Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ'

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУИРОВАНИЕ (СЦЕНАРИЙ) ЗАНЯТИЯ / ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдов Александр Викторович, Бирюков Андрей Анатольевич, Митрофанов Михаил Валерьевич, Федоров Вадим Геннадьевич

В статье рассматриваются этапы подготовки преподавателя к лабораторной работе. Представлены основные варианты при конструировании занятия: показаны цели занятия, изложен подход при написании плана занятия, раскрыто содержание деятельности преподавателя на каждом из этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдов Александр Викторович, Бирюков Андрей Анатольевич, Митрофанов Михаил Валерьевич, Федоров Вадим Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EFFECTIVE TEACHING METHOD LABORATORY DESIGN

The article discusses the stages of preparing a teacher for laboratory work. The main options for constructing a lesson are presented: the objectives of the lesson are shown, an approach to writing a lesson plan is outlined, the content of the teacher's activities at each stage is disclosed.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ»

А.В. ДАВЫДОВ,

A.А. БИРЮКОВ, М.В. МИТРОФАНОВ,

B.Г. ФЁДОРОВ

A.V. DAVYDOV, A.A. BIRYUKOV, M.V. MITROFANOV, V.G. FEDOROV

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

AN EFFECTIVE TEACHING METHOD

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ LABORATORY DESIGN

A. h

Сведения об авторах: Давыдов Александр Викторович - начальник 2 кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург);

Бирюков Андрей Анатольевич - доцент 2 кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Будённого, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург);

Митрофанов Михаил Валерьевич - начальник 32 кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Будённого, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург);

Фёдоров Вадим Геннадьевич - преподаватель 32 кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Будённого, подполковник, кандидат технических наук (г. Санкт-Петербург).

Аннотация. В статье рассматриваются этапы подготовки преподавателя к лабораторной работе. Представлены основные варианты при конструировании занятия.

Ключевые слова: конструирование (сценарий) занятия, лабораторная работа, преподаватель, педагогическая технология.

Information about the authors: Alexander Davydov — Head of the 2nd Department of the Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S. M. Budyonny, Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg);

Andrey Biryukov - Associate Professor of the 2nd Department of the Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S. M. Budyonny, Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor(St. Petersburg);

Mikhail Mitrofanov - Head of the 32nd Department of the Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg);

Vadim Fedorov - Lecturer of the 32nd Department of the Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, Lieutenant Colonel, Candidate of Technical Sciences (St. Petersburg).

Summary. The article discusses the stages of preparing a teacher for laboratory work. The main options for constructing a lesson are presented: the objectives of the lesson are shown.

Keywords: designing (scenario) classes, laboratory work, teacher, pedagogical technology.

В процессе непрекращающегося реформирования высшей школы знаниевая парадигма образования начала пересматриваться с позиций компетентностного подхода. Уровень образованности сегодня определяется не только объёмом знаний и их энциклопе-дичностью. Он сосредоточен на способности находить решение в проблемных ситуациях различной сложности на основе накопленного багажа знаний и навыков. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности максимально использовать полученные знания и чётко ориентирован на практическую деятельность по предназначению. Поэтому важнейшим компонентом новой модели вузовского образования является как раз её ориентация на практическую деятельность, точнее - на способность выпускника применять знания,реали-зовывать собственные проекты. Такой подход в педагогической науке и практике теперь называют компетентностным. При этом упор делается на овладение умениями анализа и синтеза, понимания и применения, принятия результативных решений, ведущих к разрешению проблемы. Для этого и стало необходимостью, чтобы все рабочие учебные программы, учебники и в первую очередь методы обучения были пересмотрены с использованием элементов компетентностного подхода. Планируя организацию учебного процесса и методы реализации компетентностного подхода как основополагающего принципа обучения в высшей школе, следует всегда помнить, что человек запоминает 20% услышанного, 40% увиденного, 60% увиденного + услышанного, 80% увиденного + услышанного + сделанного своими руками. В этой связи эффективная организация компетентностно ориентированного учебного процесса должна основываться на потребностях обучающихся получить наи-

больший доступ к практическим знаниям.

Как известно совместная групповая учебная деятельность - одна из наиболее эффективных форм приобретения и усвоения знаний. Её конкретная ориентация зависит от усилий преподавателя. Лабораторные работы - это такой вид занятий, при котором обучающиеся под руководством преподавателя и по предварительно разработанному плану проделывают опыты или выполняют определённые исследования и в процессе их реализации осмысливают и закрепляют пройденный учебный материал. Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания, практические умения и навыки обучающихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Сам принцип исследования и получения новых знаний в лаборатории зародился довольно давно, уже в XVII веке начинают создаваться научные лаборатории, в которых провозглашается принцип свободного научного исследования и преподавания. В эти годы во Франции, Англии, Германии создаются первые государственные научные академии, начинают систематически издаваться научные журналы.

