Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИЯ / МАРКЕТИНГ / КОНКУРЕНЦИЯ / УПРАВЛЕНИЯ / ПРОМИШЛЕНИЯ / РЫНОК / ЭКОНОМИКА / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камолиддинов И.М.

В статье рассмотрени проблемы развития субъектов предпринимательства в Узбекистане, их решения в процессе обеспечения конкурентоспособности экономики находят отражение организация производства, совершенствование производственно-хозяйственных отношений на основе спроса и предложения, которые тесно связаны со всеми сторонами производственных отношений, и перспективные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE DIRECTIONS OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN UZBEKISTAN

The article considers the problems of development of business entities in Uzbekistan, their solutions in the process of ensuring the competitiveness of the economy, reflect the organization of production, the improvement of production and economic relations based on supply and demand, which are closely related to all aspects of industrial relations, and promising areas.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ»

УДК 331

Камолиддинов И.М. старший преподаватель Наманганский инженерно-технологический институт

ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: В статье рассмотрени проблемы развития субъектов предпринимательства в Узбекистане, их решения в процессе обеспечения конкурентоспособности экономики находят отражение организация производства, совершенствование производственно-хозяйственных отношений на основе спроса и предложения, которые тесно связаны со всеми сторонами производственных отношений, и перспективные направления.

Ключавое слова: предприниматель, предпринимательство, экспорт, импорт, инвестиции, инновация, маркетинг, конкуренция, управления, промишления, рынок, экономика, прибыль.

Kamoliddinov I.M. senior lecturer

Namangan Institute of Engineering and Technology

EFFECTIVE DIRECTIONS OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN UZBEKISTAN

Annotation: The article considers the problems of development of business entities in Uzbekistan, their solutions in the process of ensuring the competitiveness of the economy, reflect the organization of production, the improvement of production and economic relations based on supply and demand, which are closely related to all aspects of industrial relations, and promising areas.

Key words: entrepreneur, entrepreneurship, export, import, investment, innovation, marketing, competition, management, industry, market, economy, profit.

Вступление.

Указом № ПФ-5975 от 26 марта 2020 года Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному обновлению государственной политики в области экономического развития и сокращения бедности» и «Об организации деятельности Министерства экономического развития и Сокращение бедности в Республике Узбекистан и ее системных организациях», а также новой стратегии развития Узбекистана на 2022-

2026 годы, принятой в нашей стране, призваны обеспечить опережающее развитие национальной экономики и высокие темпы ее роста. За счет обеспечения стабильно высоких темпов роста в отраслях экономики в ближайшие пять лет валовой внутренний продукт на душу населения увеличится в 1,6 раза, а к 2030 году доход на душу населения возрастет с 4 тыс. в ряды «стран с доходом выше среднего». Поэтому развитие субъектов предпринимательства считается одним из актуальных вопросов на сегодняшний день.

В результате изучения направлений развития субъектов хозяйствования в нашей стране сущность предпринимательства становится более понятной следующим образом:

Во-первых, кто может быть субъектом предпринимательства. Согласно Конституции Республики Узбекистан и Закону о предпринимательстве в Республике Узбекистан каждый гражданин, достигший совершеннолетия, может заниматься любым не противоречащим Закону видом деятельности на основании своего имущества или на основании полномочий собственника имущества[1].

Во-вторых, в приведенном определении выражено содержание еще одного аспекта предпринимательства, богатого по содержанию и имеющего разнообразный облик. Выбор хозяйственной деятельности, ее организация и развитие по своей сути является не делом государственной и общественной важности, а свободно избранной деятельностью.

По мнению Ё.Абдуллаева, можно выделить отдельно три вида предпринимательской деятельности и 3 группы предпринимателей [3]:

1) создание проекта нового продукта или услуги в процессе работы. Данным видом бизнеса занимаются инновационные предприниматели, владеющие интеллектуальной собственностью.

2) предприниматели, занимающиеся организацией производства товаров в процессе своей деятельности.

3) предприниматели, занимающиеся продажей, перепродажей и организацией коммерческой деятельности в период своей деятельности.

