Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ: ОПТИМИЗАЦИЯ СНАБЖЕНЧЕСКО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭФФЕКТИВНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ: ОПТИМИЗАЦИЯ СНАБЖЕНЧЕСКО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СНАБЖЕНЧЕСКО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАТРАТЫ / ЦЕНТР ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (ЦФО) / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюкова Елена Ивановна, Калашникова Ольга Геннадьевна

Предмет. В современных условиях под влиянием цифровизации экономики происходит смена организации производственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта. В частности цифровизация способствует модернизации технологий производства (внедрению робототехники, гибких производственных систем), вводу дополнительных форм государственного контроля (налоговый мониторинг, система прослеживаемости товаров), видоизменению информационного пространства (сквозной информационный поток), снижая непосредственную трудовую составляющую производства, цифровизация, увеличивает размер накладных расходов. Все это требует детального анализа и более точного учета. Перед менеджментом экономического субъекта встает проблема переориентации теории и практики на решение новых задач. Цели. Целью исследования является разработка методики совершенствования системы управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности, позволяющей повысить контроль над производимыми затратами и достичь наилучшего финансового результата в условиях цифровизации и глобализации экономического пространства. Методология. В процессе исследования применялись такие методы познания, как: анализ, синтез, метод сравнения, их использование позволило обосновать перспективные направления развития системы управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности. Результаты. В статье рассмотрено влияние цифровизации на информационное поле экономического субъекта. Выделены слабые стороны организации системы управленческого учета материально-производственных запасов. Обозначены цели и задачи управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности с учетом выявленных особенностей. Значительное внимание отведено составлению смет затрат по бизнес-процессам снабженческо-заготовительной деятельности. Предложена методика совершенствования системы управленческого учета, обеспечивающая глубокое и всестороннее исследование информации, подготовку вариантов управленческих решений и выбор наиболее оптимального из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE MANAGEMENT ACCOUNTING: OPTIMIZATION OF PROCUREMENT AND PROCUREMENT ACTIVITIES

Introduction. In modern conditions, under the influence of the digitalization of the economy, there is a change in the organization of production and economic activity of an economic entity. In particular, digitalization contributes to the modernization of production technologies (the introduction of robotics, flexible production systems), the introduction of additional forms of state control (tax monitoring, product traceability system), the modification of the information space (end-to-end information flow), reducing the direct labor component of production, digitalization, increases the amount of overhead costs. All this requires a detailed analysis and more accurate accounting. The management of an economic entity faces the problem of reorienting theory and practice to solve new problems. Objectives. The purpose of the research is to develop a methodology for improving the management accounting system of procurement activities, which allows to increase control over the costs produced and achieve the best financial result in the conditions of digitalization and globalization of the economic space. Methods. In the course of the research, such methods of cognition as: analysis, synthesis, comparison method were used, their use made it possible to substantiate promising directions for the development of the management accounting system of supply and procurement activities. Results. The article considers the impact of digitalization on the information field of an economic entity. The weaknesses of the organization of the management accounting system of material and production stocks are highlighted. The goals and objectives of the management accounting of supply and procurement activities are outlined, taking into account the identified features. Considerable attention is paid to the preparation of cost estimates for business processes of procurement and procurement activities. A methodology for improving the management accounting system is proposed, which provides a deep and comprehensive study of information, preparation of management decision options and selection of the most optimal of them.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ: ОПТИМИЗАЦИЯ СНАБЖЕНЧЕСКО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 005:657

ЭФФЕКТИВНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ: ОПТИМИЗАЦИЯ СНАБЖЕНЧЕСКО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Елена Ивановна Костюкова Ольга Геннадьевна Калашникова

Ставропольский государственный аграрный университет 355017 г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, 12 Российская Федерация

