Научная статья на тему 'Эффективные направления крупномасштабного использования золошлаковых отходов'

Эффективные направления крупномасштабного использования золошлаковых отходов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2225
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бирюков В. В., Метелев С. Е., Сиротюк В. В., Шевцов В. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективные направления крупномасштабного использования золошлаковых отходов»

ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРУПНОМАСШТАБНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗОЛОШЛАКОВЫХ ОТХОДОВ

В.В. БИРЮКОВ, С.Е. МЕТЕЛЕВ, В.В. СИРОТЮК, В.Р. ШЕВЦОВ_______

Увеличение выхода и накопления отходов промышленности с темпами, значительно превосходящими рост объёмов производства в стране, относится к числу важнейших проблем. На это, в частности было обращено внимание на заседании Совета безопасности России в январе 2008 года.

В современных условиях усиливается острота проблемы утилизации золошлаковых материалов, получаемых в результате сжигания углей тепловых электростанций. Их накопление в возрастающих объемах приводит к стремительному росту экологических, социальных и экономических издержек из-за крайне низкого уровня утилизации. Вместе с тем, по своему физико-химическому и агрегатному составу эти материалы являются уникальным ресурсом, который может найти полезное использование в различных отраслях экономики с получением значительного социального и эколого-экономического эффектов.

Для выработки методов и подходов, ориентированных на эффективное решение проблемы утилизации золошлаковых отходов (ЗШО), важно принимать во внимание то обстоятельство, что топливно-энерге-тический комплекс России характеризуется рядом особенностей, которые серьезно влияют на масштабы и структуру потребления энергии, экономику производства энергоресурсов, объемы выхода отходов и цены на внутреннем рынке. К числу наиболее существенных факторов можно отнести следующие: Россия самая холодная страна в мире. Надежное обеспечение тепловых нужд страны является значимым фактором формирования её энергетического баланса; сохранение устаревшего технико-технологического состава и структуры энергетического комплекса (особенно в части его естественных монополий), сформировавшегося в другой, нерыночной экономической среде; энергетические предприятия являются крупными загрязнителями окружающей среды, что накладывает значительные экологические ограничения и требования на производство электрической и тепловой энергии; рыночные факторы являются определяющими при выборе технологий добычи, производства, транспорта, использования энергоресурсов и утилизации ЗШО.

Энергетическое производство в России осуществляется в основном за счет эксплуатации ТЭС, которые, в большинстве своём, работают на твердом топливе и занимают ведущее место среди загрязнителей окружающей среды по выбросам, сбросам и размещению твердых техногенных отходов. Преобладающая часть твердых техногенных отходов, большинство которых составляют ЗШО, способом гидрозолоудаления транспортируется, складируется и хранится в отвалах. В настоящее время объем накопленных твердых техногенных отходов теплоэнергетики в России достигает 1,3 млрд. тонн, они занимают территорию более 20000 га земли. Накопление в отвалах ЗШО создает постоянную угрозу загрязнения атмосферы и почвы в результате пыления, а также водоемов, в случае размыва ливневыми, талыми и паводковыми водами. Кроме того, постоянное пополнение отвалов требует отвода новых земель для их складирования. При этом возникают большие расходы на строительство и содержание золоотвалов.

В стратегической перспективе обеспечение долговременных высоких темпов роста экономики страны возможно лишь при снижении энергоемкости внутреннего валового продукта (ВВП) за счет изменения структуры производства в сторону отраслей с большей добавленной стоимостью и меньшей энергоемкостью, освоения инновационных и энергосберегающих технологий. Вместе с тем, сохранится потребность увеличения производства энергоресурсов в условиях, когда масштабы количественного роста добычи газа и нефти приближаются к своему пределу. При нарастающих ресурсных ограничений существенно повышается роль угля в производстве энергоресурсов, удельные затраты на его добычу будут медленно возрастать; ожидается, что угли останутся до 2030 г. самым дешевым топливом на месте добычи.

