Научная статья на тему 'Эффективные методы обучения в системе организации самостоятельной работы студентов'

Эффективные методы обучения в системе организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБУЧЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / SELF-EDUCATION / THINKING / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ORGANIZATION OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куршев Альберт Хасанович

Статья посвящена проблемам выработки эффективных методов организации самостоятельной работы студентов и формированию творческой личности студента. Автором анализируются пути формирования и развитие способов мышления обучающегося. Рассматриваются вопросы, связанные с мотивообразованием, позволяющим сформировать потребность, побуждающую студента к познавательной деятельности, направленной на овладение элементами педагогической деятельности в их совокупности и взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куршев Альберт Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE TEACHING METHODS IN THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The article is devoted to the problems of developing effective methods of organization of independent work of students and the formation of the creative personality of the student. The author analyzes the ways of formation and development of ways of thinking of the student. The article deals with the issues related to motivation, which allows to form a need that encourages students to cognitive activity aimed at mastering the elements of pedagogical activity in their totality and interrelation.

Текст научной работы на тему «Эффективные методы обучения в системе организации самостоятельной работы студентов»

личной жизнью, и желанием воплощать в работе свои идеалы и ценности. На старших курсах мотивация значимо связана (положительной корреляционной связью средней силы, р<0,05) с переменной «выбор», что свидетельствует о том, что обучаемые чувствуют себя преуспевающими, когда вовлечены в решение сложных профессиональных задач.

Выводы. Профессиональное самоопределение является сложной многоуровневой системой, важнейшими компонентами которой являются мотивация и ценностные ориентации обучаемого. Мотивация (мотивация достижения, мотивация достижения к успеху) на всех курсах значимо связана с компонентами ценностных ориентаций в карьере. К старшим курсам мотивация и ценностные ориентации обучаемых в структуре профессионального самоопределения значимо меняются, что может быть связано с осознанием специфики будущей профессии и тем, насколько обучаемый «видит» себя в ней.

Литература:

1. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение (Личност. аспект): дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07: Москва, 1995. 411 с.

2. Падалко О.В. Профессиональное самоопределение молодого специалиста с высшим образованием в современном российском обществе: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04.: Санкт-Петербург, 1998. 176 с.

3. Пашкевич А.В. Проектирование социально-педагогических условий профессионального самоопределения студентов бакалавриата: дис. .. канд. педаг. наук: 13.00.08: Великий Новгород, 2013. 192 с.

4. Поваренков Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности / Ю.П. Поваренков // Звезды Ярославской психологии / Под ред. А.В. Козлова. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ им. П.Г. Демидова. - 2000. - С. 195-218.

5. Поваренков Ю.П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков // Идея системности в современной психологии. - М.: ПИ РАО. - 2005. - С. 260-285.

6. Сорокина Н.В. Формирование мотивации профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07: Тула, 2004. 231 с.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с: ил.

8. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебн. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 318 с.

Педагогика

УДК:378

преподаватель кафедры Куршев Альберт Хасанович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья посвящена проблемам выработки эффективных методов организации самостоятельной работы студентов и формированию творческой личности студента. Автором анализируются пути формирования и развитие способов мышления обучающегося. Рассматриваются вопросы, связанные с мотивообразованием, позволяющим сформировать потребность, побуждающую студента к познавательной деятельности, направленной на овладение элементами педагогической деятельности в их совокупности и взаимосвязи.

Ключевые слова: самообучение, мышление, самообразование, педагогическая деятельность, организация обучения.

Annotation. The article is devoted to the problems of developing effective methods of organization of independent work of students and the formation of the creative personality of the student. The author analyzes the ways of formation and development of ways of thinking of the student. The article deals with the issues related to motivation, which allows to form a need that encourages students to cognitive activity aimed at mastering the elements of pedagogical activity in their totality and interrelation.

Keywords: self-education, thinking, self-education, pedagogical activity, organization of training.

