Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
144
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНОЙ ЛЕКСИКИ / СПИСОК АКАДЕМИЧЕСКИХ СЛОВ (AWL) / ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / СИТУАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самарская С. В.

В статье рассматривается актуальность изучения академической лексики в контексте обучения английскому языку на неязыковых факультетах российских вузов. Формирование обширного словаря академической лексики является важным условием для овладения иностранным языком, способствует повышению академической мобильности студентов и обеспечивает более высокий уровень общения с представителями иноязычных научных и профессиональных сообществ. Особое внимание уделяется эффективным стратегиям обучения и инновационным методам овладения академической лексикой на этапе магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Самарская С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE STRATEGIES FOR LEARNING ACADEMIC VOCABULARY

The article examines the relevance of studying academic vocabulary in the context of teaching English at non-linguistic faculties of Russian universities. The formation of an extensive academic vocabulary is an important condition for mastering a foreign language, promotes the academic mobility of students and provides a higher level of communication with representatives of foreign-language scientific and professional communities. Special attention is paid to effective learning strategies and innovative methods of mastering academic vocabulary at the Master's degree stage.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.052

ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ

Научная статья

Самарская С.В.*

Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия * Корреспондирующий автор (s.samarskaya[at]inbox.ru)

Аннотация

В статье рассматривается актуальность изучения академической лексики в контексте обучения английскому языку на неязыковых факультетах российских вузов. Формирование обширного словаря академической лексики является важным условием для овладения иностранным языком, способствует повышению академической мобильности студентов и обеспечивает более высокий уровень общения с представителями иноязычных научных и профессиональных сообществ. Особое внимание уделяется эффективным стратегиям обучения и инновационным методам овладения академической лексикой на этапе магистратуры.

Ключевые слова: академическая лексика, стратегии обучения иностранным языкам, методы изучения научной лексики, список академических слов (AWL), тематический словарь, ситуационный контекст.

EFFECTIVE STRATEGIES FOR LEARNING ACADEMIC VOCABULARY

Research article

Samarskaya S.V.*

Rostov State University of Economics (Russian State Economic University (RINH), Rostov-on-Don, Russia

* Corresponding author (s.samarskaya[at]inbox.ru)

Abstract

The article examines the relevance of studying academic vocabulary in the context of teaching English at non-linguistic faculties of Russian universities. The formation of an extensive academic vocabulary is an important condition for mastering a foreign language, promotes the academic mobility of students and provides a higher level of communication with representatives of foreign-language scientific and professional communities. Special attention is paid to effective learning strategies and innovative methods of mastering academic vocabulary at the Master's degree stage.

Keywords: academic vocabulary, strategies of teaching foreign languages, methods of studying scientific vocabulary, list of academic words (AWL), thematic dictionary, situational context.

Обучение в магистратуре предполагает постоянное участие в различных научно-исследовательских проектах, написание научных статей и выступление с докладами на иностранном языке. Для того, чтобы правильно излагать результаты своей учебной и исследовательской работы бакалавру/магистранту необходимо иметь довольно обширный массив слов, а также, точно трактовать их смысл и грамотно использовать для построения смысла в устных высказываниях и письменных текстах. Следовательно, овладение академической лексикой и постоянное пополнение словарного запаса имеет приоритетное значение в процессе изучения иностранного языка на ступени бакалавриата/магистратуры.

Но изучение данного вида лексических единиц происходит в рамках базового курса «Иностранный язык» или в рамках курса «Иностранный язык для профессионального общения», что приводит к ограниченности введения активного академического словарного запаса и создает препятствия для успешного общения на иностранном языке в дальнейшем. Внедрение в практику преподавания разнообразных эффективных методов и стратегий позволяет за короткий срок существенно обогатить запас академической лексики обучаемых, что обеспечивает большую вероятность того, что они добьются успеха в понимании содержанием научных текстов и смогут общаться с представителями иноязычных научных сообществ.

