Научная статья на тему 'Эффекты диссоциации газов при осуществлении рабочего цикла комбинированного двигателя внутреннего сгорания'

Эффекты диссоциации газов при осуществлении рабочего цикла комбинированного двигателя внутреннего сгорания Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
227
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — В. А. Мазин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффекты диссоциации газов при осуществлении рабочего цикла комбинированного двигателя внутреннего сгорания»

ЭФФЕКТЫ ДИССОЦИАЦИИ ГАЗОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАБОЧЕГО ЦИКЛА КОМБИНИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Эффекты диссоциации и рекомбинации газов исследовались в приложении к различным областям знаний в связи с: осуществлением и влиянием на показатели цикла газотурбинных и ракетных двигателей, обеспечением требуемых значений и интервалов температуры в зоне плавки и дугового пространства - металлургия, сварочное производство, в активной зоне ядерного реактора - атомная энергетика [1, 2].

В теории комбинированных двигателей внутреннего сгорания (КДВС: ДВС и ГТД) диссоциация и рекомбинация газов ассоциируются с процессами сгорания и расширения; влияние на показатели цикла полагается незначительным: диссоциации - ввиду низкой температуры (Т < 2500 К), рекомбинации - ввиду малой эффективности преобразования выделяющейся теплоты в механическую работу [3]. Имеются также и другие точки зрения: 1) затраты теплоты на диссоциацию газов не могут быть причиной химической неполноты сгорания топлива, т. к. вполне компенсируются в обратном процессе рекомбинации; 2) из-за диссоциации в процессе сгорания существует граница максимальной температуры, для ДВС на углеводородных топливах это Т и 3000 К (ниже теоретически возможной на и 200 К) [4, 5].

Настоящий этап развития двигателестроения отличается повышенными требованиями к эффективности и экономичности продукции, а также жесткими экологическими нормами. В связи с этим обоснованность принимаемых допущений, полное, адекватное и точное описание цикла, минимизация потерь и оптимизация энергетического баланса остаются объектами пристального внимания научных и проектных организаций.

Вибе И. И. оценил потери теплоты относительно низшей теплоты сгорания топлива для бензиновых двигателей: от диссоциации 7 %, от теплоотдачи в стенки цилиндра 4 % [6]. В современных физико-математических моделях КДВС и расчетных методиках учтены только потери от теплоотдачи (меньшие!), диссоциация и рекомбинация, ввиду недостаточной изученности и действующих штампов, не рассматриваются [7, 8], лишь в некоторых работах упоминаются и приводится краткое описание [3, 9]. Поэтому углубление знаний, учет и оценка влияния диссоциации и рекомбинации на показатели КДВС актуальны и остры.

В химии различают реакции прямые и обратные, происходят они одновременно с разной интенсивностью, сущность процесса определяется превалированием (оценивается по соотношению интенсивностей: скоростей, равенство означает химическое равновесие). В ходе реакции количество вещества может увеличиться, уменьшиться, не измениться. Термический механизм прямых цепных реакций окисления в процесах сгорания разработали Зельдович Я. Б., Звонов В. А., значительный вклад в теорию внесли Разлейцев Н. Ф., Воинов А. Н., Кошкин В. К., Иноземцев Н. В. [5].

В цилиндре и выпускной системе КДВС имеют место диссоциация и рекомбинация газов, составляющих рабочего тела (РТ). Эти процессы взаимосвязаны и взаимозависимы, противоположны: когда диссоциация интенсифицируется, рекомбинация подавляется. Диссоциация - реакция разложения, обратная для реакции окисления; рекомбинация - реакция объединения (ассоциации, например атомов в молекулу), подобна прямой реакции окисления.

Диссоциация газов при низкой температуре Т < 1750 К очень слабая, зачастую не учитывается, пренебрегается, при 1775 < Т < 2500 К - становится заметной, значимой, при 2500 < Т< 6000 К молекулы разлагаются на атомы, могут проявляться свойства плазмы, при Т < 4000 К начинается ионизация атомов [10]. Степень диссоциации возрастает при повышении температуры и снижении давления [11], влияние этих факторов с течением цикла КДВС противоположное. В КДВС все химические реакции, диссоциации и рекомбинации в т.ч., лимитированы временем: не достаточно - не могут произойти [1].

Тепловой эффект химической реакции зависит от температуры, при которой она происходит, и от изменения количества вещества. Если количество вещества увеличивается, РТ совершает работу за счет своей внутренней энергии, при этом температура понижается. Если количество вещества уменьшается, работу совершает внешняя среда, РТ получает теплоту и его температура повышается. Если же количество вещества не меняется, тепловой эффект отсутствует.