Введение. Перед высшей системой образования стоит проблема формирования творческой личности обучаемого. Одним из важнейших аспектов этой проблемы является развитие мышления при обучении.

Большинство неуспевающих учащихся отстают из-за пробелов в развитии мышления. В советской педагогике и психологии общепризнанно, что умственное развитие следует за обучением, обучение ведет за собой развитие учащихся. Развивается ли мышление без специальном организации обучения? Да, развивается. Но успешнее эта работа идет у педагога, который проводит ее целенаправленно.

Мышление формируется, развивается в процессе обучения каждому предмету и не последнюю роль в развитии мышления играет обучение общегуманитарным дисциплинам. Функции педагога в связи с задачей развития мышления очень сложны [1]. Реализация развивающего обучения требует специальных знаний и умений педагога. Опыт показывает, что начинающий педагог не получает должной подготовки для обеспечения такого обучения и он нуждается в получении дополнительных знаний по данной проблеме.

Изложение основного материала статьи. Вопросами развития мышления не раз становились предметом спора ученых. И хотя эти вопросы взаимосвязаны с вопросами обучения и воспитания, мы считаем, что они нуждаются в более глубоком анализе.

Необходимо, прежде всего, решить следующие задачи:

1) выделить в педагогической психологии основные концепций развития учащихся в процессе обучения;

2) определить наиболее характерные работы для теоретического ознакомления с выделенными направлениями;

3) выделить умения, необходимых педагогу в организации деятельности учащихся по рассматриваемым направлениям;

4) проанализировать организацию обучения студентов выделенным умениям.

Проблема моделирования творческой деятельности человека далека от полного разрешения. Но в педагогической психологии разработан ряд прогрессивных теорий управления умственной деятельностью обучаемых, развитием их мышления [2].

При изучении проблемы формирования учебной работы и умственной деятельности следует обратить внимание на такие аспекты как:

- понятие о стихийных и управляемых интеллектуальных процессах;

- управление познавательной деятельностью учащихся через формирование приемов; различные пути формирования приемов (косвенные - через задачи и непосредственные - через создание предписаний);

- формирование общих интеллектуальных приемов и частных приемов по решению задач определенного типа; приемы эвристического и алгоритмического типа; теория поэтапного формирования умственных действий.

Совершенствование педагогической подготовки выпускников является актуальной проблемой, стоящей перед университетами в свете новых задач, выдвинутых жизнью. Под университетским образованием подразумевается не только глубокая подготовка студента по специальности, но и подготовка к творческой педагогической деятельности. Качественная педагогическая подготовка выпускников университета является важным фактором реализации идеи опережающего уровня развития высшей школы.

Выделяя структурные компоненты педагогической деятельности, выявляя особенности их функционирования и взаимосвязи, прогнозируя их развитие в ходе реализации учебного процесса, мы проанализировали возможности дисциплин учебного плана (включая дисциплины не педагогического цикла), позволяющие формировать у студентов педагогические знания, умения и навыки на протяжении всего периода обучения.

Необходимо подобрать и соответствующие предметы мотивообразования, позволяющие сформировать потребность, побуждающую студента к познавательной деятельности, направленной на овладение элементами педагогической деятельности в их совокупности и взаимосвязи [3].

Целенаправленное использование всех дисциплин учебного плана для раннего включения студентов в деятельность, адекватную профессиональной педагогической деятельности (или ее отдельным компонентам в зависимости от уровня подготовки студентов как в мотивационном плане, так и дидактическом), возможно лишь при условии широкого, постоянного и эффективного использования активных методов обучения и современных средств обучения.

Понимая под активными методами обучения организацию полноценной, полноструктурной и полно -компонентной творческой активности студентов, необходимо отметить, что применение их в различных формах учебных занятий имеет своим логическим продолжением активную самостоятельную деятельность студентов по овладению педагогическими знаниями, умениями и навыками в организованной в учебном процессе к профессиональной деятельности.

