Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 8 (18). Вып. 3. 2022 г. С. 32-40.
УДК: 2-6(4) И. А. Захаров1
Эффекты интенсификации религиозной конкуренции в глобальных городах_
1ФГБУН «Институт Африки Российской академии наук», г. Москва, Российская Федерация e-mail: vanszax@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются эффекты интенсификации религиозной конкуренции в глобальных городах Европы, спровоцированной прежде всего миграционным кризисом. В территориальном отношении данные эффекты проявляются в поляризации конфессионального пространства городов в ходе формирования (само)сегрегированных «параллельных» мусульманских обществ. В свою очередь, это способствовало росту напряженности в европейском обществе, трансформации религиозной идентичности религиозных групп, возникновению новых форм религиозности, усилению конверсионного обмена между христианской и мусульманской общинами.
Ключевые слова: глобальные города, религиозная конкуренция, миграционный кризис, миграционная политика, параллельные конфессиональные общества, конфессиональное геопространство, религиозная идентичность.
Введение
Глобализация, сопровождающаяся интенсификацией миграционного обмена между регионами мира и стремительной урбанизацией, актуализирует значение городов для развития конфессионального геопространства. Особую роль в этом процессе играют именно глобальные города, выступающие, с одной стороны, крупнейшими транспортными узлами, обеспечивающими связность государств мира, с другой стороны, драйверами социально-экономического, политического и культурного развития, определяющими не только локальные, но и глобальные преобразования. В связи с этим глобальные города обращают все большее внимание религиозных движений, стремящихся закрепить за ними статус своих «опорных пунктов».
В этом контексте особый интерес представляет кризисное развитие межрегиональных миграционных процессов, оказывающих серьезное влияние на динамику конфессионального пространства отдельных стран на разных территориальных уровнях. Так, недавние события на Ближнем Востоке, ряде других государств Азии, а также Африки спровоцировали масштабные потоки преимущественно мусульманских беженцев, направленные в основном в европейские государства. В результате начали возникать «параллельные» общества - территориальные анклавы инокультурных этноконфессиональных меньшинств, сосредоточенных преимущественно в городах [7]. Как было показано Л.А. Андреевой, в ходе роста мусульманских общин в ряде стран Европы ими создаются основанные на нормах Корана субституты существующих государственных структур, в отдельных случаях несущих реальную угрозу национальной безопасности [2]. Это мнение находит подтверждение и в других исследованиях, например, в работах И.О. Абрамовой и Л.Л. Фитуни [1]. При этом в городах, особенно крупных, формируются незащищенные районы, которые de facto находятся вне контроля властей и развиваются по собственным законам [4].
Несмотря на то внимание, которое уделяется европейскому миграционному кризису в СМИ, в научной литературе наблюдается дефицит исследований, рассматривающих этот феномен в свете интенсификации религиозной конкуренции. В настоящей статье предпринимается попытка обобщения наиболее важных эффектов этого процессы на примере европейского полигона, учет которых необходим для оптимизации в сфере международной миграционной политики. Полученные результаты могут быть использованы применительно и к другим регионам мира, где имеют место аналогичные процессы.
Материалы и методы
Теоретическую основу настоящего исследования составляет работа С. А. Горохова, в которой подчеркивается важность крупных городов для развития конфессионального геопространства [3; 12]. По нашему мнению, изменения именно на этом территориальном уровне могут служить индикаторами глубоких качественных изменений конфессионального геопространства. Интенсификация религиозной конкуренции в пределах компактной территории создает условия для возникновения качественно новых процессов в функционировании конфессионального геопространства и его усложнения. При этом в городах, выступающих в качестве «плавильных котлов», эти явления проявляются наиболее ярко. Тем не менее данная проблематика получила ограниченное развитие в научной литературе, а тема религиозной конкуренции освещена в ней недостаточно [21].
