 2-3 часов, по завершении инфузии в-адреномиметиков и блокаторов кальциевых каналов использовали длительную эпидуральную анестезию при раскрытии маточного зева 3-4 см;

• II группа (п = 25), роженицам которой проводили терапию ДРД только в-адреномиметиками в сочетании с блокато-рами кальциевых каналов;

• III группа (п = 20), роженицам которой проводили только регионарную анестезию (длительная эпидуральная анестезия).

Результаты исследования

Характерным симптомокомплексом ДРД явились резко болезненные схватки и/или ригидность маточного зева на фоне повышенного базального тонуса, увеличения силы схватки, укорочения фазы расслабления, уменьшения паузы между схватками, при этом коэффициент асимметрии составляет более 1, а маточная активность в 2 раза превышает нормальные показатели ^ = 150-350 ЕМ).

Сравнительный анализ показал, что частота родов через естественные родовые пути составила 74 % в I группе, что достоверно выше, чем во II (24 %) и III (30 %) группах ^ < 0,05). Достоверно значимых отличий по такому показанию к оперативному родоразрешению, как отсутствие эффекта от коррекции ДРД, не выявлено во всех группах. Самая низкая частота кесарева сечения в связи с начавшейся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.