Рассмотрим возможности включения студентов в реальную конструктивную деятельность педагога. Это возможно уже с первого года обучения. Одним из методов, позволяющих это реализовать, является разработанный метод структурно-дидактических схем (СДС), дающий возможность с первых шагов обучения в вузе привлечь внимание студентов к структуре учебного материала, увидеть взаимосвязь и различия между наукой и учебным предметом, т.е. сделать зримым объективное содержание учебного материала, возможности его различной организации в зависимости от дидактических целей.

Различные типы структурно-дидактических схем (СДС изучения разделов физики, физических теорий, законов, величин и т.д.) позволяют параллельно с фундаментальными знаниями развивать у обучаемых осознание того, как человек приходит к знанию, к формулировке законов, теорий, что само по себе является необходимым звеном педагогической деятельности.

Использование структурно-дидактических схем разного уровня при изучении дисциплин общегуманитарных дисциплин, педагогики и других дают возможность подготовить студентов к самостоятельному анализу тем, составленных по одним и тем же темам курса высшей и средней школы при изучении методики преподавания, а затем и конструированию их в период педагогической практики.

Работа студентов по анализу, конструированию и использованию СДС, привлекательна для студентов, носит активный, творческий характер и по своей структуре может быть отнесена к активным методам обучения, организующим внутреннюю индивидуальную познавательную деятельность обучаемого. Использование СДС на лекциях, практических занятиях сочетается с работой студентов в рамках единого плана самостоятельной работы на весь период обучения. Эффективная работа со структурно-дидактическими схемами обеспечивается использованием технических средств обучения. Система заданий для самостоятельной работы студентов по реализации ими элементов педагогической деятельности в процессе обучения подразумевает широкое использование активных методов обучения [4] во всем их многообразии, включая элементы деловых игр.

В целом, можно выделить четыре основных типов самостоятельной деятельности студентов.

Первый тип самостоятельной работы студентов посвящена выработке умений выделять вопросы, на которые им требуется найти ответы в ходе самого процесса самообучения. На данном этапе они узнают объекты определенной области знаний.

Второй тип самостоятельной работы заключается в создании копии определенных знаний для решения задач. Студенты здесь должны суметь реконструировать полученную в ходе самостоятельной работы информацию и выбрать наиболее эффективные пути построения способов решения задач.

Третий тип посвящен формированию навыков, с помощью которых студент научится решать не типовые задачи. Проанализировав полученный формализованный опыт, студент переносит свои умения и знания для выполнения не типичных заданий. Он исследует незнакомые объекты и ситуации, вырабатывая новую для себя информацию.

Четвертый тип самостоятельной работы - создание условий для развития творческой составляющей обучаемого. На данном этапе он глубоко исследует изучаемые объекты и устанавливает совершенно новые связи и отношения изучаемого объекта.

Очень важно, не увеличивать объем самостоятельной работы студентов, но добиваться выполнения нового качественного подхода - нужно не только выполнить познавательные действия, но и обратить внимание на то, как выполняешь, почему именно так и нельзя ли выполнить иначе, качественнее и рациональнее.

Для успешной реализации самостоятельной работы студентов в рамках активных методов обучения кроме сформированного всеми возможными методами мотива деятельности, методически оправданной системы заданий необходима доведенная до полного осознания студентами оптимальная методика их самостоятельной работы, совершенствующаяся по мере развития самоанализа своих познавательных действий, постоянное наблюдение и своевременная помощь им в этой работе.

Необходимы условия, наиболее благоприятные для самостоятельной работы, обеспечивающие экономию времени и сил. И, наконец, реальный контроль конечного результата работы, неформальная оценка ее качества [5].

