Научная статья на тему 'Эффективные методы и уникальные формы развития медиакомпетенций учащихся'

Эффективные методы и уникальные формы развития медиакомпетенций учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДЕТСКИЕ СМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бльох Елена Александровна

Ежедневно ведётся поиск оптимальных форм и методов работы с учащимися по формированию медиакомпетенций в рамках сложившейся информационной действительности. Одни школы интегрируют медиаобразование в образовательные предметы, другие вводят отдельный курс, но до сих пор наиболее популярной формой остаются кружки и секции по журналистике, которые выпускают детские СМИ. Эта статья об уникальных формах и методах формирования медиакомпетенций детей и подростков. Мы нашли принципиально новый способ решения важной задачи медиаобразования и воспитания социальное проектирование. Ранее использовался только с целью гражданско-патриотического воспитания подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективные методы и уникальные формы развития медиакомпетенций учащихся»

УДК 37

Е.А. Бльох

Челябинский государстеенныйуниеерситет, Челябинск

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И УНИКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАКОМИЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Ежедневно ведётся поиск оптимальных форм и методов работы с учащимися по формированию медиакомпетенций в рамках сложившейся информационной действительности. Одни школы интегрируют медиаобразование в образовательные предметы, другие вводят отдельный курс, но до сих пор наиболее популярной формой остаются кружки и секции по журналистике, которые выпускают детские СМИ. Эта статья об уникальных формах и методах формирования медиакометенций детей и подростков. Мы нашли принципиально новый способ решения важной задачи медиаобразования и воспитания - социальное проектирование. Ранее использовался только с целью гражданско-патриотического воспитания подростков.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакомиетеиции, новые технологии, формы и методы, социальное проектирование, детские СМИ.

Каждый день ведётся активный поиск новых форм и методов для развития медиакомпетенций детей и подростков. Это связано с тем, что «в недалеком будущем примерно три четверти населения будет занято в области информации и сферах, связанных с коммуникацией. А поэтому формирование медиабезопасной среды является одним из актуальнейших направлений в системе образования» [И. С. 98]. С этим связана актуальность нашей работы. С. И. Симакова в одной из своих статей пишет: «если говорить о медиаобразовании школьников, то стоит отметить, большинство ученых придерживаются мнения, что формирование основ медиаграмотности может происходить в двух направлениях: через интеграцию в учебные дисциплины школьного курса и на специальных занятиях, в частности, на занятиях редакций школьных СМИ. Эта позиция не противоречит и нашему мнению. Идеальным является сочетание этих двух направлений. На практике <...> в большинстве случаев, при организации работы со школьниками, наиболее развитым является второе направление» [12. С. 267]. Описывая опыт работы по формированию медиаграмотности граждан, Светлана Ивановна подчеркивает, что «огромная роль в формировании способности адекватно взаимодействовать с потоками медиаинформации должна принадлежать университетам, в первую очередь, журфакам и отделениям журналистики. <...> мы отмечаем, что в Челябинском государственном университете прослеживается целенаправленная работа с различными возрастными и социальными группами по формированию медиакомпетентности населения, способствуя тем самым медиабезопасности общества. А сам университет, по нашему мнению, является уникальным медиаобразовательным пространством» [13. С. 165]. Опыт, описанный автором, ни что иное, как реализация студентами и педагогами социально-значимых проектов, направленных на формирование медиакомпетенций слушателей-участников проектов.

В данной статье мы обобщим личный опыт работы со школьниками и покажем, как происходит формирование медиакомпетенций в процессе реализации социально-значимого проекта.

Наибольшую популярность данный приём получил с 2011 года, когда метод проектов стал активно использоваться для реализации важных педагогических задач в области медиаобразования. В статье «Метод проектов- актуальная форма организации обучения в высшей школе» автор активное использование метода проектов поясняет следующим образом: «...объясняется стремлением современной школы к развитию личности и интеллекта школьника в такой степени, чтобы выпускник был способен не только самостоятельно находить и усваивать ранее сгенерированную и обработанную информацию, но и сам генерировать новые идеи» [10. С. 95].