В 1830 году в Москве по указу Николая I на базе основанного 1 сентября 1763 года Императорского воспитательного дома создаётся Ремесленное учебное заведение (далее Императорское высшее техническое училище, ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). Его учёные и преподаватели фактически создали русскую систему высшего технического образования, которая основывалась на тесной связи теоретического обучения и практических занятий на базе производственных мастерских и лабораторий. Эта система была названа за рубежом «русскими

методами обучения» и отмечена высшими премиями и наградами на международных выставках (в Филадельфии - в 1876 году и в Париже - в 1900 году).

Почему же так значимы лабораторные работы в учебном процессе военного вуза? Прежде всего отметим, что они интегрируют теоретико-методологические знания, практические умения и навыки обучающихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. На лабораторных работах осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с научными исследованиями и практическими умениями и навыками обучающихся в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности. Усвоить такие сложные дисциплины, преподаваемые в военно-техническом вузе, как, например, физика, электроника и схемотехника, основы теории цепей, теория электрической связи и другие, где изучаются важнейшие законы естествознания, раскрывается сущность физических процессов и явлений, невозможно, изучая только теорию этих наук. Нужно иметь возможность наблюдать многие явления экспериментально, в некоторых случаях уметь моделировать их. Для получения этих навыков необходимо владение экспериментом, умение проводить его и способность анализировать полученные результаты. Такие навыки приобретаются на лабораторных работах и требуют дополнительной внеаудиторной подготовки к ним как обучающихся, так и преподавателя.

Итак мы подошли к пониманию цели лабораторной работы, сформулируем её и рассмотрим способы её достижения.

Цель лабораторной работы - практическое освоение обучающимися научно-теоретических положений изучаемой дисциплины, овладение ими техникой экспериментирования в соответ-

Схема. Обобщённая классификация лабораторных работ

ствующей области научных знаний, инструментализация полученных знаний, т.е. превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач, иными словами -установление связи теории с практикой.

Таким образом преимущество лабораторных работ в сравнении с другими видами аудиторной учебной работы состоит в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания, практические умения и навыки обучающихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

В зависимости от дидактической цели лабораторные работы могут занимать различное место в учебном процессе. Дидактическими целями могут быть:

• опытная проверка изучаемых закономерностей (например, проверка законов);

• овладение методами измерения различных величин (например, определение сопротивления проводников, экспериментальное получение рассмотренных на лекциях и семинарах характеристик и зависимостей и т.д.);

• изучение связи между величинами, событиями, явлениями и установление закономерностей;

• привитие умений пользоваться источниками информации, специализированным программным обеспечением, измерительными приборами и способами их подключения (например, калибровка мультиметра и т.д.);

• выработка умения собирать и читать схемы, строить графики и интерпретировать полученные в ходе работы зависимости;

• овладение обучающимися приёмами автоматизации исследований и новейшими методами обработки экспериментальных данных.

Для более эффективного достижения представленных выше целей лабораторных работ будет

полезно классифицировать возможные формы их проведения.

Итак лабораторные работы, как правило, проводятся в группах численностью 15-30 человек, что предполагает коллективную работу обучающихся. Методическое мастерство преподавателя при конструировании такого занятия проявляется в выборе определённой формы проведения лабораторной работы, которая позволила бы ему достигнуть поставленных на занятии целей в полном объёме. Лабораторные работы можно классифицировать в зависимости от основной дидактической цели, характера содержания и формы их организации (см. схему).

В зависимости от основной дидактической цели лабораторные работы можно разделить на иллюстративные и исследовательские.

Если обучающиеся самостоятельно выполняют работы по какому-либо вопросу, уже известному им, после того как преподавателем установлены определённые положения, сделаны выводы, раскрыты закономерности и причинно-следственные связи, проведены необходимые демонстрации, то эти работы являются иллюстрацией к уже изученному учебному материалу. Выполняя работы такого характера, обучающиеся более глубоко изучают вопрос, охватывают его полнее и всестороннее.

