Научная статья на тему 'Эффективный маркетинг персонала как фактор конкурентоспособности организации'

Эффективный маркетинг персонала как фактор конкурентоспособности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
835
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА / ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ / МОТИВАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / MARKETING / PERSONNEL MARKETING / IN-HOUSE MARKETING / MOTIVATION / PERSONNEL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вукович Галина Григорьевна, Королев Дмитрий Александрович

В статье рассматривается внутриорганизационный маркетинг как важнейший инструмент управленческой деятельности современной компании. Представлены главные преимущества внутриорганизационного маркетинга, его принципы, а также основные этапы его разработки и внедрения на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вукович Галина Григорьевна, Королев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective marketing of personnel as a factor of competitiveness of the organization

This article reviews in-house marketing as an essential tool in management of the modern company. The article represents the main advantages of in-house marketing, its principles, as well as the main stages of its development and introduction to the enterprise.

Текст научной работы на тему «Эффективный маркетинг персонала как фактор конкурентоспособности организации»

УДК 331-05:339.138:336.153.11

https://doi.org/10.24158/pep.2017.4.11

Вукович Галина Григорьевна

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента Кубанского государственного университета

Королев Дмитрий Александрович

аспирант кафедры экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента Кубанского государственного университета

ЭФФЕКТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Vukovich Galina Grigoryevna

D.Phil. in Economics, Professor, Head of Enterprise Economics, Regional and Human Resource Management Department, Kuban State University

Korolev Dmitriy Aleksandrovich

PhD student, Enterprise Economics, Regional and Human Resource Management Department, Kuban State University

EFFECTIVE MARKETING OF PERSONNEL AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION

Аннотация:

В статье рассматривается внутриорганизацион-ный маркетинг как важнейший инструмент управленческой деятельности современной компании. Представлены главные преимущества внутриор-ганизационного маркетинга, его принципы, а также основные этапы его разработки и внедрения на предприятии.

Ключевые слова:

маркетинг, маркетинг персонала, внутриоргани-зационный маркетинг, мотивация, управление персоналом.

Summary:

This article reviews in-house marketing as an essential tool in management of the modern company. The article represents the main advantages of in-house marketing, its principles, as well as the main stages of its development and introduction to the enterprise.

Keywords:

marketing, personnel marketing, in-house marketing, motivation, personnel management.

На сегодняшний день одним из эффективных инструментов управленческой деятельности является маркетинг. Как вид деятельности он направлен на удовлетворение нужд и потребностей покупателей. Внутренний (внутриорганизационный) маркетинг в свою очередь направлен на внутренние ресурсы предприятия - персонал.

С момента появления в научном обороте понятия «внутренний маркетинг» возникли дискуссии касательно содержания, вкладываемого в этот термин. Некоторые ученые сводят его к созданию корпоративной культуры, другие рассматривают его как инструмент мотивации персонала. Так, Л. Берри и А. Парасураман, представляющие североамериканскую школу маркетинга услуг (1980-е гг.), внутренний маркетинг трактуют как «привлечение, развитие, мотивацию и удержание квалифицированного персонала предлагаемой работой, удовлетворяющей их потребности» [1]. По мнению английских ученых М. Рафика и П.К. Ахмеда, внутренний маркетинг - это «планомерные действия по преодолению сопротивления персонала изменениям, мотивация и интеграция сотрудников в целях эффективной реализации корпоративных и функциональных стратегий» [2].

Таким образом, суть внутриорганизационного маркетинга заключается в том, что он осуществляется внутри предприятия и направлен на персонал: на организацию эффективной и единой команды посредством обучения, мотивации, создания условий, удовлетворяющих нужды сотрудников [3]. Внутренний маркетинг включает в себя набор способов, приемов и мероприятий, способствующих достижению поставленных компанией стратегических и тактических задач, а также повышению уровня конкурентоспособности через эффективное управление персоналом.

Развитие концепции внутреннего маркетинга позволяет сформулировать ряд его преимуществ:

- устранение на предприятии внутренних функциональных барьеров;

- гармонизация работающего в команде персонала, который настроен на миссию, стратегию и цель компании, а также на осуществление операций, осуществляемых организацией с ее внешней средой;

- удовлетворение потребностей сотрудников для удовлетворения потребностей клиентов компании;

- усиление маркетинговой ориентированности компании;

- привлечение и удержание в штате компетентных работников;

- повышение конкурентоспособности предприятия.

Маркетинг ориентирован на внешнюю среду компании, но внутренний маркетинг - это форма управления в пределах предприятия, акцентирующая внимание на внутренней деятельности [4]. Принципами внутреннего маркетинга считаем следующие:

- забота организации о своем персонале: чтобы работники могли удовлетворять клиентов, необходимо знать и удовлетворять их собственные потребности;

- сохранение статуса персонала - игроков одной команды;

- обеспечение лояльности сотрудников к компании через механизм обратной связи.