Предмет. В современных условиях под влиянием цифровизации экономики происходит смена организации производственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта. В частности цифровизация способствует модернизации технологий производства (внедрению робототехники, гибких производственных систем), вводу дополнительных форм государственного контроля (налоговый мониторинг, система прослеживаемости товаров), видоизменению информационного пространства (сквозной информационный поток), снижая непосредственную трудовую составляющую производства, цифровизация, увеличивает размер накладных расходов. Все это требует детального анализа и более точного учета. Перед менеджментом экономического субъекта встает проблема переориентации теории и практики на решение новых задач. Цели. Целью исследования является разработка методики совершенствования системы управленческого учета снабженче-ско-заготовительной деятельности, позволяющей повысить контроль над производимыми затратами и достичь наилучшего финансового результата в условиях цифровизации и глобализации экономического пространства. Методология. В процессе исследования применялись такие методы познания, как: анализ, синтез, метод сравнения, их использование позволило обосновать перспективные направления развития системы управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности. Результаты. В статье рассмотрено влияние цифровизации на информационное поле экономического субъекта. Выделены слабые стороны организации системы управленческого учета материально-производственных запасов. Обозначены цели и задачи управленческого учета снабженческо-заго-товительной деятельности с учетом выявленных особенностей. Значительное внимание отведено составлению смет затрат по бизнес-процессам снабженческо-заготовитель-ной деятельности. Предложена методика совершенствования системы управленческого учета, обеспечивающая глубокое и всестороннее исследование информации, подготовку вариантов управленческих решений и выбор наиболее оптимального из них.

Ключевые слова: экономика, снабженческо-заготовительная деятельность, затраты, центр финансовой ответственности (ЦФО), управленческий учет

Введение

«Каковы же реальные затраты на производство определенных продуктов? Какова истинная стоимость обслуживания клиентов? Что является причиной затрат, которые существуют?» - для ответа на эти вопросы, необходимо грамотно выстроить систему управленческого учета на каждом этапе производственного цикла. Одним из наиболее ресурсоемких этапов производственного цикла является процесс «снабжения (заготовления)», от эффективности и качества его организации зависят затраты, себестоимость готовой продукции (услуг), прибыль и финансовый результат субъекта хозяйствования.

Выбор темы научного исследования обусловлен необходимостью совершенствования системы управленческого учета в виду реализации процессов цифровой трансформации экономики. Потребностью развития ме-

Поступила в редакцию: 30.07.2021

Принята к публикации после рецензирования: 27.08.2021

тодологического обеспечения обоснования управленческих решений по организации бизнес-процесса «снабжения (заготовления)» в условиях циф-ровизации как на стратегическом, так и на тактическом уровнях управления.

Задачи исследования: дать понятие управленческому учету снабженче-ско-заготовительной деятельности, рассмотреть затраты снабженческо-за-готовительной деятельности, определить влияние цифровизации на информационное поле экономического субъекта, рассмотреть методы учета затрат снабженческо-заготовительной деятельности, выявить проблемные стороны управ-ленческогоучетаснабженческо-заготовительнойдеятельностиинайтипутиихрешения.

Материал и методы исследования

В качестве теоретической базой исследования были использованы труды отечественных и зарубежных ученых: Х. Андерсон, Энтони А. Аткинсон, Раджив Д. Бан-кер, М.А. Вахрушина, О.Б. Вахрушева, Н.Д. Врублевский, К. Друри, В.Б. Ивашкевич, А.Е. Карпов, Роберд С. Каплан, В. Э. Керимов, Н.П. Кондраков, Д.В. Лысенко Б. Нидлз, О.Е. Николаева, Л.К. Никандорова, В.П. Суйц, А.Д. Шеремет, Т.Х. Чарльз, С. Марк Янг и других, просвещенные проблемам теории и практики управленческого учета.

Обсуждение результатов

Производственный процесс включает в себя три основные стадии: «снабжение(заготовления)-производство-сбыт». Процесс «снабжения (заготовления)» является первой стадией производственного цикла и отвечает за выполнение совокупности операций по поиску, приобретению и доведению предметов и средств труда до заказчиков (производства). По назначению снабженческо-заготовительная деятельность относится к вспомогательному виду производства и выполняет ряд следующих функций, рисунок 1.