Эффекты интенсификации религиозной конкуренции в глобальных городах рассматриваются нами с точки зрения взаимодействия параллельных мусульманских обществ с европейским населением. В этом отношении мы опираемся на ряд социологических и политологических исследований, рассматривающих особенности взаимодействия инокультурных мигрантов с принимающим обществом [5], особенности его адаптации [10; 20], конфликты [11; 14] и рост социальной напряжённости [18], трансформацию идентичности, в т.ч. в результате конверсии [13; 16], деятельность религиозных организаций [6] и др.
Результаты и обсуждение
Европейский миграционный кризис привел к формированию «параллельных» мусульманских обществ в глобальных городах Европы. В результате увеличения религиозной мозаичности их населения произошла актуализация религии в публичном дискурсе. Столкнувшись с активно практикующими мусульманами, религиозная идентичность вновь приобрела важное значение для европейцев. Это проявляется не только и не столько в возвращении населения к собственно религиозной практике, сколько в возникновении политических движений, выступающих за ужесточение миграционной политики и осуждающих мультикультурализм, и даже радикально настроенных группировок, ассоциирующих себя с христианством [4; 11].
Такая реакция, судя по результатам опросов, определяется общественным заказом -европейское население воспринимает ислам как угрозу, особенно это характерно для Испании (60% опрошенных), Германии (58% - в восточной части,
50% - в западной), Швейцарии (50%), Франции (39%) и др. Большинство респондентов считают, что мусульманские общины в их странах не стремятся интегрироваться в принимающее общество. В частности, такое мнение разделяет больше половины жителей Греции, Венгрии, Испании, Нидерландов, Швеции, Франции, Германии, Италии, Великобритании [18, р. 25-27.]. На этом фоне можно ожидать усиление процессов поляризации конфессионального пространства глобальных городов за счет образования в них преимущественно мусульманских районов.
Учитывая в целом негативное восприятие мусульман европейцами и нежелание первых интегрироваться в принимающее общество, усиливается риск возникновения конфликтов и роста напряженности в отдельных городах Европы и их районах. В этом отношении группу риска составляют семьи безработных мусульман, имеющих низкую квалификацию, в среде которых получают распространение идеи радикального фундаментализма [14]. Исходя из реалий современного положения мусульман, сталкивающихся с дискриминацией, социальной (в т.ч. в сфере образования) и территориальной сегрегацией (формирование «незащищенных» районов), роста их благополучия ожидать не приходится. Напротив, учитывая усиливающийся в 2022 г. экономический и политический кризис, более вероятным представляется рост конфликтности.
Это связано не только со спецификой формируемых СМИ парасоциальных отношений между европейцами и мусульманами-мигрантами, но и с внутренними установками последних и, что особенно важно, ростом их численности. Так, если в 2016 г. их доля в населении Европы составляла 4,9%, то, согласно прогнозам, за счет естественного и миграционного прироста к середине нынешнего века она может вырасти до 14,0% [17]. Эта цифра может вырасти еще больше из-за усиливающегося продовольственного и топливного кризиса в странах Азии и Африки. Таким образом, происходит увеличение удельного «веса» ислама в конфессиональном пространстве европейских стран. При этом рост числа мусульман осуществляется не только за счет миграционного и демографического прироста, но и благодаря конверсии. По приблизительным оценкам численность новообращенных мусульман в европейских странах оценивается в 200-320 тыс. чел. или порядка 2% от их общего количества (2011) Расширение мусульманской общины происходило прежде всего в результате принятия супругами мусульман ислама. Также эта религия находит своих последователей среди людей, разочарованных в материализме западной культуры, марксизме и др. Неофиты проявляют высокую активность в жизни мусульманской общины, демонстрируя свою религиозную идентичность и становясь медиаторами между ней и структурами власти. Это проявляется не только в продвижении ценностей ислама и его культуры в принимающем обществе, но иногда может принимать и радикальный характер. Так, по данным немецкой полиции, большая часть терактов в Германии была спланирована или осуществлена с участием новообращенных мусульман европейского происхождения [13].