Прогнозные ресурсы всех типов углей России составляют 3,9 - 4,9 трлн. т (4-е место в мире) [3]. Из них 95 % приходится на восточные районы страны и лишь 5 % - на европейскую часть и Урал. Разведанные запасы угля России составляют около 200 млрд. т (2-е место в мире после США). Центральная Сибирь - главный угольный регион России. Здесь сконцентрировано 66 % российских прогнозных ресурсов, 78 % - разведанных запасов каменных углей, 80 % - коксующихся и 81 % - бурых углей. Запасы для открытой разработки составляют 87 % разведанных запасов углей всех типов. Наиболее крупные запасы находятся в пределах Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейнов, которые являются угледобывающими центрами федерального значения и обеспечивают почти 60 % товарной добычи угля в России. На Урал и европейскую часть РФ приходится немного более 10 % запасов энергетических углей, а коксующихся - менее 10 %. В европейской части страны основные запасы угля сосредоточены в сложных горно-геологических условиях. Добываемые здесь угли имеют высокую себестоимость, что делает нерентабельной эксплуатацию действующих предприятий.

В связи с динамичным роста добычи угля его объем может увеличиться за 2000-2030 гг. со 159,2 млн. т.н.э. до 400-500 млн. т.н.э. или в 2,5-3,1 раза, а доля в производстве первичных энергоресурсов повысится с 16 до 24-25 % [2]. Энергетика в перспективе останется крупнейшим потребителем энергоресурсов. При этом, в условиях роста производства электроэнергии, доля тепловых электростанций на органическом топливе (66 % всей выработки в 2000 г.) до 2020 г. будет медленно нарастать до 69-72 %, далее это соотношение практически сохранится до 2030 г. Потребление угольного топлива тепловыми электростанциями страны за 2005-2020 гг. увеличится с 171 млн. т. до 281 млн. т. или в 1,6 раза. В европейской части России (включая Урал) доля угольного топлива в общем объеме потребления топлива на ТЭС за эти годы повысится с 16 до 19 %, а в Сибири - с 87 до 89 %.

Значительный рост потребления угля на тепловых электростанциях в долгосрочной перспективе будет сопровождаться увеличением ежегодного выхода ЗШО. Так, если за 2000-2005 гг. объем текущего выхода ЗШО увеличился с 28 млн. т до 34 млн. т, или в 1,2 раза, то к 2020 гг. он возрастает до 56 млн. т или в 1,7 раза. Таким образом, в долгосрочной перспективе настоятельная необходимость использования эффективных методов и

подходов к решению проблемы утилизации ЗШО будет усиливаться. При этом выбор технико-экономических решений во многом зависит от того, какие угли будут применяться. Основными ресурсами угля для тепловых электростанций Сибири останутся угли Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейнов, доля которых в общем объеме за 2005-2020 гг. увеличится с 79 до 85 %. При ожидаемом росте потребления угля на ТЭС Сибири за 2005-2020 гг. почти в 2 раза, потребление кузнецкого угля увеличится в 1,4 раза, а канско-ачинского - в 2,8 раза.

Одной из ключевых задач концепции реализации экологической политики РАО «ЕЭС России» является увеличение использования ЗШО до 20 % к 2015 году. Вместе с тем, на сегодняшний день проблема утилизации золошлаковых отходов превратилась по своему характеру, масштабам и значимости из сугубо отраслевой в межотраслевую государственную задачу. В настоящее время в мировой и отечественной практике сложились три направления утилизации ЗШО (рисунок): прямое использование золошлаковых смесей из золоотваллов при строительстве насыпей автомобильных и железных дорог, в планировочных насыпях и обратных засыпках; изготовление строительных материалов, в т.ч. цемента и конструкций (в основном с использованием золы-уноса); глубокая переработка с целью извлечения ценных металлов и сырья для промышленности.