Коммерческие покупка материальных ресурсов, сопровождаемая изменением формы и их стоимости

Рисунок 1 - Функции снабженческо-заготовительной деятельности [3]

Из рисунка 1 следует, что снабженческо-заготовительная деятельность состоит из бизнес-процессов: планирования закупок (управление запасами), выбор поставщика (ведение договоров с поставщиками), управления складскими операциями и доставка заказчикам (складская логистика). Критерием деления функций снабженческо-заготовительной деятельности на основные и вспомогательные является «главная цель»: обеспечение снабжения запасами производственных подразделений для бесперебойного и безаварийного функционирования. Своевременная покупка, хранение и доставка до клиента необходимых запасов в отдельных случаях (ликвидация аварии, избежание простоя) превалирует над вспомогательной составляющей бизнес-процесса снабжения (коммерческие пе-

Технологические

доставки и хранения материальных ресурсов

Коммерческие:

маркетинговые (вопросы

определения и выбора конкретных поставщиков материальных ресурсов) и юридические (ведение деловых переговоров и юридическое оформление сделок, контроль над их исполнением)

Технологические

функции по распаковке, расконсервации,

заготовке и предварительной обработке

реговоры о снижении стоимости товаров, предварительная заготовка запасов), что в свою очередь влияет на построение этапов его работы. Критерием деления функций снабженческо-заготовительной деятельности на коммерческие и технологические является «характер участия»: технологические - за счет собственных производственных мощностей, коммерческие - связаны с куплей-продажей.

В процессе выполнения каждой функции снабженческо-заготовительной деятельности осуществляются разнообразные затраты. Затраты снабженческо-за-готовительной деятельности группируются по экономическим элементам: вспомогательные материалы, энергия покупная, затраты на оплату труда, взносы в государственные внебюджетные фонты, налоги, амортизация, арендная плата, затраты по договорам страхования, капитальный ремонт; и местам возникновения - в разрезе производственных баз, отделов, бригад, т.е. центров затрат. Действующая группировка затрат не позволяет эффективно управлять процессами ценообразования и ресурсосбережения. Важную роль в управлении затратами занимает управленческий учет. Информация, аккумулируемая в системе управленческого учета, позволяет менеджменту экономического субъекта рассчитать величину затрат, связанных с функционированием действующей бизнес-модели; определить наиболее важные активы, необходимые для функционирования бизнес-процессов; повысить качество и оперативность принятия управленческих решений.

Масштаб деятельности, номенклатура материально-технических ресурсов; количество и география их потребителей; численность и интенсивность каналов распределения; характер и формы организации каналов товародвижения - ряд отраслевых факторов, которые влияют на организацию системы управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности. Значительное влияние на систему управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности в современных условиях оказывает цифровая трансформация информационного поля, видоизменяя инструментарий управленческого учета (интеллектуальный анализ данных «Business Intelligence», технологии «Big Data») и предъявляемые к нему требования (трансформация запросов пользователей информации). Цифровая трансформация информационного поля экономического субъекта влечет за собой появление рисков: изменение мышления специалистов всех уровней, недопонимание структурных изменений экономических взаимоотношений, принятию неверных управленческих решений.

Сертифицированный институт специалистов по управленческому учёту (англ. Chartered Institute of Management Accountants, CIMA) под «управленческим учетом» понимают - поиск, анализ, передачу и использование финансовой и нефинансовой информации, связанной с принятием решений, для создания и сохранения стоимости организаций [11].Учитывая специфику бизнес-процесса «снабжения (заготовления)» авторы в данной статье вкладывают следующий смысл в термин «управленческий учёт» - это информационно-вычислительная система, объединяющая в себе совокупность методов планирования, учёта, анализа и контроля, позволяющих идентифицировать необходимую информацию (финансовые и нефинансовые данные) за интересующий период, и направленную на формирование альтернативных вариантов по управлению материально-производственными запасами. Информационное поле экономического субъекта по мнению Бербега Е.Г., представляет собой сложную биз-нес-систему,имеющуюнаправлениядеятельности,цели,организационнуюструктуру, текущее состояние и функционирующую на основе множества бизнес-процессов [1].