Так, например, для лучшей организации самостоятельной работы студентов при выполнении заданий по технике демонстрационного эксперимента (ТДЭ) необходимо разработать методические рекомендации по порядку подготовки к выполнению задания по ТДЭ и порядку отчета студента на зачетном занятии по ТДЭ. В основу этих рекомендаций необходимо положить операционный состав действий учителя физики при подготовке демонстрационного эксперимента к уроку, демонстрации на уроке, оценке качества эксперимента, его дидактической эффективности. Студенты после их использования будут убеждаться в том, что порядок их действий действительно является оптимальным, отражает опыт работы лучших учителей, экономит время при подготовке к выполнению заданий и их реализации. Повторение действий учителя при выполнении заданий в лабораторном практикуме позволяет студентам освоить этот вид деятельности учителя, а выступление с демонстрациями на зачетном занятии, взаимная оценка по соответствующей оценочной шкале приучают к самоконтролю и самооценке.

На основании анализа перечисленных видов задач можно выделить следующие умения, необходимые педагогу для создания проблемных ситуаций: ставить к одному и тому же условию задачи вопросы различной степени проблемности, переформулировать не проблемные вопросы в проблемные и, наборот, использовать имеющиеся и составлять самостоятельно опережающие задачи, разбивать задачу на подзадачи, составлять задачи с неполными, избыточными и противоречивыми условиями, прогнозировать ошибки обучаемых. Перечисленные умения формируются с помощью специальных упражнений.

Очень важно суметь правильно определить объем учебной деятельности для студента и выработать эффективные методы его самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа студента должна носить не только информативный характер, но и должна развивать творческий потенциал обучаемого. Со временем, навыки самостоятельной работы станут привычками и превратятся в естественную составляющую деятельности студента.

Безусловно, не следует забывать о личностных и психологических особенностях самого студента и учитывать их в ходе организации его самостоятельной работы. Самостоятельная работа студента может проходить как под контролем преподавателя в аудитории, так и в домашних условиях. Здесь, главное, суметь выработать у студента эффективные навыки получения и обработки необходимой информации.

Выводы. Успешность формирования у студентов педагогических знаний, умений и навыков зависит от степени сформированного мотива их познавательной деятельности, качества методического обеспечения учебного процесса, уровня организации самостоятельной познавательной деятельности студентов и их квази профессиональной педагогической деятельности в рамках процесса обучения. Одной из главных задач в свете этого является развитие у студентов потребности цели, разработка соответствующих планов для ее достижения, контроль за ходом выполнения этих планов и получение результатов.

Литература:

1. Ашырбекова А.С. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости и неуспеваемости студентов в процессе становления специалистами // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 7.

2. Гаврилова С.П. Технология интегративно-проектного обучения при формировании личности выпускника // Вестник Мордовского университета. 2009. № 2. С. 80-88.

3. Кучмезов Р.А. Категория "доверительные отношения" как философская и психолого-педагогическая проблема. // Kant. 2019. № 1 (30). С. 70-73.

4. Кучмезов Р.А. Педагогические основы повышения качества подготовки сотрудников МВД России. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 166-168.

5. Медведев И.Ф. Руководство самообразовательной деятельностью студентов с учетом ее специфики и структурных особенностей. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 138-148.

6. Нагоева М.А. Самообразование курсантов в вузах системы МВД РФ. // В сборнике: Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2019. С. 25-28.

7. Уфукова О.Ю., Беженцева Т.Г., Колесникова М.В. О роли некоторых методов обучения в формировании личностных качеств студентов. // Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 50-51.

8. Шепелевич Е.И., Максимова Т.В. Методы обучаемости, обучения и воспитания студентов в условиях информационного общества. // Actualscience. 2016. Т. 2. № 3. С. 23-24.

Педагогика

УДК 372.8

доктор физико-математических наук, доцент Кытманов Алексей Александрович

Институт космических и информационных технологий Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский Федеральный университет» (г. Красноярск); старший преподаватель Лазарева Виктория Александровна

Институт космических и информационных технологий Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский Федеральный университет» (г. Красноярск)

РОЛЬ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Аннотация. Статья посвящена анализу образовательных стандартов по дисциплинам профессионального блока на примере дисциплины «Теория информации». В работе актуализируется необходимость разработки методики обучения данной дисциплине.