В современных условиях для осуществления инновационного прорыва особую значимость приобретает разработка проблемы, связанной с применением золошлаковых материалов по таким золоемким направлениям, как строительство автомобильных и железных дорог, а так же производство строительных материалов. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, накоплены огромные объемы ЗШО, которые стремительно увеличиваются в связи с низким уровнем их утилизации. С другой стороны, значительно возрастает спрос на строительные материалы в результате динамичного развития строительной индустрии, что сопровождается существенным повышением цен из-за ограниченности природных запасов и дефицита строительных материалов.

Переход от эпизодического к крупномасштабному использованию ЗШО в строительстве требует решения сложного комплекса технологических и организационно-экономических вопросов, связанных с учетом региональных особенностей накопления золошлаковых материалов, проведения строительных работ и выбором эффективных технико-экономических решений, замены дефицитных видов строительных материалов [1]. Так, например, Омская область относится к числу тех областей страны, которые не обладают крупными природными запасами материалов, используемых в строительстве, и вынуждена их завозить из других регионов в больших количествах. Общая нехватка по области строительных материалов уже сейчас составляет порядка 30 %. Их дефицит способствует значительному росту стоимости приобретаемых материальных ресурсов и стоимости дорожного, промышленного и гражданского строительства. Это становится ключевым фактором, лимитирующим наращивание его объемов. В то же время, неоднократные исследования химического состава и свойств золошлаковых материалов омских ТЭЦ определяют их, как полноценные заменители дорогостоящих инертных строительных материалов - грунта, песка, щебня, гравия, добыча которых сопровождается разрушением природных экосистем.

Энергетические предприятия являются в Омском регионе одними из основных загрязнителей окружающей среды. За 1995-2005 гг. объем выхода ЗШО на Омских ТЭЦ увеличился более чем в 1,5 раза, в долгосрочной перспективе к 2020 г. их объем может возрасти ещё в 1,4 раза. В настоящее время на одном шламоотвале и трех золоотвалах, занимающих около 1000 га. земли, накоплено более 60 млн. т. твердых техногенных (в подавляющем большинстве золошлаковых) отходов, которые практически не используются. До 1992 года омские энергетические предприятия были в числе передовых в стране по вопросам освоения новых технологий утилизации ЗШО. В 1990-1992 гг. при ежегодном выходе ЗШО на предприятиях «Омскэнерго» от 2 до 2,5 млн. т. их использование достигало 7 %. В ходе рыночных реформ в 1990-е годы не были созданы необходимые технико-экономические условия для вовлечения в хозяйственный оборот ЗШО, при этом ситуация значительно ухудшилась. В 2002 г. годовой прирост накопления ЭШО составил по данным ГУПР 1,87 млн. т., а использование вторичных ресурсов упало ниже 1 %.

На предприятиях теплоэнергетики в России, работающих на твердом топливе различных месторождений, образуются разные ЗШО, которые, в зависимости от состава (по содержанию оксида кальция), можно разделить на три основных группы: 1) активные, 2) скрытоактивные, 3) инертные.

Угли, на которых работают омские ТЭЦ, дают ЗШО, относящиеся к группе инертных. Омск - один из крупнейших промышленных центров России. Самые крупные предприятия энергетики ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 используют в качестве топлива высокозольные угли экибастузских месторождений, при сжигании которых объем выхода ЗШО в среднем составляет 53 %. ТЭЦ-2 работает частично на твердом топливе (углях Кузнецких месторождений зольностью 10-18 %), 7 котлов из 9 названной ТЭЦ переведены на газ. ТЭЦ-3 эксплуатируется как газомазутная станция. Подавляющее количество ЗШО ТЭЦ поставляется на золоотвалы системой гидрозолоудаления. На ТЭЦ-4 наряду с гидрозолоудалением установлено оборудование по отбору сухой золы, проектная мощность которого достигает 75 тыс. т., но к настоящему времени использование золы уноса сократилось до 15-20 тыс. т. в год.