Принимая во внимание специфику снабженческо-заготовительной деятельности, трактовку терминов «управленческий учет», «информационное поле» экономического субъекта, построим схему концептуального подхода к организации системы управленческого учета бизнес-процесса «снабжения(заготов-

ления)» в условиях цифровизации экономического пространства, рисунок 2.

Концептуальный подход к организации системы управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности в условиях цифровизации экономики

i

-1-

Главная идея: постановка системы управленческого учета в сквозной информационной

среде (при взаимодействии государственных органов, субъектов предпринимательства, потребителей товаров, работ, услуг).

Цель: выстраивание

эффективного механизма контроля и регулирования снабженческо-заготовительной деятельности (расчет и обоснование затрат снабженческо-заготовительной деятельности, правильное и оперативное выявление имеющихся производственных резервов экономии).

Задачи:

1. Формирование фактической себестоимости запасов.

2. Контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг.

3. Своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот.

4. Проведение анализа эффективности использования запасов.

I

Объект: процесс информационного обеспечения регулирования снабженческо-загото вительно й деятельности в

условиях цифровизации экономики.

Т

Т

Предмет: повышение качества управленческой учетной информации, необходимой для регулирования снабженческо-заготовительной деятельности.

5

1

Субъект:

пользователи управленческой учетной информации (трансформация запросов (требований), предъявляемых к управленческой учетной информации в условиях цифровизации экономики).

Область взаимодействия: управленческий учет как элемент сквозного информационного потока

Оценка: информационного обеспечения системы управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности в условиях цифровизации

Т

X

Алгоритмизация

процесса взаимодействия участников

1-

Обоснование периодичности составления и содержания отчетности

i

1

Отражение снабженческо-заготовительной деятельности в системе управленческого учета

1

Управленческие решения: контроль эффективности снабжения

Рисунок 2 - Схема концептуального подхода к организации системы управленческого учета бизнес-процесса «снабжение (заготовление)»

На рисунке 2 приведена концепция построения системы управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности. Данная концепция является перспективной к применению, поскольку позволяет удовлетворить запросы менеджмента хозяйствующих субъектов в обеспечении обоснования принятия управленческих решений в условиях функционирования сквозной информационной среды.

Таблица 1

Группировка затрат в управленческом учете снабженческо-заготовительной

деятельности

Операция бизнес-процесса Бюджет Статья затрат Вид затрат ЦФО

М \4ВЗ: Бизнес-процесс «планирования закупок (управление запасами)»

Расчет потребности в материально-производственных запасах Бюджет закупок Затраты на размещение заказов. Регулируемые Релевантные Отдел снабжения

Планирование и анализ кредиторской задолженности Бюджет погашения кред. задолженности Кредиторская задолженность по видам и срокам погашения Регулируемые Релевантные Планово-экономический отдел

Планирование и анализ капитальных вложений Бюджет инвестиций Покупная стоимость основных средств. Инвестиции в запасы Регулируемые, Релевантные/ нерелевантные Планово-экономический отдел

МВЗ: Бизнес-процесс «выбор поставщика (ведение договоров с поставщиками)»

Приобретение у поставщиков материалов Бюджет закупок Затраты на сырье, материалы, оборудование Регулируемые Релевантные Отдел снабжения

Ведение претензионной работы Бюджет закупок Затраты на оплату гос. пошлин Нерегулируемые Релевантные Юридический отдел

МВЗ: Бизнес-процесс «управления складскими операциями и доставка заказчикам (складская логистика)»

Провоз, погрузка и выгрузка приобретенных материально-производственных запасов Бюджет транспортно-заготовительных расходов Дополнительное оборудование для автотранспорта. Материалы для капитального и текущего ремонта автотранспорта. Транспортный налог. Горюче-смазочные материалы. Разрешение на провоз тяжеловесного, габаритного груза. Регулируемые/ нерегулируемые, Релевантные Производственно-диспетчерский отдел

Организация хранения и контроля качества сырья, материалов, оборудования Бюджет транспортно-заготовительных расходов Аккредитация лаборатории. Хранение сырья материалов, оборудования. Потери в пределах норм естественной убыли. Регулируемые/ нерегулируемые, Релевантные Отдел управления качеством/ отдел снабжения Склад

Осуществить детализированный учет и контроль процесса взаимодействия участников сквозного информационного, материального и документационного потока, производимых затрат, минимизировать риски хозяйственной деятельности,

позволяет блок «Оценка: информационного обеспечения системы управленческого учета». Данный блок включает в себя основные приемы и методы, которые предлагается использовать в рамках формирования сквозной информационной среды.