В то же время, несмотря на то что вероотступничество (иртидат) считается одним из самых страшных грехов в исламе, который в ряде арабских стран карается смертной казнью, мусульмане в Европе и других регионах мира все же
1 По другим данным, эта цифра может быть выше. Так, только в одной Великобритании численность новообращенных мусульман по состоянию на 2011 г. оценивается в 100 тыс. чел. (предыдущая оценка их численность - почти в 4 раза ниже) [19].
переходят в другие религии, прежде всего в христианство, или отказываются от религии вовсе. Одним из ключевых факторов перехода мусульман в христианство является гуманитарная помощь и социальная активность протестантских и католических организаций [6]. В европейских государствах они оказывают материальную, финансовую, юридическую и иную поддержку1 беженцам из стран Ближнего Востока, Африки и Азии. Например, в Австрии такие организации предоставили жилье 1/3 от всех просителей убежища. Кроме этого, христианские церкви стремятся познакомить мигрантов с христианской культурой. Некоторые из них полностью переориентировались на работу с ними, например, в одной из центральных церквей Швеции начали проводить службу на фарси, в стране специально для беженцев также были организованы курсы, посвященные основам христианства [9].
Объемы конверсионного прироста христианской общины Европы за счет мусульман пока что невелики. К 2015 г. в 19 европейских странах накопленная численность обращенных мусульман оценивается в 150 тыс. чел., если добавить к этому списку остальные государства, то их численность можно оценить в 200-250 тыс. чел. Для сравнения в других макрорегионах мира, например, в Африке накопленная численность обращенных мусульман значительно больше и составляет около 2,2 млн чел., в мусульманских странах Азии эта цифра достигает 6,8 млн чел. [16]. Вместе с этим часть мусульман отказывается от ислама в пользу атеизма, что наблюдается не только в государствах Европы, но и в арабских государствах. По оценкам социологических опросов в одной Саудовской Аравии доля убежденных атеистов составляет порядка 5% населения страны, а нерелигиозное население - 19% [8]. Тем не менее первые объединения бывших мусульман («ex-Muslims») начали возникать именно в европейских странах (Германия, 2007), где секулярные ценности получают определенное распространение среди мусульман. Спрогнозировать изменение доли нерелигиозных и обращенных в христианство мусульман в глобальных городах затруднительно. Увеличение или сокращение их доли будет зависеть от ряда факторов. Известно, что, как и в случае с конверсией в христианство, увеличение числа мусульман, ставших атеистами, совпадало по времени с крупными террористическими атаками, экспансией террористических организаций, особенно на Ближнем Востоке и в Африке. С другой стороны, отказ от религии в исламской культуре резко осуждается, поэтому увеличение нерелигиозного населения в пределах очагов концентрации мусульман в крупных городах в среднесрочной перспективе представляется маловероятным.
Другим еще менее изученным проявлением религиозной конкуренции в глобальных городах становится возникновение новых течений и религий. Исторический опыт развития мировых религий свидетельствует о том, что зачастую этот процесс получает развитие именно в крупных городах. Исходя из этого можно предполагать, что в будущем можно ожидать еще большую плюрализацию мировых религий и повышение количества их течений. В настоящее время изучение обозначенных процессов представляется наиболее
1 Хотя внутри христианских церквей существуют и другие взгляды на политику по отношению к мигрантам.
2 Австрия, Албания, Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Россия, Сербии, Косово, Украина, Франция, Хорватия, Швейцария, Швеция.
перспективным на примере ислама в городах стран Глобального Севера. В связи с этим важно учитывать изменения религиозного сознания мусульманской молодежи и ее адаптация. В частности, одним из наиболее интересных явлений, обнаруженных исследователями, является «индивидуализация» ислама [10; 20]. У мусульманской молодежи Европы она проявляется в демонстрации религиозной идентичности при сравнительно низкой распространененности религиозных практик (чтения Корана, регулярного посещения мечети, соблюдения намаза и т.д.) и сопровождается принятием западных либеральных ценностей. Последние нередко вступают в противоречие с традиционными ценностями ислама, например, молодые мусульмане оказываются гораздо более терпимыми к однополым отношениям (при резко негативных взглядах к таким бракам), абортам и т.п. [14]. Вместе с этим наблюдаются сдвиги самоидентификации инокультурных мигрантов, которые проявляются в замещении этнической или национальной идентичности религиозной (такая ситуация, например, характерна для бангладешской диаспоры Великобритании) [15].