Использование ЗШО в качестве вторичных ресурсов, получаемых энергетикой в процессе производства -важная основа решения экологической проблемы по улучшению состояния окружающей среды в зоне работы ТЭЦ. Многочисленными исследованиями установлено, что ЗШО экибастузских углей не токсичны, их радиационная активность значительно ниже допустимого уровня, что позволяет рассматривать их как ценное минеральное сырье. С другой стороны, большие скопления ЗШО на отвалах оказывают крайне негативное влияние на окружающую среду (население, бассейн р.Иртыш) в зоне их расположения, отчуждают значительные земельные территории, способствуют проникновению вредных ингредиентов в грунтовые воды, покрывают пылью большие территории. Отвалы ЗШО расположены в разных частях г. Омска по трем направлениям от центра и практически полностью покрывают его ореолом зольной пыли. Два золоотвала ТЭЦ-2 и ТЭЦ-4 находятся в непосредственной близости от основной водной магистрали Омского региона - р. Иртыш.

Решение вопросов перехода к крупномасштабному прямому использованию ЗШО, накопленных на Омских отвалах, для целей строительства позволяет: а) снизить экологическую нагрузку от золоотвалов, уменьшив темпы возведения новых секций и ярусов (при достижении крупнотоннажного отбора ЗШС из отвалов или из

золопроводов текущего выхода ЗШС до объема годового выхода ЗШС надобность в создании новых секций и ярусов вообще исчезает), после чего золоотвал можно закрыть и рекультивировать; б) заменять дорогостоящие нерудные инертные строительные материалы - грунт, песок, щебень, гравий, добыча которых сопровождается разрушением природных экосистем; в) сокращать стоимость строительства; устойчиво наращивать его объемы и получать в связи с этим дополнительно инфраструктурный эффект.

Осуществление инновационного прорыва в строительстве на основе массового применения ЗШО требует использования комплексного подхода к решению технологических и организационно-экономических вопросов, позволяющего адекватно учитывать региональные факторы и получать высокие технико-экономические показатели при строительстве объектов и их эксплуатации. К настоящему времени разработан целый ряд технических решений по использованию ЗШО гидроудаления в дорожном и других видах строительства, которые прошли практическую проверку и нашли отражение в действующих нормативно-технических документах. Решением вопросов утилизации ЗШО в нашей стране занимаются не один десяток лет (по данным ВТИ «РАО ЕС России») свыше 400 научно-исследовательских конструкторских, проектных и других организаций, которые разработали более 300 технологий по 23 направлениям. Однако общий объем переработки ЗШО как вторресурсов находится на низком уровне и составляет не более 4 % по России от годового объема выхода ЗШО. Это значительно меньше, чем в ведущих странах мира, таких как Англия, Германия, Китай, Польша, США, Франция.

Определенный опыт использования ЗШО из отвалов ТЭЦ накоплен и в Омской области. Так, золошлаковая смесь ТЭЦ-4 была использована подразделением ПРСО «Омскавтодор» на участке автомобильной дороги Омск-Красноярка (подъезд к с. Надеждино) в качестве малоактивной гранулометрической добавки при устройстве битомогрунтового покрытия. Золошлаковая смесь той же ТЭЦ применялась АО «Спецстрой» в составе золо-известково-минерального материала для устройства прекрасных укреплённых оснований городских дорог, внутриквартальных проездов и площадок. Золошлаковая смесь ТЭЦ-2, укрепленная цементом, была использована СУ-944 треста «Новосибирскдорстрой» взамен пескоцементной смеси при устройстве основания под цементобетонное покрытие на участке автодороги Омск-Новосибирск, а подразделением ПРСО «Омскавтодор» - в неукрепленном виде при устройстве дополнительного слоя основания на автодороге Омск-Муромцево (подъезд к с. Никоновка). Строились укреплённые основания из песка, укреплённого золоцементным вяжущим. АБЗ треста «Спецстрой» использовало золу в качестве минерального порошка в асфальтобетоне. Многие заводы ЖБИ вводили золу уноса в бетонную смесь для экономии цемента и улучшения удобоукладываемости. Золошлаковая смесь ТЭЦ-5 использовалась подразделением ПРСО «Омскавтодор» для возведения насыпи земляного полотна на участке Морозовка-Подсобное хозяйство и на подъезде к садам в п. Осташково. Известен также опыт применения золошлаковых отходов Барабинской ТЭЦ в неукрепленном виде и в смеси с нефелиновым шламом для устройства дополнительного слоя основания на участке Барабинск-Убинское автодороги Омск-Новосибирск (трест «Новосибирскдорстрой»). Во всех описанных случаях была получена экономия минеральных материалов и вяжущих и улучшено качества земляного полотна и дорожных одежд.