Но прежде чем говорить о стратегиях обучения, студентам необходимо дать понимание того, что представляет собой академический словарь и для чего он нужен.

Академическая лексика - это язык, который используется преподавателями и студентами с целью приобретения новых знаний и навыков, которые включают изучение новой информации, описание абстрактных идей, анализа и обобщения информации.

Академическая лексика используется во всех академических дисциплинах для ознакомления с содержанием дисциплины; данный вид лексики помогает студентам работать с большим объемом научных текстов на иностранном языке, извлекать и анализировать полученную информацию, правильно приводить аргументы и облегчает изложение идей в научном стиле речи. Как показывает практика, высокий уровень владения академической лексикой позволяет студентам с большей долей вероятности трактовать значение незнакомых слов исходя их общего контекста.

Однако знание только перевода слова не даёт полного представления о его значении. Знание слова предполагает понимание его значения, правильное написание и произношение, знание его различных коннотаций и морфологических инвариантов, его производных и словосочетаний с ним, а также как оно используется в различных синтаксических конструкциях [4].

Также необходимо учитывать межъязыковые факторы, влияющие на активное использование слова в устной и письменной речи, такие как, частоту его употребления в определенном лексическом контексте, способность распознавать его соответствующие синтаксические фреймы, разграничивать его основное и второстепенное значения, а также его употребление в устойчивых выражениях [2].

Следовательно, введение новых лексических единиц в словарь академической лексики предполагает не только приобретений знания определенного набора лексических единиц, но и формирование устойчивого механизма, обеспечивающего навык их свободного употребления в научной речи.

Важно отметить, что жёстко закрепленной стратегии преподавания английского языка для академических целей не существует: в российских вузах так же, как и зарубежных, при изучении академической лексики рассматривается конкретная ситуация обучения, жанровые особенности научного и делового стилей речи, определяющие отбор лексического и методологического материала [1]. Каждому уровню образования - бакалавриат, магистратура, аспирантура - соответствует определенный набор приемов и методов по изучению лексики, но всегда знакомство с новой лексикой начинается со знакомства со словарем.

Самым простым и распространенным методом овладения академической лексикой на уровне бакалавриата/магистратуры является изучение словарных единиц по списку академических слов (AWL-academic world list) [10].

В 2000 - 2002 гг. изучив огромный массив академических письменных текстов, включающих как тексты из учебников, учебных пособий, а также лекции и статьи по целому ряду предметных областей, Э. Коксхед профессор-лингвист из Новой Зеландии попыталась упорядочить и составить список академических слов (AWL) наиболее употребляемых в англоязычной устной и письменной речи [6]. Все слова в этом списке разбиты как по частотности их употребления, так и по морфологическим и семантическим признакам. Этот перечень постоянно обновляется и дополняется. В 2012 г. М.Девис и Д.Гарднер, лингвисты из университета Миннесоты, представили расширенный список слов академической лексики на основе современного американского английского языка, разделив слова по частям речи и добавив семантические коннотации и инварианты [7].

Изучение лексики по спискам AWL следует начинать с чтения коротких учебных текстов и прослушивания академических лекций. Там, где это возможно, письменные и устные тексты не должны быть слишком сложными, и содержать не более 5% новых слов.

Так же важно непосредственно изучать слова из списка, используя карточки со словами, которые нужно выучить с одной стороны, и переводами с другой, что заставляет сосредоточиться на извлечении слов, а не на их распознавании. Каждый раз, при словоизвлечении связь между формой слова и его значением будет усиливаться. Для лучшего запоминания можно порекомендовать использовать ассоциативные методы, которые побуждают студентов анализировать слова, которые они изучают. Например, предложить подумать о языковых контекстах и ситуационных контекстах, в которых студенты могли бы использовать эти слова [3].