Произведем детализацию блока «Оценка: информационного обеспечения системы управленческого учета снабженче-ско-заготовительной деятельности в условиях цифровизации»: «Отражение снабженческо-заготовительной деятельности в системе управленческого учета». Для ответа на поставленные вопросы вводной части статьи необходимо наличие эффективной системы отслеживания и учета производимых затрат. Предлагаем использовать следующую группировку основных затрат бизнес-процесса «снабжение (заготовление)», таблица 1.

Приведенная в таблице 1 группировка затрат по элементам необходима менеджерам экономического субъекта при разработке бизнес-планов, определении объема закупок запасов, фонда оплаты труда и суммы амортизационных отчислений, организации контроля за затратами, исчислений показателей эффективности использования ресурсов (материалоемкости, трудоемкости и т.п.).

Вцеляхэффективногоуправлениязатратамиворганизациивыделяютсярегулиру-емыеинерегулируемыезатраты(затратынасодержаниеперсоналауправленияскладом, амортизация складских помещений); релевантные (это издержки, связанные с хранением запасов и выполнением заказа) и нерелевантные затраты (инвестиции в запасы).

В целях снижения трудозатрат по ведению учетных процедур для отражения снабженческо-заготовительной деятельности предлагается использовать интегрированную систему управленческого учета, рисунок 3.

Рисунок 3 - Схема интегрированной системы управленческого учета снабженче-

ско-заготовительной деятельности

Из рисунка 3 следует, что для отражения снабженческо-заготовитель-ной деятельности в системе управленческого учета используется единая система счетов и проводок с бухгалтерским учетом. Затраты собственного вспомогательного производства формируются в разрезе подразделений (счета 23-2,23-3).Связь между управленческой и финансовой бухгалтерией осуществляется при помощи контрольных счетов, которыми являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. Данные из одной системы в другую передаются через специально выделенный передаточный счет, который на каждую от-

четную дату закрывается и сальдо не имеет. Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся единовременно к управленческому и финансовому учету

Поставщики товаров работ, услуг

Заводы изготовители

Торговые дома

Ш

Сервисные организации

Финансово-кредитные организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кооперативные организации снабжения

Вспомогательное производство «Материально-техническое снабжение»

Формирование производственной потребности в запасах (процесс обработки и согласования поступивших заявок*) Производственно-диспетчерский отдел

Планирование закупок (выбор поставщика, определение оптимального объема заказа) Отдел снабжения

i Отдел снабжения, юридический отдел

Договорная работа

Доставка материалов Отдел логистики

заявленным характеристикам

Прием материалов по количеству

Соответствует

Склады, отдел управления качеством

Документальное оформление принятия Склады,

материалов на склад, оплата поставщику бухгалтерия

1

Распределение МПЗ между заявителями Отдел снабжения

Оформление расходных документов со склада Склады, бухгалтерия

Доставка материалов Отдел логистики

*

Прием по количеству на складе цеха Склады, бухгалтерия

* Бухгалтерия (учет затрат, себестоимости)

Расход запасов

Минимиза

-ция рисков за

счет быстрого

сбора информации об изменении конъюнктуры спроса и предложения

Минимизация рисков срыва производства

Минимизация рисков предъявле

-ния претензий

со стороны налоговых органов

Минимизация рисков образования

О

Основное производство (потребители)

Перерабатывающие, сбытовые организации

невостребованных материалов

■ материальный, транспортный поток;

■ финансовый поток.