В 2000 г., в соответствии с решением администрации г. Омска «О создании рабочей группы по разрешению проблемы использования золошлаковых смесей», созданы предприятия по применению ЗШО в основании дорожных конструкций (фирма «Русь» и ЗАО «Строительная компания - Управление механизации № 7».), которые активно и эффективно применяли ЗШО в дорожном строительстве. В результате качество дорог с применением золоминеральных смесей значительно улучшилось, о чем свидетельствуют отзывы заказчиков. В настоящее время, по разным причинам, данная практика использования золошлаков не получила широкого распространения.

Разработанные СоюздорНИИ и СибАДИ «Региональные нормы на проектирование и строительство автомобильных дорог и инженерных сооружений с использованием ЗШМ», опробованы предприятиями стройиндустрии г. Омска. При этом обнаружилась настоятельная потребность дальнейшего проведения работ в целях их адаптации применительно к современным условиям строительства и создания нормативно-правовой базы применения золошлаковых материалов, адекватной потребностям динамичного развития строительной отрасли. Обобщением результатов выполненных научных работ являлся подготовленный в 1998 г. сборник «Рациональное применение золы ТЭЦ: - результаты научно-практических исследований» (под редакцией Э.П. Гужулева, Ю.Т. Усманского) [4]. Представленные в этой работе решения по изготовлению строительных материалов с использованием ЗШМ актуальны и в настоящее время. Вместе с тем, необходимы дальнейшие научные исследования в данном направлении, которые будут способствовать переходу к крупномасштабному, экономически эффективному и рациональному применению ЗШО, соответствующему мировому уровню.

Следует отметить, что в настоящее время в ряде ведущих вузов г.Омска, в том числе в СибАДИ имеется существенный научный задел, который сложился в ходе многолетних исследований и связан с разработкой экологически рациональных и экономически эффективных методов использования золошлаковых материалов в строительстве, формированием региональных программ рационального использования предпринимательскими структурами золошлаковых смесей как повторно возобновляемых ресурсов. Положения, содержащиеся в выполненных СибАДИ исследованиях, доведены до уровня методических разработок, что позволило использовать их в практической деятельности ОАО «Иркутскэнерго», ОАО АК «Омскэнерго»: при разработке и реализации региональных программ рационального использования повторно возобновляемых ресурсов из золошлаковых смесей; при подготовке рекомендаций (региональных норм) по применению золошлаковых смесей и отходов ТЭЦ-10 ОАО «Иркутскэнерго» в проектировании и строительстве земляного полотна автомобильных и железных дорог; при разработке бизнес-плана и его реализации в хозяйственной деятельности вновь созданного дочернего предприятия ЗАО «Иркутскзолопродукт», ОАО «Иркутскэнерго» и др.