Другой характер имеют работы, если обучающимся результаты

предварительно не известны и их собственные исследования предшествуют тем выводам, какие даются в учебниках и на занятиях. В этом случае в результате лабораторной работы обучающиеся подводятся к усвоению новых знаний или даже самостоятельно их усваивают. Такие работы проводятся перед лекционными занятиями и называются исследовательскими.

В зависимости от характера содержания лабораторные работы могут быть количественными и качественными. Количественные лабораторные работы связаны с точными измерениями, вычислениями, расчётами. В ходе качественных лабораторных работ обучающиеся делают выводы, определяют закономерности, углубляют свои знания, у них формируются необходимые умения.

По форме организации лабораторные работы могут быть фронтальными и нефронтальными (групповыми, индивидуальными). При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется подгруппами по 2-4 человека. При индивидуальной форме организации занятия каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.

Ещё раз отметим, что возможности выбора преподавателем форм организации лабораторных работ

во многом зависят от оснащенности учебных аудиторий.

Возможности современного лабораторного оборудования, установленного в Военной академии связи на настоящий момент, позволяют:

• провести натурный эксперимент, собрав модель исследуемого устройства в виде лабораторного макета, на который возможно подать электропитание и подключить измерительные приборы;

• исследовать устройство на лабораторном стенде, собрав его схему, используя соединительные провода и подключив измерительные приборы, необходимые для снятия характеристик с целью проведения эксперимента;

• используя программы для создания виртуальных лабораторных работ, такие, как «Electronics Workbench» ^<Multisim», собрать схему и снять ее характеристики.

Применяя весь этот потенциал в полном объёме, у преподавателя появляется возможность разнообразить процесс проведения лабораторной работы и подстроиться под индивидуальные особенности каждой учебной группы для достижения максимального эффекта.

Процесс проведения лабораторных работ включает участие преподавателя в подготовительном (теоретическом), экспериментальном (проведение исследований) и заключительном (оформление результатов) этапах. Нет вопроса, стоит ли их выделять и проводить. Вопрос, как их лучше организовать. Заметим, что подготовка и проведение этих этапов должны естественно вписываться в ход образовательной деятельности преподавателя и не требовать ни специальных усилий, ни дополнительного времени. В основе рациональной организации лабораторной работы лежат действия, реализация которых позволит преподавателю повысить коэффициент полезной (осознанной) деятельности обучающихся, а следовательно и качество их подго-

товки. Выполнение предлагаемой совокупности действий направляет преподавателя на оптимальную структуру занятия, позволяет ему упорядочить его и даже повысить его эффективность. Рассматриваемая система действий никоим образом не исключает творчества педагога. Напротив она помогает направить его творчество в правильное русло. Такой метод подготовки хорошо зарекомендовал себя. Собирая материал для нашей статьи, мы обнаружили замечательный свод правил, составленный Героем Советского Союза гв. полковником Н.В. Чевола (гв. полковник Никифор Дмитриевич Чевола - Герой Советского Союза, командир 8-й отдельной противотанковой бригады. На фронте с 1941-го, командовал бригадой с 1943 г. Его бригада прошла славный боевой путь, она сражалась на Курской дуге, форсировала Днепр, дралась под Фастовом, удерживала внешний фронт окружения под Тернополем, на Сандомирском плацдарме и в Силезии).

Позволим себе на страницах нашей статьи привести его «Памятку командиру батареи - истребителю танков» (см. фото).

Постараемся тоже систематизировать накопленный опыт проведения лабораторных работ и раскрыть основные этапы работы

преподавателя при ее подготовке и проведении.

Посмотрим, как их реализуют на кафедре общепрофессиональных дисциплин Военной академии связи при проведении лабораторной работы «Исследование полевых транзисторов» по дисциплине «Электроника и схемотехника». Отметим, что для лабораторной работы, исходя из представленной выше классификации, выбрана фронтальная форма организации, по характеру содержания работа количественная, а по дидактической цели иллюстративная.

Итак, рассмотрим проведение подготовительного этапа для указанной выше лабораторной работы.

