Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методы и средства обучения / компетентность / профессиональная компетенция / образование. / methods and means of teaching / competence / professional competence / education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразбакова Улбала Темировна, Алтаева Назымкул Адилхановна, Манашахов Ерсултан Исатайулы, Мырзасеитова Акайша Наринбаевна, Отепбаева Улдана Жандарбеккызы

современные методы и средства обучения в начальных классах школы нужны и очень важны. С их помощью можно вызвать интерес и помочь овладеть нужными знаниями, навыками и умениями. Средствами обучения обычно используются учебники, книги, наглядные пособия, технические средства, словари, справочники и так далее. При использовании в процессе обучения различных средств, возможно изменять и сами методы обучения. Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уразбакова Улбала Темировна, Алтаева Назымкул Адилхановна, Манашахов Ерсултан Исатайулы, Мырзасеитова Акайша Наринбаевна, Отепбаева Улдана Жандарбеккызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE TEACHING METHODS IN PRIMARY SCHOOL LESSONS

modern methods and means of teaching in primary school are necessary and very important. With their help, you can arouse interest and help master the necessary knowledge, skills and abilities. Textbooks, books, visual aids, technical tools, dictionaries, reference books and so on are usually used as teaching tools. When using various means in the learning process, it is possible to change the teaching methods themselves. Learning tools are a mandatory element of equipping the educational process. The main task of the teacher is to make the subject interesting for the child, to make him see real living phenomena of nature behind formulas and theorems.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Уразбакова У.Т.1, Алтаева Н.А.2, Манашахов Е.И.3, Мырзасеитова А.Н.4,

Отепбаева У.Ж.5

1Уразбакова Улбала Темировна - магистр, старший преподаватель; 2Алтаева Назымкул Адилхановна - магистр, старший преподаватель; 3Манашахов Ерсултан Исатайулы - магистр, преподаватель; 4Мырзасеитова Акайша Наринбаевна - магистр, преподаватель; 5Отепбаева Улдана Жандарбеккызы - магистр, преподаватель, кафедра теории и методики дошкольного и начального обучения, Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: современные методы и средства обучения в начальных классах школы нужны и очень важны. С их помощью можно вызвать интерес и помочь овладеть нужными знаниями, навыками и умениями. Средствами обучения обычно используются учебники, книги, наглядные пособия, технические средства, словари, справочники и так далее. При использовании в процессе обучения различных средств, возможно изменять и сами методы обучения. Средства обучения - обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы.

Ключевые слова: методы и средства обучения, компетентность, профессиональная компетенция, образование.

EFFECTIVE TEACHING METHODS IN PRIMARY SCHOOL LESSONS Urazbakova U.T.1, Altayeva N.A.2, Manashakhov Ye.I.3, Myrzaseitova A.N.4,

Otepbaeva U.Zh.5

1Urazbakova Ulbala Temirovna - Master, Senior Lecturer; 2Altayeva Nazymkul Adilkhanovna - Master, senior Lecturer; 3Manashakhov Yersultan Isatayuly - Master, Teacher; 4Myrzaseitova Akaysha Narinbaevna - Master, Teacher; 5Otepbaeva Uldana Zhandarbekkyzy - Master, Teacher, DEPARTMENT OF THEORY AND METHODOLOGY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION, M. AUEZOV SOUTH KAZAKHSTAN UNIVERSITY, SHYMKENT, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: modern methods and means of teaching in primary school are necessary and very important. With their help, you can arouse interest and help master the necessary knowledge, skills and abilities. Textbooks, books, visual aids, technical tools, dictionaries, reference books and so on are usually used as teaching tools. When using various means in the learning process, it is possible to change the teaching methods themselves. Learning tools are a mandatory element of equipping the educational process. The main task of the teacher is to make the subject interesting for the child, to make him see real living phenomena of nature behind formulas and theorems.

Keywords: methods and means of teaching, competence, professional competence, education.

УДК 378

Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессы администрирования, избавляет от рутинной работы. Способствуют повышению методического мастерства учителей-предметников; появлению нового электронного педагогического инструментария; использованию электронных учебных программ, тестов, упражнений. Каждая школа мечтает о том, чтобы в ее кабинетах были современные технические средства обучения, практичные учебные пособия. Методы и средства обучения по своей сути отличаются друг от друга. Метод очень тесно связан с учебным процессом и не существует вне его. Метод обучения - это форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности учащегося.

Словесные методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, работа с помощью учебника или книги. Рассказ должен содержать только достоверные и научно проверенные факты; включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых

положений; иметь четкую логику изложения; быть эмоциональным; излагаться простым и доступным языком; отражать личное отношение учителя к излагаемым фактам, событиям.

Использование метода объяснения требует точного изложения сути проблемы, последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления, аналогии; безукоризненной логики изложения [1].

Успех беседы зависит от контакта с классом. Установить контакт помогает владение технологией беседы, которая отвечает следующим требованиям: ясная целевая установка и логика задаваемых вопросов; не следует спрашивать об очевидных вещах; необходима аргументация вопросов с ответами «да», «нет»; с каждым вопросом следует обращаться к классу, а потом к конкретному ученику; вопросы должны быть различной трудности; включение в беседу большей части класса; постоянная проверка ответов; отводить достаточно времени на ответ; формулировать наводящие, но не подсказывающие вопросы; не удовлетворяться одним ответом на вопрос, побуждать учащихся к сомнению; побуждать учащихся самим ставить вопросы; не задавать одновременно несколько вопросов.

Работа с учебником и книгой - один из важнейших методов обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом под руководством учителя.

В дальнейшем школьники учатся работать с книгой самостоятельно. К основным приемам этого метода относятся: конспектирование; составление плана текста; тезированное - краткое изложение основных мыслей прочитанного; цитирование - дословная выдержка из текста, с обязательным указанием выходных данных; аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного текста без потери существенного смысла; рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному; составление справки (статистической, биографической, терминологической географической); составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного; составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

Готовя учащихся к работе с книгой, прежде всего, необходимо ознакомить их со структурой учебника (его главами, их последовательностью, объяснить, почему они расположены в таком порядке, какая связь между разделами и пр.). Это обычно делается в начале учебного года. Необходимо также использовать приемы объяснительного чтения (чем меньше возраст учащихся, тем чаще используется этот прием). Можно дать план, по которому учащиеся должны работать с учебником, поставить вопросы, на которые учащиеся должны найти ответы.

К недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени, это малоэкономичный метод обучения. Кроме того, многие учебники не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления процессом обучения, поэтому данный метод обязательно следует сочетать с другими методами обучения.

Список литературы /References

1. Калинина С.Д. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования / С.Д. Калинина // Педагогическое образование в России, 2015. № 1. С. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.