Строительство автомобильных дорог требует использования больших объемов дорожно-строительных материалов - грунта, щебня, песка, минеральных и органических вяжущих. Так, на строительство 1 км дороги в среднем расходуется 20-25 тыс. м3 грунта (в плотном теле), 2,5-3 тыс. м3 щебня, примерно столько же песка, 1000-1400 т асфальтобетона или 1500-1800 м3 бетона. Если учесть, что в Омской области в ближайшие года

намечается наращивание объемов строительства, реконструкции и ремонта дорог с твердым покрытием, то годовая потребность в основных дорожно-строительных материалах значительно возрастает, в том числе по грунту, щебню, песку и асфальтобетону [4]. Использование естественного грунта из боковых или сосредоточенных резервов (карьеров) для сооружения насыпей автомобильных дорог связано с исключением значительных площадей земли из сельскохозяйственного пользования, изменением естественного рельефа местности, а, учитывая, что рекультивация карьеров производится только в границах выработанного пространства, то и с изменением гидрогеологических условий территории. Это, в конечном итоге, ведет к нарушению экологического равновесия в районе строительства дороги. Дороговизна других привозных дорожностроительных материалов при ограниченности денежных средств сдерживает темпы строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, что ухудшает условия эксплуатации автотранспорта, затрудняет грузоперевозки и наносит ущерб экономике области.

В настоящее время разработаны методы и подходы, которые ориентированы на крупномасштабное использование имеющегося в Омске альтернативного источника дорожно-строительного материала, способного обеспечить не только полноценную замену при строительстве автомобильных дорог естественного грунта, щебня, песка, и, частично, минеральных вяжущих материалов, но и ряд технических преимуществ построенной дороги. Они учитывают особенности состава и свойств ЗШО омских ТЭЦ. Разработанные методы предусматривают комплексное решение нескольких важных социально-экономических проблем: экономии материальных и природных ресурсов, снижения стоимости, повышения темпов дорожного строительства и улучшения экологической обстановки в регионе. Вместе с тем необходима разработка предложений и рекомендаций по формированию механизма согласованного участка всех заинтересованных сторон -административных органов, производителя и собственника золошлаковых отходов, заказчиков и строителей автомобильных дорог, природоохранных ведомств. Этот механизм должен быть основан на нормативных актах, которые, с одной стороны, должны препятствовать нерациональному или необоснованному использованию природных ресурсов при наличии альтернативных источников, с другой стороны, предоставлять экологические стимулы ТЭЦ и строителям дорог, полностью или частично компенсировать дополнительные затраты, связанные с утилизацией ЗШО [4].

Одним из факторов, определяющих экономическую целесообразность и эффективность применения ЗШО в дорожном строительстве, являются расходы по их транспортировке от отвала до места укладки в дорожную конструкцию или до базы по приготовлению материала с вяжущими, которые зависят как от дальности транспортировки, от объема перевозимого материала, от того, в каком количестве и в каком элементе дорожной конструкции будет использован золошлаковый материал. Поэтому технико-экономическая целесообразность применения золошлаковых смесей взамен традиционных материалов должна определяться в каждом конкретном случае.

При этом важно обеспечить экономическую заинтересованность всех участников решения данной проблемы с учетом таких долговременных и косвенных технико-экономических и социальных факторов, как долговечность дорожной конструкции, длительное сохранение высоких транспортно-эксплуатационных показателей дороги, увеличение скоростей движения автотранспорта и его межремонтного пробега, уменьшение загрязнения окружающей среды и его вредного воздействия на здоровье населения и т.д.

Кроме решения экологической проблемы, применение этого дешевого материала в качестве сырья позволит компаниям - производителям получать экономическую выгоду, особенно в условиях резкого роста цен на основные сырьевые компоненты: цемент, известь, песок. Такие ресурсосберегающие технологии уже используются на ряде российских предприятий. К числу переработчиков золы можно отнести два омских завода, расположенных в районе ТЭЦ-4: «Комбинат пористых материалов», где производятся блоки из автоклавного газобетона с использованием золы-уноса ТЭЦ-4, и предприятие «СИБЭК», находящееся на стадии монтажа технологической линии по производству зольного кирпича. Производимая продукция обоих заводов отличается высокими потребительскими характеристиками и соответствует всем требованиям современной строительной индустрии. Она не уступает аналогам, производимым с использованием других сырьевых материалов: песка и глины, при этом удельный вес золы в общей массе сырья может достигать 55 %.