Выводы
Интенсификация религиозной конкуренции в глобальных городах мира -качественно новое явление, имеющее ряд последствий для функционирования конфессионального геопространства и требующее дополнительных исследований. На примере Европы нами были определены некоторые эффекты данного процесса, учет которых необходим для совершенствования миграционного законодательства стран макрорегиона, особенно в рамках программ адаптации и размещения мигрантов.
В территориальном отношении они состоят в поляризации конфессионального пространства городов как результат формирования (само)сегрегированных «параллельных» мусульманских обществ. Повышение их присутствия в общественном пространстве способствует усилению религиозной идентичности местного и пришлого населения, что стало важным фактором возникновения многоуровневого конфликта как между общинами, так и внутри них. Противоборствующими полюсами в нем выступают религиозность и нерелигиозность, индивидуализм и коллективизм, мультикультурализм и национализм, традиционализм и модернизм. В связи с этим данный конфликт несводим к простой борьбе за ресурсы, а носит более комплексный характер. С другой стороны, происходит трансформация религиозного сознания, в первую очередь молодежи, усиление конверсионного обмена между христианской и мусульманской общиной, возникновение новых форм религиозности, а также сближение ценностных установок религиозных общин.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-1800123, https://rscf.ru/project/22-18-00123/
Литература
1. Абрамова И. О., Фитуни Л. Л. Феномен "восточного общества" в современной Европе: парадигмы, вызовы прогнозы // Современная Европа. 2017. № 4. С. 516.
2. Андреева Л. А. Радикальный исламизации в школах Франции и Германии // Современная Европа. 2021. № 3. С. 139-148.
3. Горохов С. А. География религий: циклы развития глобального конфессионального пространства. Москва: Юнити-Дана, 2020. 235 с.
4. Горохов С. А., Агафошин М. М., Дмитриев Р. В. Сомалийцы в Швеции: региональное измерение // Современная Европа. 2020. № 7. С. 132-143.
5. Следзевский И. В. Цивилизационное измерение современного мирового развития: проблемы и подходы // Мировая экономика и международные отношения. 2020. № 1. С. 82-90.
6. Смирнов М. Ю. Христианские церкви Европы и политика // Современная Европа. 2021. № 3. С. 159-166.
7. Трансформации глобального конфессионального геопространства: феномен «параллельных» обществ в системе международно-политических отношений: коллективная монография / науч. ред. Л. А. Андреева, И. В. Следзевский, М. Ю. Смирнов. СПб.: Владимир Даль, 2021. 549 с.
8. Benchemsi A. Invisible Atheists: The spread of disbelief in the Arab world. The New Republic. 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://newrepublic.com/article/121559/rise-arab-atheists.
9. Braw E., Liana S.M. (2015) Europe's churches find new spirit from unexpected source: Muslim refugees.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. csmonitor. com/W orld/Europe/2016/0210/Europe-s-churches-find-new-spirit-from-unexpected-source-Muslim-refugees.
10. Cesari J. When Islam and Democracy Meet: Muslims in Europe and in United States. New York: Palgrave Macmillan, 2004.
11. Dangubic M., Verkuyten M., Stark T.H. Rejecting Muslim or Christian religious practices in five West European countries: a case of discriminatory rejection? // Ethnic and Racial Studies. 2020. Vol. 43, № 16. P. 306-326. DOI: 10.1080/01419870.2020.1792525
12. Gorokhov S.A. The cyclical movement of religions: from unity toward ... unity // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2019. № 4. P. 388-395.
13. Karagiannis E. Islamic Activism in Europe: The Role of Converts // CTC Sentinel. 2011. Vol. 4, Iss. 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ctc.usma.edu/islamic-activism-in-europe-the-role-of-converts/.
