ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Жалалова Н.А.1, Азатова С.Н.2 Email: Zhalalova684@scientifictext.ru
1Жалалова Нилуфар Абдурашидовна - учитель математики, школа № 319, Яккасарайский район;
2Азатова Севара Неъматжон кызы - преподаватель математики, кафедра высшей математики, статистики и эконометрики, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье речь идет об основных требованиях к уроку математики. Анализ структуры урока показывает, что ведущую роль в ней играет цель урока: именно цель урока определяет его структуру, задает отношение между этапами урока, соподчиняет их и объединяет в единое целое. В литературе по методике преподавания математики можно найти конкретные рекомендации по постановке общей цели урока, суть которой сводится к следующему: вначале выделяется основная дидактическая (учебная) цель, исходя из которой выявляются возможности для установления целей воспитания и развития учащихся на уроке математики через его математическое содержание. Целенаправленно и планомерно должно осуществляться не только обучение математике, но и воспитание на уроках математики. Для практики обучения очень важно, чтобы цель урока, поставленная учителем, была понята учеником. Осознанные учеником цель, учебная познавательная задача помогают ему действовать активно и ускоряют процесс получения результата своих действий. В статье даны некоторые указания по использованию этих технологий.
Ключевые слова: методика преподавания математики, школа, дидактическая цель, цели воспитания.
EFFECTIVE METHODS OF TEACHING MATHEMATICS IN
SECONDARY SCHOOL
12 Zhalalova NA. , Azatova S.N/
1Zhalalova Nilufar Abdurashidovna - Mathematic Teacher, SCHOOL № 319, YAKKASARAYDISTRICT;
2Azatova Sevara Nematjon kyzy - Mathematic Teacher, DEPARTMENT OF ADVANCED MATHEMATICS, STATISTICS AND ECONOMETRICS, TASHKENT FINANCIAL INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article deals with the basic requirements for a lesson in mathematics. Analysis of the structure of the lesson shows that the purpose of the lesson plays a leading role in it: it is the purpose of the lesson that determines its structure, sets the relationship between the stages of the lesson, matches them and combines them into a single whole. In the literature on the methodology of teaching mathematics, you can find specific recommendations for setting the overall goal of the lesson, the essence of which is as follows: first, the main didactic (educational) goal is identified, based on which the possibilities for setting goals for the education and development of students in a mathematics lesson are identified through its mathematical content. Purposefully and systematically, not only mathematics training should be carried out, but also education in mathematics lessons. For the practice of teaching, it is very important that the goal of the lesson set by the teacher be understood by the student. The goal realized by the student, the educational cognitive task helps him to
act actively and accelerate the process of obtaining the result of his actions. The article provides some guidance on the use of these technologies.
Keywords: mathematics teaching methodology, school, didactic goal, educational goals.
УДК: 070. 378.174
Общая цель урока (единство обучения, воспитания и развития) порождает новые по содержанию и структуре уроки математики. Кратко опишем структуру двух уроков, проводимых с целью «учить учиться».
Пример 1. Учитель X. в системе уроков, проводимых в младших классах с целью «учить учиться», предусматривает специальные уроки: «Как я учу уроки по математике».
В один день недели у пятиклассников было запланировано провести два урока математики. На первом уроке вводилось новое для учащихся правило сложения рациональных чисел с разными знаками и делались первые шаги по выработке умений применять полученное правило на практике. В конце первого урока пятиклассники получили задание на дом: проработать текст учебника, выполнить упражнения. Учащиеся выполняли его не дома, а на следующем уроке математики.
Учитель дает целевую установку: «Ребята, сейчас мы будем вместе выполнять домашнее задание».
Договорились о последовательности его выполнения: прежде всего, необходимо проработать текст из учебного пособия, затем выучить правило сложения, но не путем многократного повторения его, а в процессе выполнения упражнений, проговаривая правило вначале вслух, а потом про себя.