В развивающуюся промышленность комплексной переработки и получения полуфабрикатов для ряда отраслей важно включить производство по переработке ЗШО, являющихся источником повторного возобновляемого сырья при получении таких продуктов, как: кремнезем («белая сажа») - высокодисперсный диоксид кремния, используемый как наполнитель в шинной промышленности (импортируемый для Омского шинного завода из-за рубежа); концентрат окиси алюминия - сырье для производства глинозема и других продуктов для алюминиевой промышленности, например сульфат алюминия, которые тоже в настоящее время частично получают из импортного сырья; стеклокристаллические микросферы и магнетитовые микрошарики, образующиеся на основе феррошпинелей (магнитных микросфер) и полых микросфер алюмосиликатного стекла (ценосфер), которые необходимы для получения катализаторов, использующихся в технологических процессах нефтеперерабатывающей промышленности (катализаторы для Омского и Ангарского нефтеперерабатывающих заводов импортируются из-за рубежа); концентрат окиси железа, выступающий в качестве сырья для черной металлургии, производства цемента; Ga, концентраты редких и редкоземельных металлов, являющихся сырьём повышенного спроса для многих отраслей народного хозяйства.

Проведенные исследования показывают, что ЗШО необходимо использовать для получения целого ряда продуктов, имеющих большое значение в промышленности, а именно редкие и редкоземельные металлы, соединения кремния, алюминия, железа, магнитной микросферы. Получение редких металлов из ЗШО дешевле на 20 % и выше по сравнению с извлечением из промышленных руд, за счет экономии на добыче сырья. В настоящее время в некоторых развитых странах, например, США и других, разработаны и осваиваются государственные программы перевода промышленности на получение редких металлов из новых источников сырья. По этой программе уже часть продукции добывается из ЗШО тЭц вместо традиционно используемых природных руд.

Хозяйственная практика подтверждает важность разработки комплексной региональной программы по утилизации, переработке и реализации материалов из твердых техногенных отходов производства теплоэнергетики. В данной программе должно быть уделено особое внимание практическому применению результатов маркетинговых исследований для координации развития новых видов производства. Необходимо освоение современных и более эффективных технологий по удалению отходов от сжигаемого угольного топлива, как в экологическом отношении, так и экономическом измерении. Возникает потребность в создании практически новых предприятий по переработке твердых техногенных отходов теплоэнергетики. ЗШО могут являться ценным сырьем при замене природных материалов, используемых для производства продукции стройиндустрии; при глубокой физико-химической переработке ЗШО возможно извлечение окиси алюминия, кремнезема, редких и редкоземельных металлов, микросфер и т.д., т.е. ЗШО могут эффективно использоваться как повторное возобновляемое сырье в производствах различного направления. Однако экономическая рентабельность их выделения сильно зависит от качества золы и условий их реализации. Свойства энергетических отходов различаются, а следовательно, каждая группа ЗШО требует своей схемы утилизации, в которой необходимы разные затраты, конфигурация, производительность и ассортимент продуктов. Развитие производств по утилизации и переработке твердых техногенных отходов теплоэнергетики (ЗШО) требуют предметного изучения конъюнктурных факторов рынка сбыта, таких как ассортимент, цена, количество, качество поставляемой продукции.

Литература:

1. Бирюков В.В. и др. Российская экономика: проблемы формирования ресурсосберегающей модели развития и подходы к их решению. Под общ. ред. В.В.Бирюкова. Омск, 2005.

2. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030 гг.// Проблемы прогнозирования. 2007, № 6. С. 21-37.

3. Некрасов А.С., Синяк Ю.В. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса России на период до 2030 года // Проблемы прогнозирования. 2007. № 4. С. 21 -52.

4. Рациональное применение золы ТЭЦ: результаты научно-практических исследований/ Сост. Э.П. Гужулев, Ю.Т.Усманский. Омск, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.