Рисунок 4 - Алгоритмизация процесса взаимодействия участников

«Алгоритмизация процесса взаимодействия участников»: снабженческо-за-готовительные организации, являясь интегрированным элементом межотраслевого комплеанса, в процессе своей деятельности взаимодействует с множеством участников: производители средств труда, потребители (заказчики), сервисные, транспортные, перерабатывающие организации, госорганы. Как ранее было отмечено, цифровизация информационного поля экономического субъекта (сквозного информационного, материального, документационного потоков), влечет за собой появление рисков. Обработка информации, связанных субъектов хозяйствования различных отраслей и сфер деятельности является необходимым для осуществления эффективной снабженческо-заготовительной деятельности. С целью управления возникающими рисками предлагаем использовать алгоритмизацию взаимодействия участников процесса «снабжения (заготовления)», рисунок 4.

Из рисунка 4 следует, что организацией оцениваются риски на каждом этапе процесса взаимодействия участников, учитывая специфику своей деятельности, условия внешней среды. Представленная схема алгоритмизации процесса взаимодействия участников связывает все этапы взаимодействия между собой для достижения общей цели, позволяет определить полномочия специалистов всех уровней управления, распределить ответственность, формализовать документооборот.

3. «Обоснование периодичности составления и содержания отчетности»: для целей внутреннего контроля и анализа на предприятии необходимо составление детализированного отчета по каждому виду расходов, таблица 2.

Таблица 2

Классификатор управленческой отчетности

Код Отчет Основные показатели Ответственный Нормативный срок

1. Финансовые отчеты

1.1 Отчет о доходах и расходах Коммерческие расходы, административно-управленческие расходы, доходы, прибыль до и после уплаты налогов Главный бухгалтер до 5 числа месяца, следующего за отчетным

1.2 Отчет о движении денежных средств Поступления / выплаты денежных средств по всем видам деятельности

1.3 Управленческий баланс Статьи активов и пассивов, характеризующие состояние компании

2 Операционные отчеты

2.1 Отчет «Ведомость по МТР к получению» Количество и сроки МТР еще не поступивших на склад компании Начальник отдела снабжения Еженедельно

2.2 Отчет «Показатель эффективности» Коэффициент оборачиваемости МТР, уровень товарооборота Склады, отдел управления качеством Еженедельно

2.3 Отчет «Транспортные расходы» Статьи расходов, относящихся к доставке собственным и привлекаемым со стороны транспортом Отдел логистики до 5 числа месяца, следующего за отчетным

2.4 Отчет «Снабжение» Объем выполненных заявок Начальник отдела снабжения до 5 числа месяца, следующего за отчетным

Из таблицы 2 следует, что подготовка отчетности об основных показателях деятельности и обмен информацией на всех уровнях управления должен осуществляться по средствам заполнения установленных форм отчетности и в согласованные сроки, которые позволяют идентифицировать и оценивать риски невыполнения оперативных планов, разрабатывать и выполнять мероприятия по управлению возникающими рисками. Каналы обмена информацией об о сновных показателях деятельно сти призваны обеспечить полноту, своевременность, достоверность и точность этой информации, ее правильную адресацию, оптимальную форму и содержание, а также выполнение требований к конфиденциальности данных. Сроки подготовки отчетности в рамках системы управления скоординированы с циклами планирования и бюджетирования.

Постановку учетно-аналитической системы в рамках функционирования сквозной IT-цепочки создания стоимости, оперативно реагирующей на любые изменения внешней среды, предлагается осуществлять на базе таких цифровых платформ как: В2В, электронные торговые площадки, CRM-система, Маркет-плейс и т.п.

Так, в условиях усиления конкуренции на отечественных рынках вопрос о необходимости постановки системы управленческого учета отпадает, актуальным становится поиск резервов для повышения эффективности деятельности за счет совершенствования методик управленческого учета, проведения качественного анализа ключевых бизнес процессов коммерческой деятельности, разработки специализированных форм внутренних управленческих отчетов. Заключение

Применение предложенного в статье концептуального подхода к организации системы управленческого учета бизнес-процесса «снабжение (заготовление)» позволяет улучшить корпоративную систему управления, конкретизировать обязанности центров финансовой ответственности, повысить контроль выполнения производ-ственныхзадач,минимизироватьрискиидостичьнаилучшегофинансовогорезультата.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Список источников