Метод проектов используется во всех предметных областях. Особую популярность в последнее время завоевали социальные проекты.

Теоретические основы социального проектирования разрабатывались во многих областях отечественной науки Н. А. Аитовым, Т. М. Дридзе, Н. И. Лапиным, А. И. Приго-

жиным, Н. Г. Харитоновым. Также научно обосновываются проблемы развития технологии социального проектирования в России в работах М. А. Ахановой [1], Н. А. Бондаревой [2]. С. И. Гудзовского [3], Л. Н. Коган [4], Ю. А. Крючковой [5], В. И. Курбатова [6], В. А. Лукова [7], Г. А. Луке [8], В. П. Пахомова [9], Т. Л. Стенина [14] и др.

Обратимся к определению социального проектирования. По С. И. Гудзовскому «Социальное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность в социальной сфере, сущность которой заключается в анализе социо-культурных проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей» [3. С. 4]. Ю. А. Крючков даёт следующее определение: «Социальное проектирование - особый вид проектной деятельности, связанный с преобразованием окружающей социальной реальности в соответствии с некоторым идеалом посредством создания выраженной в знаковой форме и ориентированной на реализацию смысловой общности реального и идеального, которая называется социальным проектом» [5. С. 7]. По мнению В. А. Лукова, «Социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам» [7. С. 11]. Мы же, в рамках данной статьи, будем придерживаться определения, сформулированного П. Б. Бондаревым: «Социальное проектирование - современная методика гражданского образования, при которой дети и подростки самостоятельно выбирают интересующие их проблемы и учатся их решать с позиции соучастия, сотрудничества. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения "нового знания", сколько создания условий, для формирования социальных мотивов и расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Сущность социального проектирования заключается в том, что учащиеся стремятся решить значимую для себя и общества проблему, знакомятся с реальным функционированием властных структур, деятельностью средств массовой информации, общественных объединений, предприятий. Дети и подростки получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального действия, обоснования и реализации собственной позиции» [2. С. 3].

Несмотря на то, что теоретическая база по вопросу социального проектирования выглядит достаточно репрезентативно, отметим, что ранее нигде не было описано использование социального проектирования как метода формирования медиакомпетенций у учащихся. В этом заключается новизна нашей работы.

В своей практической деятельности, в рамках работы пресс-центра, мы реализуем социальные проекты по технологии Всероссийской акции «Я - гражданин России». Опишем некоторые из них.

В 2015-2017 гг. учащиеся МБОУ «Лицей № 88 г. Челябинска», воспитанники пресс-центра реализовали проект «Всё в твоих руках», цель которого - оказание адресной помощи Областному Дому Ребенка № 2 им. Зинаиды Антоновой, с целью подарить заботу о детях, оставшихся без родителей и привлечь внимание общественности к проблеме брошенных детей. А именно: сбор необходимых вещей и предметов бытовой необходимости - памперсы, влажные салфетки, шампуни. Вся школа, ребята, родители и учителя поддержали нашу идею помочь деткам, которых бросили в роддоме или забрали из социально опасных семей.

В 2016-2017 учебном году был организован проект «Спаси Бобра - не дай дереву умереть»: социальный проект по сбору макулатуры для пополнения библиотечного фонда лицея.

Как мы уже сказали выше, при организации работы мы использовали технологию акции «Я - гражданин России». В. П. Пахомов - инициатор этой всероссийской акции, рекомендует строить работу над социальным проектом последовательно [9].

Первая стадия: подготовка учащихся к работе над проектом. В ходе разнообразных занятий ребята знакомятся: с ценностно-смысловым значением социального проекта; с материалами о современном этапе и перспективах развития того места, где они проживают; со структурой органов государственной и местной власти. На этой стадии осуществляется практическая деятельность, в которой ребята: проводят анализ ситуации на данной территории; рассматривают вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации; изучают ме-

тоды и процедуры, принятые в общественно-политической деятельности.