ГРУППА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ

Г

\

л Ж

Создание проекта нового продукта или услуги во время работы

к

Предприниматели, занимающиеся организацией производства товаров

л л

1

Л

Предприниматели, занимающиеся продажей, перепродажей и организацией коммерческой деятельности

Рисунок 1.1. Три вида предпринимательской деятельности и соответственно 3 группы предпринимателей.

По мнению О. С. Казакова, для развития хозяйствующих субъектов необходимы следующие условия[4].

1. Гармонизация имущественных отношений.

2. В полной мере продемонстрировать свои способности предпринимателям.

3. Открытость рынка, то есть отсутствие искусственных идей движения товаров, инвестиций, информации, рабочей силы, сырья.

4. Наличие рыночной инфраструктуры.

5. Наличие правовой гарантии предпринимательства, то есть наличие Законодательства, защищающего предпринимательство.

6. Льготы, предоставляемые государством для обучения новых предприятий, получения кредитов, уплаты налогов, использования природных ресурсов и т. д.

Одной «прибыльной деятельности» недостаточно, чтобы отличить предпринимательство от других видов деятельности. Существует ряд отличительных признаков предпринимательства, и мы считаем, что эти признаки следует использовать для описания эффективных направлений развития хозяйствующих субъектов (Фигура 2). Они могут включать следующее:

1. Самостоятельная деятельность. Независимость. 2. Ответственность

3. Принятие риска. 4. Активный поиск. 5. Мобильность

6. Преемственность. 7. Предвидение. 8. Продвижение

Все эти признаки, показанные на рис. 1.2, в совокупности можно назвать предпринимательством.

Рисунок 1.2. Характеристики предпринимательства.

Сегодняшнее предпринимательство не зависит от приказов и указаний сверху и строгих разрешений и запретов. Их деятельность носит творческий характер. Они пытаются показать свою индивидуальность. Он демонстрирует все свои знания в интересах работы. Творческая деятельность предпринимателей основана на самодисциплине и выдержке, чувстве долга и личной моральной ответственности за дело.

Заключение.

В процессе экономических реформ, модернизации страны, обеспечения конкурентоспособности экономики важно совершенствовать производственные и деловые отношения, основанные на спросе и предложении, которые тесно связаны со всеми сторонами производственных отношений. Основные из них следующие;

- применять меры по совершенствованию состава хозяйствующих субъектов, действующих в регионах, по видам их деятельности, в частности, в промышленной сфере, при организации современных производственных сетей, требующих высоких технологий, находить различные пути и меры по стимулированию развитие предпринимательства на основе достижений передовой науки;

- расширить свое участие в сфере внешнеэкономической деятельности путем оказания четкой и действенной поддержки хозяйствующим субъектам, производящим продукцию на экспорт в регионах;

Использованные источники:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2019 года №PQ-4231 «О дополнительных мерах по вовлечению населения в предпринимательство и развитию семейного предпринимательства в регионах».

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № ПФ-60 «О стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы».

3. Olim Sabirovich Kazakov,&Ilhom Mahamadjanovich Kamoliddinov. (2021). SOME QUESTIONS OF INCREASE OF EFFICIENCY IN ACTIVITY

ENTERPRISE SUBJECTS. Journal of Central Asian Social Studies,2(01), 160169.

4. KazakovO. (2020). КИЧИК БИЗНЕС СУБЪЕKТИДA ИШЛAБ ЧЩAPИШ ФAОЛИЯТИНИ PИВОЖЛAНТИPИШ ЙУЛЛAPИ. Архив научных исследований, 7(2).извлечено от

5. Kazakov, O. S., &Ahmedkhodjaev, X. T. (2017). Fundamentals of management. Tashkent, Ilm-Ziyo.

6. Kazakov, O. S., & ^moliddinovI. (2021). Questions Of The Effective Utilization Of Industrial Resources In Enterprise Activity In The Conditions Of Economy Globalization. The American Journal of Interdisciplinary Innovations and Research, 3(04), 114-119.

7. Muhammadjanovich K. I. EFFECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP //Web of Scientist: International Scientific Research Journal. - 2022. - Т. 3. - №. 3. - С. 413-419.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.