1. Бергер, Е. Г. Контроллинг : учебно-методическое пособие / Е. Г. Бергер. — Москва : РТУ МИРЭА, 2020. — 164 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://elanbook.com/book/167622 (дата обращения: 27.06.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Григорьев, А. В. Управленческая экономика : учебное пособие / А. В. Григорьев, П. М. Вчерашний, Е. А. Кашкарева. — Красноярск : СФУ, 2018. — 92 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://elanbook.com/book/157686 (дата обращения: 28.06.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Глушков, И.Е. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности [Text] : учебник / Глушков И. Е. - 14-е изд. . - М. : КНОРУС, 2008. - 944 с. - ISBN 978-5-85971-4 81-0

4. Губина, Е. М. Бухгалтерский учет в современном предпринимательстве и бизнесе : учебное пособие / Е. М. Губина. — Волгоград : ВГАФК, 2016. — 400 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://elanbook.com/book/158060 (дата обращения: 29.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

5. Керимов, В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для бакалавров / В. Э. Керимов.-10-е изд., перераб.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 400 с.

6. Мамаев, Э.А. Контролинг и управление логистическими рисками: учеб. пособие / Э.А. Мамаев, Л.В. Маколова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 129 с.: ил. - Библиогр.: с. 96-98. ISBN 978-5-88814-681-1

7. Теория и практика бухгалтерского учета материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях : монография / Ю. Ю. Газизьянова, Т. Г. Лазарева, Ю. Н. Кудряшова, Т. Н. Макушина. — Самара : СамГАУ, 2020. — 172 с.

8. Учет затрат, калькулирование, бюджетирование в отраслях производственной сферы : учебное пособие / Е. И. Костюкова, В. С. Яковенко, И. Б. Манжосова, С. А. Тунин ; под редакцией Е. И. Костюковой. — Санкт-Петербург : Лань, 2015.

— 368 с. — ISBN 978-5-8114-1742-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/56162 (дата обращения: 02.03.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

9. Шабанникова, Н. Н. Учебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» для обучающихся направления подготовки 38.03.01 «Экономика» направленность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» : учебно-методическое пособие / Н. Н. Шабанникова.

— Орел : ОрелГАУ, 2018. — 87 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://elanbook.com/book/118845 (дата обращения: 28.06.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

10.Шеремет, А.Д. Управленческий учет: учеб. пособие для студентов вузов / А.Д. Шеремет. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010. - 512 с.

11.Шумаев, В. А. Основы логистики : учеб. пособие / В. А. Шумаев. — М. : Юридический институт МИИТ, 2016. — 314 с.

12.Международные Принципы Управленческого Учета [Электронный ресурс] // Международные Принципы Управленческого Учета.и^: https:// www.cimaglobal.com/Global/Eurasia/CIMA%20Research_Eurasia/GMAP%20 Brochure%20Russian%20WEB_2021.pdf (дата обращения: 28.06.2021).

References

1. Berger, E.G. Controlling : an educational and methodological manual / E.G. Berger.

— Moscow : RTU MIREA, 2020. - 164 p. - Text : electronic // Lan : electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/167622 (accessed: 06/27/2021). - Access mode: for authorization. users.

2. Grigoriev, A.V. Managerial economics : a textbook / A.V. Grigoriev, P.M. Yesterday, E.A. Kashkareva. - Krasnoyarsk : SFU, 2018. - 92 p. - Text : electronic // Lan : electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/157686 (accessed: 06/28/2021). - Access mode: for authorization. users.

3. Glushkov, I.E. Accounting at enterprises of various forms of ownership [Text] : textbook / Glushkov I.E. - 14th ed. - Moscow : KNORUS, 2008. - 944 p. - ISBN 9785-85971-4 81-0

4. Gubina, E.M. Accounting in modern entrepreneurship and business : a textbook / E.M. Gubina. - Volgograd : VGAFK, 2016. - 400 p. - Text : electronic // Lan : electronic library system. - URL: https://elanbook.com/book/158060 (accessed: 29.01.2021). -Access mode: for authorization. users.