В рамках формирования медиакомпетенций у подростков данный этап социального проекта позволяет учащимся чётко определить позиции того или иного СМИ - является ли оно политическим, корпоративным или каким-либо другим. Определить роль СМИ в решении социальной проблемы. Как СМИ формирует общественное мнение и показывает учащимся важность размещения информации в СМИ.

Вторая стадия: выбор проблемы. Анализ широкого спектра вопросов, значимых для данной территории, строится на основе личных впечатлений, анализа материалов массовой информации, интервью с родителями, социологического опроса соответствующей социальной или реальной проектной деятельности.

Учащиеся в рамках второго этапа учатся работать с информацией, используя эмпирические методы: анкетирование; работа с фокус-группой. Также проводятся социальные опросы, составляются графики и определяется актуальность проблемы и готовность окружающих помочь решить эту проблему.

Третья стадия: сбор и анализ информации. Для более детальной проработки сущности проблемы и причин сложности ее решения ребята занимаются обработкой информации различных источников: средства массовой информации; библиотека; научные работники, преподаватели, учителя, специалисты в данной области; юристы; административные и законодательные органы.

На этом этапе ведётся работа со СМИ: вычитываются печатные издания, просматриваются интернет-СМИ на предмет социальной проблемы, которую дети выявили как приоритетную. И рассчитывают степень ее освещённости в СМИ в процентном соотношении. На этом этапе ребята получают навыки интервьюирования и оформления диалога в медиапродукт - сюжеты, статьи. Знакомятся с новыми людьми, приобретают уверенность в себе.

Четвертая стадия: разработка собственного варианта решения проблемы. Обработка и систематизация полученного материала строится по разделам: актуальность и важность данной проблемы; информация о различных подходах к решению данной проблемы; юридическая база решения проблемы; анализ разнообразной информации.

Участники проекта разрабатывают программу действий. На этой стадии начинается деловое взаимодействие с разными ветвями власти. Обучающиеся учатся составлять пресс-релизы и решают, кто может стать социальным партнёром в социальном проекте.

Пятая стадия: реализация плана действий команды учащихся. Осуществляются задуманные акции, массовые мероприятия, обращение во властные органы, СМИ, выезды на разнообразные адреса для конкретной помощи ит.д.

Работа над социальным проектом помогает ребятам развить навыки создания медиапродук-тов. Именно на этой стадии учащиеся понимают роль СМИ в решении проблемы. Чётко видят зависимость привлечения социальных партнёров от того, как представлен материал в СМИ. Опыт наглядно показывает ребятам, что СМИ выполняют пропагандистскую и мотивирующую роли.

Работая в этом направлении, участники проекта привлекают общественность к соучастию в решении проблемы; учатся грамотно разрабатывать и проводить PR-кампанию проекта; приобретают навыки практического использования таких программ, как Adobe Indesign, Picktochart, Adobe Premier.

В результате были созданы три видеоролика, разработаны социальные плакаты, написаны три статьи в школьную газету и одна итоговая в районную газету «Челябинский металлург», составлен пресс-релиз для телеканалов, благодаря которому выехала съёмочная группа «31 канала (Челябинск)». А к проекту присоединился Челябинский региональный благотворительный фонд «Родная» и предложил выступить в роли социального партнёра акции.

Шестая стадия: подготовка к защите проекта. Формируется портфолио проекта, собираются все материалы и прописывается деловой доклад. На данном этапе ребята учатся спичрайтингу и понимают, что от того как представлен материал устно зависит успех реализации проекта.

Седьмая стадия: презентация проекта. В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме, напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.

Знание правил написания текстов позволяет учащимся представить проект в выгодном свете (спичрайтинг).

Восьмая стадия: рефлексия. Главная цель этого этапа - анализ самими учащимися проделанной работы. Отмечаются трудности, выявляются слабые места проекта, оценивается участие каждого члена команды и т. д.

Опыт показывает, что социальное проектирование - успешный метод работы с подростками для повышения их уровня медикомпетентности. Формирование умения создавать медиаропро-дукты - это не самое важное, чему необходимо научить подростков, хотя, несомненно, пригодится в профессиональной деятельности и в жизни. Приоритетное умение - способность ориентироваться в информационном пространстве и развитие социальной активности ребят. А также важен тот факт, что ребята успешно применяют на практике свои медиакомпетенции.