Ключевые слова: учебная дисциплина, теория информации, образовательные стандарты, методика преподавания.

An^tatton. In the present article, we analyze certain educational standards for academic disciplines on the example of "Information Theory" course. We underline the necessity of redesigning teaching methodology for the mentioned course.

Keywords: Academic discipline, Information Theory, educational standards, teaching methods and techniques.

Введение. В современном мире все более актуальным становится термин «цифровизация». Процедура полной автоматизации процессов и этапов производства, от проектирования до результата и последующего обслуживания продукта, внедряется и в систему высшего образования.

Реформа цифровизации образования заключается в оснащении образовательных учреждений качественным программным обеспечением, например, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира [1].

Дисциплины, которые осуществляют подготовку в измененных условиях, должны перестраиваться под новые требования. Возникает резонный вопрос о своевременной разработке новых методических указаний и систем, которые способствовали бы получению новых знаний, умений и формированию актуальных компетенций. Одной из дисциплин, выполняющих подобные функции, является «Теория информации».

«Теория информации» существует в США с середины ХХ века с момента появления основополагающей работы Клода Шеннона «Математическая теория связи» (1948 г.). В России она появилась в 60-х годах, после того, как А. Н. Колмогоровым был заложен математический фундамент теории информации в 1956 году. Изначально «Теория информации» рассматривалась только лишь как подраздел кибернетики - науки об общих законах получения, хранения, передачи и обработки информации (создатель Норберт Винер, 1940-е гг.).

Изложение основного материала статьи. В настоящее время «Теория информации» читается для ряда направлений подготовки, включая «Сетевое и системное администрирование», «Системное администрирование», «Системы радиосвязи», «Программное обеспечение информационных систем», «Построение сетей», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», прочие специальности, связанные с передачей и обработкой информации. Особое место «Теория информации» занимает в образовательном процессе подготовки специалистов по защите информации. Согласно приказу Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», это направление делится на 12 более узких специализаций. Для каждой из них данная дисциплина является базовой. Так, например, раздел «Помехоустойчивое кодирование» посвящен обеспечению целостности защищаемой информации, являющемуся одним из основных ее свойств.

Чтобы более детально проследить роль и место дисциплины «Теория информации» в образовательном процессе, мы обратились к анализу образовательных стандартов по одному из упомянутых выше направлений подготовки - «Компьютерная безопасность».

Федеральные государственные образовательные стандарты - это основные нормативно-правовые документы, регламентирующие подготовку обучающихся. Они представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [2].

В высшем образовании образовательные стандарты первого поколения датируются 1993-1994 гг. Эти стандарты были «знаниевыми». В них требования к уровню подготовки выпускников разбивались на знания, умения и навыки. Преимущества данных стандартов в том, что они формировали четкое представление, чему должны учить в рамках той или иной специальности, что должны знать студенты по окончанию обучения в ВУЗе. Однако, был и существенный недостаток. В данных стандартах не было и четкого понимания применения конкретных дисциплин в смежных предметах, а также в будущей профессиональной деятельности. На это не делалось акцентов. В образовательных учреждениях высшего образования в соответствии с данными стандартами всегда проверялись только лишь остаточные знания по предметам. А вот умения применять эти знания оставались «за бортом». Таким образом, выпадала важная в образовательном процессе часть - умение применять полученные знания.

В рамках обучения по специальности «Компьютерная безопасность» стандарт первого поколения отсутствует как таковой, но имеется стандарт второго поколения ГОС ВПО от 05.04.2000 г. По сравнению со стандартами первого поколения смежных специальностей можно сделать вывод, что принципиально подход к обучению по специальности не изменился. Стандарт второго поколения также «знаниевый», имеет все те же положительные стороны и недостатки. В нём четко сформулированы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.