Как известно процесс обучения начинается с отчетливого осознания преподавателем целей и задач обучения, а затем постановки целей конкретной лабораторной работы. К сожалению довольно часто преподаватели не уделяют должное место этому аспекту в процессе практической подготовки к занятию, но, как показывает опыт, такое пренебрежение в ходе подготовки к занятию приводит к значительным издержкам в ходе его проведения. Поскольку эффективность занятия в значительной мере зависит от организации процесса обучения с учетом конкретных особенностей учебной группы, аудитории и имеющегося в ней лабораторного оборудования, методов обучения, форм контроля и коррекции. На наш взгляд в ходе подготовительного этапа целесообразно выполнить следующие мероприятия:

• подготовить к лабораторной работе аудиторию. С инженером кафедры проверить работоспособность и настроить оборудование, проверить демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения. Определить количество рабочих мест;

• поскольку выбрана фронтальная форма проведения лабораторной работы, преподаватель должен разбить учебную группу

на рабочие бригады, причём не откладывать этот момент непосредственно на само занятие, отнимая на это учебное время и отдавая на откуп курсантам, а произвести его заблаговременно и самостоятельно с учётом наклонностей и способностей членов группы. В процессе такой работы на занятии максимально используются коллективное обсуждение и взаимные консультации внутри рабочей бригады, вместе с тем в значительной мере сохраняется самостоятельность работы. Состав рабочих бригад непостоянный и подобрать его нужно таким образом, чтобы с максимальной эффективностью могли реализовываться учебные возможности каждого обучающегося. Опыт показывает, что «сильный» курсант, помогая «слабому» в своей рабочей бригаде, получает неменьшую пользу. Безусловно, на первых занятиях реализовать такое затруднительно, но лабораторные работы проводятся, как правило, ближе к середине курса, и к этому времени преподаватель уже имеет некоторый набор оценок каждого обучающегося и своё сформированное мнение о них. Учитывая специфику военного вуза, необходимо предполагать и возможный отрыв обучающихся, что может внести коррективы в подготовленные списки групп. Для минимизации подобных нестыковок необходимо заранее уточнить предварительный расход личного состава на занятие.

Определение форм и методики контроля знаний обучающихся, составление списка курсантов, знания которых нужно проверить на данном занятии, - это, на наш взгляд, одна из наиболее важных составляющих процесса подготовки к занятию. Ведь для осуществления контролируемого управления процессом обучения необходима оперативная обратная связь. Своевременная проверка знаний даёт преподавателю информацию о ходе познавательной деятельности обучающихся, о том, как идёт усвоение

изученного материала, какие следует внести коррективы. В то же время реализация любых вариантов контроля требует временного ресурса, который на лабораторной работе весьма ограничен. Формы контроля следует разнообразить. На рассматриваемой лабораторной работе для контроля используем письменный опрос 30-40% обучающихся. Каких конкретно, преподаватель решает сам, и это должен быть не просто выбор по списку, а продуманный отбор преподавателя. Такое количество опрашиваемых вполне допустимо, поскольку на лабораторной работе будут оценены все 100% присутствующих на занятии по результатам проделанной работы и оформленных отчётов. Существуют и другие формы контроля качества усвоения теоретического материала, всё их разнообразие необходимо использовать для нивелирования недостатков какого-либо одного метода контроля. Шаблон в контроле знаний недопустим.

Для качественного проведения контроля знаний обучающихся важно не только выбрать форму и методику контроля, но и подготовить вопросы, поэтому следующим этапом мероприятий подготовительного этапа мы выделяем разработку и выбор вопросов контроля. Вопросы подбираются преподавателем в течение многих лет, шлифуются по форме и содержанию. Их оптимальный подбор во многом определяет успех и объективность контроля, они должны охватывать основные признаки, определяющие суть изучаемых процессов и явлений. Так для рассматриваемой лабораторной работы могут быть использованы следующие вопросы: «на представленных выходных характеристиках показать выключенное состояние транзистора при работе в ключевом режиме. Перечислите «паразитные» ёмкости, образующиеся в транзисторе в процессе его функционирования, и поясните, какое влияние они оказывают на качество его работы. Как распределённое сопротивле-

ние канала влияет на частотные свойства транзистора» и др.

Проделав такую подготовительную работу, преподаватель всё больше и больше погружается в предстоящее занятие, хотя до его проведения с группой ещё остаётся время. Здесь важно не поддаться искушению, что всё готово к занятию, и на этом «успокоиться», а, понимая объективную многоплановость процессов в ходе проведения лабораторной работы, не довольствоваться их стихийным ходом, а постоянно искать и находить оптимальные варианты взаимодействия элементов занятия друг с другом. То есть продумать ход занятия. Такая деятельность позволяет преподавателю продуктивнее использовать время занятия и помогает обучающимся лучше понять цель работы и средства её достижения.

