МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х
8. Просроченная кредиторская задолженность организаций (на конец ноября 2015 года) http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/
9. Раева И. В., Разумова К. В. Совершенствование механизма управления дебиторской задолженностью на предприятии телекоммуникационной отрасли // Молодой ученый. - 2014. - №12. - С. 175-178.
10. Распределение организаций, имевших просроченную задолженность покупателей и поставщикам, по видам экономической деятельности в 2014г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d02/24-30.htm
11.Факторинг в России http://raexpert.ru/ratings/factoring/2014-1/
© Езангина И.А., Чан Ван Тхань, Григорян А.С., 2016
УДК 659
Елисеева Анна Владимировна ФГБОУ ВО «НВГУ», г. Нижневартовск, РФ E-mail: [email protected] Долгина Екатерина Станиславовна канд.культурологии, доцент ФГБОУ ВО «НВГУ»,
г. Нижневартовск, РФ E-mail: [email protected] Безбородова Юлия Владимировна канд.филол.наук, доцент ФГБОУ ВО «НВГУ»,
г. Нижневартовск, РФ E-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ PR В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ PR-
СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация
Статья посвящена инструментам PR, которые обеспечивают эффективное взаимодействие компании и общественности. В современном информационном обществе в связи с развитием Интернет-технологий PR-специалист обязан обеспечивать присутствие компании в мировой сети.
Ключевые слова
Средства массовой информации. Public relations. Инструменты PR. Пресс-конференция.
Благотворительность.
Public relations (PR, связи с общественностью) предполагают формирование хороших отношений предприятия сервиса с общественностью, получение благоприятной известности и создания положительного имиджа фирмы, а также препятствование распространению негативных слухов, историй, мнений о деятельности фирмы [4, с.10.].
Public relations является особой формой маркетинговых коммуникаций, основанной на формировании определенных отношений в управлении различными аудиториями. Связи с общественностью организуют отношения взаимодействия предприятия и социума, направлены на установлении доверия и позитивного отношения к источнику информации, значительно повышая эффективность коммуникационных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
инструментов, в то время как реклама, что и является их главным отличием, направлена на построение отношений вокруг предлагаемого товара или услуги и стимулирование эффективного сбыта.
К функциональным составляющим public relations относятся:
• эффективное взаимоотношение со средствами массовой информации и структурами государственной службы;
• построение отношений с инвесторами;
• создание и управление имиджем предприятия;
• организация и проведение PR-мероприятий;
• внутрикорпоративное взаимодействие с персоналом;
• управление кризисными ситуациями.
Построение отношений со СМИ - это, в первую очередь, разработка концепции и стратегии взаимоотношений со СМИ, формирование пула изданий и журналистов, инициирование информационных поводов и новостей, предоставление информации прессе (выпуск и распространение пресс-релизов, организация и проведение мероприятий для прессы), а также организация и проведение медиа-тренингов для официальных спикеров компании, анализ и мониторинг прессы и другое.
Для эффективной работы со СМИ необходимы систематизированные и постоянно обновляемые сведения о них. Запуск новой продукции, в первую очередь, требует строгой регламентации временных сроков: период освещения продукта в средствах массовой информации, запуска рекламных роликов и наружной рекламы, информирование пунктов продажи о выпуске новой продукции и сроков поступления товара в продажу. Информация о новой продукции должна поступить в средства массовой информации до выпуска рекламной продукции ввиду того, что для журналиста первоочередной является новость, а разрекламированный товар таковым не является и требует усилий для привлечения интереса читателей. Таким образом, средствам массовой информации требуется время для ознакомления с новой продукцией, для чего организовываются пресс-туры и специальные мероприятия для создания информационного повода [1, с. 222.].
Каждый инструмент PR в общей PR-кампании выполняет главную задачу - это формирование доверия к источнику информации, что в значительной степени усиливает эффект от применения других инструментов маркетинговых коммуникаций. Соответственно для достижения конечного результата следует использовать все ключевые инструменты PR.
К инструментам PR относятся:
- фирменный стиль;
- лоббирование;
- работа со СМИ;
- благотворительная деятельность;
- живой PR;
- интерактивный бум.
Фирменный стиль - или корпоративный стиль - является одним из основных и эффективных инструментов PR, так как обеспечивает единство представления товаров и услуг, любых проявлений деятельности компании и всей исходящей любых проявлений деятельности компании и всей исходящей информации.
Фирменный стиль имеет своей целью обеспечение отличительных свойств объекта, его визуальное выделение за счет особых черт: логотипа, шрифта, цветового оформления, специальной фирменной одежды и др.
Фирменный стиль направлен на обеспечение единого рабочего пространства, продукции и рекламных мероприятий предприятия посредством совокупности графических, цветовых, видео- и аудиоприемов. Фирменный стиль направлен на отличие корпоративного имиджа от имиджа конкурентов, позволяет
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
предприятию быть узнаваемым, позитивно влияет на восприятие сотрудников, партнеров и общества. В узком понимании, фирменный стиль - совокупность товарного знака, цветовой гаммы и принципов графического оформления деловых бумаг [6, с. 136.].
В широком понимании фирменный стиль - это использование единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех видов рекламы, документации, а также максимального числа элементов окружающего пространства, которые имеют или могут иметь отношение к организации или проекту.
Фирменный стиль призван выступать в качестве:
- средства формирования индивидуального и неповторимого имиджа организации;
- системы идентификации, определенного маркера, информационного носителя, позволяющего потребителю находить предлагаемые на рынке товары и услуги;
- инструмента формирования у потребителя положительного отношения как к организации или проекту в целом, так и к отдельным товарам и услугам.