При введении новой лексики хорошо себя зарекомендовал метод создания тематического словаря. В процессе работы с академическими текстами и грамматикой презентуются определенные тематические словарные структуры, значение которых часто определяется наличием в тексте уже знакомых лексических единиц, связанных с одной и той же ситуационной областью [5]. Так, например, при создании тематической группы, относящейся к области анализа информации, можно использовать следующие слова и словосочетания: comprehensive analysis, analogy, modeling, abstraction, scientific cognition, generalization, comparison.

Данный метод состоит из следующих этапов: собственно презентации тематического словаря; составления своих собственных сообщений с использованием тематического вокабуляра; обсуждения со студентами и разбора того, как данные структуры соотносятся с научной деятельностью. Использование различных средств наглядности, а также мультимедийных средств обучения способствует более устойчивому запоминанию новой лексики и употреблению в речи.

Современные стратегии обучения новой лексики предлагают начинать изучение слова внутри грамматических и синтаксических конструкций, что создаёт полную картину интерпретации и употребления слова, т.к. лексические, грамматические и синтаксические знания взаимосвязаны.

Стратегия случайного пополнения словарного запаса предполагает изучение новых слов как побочных продуктов коммуникативной деятельности (чтении, аудировании, говорении), сосредоточенной на понимании смысла слова в разных контекстах [8]. Студенты знакомятся с новыми словами в процессе чтения научной литературы, в процессе активного общения с носителями языка, а также обращаясь таким ресурсам как масс медиа, кино и телевидение, и не имеют сознательного намерения выучить, или запомнить новую лексику.

Стратегия случайного пополнения словарного запаса имеет ряд преимуществ:

Так как знакомство со словом происходит в определённых контекстах, студент получает возможность разобраться и с коннотативными смыслами данной лексической единицы [9]. Будучи личностно -ориентированной, данная стратегия позволяет разработать индивидуальную траекторию овладения лексикой, студент сам отбирает интересующие его материалы для изучающего чтения. Формирование, тренировка и закрепление лексических навыков происходит в одно и то же время, также развивается и навык чтения.

Однако данная стратегия имеет существенные недостатки. Прежде всего, она не эффективна при изучении базовой лексики, и требует определенного уровня владения языком. К тому же, так как студент самостоятельно отбирает материалы для изучения, часто нет возможности проконтролировать правильность трактовки новой лексики. А смысловая догадка привести к неправильному пониманию значения словарной единицы.

Таким образом, изучение академической лексики начинается с предоставления первоначального лексического и концептуально-системного знания словарных единиц, и, в дальнейшем, развития устойчивого навыка употребления данного вида лексики в речи.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Антипова А.Л. «Английский для академических целей» в контексте обучения иностранному языку в профессиональной сфере на неязыковых факультетах / А.Л. Антипова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2015. № 3. М.: ИИУ МГОУ. С.131-139. DOI: 10.18384/2310-7219-20153-131-139

2. Барановская Т. А. Английский язык для академических целей. English for Academic Purposes : учебное пособие для вузов / Т. А. Барановская, А. В. Захарова, Т. Б. Поспелова и др. ; под редакцией Т. А. Барановской. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 198 с.

3. Самарская С.В. Использование словаря академической лексики в процессе обучения иностранному языку для специальных академических целей / C.B. Самарская // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. № 2019. № 3. Рр.211-217. - DOI: 10.29025/2079-6021-2019-3-211-217

4. Brezina V. How to produce vocabulary lists? Issues of definition, selection and pedagogical aims/ V. Brezina, D. Gablasova // Applied Linguistics, Volume 38, Issue 5, October 2017, Pp. 764-767. DOI 10.1093/applin/amx022

5. Cox K. EAP Now! English for Academic Purposes. Students' Book / K. Cox., D. Hill. - 2nd edition. - Pearson Education Australia, 2011.-269 p.