Целью внутреннего маркетинга является достижение удовлетворенности и приверженности клиента за счет удовлетворенности персонала организации, поэтому его применение характерно для предприятий сферы услуг [5].

Маркетинг персонала представляет собой вид управленческой деятельности, которая направлена на долговременное обеспечение предприятия человеческими ресурсами. Данные ресурсы формируют стратегический потенциал, при помощи которого становится возможным решение определенных целевых задач [6]. В качестве основных направлений маркетинга персонала выделим разработку требований к сотрудникам; определение потребности и расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование работников; выбор путей покрытия потребности в персонале и т. п. [7].

Внутренний маркетинг как процесс включает следующие элементы:

- постоянную поддержку от менеджеров каждого уровня;

- обучение персонала, находящегося в непосредственном контакте с потребителями;

- коммуникации - обеспечение широких возможностей для получения и обмена информацией между сотрудниками всех уровней как при обучении, так и в процессе повседневной работы;

- управление персоналом - отбор работников, планирование их обучения и повышения квалификации; измерение и управление эффективностью их деятельности; оценку, оплату и вознаграждение;

- ориентацию на клиента - своевременное информирование сотрудников о выпускаемых предприятием продуктах или оказываемых услугах;

- организационную культуру [8].

Ряд маркетологов утверждает, что с учетом специфики деятельности предприятия и в целях повышения эффективности внутреннего маркетинга целесообразно разрабатывать систему мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей работников и способствующих достижению стратегических целей компании [9]. Обучение сотрудников, разработка корпоративной культуры, мотивация и моральное стимулирование способствуют увеличению эффективности внутреннего маркетинга. Обучение предполагает охват персонала, контактирующего с потребителями [10]. При этом эффективная мотивация труда представляет собой не только один из инструментов маркетинга персонала, но и механизм формирования уникальных информационно-интеллектуальных ресурсов функционирования и развития организации [11].

Процесс разработки, а также внедрения внутриорганизационного маркетинга на предприятии целесообразно осуществлять следующим образом:

- постановка целей и задач - на данном этапе определяются основные цели и задачи создания системы маркетинга, выделяются приоритеты;

- оценка системы внутреннего маркетинга - необходимо проанализировать существующую систему управления и выявить достоинства и недостатки;

- оценка уровня удовлетворенности сотрудников компанией - с помощью анкетирования можно выявить уровень удовлетворенности и лояльности персонала к организации;

- анализ эффективности кадровой политики - изучение работы отдела кадров, определение ключевых направлений развития кадровой политики с учетом оценки кадрового потенциала;

- установление потребности предприятия в персонале с учетом количественных и качественных показателей;

- разработка плана внедрения системы внутреннего маркетинга с учетом целей и конкретных сроков.

Таким образом, внутренний маркетинг служит первым шагом к новой концепции управления человеческими ресурсами - к стратегическому управлению персоналом, элементом которого выступает маркетинг персонала.

Ссылки:

1. Цит. по: Амирова Д.Р., Янаева Р.Р. Внутренний маркетинг как инструмент управления персоналом предприятия сферы услуг // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов : сб. ст. XX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2016. 124 с.

2. Rafiq M., Ahmed P.K. The scope of internai marketing: defining the boundary between marketing and human resource management // Journal of Marketing Management. 1993. Vol. 9, no. 3. P. 219-232.

3. Захарова Л.Н., Калинская Е.С. Системная трансформация профессиональной ориентации молодежи как фактор повышения эффективности управления профессиональным самоопределением // Экономика устойчивого развития. 2011. № 8. С. 55-61.

4. Молочников Н.Р., Реутова И.В., Лобовская Т.А. Конкурентоспособность образовательных учреждений: ключевые факторы успеха // Успехи современного естествознания. 2004. № 8. С. 134-135.

5. Никулина О.В., Крюченко Н.Н. Обоснование финансовой стратегии реализации инновационного проекта международной транспортной компании // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1 (45-1). С. 371-375.

6. Никитина А.В., Епраносян А.А. Безработица как социально-экономическое явление в современной России // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 4. С. 102-105.

7. Валуев С.А., Игнатьев А.В. Организационный менеджмент. М., 2014.

8. Лебединцева Е.С. Эффективность совершенствования внутреннего маркетинга на предприятиях потребительской кооперации // Российское предпринимательство. 2011. № 4 (109). С. 145-150.

9. Беляева Т.А. Оценка влияния глобальных рисков на рынок ценных бумаг в России // Экономика устойчивого развития. 2014. № 1 (17). С. 41-47.

10. Крюченко Н.Н. Введение в инвестиции : учеб. пособие. Краснодар, 2011.

11. Строителева Т.Г., Борисов С.А., Беляева Т.А. Методические аспекты исследования интеллектуального потенциала // Экономика устойчивого развития. 2014. № 3 (19). С. 203-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.