Конечно же, каждое занятие уникально и процесс взаимодействия с обучающимися не может быть одинаковым для каждой учебной группы. Тем более лабораторная работа, она насыщена многообразием учебных ситуаций и каждая из них вызывает у обучающихся множество вопросов, сомнений, удивление, а иногда и настороженность. Другими словами ситуации, возникающие в ходе проведения занятия, невозможно предусмотреть и описать в плане, но «основу» процесса взаимодействия преподавателя и обучающихся несомненно необходимо тщательно продумать. Реализуемая в академии связи определённая система действий для организации учебного процесса на лабораторной работе хорошо зарекомендовала себя, поэтому позволим себе немного рассказать о ней.

Как правило, учебная группа прибывает на кафедру, где преподаватель в запланированной для проведения занятия аудитории знакомит курсантов с оборудованием, установленным там, мерами по технике безопасности и особен-

ностями проведения эксперимента. В ходе подготовительной части курсантам доводится количество рабочих мест, особенности каждого рабочего места (например: на каждом рабочем месте исследуются различные модификации полевого транзистора; задаются различные входные напряжения, различные номиналы пассивных радиокомпонентов, используемых в схеме, положение рабочей точки на ВАХ индивидуально и др.), при этом саму исследовательскую часть желательно оставить неизменной для всех рабочих мест. Основное время необходимо посвятить пояснению этапам выполнения работы, то есть показать последовательность проведения эксперимента, порядок замены элементов и изменения их номиналов. Для более продуктивной подготовки целесообразно подготовить презентацию.

Если в силу каких-то причин провести подготовительную часть в часы самостоятельной подготовки не удалось, время для ее проведения необходимо предусмотреть на занятии. Перед тем как приступить к непосредственному выполнению лабораторной работы, на наш взгляд обязательно нужно кратко (в течение 7-10 минут) продемонстрировать все этапы деятельности обучающихся в ходе ее выполнения с кратким анализом действий. Эти несколько минут демонстрации и анализа очень полезны как для «сильных» курсантов, которые вникнут в суть работы и выскажут свои соображения, так и для курсантов, не отличающихся значительными познаниями в предметной области, они в это время уяснят ход работы. Конечно это лучше сделать во время самостоятельной подготовки курсантов и не использовать драгоценное время занятия.

Следующим этапом, на котором следует сосредоточить внимание, это проведение подробного инструктажа по мерам техники безопасности при выполнении лабораторной работы. Рекомендует-

ся составить перечень основных правил техники безопасности, обосновать их, дать ознакомиться каждому курсанту, выборочно проверить знание техники безопасности, а затем дать расписаться в журнале инструктажа о том, что он с ними ознакомлен.

Конструируя вариант проведения лабораторной работы, преподавателю для поиска оптимальных вариантов взаимодействия элементов занятия друг с другом необходимо составить план проведения занятия, причем не использовать чей-то «чужой», такая практика к сожалению иногда начинает рождать формализм. Мы рекомендуем самостоятельно разработать подробный план. Самостоятельное планирование не только повышает квалификацию преподавателя, но и позволит лучше организовать его труд на занятии и тем самым облегчить его. При составлении плана нужно учесть следующие особенности.

Временные интервалы занятия должны быть разбиты на обозримые единицы. Максимальная продолжительность такой единицы составляет 15-20 минут. Этапы работы увязаны между собой. В каждом из них содержится учебная цель, которая достигается. В плане приводятся последовательно сменяемые конкретные действия, которые должны производиться непосредственно обучающимися и преподавателем. Точное планирование времени помогает преподавателю не увязнуть в материале. Преподаватель в любой момент может проверить, укладывается ли он в планируемые временные рамки.

Такая проработка побуждает преподавателя к прояснению частных учебных целей, их содержанию и структурированию. В рамках рассматриваемой лабораторной работы такими целями могут быть: «обучить методам снятия выходных статических характеристик полевого транзистора с использованием мультиметра»,

«обучить методам снятия выходных статических характеристик полевого транзистора с помощью осциллографа», «обучить методам снятия передаточных характеристик полевого транзистора с использованием статических приборов», «обучить способам расчета дифференциальных параметров полевого транзистора по полученным характеристикам». Постановка конкретных взаимоувязанных между собой целей и их достижение в ходе занятия за конкретные временные интервалы позволит преподавателю последовательно продвигаться к достижению основной цели занятия «Обучение методам экспериментальных исследований полевого транзистора».

В плане предусмотреть время для опроса обучающихся в зависимости от выбранной формы контроля. Контроль знаний - это проверка знаний данного обучающегося, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности. Определяем четко, какие конкретно вопросы обсуждаем с целью актуализации знаний, в какой форме, кто на какой вопрос будет отвечать, в течение какого времени. Пока выбранные заранее курсанты отвечают на вопросы, остальным предлагается задать творческий вопрос, например: «как изменятся характеристики исследуемого элемента при увеличении температуры». На лабораторной работе не должно быть случайных вопросов, не относящихся к теме и цели занятия.

