УДК 37.022
Непесова Х.Х.
Старший преподаватель, кафедра «Иностранные языки» Туркменский государственный институт экономики и управления
Туркменистан, г. Ашхабад
Атаева М.Б.
Студент,
Туркменский государственный институт экономики и управления
Туркменистан, г. Ашхабад
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Аннотация: В статье рассматриваются эффективные методы обучения русскому языку в технических вузах. Авторы анализируют традиционные и инновационные подходы к преподаванию, а также предлагают стратегии для улучшения процесса обучения.
Ключевые слова: преподавание русского языка, технические вузы, инновационные методы, стратегии обучения, языковые навыки.
Эффективные методы обучения русскому языку играют важную роль в процессе подготовки специалистов в технических вузах, так как владение русским языком является неотъемлемым условием успешной профессиональной деятельности. Преподавание русского языка в технических вузах требует от преподавателей особого подхода, направленного на формирование не только языковых, но и профессиональных компетенций студентов. В статье предлагается обзор эффективных методов обучения русскому языку, направленных на развитие
языковых навыков, повышение мотивации студентов и формирование профессиональной культуры общения.
Традиционные методы обучения, такие как лекции, семинары и практические занятия, остаются основой преподавания русского языка в технических вузах. Однако для повышения эффективности обучения авторы рекомендуют использовать инновационные подходы, такие как проектная работа, интерактивные методы и информационно-коммуникационные технологии. Проектная работа позволяет студентам применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы и командной деятельности. Интерактивные методы, такие как дискуссии, ролевые игры и кейс-стади, способствуют развитию коммуникативных навыков и критического мышления.
Для студентов технических вузов овладение русским языком выходит за рамки простого культурного обогащения. Владение русским языком открывает доступ к богатству научной литературы, способствует сотрудничеству с международными коллегами и расширяет возможности карьерного роста в глобализированном мире. Однако разработка эффективных методов обучения для этой конкретной группы населения требует учета их уникальных потребностей и стилей обучения.
Одним из важнейших элементов является адаптация учебной программы к академическому образованию студентов. Техническая лексика, специфичная для их областей обучения, таких как инженерное дело или информатика, должна быть интегрирована в учебные материалы. Это создает контекстуализированную среду обучения, в которой учащиеся могут легко связать свои существующие технические знания с новым языком, что облегчает понимание и запоминание. Кроме того, включение аутентичных отраслевых текстов, таких как исследовательские работы или технические руководства, знакомит студентов с практическим применением русского языка в выбранных ими областях.
Помимо технической лексики, первостепенное значение имеет развитие сильных коммуникативных навыков. Это выходит за рамки грамматических
упражнений и механического запоминания словарного запаса. Участие в интерактивных мероприятиях, таких как разыгрывание сценариев из реальной жизни, таких как проведение технических презентаций или участие в научных конференциях, позволяет студентам практиковать разговорный русский язык в смоделированной, но реалистичной среде. Кроме того, включение групповых проектов поощряет сотрудничество и способствует развитию критического мышления и навыков решения проблем, одновременно используя язык как инструмент для общения и обмена знаниями.
Кроме того, технологии могут стать мощным инструментом улучшения качества обучения. Использование платформ онлайн-обучения и интерактивных языковых приложений предоставляет учащимся гибкие и увлекательные возможности обучения за пределами классной комнаты. Кроме того, включение мультимедийных ресурсов, таких как документальные фильмы и видеолекции по техническим темам, читаемые на русском языке, может познакомить студентов с аутентичной разговорной речью и культурными нюансами, которые нелегко передать с помощью традиционных методов учебников.
Понимание конкретных стилей обучения студентов технических специальностей также имеет решающее значение. Многие учащиеся этой группы привыкли к практическому подходу к обучению, основанному на решении проблем. Эту проблему можно эффективно решить, включив в учебную программу учебную деятельность на основе проектов. Назначение проектов, которые требуют от студентов исследования и представления технической информации на русском языке, ставит перед ними задачу применить свои языковые навыки на практике, способствуя более глубокому пониманию и вовлечению.
В заключение, эффективное преподавание русского языка в технических университетах требует многогранного подхода. Адаптируя учебную программу к академическому образованию учащихся, развивая сильные коммуникативные навыки, стратегически используя технологии, признавая предпочтительные стили обучения и включая увлекательные мероприятия, преподаватели могут дать
учащимся возможность достичь уровня владения языком, открывая мир академических и профессиональных возможностей. Эти совместные усилия не только дают студентам ценные лингвистические навыки, но и способствуют межкультурному взаимопониманию и сотрудничеству в рамках мирового научного сообщества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. "Методика преподавания русского языка как иностранного в техническом вузе" (2019) - Н. В. Борисова, Е. А.
2. "Русский язык для студентов технических вузов: Учебное пособие" (2020) - О. В. Гаврилова, Е. А. Ильина
3. "Преподавание русского языка как иностранного: Теория и практика" (2018) - И. А. Шаповалова
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М.: Академия, 2007. — 336 с.
6. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 6. - С. 2-10.
Nepesova H.
Senior Lecturer, Department of Foreign Languages Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat
Atayeva M.
Student,
Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat
EFFECTIVE METHODS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE IN
TECHNICAL UNIVERSITIES
Abstract: The article discusses effective methods of teaching the Russian language in technical universities. The authors analyze traditional and innovative teaching approaches and propose strategies for improving the learning process.
Key words: teaching the Russian language, technical universities, innovative methods, teaching strategies, language skills.