14. Kashyap R., Lewis, V.A. British Muslim Youth and Religious Fundamentalism: a Quantitative Investigation // Ethnic and Racial Studies. 2013. Vol. 36, № 12. P. 2117-2140. doi:10.1080/01419870.2012.6727
15. Kibria N. The 'new Islam' and Bangladeshi Youth in Britain and the US // Ethnic and Racial Studies. 2008. Vol. 31, № 2. P. 243-266. DOI: 10.1080/01419870701337593
16. Miller D. A., Johnstone P. Believers in Christ from a Muslim Background: A Global Census // Interdisciplinary Journal of Research on Religion. 2015. Vol. 11. P. 197216.
17. Pew Research Center. 2017. "Europe's Growing Muslim Population" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pewresearch.org/religion/2017/11/29/europes-growing-muslim-population/
18. Pickel G. Perceptions of Plurality: The Impact of the Refugee Crisis on the Interpretation of Religious Pluralization in Europe / Religion in the European
Refugee Crisis // Eds. Schmiedel U., Smith G. New York: Palgrave Macmillan, 2018. https://doi.org/10.1007/978-3-319-67961-7
19. Purdy L. Report Sheds Light on Rise in Number of Converts to Islam. 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.faith-matters.org/report-sheds-light-on-rise-in-number-of-converts-to-islam/
20. Roy O. Globalized Islam: The Search for a New Ummah. L.: Hurst, 2004.
21. The Routledge Handbook of Religion and Cities // Eds. Day K., Edwards E.M. London: Routledge, 2021.
I. А. Zakharov
Effects of intensifying religious competition in global cities_
Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation e-mail: vanszax@yandex.ru
Abstract. The intensification of religious competition in global cities of the world is a qualitatively new phenomenon that has a number of consequences for the functioning of confessional geospace and requires additional research. On the example of Europe, we have identified some of the effects of this process, the consideration of which is necessary to improve the migration legislation of the countries of the macroregion, especially in the framework of adaptation and accommodation programs for migrants.
In territorial terms, those effects consist in the polarization of the confessional space of cities as a result of the formation of (self) segregated "parallel" Muslim societies. The increase in their presence in public space contributes to the strengthening of the religious identity of the local and non-local population, which has become an important factor in the emergence of a multi-level conflict both between communities and within them.
The opposing poles of this conflict are religiosity and non-religiosity, individualism and collectivism, multiculturalism and nationalism, traditionalism and modernism. In this regard, the conflict cannot be reduced to a simple struggle for resources, it appears to be more complex. On the other hand, there is a transformation of religious consciousness, especially among young people, an increase in the conversion exchange between the Christian and Muslim communities, the emergence of new forms of religiosity, as well as the convergence of the values of religious communities.
An important consequence of this consists in the emergence of new religions and denominations. The historical experience of the development of world religions shows that this process often develops in major cities. We can assume that in the future we can expect even greater pluralization of world religions and an increase in the number of their denominations and movements within them. The study of these processes seems to be the most promising on the example of Islam in the cities of the Global North. In this regard, it is important to take into account changes in the religious consciousness of Muslim youth and its adaptation. Thereby, religious organizations should be incorporated in decision-making regarding migration policy, including the preparation of events aiming to present a foreign culture in the place of their destination.
Keywords: global cities, religious competition, migration crisis, migration policy,
parallel religious societies, religious landscape, religious identity.