В ходе проведения некоторых лабораторных работ (как правило таких, когда на ее проведение предусмотрено не менее 4 часов) у преподавателя появляется возможность продемонстрировать уровень современных достижений в изучаемой области науки. Это может быть показ возможностей имеющихся средств измерения, демонстрация современной элементной базы. Такое рассмотрение

современного состояния в рамках исследуемых вопросов возможно предусмотреть в течение 10-15 минут, перед оформлением отчёта по работе во всех учебных группах, независимо от их подготовленности к занятию. Это может быть демонстрация фильма или показ на имеющемся оборудовании. При этом обучающиеся должны в выводах по работе оценить используемые ими методы получения результатов и продемонстрированные преподавателем.

Рассмотрение вопросов в ходе лабораторной работы и достижение сформулированных преподавателем учебных целей в рамках каждого из них должно быть направлено на иллюстрацию изученного теоретического материала. Так в рассматриваемой работе обучающиеся по полученным значениям строят вольт-амперные характеристики полевого транзистора, изученные на лекциях, и рассчитывают его дифференциальные параметры. Обратиться к изученному материалу и раскрыть единство теории и практики поможет предварительная подготовка преподавателем проблемных вопросов для каждой рабочей бригады, ответ на которые они представят в выводах по работе. Это могут быть вопросы, позволяющие обучающимся самостоятельно сформулировать вывод об исследуемом элементе, например: «Укажите, к какому типу полевых транзисторов относится исследуемый вами образец. Какое напряжение отсечки он имеет. Показать на полученных статических характеристиках состояние перекрытия или образования токопроводящего канала под затвором» и др.

Для успешного освоения изучаемого материала важно показать его профессиональную направленность. Цикл общепрофессиональных дисциплин очень теоретизирован и курсантам непросто изучать теоретический материал, основную часть кото-

рого они могут только представить (невозможно увидеть распространение радиоволн, движение электронов, процессы, происходящие в радиоэлектронных компонентах). И лабораторные работы дают неоценимую возможность показать связь проводимых исследований с профилем подготовки курсантов, их будущей специальностью.

Успешное выполнение лабораторной работы, как и успех профессионального обучения в решающей степени зависят от направленности и внутренней активности обучающихся, характера их деятельности, и именно характер деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода проведения лабораторной работы. Она направлена на реализацию следующих важных функций:

• способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональных компетенций будущих специалистов;

• воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;

• побуждает к научно-исследовательской работе.

Для реализации этих функций преподавателю в ходе занятия желательно организовать активный поиск в решении поставленных в работе познавательных задач либо под его руководством, либо на основе эвристических программ и указаний. В этом случае процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими обучающимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и заданиями.

Разработанный с учётом представленных выше критериев план позволит преподавателю достичь

поставленных целей и поддерживать ход занятия.

Таким образом, подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод, что умение преподавателя в ходе лабораторной работы задавать каждой группе курсантов индивидуальные вопросы, направленные на самостоятельное осмысливание их обучающимися; формирование у них собственной точки зрения, приёма противопоставления, взаимозависимости, сходства, различия и т.д., подводит их к выводам, обобщениям и способствует развитию мышления и высокой умственной активности. Доказано, что более высокий уровень аналитико-синтетической деятельности обучающихся обнаруживается при условии, когда в процессе восприятия они сами находят существенные признаки нового и применяют их в практических действиях, когда им предоставляется максимум возможности для самостоятельного анализа обобщений.

По лабораторной работе составляется письменный отчёт, с учётом которого проводится её оценка. Результаты эксперимента, зависимости, графики необходимо получить и оформить непосредственно при выполнении работы в аудитории. Лабораторная работа считается выполненной только в том случае, когда отчёт по ней принят.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батышев, С. Я., Шапорин-ский, С.А. Основы профессиональной педагогики. Изд. 2-е, перераб. и доп. Профпедагогика. - М.: Высшая школа, 1977. 504 с.

2. Стародубцев, Ю.И., Хар-ченко, Е. Б., Митрофанов, М. В., Лаута, О. С. Образовательные технологии преподавания учебных дисциплин. Сборник научных трудов участников Национальной НПК «Стратегические ориентиры развития высшей школы», 2019. С. 110-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.