На осуществление диссоциации энергия затрачивается, при рекомбинации наоборот энергия выделяется (эндотермические и экзотермические реакции: идут с поглощением и выделением теплоты - количество равно выделяющемуся при прямой реакции). Это влечет изменение состава и состояния РТ, индикаторной работы цикла и энергии выпускного газа, направляющегося в турбину, перераспределение энергетического баланса.

Оптимальный энергетический баланс означает такое сочетание показателей эффективности, экономичности, мощности, прочности, др., которое обеспечивает соблюдение действующих экологических норм в т. ч. (на данном этапе скорее в первую очередь). При осуществлении цикла КДВС образуются вредные токсичные и канцерогенные вещества: окись углерода (угарный газ) СО, окись и двуокись азота N0, М02. Их происхождение связывают обычно с прямыми реакциями окисления, однако они есть следствие диссоциации и рекомбинации в т. ч. [5]: значительны

НАУКОВО-ТЕХН1Ч НА 1НФОРМАЦ1Я

корреляция эффектов реакций (максимумы концентрации и интенсификация), перекрытие областей определения по температуре.

Каждый горючий элемент углеводородного топлива окисляется в связи с конкретно сложившимися условиями (может происходить одновременно до 10-ти конкурирующих реакций - включая промежуточные), сущность процесса сгорания (набор реакций) определяется по превалированию. Обозначить сущность сгорания, ответить какая именно реакция произойдет, возможно, пользуясь законами химической термодинамики: по соотношению констант равновесия и состоянию химического равновесия. При этом определяются состав РТ, температуры сгорания теоретическая и калориметрическая (действительная) - с учетом снижения ввиду диссоциации [1, 2, 10].

В общем случае в течение цикла КДВС в РТ могут быть представлены составляющие, молекулы: N О2 - азот и кислород; N0^ N0, N0^ ^03, ^04, ^05, - различные окислы азота: окись, двуокись и др.; СО2, Н2Огаз - углекислый газ и вода в парообразном состоянии; СО, Н2 - окись углерода и водород; атомы: N О, Н - азот, кислород, водород; 0Н - гидроксильная группа; происхождение и состояние составляющих (молекула, атом): исходное состояние, продукты полного и неполного окисления (сгорания), диссоциации и рекомбинации, распада на атомы и ионизации. N0 , в отличие от др., образуются вне связи с процессом сгорания: вне пламени в высокотемпературной зоне продуктов сгорания (ПС, т.н. термический механизм), причем N0 - в цилиндре ДВС, N02 - в выпускной системе и окружающей среде после выпуска отработавшего газа. С - углерод в виде сажи (графит), продукт сгорания топлива - твердое агрегатное состояние, не является составляющей РТ.

Реакции диссоциации газов приведены в табл. 1. С течением цикла количества составляющих РТ меняются, в определенные периоды некоторые могут отсутствовать; количества составляющих возможно рассчитать по стехио-метрическим соотношениям [5, 7], состав молекулярных ПС приведен в табл. 2.

Таблица 1 - Реакции при стандартных атмосферных условиях и области значимой диссоциации газов

Реакция Т, К Источник

СО2 + 405260 Дж/моль ^ С + О2 1800 ... 2500 [3, 12]

2С02 + 273000 Дж/моль ^ 2С0 + О2 [2]

2СО + 238300 Дж/моль ^ 2С + О2 [3]

2Н2О + 484360 Дж/моль ^ 2Н2 + О2 1900... 2500 [3, 6, 12]

2Н2О + 564000 Дж/моль ^ Н2 + 2ОН; 2200 ... 2800

2Ш2 + 111790 Дж/моль ^ 2Ш + 02 2300 ... 2500 [2, 12, 13]

Н2 + 435000 Дж/моль ^ 2Н 2500 ... 2800 [10, 12]

О2 + 494000 Дж/моль ^ 2О 2500 ... 2800 [10, 12]

Qх Дж/моль — тепловой эффект

Таблица 2 - Состав продуктов сгорания ДВС по объему, % [5]

Газ 02 С02 С0 Н20, пар N0*

Бензиновый 74.77 0.3.10 5.12 4.5 3.0.5.5 0.01.0.8

Дизель 74.78 2.18 1.12 0.1.0.3 0.5.9.0 0.004.0.5

МОх: N0 — 95 ... 99 %, N02 — остальное; N20^, NО5 — пренебрежимо мало

В [1, 5, 9, 14] тепловые эффекты реакций окисления и диссоциации N ^03, ^04, ^05 оставлены без внимания; в практических целях использовался и более урезанный список: СО2, Н2Огаз [2, 3]. Количество ^ и N0^ в ПС ДВС на 23 порядка меньше каждой наиболее представленной составляющей (табл. 1) и их долей в энергетическом балансе без ущерба достоверности можно пренебречь.