Список литературы

1. Аханова, М. А. Социальное проектирование в системе муниципального управления : дис... канд. социолог, наук [Текст] / М. А. Аханова. - Тюмень, 2006. - 192 с.

2. Бондарев, П. Б. Теория и практика социального проектирования школьников: реализация Всероссийской акции «Я - гражданин России» в Краснодарском крае : учебное пособие [Текст] / П. Б. Бондарев, Л. В. Чернышкова, И. В. Сальникова. - Краснодар, 2006.

3. Гудзовский. С. И. Социальное проектирование : учебно-методическое пособие [Текст] / С. И. Гудзовский. - Самара, 2003. -С.25.

4. Коган, Л. Н. Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы [Текст] / Л. Н. Коган. С. Г. Панова // Методологические аспекты социального прогнозирования. - Красноярск, 1981. - С. 73.

5. Крючков, Ю. А. Методология и методы социального проектирования. Учебное пособие для студентов социологического факультета [Текст] / Ю. А. Крючков. - М.: Союз, 1998. - С. 40.

6. Курбатов, В. И. Социальное проектирование [Текст] / В. И. Курбатов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.-С.412.

7. Луков, В. А. Социальное проектирование [Текст] / В. А. Луков. - М.: Ин-т социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997. - С. 192.

8. Луке, Г. А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике [Текст] / Г. А. Луке. - Самара : Изд-во «Самарский университет», 2003. - С. 278.

9. Пахомов, В. П. Гражданское образование в России: новые подходы и региональный опыт. Всероссийская акция «Я - гражданин России!» Руководство для организаторов и методистов [Текст] / В. П. Пахомов. - Самара : ООО «НТЦ», 2000. - С. 46.

10. Симакова, С. И. Метод проектов - актуальная форма организации обучения высшей школы [Текст] /С. И. Симакова//Челябинский гуманитарий. -Челябинск, 2011. -№ 1 (14). - С. 92-105.

11. Симакова, С. И. Формирование медиабезопасной среды - актуальное направление в системе образования [Текст] / С. И. Симакова // Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. - С. 98-101.

12. Симакова, С. И. Формирование медиакомпетенций школьников: взаимодействие педагогов и журфаков [Текст] / С. И. Симакова // Медиаобразова-ние как фактор оптимизации российского медиапространства: коллективная монография / Отв. ред. И. В. Жилавская, Т. Н. Владимирова. - М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. - С. 265-271.

13. Симакова, С. И. Формирование медиакомпетентности в системе вузовского образования [Текст] / С. И. Симакова// Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2013. - № 22 (313). - С. 160-165.

14. Стенина, Т. Л. Социальное проектирование в контексте реализации молодежной политики на региональном уровне [Текст] / Т. Л. Стенина. - Ульяновск.: УлГТУ, 2011. -С. 129.

EFFECTIVE METHODS AND UNIQUE FORMS OF DEVELOPMENT OF STUDENTS 'MEDIA COMPETITIONS

BlokhE. A., ChelyabinskState University, Chelyabinsk, elenablokh@bk.ru

Daily search optimal forms and methods of work with young people on the formation of children's and juvenile's media literacy 'within theframework of the current information reality. One integrate me-diaeducation in school subjects, others make mediaeducational coursefor children, but children's and juvenile's media stay the most popular. This article is about the unique forms and methods whichform children's and juvenile's media literacy. Wehavefound fundamentally new method of solving important problem of mediaeducation - using social projects. This method had been used only to form children's andjuvenile's civil-patriotic education.

Keywords: mediaeducation, media literacy, new technologies, forms and methods, social projects, children's andjuvenile's media.

References

1. Ahanova, M. A. (2006) Social'noeproektirovanie v sisteme municipal'nogo upravleniya [=Social Design in the System ofMunicipal Management], Tyumen', 192 p. (In Russ.).