References
1. Abramova I. O., Fituni L. L. Fenomen "vostochnogo obshchestva" v sovremennoj Evrope: paradigmy, vyzovy prognozy // Sovremennaya Evropa. 2017. № 4. P. 5-16. (in Russian)
2. Andreeva L. A. Radikal'nyj islamizacii v shkolah Francii i Germanii // Sovremennaya Evropa. 2021. № 3. P. 139-148. (in Russian)
3. Gorohov S. A. Geografiya religij: cikly razvitiya global'nogo konfessional'nogo prostranstva. Moskva: Uniti-Dana, 2020. 235 p. (in Russian)
4. Gorohov S. A., Agafoshin M. M., Dmitriev R.V. Somalijcy v SHvecii: regional'noe izmerenie // Sovremennaya Evropa. 2020. № 7. P. 132-143. (in Russian)
5. Sledzevskij I.V. Civilizacionnoe izmerenie sovremennogo mirovogo razvitiya: problemy i podhody // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2020. № 1. P. 82-90. (in Russian)
6. Smirnov M. YU. Hristianskie cerkvi Evropy i politika // Sovremennaya Evropa. 2021. № 3. P. 159-166. (in Russian)
7. Transformacii global'nogo konfessional'nogo geoprostranstva: fenomen «parallel'nyh» obshchestv v sisteme mezhdunarodno-politicheskih otnoshenij: kollektivnaya monografiya / nauch. red. L. A. Andreeva, I. V. Sledzevskij, M. YU. Smirnov. SPb.: Vladimir Dal', 2021. 549 p. (in Russian)
8. Benchemsi A. Invisible Atheists: The spread of disbelief in the Arab world. The New Republic. 2015. URL: https://newrepublic.com/article/121559/rise-arab-atheists (in English)
9. Braw E., Liana S.M. (2015) Europe's churches find new spirit from unexpected source: Muslim refugees.2015. URL: https://www.csmonitor.com/W orld/Europe/2016/0210/Europe-s-churches-find-new-spirit-from-unexpected-source-Muslim-refugees. (in English)
10. Cesari J. When Islam and Democracy Meet: Muslims in Europe and in United States. New York: Palgrave Macmillan, 2004. (in English)
11. Dangubic M., Verkuyten M., Stark T. H. Rejecting Muslim or Christian religious practices in five West European countries: a case of discriminatory rejection? // Ethnic and Racial Studies. 2020. Vol. 43, № 16. P. 306-326. DOI: 10.1080/01419870.2020.1792525 (in English)
12. Gorokhov S. A. The cyclical movement of religions: from unity toward ... unity // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2019. № 4. P. 388-395. (in English)
13. Karagiannis E. Islamic Activism in Europe: The Role of Converts // CTC Sentinel. 2011. Vol. 4, Iss. 8. URL: https://ctc.usma.edu/islamic-activism-in-europe-the-role-of-converts/ (in English)
14. Kashyap R., Lewis, V. A. British Muslim Youth and Religious Fundamentalism: a Quantitative Investigation // Ethnic and Racial Studies. 2013. Vol. 36, № 12. P. 2117-2140. doi:10.1080/01419870.2012.6727 (in English)
15. Kibria N. The 'new Islam' and Bangladeshi Youth in Britain and the US // Ethnic and Racial Studies. 2008. Vol. 31, № 2. P. 243-266. DOI: 10.1080/01419870701337593 (in English)
16. Miller D. A., Johnstone P. Believers in Christ from a Muslim Background: A Global Census // Interdisciplinary Journal of Research on Religion. 2015. Vol. 11. P. 197216. (in English)
17. Pew Research Center. 2017. "Europe's Growing Muslim Population". URL: https://www.pewresearch.org/religion/2017/11/29/europes-growing-muslim-population/ (in English)
18. Pickel G. Perceptions of Plurality: The Impact of the Refugee Crisis on the Interpretation of Religious Pluralization in Europe / Religion in the European Refugee Crisis // Eds. Schmiedel U., Smith G. New York: Palgrave Macmillan, 2018. https://doi.org/10.1007/978-3-319-67961-7 (in English)
19. Purdy L. Report Sheds Light on Rise in Number of Converts to Islam. 2011. URL: https://www.faith-matters.org/report-sheds-light-on-rise-in-number-of-converts-to-islam/ (in English)
20. Roy O. Globalized Islam: The Search for a New Ummah. L.: Hurst, 2004. (in English)
21. The Routledge Handbook of Religion and Cities // Eds. Day K., Edwards E.M. London: Routledge, 2021. (in English)
Поступила в редакцию 27.06.2022 г.