Каждый ученик имеет в учебнике закладки — чистые полоски бумаги, длины которых совпадают с длиной страницы, а ширина — с шириной ее поля. Одна такая полоска совмещается с полем читаемой страницы. Чтение текста ведется с карандашом в руках. При первом чтении на пронумерованной полоске делаются разметки прочитанного: главная мысль, например, отмечается круглыми скобками, особо важные места — восклицательным знаком или двумя вертикальными чертами и т.п. При повторном чтении ученик стремится разобрать трудные места в тексте, перечитать главные мысли, сформулировать основные вопросы и записать ответы на них в рабочей тетради и т.д.
В работе над текстом прошлого урока учащиеся отметили самое главное — правило сложения и образцы выполнения действия. Затем в соответствии с образцами, проговаривая шаги, указанные в правиле, они выполняют сложение [1. C. 85].
Так постепенно учащиеся приобретают умения «учить уроки».
Пример 2. В старших классах возможно, исходя из допущения, что ученики умеют извлекать новые знания из математической книги, построить урок так, что на первый план выступает обсуждение нового материала, который изучался учениками самостоятельно дома. Учащиеся вначале задают вопросы по самостоятельно проработанному новому материалу, показывают, как они выделяли главное, делали выводы и т. д.
Второе важное требование к уроку математики — это рациональное построение его содержания. Бесспорно, что на уроке математики главным является его математическое содержание, которое должно глубоко отражать логику данного учебного предмета и быть определяющим во всем, что делается на уроке. Именно на базе математического содержания урока формируются у учащихся три вида умений и навыков: математические, общеинтеллектуальные (приемы умственной деятельности), умения и навыки учебной деятельности.
Важно обучать учащихся не столько математическим фактам самим по себе, а приобщать учащихся к методам математики, развивать у них мышление [2. C. 123].
Если, например, планируется познакомить учащихся на уроке с новой теоремой и ее доказательством, то на все содержание урока надо посмотреть с точки зрения
обучения дедуктивным умозаключениям, общим методам доказательства и т.п. Это же математическое содержание учитель анализирует и с точки зрения возможностей продвижения учащихся в овладении учебными действиями, например, действиями «получение следствий» и «подведение под понятие» [4. C. 26].
Обучение всем видам содержания, умений и навыков должно вестись планомерно, в определенной системе.
В каждом уроке важно выделить стержневую идею его математического содержания и вокруг нее сгруппировать все остальное.
Третье требование к уроку — это оптимальный выбор средств, методов и приемов обучения и воспитания на уроке.
Большая роль в отборе средств, методов и приемов работы на уроке отводится учителю. Успех дела зависит здесь во многом от того, насколько глубоко проникает учитель в специфику учебного материала, насколько умело ставит учебные познавательные задачи, учитывая при этом уровень общей и математической подготовки учащихся, их личностные качества и прогнозируя результаты использования того или иного средства, метода или приема [3. c 355].
Выбирая средства, методы и приемы обучения, необходимо помнить, что нельзя их универсализировать. Ни одно из средств, ни один из методов, взятых изолированно, не смогут обеспечить достижения целей обучения.
Специфика самого предмета «математика» такова, что основным в обучении являются наглядно-вербальные средства в различных сочетаниях. Урок математики характеризуется комплексным применением наглядных и технических средств обучения.
Урок математики характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся.
Задачи самообразования, самоконтроля и самооценки своего труда требуют развития индивидуальных форм организации учебной деятельности.
Берутся на вооружение и групповые формы работы учащихся на уроках-Правильно организовать работу учащихся в группах — серьезная методическая проблема. Недопустимо, чтобы активными в неоднородных группах были только более сильные учащиеся, чтобы они навязывали другим членам группы свои мнения, решения проблем, давали списывать готовые решения задач и т. п. Непродуманная групповая работа может нанести большой вред обучению и воспитанию. Хорошо, если сильные направляют работу более слабых учащихся данной группы, помогают им продвигаться вперед, следят за успехами других.
В зависимости от поставленной цели группы могут формироваться весьма различными способами.
Список литературы /References
1. Джанабердиева С.А. Занимательные методы преподавания математики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2014. № 3-1. С. 92-96.
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4757/ (дата обращения: 21.01.2020).
3. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе / Тобольск, Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997.
4. Ермолаева Н.А., Маслова Г.Г. Новое в курсе математики средней школы / М.: Просвещение, 1978.