2. Bondarev, P. B., Chernyshkova, L. V. and Sal'nikova, I. V. (2006) Teoriya i praktika social'nogo proektirovaniya shkol'nikov: realizaciya Vserossijskoj akcii "Ya - grazhdanin Rossii" v Krasnodar-skom krae [=The theory and practice of social design of schoolchildren: the implementation of the All-Russian action "I am a citizen ofRussia" in the Krasnodar Territory], Krasnodar. (In Russ.).

3. Gudzovskij, S. I. (2003) Social'noeproektirovanie [=Social design], Samara, p. 25. (In Russ.).

4. Kogan, L.N. and Panova, S. G. (1981) Social'noe proektirovanie: ego specifika, funkcii i proble-my [=Social design: its specificity, functions and problems], in: Metodologicheskie aspekty social'nogo prognozirovaniya [=Methodological Aspects ofSocial Forecasting], Krasnoyarsk, p. 73. (In Russ.).

5. Kryuchkov, Yu. A. (1998) Metodologiya i metody social'nogo proektirovaniya [=Methodology and methods of social design], Moscow, Soyuz, p.40. (In Russ.).

6. Kurbatov, V. I. (2001) Social'noe proektirovanie [=Social design], Rostov n/D, Feniks, p. 412. (In Russ.).

7. Lukov, V. A. (1997) Social'noe proektirovanie [=Social design], Moscow, In-t social'noj raboty Associacii rabotnikov social'nyh sluzhb, p. 192.(In Russ.).

8. Luks, G. A. (2003) Social'noe innovacionnoeproektirovanie v regional'noj molodezhnojpolitike [=Social Innovative Design in Regional Youth Policy], Samara, Izd-vo «Samarskij universitet», p. 278 (In Russ.).

9. Pahomov, V. P. (2000) Grazhdanskoe obrazovanie v Rossii: novye podhody i regional'nyj opyt. Vserossijskaya akciya «Ya - grazhdanin Rossii!» [=Civil education in Russia: new approaches and regional experience. All-Russian action "I am a citizen of Russia!"], Samara, OOO «NTC», p. 46. (In Russ).

10. Simakova, S. I. (2011) Metodproektov-aktual'naya forma organizacii obucheniya vysshej shko-ly [=Project method - an actual form of organization of higher education], in: Chelyabinskiy gumani-tariy [=Chelyabinsk Humanitarian], Chelyabinsk, No. 1 (14),pp. 92-105. (In Russ.).

11. Simakova, S. I. (2015) Formirovanie mediabezopasnoy sredyi - aktualnoe napravlenie v sisteme obrazovaniya [=The formation of a media-safe environment - an actual direction in the education system], in: Vyisshee obrazovanie dlyaXXIveka: XIIMezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya [=High-er education for the XXI century: XII International Scientific Conference], Moscow, Izd-vo Mosk. gu-manit. University press, pp. 98-101. (In Russ.).

12. Simakova, S. I. (2014) Formirovanie mediakompetentsiy Shkolnikov: vzaimodeystvie pedagogov i zhurfakov [=The formation of media competencies of schoolchildren: the interaction of teachers andjournal-ism], in: Mediaobrazovanie kak faktor optimizatsii rossiyskogo mediaprostranstva [=Media education as a factor in optimizing the Russian media space], Moscow, RIC MGGU. M. A. Sholokhov, pp. 265-271. (In Russ.).

13. Simakova, S. I (2013) Formation of media competence in the system of higher education [=The formation of media competence in the system of higher education], in: Vestn. Chelyab. gos. un-ta ^Bulletin of Chelyabinsk State. University], No. 22 (313), pp. 160-165. (In Russ.).

14. Stenina, T. L. (2011) Social'noe proektirovanie v kontekste realizacii molodezhnojpolitiki na re-gional'nom urovne [=Social design in the context of the implementation of youth policy at the regional level], Ul'yanovsk,UlGTU, p,129.(In Russ.).

Бльох Елена Александровна - магистрант, кафедра журналистики и массовых коммуникаций, факультет журналистики, Челябинский государственный университет; заместитель директора по воспитательной работе, руководитель школьного пресс-центра «Влицее», Лицей № 88, Челябинск.

elenablokh@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.