Научная статья на тему 'Эффективные методы обучения в начальной школе'

Эффективные методы обучения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7846
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукушкина Виктория Юрьевна, Димова Татьяна Викторовна

В статье представлены группы и примеры конкретных методов работы обучения в начальных классах. Также проведено исследование, с помощью которого мы выявили самые эффективные способы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кукушкина Виктория Юрьевна, Димова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективные методы обучения в начальной школе»

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ Кукушкина В.Ю.1, Димова Т.В.2

1Кукушкина Виктория Юрьевна - студент;

2Димова Татьяна Викторовна - студент, Педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье представлены группы и примеры конкретных методов работы обучения в начальных классах. Также проведено исследование, с помощью которого мы выявили самые эффективные способы работы. Ключевые слова: методы обучения.

Мы, студентки педагогического колледжа, пройдя практику в школе, задались вопросом: "Какой метод обучения лучше использовать в начальной школе?". Изучив педагогическую литературу по теме данного вопроса, получили следующую информацию:

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".

Методы обучения (от др.- греч. це9о5о<; - путь) - процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков.

Методы классифицируются по источнику передачи:

1. Словесные

2. Практические

3. Наглядные

Некоторые современные источники по педагогике отдельно выделяют такие методы обучения, как работа с книгой и видеометоды. Рассмотрим подробнее общепринятые.

1. Словесные - это методы обучения, предполагающие монологическое одностороннее воздействие на учащихся. Существуют следующие виды устного изложения: рассказ, инструктирование, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником.

В отличие от рассказа и лекции (монологические методы), беседа и дискуссия (активные методы) подразумевают включение учащихся в обсуждение материала, что развивает их интерес к познавательному процессу. Кроме того, дискуссия учит прислушиваться к чужому мнению и объективно оценивать значение различных точек зрения. Работа с печатными материалами нацелена на развитие у учащихся внимания, памяти и логического мышления. Также работа с учебником помогает лучше запомнить пройденный материал.

Рассказ - вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого внимание акцентируется на конкретных фактах. Ведущая функция рассказа - обучающая, сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

Объяснение учителя или учащихся - вид устного изложения материала, обеспечивающий выявление сущности изучаемого события или явления. В процессе

объяснения происходит обучение учащихся формально логическому и диалектическому мышлению, умению аргументировать и доказывать свое мнение.

Инструктирование - вид устного изложения материала, предполагающий постановку и четкое достижение задач в ходе обучения, используемый для организации деятельности учащихся в процессе занятия. Инструктирование используется тогда, когда преподавателю необходимо направить учебную деятельность школьников в определенное русло.

Лекция - вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися, который предполагает использование в разнообразных пропорциях изложения фактов и краткого вспомогательного диалога. Лекция активизирует познавательную деятельность обучающихся, будит их мысль, приводит к размышлениям над проблемами изучаемой дисциплины, к поискам ответов на возникшие вопросы.

Дискуссия - обсуждение вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора.

Беседа - это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и учащимся, между самими учащимися.

2. Практические - это методы, применяемые в обучении для познания реальности, формирования умений и навыков, углубления знаний. Существуют следующие практические методы: упражнения, лабораторные работы, практические работы, игры.

Упражнения - целенаправленное, планомерное и циклическое выполнение действий, целью которого считается овладение этими действиями или улучшение их качества.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с внедрением устройств, применением инструментов и прочих технических устройств, то есть это исследование учащимися некоторых явлений при помощи специального оборудования. Лабораторные работы могут проводиться в иллюстративном, либо исследовательском плане.

Практические работы - метод по своей структуре имеет много общего с лабораторным методом, однако отличается от него тем, что учащиеся используют на практике те знания, которыми они уже обладают. Таким образом, на первый план выдвигается умение применять на практике теоретические знания.

Игры - познавательные игры создают такие ситуации, которые в полной мере моделируют окружающую действительность. Основная цель учащихся при этом -найти из такой ситуации выход. Это содействует стимулированию познавательного процесса.

3. Наглядные - методы обучения, которые заключаются в наглядно- чувственном ознакомлении учащихся с предметным миром, процессами и явлениями в естественной для них форме или же в символьном отражении с помощью разнообразных изображений, репродукций, схем и так далее. В эту группу входят: наблюдение, иллюстрирование и демонстрация.

Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся.