За основу принята известная расчетная методика [8] и соответствующее программное обеспечение БУ8-2. Настоящая методика учитывает энергию, участвующую в реакциях диссоциации и рекомбинации составляющих РТ, ниже приводятся ее отличительные особенности.

Уравнение энергии РТ

ёТ + dQw - dQдиC) - Т — - (к -1)^Т .

С„ш т V

ISSN 1607-6885 Новi матерiали i технологи в металурги та машинобудуванш №2, 2014

159

Теплота, затраченная на диссоциацию составляющих РТ

n

Qöna =Z(a' V • Qx )г , i

где i, n - порядковый номер и количество газов;

а - степень диссоциации;

V - парциальный объем;

Qx - тепловой эффект химической реакции.

Уравнение состояния РТ

dp = dm dT dV

p m T V

Рассчитан цикл автомобильного бензинового четырехтактного двигателя МеМЗ-307, учитывалась диссоциация

двух составляющих РТ: СО2, Н2Огаз. Установлена индикаторная работа цикла L. = 364 Дж и затраты энергии топлива в

связи с диссоциацией за цикл Q = 16 Дж, в принятых ограничениях погрешность базовой методики составляет 4,4 %.

Полученные результаты согласуются с оценкой И. И. Вибе [6], заниженные результаты поясняются учетом диссоциации не всех составляющих РТ.

Список литературы

1. Болдырев О. И. Необходимость учета равновесного состояния продуктов сгорания при термодинамических расчетах ГТД / О. И. Болдырев // Молодой ученый. - 2011. - № 7. - Т.1. - С. 19-24.

2. Щукин А. А. Газовое и печное хозяйство заводов / Щукин А. А. - М.-Л. : Энергия, 1966. - 232 с.

3. Дьяченко В. Г. Теория двигателей внутреннего сгорания : учебник / Дьяченко В. Г. - Харьков : ХНАДУ, 2009. - 500 с.

4. Путилов К. А. Курс физики. Том I. Механика. Акустика. Молекулярная физика. Термодинамика / Путилов К. А. - М. : ГИ ФМЛ, 1963, 560 с.

5. Двигуни внутршнього згорання: сер1я пщручниюв у 6 томах. Т. 5. Екологтзащя ДВЗ / за ред. Марченка А. П., Шеховцова А. Ф. -Харюв : Прапор, 2004. - 360 с.

6. Вибе И. И. Новое о рабочем цикле двигателей / Вибе И. И. - М. : Машгиз, 1962. - 272 с.

7. Двигатели внутреннего сгорания : Теория поршневых и комбинированных двигателей / под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. - М. : Машиностроение, 1983. - 372 с.

8. Егоров Я. А. Физико-математическая модель рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания автотракторного типа : Учебное пособие. - К. : УМК ВО, 1991. - 56 с.

9. Мехтиев Р. И. Расчет концентрации равновесных продуктов сгорания топливовоздушных смесей в ДВС / Мехтиев Р. И., Посвянский В. С., Багиров Х. Б. // Исследование, расчет, конструирование и испытание двигателей. - Харьков : ХПИ, 1981. -Вып. 3. - С. 13-15.

10. Беляев Н. М. Термодинамика / Беляев Н. М. - К. : Вища шк., 1987. - 344 с.

11. Эстеркин Р. И. Теплотехнические измерения при сжигании газового и жидкого топлива : справочное руководство / Эстеркин Р. И., Иссерлин А. С., Певзнер М. И. - Л. : Недра, 1981. - 424 с.

12. Теоретические основы теплотехники. Теплотехнический эксперимент : справочник / под ред. В. А. Григорьева, В. М. Зорина. -М. : Энергоатомиздат, 1988. - 560 с. - (Теплотехника и теплоэнергетика; Кн. 2).

13. Крестовников А. Н. Химическая термодинамика / Крестовников А. Н., Вигдорович В. Н. - М. : Металлургиздат, 1962. -280 с. - С. 152.

14. Бондаренко Е. В. Образование окислов азота при сгорании моторных топлив / Бондаренко Е. В., Ерохов В. И. - http:// vestnik.osu.ru/2004_5_1/5.pdf

Одержано 23.04.2015

© Канд. техн. наук В. А. Мазин

Запорожский национальный технический университет, г. Запорожье

Mazin V. Effects of gases dissociation during realization of working cycle of

combined internal combustion engine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.