5. Kerimov, V.E. Accounting management accounting: textbook for bachelors / V.E. Kerimov.-10th ed., reprint- M.: Publishing and Trading Corporation "dAshkov and K", 2017. - 400 p.

6. Mamaev, E.A. Controlling and logistics risk management: studies. manual / E.A. Mamaev, L.V. Makolova; FGBOU IN RGUPS. - Rostov n/A, 2017. - 129 p.: ill. -Bibliogr.: pp. 96-98. ISBN 978-5-88814-681-1

7. Theory and practice of accounting of material and production stocks in agricultural organizations : monograph / Yu.Yu. Gazizyanova, T.G. Lazareva, Yu.N. Kudryashova, T.N. Makushina. - Samara : SamGAU, 2020. - 172 p.

8. Cost accounting, calculation, budgeting in industrial sectors : textbook / E.I. Kostyukova, V.S. Yakovenko, I.B. Manzhosova, S.A. Tunin ; edited by E.I. Kostyukova. - Saint Petersburg : Lan, 2015. - 368 p. - ISBN 978-5-8114-1742-1. - Text : electronic // Lan : electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/56162 (accessed: 02.03.2021). - Access mode: for authorization. users.

9. Shabannikova, N.N. Educational and methodical manual for the implementation of term papers on the discipline «Accounting management accounting» for students of the training direction 38.03.01 «Economics» orientation «Accounting, analysis and audit» : educational and methodical manual / N.N. Shabannikova. - Orel : OrelGAU, 2018. - 87 p. - Text : electronic // Lan : electronic library system. - URL: https://e. lanbook.com/book/118845 (accessed: 06/28/2021). - Access mode: for authorization. users.

10.Sheremet, A.D. Managerial accounting: studies. handbook for university students / A.D. Sheremet. - M.: FBK-PRESS Publishing House, 2010. - 512 p.

11. Shumaev, V.A. Fundamentals of logistics : textbook. manual / V.A. Shumaev. - M. : Law Institute of MIIT, 2016— - 314 p.

12.International Principles of Management Accounting [Electronic resource] // International Principles Of Management Accounting.URL: https://www.cimaglobal. com/Global/Eurasia/CIMA%20Research_Eurasia/GMAP%20Brochure%20 Russian%20WEB_2021.pdf (accessed: 06/28/2021).

EFFECTIVE MANAGEMENT ACCOUNTING: OPTIMIZATION OF PROCUREMENT AND PROCUREMENT ACTIVITIES

Elena I. Kostyukova Olga G. Kalashnikova

Stavropol State Agrarian University per. Zootechnical, 12, 355017, Stavropol, Russian Federation

Introduction. In modern conditions, under the influence of the digitalization of the economy, there is a change in the organization of production and economic activity of an economic entity. In particular, digitalization contributes to the modernization of production technologies (the introduction of robotics, flexible production systems), the introduction of additional forms of state control (tax monitoring, product traceability system), the modification of the information space (end-to-end information flow), reducing the direct labor component of production, digitalization, increases the amount of overhead costs. All this requires a detailed analysis and more accurate accounting. The management of an economic entity faces the problem of reorienting theory and practice to solve new problems. Objectives. The purpose of the research is to develop a methodology for improving the management accounting system of procurement activities, which allows to increase control over the costs produced and achieve the best financial result in the conditions of digitalization and globalization of the economic space. Methods. In the course of the research, such methods of cognition as: analysis, synthesis, comparison method were used, their use made it possible to substantiate promising directions for the development of the management accounting system of supply and procurement activities. Results. The article considers the impact of digitalization on the information field of an economic entity. The weaknesses of the organization of the management accounting system of material and production stocks are highlighted. The goals and objectives of the management accounting of supply and procurement activities are outlined, taking into account the identified features. Considerable attention is paid to the preparation of cost estimates for business processes of procurement and procurement activities. A methodology for improving the management accounting system is proposed, which provides a deep and comprehensive study of information, preparation of management decision options and selection of the most optimal of them.

Keywords: economy, procurement and procurement activities, costs, financial responsibility center (CFD), management accounting

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.