Эффективная индивидуальность предприятия является длительным и непростым процессом. В первую очередь стоит найти среди множества идей одну - самую приемлемую и оригинальную - и преобразовать ее практическое использование. Для этого задействуются различные приемы достижения узнаваемости: разработка логотипа и фирменной одежды персонала, сувенирной продукции, наружной рекламы, печатного корпоративного издания, web-сайта, фирменных бланков организации и др. фирменный стиль предприятия должен быть узнаваемым, выдержан в единообразии во всех структурных подразделениях предприятия [6, с. 137].
К основным элементам фирменного стиля относятся:
- логотип предприятия;
- цветовой образ организации;
- набор фирменных шрифтов, использующихся в документации предприятия;
- рекламный слоган, послание потребителям и партнерам;
- фирменный блок, включающий все перечисленные выше или некоторые элементы фирменного стиля, а также почтовый адрес, банковские реквизиты, web-адрес [3, с. 133].
Еще одним эффективным инструментом PR является лоббирование - деятельность предприятия, в основе которой лежит попытка влияния на государственные структуры и решения правительства в управленческой области бизнеса. Термин происходит от английского «lobby» - «коридор, так как попытки давления на законодателей часто проводились в коридорах, связанных с законотворческой палатой» [1, с. 278]. Лоббирование предполагает построение отношений с государственными структурами и является одной из самых старых сфер деятельности PR.
Необходимость лоббирования обусловлена неизбежностью расхождения мнений и позиций различных групп по всем возможным вопросам жизни общества. Различия возможны по многим критериям -партийному, территориальному, отраслевому.
Лоббирование может вестись: открыто, когда все вопросы выставляются на публичное обсуждения перед законодательными комитетами, и на личных встречах представителей общественности и лоббистов.
Основным направлением деятельности PR-специалиста является работа со средствами массовой информации: сбор и анализ статей, опубликованных в СМИ, и предоставление информации для СМИ.
Одно из самых эффективных инструментов взаимодействия со СМИ - пресс-конференция. Это мероприятие, на которое приглашаются журналисты для оглашения одной или нескольких новостей и их обсуждения. Традиционными мотивами создания пресс-конференции являются: подведение итогов года, слияние предприятий, начало выставки, конференции, конфликт среди акционеров или с государством, сдача в эксплуатацию чего-то большого и весомого, вывод на рынок новых, инновационных продуктов [3, с. 170].
Специалисты по связям с общественностью в своем взаимодействии со СМИ используют информационные материалы.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
- Пресс-релиз: краткое информационное послание компании обществу. Он содержит следующую информацию: об изменениях в руководстве компании; о выпуске нового продукта или услуги; о предстоящем событии; новую информации о фирме и ее деятельности [5, с. 213].
- Медиа-кит или пресс-кит - второе по значимости средство PR после пресс-релиза. Содержит несколько средств коммуникации для потенциального использования газетой или журналом. Кит предназначен для ответа на все наиболее вероятные вопросы прессы по поводу заявления организации [1, с. 160].
- Бэкграундер - информация базового характера, не являющаяся новостью или сенсацией: о профиле деятельности, планах, истории организации; изложение содержания документов, описание товаров и услуг; статистические данные и т.д. [6, с. 276]
- Именная статья - статья, написанная специалистом и издаваемая под именем руководителя компании, представляющая его как эксперта в какой-либо области;
- Обзорная статья - посвящена масштабным проблемам, в их написании принимают участие все публичные лица компании, где они дают свои предложения по решению этих проблем.
Среди форм работы с общественными организациями главенствующее место занимает благотворительность - это акт свободной воли, акт дарения. Оказание благотворительной помощи не связано с конкретной социально-экономической обстановкой. Благотворительность - финансовая или иная поддержка общественных объединений, культурных и спортивных организаций и их программ, осуществляемая коммерческими структурами на безвозмездной основе.
К видам благотворительности относятся: патронаж - организационное или финансовое покровительство, оказываемое на постоянной основе [2, с. 207], и спонсорство - вклад физического или юридического лица, не участвующего в осуществлении проекта, в прямое или косвенное финансирование для поощрения полезных начинаний инициативных групп и отдельных лиц; чаще всего разовая акция.
В современном информационном обществе в связи с развитием Интернет-технологий PR-специалист обязан обеспечивать присутствие компании в мировой сети. Таким образом, можно выделить как инструмент PR блог - личный журнал в сети Интернет, который ведется в режиме реального времени и содержит всю информацию по интересующим вопросам. Блоги являются мощным средством коммуникации, направленным на прямое общение с социумом. Они являются новым видом рекламы, имеющим практический характер, так как основан на живом человеческом общении, вызывающим доверие со стороны социума.
Сегодня появился ещё один источник «дополнительной ценности» продуктов - SMS-коммуникации. SMS - технологии открывают современным компаниям новые возможности по продвижению своих товаров и услуг. Рост интереса компаний к проектам на базе мобильных технологий объясняется, прежде всего, их высокой эффективностью.
Список использованной литературы:
1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. - М., 2006.
2. Варакута С.А, Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Касьянов Ю.В. PR-кампания своими силами. Готовые маркетинговые решения. - СПб: Питер, 2008.
4. Морозова Н.С.., Морозов М.А. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для студентов ВУЗов/ Н.С.Морозова. - 4-е изд. М.: Академия, 2008.
5. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 2002.
6. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации. - С.234.
7. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб.пособие. - М.: Дело, 2003.
© Елисеева А.В., Долгина Е.С., Безбородова Ю.В., 2016