6. Coxhead A. The Academic Word List ten years on: Research and teaching implications / A. Coxhead // TESOL Quarterly, 45(2). 2011. Pp. 355-362. [Electronic resource]. URL: https://www.tesol.org (accessed: 02.03.2022).

7. Gardner D. A New Academic Vocabulary List / D. Gardner, M. Davies // Applied Linguistics 35(3), 2014 Pp.305-327. [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/277541863 (accessed: 12.02.2022).

8. Mukoroli J. Effective Vocabulary Teaching Strategies For The English For Academic Purposes Esl Classroom / J. Mukoroli. MA TESOL Collection. 2011. [Electronic resource]. URL: https://digitalcollections.sit.edu/ipp_collection/501 (accessed: 12.02.2022).

9. Rott S. Incidental Vocabulary Acquisition / S. Rott // Linguistics, Education, 2012. [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1002/9781405198431.wbeal0531 (accessed: 12.02.2022).

10. Academic English Website for International Students and EAP Teachers. [Electronic resource]. URL: https://www.academic-englishuk.com (accessed: 04. 12.2021).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Antipova A.L. «Anglijskij dlja akademicheskih celej» v kontekste obuchenija inostrannomu jazyku v professional'noj sfere na nejazykovyh fakul'tetah [«English for academic purposes» in the context of teaching a foreign language in the professional field at non-linguistic faculties] / A.L. Antipova // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija «Pedagogika». 2015. № 3. M.: IIU MGOU. P.131-139. DOI: 10.18384/2310-7219-2015-3-131-139 [in Russian]

2. Baranovskaja T. A. Anglijskij jazyk dlja akademicheskih celej. English for Academic Purposes : uchebnoe posobie dlja vuzov [English for academic purposes. English for Academic Purposes : a textbook for universities] / T. A. Baranovskaja, A. V. Zaharova, T. B. Pospelova, Ju. A. Suvorova ; ed by T. A. Baranovskoj. — Moskva : Jurajt, 2020. — 198 p. [in Russian]

3. Samarskaja S.V. Ispol'zovanie slovarja akademicheskoj leksiki v processe obuchenija inostrannomu jazyku dlja special'nyh akademicheskih celej [Applying of vocabulary of academic lexicon in the process of learning foreign language for specific academic purposes] / C.V. Samarskaja // Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki. 2019. № 3. Рр.211-217 - DOI: 10.29025/2079-6021-2019-3-211-217 [in Russian]

4. Brezina V. How to produce vocabulary lists? Issues of definition, selection and pedagogical aims/ V. Brezina, D. Gablasova // Applied Linguistics, Volume 38, Issue 5, October 2017, Pp. 764-767. DOI 10.1093/applin/amx022

5. Cox K. EAP Now! English for Academic Purposes. Students' Book / K. Cox., D. Hill. - 2nd edition. - Pearson Education Australia, 2011.-269 p.

6. Coxhead A. The Academic Word List ten years on: Research and teaching implications / A. Coxhead // TESOL Quarterly, 45(2). 2011. Pp. 355-362. [Electronic resource]. URL: https://www.tesol.org (accessed: 02.03.2022).

7. Gardner D. A New Academic Vocabulary List / D. Gardner, M. Davies // Applied Linguistics 35(3), 2014 Pp.305-327. [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/277541863 (accessed: 12.02.2022).

8. Mukoroli J. Effective Vocabulary Teaching Strategies For The English For Academic Purposes Esl Classroom / J. Mukoroli. MA TESOL Collection. 2011. [Electronic resource]. URL: https://digitalcollections.sit.edu/ipp_collection/501 (accessed: 12.02.2022).

9. Rott S. Incidental Vocabulary Acquisition / S. Rott // Linguistics, Education, 2012. [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1002/9781405198431.wbeal0531 (accessed: 12.02.2022).

10. Academic English Website for International Students and EAP Teachers. [Electronic resource]. URL: https://www.academic-englishuk.com (accessed: 04. 12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.