Наблюдение - представляет собой достаточно затратный, в плане прилагаемых усилий, познавательный процесс в виде длительного, целенаправленного восприятия предметов и явлений действительности. Данный метод является необходимым элементом в процессе формирования у учащихся точных представлений, выступающих в качестве основы для обобщений.

Иллюстрирование - метод обучения, применяемый в педагогике, чтобы показать учащимся разнообразные предметы, объекты и явления в естественной форме. Также возможно ознакомление детей с изображениями все тех же предметов и явлений.

Демонстрация - обычно основывается на представлении устройств, различного оборудования, опытов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов или же компьютерных программ. Цель их использования заключается в формировании интереса или же познавательной мотивации у учеников, для создания проблемной ситуации, а также ознакомления с новой для них информацией.

Обобщив информацию, стало понятно, что словесные, практические и наглядные методы в процессе обучения выполняют несколько функций:

1. Обучающую.

2. Развивающую.

3. Воспитывающую.

4. Мотивационную.

5. Контрольно-коррекционную.

У каждого метода свое распределение функций (например, у лекции мало выражена контрольная функция, но более выражены - развивающая и обучающая). Интенсивность одних методов ослабевает, а других возрастает при переходе от младших к старшим классам.

Выбор методов не произволен, его определяют следующие факторы:

1. Цели и задачи обучения.

2. Содержание и методы определенной науки и темы.

3. Принципы обучения и позиция педагога.

4. Учебные возможности учеников.

5. Время.

6. Внешние условия.

7. Возможности учителей.

Таким образом, в ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что ни один из методов не является универсальным. Хороших результатов обучения можно достигнуть при использовании многих методов. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих методов обучения.

Для того, чтобы доказать или опровергнуть свою гипотезу, мы провели опрос среди 30 преподавателей, задав им один вопрос: "Какой метод обучения вы считаете самым эффективным?"

В ходе опроса были получены разнообразные ответы. Многие преподаватели затруднились назвать конкретный метод.

Самая популярная по количеству ответов стала группа практических методов, ее выбрали 50% преподавателей. Некоторые педагоги отметили, что данная группа сложна в организации, поскольку учителю необходимо заранее подготовить материалы и распланировать ход занятия.

22% преподавателей выбрали проблемный метод, так как он позволяет активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения.

Комбинированный метод обучения выбрали 18% педагогов, так как попытки объединить в рамках одного методического направления компоненты, присущие разным группам методов, не во всем оказались успешными и вызвали критические замечания.

Наименьшее количество преподавателей выбрали кейс-метод, только 10% специалистов озвучили его при опросе.

Таким образом, наша гипотеза о том, что не существует самого эффективного метода обучения оказалась верна. Для успешной педагогической деятельности необходимо использовать методы из каждой группы.

Список литературы

1. Маслова М.В. Принципы обучения русскому языку в начальной школе: проблема преемственности // Начальная школа, 2018. № 3.

2. Соловьёва Т.А. Психолого-дидактические основания развития смысловой памяти у младших школьников образовательной деятельности // Начальная школа, 2018. № 9.

3. Трегубова Н.Н. Конвергенция методов — педагогический ресурс современной начальной школы // Начальная школа, 2016. № 7.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1 2 Хидоятова Р.К. , Файзуллаева М.А.

1Хидоятова Робия Киличовна - студент;

2Файзуллаева Махфуза Алишер кизи - студент, 2-й английский факультет, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается сущность информационно-коммуникационных технологий, определяется их роль при обучении английскому языку в условиях модернизации образования, предлагается классификация средств новых информационных технологий, применяемых в обучении английскому языку. Ключевые слова: информационно-коммуникационная технология, модернизация образования, средства ИКТ, обучение английскому языку.

Изучение иностранного языка в современном мире - это один из важных составляющих моментов в жизни современного, успешного человека. Знание иностранного языка не просто желательно, оно необходимо [1]. Сегодня появляется все больше людей, желающих знать иностранный язык, соответственно возникает потребность качественному обучения иностранного языка.

Современное информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработки - информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Заметные достижения в области информатики привели к внедрению средств вычислительной техники в различные сферы жизни человека. На сегодняшний день уже созданы предпосылки для эффективного использования ИКТ и в системе образования.

Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий. Но если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают и как объект изучения, и как средство обучения, то в процессе преподавания иностранного языка они являются только средством обучения. Под средствами ИКТ следует понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [2]. К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.